Ритм для скорочтения. Подавление артикуляции

© Наталья Грэйс. Скорочтение. 2012
Фрагмент книги публикуется с разрешения автора.
Ссылка на первоисточник при цитировании обязательна.

Это упражнение на многозадачность. Оно не только увеличивает число Миллера, но и помогает повысить уровень внимательности и скорость мышления. Одной рукой вы придерживаете книгу, читая вслух, а второй рукой – какой вам удобнее – отстукиваете ритм. Если у вас есть музыкальное образование – хотя бы основы – вы быстро освоитесь. Но даже если и нет, при некотором упорстве вы достигните результата уже через несколько попыток. Один мой студент, предприниматель, зовут его Иван, рассердился на себя из-за того, что у него с первого раза ничего не вышло. Попросил неделю перерыва между встречами, чтобы идеально отрепетировать движения руки, отбивающей ритм. Через несколько дней он позвонил мне и сказал, что будет заниматься самостоятельно целый месяц и только потом приступит к следующему этапу обучения. Всем бы такое упорство! Кстати говоря, Иван очень успешный бизнесмен. Видимо, сказывается характер.

Ритм

Вначале читайте вслух под простой ритм наподобие ритма метронома. Оптимален ритм с частотой два удара в секунду. Вы его без труда освоите. Главное – не помогать себе головой при этом, как Мама Лошадь. Одна часть вашего мозга следит за движением руки и правильностью ритма, а другая – за чтением. Представляете, как легко вам будет читать, когда отпадет потребность выстукивать ритм? В каком-то смысле это упражнение напоминает тренировки лыжника, преодолевающего подъем коньковым шагом с мешочками песка – утяжелителями на ногах. Без утяжелителей бежать становится намного легче, как будто гора с плеч падает. Ту же роль выполняют гантели. Не поленитесь и прокачайте свой мозг по полной. Читайте под ритм!

Не стоит проговаривать про себя этот ритм. Нужно просто включить его и все. Рука должна работать как бы автономно. Стремитесь к тому, чтобы интервалы между ударами были одинаковы. При этом динамика вашего чтения не может быть все время постоянной, ведь вы не робот. Будут появляться паузы, в некоторых местах, напротив, возрастёт; иногда мы «подвисаем», задумавшись. Всё это будет
происходить при чтении вслух. А вот руке вашей не позволяйте филонить. Она должна работать над ритмом подобно автомату. Как бы ни менялась скорость проговаривания слов, рука знай, делает свое дело. Я иногда даже советую вообразить красный пульсирующий центр в голове, который управляет рукой по радиосвязи.

Получилось? Уверена, что да. Это относительно просто. Второй этап – усложнение ритма:

Раз, пауза, раз-два!

Раз, пауза, раз-два!

Этот ритм похож на стуки колес поезда. После освоения этого ритма берем более сложный.

Раз, пауза, раз-два-три!

Раз, пауза, раз-два-три!

Возможно, так вам будет понятнее:

Тук, пауза, тук-тук-тук!

Если после просмотра видео вам все равно не понятно, что такое чтение под ритм, объясню иначе. Помните анекдот:

- “Бабка, а ты правда живешь на стадионе?

Да-да-да!

Да-да-да-да!

Читайте под этот футбольный ритм, его каждый мальчишка знает. А если не знаете, приходите на в индивидуальном порядке. Помогу, чем смогу.

Наиболее эффективными следует считать ежедневные занятия дома. Продолжительность каждого занятия - 40-50 мин. Желательно работать в одно и то же время. Рабочее место должно быть хорошо и ровно освещено. На столе не должно лежать ничего лишнего. Ничто не должно отвлекать от занятий. Настоятельно рекомендуем читать не только в положении сидя, но большую часть в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности-типа бюро или конторки. Во время занятий следует делать небольшие перерывы, чтобы расслабиться, дать отдых глазам. Полезно посмотреть в окно вдаль, затем на передний план. Хорошо, если перед глазами убудет любимая картина, фотография, предмет.

Аутогенная тренировка (at).

Обязательным компонентом обу­чения является проведение в рамках занятий методов психо­физической саморегуляции - аутогенной тренировки. Как известно, аутогенная тренировка представляет собой научно-психологическую дисциплину, а именно методику самовнуше­ния, которая позволяет посредством психологических процессов, прежде всего воображения, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой. В процессе обучения быстрому чтению роль воображения, внимания и эмоционального состояния исключительно велика.

Сравнительные исследования показали, что сеансы аутогенной тренировки на 40% повышают эффективность обучения. Реко­мендуемые формулы для занятий ATданы в приложениях 2 и 3. Однако более эффективно использовать аудиокассету про­граммы «Доминанта 2000 года», которую вы можете заказать в Школе Олега Андреева.

Порядок освоения программы

Программа «Доминанта 2000 года» включает в себя 8 уроков.

Каждый урок содержит теоретический раздел, описание упражнений и порядок их выполнения, а также контрольные тексты для выполнения домашнего задания. Освоение урока начинайте с изучения теории вопроса. Затем приступайте к упражнениям и только потом переходите к выполнению до­машнего задания в соответствии с нашими рекомендациями.

В конце книги имеются приложения, содержащие контроль­ные вопросы к текстам для измерения скорости чтения, а также тесты.

На вкладыше учебного пособия размещены таблицы Шульте, которые понадобятся вам для расширения поля зрения в ком­плексе упражнений урока 5.

Итоги изучения каждого урока при самостоятельном, заоч­ном обучении вы фиксируете на бланке «Примерный план освоения быстрого чтения» (см. приложение 1). Здесь вы запи­сываете в соответствующей графе скорость вашего чтения после чтения контрольного текста каждого урока и после ответов на вопросы, приведенные в приложении 7.

Слушатели очных курсов, изучающие методику, быстрого чтения под руководством преподавателя в учебных классах Школы Олега Андреева в Москве, в других городах России, странах СНГ а также за рубежом, выполняют другие контрольные тесты непосредственно на занятиях Приведенные в настоящей книге тесты носят для вас факультативный, необязательный характер.

Практически во всех методиках скорочтения указываются три основных ограничителя быстрого чтения: артикуляция, малое поле зрения и регрессии.

И часто в качестве главного врага называют артикуляцию , или проговаривание вслух (или шепотом) текста, который читаешь.

Правда многие избавились от такого шептания, но все равно осталось внутреннее проговаривание – или вокализация (субвокализация).

Вот от этих двух видов проговаривания читаемого текста и предлагают избавиться практически все методики скорочтения.

Поможет ли это?

Давайте посмотрим на собственном примере.

Берем текст – не более 100 слов (или ниже приведенный отрывок из книги Т. Бьюзена «Учебник быстрого чтения» , в нем 118 слов ).

«Франклин Делано Рузвельт был одним из самых быстрых и самых ненасытных читателей среди всех государственных лидеров. Различные источники сообщают, что он был в состоянии прочитать целый абзац одним взглядом, завершая чтение любой книги, как правило, за один присест.

Известно, что Рузвельт стартовал в этой сфере со средних показателей скорости чтения, над повышением которых решил всерьез работать. В числе его первых достижений было увеличение области, первоначально охватывавшейся в ходе приостановки до четырех слов, а впоследствии Рузвельт довел это количество до шести и, далее, до восьми слов.

Затем он практиковался в одновременном чтении двух строк, после чего начал продвигаться по страницам зигзагообразно, прочитывая небольшие абзацы одним движением глаз. Его подход был идентичен тому, который применяется лидерами быстрого чтения и сегодня».

Опыт 1: читаем вслух, своей обычной речью.

Включаем секундомер — начали чтение – закончили чтение – выключаем секундомер.

Подсчитываем количество слов в минуту: (118/кол секунд)*60.

Для справки: средняя скорость речи русского человека – 100-120 слов/минуту.

Опыт 2: читаем вслух на своей максимальной скорости, но так чтобы речь можно было понять.
Обычно при скорости больше 200 слов/минуту – речь слаборазборчивая.

Определим количество слов/минуту на повышенной скорости.

Для справки: Нынешний рекорд скорости речи принадлежит английскому актеру и ведущему Стиву Вудмору – 637 слов в минуту.

Правда понять ее можно только записав и прокрутив на пониженной скорости, поскольку есть скорость восприятия, и при 300 словах речь уже не различается.

Но тем не менее такой рекорд есть, хотя возможно кто-то из ваших знакомых также близок к подобному рекорду. Такое встречается.

Опыт 3: читаем не вслух, а про себя.

Определяем количество слов/минуту при внутренней вокализации.

Что же мы выяснили из этих опытов?

1. Действительно артикуляция и вокализация снижают скорость чтения.

2. Скорость чтения при внутреннем проговаривании выше, чем при чтении вслух или шепотом – в 2-3 раза.

Отсюда первый вывод: исключаем ненужное «бормотание» даже шепотом, при чтении не шевелим губами.

С артикуляцией разобрались, а вот с избавлением от субвокализации сложнее.

Внутренняя речь – это настолько укоренившаяся привычка, что бороться с ней практически невозможно.

И хотя методики скорочтения настаивают на упражнениях, позволяющих подавить или вытеснить внутреннюю речь, добиться этого очень сложно. Определяются даже сроки – 20 часов выстукивания ритмов, отвлекающих от проговаривания.

Откуда все это пошло, возникает вопрос?

Ссылаются на различные фундаментальные исследования специалистов лингвистов и психологов.

Ведь чтение связано с проговариванием, и проработать текст, не подключая мышцы, отвечающие за говорение – невозможно. Это доказывают специальными приборами, фиксирующими внутреннее проговаривание текста, — даже при немом чтении мышцы гортани работают также, как и при чтении вслух.

Об этом в частности пишет М. Зиганов в своей книге «Как повысить культуру чтения или сделать чтение приятным". «Но, как показывают исследования, ЧТЕНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ. Прорабатывать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально. Следовательно, полное ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ НЕВОЗМОЖНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ» .

Об этом пишет и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения»: «беззвучное проговаривание не может и не должно полностью устраняться в подлинном смысле этого слова ». «Нет нужды огорчаться, если вы будете эпизодически осознавать, что беззвучно проговариваете слова, поскольку эта привычка универсальна и неистребима ».
«…беззвучное проговаривание не является — по определению- медленным и мешающим процессом. Ваш мозг вполне в силах мысленно проговаривать до 2 000 слов в минуту ».

Даже в методике Эвелины Вуд, считающейся первой кто системно занялся скорочтением, говорится следующее: «600-900 слов в минуту. Это максимально возможная скорость для тех, кто использует субвокально — линейный подход».

Автор книги — Stanley D. Frank.

В этой же книге указывается, что субвокально-линейный способ используют даже эксперты в области визуально- вертикального чтения. Например при чтении – поэзии, сложных технических книг с новой терминологией, при чтении шуток, афоризмов.

Как же быть и кому верить?

Ведь даже в фундаментальном курсе Андреева О.А. и Хромова Л.Н. «Учитесь читать быстро» вся глава 5 посвящена «Артикуляции» и способам борьбы с ней.

А упоминание таких ученых как П. Брок, открывший зону Брока в мозге или Э. Вернике, установившем зону сенсорной речи – зону Вернике, видимо должно развеять наши сомнения, относительно необходимости подавлять ненужное проговаривание.

Хотя я больше склонен поддержать точку зрения М. Зиганова «Некоторые авторы методик быстрого чтения, авторы статей о быстром чтении, плохо ознакомившиеся с фундаментальными работами психологов в области исследования речи, настаивают на так называемом «подавлении артикуляции», якобы позволяющем читать совершенно не проговаривая текст, а следовательно быстро» .

Акцент – на «плохо ознакомившиеся».

Но, как и в любом деле – истина находится посредине.

Избавиться от проговаривания – невозможно, но можно изменить схему обработки информации.

От традиционной, заложенной в школе:

увидел – проговорил – услышал – понял.

К более рациональной и скоростной:

увидел – понял.

В этом случае в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения.

Проще, объяснить так – слово узнается. Если вы часто встречали конкретное слово, то при очередном чтении, вам уже нет необходимости читать/проговаривать его полностью. Взглянули – визуально узнали – поняли.

Например, слово: Рецессия. Встречается редко, у большинства. Поэтому сложно его сразу узнать, читаем полностью, про себя или вслух.

А вот слово – Магазин, более знакомое. Его не стоит читать, оно узнается и без прочтения.

Думаю, смысл понятен, — что означает перевести из режима проговаривания в режим визуального узнавания.

Некоторые читатели понимают мыслить визуально, — как видеть образ каждого слова – кот- это кот, а вот слово – необходимость – как его визуализируешь.
Придумывать образ не надо, слово просто должно быть узнаваемо по форме, буквам и тд.

Хотя сам процесс распознавания слов пока не изучен, есть несколько гипотез, и если ранее главенствовала модель формы слова, то сейчас модель параллельного буквенного распознавания, хотя и это надо полагать, не последняя гипотеза.

Поэтому пока неважно – какая гипотеза выиграет, опыт показывает, что чем шире у читателя его Тезаурус, тем больше слов он узнает сразу.

Узнаванию помогает и антиципация (догадка или предвосхищение). Именно на этом свойстве нашего мышления построена система И.З. Посталовского – Предвосхищение при чтении. Но об этом в следующий раз.

Ну и в конце этой статьи, — ведь можно повысить и скорость речи, как один из факторов скорости проговаривания. Хотя она и зависит от темперамента человека, но все же.

Скороговорки – одна из возможностей это сделать.

Корабли лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали!

Произнося скороговорки и повышая их скорость, вы развиваете мелкую речевую моторику – способность языка, губ и гортани совершать мелкие мышечные движения. «Нестандартные» слова в тексте уже не будут служить препятствием, об которое ранее спотыкались, сбавляя темп чтения.

Итак, краткое резюме по сегодняшней статье:

Один из врагов скорости чтения – проговаривание текста.

Вы убедились в этом на опытах, и узнали вашу скорость.

Вариант избежать проговаривания: увидел- понял.

Способы:

1. Стараться избавиться от артикуляции (шевеления губами и шепота). Достигается просто – закрыли рот и читаем. Это шутка. На самом деле существуют различные способы.

2. Повышать скорость речи. Быстро говоришь – быстро читаешь, хотя бы вслух, хотя бы на уровне внутреннего проговаривания. Один из способов – скороговорки.

3. Расширять свой словарный запас (тезаурус).

4. Антиципация слов. Пример — предугадываем слово по первым буквам. Подробнее в следующий раз.

И не надо никаких простукиваний, отвлекающих от внутреннего проговаривания. Привычка, сложившаяся годами – вряд ли уйдет быстро. Кроме того непонятно – это привычка или естественный физиологический процесс.

Возможностей увеличить скорость чтения масса, и мы их рассмотрим в дальнейшем.

На этом сегодня все, продолжу тему в следующей статье.

Надеюсь, что возникли вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

По книгеМ.Зиганова "Как повысить культуру чтения или сделать чтение приятным"

Некоторые авторы методик быстрого чтения, авторы статей о быстром чтении, плохо ознакомившиеся с фундаментальными работами психологов в области исследования речи, настаивают на так называемом "подавлении артикуляции" , якобы позволяющем читать совершенно не проговаривая текст, а следовательно быстро.

Вторая часть утверждения о том, что чтение без проговаривания быстрее чтения с проговариванием, ни у кого не вызывает сомнения, если бы можно было осмысливать содержание текста, не подключая мышцы, отвечающие за говорение, то удалось бы прорабатывать текст быстрее.

Но, как показывают исследования, ЧТЕНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ . Прорабатывать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально.

Следовательно, полное ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ НЕВОЗМОЖНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ . Ко всему прочему у сторонников полного подавления артикуляции даже нет экспериментальных доказательств того, что можно читать абсолютно без проговаривания и при этом полностью понимать и запоминать читаемое.

Книгу, которую Вы держите сейчас в руках, возможно будут читать и те, кто на различных курсах быстрого чтения пытался "подавлять артикуляцию полностью", затрачивая многие часы на выполнение упражнения, и в результате либо ухудшил качество понимания читаемых текстов, либо так и не добился "чтения без проговаривания". Для них все же придется привести некоторые аргументы.

Обычно во время чтения практически все слова проговариваются читателями. Одни из читателей произносят текст шепотом, другие проговаривают его про себя, но шевелят при этом губами. Большинство же читателей проговаривают текст про себя без внешней мимики.

При этом многие читатели уверены в том, что вовсе не проговаривают текст при чтении. И напрасно. Специальными приборами, различными способами доказывается наличие у читателей артикулирования, внутреннего проговаривания текста. Вовремя такого немого чтения мышцы гортани работают так же, как и при чтении вслух.

Проговаривание текста при чтении закладывается с детства, со школьной скамьи. При формировании и развитии внешней речи (говорения вслух) и при формировании мышления проговаривание читаемого текста необходимо, поэтому, в частности, в школе детей учат читать вслух.

И далее, вплоть до старших классов, учителя развивают выразительное чтение, чтение с интонацией. Это и понятно: выразительное чтение пробуждает эмоции, чувства. Затрагивая струны души, особенно при работе над художественной литературой и, в первую очередь, над поэзией, читатель усваивает материал на эмоциональном уровне.

Но давайте разберемся, какие физиологические процессы происходят во время чтения с проговариванием.

Обработка информации на этапе овладения навыками чтения происходит следующим образом: читатель видит текст, читает вслух, прослушивает себя, усваивает содержание. В результате вырабатывается психическая установка: понять текст можно только при его прослушивании, а для этого нужно его проговорить, произнося вслух или про себя. Эта установка приводит к тому, что в процесс чтения вовлекаются и зрительные органы, и речевые органы. Такое чтение с проговариванием можно условно описать режимом 1:

УВИДЕЛ - ПРОГОВОРИЛ - УСЛЫШАЛ - ПОНЯЛ

Конечно, здесь схема обработки информации значительно упрощена. Более глубокое, детальное знание этой области физиологии для овладения навыками рационального чтения не требуется.

Выработав привычку проговаривать текст во время чтения, читатель и при беззвучном чтении продолжает проговаривать все слова, даже не замечая этого: глаза, сигнал от зрительных органов прошел в мозг, мозг передал команду мышцам гортани и языка для проговаривания ("про себя") слова, мышцы гортани и языка сжимаясь и расслабляясь "проговорили" слово, сигнал от мышц гортани пошел в мозг, мозг проанализировал сигнал от мышц гортани и языка и отправил его на распознавание значения "услышанного" слова и понимает его.

А параллельно этому процессу протекает еще один: мозг, получив сигнал от зрительных органов, отправляет его на распознавание "увиденного" слова и понимает его. При этом скорость прохождения сигнала "глаз-мозг-понятие" значительно превышает скорость прохождения сигнала "глаз-мозг-мышцы-мозг-понимание".

В итоге скорость перемещения взгляда начинает зависеть от скорости "понимания". Так годами выработанная установка на чтение с проговариванием существенно тормозит процесс чтения.

Скорость чтения при этом не может превысить 800-1200 знаков в минуту (такова максимальная скорость чтения почти каждого человека, потому что в этом темпе проговаривается текст).

Взрослому читателю уже нет необходимости проговаривать все прочитываемые слова. Другой, более рациональный способ чтения, при котором мышцы гортани и языка, отвечающие за произношение, не принимают участия, может быть условно описан режимом 2:

УВИДЕЛ -ПОНЯЛ

При таком чтении в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения. Такой способ обработки информации нам известен: так мы воспринимаем любую зрительную информацию.

Перед Вами встает задача путем длительных тренировок научиться переходить при чтении из режима 1 в режим 2, т.е. в основном отказавшись от артикулирования при чтении, перейти к чтению понятиями, смысловыми блоками.

Не следует думать, что любые тексты нужно читать лишь только в режиме 2. Литература, которая нуждается в подробном анализе, в глубоком изучении, а также отдельные абзацы, некоторые фразы, словосочетания, несущие особую стилистическую и эмоциональную нагрузку, и даже отдельные необычные и (или) труднопроизносимые слова требуют прочтения с проговариванием "про себя", а иногда даже и с реальным проговариванием. Но, научившись работать в режиме 2, при необходимости Вы всегда сможете переходить к чтению в режиме 1.

Поменять устоявшиеся годами принципы работы с текстом будет нелегко. Ваш мозг не привык работать в режиме 2, поэтому, когда Вы будете приучать себя работать над книгой без проговаривания большинства слов, качество усвоения текста существенно снизится.

И только когда Вы добьетесь автоматизма в выполнении упражнений по оттеснению проговаривания и выработаете психическую установку на чтение без артикулирования, мозг постепенно привыкнет к работе в режиме 2,. и качество усвоения текстов вновь улучшится.

Но это время не будет упущено: пока будет идти процесс привыкания к чтению без проговаривания, Вы увеличите скорость чтения до 1200-1500 знаков в минуту. Так как скорость проговаривания слов не превышает 800-1200 зн./мин., Вы уже физически не сможете проговаривать текст полностью, и проговарива-ние преобразуется в частичное озвучивание, в озвучивание урывками. Чтение при этом будет сопровождаться "внутренним бурчанием".

Существует и еще один недостаток, который присущ чтению с проговариванием: во время артикулирования мозг, контролируя этот процесс, затрачивает много усилий на дополнительную работу, которую можно было бы и не проделывать. Мозг при этом перегружается.

Оттесняя проговаривание при чтении, Вы позволите активнее работать мозгу, активизируете образное восприятие читаемого, Ваше воображение начнет работать лучше в процессе чтения, Вы будете легче устанавливать связи между фактами. Следует отметить, что артикулирование полностью подавить нельзя, как ошибочно считают авторы некоторых публикаций по проблемам быстрого чтения, его можно только оттеснить.

При затруднениях в восприятии отдельных слов или при эмоциональном восприятии художественной литературы, а особенно поэзии, при чтении математических и др. формул и текстов на иностранных языках, при изучении иностранных слов артикулирование неизбежно, поэтому мы говорим об оттеснении артикулирования, а не о ликвидации привычки проговаривать текст.

Оттеснить проговаривание можно следующими способами:
- принудительно увеличивать скорость чтения до такой степени, чтобы Вы практически не успевали проговаривать текст;
- расширять поле восприятия так, чтобы Вы не успевали бы проговаривать все слова, схватываемые каждой фиксацией взгляда;
- создавать помехи проговариванию;
- сформировать психическую установку на безартикуляционное чтение.

Используя различные методы оттеснения проговаривания, постоянно помните о конечной цели: перевести "чтение словами", которые Вы привыкли полностью озвучивать, проговаривать, в "чтение понятиями", в "чтение эмоционально-образно-смысловыми блоками".

Ведь при чтении информационных текстов Вас интересуют, за редким исключением, не сами по себе слова, а их смысловое и (или) эмоциональное наполнение, которое выражается словами.

Следовательно, можно воспринимать информацию, бросая взгляд на слова или группы слов, передающие понятия, и узнавая их значения при помощи построения образов и понятий, представлений.

Патент России № 2109347

А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.

Б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.

В. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное – обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

Итак, вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2–3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились, читать вслух и одновременно выстукивать ритм – невозможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удастся читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.

С какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения «стук‑ритм» – об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает положительный результат только при условии правильного его выполнения.

Напоминаем обязательные компоненты правильного выполнения упражнения.

А. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения рекомендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с одновременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.

Б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правильностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, вы едете на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Вы уверенно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.

Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас правильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.

Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм‑стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм‑стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться, в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправданно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредотачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.