План-конспект открытого занятия по бисероплетению. План-конспект вводного занятия по бисероплетению "путешествие в волшебную страну бисероплетение"

Конспект открытого занятия с презентацией по бисероплетению "Русская красавица- березка"

Мальцева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования МУДО ДДТ "Горизонты", п. Первомайский, Забайкальский край
Описание: данный материал предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, учителей начальных классов
Тема: Русская красавица- березка
Цель: освоение техники петельного плетения
Задачи:
1) учить плести веточки березы из бисера, используя петельную технику;
2)познакомить с разновидностями берез, легендой о березе, полезных свойствах, применении;
3) развивать моторные навыки, внимание, память, глазомер;
4)воспитывать эстетический вкус, аккуратность, терпение, трудолюбие, любовь к природе;
Возраст учащихся: 8-10 лет
Тип занятия: комбинированное
Продолжительность занятия: 45 минут
Используемые элементы педагогических технологии :
Информационно-коммуникативная
Здоровьесберегающая
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная
Методы и приемы, используемые на занятии:
наглядные: демонстрация компьютерной презентации, видеоролик, демонстрация готового изделия, схема;
словесные: рассказ педагога, беседа, объяснение, сообщение, инструктаж, напоминание, поощрения.
практические: самостоятельное изготовление веточек березы.
Необходимое оборудование для занятия:
На доске: цветок с цветными лепестками на магнитах;
На столах: бисер зеленого цвета, проволока, ножницы, салфетка, подставки для бисера, схема плетения;
У педагога: образец выполненной работы, компьютер, медиапроектор.
Подготовительный этап работы:
1. Сбор информации по теме занятия
2. Создание компьютерной презентации к занятию
3. Подготовка схемы изготовления веточек
4. Изготовление дерева
5. Подготовка помещения к проведению занятия:
Занятие проводится в светлом помещении.
Помещение оборудовано столами с горизонтальной рабочей
поверхностью и стульями в достаточном количестве.
Для каждого учащегося оборудована рабочая зона
В помещении установлен компьютер,необходимый для демонстрации
компьютерной презентации
План занятия:
1.Организационный этап – 2 мин
Приветствие, психологический настрой
2.Основной этап –40 мин
1. Сообщение темы и цели урока
2. Просмотр презентации и рассказ педагога
3. Анализ изделия
4. Практическая работа (физкультминутка, приложение №1)
5. Гимнастика для глаз (через 10 минут практической работы) (приложение №2)
3.Заключительный этап – 2-3 мин
Оценивание работ, рефлексия, уборка мест1. Орг. момент. Психологическая подготовка к занятию
Педагог: Добрый день, я рада видеть вас на занятии. Прежде, чем мы начнем наше занятие, поприветствуем друг друга. Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему, пожмите руку, пожелайте удачи. Повернитесь к другому соседу, проделайте то же самое действие. Молодцы, вижу у вас хорошее настроение. Давайте сохраним его до конца занятия.
2. Основной этап.
1. Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, все внимание на экран.(просмотр видеоролика о деревьях,не весь, по времени 2 мин 23 с)

Педагог : - Просмотрев ролик, можете ли вы сказать, о чем сегодня на занятии будет идти речь? (речь пойдет о деревьях)
-А о каком дереве мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Это модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в сережках весной,
Сарафан зеленый летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. (березка) И.Семенова
- Тема нашего занятия: «Русская красавица - березка». Мы с вами начинаем изучать новый раздел программы: «Деревья из бисера».
- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем занятии? Чему должны научиться?(сплести веточки березы)
-В конце занятия мы посмотрим, достигли ли мы нашей цели.
2. Просмотр презентации и рассказ педагога
- Сейчас мы посмотрим презентацию «Какие бывают деревья?» (учащиеся смотрят, а педагог комментирует)
-Деревья бывают высокими и низкими (слайд 1), тонкими и толстыми (слайд 2). У одних раскидистая крона, у других ветви опущены вниз или приподняты вверх (слайд 3). Вы видите, что дерево можно нарисовать, сделать из цветной бумаги и картона в виде аппликации, можно изготовить из природного материала (слайд 4). Бисерное деревце можно сделать из камней, бусинок, бисеринок, монеток. Цветовая гамма может быть разнообразной. (слайд 5)
Приемы бисероплетения, используемые для изготовления бисерного дерева тоже могут быть разными.
- С давних лет берёза была символом России. (слайд 6)Береза – самое распространенное дерево в нашей стране. Она растет в деревнях и городах, в лесах вперемешку с елями и соснами или целыми рощами, которые так и называют - березовые.
- Кто-нибудь из вас знает, что означает слово «береза»? (ответы детей) Слово береза означает «беречь». (слайд 7) Также еще считают, что свое название береза получила, как производное от имени древнеславянской богини Берегини, которую считали покровительницей добрых начинаний и помыслов. Древние русичи полагали, что березу людям подарили боги в качестве оберега.
Береза очень распространена. Насчитывается более 65 видов берез. (слайд 8)
Для некоторых видов характерен коричневый и серый цвет ствола. Вот, например, повислая береза, пушистая, черная, каменная, ребристая, карликовая. (слайд 9, 10) .Средняя продолжительность жизни этих деревьев колеблется от 100 до 300 лет.
Кора березы, покрывающая ствол, может быть белой, желтоватой, с розовым или бурым оттенком.
О том, что это растение давно и прочно вошло в наш быт, говорит старинная русская пословица – загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы. Первая польза – больным здоровье. Вторая – от тьмы свет. Третья – дряхлых исцеление. А четвёртая – людям колодец». (слайд 11)
1.Разгадать ее нетрудно. Первая польза - больным здоровье. Что это означает? (ответы детей).О пользе целительного березового сырья можно писать целые трактаты. В народной медицине используют листья, почки, кору, сережки и даже пыльцу березы. А еще ведь есть березовые веники(слайд 12), которые являются неизменно главным атрибутом наших русских бань. Биологически активные ферменты, содержащиеся в листве березы, проникают через расширенные поры распаренной кожи и помогают нам избавиться от простудных заболеваний и воспалительных процессов.
2.Вторая польза - от тьмы свет. Как вы понимаете это? (ответы -предположения детей.) Березовой лучиной раньше освещались крестьянские жилища.Березовые дрова считаются самым лучшим материалом для отопления.
3.Третья польза – дряхлых исцеление. Третья отгадка намекает на бересту. Дело в том, что берестой в старину скрепляли битые горшки. Кроме того, береста и древесина березы и сейчас используются в народных промыслах (слайд 13) для производства предметов быта – детских резных игрушек, портсигаров, туесков, коробок, ковшей, корзинок, в старину – лаптей. Для поделочного материала годятся только старые березы (от 60 до 100 лет).
4.Четвертая польза- людям колодец. О четвертой отгадке вы и сами догадались. Самым полезным в березе является ее сок - березовица, лекарство от ста хворей. (слайд 14)
В старину говорили: «три недели пьешь березовицу – здоров весь год». А еще говорили, что в слезах березы большая богатырская сила.
Какие же обычаи, связанные с березой, существовали у древнеславянских народов?
Почти все древнеславянские народы ассоциируют это дерево с женским началом, чистотой и целомудрием. Во время сватовства ветки березы несли символ невесты, а ветки дуба – жениха. А когда в молодой семье рождался первенец, нужно было рядом с домом посадить березу, которая убережет всех домочадцев от бед, принесет потомкам здоровье, счастье и благополучие. Существовал обычай приводить заболевшую девочку на исцеление к березе.
Береза может подсказать благоприятную дату посева, предсказать погоду:
много березовицы – жди дождливое лето,
береза раньше ольхи дала листки – жди засушливое лето,
береза зазеленила – пора сеять овес.
Присутствует береза в древнеславянских былинах и сказаниях. У наших народов из одной сказки в другую повторяется сюжет о том, как русалка вышла на берег и превратилась в березу. (слайд 15,16)
- Послушайте одну из них, которую приготовила……
(ученица читает легенду о березке, на экране иллюстрации)
В лесном озере жила прекрасная русалочка, которая при свете луны любила гулять его берегами. Совершать прогулки ей разрешалось только до первых лучей солнца. Но однажды, увлекшись, русалочка нарушила это правило и не заметила, как в небе появился лучезарный бог Хорс - солнце, Таких девушек Хорс еще ни разу не видел на Земле и тут же в нее влюбился. Несчастная попыталась спрятаться в родном озере, но у нее ничего не вышло, Хорс не захотел ее отпускать и превратил в тонкую березку с поникшими как чудесные волосы русалочки ветвями.
3.Анализ изделия .
- Ребята, посмотрите на эти образцы (фото готовых берез) и подумайте, в какой технике мы будем работать сегодня?
- Какая это техника? (петельная)
- Докажите, что это петельная техника. (это техника петельная, потому что веточки выполнены из петелек)
- Как можно использовать такое дерево? (подарок, украшение интерьера)
- Мы будем с вами плести зеленую веточку березки. На следующих занятиях мы веточки соберем в более пушистые веточки, сделаем каркас ствола, оформим ствол и получится березка. На это уйдет не одно занятие.
- Давайте посмотрим, как плетутся веточки березы в петельной технике: (на экране пошаговое изображение плетения) (слайд 17)
- Посмотрите, все ли вам понятно? У вас на столах лежат точно такие же схемы, можете ими пользоваться.
- Какие материалы нам пригодятся? (проволока, бисер)
4. Практическая часть.
- Прежде чем начать, вспомним правила ТБ в работе с бисером, проволокой, ножницами, правильную посадку за столом во время работы. (ответы детей)
- А сейчас выполним физкультминутку (Приложение №1)
- Итак, рабочее место готово и мы приступаем к работе.
Педагог помогает затрудняющимся, проверяет правильность плетения веточек.
Через 10 минут делаем гимнастику для глаз.(Приложение №2)

Практическая часть:

(к конспекту открытого занятия с презентацией по бисероплетению «Русская красавица - березка»)
Плетение веточки березки:
1. На проволоку длиной 50см и диаметром 0,4 мм набираем 4-5 бисеринок светло-зеленого и 1 бисеринку темно- зеленого цвета. Помещаем их на середине проволоки и концы проволоки скручиваем. Делаем скрутку примерно 0,7- 1 см длиной. У нас получится петелька.


2. На левый кончик проволоки набираем бисер в таком же порядке: 4-5 бисеринок светло-зеленого и 1 бисеринку темно- зеленого цвета. Также делаем петельку, скручиваем.


3. Затем присоединяем правый кончик проволоки и скручиваем два кончика вместе.


4. Теперь набираем на правый кончик бисер и делаем петельку. И так далее. У нас петельки получаются в шахматном порядке, всего их нужно сделать 8-10 штук на одной веточке.



5. Чтобы веточка получилась пышнее, нам нужно сплести 3 таких веточки.


6. Затем все 3 веточки скручиваем вместе. У нас получилась пышная веточка.


3. Подведение итогов .
- Давайте посмотрим, что у нас получилось (отмечаю «+» и «-» работ обучающихся).
- Достигли ли мы нашей цели? (ответы детей)
Рефлексия:
- А сейчас поиграем в игру «Продолжи предложение» (детям предлагается выбрать один из лепестков цветка, прикрепленных на доске и продолжить предложение: Сегодня я узнала…, было интересно…., я научилась…, у меня получилось…, было трудно…, я попробую…)
- Спасибо. Всех благодарю за старание. Продолжим нашу работу на следующем занятии.

Приложение №1
Физкультминутка «Вы, наверное, устали?» (из книги Ковалько В.И. Школа физкультминуток)
- Вы, наверное, устали?
- Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручкам похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Приложение №2.
Комплекс гимнастики для глаз №2 (из книги Т.Н.Басковой. Бисер. Уроки труда в начальной школе.)
Упражнение 1.
1. Закрыть глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы – зажмуриться.
2. Раскрыть глаза, расслабляя мышцы глаз. Во время упражнения сохранять ритмичное дыхание. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2.
1. Посмотреть на переносицу и задержать взор в течение трех полных ритмичных циклов дыхания.
Выполняя упражнение, старайтесь не доводить глаза до усталости.
2. Посмотреть вдаль, не сосредотачивая взгляд ни на чем конкретно (4-5 раз)
Упражнение 3.
1. Не поворачивая голову, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на несколько секунд.
2. Посмотреть прямо вдаль.
Аналогично проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 4.
Часто открывать и закрывать глаза (моргать) в течение 20-30 секунд.

Калякова Наталья Геннадьевна учитель технологии

МОУ «Большеигнатовская СОШ» республики Мордовия.

Разработка занятия по бисероплетению для учащихся 6 класса.

Волшебный бисер

Цели:

1 Познакомить с историей бисероплетения. Научить приему бисероплетения «низание по кругу».

2 Показать привлекательность бисера, как материала, широко используемого при выполнении изящных предметов.

3 Воспитывать точность, аккуратность. Развивать чувство прекрасного.

Оборудование: Бисер синего, красного, зеленого, желтого цвета, бусины произвольного цвета, проволока для бисероплетения, ножницы, салфетки, нитки «Мулине» зеленого цвета, клей «Момент», инструкционные карты, изображения цветка анютины глазки, выставка работ выполненных из бисера.

Межпредметные связи : биология, «Строение растения».

Методы обучения: рассказ,беседа, объяснение, работа в группах.

ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

Ход занятия.

    Орг. момент .

    Знакомство с новым материалом.

Посмотрите, пожалуйста, на эти предметы. Из какого материала они выполнены?

Из бисера разного цвета, разного размера.

— На сегодняшнем уроке мы с Вами познакомимся с одним из видов женских рукоделий- бисероплетением. (слайд 1).

Рассказ учителя:

Бисер и изделия из него известны с глубокой древности. Еще в Древнем Египте существовало искусство бисероплетения, и при раскопках археологи находили изделия из этого материала. (слайд 2).В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».(слайд 3).
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в I в. до н. э. в Александрии был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.
Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной
Таким способом изготовляли и стеклярус, Который представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более. В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме, в Греции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток - в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров.

На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету.

Начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла.
В России в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, но производство так и не стало массовым.
На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.
В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия.. В последнее время производство бисера налажено в Японии и на Тайване.

Ни один показ мод сегодня не обходится без демонстрации изделий из бисера.В коллекцияхВ. Юдашкина, П. Раббано, Дж. Армани этот материал очень распространен.

Различают несколько видов бисера: Чистый бисер(слайд4), утопленный бисер(слайд5), мозаичный бисер (слайд 6), цветистый бисер(слайд7),.

Как Вы думаете, какие инструменты понадобятся нам для бисероплетения?

Ножницы, проволока, леска, нитки…

Какие вещи можно сплести из бисера?

Цветы(слайды 11, 12), украшения для дома(слайды 13-16), бижутерию(слайды17,18).

4 Практическая работа

— Совсем скоро наступит весна, весело зазвенит капель, прилетят скворцы и на клумбах появятся первые весенние цветы.

Какие цветы первыми распускаются в наших садах и парках?

Крокусы, примулы, тюльпаны, нарциссы, маргаритки, анютины глазки…

— А мы с Вами сегодня попробуем ускорить приход весны и выполним из бисера яркий весенний цветок –анютины глазки .(показ плаката с изображением цветка анютины глазки)

Правила техники безопасности при работе с бисером:

— рабочее место должно быть хорошо освещено.

До начала работы бисер нужно разложить по цветам.

— для работы бисер насыпают на прозрачную салфетку.

Из каких частей состоит цветок?

Лепестков, тычинок, стебля, листьев.

Как окрашены лепестки анютиных глазок в природе?

Они могут быть двух цветными, в одном цветке лепестки могут быть окрашены по разному, например фиолетовый и желтый.

Все эти части цветка мы должны будем выполнить из бисера.

Для работы мы разделимся на две группы:

1 группа : В нее входят дети, владеющие навыками бисероплетения. Учащиеся выполняют из бисера зеленого цвета листья цветка. Инструкционная карта в приложении.

2 группа: учащиеся работают под руководством учителя.

Учитель:

— Мы с Вами познакомимся с одним из способов бисероплетения –«низание по кругу».

Выполнение цветка.

Учитель поясняет каждый этап работы и выполняет все операции вместе с детьми.

Лепесток.

    Возьмите проволоку длиной 30 см., нанижите на ее серединку 12 бисерин желтого цвета., соедините в кольцо, скрутите проволоку несколько раз.

    Нанижите на один конец проволоки 21 бисерину, соедините в кольцо и опять скрутите проволоку под бисером.

    Нанижите на один конец проволоки 29 бисерин, соедините в кольцо и опять скрутите проволоку под бисером.

Следующий лепесток выполняется самостоятельно, меняется цвет бисера на синий.

На следующем этапе учащиеся делятся на пары: один человек плетет еще один лепесток, а второй выполняет пестик.

Пестик.

На середину проволоки, длиной 20 см. нанижите крупную бусину, затем на каждый конец проволоки нанижите по 8 бисерин контрастного цвета(красный).Пропустите концы проволоки сквозь бусину и скрутите их под ней.

Сборка цветка.

Скрутите вместе концы проволок у 2 лепестков одного цвета, затем прикрутите пестик и три лепестка другого цвета. Обкрутите стебель цветка нитью зеленого цвета, кончик нитки закрепите клеем. Затем прикрутите листочки, выполненные учащимися 1 группы.

4 Итог урока .

Какие трудности встретились вам при выполнении цветка?

Какой этап работы показался вам самым интересным?

Довольны ли вы результатом работы?

— Я благодарю Вас за сегодняшний урок. Работая вместе, мы за 45 минут получили потрясающие цветы.

Давайте соберем их в один букет, и он будет напоминать нам о наступающей весне, когда под теплыми солнечными лучами распустят свои венчики настоящие первоцветы.

Инструкционная карта

Выполнение листика цветка анютины глазки в технике

«Низание по кругу ».

Для работы понадобится бисер зеленого цвета разных оттенков, проволока длиной 50 см.

Каждая девочка выполняет по 3-4 листика.

Выполняется аналогично лепестку:

1 петля- 10 бисерин

2 петля- 17 бисерин

3 петля- 23 бисерины

4 петля- 31 бисерина

5 петля- 40 бисерин

6 петля- 50 бисерин

оПИСАНИЕ

На середину проволоки набирают бисер для первой дуги, складывают низку петелькой и скручивают проволоку под бисером несколько раз (рис. 1 ).

На один конец проволоки набирают рекомендуемое количество бисера для второй дуги, укладывают низку над первой дугой и скручивают проволоку под бисером несколько раз (рис. 2 ).

Таким образом выполняют нужное количество рядов.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеский центр «Импульс»

Конспект урока

Тема: «Основы бисероплетения»

для учащихся 1-4 классов

Объединения « Коллекция идей»

(Художественно-эстетического направления)

Декоративно-прикладное искусство

выполнила:

педагог дополнительного образования

Сапожникова Лидия Александровна

г. Хабаровск.

2014г.

Цель: Ознакомление с бисером. История бисера. Материалы для бисероплетения. Простые способы плетения.

Задачи:

Обучающая:

Ознакомить учащихся с бисером. Разновидности бисера. Фурнитура для использования при бисероплетении.

Простые способы плетения бисера.

Развивающая:

Развивать моторику пальцев, что способствует умению концентрироваться, сформировывает движения пальцев рук, влияет на уровень развития речи, умению логически рассуждать, обладанием хорошей памятью.

Воспитательная:

- Воспитывать художественный вкус

Воспитывать положительную самооценку

Воспитывать аккуратность, бережливость, внимательность.

Методы обучения:

Словесный

Наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по наглядному показу (схеме))

Практический (работа по схеме)

Методическое обеспечение:

- Наглядные изделия из бисера (бисерные украшения, деревья, бабочки, цветы, стрекозы..и т.д.)

Книги и журналы по бисероплетению

Схемы простого плетения из бисера

Оборудование и материалы:

Проволока 0,3мм

Вид бисера 11/0; 8/0. цвет (зеленый)

Ножницы

Плоская емкость для бисера

Ход урока

  1. Организационный момент.

Педагог:

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с бисероплетением.

Бисероплетение – это популярный вид творчества среди детей и подростков. Работа с бисером очень увлекательна, способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно-моторных навыков и памяти, фантазии и воображения.

2. Бисер – это мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки, проволоки или лески.

Размеры бисера.

Чем мельче бисер, тем больше его номер. Например, бисер 15/0 значительно меньше бисера с номером 6/0. Но бисер одного номера у разных производителей зачастую отличается по величине.

Цвет и форма.

Наиболее распространен круглый бисер, но бывает и треугольный, и цилиндрический, и шестиугольный.

Бисер бывает и прозрачный и непрозрачный. Изнутри и снаружи бисеринки могут быть покрыты медью, серебряной, золотой или цветной краской. Бисер матируют, придают металлический блеск, делают радужную окраску или перламутровую.

Для плетения используют:

Проволоку, леску, нитки, резинку. Нитки могут быть нейлоновые, хлопчатобумажные, шелковые, но плести из них можно с условием, что они достаточно прочны. Проволока – податливый материал, ей легко придать любую необходимую форму. Поэтому чаще всего ее используют для изделий с жестким каркасом, например, для плетения фигурок, изделий для декора интерьера, например бисерных деревьев.

3. История бисера:

Родиной бисера был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду до сих пор находят в древних гробницах. Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производство стеклянного бисера распростронилось по Римской империи, а после и по всей Европе. На Руси в 16 веке открылся первый русский стекольный завод под Москвой¸ где начали создавать изделия из стекла в том числе и бисер, разноцветный стеклярус для украшения царских нарядов.

4. Приготовим рабочее место и повторим технику безопасности.

Для того, чтобы бисер не укатывался и было легко нанизывать, нам понадобится коврик из ворсистой ткани (лучше всего однотонной) размером 30х20 см. Разложим бисер по небольшим плоским коробочкам или крышечкам (например от пластиковых контейнеров)

Техника безопасности:

Особое внимание уделяем месту для занятия рукоделием. Чтобы не устала спина, сидеть надо в удобном положении. Работать лучше за столом при дневном свете. Если освещения мало, включить освещение .

  1. Физкультминутка.

Педагог:

Перед тем, как начать работу, сделаем физкультминутку:

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось

То, на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем,

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

И на место тихо сели.

Педагог: Ребята, мы размялись, теперь приступим к работе:

  1. Простые приемы бисероплетения.

Способ «скрутка»

Веточка листьев из зеленого бисера

Нам понадобится проволока длиной 30-40 см.

Набираем 7 бисеренок зеленого цвета, складываем проволоку пополам, пальцами левой руки плотно сжимаем бисерины, а правой начинаем равномерно скручивать оба конца на длину «ножки».

Педагог показывает выполнение бисерного скручивания.

Затем на один из концов набираем еще 7 бисерин и точно так же обратным ходом скручиваем «ножку». Дойдя до ствола, делаем еще два, три оборота вместе с ним. Снова набираем на длинный конец бисерины и скручиваем сначала «ножку», а потом центральную ветвь до расположения следующей боковой «ножки»

  1. Практическая работа:

Ученики выполняют задание.

Педагог обходит учеников, проверяет выполнения задания.

Корректирует выполнение задания.

По окончанию урока педагог отмечает старательность выполнения работы и аккуратность учеников.

Педагог: Ребята, вы все очень хорошо работали, уберите свои рабочие места, соберите бисер в коробку, проволоку сложите в специальный мешочек. Урок окончен, всем спасибо.

До свидания!

Итог урока :

Ученики познакомились с бисером, его историей.

Освоили простые приемы бисероплетения, способ «Скрутки».

Подготовили веточки листьев из бисера для дальнейшей работы по изготовлению бисерного дерева.

Когда Египет был завоеван римлянами, производство стеклянного бисера распространилось по Римской империи, а после и по всей Европе. На Руси в 16 веке открылся первый русский стекольный завод ¸ где начали создавать изделия из стекла в том числе и бисер, разноцветный стеклярус для украшения нарядов.

Русские мастера делали мозаичные стекла, кольца, браслеты, бусы, вышивали картины, иконы, украшали пасхальные яйца и сувениры.

Венеция главный центр и поставщик бисера в Европе. Весь мир украшала Венеция своим бисером сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера.

Бисерные работы можно найти и у туземцев Америки, Африки, и Океании. Американские индейцы до сих пор отделывают парадное одеяние бисерной вышивкой. Их орнамент геометрический, или сильно стилизованный изображениями растений.

В современном мире центрами производства бисера считаются такие страны как Чехия, Тайвань и Индия. Новая эра в истории бисера и бисероплетения началась с основания производства бисера в Японии.

Историкам не известно кто именно придумал это Чудо – Бисер. Где, в каких измерениях, в какие времена зародилось пространство Бисерных Чудес. Бисер – это очень красивый, прочный и стойкий материал. Он не портится от времени, как ткань, не слишком чувствителен к свету, то есть не выгорает так сильно, как бумага, ткань или краска, и не ломается. Современные бисеринки могут создаваться не только из стекла, но и из самых разных материалов: драгоценных и полудрагоценных камней, металлов, дерева, пластмассы…


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско – юношеский центр»

г. Шарыпово

Методическая разработка
Конспект занятия

«Изготовление цветов из бисера (французская техника плетения)»
(возраст обучающихся: 8-14 лет)

Шарыпово, 2013г.

Конспект занятия по бисероплетению

Тема: «Изготовление цветов из бисера (французская техника плетения)».

Возраст воспитанников: 8-14 лет.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.

Место занятия в разделе программы «Я вхожу в мире искусства»: 3 занятие по теме «Цветы из бисера».

Цель занятия: научить плести цветы из бисера в технике «французское плетение».

Задачи:

Образовательные

Познакомить с новой терминологией;

Обучить приемам набора бисерных мотков;

Познакомить с техникой кругового плетения на оси;

Развивающие

Развить навыки самостоятельной работы;

Способствовать развитию художественного вкуса;

Сформировать навыки КТД;

Воспитательные

Воспитать усердие, аккуратность в работе.

Оборудование.

Демонстрационный материал :

Пошаговая схема французского плетения цветов;

Репродукция и фото маков;

Ваза с букетом цветов из бисера (выполненные во французской технике плетения);

- «микрофон» (бумажный тюльпан, выполненный в технике оригами).

Раздаточный материал:

Технологические карты для плетения цветов;

Мельницы для набора бисерных мотков.

Материал и инструменты:

Проволока;

Лента зеленой бумаги;

Клей ПВА;

Кисточка;

Ножницы;

Плоскогубцы.

Ожидаемый результат: научить плести цветы из бисера во французской технике плетения, применять творческий подход к их изготовлению.

Методы обучения: использование личностно-ориентированных технологий с элементами игровых технологий.

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая.
Ход занятия.
1. Оргмомент.

Игра «Цветик-семицветик» (приветствие, как и рефлексия, обязательные структурные компоненты начала и конца занятия, своего рода ритуал успешности и позитивного отношения к происходящему).

Воспитанники стоят в кругу, и по часовой стрелке делают комплименты друг другу, называя цветком (например, Наташа - фиалка, она скромна, миниатюрная, у нее синие глаза и т.д.).
2. Теоретическая часть.

2.1.Лирическое вступление.
Цветы нам дарят настроенье,

И пробуждают вдохновенье,

Как символ чистой красоты,

Ведь очень трудно без мечты!
И остаётся прочно с нами,

Всё то, что связано с цветами,

В них растворились краски звёзд,

И мир любви без мук и слёз!...

Марк Львовский
2.2.Знакомство с терминологией.

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с техниками плетения цветов из бисера.

Французская техника плетения, как нельзя лучше подходит для плетения цветов, особенно крупнолистных.

Давайте для начала рассмотрим, чем отличается параллельное плетение от французского, еще его называют «круговое» (ребята рассматривают схемы плетения, отвечают) (приложение 1).

Как вы уже ответили:

1. французское плетение идет вокруг центральной проволоки - оси.

Ось - вертикальная проволока, вокруг которой идет накручивание бисерных рядов. Для нее может использоваться проволока толще, чем для нанизывания мотков. На ось набирается центральный ряд бисера.

2. вокруг оси идут по кругу бисерные ряды – дуги.

Дуга – бисерный ряд с одной стороны оси. Дуги плотно прикладываются друг к другу, каждая последующая дуга длиннее предыдущей. От количества дуг зависит размер лепестка (листа).

3. не нужно нанизывать бисер на каждый ряд отдельно, можно плести дуги одной проволокой с нанизанным бисером – мотком.

Маток – проволока длиной 120-150 см, с нанизанным бисером нужного цвета.

Сейчас вы познакомились с новыми терминами, которые раньше вам на занятиях не встречались.
2.3.Материалы, инструменты, техника безопасности.

Для плетения цветов вам необходим материал и инструменты. Назовите (ребята называют: бисер, бусина, проволока разного размера, бусины, зеленая бумага для обмотки стебля, клей ПВА; инструменты: ножницы, кисть, плоскогубцы).

Молодцы, а теперь давайте вспомним технику безопасности при работе с острыми инструментами и материалами (ребята рассказывают) (приложение 2).
2.4.Знакомство с французской техникой плетения на примере мака.

Мягкий шелк покрыл зеленый луг

Ангелы над маками летают,

Колокольчики в руках их оживают,

И от маков ало все вокруг.

Лариса Кузьминская

Разве можно передать словами взрыв эмоций от созерцания ярко-красного поля маков, переливающихся шёлком лепестков от каждого дуновения тёплого ветерка?!

До чего же красивы эти полевые цветы на тонкой высокой ножке, увенчанной нарядной алой шапочкой с угольно-чёрной серединкой в обрамлении изящных тычинок!

Как нежно и беззащитно трепещут тончайшие лепестки мака с красивыми волнистыми краями, как мягко колышутся удлинённые резные маковые листочки под дыханием ветра!

Яркие всполохи множества маков на зелёном летнем поле…

Фото маков на доске (приложение 3).

Прекрасные цветы – маки, которые нашли отражение в творчестве поэтов, художников. Педагог обращает внимание воспитанников на картину Эдуарда Джафарова «Маки в вазе» (приложение 4).

И вы сегодня попробуете создать этот прекрасный цветок из бисера. Вам потребуется бисер красный, черный, зеленый.

Давайте рассмотрим форму лепестков цветка, форму бутона, листьев.

Цветок мака состоит из 6 круглых красных лепестков, черных тычинок и круглой коробочки с семенами. Листья зеленые зубчатые.

Каждый из вас сплетет за занятие цветок и из них получится прекрасный букет от нашей студии на выставку «Цветочная феерия».


А вы знаете, что «Букет» - слово французское и означает собранные вместе цветы, но второе значение этого слова - «запах, аромат». Именно это значение и было сначала основным. Самые первые букеты собирались для аромата, поэтому для их составления использовались невзрачные, но душистые цветы: резеда, мята, жасмин, гвоздика, базилик и другие.
Давайте рассмотрим пошаговую схему, у вас на столе есть такая схема.

Педагог объясняет каждый шаг (этап) плетения, показывая его на образце.

3. Практическая часть.

3.1.Набор бисера на проволоку при помощи мельницы.

Мельницу можно изготовить из пластиковой баночки, из под йогурта (сметаны) и карандаша. Используем уже приготовленные мельницы. С одной стороны проволоки делаем закрепку, с другой стороны загибаем проволоку, как крючок. Крутим мельницу против часовой стрелки, опускаем крючок в мельницу и набираем красный бисер 120 см. Набрав бисер, сматываем проволоку с бисером в маток и делаем восьмерку.

Так набираем 3 мотка с красным бисером.

3.2.Плетение лепестков и листьев мака по схеме (самостоятельная работа).

На ось прикрепляем моток с красным бисером.

На ось набираем 5 красных бисерин и прикрепляем первую дугу, снизу вверх, делаем поворот на 360 градусов вокруг оси,

Прикрепляем другую дугу сверху вниз, делаем поворот на 360 градусов вокруг оси,

Плетем по 4 дуги с каждой стороны,

Закрепляем проволоку снизу, отрезаем.


Так плетем 6 лепестков.

3.3.Плетение тычинок и коробочки-семенника.




3.4.Сбор цветка.


Вокруг зеленого шарика выкладываем черные тычинки, скручиваем проволоку.

Вокруг тычинок прикладываем по кругу лепестки и скручиваем проволоку под лепестками.
Во время самостоятельной работы педагог контролирует соблюдение техники безопасности при работе с острыми предметами, оказывает помощь и рассказывает ребятам дополнительную информацию о маках (легенды, мифы и д.р.) (приложение 5).
3.5.Плетение листья по схеме параллельным плетением зеленым бисером.


Бутон цветка прикрепляем к стеблю (25 см толстой проволоки). Стебель обматываем бумажной лентой зеленого цвета. На середине стебля прикладываем лист, закрепляем бумажной лентой и продолжаем обматывать стебель до конца. В конце стебля отрезаем ленту и смазываем клеем ПВА.
Цветок готов.
4. Рефлексия.

Давайте посмотрим, какие красивые маки у вас получились (ребята собирают в букет маки и ставят их вазу).

Сейчас я хочу, чтобы вы высказали мнение о прошедшем занятии в волшебный микрофон-цветок и продолжили:

Сегодня я узнал…,

Было интересно…,

Было трудно…,

Я научился…,

Теперь я могу…,

Мне захотелось…

Я благодарю вас за труд, за прекрасный результат, за то, что вы все старались сделать работу аккуратной и красивой. Я надеюсь, что ваша коллективная работа будет украшением выставки «Цветочная феерия».

Используемая литература и другие источники
1.Донна ДеАнджелис Дикт «Цветы из бисера». Издательство: Мартин, 2007

2. Виноградова Е.Г. «Цветы из бисера». Издательство: АСТ, Сова, 2007

Приложение 1

Параллельное и французское плетение

Приложение 2
Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию педагога.

2. Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.

3. При резании бумаги, проволоки не направлять ножницы к себе или товарищу.

4. Не делать резких движений во время работы.

5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

6. Осторожно пользоваться клеем.

7. Не покидать рабочее место без разрешения педагога.

Приложение 3

Фото мака


Приложение 4
Художники посвящали маку свои картины.


Эдуард Джафаров. Маки в вазе.
Приложение 5
Легенды и мифы о маке
Красота и особые свойства мака породили очень много легенд и мифов, связанных с этим прекрасным цветком. Недаром этому растению с древности уделялось большое внимание и почитание.

Одна из старинных легенд говорит о том, что Природа подарила людям Ночь и Сон для отдыха. Но не все люди им повиновались, продолжая бодрствовать ночью. Тогда Сон рассердился на своё бессилие и сердито воткнул в землю царственный жезл. На этом месте выросли прекрасные снотворные маки.

Древние греки посвящали мак богам сна и сновидений - Гипносу и Морфею, поэтому цветок мака являлся непременным атрибутом этих богов.

Считалось, что царство бога Морфея засажено маками.

Гипноса обычно изображали в виде лежащего или сидящего юноши-ангела с опущенными белыми крыльями, держащего в руках маковые головки; иногда с венком из маковых головок на голове.

Мак был также атрибутом и бога смерти – Танатоса. Его изображали в виде юноши с венком из цветков мака, но с чёрными крыльями и в чёрном одеянии, гасящего опрокинутый горящий факел как символ угасания жизни.

Греческая богиня плодородия и земледелия Деметра обычно изображалась с хлебными колосьями и маками в руке. Статуи Деметры традиционно украшались венками из пшеницы и мака.

У римлян Деметра отождествлялась с Церерой, странствовавшей по земле без отдыха. Обеспокоенные её усталостью, боги вырастили для неё маки. Очарованная красотой маков, Церера сорвала их для букета и тут же забылась сном. Пробудившаяся после сна богиня увидела вокруг себя щедрый урожай и возрадовалась ему. С тех пор множество цветущих маков связывается с ожиданием богатого урожая.

Согласно другой древнеримской легенде, мак вырос из слёз Венеры, пролившихся на землю после получения известия о смерти прекрасного юноши Адониса.

Конспект занятия-путешествия по бисероплетению «Этапы развития бисерного искусства»

Севостьянова Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования МОАУДОД "ЦРТДЮ "Созвездие" г.Орска", г. Орск, Оренбургской обл.
Предназначен: для педагогов дополнительного образования, учителей технологии и труда, воспитателей.
Использование: Вводное занятие по бисероплетению, ознакомительная беседа об истории декоративно-прикладного творчества.
Цель: Расширение знаний о декоративно-прикладном творчестве – бисероплетение, знакомство воспитанников с историей возникновения и развития бисера и бисерного искусства в мире.
Задачи: - познакомить с историей развития бисероплетения;
- развить воображение, моторику рук, эстетический вкус;
- воспитать усидчивость, взаимопомощь и взаимовыручку, уважение к народным традициям и обычаям.
Оборудование: бисер и бусины, наглядные пособия, иллюстрации, магнитофон, таблица "Этапов развития бисерного искусства"
Тип занятия: частично поисковый
Форма организации: групповая.

Ход занятия:

Здравствуйте дорогие друзья. Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с небольшой загадки.
Маленькие бусинки на капельки похожи.
На нитку можно их надеть, на проволоку тоже.
Из них мы соберем зверят и фенечки сплетем.
Скажите, как мы бусинки такие назовем?
Ответ детей: Бисер
Правильно. А что мы знаем о бисере? (Ответы детей.)
А как вы думаете, с чего все началось?
Ответ детей: С истории.
Молодцы. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения и развития бисероплетения как декоративно-прикладного вида творчества.

Игра- путешествие «Машина времени».
Давайте с вами немного попутешествуем и познакомимся с историей развития бисерного искусства. И по ходу нашего путешествия мы с вами составим таблицу «эволюции» бисерного искусства от зарождения до наших дней.
И так, мы отправляемся. Первая наша остановка – первобытно общинный строй.
Как вы думаете, в это время люди носили украшения из бисера?
Ответы детей: Нет, они украшали себя изделиями, собранными из костей, зубьев, когтей животных и различных семян растений, ракушек и др.
Таким образом, мы можем говорить о появлении примитивной техники. По вашему мнению, что это была за техника?
Ответы детей: низание.


Правильно. И сейчас я предлагаю вам побыть немного в роли первобытных мастериц.
Игра.
У вас на столах лежат приблизительно такие же материалы, из которых древние люди изготавливали свои украшения. Ваша задача – за 5 минут изготовить украшение подобное тем, что носили наши предки. А так же придумать предназначение данного украшения.
Время на работу 5 минут. После завершения, ребята представляют свои изделия.
И так мы заполняем первую ступеньку нашей таблицы «эволюции». Что мы вписываем в нашу таблицу?
- Ношение украшений из зубов, когтей, ракушек, семян растений.
Примитивная техника низания.

Время шло, человечество продвигалось по пути прогресса, люди научились изготовлять стекло.
Как вы думаете, когда было изобретено стекло?
Стекло было изобретено в четвертом тысячелетии до нашей эры. По этому поводу существует даже легенда.
Легенда. Однажды финикийские купцы возвращались из Африки с грузом соды. На ночь они расположились на песчаном берегу и развели костер, чтобы приготовить себе ужин. Не найдя на берегу ни одного камня купцы обложили костер кусками перевозимой ими соды. Поужинав, они легли спать, а утром разгребая золу костра, обнаружили странные слитки – они были твердыми и переливались на солнце.
С момента изобретения стекла и началась история стеклоделия. У человека появилась стеклянная посуда и конечно стеклянные бусы. Древняя бусина найденная при раскопках древнего города Фивы относится к III – IV веку.


Теперь давайте снова вернемся к нашей таблице «эволюции» (вторая ступень). Что происходит в этот период времени?
- Человек изобретает стекло, появляется стеклянная посуда.
Какая технология развивается в этот период?
- Низание.


Шли века, бусины становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появилась маленькая бусинка.
Сразу ли эти бусинки стали называться бисером? Нет, в начале они назывались бусра (бусер) – что в переводе с арабского означало фальшивый жемчуг.
Кто первым начал изготавливать бисер? (Египтяне.)
Где они его использовали? (Делали ожерелья и расшивали одежду.)
Какую технику бисерного искусства ввели египтяне? (Вышивка бисером)
(Проводиться демонстрация слайдов с изображением изделий Древнего Египта)



Так какую технику мы вписываем в нашу таблицу (третья ступень)?
- Вышивка.


Вслед за Египтом бисер появился в Сирии, Римской империи, Македонии. С первого века нашей эры бисер уже производится во многих европейских странах – Италии, Греции, Германии, а с X в.н.э. в Венеции.
И так, многие страны производили бисер. Но, чей бисер ценился больше всех остальных?
Больше всех остальных ценился Венецианский бисер. Он был более прочным, качественным и имел большую цветовую гамму.



А как вы думаете, изготавливали бисер на Руси? (Да, но в малом количестве.)
На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился не высоко: им украшали одежду лишь знатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений изготавливалась из речного жемчуга, который в великом множестве добывался в реках, бисер же использовали в качестве дополнения к нему. Их применяли при создании ожерелий, наручень, браслетов и поднизей, ими расшивали части одежды.



И только XIII в. начинается широкое использование бисера. Им расшивали оклады икон, украшали покровцы, его подвешивали в качестве кистей, создавали из него шкатулки, различные украшения, которые до сих пор поражают своей красотой и искусством людей сделавших их.
(Демонстрация слайдов изделий древних мастеров)




Какие техники развиваются в этот период?
- Развиваются низание и вышивка, и появляется техника плетения.
Давайте занесем эти данные в нашу таблицу (четвертая ступень)


В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие татаро - монгол прервало развитие ремесла на Руси.
С XVв. Появляются такие технологии как – вышивка по канве; саженье по бели, т.е. нашивание нанизанного на одну нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узорам; теснение по воску.
С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. Он написал поэтическое "Письмо о пользе Стекла". Вот небольшой отрывок из этого «Письма»:
Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?
…Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
Или снегами вкруг глубокими белеют,
Без оных что вам в нарядах помогло,
Когда бы бисера вам не дало Стекло?
…Или еще на вас в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!

Так в бисере Стекло подобиться жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им краситсяарап на южных берегах,
В Америке живут, мы чаем, простоки,
Что на другой металл из серебряной реки
Дают европейскому купечеству охотно
И бисеру берут количество несчетно…

В этот период бисер становится более утилитарным: им расшивают дамские сумочки, бумажники, подстаканники и даже домашние тапочки. В это время появляются и развиваются техника ручного ткачества, вязание крючком и спицами, при котором бисеринки набирались на вощенную нить в соответствии с узором, сматывались в клубок и изделие вязалось как из ниток.



В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.
И так, что мы узнали?
- Появились новые виды техник - саженье по бели, вышивка по канве, теснение по воску.
Заполняем нашу таблицу «эволюции» (пятая ступень).


В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.




Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
Заполняем следующую ступень (шестая ступень) нашей таблицы «эволюции». Какие техники появились в период с XVIII по XIX вв.?
- Появились такие техники – ткачество, вязание спицами и крючком.


С началом научно-технической революции, с появлением новых материалов и тканей интерес к бисеру ослаб.
Но все новое это забытое старое, и в наше время интерес к изделиям из бисера снова стал набирать обороты, усовершенствовались многие существовавшие технологии и появились новые – изготовление изделий на проволочной основе. (рис 19, 20)




Многообразие бисера в настоящее время дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, что красота их находит отражение в стихах:
Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелиц может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящества и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
И так, давайте еще раз вспомним, как развивалось искусство бисероплетения от первобытно общинного строя до наших дней, поднимаясь по воображаемой лестнице развития бисерного искусства, и перечислим все техники появившиеся за этот период. (табл. 1)


1. Низание
2. Вышивка
3. Плетение
4. Саженье по бели
5. Вышивка по канве
6. Теснение по воску
7. Ткачество
8. Вязание спицами и крючком
9. Изделия на проволоке

Примечание: для демонстрации используются репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии и др. (Книга М. Ляукина «Энциклопедия. Бисер» 2005г.)
Завершить наше сегодняшнее путешествие я хочу вот этим стихотворением:
Иголочка тонка, но достаёт до сердца
И у того, кто дивный шьёт узор,
И у того, кто от работ умельца
Отвесть не может восхищённый взор.
Века живут в картинах и платочках,
И в бисерных роскошных ожерельях,
Подаренных когда-то внукам, дочкам,
Нетленные черты простого рукоделья.
Душа и руки создают шедевры,
Да просто украшают нашу жизнь.
За чудо творчества, истраченные нервы
Рукам искусным низко поклонись.