Развитие взаимоотношений между детьми в процессе общения.

Если мужчина и женщина хотят по - настоящему близких, естественных и лёгких, открытых и крепких, доверительных отношений очень важно разговаривать друг с другом, слушать и слышать партнера! Не останавливайтесь на пути узнавания близкого вам человека. И вы и человек рядом с вами ежедневно меняетесь, открываете в себе и в окружающем мире, что-то новое.

Как правильно развивать отношения

Если вы задумываетесь, время от времени, как развивать отношения со своей второй половиной. То мнение большинства сводится к тому, что само по себе развитие сводится к увеличению степени удовлетворения друг другом на фоне общего уменьшения количества конфликтов в паре. Формируя взаимоотношения, важно иметь внутреннюю уверенность, в том, что они непременно должны приносить радость обеим сторонам. Гармоничные отношения дают чувство внутреннего покоя, уверенности в завтрашнем дне. Люди в паре должны быть счастливыми! Если встречи не приносят вам радости, состояние дискомфорта не уменьшается, не стоит заставлять себя, лучше крепко задуматься надо ли их продолжать?

Для гармоничного, полноценного развития пары вы должны развивать и проговаривать друг с другом все аспекты ваших взаимоотношений:

  • совместный отдых,
  • совместное времяпрепровождение,
  • совместные планы,
  • взаимные интересы,
  • интимные отношения. Необходимо интересоваться, что нравится или не нравится партнеру. Может, есть какой-то момент, который требует более внимательного отношения, или что-то хотелось бы поменять, улучшить;
  • ваш быт, если есть совместный быт;
  • ваши отношения с родственниками и друзьями.

Для развития отношений особенно важно деликатно обсуждать, моменты, когда возникло непонимание и дискомфорт.

Как развивать отношения с девушкой

Некоторые представители сильного пола склонны разбивать процесс развития отношений с девушками на несколько этапов. Для формирования долгосрочных и доверительных отношений, эти этапы будут идти в следующем порядке.

Первый этап — знакомство, и формирование общего представления друг о друге.

Второй этап сопровождается поцелуями, нежными объятиями, романтическим настроем и переживанием влюблённости.

Третий этап — включает интимные отношения.

Если все стадии пройдены успешно не форсировано и строго в указанном порядке, то после этого наступает четвёртый этап отношений, подразумевающий настоящую близость: физическую и эмоциональную. Именно теперь вы хотите делиться друг с другом самым сокровенным, доверять, чувствовать душевную близость, строить совместные планы и воплощать их в жизнь.

Как развивать отношения с мужчиной

  • Женщины, обладающие опытом долгих и счастливых отношений сходятся в мнении, что не стоит растворяться в мужчине и в домашних заботах. Сколько бы вы ни встречались или ни жили вместе, важно помнить, о том, что вы - две отдельные личности, каждый из вас имеет право на свои привычки, свои желания, собственные мечты, индивидуальные потребности, свои занятия.
  • А коли вы две отдельные, при этом цельные личности, то обязательно у вас должна быть, пусть небольшая, часть только своей жизни, время для себя. Речь не идет ни о секретах, ни об изменах. Исключите возможность «слияния» жизней вашей и вашего партнера. Помните, о необходимости наличия своих интересов, встреч с друзьями, времени на уединение.
  • Уважайте себя. Особенно планируя, как развивать отношения с парнем в самом начале отношений, девушке важно быть внимательной к балансу знаков внимания, проявлению инициативы, звонков друг другу. Если вы только узнаёте человека, проанализируйте, кто из вас больше проявляет инициативу? Помните о жестоком, но справедливом замечании: если уж мужчина захочет увидеть или услышать женщину - он это сделает. Ну, если парень совсем не звонит - это значит, только то, что он не хочет звонить! Балансируя на тонкой грани, чтобы не проявить излишнюю навязчивость, женщине необходимо суметь дать понять своему мужчине, что он интересен, что она рада общаться с ним. Здесь обязательно нужно оставить ему самому пространство для проявления инициативы. Чрезвычайно важно давать ему возможность чувствовать себя охотником, завоевателем, мужчиной, в конце концов, если вам нужен мужчина в отношениях, а не теленок на веревочке.

Вы никогда не задумывались над тем, насколько прочными нитями мы связаны со всем тем, что нас окружает? Всю свою жизнь мы тратим на то, чтобы укрепить или ослабить эти связи. В психологии для их определения используют термин "взаимоотношения". Это то, без чего невозможно наше существование в социуме, поэтому необходимо знать все нюансы построения взаимоотношений. Также следует уметь преодолевать проблемы в их структуре.

Взаимоотношения - это что такое?

С одной стороны, термин "взаимоотношения" понятен каждому ребенку, ведь малыш с момента появления на свет учится их выстраивать. Но с другой стороны, они являются очень тонкой субстанцией, которую невозможно осязать или увидеть.

Если объединить все описания в книгах по психологии, то можно сказать, что взаимоотношения - это совокупность связей между всеми окружающими нас людьми. Каждый человек, с которым нам приходится контактировать, становится втянутым в сложную систему. Она может быть кратковременной, как со случайными знакомыми. Но, например, с родителями мы имеем долговременные взаимоотношения. Они постоянно развиваются и длятся всю жизнь, до смерти кого-либо из участников.

Значение

Человек не может существовать без взаимоотношений. С самого раннего детства они становятся важным этапом его развития и становления как личности. В подсознании человека заложена тяга к взаимоотношениям. Мы испытываем острую нужду в друзьях и возлюбленных, нам необходимы их одобрение и признание. Познавая другого человека, мы лучше узнаем себя и свой внутренний мир. Это дает нам силы для достижения поставленных целей и творческого развития.

Психологи доказали, что проблемы во взаимоотношениях решаются в первую очередь путем изменений в себе. Если вы поменяете внутреннее отношение к миру, то и связь с ним станет совсем иной. Это позволяет связям находиться в постоянном движении и останавливаться, дойдя до определенных стадий.

Взаимоотношения: общий принцип формирования

Межличностные отношения формируются на уровне эмоциональной эмпатии и общности интересов. Изначально они выстраиваются из любого контакта и взаимодействия людей, в дальнейшем влияют на любую совместную деятельность.

Причем взаимоотношения имеют принцип избирательности. Они всегда ярко окрашены и зависят от сферы потребностей участников этих отношений. То есть каждый участник взаимоотношений преследует в них свои цели и потребности. Если они совпадают, то до реализации этих целей либо до их изменения отношения будут существовать и развиваться.

Виды взаимоотношений: характеристика и описание

Везде, где появляется человек, образуются взаимоотношения между людьми. Даже мимолетная встреча и краткое общение трактуются таким образом. Исходя из этого, их можно разделить на две больших группы:

  • деловые;
  • личные.

Деловые взаимоотношения вытекают из определенной деятельности и часто поддерживаются именно ею. Они контролируются правовыми нормами, реже подобные связи регулируются нормами морали и этики. Личные взаимоотношения основываются на особенностях характера и симпатии. Они регулируются только моральными нормами и имеют сложную структуру.

Каждый вид взаимоотношений имеет свои особенности. Но каждый человек в равной степени втянут в деловые и личные связи. Причем психологи отмечают взаимосвязь между умением выстраивать личные отношения и успехом в карьере, которая напрямую зависит от атмосферы в отдельной группе на основе конкретной деятельности.

Отношения имеют свою четкую структуру, которая в некоторых источника называется системой. Ее можно представить следующим образом:

1. Первый контакт. Во время знакомства между людьми происходит активное взаимодействие на подсознательном уровне. Большинство информации, которая и определит, насколько нам приятен либо неприятен собеседник, попадает в наш мозг за первые минуты общения. В этот временной промежуток укладываются оценка собеседника по многим параметрам и определение схожести или различия жизненных установок и целей.

2. Если первый контакт оказался успешным и неоднократным, то между партнерами сформировываются приятельские отношения. Они являются тем переходным этапом, который может длиться годами и ни во что иное не перерасти. В приятельских взаимоотношениях их участники тесно связаны на эмоциональном и рациональном уровне. Они имеют общие интересы, схожесть жизненных позиций и активно обмениваются эмоциями, получая и отдавая необходимую энергию. Но в подобной системе связей оба партнера чувствуют себя абсолютно свободными и ничем не связанными.

3. Товарищеские взаимоотношения. Данная система взаимоотношений подразумевает более глубокое проникновение в мир друг друга. Оба участника доверяют друг другу, участвуют во всех делах и всегда оказывают посильную поддержку.

Данные три этапа системы проходят абсолютно все люди, участвующие в процессе. В дальнейшем развитие взаимоотношений идет по многовариантной ветви возможностей. Они могут стать сугубо деловыми или перерасти в интимные. В любом случае все начинается именно с первых вышеописанных этапов.

Как развиваются?

Учтите, что взаимоотношения не могут не развиваться. Они являются динамичной субстанцией, которая постоянно находится в движении. Это является основной характеристикой абсолютно любых отношений. Если они на какой-то момент останавливаются в своем развитии, то оба участника перестают ощущать удовлетворенность ими. А именно удовлетворенность является основным составным компонентом взаимоотношений. В случае, когда они перестают развиваться, оба партнера начинают искать новые источники удовлетворенности и комфорта, то есть вступают в новую систему взаимоотношений. Причем это в равной степени касается личных и деловых отношений.

Взаимоотношения: проблемы

Трудно представить межличностные связи, не омраченные различными проблемами. Проблема взаимоотношений серьезно занимает умы психологов. Специалисты анализируют их и подсказывают пути выхода из трудной ситуации. Самой распространенной проблемой являются конфликты, которые касаются абсолютно всех видов и категорий межличностных отношений.

История доказывает нам, что решить эту основную проблему практически невозможно, она существовала во все времена, но вот выявить ее причину и работать с ней психологи в состоянии. Причины конфликтов, являющихся основной проблемой взаимоотношений, можно представить следующим образом:

1. Препятствие в достижении желаемого. Если один человек становится на пути к заветной цели другого человека, то их взаимоотношения превращаются в серьезную проблему. Подобный сценарий развития конфликта возможен в деловых связях, когда разные люди претендуют на одну и ту же должность или желают получить премию за какие-либо достижения. В личных контактах такие проблемы встречаются не менее часто.

2. Психологические различия. Данная проблема существенно осложняет жизнь участников взаимоотношений. Они не могут прийти к единому мнению по различным вопросам, испытывают друг к другу необъяснимую антипатию, не могут существовать в одном пространстве.

3. Неправильная оценка другого человека. Эта причина проблем является наиболее распространенной. Один человек может приписывать другому несуществующие добродетели и в дальнейшем испытать разочарование от неоправданных надежд. Также провоцируют конфликтную ситуацию и обвинения в адрес другого человека, они становятся причиной долгих и затяжных проблем во взаимоотношениях, которые могут привести к их полному разрыву, если это возможно в принципе.

4. Реальные недостатки. Существует категория людей, которые сложно выстраивают взаимоотношения с социумом. Они обладают неуживчивым характером, приносящим им массу проблем и неприятностей. Такие люди часто разрывают отношения и не стремятся выстраивать другие.

5. Недопонимание. Во взаимоотношениях довольно часто проблемы вызывают недопонимания между их участниками. Оба человека имеют свое мнение и не могут прийти к компромиссу из-за определенных различий. Взаимоотношения детей и родителей часто страдают именно от данных проблем. Они относятся к преодолимым и решаемым.

Взаимоотношения - это самое важное, что имеет человек в жизни. Поэтому стоит дорожить ими и грамотно выстраивать, чтобы не пришлось страдать от их потери в будущем.

Когда смотришь на жениха и невесту, сердце радуется. Влюбленные не могут оторвать друг от друга глаз, они счастливы и им кажется, что так будет продолжаться всегда. Даже в голове не укладывается, что может быть по-другому. Но, к сожалению, правда жизни иногда идет в разрез с этими ожиданиями. Уже через пару лет (а иногда и того меньше) совместной жизни у некоторых пар нежные чувства сменяются скандалами, упреками и взаимными обвинениями. Почему же так происходит? Как эти двое, еще недавно искренне любившие друг друга, могут говорить в адрес своего избранника такие ужасные слова? Куда делось то прекрасное чувство, которое казалось бесконечным как Вселенная? Могут ли вообще отношения длиться целую жизнь?

Взаимоотношения мужчины и женщины – это путь, в который они отравляются вдвоем. Будет ли он долгим или коротким, интересным или банальным зависит от них двоих. А еще можно сказать, что отношения – это процесс, и как любой процесс они имеют свои стадии или этапы. Вот об этих стадиях развития отношений я и предлагаю поговорить.

Мне встречались разные версии, которые выделяли от трех до девяти уровней отношений, но больше всего меня заинтересовала система, берущая свое начало в ведических текстах, которая очень хорошо соотносится с современной семейной психологией.

Прежде чем перейти к рассмотрению этих стадий развития взаимоотношений, стоит отметить, что партнеры далеко не всегда проходят их синхронно: один, к примеру, может уже оказаться готовым к пятому этапу, а другой застрять на третьем. Время прохождения всего этого цикла тоже может быть очень разным, но для достижения последних этапов обычно требуется не менее 7 лет.

1. Влюбленность

Да, да. Это именно тот период, про который написано столько стихов, спето бесчисленное количество песен, снято множество фильмов. Влюбленный человек буквально теряет голову от нахлынувших на него чувств, у него словно вырастают крылья за спиной, и кажется, что гравитация едва-едва удерживает его в материальном мире. «Любимая, я подарю тебе эту звезду». Но на то, что вызывает вдохновение у творческих людей, ученые смотрят со скепсисом. «Все дело в физиологии», - говорят они. Гарвардский профессор Хелен Фишер исследовала влюбленных при помощи томографа и пришла к следующему выводу.

Мозг влюбленного человека усиленно выделяет некоторые гормоны, отвечающие за чувство удовольствия и эйфории. А вот негативные эмоции и рациональное мышление блокируются. Особенно высокая активность отмечалась в тех зонах мозга, которые отвечают за желания, мотивацию, влечение и зависимость. И вот что интересно: с такой же силой эти зоны реагируют на кокаин! Активность мозга влюбленного и мозга человека, принявшего этот наркотик, выглядят очень похожими.

Состояние такой «химической любви» или пылкой влюбленности длится 12-18 месяцев. Если бы этот период продолжался дольше, организм пострадал бы от истощения, нервного и физического. Отмечено, что многие влюбленные действительно ощутимо теряют вес.

С психологической точки зрения происходит следующее. Мужчина и женщина, пораженные стрелой Амура, открыли для себя друг друга и испытывают сильное влечение. Это подобно вкушению изумительного и до сих пор незнакомого плода. Вкус хочется ощущать снова, снова и снова. Поэтому данная стадия еще называется стадией насыщения.

2. Стадия пресыщения

Но любой вкус, даже самый прекрасный, не может постоянно быть новым. Постепенно мы начинаем привыкать к нему и пресыщаться им. Как только любимая или любимый начинают жить с вами вместе, эта стадия уже не за горами. У кого-то на это может уйти год, а некоторым достаточно нескольких месяцев. Состояние длительной влюбленности может сохраняться тогда, когда соблюдается определенная дистанция в общении. Отсюда и долгие романтические отношения, которые развиваются на расстоянии при переписке или редких встречах. Когда же люди начинают жить вместе, они постепенно начинают замечать в своем избраннике не только достоинства, но и недостатки, которых оказывается не так уж и мало.

3. Отвержение

Состояние отвержения наступает тогда, когда «химия любви» уже перестаёт действовать. Розовые очки испаряются, и человек начинает сомневаться в партнере и размышлять, не поторопился ли он с выбором. Здесь начинаются ссоры и выяснения отношений. По сути, здесь есть только два варианта: научиться принимать партера со всеми его недостатками и перейти на новую ступень отношений или встать на «тропу войны», безуспешно пытаясь переделать другого человека под себя. Для многих пар эта стадия оборачивается полным разочарованием в избраннике и разрывом отношений. На этой стадии люди часто начинают думать, что они выбрали не того партнера. Кажется, что с другим человеком все сложилось бы иначе. Они разрывают старые отношения, заводят новые, но как только доходят до этой же стадии вновь чувствуют разочарование и снова готовы пуститься на поиски «идеальных отношений». Если не суметь перейти на новый уровень, то такое хождение по кругу может продолжаться всю жизнь.

4.Терпение

В традиционном обществе религиозные и культурные традиции способствуют сохранению брака, но в современном обществе они сильно ослаблены. Помочь пройти эту трудную стадию современному человеку может понимание и работа над собой. Многие интуитивно это понимают и именно в этот период чаше всего обращаются за консультацией к психологу, читать специальную литературу, посещать семинары. Кризис третьего года совместной жизни часто совпадает с третьей-четвертой стадией, это тот самый момент, когда любовная лодка разбивается о быт. Можно наблюдать такую картину: к началу четвертой стадии у многих уже появляется ребенок, женщина переносит на него практически все свое внимание. Отношения становятся гораздо более будничными. Но раз теперь уже появились новые общие цели, имущество, дети, то не получается идти только на поводу эмоций и желаний. Поэтому приходится терпеть. Но задача этого периода вовсе не заключается в том, чтобы сжав зубы терпеть тяготы совместной жизни. Если поступить так, то такое терпение может рано или поздно лопнуть или же наступит момент, когда дети вырастут. Тогда старая проблема вновь поднимет голову и пара почувствует, что тот «клей», который удерживал их вместе все эти годы, исчез, а они вновь оказались перед неразрешенной ситуацией: что им делать друг с другом дальше. Задача этого периода заключается совершенно в другом. Терпимость к ближнему – это ростки мудрости и настоящей любви. Это шаг, который помогает победить эгоизм, принять индивидуальность другого человека и понять что «если хочешь что-то изменить, начни с себя». Если вы умеете уважать не только свои собственные мнения и желания, но и потребности партнера, и видите в нем индивидуальность, а не тесто для лепки своего идеала, поздравляю, прохождение этого этапа близится к концу. В данный период тоже бывает ссоры, но они уже управляемые, и есть понимание, что из-за туч через время вновь появится солнце.

«Очень немногие люди знают, что такое любовь. Девяносто девять процентов людей, к сожалению, думает, что сексуальность это любовь. Но это не так. Сексуальность, страсть очень животна, она, несомненно, имеет возможность перерасти в любовь, но это не настоящая любовь, а только возможность» Ошо Дзен Таро. VI аркан.

5. Служение

По сути, только с этого этапа мы начинаем приближаться к понятию «Любовь». В начале развития отношений может показаться, что влюбленные и так ее достигли и могут бескорыстно и с радостью делать что-то для своего партнера. Но так ли это на самом деле можно понять лишь спустя некоторое время, когда утихнет «химия любви» и поступками человека начнут руководить его истинные убеждения, а не эндорфины. Если на предыдущих стадиях мотивы были достаточно эгоцентричны, то здесь другой человек воспринимается не как источник удовольствия, а как объект служения. Если мы хотим, чтобы кто-то выполнял ваши желания, это может не входить в планы другого, но если мы сами показываем готовность послужить другому человеку, то он вряд ли откажется. И со временем, возможно, у него появится искренне желание ответить вам тем же. На востоке все еще жива традиция, там для большинства людей совершенно понятно, что любовь не появится на ровном месте, ее необходимо взращивать, ее нужно заслужить.

6. Уважение

Это результат предыдущего этапа. Люди уже хорошо знают друг друга, они прошли вместе через многие жизненные испытания. Партнеры научились делать приятное и нужное друг для друга, не требуя себе чего-то в замен. У пары накапливается «банк доверия» и благодарности. Партнеры могут легко обмениваться энергией, мыслями и чувствами.

7. Любовь

Это тот самый долгожданный плод, который созрел в результате терпения, понимания и заботы друг о друге. Пара понимает друг друга с полуслова, испытывает огромнейшее наслаждение при общении. Это настоящее духовное достижение и до этого уровня доходят лишь очень немногие. Когда мы созреваем, мы можем начать испытывать любовь, которая лежит за пределами влечения и уважает уникальную индивидуальность другого человека. Мы начинаем понимать, что наш партнер часто действует как зеркало, отражающее невидимые аспекты нашей истинной сущности и помогает нам стать более цельными.

И мне кажется, что именно такой любви посвящены слова апостола Павла: «любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».

Если бы я никогда в жизни не видела конкретных примеров, подтверждающих истинность этих слов, то решила бы, что все написанное выше - еще одна красивая теория. Но несколько раз в жизни мне довелось встречать пары, которые находясь уже в весьма преклонном возрасте прогуливались под ручку по аллее парка или ехали в метро. И было в их лицах и глазах что-то такое, что сразу выделяло их из толпы, они светились умиротворением и тихим счастьем. Они что-то рассказывали друг другу, улыбались и, казалось, не замечали вокруг никого кроме друг друга.

Истинная Любовь – не случайный подарок судьбы, а награда за усилия, стремление преодолевать трудности и большую работу над собой.

А вообще свою жизнь надо прожить так:

На каком этапе сейчас остановилась ваша пара? Романтизм? Борьба за власть? А может, стабильность? Зная об этих этапах и их особенностях, вы сможете подготовиться и пройти их успешно, не застряв на одном из них.

Романтизм

Этот этап характеризует идеалистический взгляд на отношения. Посыл таков: мой партнер уникален. Находясь на этой стадии, влюбленные обычно не обращают внимания на различия и стремятся к слиянию: «Не могу жить без тебя». И в этом кроется одна из потенциальных опасностей.

Мудрость: способность увидеть красоту другого человека.

Ошибка: думать, что мечта станет явью, стоит лишь пожелать.

Борьба за власть

Наступление этой стадии знаменуется признанием прискорбного факта: «Ты не тот/не та, что я думал(а)» или «Мы разные». За этим неизбежно следуют разочарование и гнев: «Я заставлю тебя стать тем, кого я хочу видеть!»

На этом же этапе часто происходит битва полов: «Ты бесчувственный, как все мужчины!» борется с «Ты истеричка, как все женщины!»

Мудрость: «Я другой, это нормально».

Ошибка: верить, что мы получим то, чего хотим, прибегая к угрозам, насилию или манипуляциям.

Стабильность

Стадия снисходительности партнеров. Мы отказываемся от претензий и терпим слабости другого. Мы признаем себя и любим за то, кто мы есть. Конфликты ведут к развитию, а не к страданию. Каждый обращает внимание на жизнь за пределами пары или на себя самого.

Мудрость: реализм в любви.

Ошибка: избегать неизвестного – «Мир трудно завоевать, не стоит рисковать, нам и так хорошо».

Ответственность

Мы отказываемся переделывать партнера и улучшать его. Смотрим на отношения реалистично и признаем, что они не во всем идеальны. Мы способны любить другого, хотя иногда нам не нравится то, что он делает. Мы любим себя, но не ждем, что нам каждую минуту будут угождать. Это дает свободу сомневаться в себе, не вступая в борьбу за власть. Также позволяет каждому отвечать за свои поступки.

Мудрость: ответственность за то, что вы делаете.

Ошибка: успокоиться и перестать заботиться об отношениях.

Новое объединение

На этом этапе мы часто вместе занимаемся творчеством – это общий вклад во Вселенную.

Мудрость: связи с другими людьми. Желание внести свой вклад в жизнь общества. Развитие духовности.

Ошибка: сосредоточить все внимание на внешнем мире и забыть «питать» любовные отношения.

Этапы развития взаимоотношений дошкольников.

Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни, когда родители первый раз берут его на руки и начинают разговаривать с ним. По мере взросления, количество контактов и сложность взаимодействия с другими людьми увеличивается. Контакты ребенка можно подразделить на 2 условных класса – контакты со взрослыми и детьми. В данной работе мы рассмотрим общение детей со сверстниками.

Уже к 2-м годам ребенок начинает интересоваться другими детьми с целью общения. Однако их общение основывается на подражательности и эмоциональном заражении. Детям нравится повторять за другими малышами: бегать друг за другом, копировать смешные жесты и звуки. Дети этого возраста нуждаются в соучастии ровесников, но пока только в форме совместных игр в виде одинаковых и одновременных действиях.

С 3-х лет ведущим типом деятельности становится игра, которая трансформируется из предметно-манипулятивной в сюжетно-ролевую. Личностные новообразования этого периода – возникновение внутренней Я-концепции, начала самосознания и самооценки.

Начиная с 4-х лет, появляется выраженная потребность в общении с ровесником. В это время желание детей играть с партнером настолько велико, что это побуждает детей идти на уступки и компромиссы, лишь бы игра состоялась. Именно в этом возрасте необходимо учить детей согласованному взаимодействию в паре. Взрослым нужно поддерживать желание детей договориться и уступить, направлять детей в сторону обоюдных компромиссов. Такое умение станет хорошей основой в дальнейшем для формирования взаимоотношений в детском коллективе.

Внутреннее развитие детей проявляется началом осознания успешности других, сравнением своих и чужих успехов, появлением соперничества, стремлением быть лучше других. В этом возрасте формируются зачатки таких личностных качеств, как децентрация и эмпатия, которые являются очень важными составляющими продуктивного межличностного взаимодействия.

Детям 4-5 лет еще трудно совместно конструктивно взаимодействовать, они хотят быть лидерами, они соперничают. Им трудно порадоваться за другого, помочь товарищу или похвалить его. Для них важен, прежде всего, свой собственный успех. Без помощи и координации взрослых дети 5 лет еще не могут самостоятельно продуктивно сотрудничать в группе. Дети скорее начнут делать каждый свое по отдельности, повторяя друг за другом. В итоге совместное дело развалится из-за неумения договориться и спрогнозировать результат.

Иногда игра может сплотить несколько человек на то время, пока есть интерес к этой игре. Дети будут пытаться самостоятельно распределить роли участникам, договориться о правилах. И игра эта будет происходить благодаря активности одного ребенка-лидера, который будет управлять процессом. Остальные будут подчиняться и выполнять назначенные им роли, либо покинут игру.

С 5-ти лет игры усложняются настолько, что у детей начинают складываться истинные коллективные взаимоотношения. Весь накопленный за предыдущие годы опыт общения становится базисом для понимания поведения других детей. Ребенок уже может проанализировать отношения других к нему и спрогнозировать реакцию других на свое поведение. Дети стремятся быть авторитетными в своем кругу. Им необходимо, чтобы сверстники уважали их. В этом возрасте дети становятся избирательными в отношениях, и популярность внутри коллектива сказывается на предпочтении одних детей другим. В этот период детей может объединить симпатия и дружба.

К возрасту 6-7 лет социальный опыт детей достаточно велик. Он помогает детям очень успешно справляться с коллективными задачами – творческими, трудовыми и пр. Пока это происходит под руководством взрослого. Но, кроме этого, данный возраст характеризуется активным развитием произвольного внимания. Это позволяет детям достаточно долго и, главное, плодотворно взаимодействовать в группе.

Кроме того, дети 6-7 лет начинают общаться друг с другом и вне ситуации игры. Они начинают разговаривать на личные и познавательные темы, отдавая предпочтение в общении детям, которые отвечают их социальным интересам. Рассуждения о товарищах приобретают объективность и категоричность. Взаимодействие детей приобретает устойчивый характер, дети с удовольствием объединяются в группы, как по интересам, так и в команды, назначенные взрослым. Коммуникативные навыки, приобретенные к этому моменту, плюс достаточно развитое произвольное внимание позволяют детям достаточно хорошо управлять своим поведением и своими эмоциями. Все это позволяет взрослому целенаправленно воздействовать на коллективные взаимоотношения деток с целью развития их коммуникативных навыков.