Православная служба знакомств. Отзывы о клубе знакомств для православных светелка

Текущая страница: 13 (всего у книги 34 страниц) [доступный отрывок для чтения: 23 страниц]

Третьей группой, которая наступала на Измаил с юга, с острова Чатал, командовал генерал-майор Рибас. В войсках Рибаса насчитывалось 9000 человек, из них 4000 – казаки-черноморцы. Первой колонной командовал генерал-майор Арсеньев, ведший в бой Приморский Николаевский гренадерский полк, батальон Лифляндского егерского корпуса и две тысячи казаков. Колонна должна была помогать колонне Кутузова в бою за новую крепость. Второй колонной Рибаса командовал бригадир Чепега, в составе колонны бились пехотинцы Алексопольского полка, 200 гренадер Днепровского Приморского полка и тысяча черноморских казаков. Третьей колонной группы Рибаса командовал секунд-майор лейб-гвардии Преображенского полка Морков, который получит за штурм Измаила чин бригадира. С ним шли 800 гренадер Днепровского полка, 1000 казаков-черноморцев, батальон бугских и два батальона белорусских егерей. Ему предстояло десантом поддержать генерала Львова в бою за Табию.

По перевязанным лестницам, по штыкам, по плечам друг дружки солдаты Суворова под смертельным огнем преодолели стены, открыли ворота крепости – и бой перенёсся на узкие улицы Измаила.

При штурме особенно отличились колонны генералов Львова и Кутузова. Генерал Львов получил болезненное ранение. Ранили и его помощника – полковника Лобанова-Ростовского. Тогда командование штурмовой колонной принял командир фанагорийцев, любимец Суворова полковник Золотухин. Суворов и Кутузов, о котором Александр Васильевич говорил: «В Измаиле он на левом фланге был моей правой рукой», личным примером воинской храбрости вели за собой солдат.

В трудное положение при штурме бастиона Бендерских ворот попала колонна Василия Орлова. Шёл бой на стенах, а казаки по лестницам поднимались из рва, чтобы пойти на приступ бастиона, когда турки предприняли мощную контратаку. Крупный отряд турецкой пехоты, явившийся из растворённых Бендерских ворот, ударил во фланг казакам, разрезая колонну Орлова. Уважаемый Суворовым донской казак Иван Греков встал в первые ряды сражавшихся, ободряя их на бой. Суворов, несмотря на угар штурма, не терял нитей многослойной операции и вовремя получил сведения о событиях у Бендерских ворот. Генерал-аншеф понял, что османы здесь получили возможность потеснить атакующую колонну, прорвать русскую атаку, подкрепив свою вылазку свежими силами. Суворов приказывает подкрепить колонну Орлова войсками из общего резерва – Воронежским гусарским полком. К воронежцам он добавил и два эскадрона Северских карабинеров. Однако быстрого прорыва не получилось: туркам удалось сосредоточить в районе Бендерских ворот и бастиона многочисленные силы, а казачьи части уже понесли немалые потери. Суворов был убеждён, что здесь необходим натиск, и снова проявил умение вовремя, в критический момент оценив риски, ввести в бой дополнительный резерв. К Бендерским воротам он бросает весь резерв левого крыла суворовской армии – это была кавалерия. К ним генерал-аншеф добавляет Донской казачий полк из общего резерва. Шквал атак, конский топот, горы раненых – и бастион взят.

Атаман Платов вёл на приступ пять тысяч солдат. С такой внушительной колонной казак должен был по лощине взойти на крепостной вал и под обстрелом ворваться в Новую крепость. В бою на крепостной стене был ранен генерал-майор Безбородко, командовавший двумя казачьими колоннами – Платова и Орлова. Командование принял Платов. Он расторопно отразил атаку янычар, разбил вражескую батарею, захватив несколько пушек. С боем казаки прорвались к Дунаю, где соединились с речным десантом генерала Арсеньева. Когда передовой батальон, в котором шёл и Платов, подошёл к крепости, казаки в замешательстве остановились перед затопленным рвом. Бригадир Платов, вспомнив уроки Суворова, первым вошёл в ледяную воду, по пояс в воде, под обстрелом преодолел крепостной ров, скомандовал: «За мной!» – и батальон последовал примеру командира. В тридцать лет он пребывал в расцвете физической силы и уже был умелым, обстрелянным казачьим атаманом. Чтобы такие чудеса становились былью – нужно огромное доверие войск командиру, авторитет офицера.

Предстояли уличные бои, в которых поймавший кураж Платов был всё так же удачлив. Немалую часть русских потерь при штурме Измаила составили погибшие и раненые казаки. Спешенные донцы были плохо экипированы для штурма. Но Суворов надеялся на их удаль, да и некем оказалось заменить казачьи силы, а приступ был необходим.

В распахнутые ворота крепости входила русская конница. Колонна Орлова совместно с колонной генерал-майора Мекноба очищала от турок важный северный участок укреплений Измаила. Теперь они действовали слаженно и могли отражать контратаки турок, продолжая занимать вершок за вершком неприступную твердыню – Измаил.

Под вечер последние защитники крепости молили о пощаде. Уникальный штурм крепости вылился в истребление вражеской армии. Турки сопротивлялись самозабвенно: они знали, что пощады не приходится ждать ни от русских, ни от султана. Способный и сильный духом военачальник Каплан-Гирей повёл несколько тысяч спешенных крымчан в контратаку в сторону Дуная – против сил Рибаса, против русского десанта. Но эта попытка переломить ход сражения оказалась запоздалой: войска Каплан-Гирея были наголову разбиты и истреблены.

К часу дня почти весь город контролировали русские войска. Только в Табии, в мечети, да в двух ханах держались турки. В одном из ханов с двумя тысячами янычар и артиллерией оборонялся сераскир Айдос-Мехмет. Полковник Золотухин с фанагорийцами атаковал это укрепление. Артиллерийским залпом были выбиты ворота – и гренадеры ворвались в хан, закалывая штыками оборонявшихся турок. Тех, кто сдался, вывели на свет божий, чтобы разоружить. Среди них был и Айдос-Мехмет со свитой. Во время разоружения к сераскиру подскочил егерь и попытался вырвать у него из-за пояса кинжал. Янычар выстрелил в егеря, а попал в русского офицера… Этот выстрел русские оценили как вероломное нарушение условий капитуляции: ведь турки просили пощады. Новый штыковой удар уничтожил почти всех турок, погиб от ран и Айдос-Мехмет…

Наконец, сдались на милость победителя последние янычары во главе с Мухафиз-пашой, сражавшиеся в Табии. Последние защитники крепости капитулировали в 16.00. Приступ ожесточил войска, помнившие о двух неудачных штурмах Измаила. По военным традициям того времени Суворов на три дня отдал город на разграбление победителям. Увы, на этот раз офицерам не удалось удержать солдат от жестоких бесчинств. А в Измаиле было чем поживиться! Турки свезли в крепость купеческие склады из занятых русскими войсками близлежащих территорий. Особо удачливые участники штурма обогатились на тысячу-другую червонцев – фантастическая нажива! Сам Суворов отказался от трофеев, не принял даже отменного коня, которого привели к нему солдаты. Снова не обманули ожиданий Суворова фанагорийцы. Из них Суворов приказал составить главный караул покорённой крепости.

Да, на такой приступ можно пойти лишь раз в жизни…

Первая весть о Победе – конечно, главнокомандующему, молившемуся за Суворова и его воинов. Тому, кто поверил в Суворова и сенсационно назначил его под Измаил в надежде на штурм. Эти слова написаны на обрывке бумаги, как будто ещё под гром артиллерии и лязг сабель: «Нет крепчей крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший пред Высочайшим троном Ея Императорского Величества кровопролитным штурмом! Нижайше поздравляю Вашу Светлость». Со знамёнами Суворов послал к Потёмкину «отменно отличного Золотухина, имевшего импульсию и сподручность с дунайским героем Осип Михайловичем» (де Рибасом. – А.З. ). Но не все захваченные знамёна попали в официальный реестр. Многие солдаты, вопреки стараниям офицеров, так и щеголяли, опоясанные турецкими знамёнами.


В жестоких боях погибло десять тысяч русских, в том числе 400 офицеров из 650, участвовавших в штурме. Красноречивые цифры – вот такое бесстрашие царило в сердцах учеников Суворова. Было уничтожено двадцать семь тысяч турок, остальные десять тысяч попали в плен. По легенде, лишь один турок остался живым и не попал в плен! Он нырнул в Дунай, ухватился за бревно – и, незамеченный, добрался до берега. Поговаривали, что именно он принёс турецким властям весть об измаильской катастрофе.

Да, для каждого участника штурма Измаила битва стала своего рода игрой в русскую рулетку, но Суворову все-таки ещё в преддверии штурма удалось предопределить результат казалось бы непредсказуемого предприятия. Бессонными ночами – недаром ведь ходили слухи о том, что перед важными боями Суворов неделями не смыкал глаз – он просчитывал стратегию победы. Отвага подкрепляла расчет. Штурмом Измаила была предопределена победа нашей Родины во второй Русско-турецкой войне.

В первом рапорте Потёмкину Суворов писал лаконично, ещё не остыв от битвы. Через десять дней, когда прошло опьянение победой, после молебнов, Потёмкину был направлен подробный рапорт, в котором упомянул десятки имён героев штурма. Не забыл Суворов и о самом молодом русском военачальнике: «Бригадир и кавалер Платов, поощряя подчинённых своих к порядку и твёрдости под сильными перекрёстными выстрелами, достигнув рва и нашед воду, в том только месте находящуюся, не только не остановился, но сам перешед оную, служил примером и с неустрашимостью влез на вал, разделяя на три части колонну, поражая неприятеля, овладел куртиною и пушками и много дал пособия с препоручённым ему войском к преодолению далее неприятеля и за соединением с колонною Орлова, вылазку, сделанную с Бендерских ворот, опрокинув, был он, Платов, сам повсюду примером храбрости». И так – о десятках генералов, полковников, майоров, поручиков… Умел Суворов запоминать и ценить подвиги своих «чудо-богатырей» и рассказывал о них в рапортах подробнее, чем это было принято. Конечно, благодарная армия такого отношения не забывала…

Сергей Иванович Мосолов – суворовский соратник, генерал-майор, проживший долгую жизнь, оставил воспоминания о штурме Измаила, под стенами которого он сражался сорокалетним премьер-майором: «Штурм продолжался 8 часов, и некоторые колонны взошли было в город, опять выгнаты были. Я из своего баталиона потерял 312 человек убитых и раненых, а штаб– и обер-офицеры или ранены или убиты были, и я ранен был пулею навылет в самой амбразуре в бровь и в висок вышла и, кабы трубач меня не сдёрнул с пушки, то бы на ней и голову отрубили турки. На рампар я взошёл первый, только предо мною по лестнице 3 егеря лезли, которых в той амбразуре турки изрубили. Ров был так глубок, что 9-аршинная лестница только могла достать до берму, а с берма до амбразур; другую мы наставляли. Тут много у нас солдат погибло. Они всем нас били, чем хотели. Как я очнулся от раны, то увидел себя только с двумя егерями и трубачом. Протчие все были или перебиты или ранены на парапете. Потом стал кричать, чтобы остальные офицеры сами лезли с егерями из рва вверх, придавал им смелости, что турки оставили бастион. Тогда ко мне влезли поручик Белокопытов и подпоручик Лавров с егерями здоровыми. Мы закричали ура и бросились во внутрь бастиона и овладели оным. Но однако ж много егерей тут было изрублено и офицер один убит, а меня, хоть и перевязали платком, намочив слюнями землю, к ране приложил трубач, но всё кровь текла из головы: ослабел и пошёл лёг на банкете…» (банкетом называлось возвышение с внутренней стороны вала для ружейной стрельбы через бруствер. – А.З. ).

После боя Александр Васильевич счёл необходимым обстоятельно рассказать о сражении боевому товарищу, соратнику по второй екатерининской Русско-турецкой войне, чьё имя в истории навсегда связалось с именем Суворова. Речь идёт, конечно, о принце Кобургском. Сколь ни критически Суворов оценивал воинские доблести принца – всё равно он гордился уважением столь титулованной особы. И писал ему не просто как союзнику, но как другу, подробно, цветисто, по-суворовски доверительно. Это письмо – один из наиболее интересных источников наших представлений о штурме Измаила:

«Гарнизон состоял действительно из 35 000 вооруженных людей, хотя Сираскир и получил провианту на 42 000. Мы полонили: трех-бунчужного Пашу Мустафи, 1 Султана, сына Сираскова, Капиджи Башу, множество Бим-Башей и других чиновников. Всего 9000 вооруженных людей, из коих в тот же день 2000 умерло от ран. Около 3000 женщин и детей в руках победителей. Тут было 1400 армян, всего 4285 христиан, да 135 жидов. Во время штурма погибло до 26 000 турок и татар, в числе коих Сираскир сам, 4 Паши и 6 Султанов. Нам досталось 245 пушек и мортир, все почти литые, 364 знамена, 7 бунчугов, 2 санджака, превеликое множество пороху и других военных снарядов, магазины полные съестных припасов для людей и лошадей. Добычу, полученную нашими солдатами, ценят свыше миллиона рублей. Флотилия турецкая, стоявшая под батареями измаильскими, совершенно почти истреблена так, что мало осталось из оной судов, которые бы можно было, вычиня, употребить на Дунае.

Мы потеряли убитыми в приступе: 1 бригадира, 17 штаб-офицеров, 46 обер-офицеров, да 1816 рядовых. Ранено: 3 генерал-майоров, граф Безбородко, Мекноб и Львов, около 200 штаб– и обер-офицеров, да 2445 рядовых». Суворов не скрывал, что штурм выдался кровопролитный: на этот раз боевая задача не позволяла избежать серьёзных потерь. Впечатление, произведённое турецкими потерями, хорошо передаёт известная легенда о единственном спасшемся янычаре, который-де бежал из крепости и на бревне переплыл Дунай.

После славной победы в Суворове, как это обыкновенно и случалось, проснулось литературное вдохновение. О штурме хотелось рассказывать и устно (на многочисленных праздничных застольях), и письменно. Мало совершить подвиг – нужно уметь о нём рассказать, приумножив не только признание в высших кругах, но и уважение армии. Ведь офицерство ревниво прислушивалось к пересудам: кого генерал-аншеф выделил в рапорте командующему, насколько внимателен к заслугам нижних чинов… На такое внимание благодарно отвечали преданностью. И несмотря на то что рапорт и письма Потёмкину не были предназначены для чужих глаз, в редуцированном варианте его содержание разошлось на легенды. Первое обстоятельное (написанное после краткого) донесение светлейшему из Измаила приоткрывало подробности штурма: «Легло наших героев сухопутных с флотскими за отечество до двух тысяч, а раненых больше. Варваров, получавших провиант, до 40 000, но числом менее того; в полону при разных пашах и чиновниках около трех, а всех душ до пяти тысяч, протчие погибли. Провианта у них оставалось с лишком на месяц. Военной амуниции и припасов множество. Пленные отправятся немедленно по партиям в Бендеры. Трофей – больших и малых пушек ныне около 200 и знамен до 200, должно быть больше. Победоносное войско подносит Вашей Светлости городские ключи», – эти слова генерал-аншеф начертал 13 декабря. Чуть позже, тем же днём, Суворов напишет Потёмкину: «Светлейший Князь! Милостивый Государь! Простите, что сам не пишу: глаза от дыму болят… Сегодня у нас будет благодарственный молебен у нашего нового Спиридония. Его будет петь Полоцкий поп, бывший со крестом пред сим храбрым полком. Фанагор[ий]цы с товарищами отсюда пойдут сего числа домой…» Полоцкий поп – это не кто иной, как отец Трофим Куцинский. Молебен после Победы справлял именно он. В более позднем письме Потёмкину Суворов расскажет о его подвиге подробнее – и батюшка вполне заслужил такое внимание в переписке двух великих екатерининских орлов: «Полоцкого пехотного полка священник Трофим Куцинский, во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жестоком сражении. Крест Господен, который он, яко знамение победы для воинов, нес в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею». Речь, несомненно, шла о Георгиевском кресте. Но в статуте ордена о священниках не говорилось ни слова, и прецедентов подобного награждения не было! Да и статус полкового священника не был закреплён законодательно. Словом, случился юридический казус. И всё-таки императрица не оставила отца Трофима без награды, нашла, как мы бы нынче сказали, компромиссный вариант. Ему был пожалован наперсный крест с бриллиантами на георгиевской ленте. По ходатайству Екатерины священник Полоцкого пехотного полка был возведён в сан протоиерея. Пусть и с натяжкой, но его считают первым священником – георгиевским кавалером. И случилось это во многом благодаря отеческой внимательности Суворова к своим «чудо-богатырям». А уж перед священством Суворов и подавно благоговел. Ведь и вся суворовская наука побеждать была пронизана верой в победу, поскольку защита Отечества воспринималась как боговдохновенное служение: «Умирай за Дом Богородицы, за Матушку, за Пресветлейший Дом! Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!» И после такой проповеди – азы солдатской науки: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!»

Длинный отчёт Потёмкину был, конечно, плодом коллективного труда Суворова и его ближайших помощников. Надо думать, князь Григорий Александрович на одном дыхании читал эти строки, описывавшие обстоятельства последнего великого триумфа правителя екатерининской России: «Таковой жестокий бой продолжался 11 часов… Жестокий бой, продолжавшийся внутри крепости, чрез шесть часов с половиною, с помощью божиею, наконец решился в новую России славу. Мужество начальников, ревность штаб– и обер-офицеров и беспримерная храбрость солдат одержали над многочисленным неприятелем, отчаянно защищавшимся, совершенную поверхность, и в час пополудни победа украсила оружие наше новыми лаврами…

Таким образом совершена победа. Крепость Измаильская, столь укреплённая, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков… Число убитого неприятеля до двадцати шести тысяч… В крепости Измаильской найдено двести сорок пять пушек, в числе коих девять мортир, да на берегу двадцать… В трофеи взято триста сорок пять знамён… Урон с нашей стороны в сей столь твёрдой крепости не более как убитых нижних чинов тысяча восемьсот пятнадцать, раненых две тысячи четыреста сорок пять…»

Суворов докладывал о штурме Потёмкину, светлейший, в свою очередь, императрице. У интерпретаторов истории возникло впечатление, что князь Таврический преуменьшил роль Суворова в штурме Измаила. В первом донесении Екатерине Потёмкин писал следующее: «Храбрый генерал граф Суворов-Рымникский избран был мною к сему предприятию. Бог помог! Неприятель истреблён; более уже двадцати тысяч сочтено тел, да с лишком семь тысяч взято в плен и ещё отыскивают. Знамён триста десять уже привезены и ещё собирают. Пушек будет до трёхсот. Войска ваши оказали мужество примерное и неслыханное. Обстоятельства донесу после; отправляюсь ради осмотра Дуная, а флотилия уже готовится на новые предприятия. Повергаю к освящённым стопам Вашего Императорского Величества командовавшего штурмом генерала графа Суворова-Рымникского, его подчинённых, отлично храброе войско и себя».

Во второй реляции Потёмкин, разумеется, тоже писал о Суворове: «Отдав справедливость исполнившим долг свой военачальникам, не могу я достойной прописать похвалы искусству, неустрашимости и добрым распоряжениям главного в сём деле вождя, графа А.В. Суворова-Рымникского. Его неустрашимость, бдение и прозорливость всюду содействовали сражающимся, всюду ободряли изнемогающих и, направляя удары, обращавшие вотще неприятельскую оборону, совершили славную сию победу».

Так писал Потёмкин о Суворове – разумеется, писал почтительно, но, может быть, князь не был достаточно восторжен и настойчив в просьбах по достоинству наградить Суворова. Такую настойчивость Потёмкин проявил после Кинбурна и Рымника, а после Измаила он почему-то не торопился произвести Суворова в фельдмаршалы. Да, Суворов не был «старейшим» из действовавших на тот период генерал-аншефов, но напор Потёмкина позволил бы императрице нарушить принцип старшинства. Случай Измаила был исключителен и заслуживал исключительных наград.

Наступала пора награждений, комплиментарных афоризмов и велеречивых поэтических од измаильским победителям.

В именном указе Сенату императрицы Екатерины значились громкие слова, но содержание просматривалось скромное: «Наш генерал граф Суворов-Рымникский… быв употреблён в армии, под предводительством нашего генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического противу неприятеля имени христианского действующей, и оказав разные опыты искусства и храбрости в течение прошедшей кампании, заслужил новую честь и похвалу точным и наилучшим исполнением порученного ему от главного предводителя, наипаче же во взятии приступом города и крепости Измаила с истреблением армии турецкой там находившейся… Всемилостивейше пожаловав его подполковником нашей гвардии Преображенского полку, повелеваем сенату Нашему на память отличных заслуг его вытеснить медаль с его изображением и заготовить к подписанию Нашему похвальную грамоту с означением его подвигов. Екатерина ».

Упоминание потёмкинского «предводительства» было традиционным, но в данном случае, пожалуй, слишком демонстративным, что могло раздражать Суворова. Именная медаль – регалия почётная, но она не была желанной наградой, которая развязала бы полководцу руки, гарантируя полководческую независимость. Суворов надеялся, что наградой за измаильскую победу станет фельдмаршальский жезл. Но Екатерина не решилась на такое выдвижение: поздновато Суворов получил чин генерал-аншефа, а быстрых прыжков императрица не любила. Суворова произвели в подполковники лейб-гвардии Преображенского полка, полковником которого, по традиции, была сама императрица – эта великая честь, но её Суворов заслужил давненько. Повторим: в честь полководца была выбита золотая именная медаль, подобной чести удостоился Потёмкин за взятие Очакова. В то же время искушённым в политесе придворным хлопотунам удалось поссорить Суворова и Потёмкина. Полководец стал жертвой придворной войны Потёмкина и Зубовых.

Из книги в книгу кочует эпизод о послеизмаильской встрече Суворова и Потёмкина в Бендерах, в ставке командующего. По легенде, Суворов, уже видевший себя фельдмаршалом, резко ответил на вопрос Потёмкина «Чем я могу наградить вас?»: «Меня, кроме Господа Бога и государыни, никто наградить не может!» Достоверность такой встречи сомнительна. Но исторический факт, что обиженного Суворова постарались отстранить от столичных победных празднеств. И в оде Державина «На взятие Измаила» Суворов не упоминался.


На грандиозном триумфальном представлении в Таврическом дворце, посвященном измаильской победе, Суворов отсутствовал. Стихи Державина, музыка Бортнянского и Козловского – всё это звучало не для него. И снова Державин не сумел упомянуть Суворова в стихах! Солдатский путь вёл героя в Финляндию, где Суворов укреплял границы с воинственной Швецией и подчас пребывал в меланхолии. Именно в Финляндию, в Роченсальм, Державин послал Суворову свои первые стихи, посвященные непосредственно великому полководцу. Они вызвали неоднозначную реакцию Александра Васильевича:


Се Росский Геркулес:
Где сколько ни сражался,
Всегда непобедим остался,
И жизнь его полна чудес.

Не всякий день мы зрим Перун небес,
Которым Божий гнев разит злодеев,
Но часто тучки лишь. – Почий, наш Геркулес,
И ты теперь среди твоих трофеев.

Тут речь идёт о той самой измаильской медали. Всё бы хорошо, но во втором четверостишии Суворову почудилась двусмысленность: не хочет ли Державин сказать, что слава великого полководца в прошлом? Старый стоик Суворов оказался в плену меланхолии, подчас граничившей с унынием. В одной из записок он не скрывает уязвлённого самолюбия: «Время кратко. Сближается конец, изранен, 60 лет, и сок высохнет в лимоне». Но мы видим, как этот сильный человек борется с чёрными мыслями и находит новые силы для борьбы и службы даже в самые печальные минуты, в минуты сомнений. В письме дочери, любимой Суворочке, он вздыхает: «И я, любезная сестрица-Суворочка, был тож в высокой скуке, да и такой чёрной, как у старцев королевские ребронды». В другом письме – снова жалобы: «Я умираю за моё Отечество чем выше возводит меня ея (императрицы. – А.З. ) милость, тем слаще мне пожертвовать собою для нея. Смелым шагом приближаюсь к могиле, совесть моя не запятнана. Мне шестьдесят лет, тело моё изувечено ранами, но Господь дарует мне жизнь для блага государства». Пройдут годы – целое десятилетие, полное побед и обид, но Суворов и тогда с грустью признается: «Стыд измаильский из меня не исчез». Зато в гору пошли соратники Суворова по Измаилу. Суворов с размахом ходатайствовал о награждениях. Самую высокую награду – Георгия второй степени – получил генерал-поручик Павел Сергеевич Потёмкин: «Во уважении на усердие к службе, ревностныя труды и отличную храбрость, оказанную им при взятии приступом города и крепости Измаила, с истреблением бывшей там турецкой армии, командуя правым крылом». Суворов ценил Павла Потёмкина, и у стен Измаила этот генерал действительно проявил себя героем, но мнительность разгоралась, и полководца раздражало повсеместное торжество Потёмкиных. Никогда Екатерина не была столь щедра в награждениях, как после Измаила. Тех офицеров, кто почему-то не был представлен к боевым орденам и золотому оружию, наградили специальными золотыми крестами – знаками «для ношения в петлице мундира на ленте с чёрными и жёлтыми полосами на левой стороне груди». Это был широкий жест императрицы и Потёмкина. Никто не был обижен, кроме командовавшего штурмом старого генерал-аншефа Суворова.

Каждый из генералов – участников штурма значительно упрочил свою репутацию и в войсках, и в верхах. Многие из них станут опорой Суворова в ближайших походах – прежде всего в Польше, а потом и в Италии и в Швейцарии. Нижние чины, славно проявившие себя при штурме, были награждены специальной измаильской медалью (она была отлита по образцу аналогичной Очаковской). Надпись на медали гласила: «За отменную храбрость при взятии Измаила декабря 11 1790».

Генералы измаильского закала были чтимым примером для будущих офицеров Наполеоновских войн, для героев 1812 г. Измаильский закал надолго останется великой школой – и об этом значении штурма неприступной крепости нельзя забывать.

Современные молодые люди часто жалуются, что им негде знакомиться, поэтому не удается найти свою вторую половинку. И если так считают люди светские, что уже тогда говорить о верующих православных христианах? Они и вовсе часто бывают оторваны от мира. Однако создать семью хотят практически все.

Где же знакомиться верующим? Первое, что приходит в голову - это храм. Но стоя на службе очень сложно заговорить с кем-либо из прихожан, а приходская жизнь вне богослужений развита далеко не на каждом приходе. И тогда получается, что люди могут годами ходить в один и тот же храм, вместе молиться бок о бок и ничего друг о друге не знать. Конечно, завязать какие-либо тесные отношения в такой ситуации очень сложно. И тогда на помощь могут прийти православные сайты знакомств.

Как общаться на сайте знакомств для православных

Православные сайты знакомств по своей сути - это обычные площадки для общения и размещения объявлений, только с христианским уклоном. Такие страницы предполагают если не открытое исповедование Христа, то, как минимум, лояльное отношение к верующим и уважение к православной традиции. За нарушение этого основного правила участника, как правило, ждет окончательная блокировка.

Знакомства в интернете

Как и на любом сайте знакомств, тут необходимо зарегистрироваться и заполнить личную анкету. Желательно указывать только правдивую информацию, чтобы сразу не вводить никого в обман. Немаловажную роль играет и выбор фото. Некоторые верующие считают, что внешность для христианина совершенно неважна, поэтому размещают любые свои фотографии, даже не очень удавшиеся.

О сети Интернет:

Конечно же, для верующего человека внутренняя наполненность души будет играть главную роль, но и полностью отрицать внешнюю привлекательность нельзя. Аккуратность, ухоженность, женственность, умение следить за собой - эти качества всегда будут повышать шансы на удачное знакомство.

Важно: Если человек верует в Господа, это вовсе не означает, что он должен полностью забыть о всем внешнем, даже о своем собственном.

Очень часто, особенно от мужчин, которые пытались найти свою вторую половику в православной среде, можно услышать упреки в том, что верующие девушки совершенно не следят за своей внешностью. Такое пренебрежение приводит к тому, что девушка отталкивает возможного жениха еще до того, как он сможет увидеть и оценить настоящую красоту ее души.

После регистрации и заполнения анкеты с личными данными остается только искать понравившиеся объявления и писать их авторам. Или же ждать, пока кто-либо заметит ваше послание и откликнется. Дальше события могут развиваться совершенно по-разному - от затянувшейся на годы переписки до быстрой встречи.

Что касается мнений священства, то пользование подобными площадками - вопрос неоднозначный. Некоторые священники откровенно не доверяют виртуальным знакомствам и не благословляют своих прихожан на них. Другие батюшки, чаще молодые и либеральные, напротив, видят в таких сообществах отличную почву для поиска единомышленников.

Если вы хотите начать общение на сайте знакомств с благословения своего духовника , обсудите с ним заранее этот путь. Возможно, опытный батюшка сможет уберечь вас от искушений, которых в интернете очень много.

Православные знакомства

Как не навредить себе, знакомясь на сайте

Регистрируясь на православном портале знакомств, хочется верить, что попадешь в общество верующих людей, искренне ищущих Бога. Но, к сожалению, реальность бывает намного более жестока. Для того чтобы общение принесло только положительные эмоции, следуйте таким простым советам:

  1. Для начала давайте о себе только общую и самую необходимую информацию. Не стоит с первого же посещения распространять на всю сеть свой адрес, телефон и прочие личные данные. Вы всегда сможете их предоставить тому человеку, которого выберете по переписке.
  2. Избегайте любых провокаций. К сожалению, на христианские страницы часто заходят люди, которые откровенно хотят поглумиться над верующими людьми и высмеять их Бога.
  3. Не делайте поспешных выводов. Для того чтобы понять, какой именно человек скрывается за тем или иным объявлением, недостаточно просто просмотреть его анкету. Возможно, понадобится много времени на общение, переписку, личные встречи, чтобы понять, подходит ли вам человек.
  4. Не расстраивайтесь, если быстро не удается ни с кем познакомиться. Господь ведет каждого человека своим путем, и мы не можем знать, когда Он уготовал нам нашу судьбоносную встречу с будущим мужем или женой.
  5. Не будьте слишком застенчивы, но и не впадайте в наглость. Сохраняйте золотую середину и не обижайте никого из собеседников.
  6. Помните, что фанатизм так же далеко отстоит от истинной веры, как и откровенный атеизм. Если человек с самого начала общения требует от вас неукоснительного соблюдения всех канонов православия без права на ошибку - лучше прекратить общение.
Верующие христиане в каждом деле уповают на Бога. Знакомясь на сайте, нужно точно так же помолиться и попросить помощи Господа. После этого нужно успокоиться и предать свою жизнь в Божьи руки.

Молитвы о счастии в личной жизни:

Православные сайты знакомств

Обзор самых популярных сайтов знакомств для православных

Как можно охарактеризовать хороший сайт знакомств для православных? Пожалуй, такая площадка должна быть интересной, активной, проходить постоянную модерацию для отсеивания провокаторов. Наиболее популярными можно назвать такие страницы:

  1. Светелка. Один из наиболее крупных и старых православных порталов для знакомства и переписке. Удобный интерфейс, возможность отослать фото как в самом объявлении, так и лично понравившемуся собеседнику.
  2. Чайка. Большой портал для православных, где можно не только разместить свое объявление о поиске спутника жизни, но и пообщаться на форуме, почитать статьи, узнать много нового о христианстве. Сайт ориентирован на молодежь, но реально общаются там люди самого разного возраста.
  3. Судьба.net. Интересный сайт для тех, кто хочет найти друзей и единомышленников. Сайт ставит своей целью просветительскую и миссионерскую деятельность, организацию отдыха и общения между верующими людьми.
  4. Любовь. Название сайта говорит само за себя - площадка просто создана для поиска своей второй половинки.
  5. ПравЗнак. Это целая большая социальная сеть для православных, которая объединяет людей из самых разных мест проживания. Тут можно найти полезные статьи, ответы на вопросы священников, общение с единоверцами.

Это наиболее известные и популярные страницы православных знакомств. Возможно, Господь приведет вас совсем в другое место, где вы встретите вторую половинку. Надо просто усердно молиться и стараться жить так, как заповедал нам Господь наш Иисус Христос. Только тогда человек сможет получить все необходимое как для земной жизни, так и для духовной.

Где знакомиться православным людям для создания семьи

Православные сайты знакомства: Любовь, Светелка, Судьба, Азбука верности, Чайка.
Сайт православных знакомств любовь дарит людям. Парни и девушки православные знакомятся на сайте Светелка. Судьба православных знакомств сайта складывается по воле Божией. Верности азбука православных сайтов знакомств ищет вторые половинки. Для создания семьи сайт православных знакомств идеально подходит. Сближение двух сердец делает знакомства сайт православных христиан. Христианский сайт знакомств для православных действует на бесплатной основе. Одним из первых православных сайтов знакомств Судьба является примером. В виде социальной сети сделан православный сайт знакомств Чайка . На сайте знакомств православных Благовест можно поместить объявление. В России более 5 православных сайтов знакомств. Есть форумы на которых общается не только молодежь. Существуют доски объявления о поиске мужчин и женщин. Православные сайты знакомств работают на благо одиноких и ищущих любовь противоположных полов. Православные знакомства сайты создают разные, но у нас объявления модерируются и люди проходят проверку своих анкет. Тем более, что регистрация требуется всего лишь на 1 известном портале.

Регистрация еще быстрее через существующий аккаунт социальных сетей: Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Мой мир. Сайт.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Православный клуб Светелка – один из самых популярных сайтов знакомств для верующих людей. Если отношения между полами во все времена были достаточно животрепещущей темой, то проблематика отношений и женщины в наше время актуальна вдвойне. Причина этого лежит на поверхности: наше общество до сих пор мечется между тягой к современному образу жизни и желанием вернуться к истокам, к духовности, в которой, как мы представляем, жили наши предки. Найти золотую середину при отсутствии опыта очень тяжело, православные молодые люди кидаются из одной крайности в другую, и в итоге остаются ни с чем.

Православный сайт знакомств Светелка помогает решить проблему одиночества православным христианам, которые поняли, что поиск второй половинки – задачка не из легких. Верующему человеку найти родную душу, с которой захочется строить отношения, создавать семью, думать о продолжении рода, обычно тяжелее, чем неверующему. Связано это, как правило, с тем, что каждому православному христианину хочется встретить единомышленника – человека, который будет точно так же исповедовать православную веру, ходить в церковь по воскресеньям, молиться, соблюдать посты и прочие предписания православной церкви. Православные знакомства на Светелке – один из способов решить эту проблему.

Популярный православный сайт Светелка: помощь в создании семьи

Возрастной сегмент мужчин и женщин, регистрирующихся на сайте клуба знакомств для православных Светелка, достаточно широк. Здесь можно увидеть и совсем молодых людей до тридцати лет, которые уже отчаялись найти друга/подругу сердца среди знакомых, и людей постарше – от пятидесяти и выше. Многие из них стремятся создать семью впервые, и уже твердо знают, какие требования предъявлять к потенциальному избраннику, а кто-то, наоборот, уже успел обжечься на предыдущем брачном опыте, и подходит к вопросу отношений с мудростью и терпением. Что отличает христиан, которые приходят искать свое счастье на православный сайт Светелка? Всех их объединяет одно – они стремятся создать православную семью. Рубрик «легкие отношения», равно как и «знакомства для секса» на Светелке нет. Связано это, в первую очередь, с тем, что православная религия не принимает такого вида взаимоотношений, в христианстве в основе связи между мужчиной и женщиной всегда лежит брак. Ведь хваленые свободные отношения, которые сегодня являются нормой среди молодежи, часто прикрывают неуверенность в себе и в партнере, в чувствах, которые объединяют пару. Для христиан такой подход к личности является неприемлемым, поэтому с уверенностью можно сказать, что пользователи клуба знакомств для православных Светелка настроены серьезно.

Есть 100% белый способ привлечь истинную любовь в свою жизнь и восстановить отношения в семье! Действие сильного амулета любви уже проверили на себе многие женщины и мужчины. С его помощью вы не только найдете свою половинку, но и сможете убрать ссоры и негатив в семье, для этого нужно…

Православные знакомства на Светелке и помощь в создании крепкой семьи

С какой проблемой часто сталкивается православный человек, который пытается наладить отношения с человеком не из своего круга? Конечно, в первую очередь это – интимные отношения до брака. Пользователи православного клуба Светелка часто специально оговаривают этот деликатный момент: никакого интима до венчания, ведь православная церковь однозначно рассматривает эту норму современности, как грех и блуд. Многим кажется нереальной, чуть ли не противоестественной ситуация, при которой мужчина и женщина встречаются по несколько месяцев, и при этом лишь держатся за ручку. Я не буду утверждать, что всем это удается, тем не менее, следует учитывать, что подобные