Сценарий досуга "Праздник русской кухни" для старших дошкольников и их родителей в рамках проекта "Щи да каша- пища наша!". Праздник русской каши

Гости собираются за столом. Звучит музыка.

Ведущий.
Собрав опять родню всю нашу,
Мы пригласили вас на «Кашу»,
Ведь в семье нашей прирост
Месяц, как уже подрос.
Праздник наш мы начинаем,
На весь мир оповещаем,
Что нет родителей счастливей!

(обращаясь к родителям новорожденной),

А вашей доченьки - красивей!
Пусть всеми любима будет она,
А счастье в награду даст ей судьба.
Пусть только лишь радость всегда доставляет
И поскорее большой вырастает!

Звучат аплодисменты гостей.

Ведущий.
Чтоб восторг родительский
На всех нам разделить,
Прошу гостей полнее Бокальчики налить.

Гости наполняют бокалы.

Дорожа этим мгновеньем,
Заявляем с умиленьем:
Кроха с каждым днем чудесней!
Выпьем все за это вместе!

Гости выпивают. Музыкальная пауза 2-3 минуты.

Ведущий.
Что ж, друзья, мы продолжаем,
Бокалы снова наполняем!

Гости наполняют бокалы.

Выпьем все без прибаутки
За родителей малютки!

Гости выпивают.

Ведущий.
Прелестью весеннего цветочка
Расцветет у вас наверняка
Долгожданная малютка-дочка,
Хоть она Дюймовочка пока.
Чтоб гостям увидеть вашу крошку,
Приоткроем лепестки немножко.

Ведущий, открывая лепестки живого или искусственного цветка, достает из середины пупсика-девочку маленького размера.

Ведущий.
Все еще у ней миниатюрно:
От макушки и до самых ног.
Каждый из игрушечных предметов
Ей служить бы долго еще смог.

Дорогие гости! Постарайтесь обнаружить на праздничном столе миниатюрные предметы для нашей Дюймовочки, которые легко распознать по прикрепленным запискам. С помощью их содержания мы узнаем назначение каждого предмета.

Гости, находя на столе миниатюрные предметы, зачитывают текст записки и передают все ведущему.

Скорлупка грецкого ореха
Нужна новорожденной для...

Все. Успеха!

Пусть бархатистая пыльца
Послужит пудрой для... (лица) .
А вот эти лепестки
Пусть украшают... (ноготки) .
В блюде, где чистая вода,
Пусть отражается ее... (красота) .
От искры этой небольшой
Пусть светла будет... (душой) .
В праздничный день для Дюймовочки
Этот лист будет вместо... (лодочки) .

Ведущий перемещает пупсика из цветка в «лодочку», которую опускает в блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.

Ведущий.
По жизни движется пусть прямо
Эта маленькая дама!
А мы ее не подведем.
За эту даму дружно пьем!

Гости выпивают. Музыкальная пауза.

Ведущий.
Друзья! Вполне вероятно, что еще несколько дней назад новорожденная была всего в дюйм ростом. Но сегодня нам бы хотелось узнать ее настоящие размеры. Возможно, этот цветок может нам помочь.

Ведущий демонстрирует гостям цветок, из которого был взят пупсик. Этот цветок должен действительно соответствовать размерам новорожденной.

Ведущий.
Как вы считаете, размеру какой части тела нашей крошки соответствует сердцевина цветка (или бутон цветка)? (Голове)
Чему равен стебель? (Длине тела.) С чем можно сравнить длину листьев? (С ручками.)

Ведущий.
Вот наша Дюймовочка
Совсем уже не кнопочка,
А подобие цветка,
Который не расцвел пока.
Чтоб силу роста ему дать,
Словам сердечным
Нужно прозвучать.

Я прошу всех собравшихся обратить внимание на открытки в виде сердца. Ваша задача, дорогие гости, заполнить их сердечными пожеланиями нашей малютке и зачитать.

Звучит музыка. Гости заполняют открытки и по очереди зачитывают их.

Тост: За сердечные пожелания наших гостей!

Ведущий.
С раннего детства многие знают,
Какие цветы их всегда окружают.
Не будем мы долго сегодня скрывать:
Девочку нашу Алиною звать.
Это имя, как картинка,
Будет крошку украшать,
И тогда наша Алинка
Будет только процветать.
Много лет пройдет отныне,
И когда-нибудь потом
Об известнейшей Алине
Говорить будут кругом.
Возможно, вырастет Алина
И будет прима-балерина.
А, может, станет и врачом...
Как знать хотелось бы о том!

Ведущий (обращаясь к родителям).

Поэтому, чтоб не гадать,
Билетик надо вам достать.

Родителям предлагаются карточки с названиями различных профессий. Например: стюардесса, фотомодель, банкир, жена президента и др. Они вытягивают одну из них с закрытыми глазами и зачитывают профессию.

Ведущий.
Кроха съест немало каши,
Чтоб сбылись мечты все ваши.
Так что долго не сидите,
Кашу вкусную варите.
Ну, а мы поможем вам,
Если выпьем по 100 грамм.

Звучит тост.

Вижу, папа уже рад
Тут же в руки взять ухват,
Подцепить им чугунок,
Дочке сделать кашу впрок.
Это дело одобряем,
Папу быстро испытаем.
Сноровку нужно проявить,
Чугуночек подхватить.

Папе новорожденной выдается ухват, чугунок. Он выполняет задание.

Ведущий.
Мама, чтоб вклад свой
Весомый внести,
Воды нам для каши
Должна принести.

Мама выполняет задание.

Ведущий.
А сейчас нам, гости, нужно
Кашу всем сварить здесь дружно.
Кажется, нет ничего проще, чем сварить обычную кашу. Но недаром говорят, что во всем должна быть своя изюминка. Надеюсь, сегодняшнее блюдо поразит вас своей оригинальностью и простотой.
Ведь на праздничный обед
Едет бабушка Варвара
Сообщить простой секрет,
Как добиться нам навара.

На фоне музыки появляется бабушка Варвара.

Бабушка Варвара.
Добрый день, а вот и я!
Кашу вам сварю, друзья.
Ничего от вас не скрою,
А секрет один открою.
Самое простое - сварить кашу из топора.

Показывает топор, перевязанный красной лентой.

Бабушка Варвара.
Почему варим топор?
Даст он бедам всем отпор.
Да и навара каше прибавит, и время сэкономит. Так что кладем его в чугунок, наполненный водой, ставим на печь и ждем, когда закипит.

Бабушка Варвара помещает топор в чугунок.

Бабушка Варвара.
Чтоб сладким ребенок
Был долгие годы,
Мы сахар добавим
В кипящие воды.
А соли придется,
Увы, миновать,
Чтоб слез у малышки
Вовек не видать.

Добавляет в чугунок сахар, а баночку с солью отодвигает в сторону.

Бабушка Варвара.
Чтоб зубкам молочным
Крепкими быть,
О молоке мы должны
Не забыть.

Вливает молоко в чугунок.

Бабушка Варвара.
Чего-то еще нашей каше не хватает. Вот бы вспомнить! Может, кто подскажет мне?

Звучат советы гостей.

Бабушка Варвара.
Говорите, крупы? Что ж, давайте выбирать самую лучшую. Приглашаю одного желающего определить с закрытыми глазами виды различных круп.

Участнику игры предлагаются блюдца с крупами под номерами:
1) манная; 2) гречневая; 3) рисовая; 4) гороховая; 5) пшенная; 6) ячневая.
Он выполняет задание.


Бабушка Варвара.
Чтобы узнать, какая крупа наиболее пригодна для нашей каши, необходимо сложить цифры года новорожденной (2003 - 2 + 0 + 0 + 3 = 5), к сумме прибавить число ее рождения (5 + 2 = 7), вычесть количество детей в ее. настоящей семье (7 - 3 = 4), увеличить это на число, получающееся при подсчете колес у детской коляски (4 + 4 = 8) и из суммы вычесть число, содержащееся в слове «семья» (8 - 7 =1).

Гости подсчитывают, дают ответ.

Бабушка Варвара.
Да, манная крупа -
Лучший вариант!
Ее добавим тут же
В наш мы вариант.

Добавляет крупу в чугунок.

Бабушка Варвара.
А кто знает, чем можно наше блюдо сдобрить? Говорите, маслом? Только масло разное бывает. Вот, например:
1. Масло, которое все блюда золотым делает. Как оно называется? («Злато».)
2. А название какого масла символизируем созданное, по представлениям людей, самое лучшее? («Идеал».)
3. Как называется масло, которое любят все боги на Олимпе? («Рама Виталити».)

Бабушка Варвара.
Чтоб Бог возлюбил
Нашу милую крошку,
Мы «Рамы» добавим
В кашу немножко.

(Добавляет масло.)

А сейчас, чтоб вкусным стать,
Блюду нужно постоять.

Уносит чугунок в другую комнату.

Бабушка Варвара (возвращаясь).
Предлагаю поварам выпить дружно по 100 грамм.

Гости поддерживают тост. Звучит фонограмма песни «Где-то на белом свете...». Исполняя песню, появляются 4 «карапуза» в чепчиках, нагрудниках, памперсах.

Песня.

1. Когда-то на белом свете
В маленькой семье
Появятся детишки
Всерьез, а не во сне.
Родители будут рады,
Счастлива родня.
Они не ожидали,
Что ждет их четверня
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Радость в этот дом пришла.

2. Каждый ребенок крупный,
В развитии силен,
Во многом очень талантлив,
Не по годам умен.
Мама им кашу варит,
Папа за этим следит.
«В каше ведь вся сила» -
Так молва твердит.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Радость в этот Дом пришла.

1-й карапуз.
Карапузы! Посмотрите -
Дяди, тети что едят?!
Разве взрослые сегодня
За здоровьем не следят?

2-й карапуз.
Ведь они пришли на «Кашу»,.
Пусть попробуют ее.
Станут сразу все похожи
На больших борцов сумо!

3-й карапуз.
Мы не прочь уж подкрепиться,
Время наше подошло.
Братья, сестры, что стыдиться?
Надо требовать свое!

4-й карапуз.
Голод вроде бы не тетка!
Дайте каши малышам!
А не то мы очень звонко
Здесь концерт устроим вам!

Изображают детский плач.

Ведущий.
Дорогие дети наши!
Чтоб попробовать всем каши,
За стол быстрей нужно садиться
И досыта угоститься.
В честь новорожденной крошки
Все съедим по полной ложке.

На фоне музыки бабушка Варвара выносит на ухвате чугунок, в котором находится настоящая манная каша.

Бабушка Варвара.
Вышло все, как я хотела, -
Каша вроде подоспела,
Получилась хороша.
Угощайтесь не спеша!
Но, дорогие гости...
Хотите, не хотите ли,
Начнем сейчас с родителей.
Они давно уж говорили,
Что кашу эту заварили.
Так что пробу им снимать,
Кашу ложкою хлебать.

Родители новорожденной пробуют кашу.

Настала очередь гостей -
Ешьте кашу все дружней!

Гости в обмен на кашу одаривают новорожденную подарками. Вечер заканчивается чаепитием.

Реквизит

1. Искусственный цветок длиной с новорожденного ребенка, в лепестках которого помещен пупсик-девочка.
2. Миниатюрные предметы на столе с записками.
3. Блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.
4. Открытки в виде сердца.
5. Карточки с названиями различных профессий.
6. Ухват, чугунок.
7. Топор, перевязанный красной лентой.
8. Сахар, крупы, повязка для глаз.
9. Масло «Рама», молоко.
10. Нагрудники, памперсы.
11. Горшочек с манной кашей.

Внеклассное мероприятие

«Каша – матушка наша»

Цели:

    сформировать правильное представление о необходимости и важности употребления в пищу различных видов каш;

    пробуждение у детей интереса к народным традициям.

Задачи:

    сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни наших предков;

    формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных, разнообразных каш, как обязательного компонента меню школьников;

    просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

Ход мероприятия

1 ведущий:

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции.

Сегодня героиней нашего праздника будет её величество каша !

2 ведущий:

Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе. Она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Хлебец ржаной – батюшка родной, каша - матушка наша».

3 ведущий:

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо. Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания. Каша – это исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.

Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «кашей». Вот какая история вышла с «кашей» Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю должен был ехать на «кашу» к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение… тогда выбрали «золотую середину». Кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят, связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».

При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!» Выражение это дошло и до наших дней.

В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины – гречишницы, который приходится на 26 июня.

Песня «Ярмарка»

1 ведущий:

Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила…»

(ребята хором произносят продолжение стишка)

Входит сорока :

Как на Кашин День рожденья

Кашу принесли с вареньем.

Так наелись я и ты –

Разболелись животы.

Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте-ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.

    Что всегда поверх каши лежит? (масло)

    Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)

    Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)

    Я бел, как снег, в чести у всех

И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)

Сорока: Молодцы, ребята! Все назвали. А теперь я пойду кашку вам сварю, печка-то уже готова.

2 ведущий:

Иди сорока, вари вкусную кашу, а мы продолжим. Проведя социологический опрос среди учеников вторых классов, мы выяснили, что больше всего дети любят гречневую и манную кашу.

3 ведущий:

Оказывается, что безусловным фаворитом среди каш является гречневая . Она по питательности не уступает мясу, хлебу и картофелю, а организмом усваивается гораздо лучше. Одним из главных достоинств гречки является большое количество растительного белка, поэтому гречу можно использовать как полноценный заменитель мяса. Много в зернах гречихи минеральных веществ: магния, например, в 2 раза больше, чем в ячмене, и в 4 раза больше, чем в рисе. Поэтому она незаменима для диабетиков и сердечников. В ней так же много железа, которого не хватает людям с пониженным гемоглобином. Греча способствует снижению уровня холестерина, очищает сосуды, а значит, предотвращает развитие атеросклероза, инфаркта и инсульта. Отличается греча и большим содержанием витаминов группы В и РР (рутин, который, кстати, получают из крупы промышленным способом). А если в пище недостаточно витаминов группы В, то у людей нарушается деятельность нервной системы: они становятся невнимательными, рассеянными, раздражительными, плохо спят. Гречневая каша полезна для здоровья всем. Её назначают в качестве лечебного питания, рекомендуют включать в укрепляющую диету пожилым и больным людям. Гречка низкокалорийная незаменима для тех, кто хочет похудеть.

Из истории . Более 5 тысяч лет назад народы северной Индии обратили внимание на травянистое растение с невзрачными цветками. Его темные семена, пирамидки, оказались съедобны из них стали делать муку для лепешек и варить кашу. Названо это растение гречкой, потому что первыми ее возделывали греческие монахи при монастырях.

На Русь гречиха была привезена из Греции и стала одной из лучших зерновых культур. За целебные качества гречневую крупу часто называют «царицей круп». Гречневая каша стала излюбленным блюдом. Сначала готовили ее в русской печи, а позже на плите. В течение двух тысяч лет гречневая каша является исконной национальной русской пищей, а с 15 века она стала одним из основных продуктов питания. О гречневой каше слагали пословицы и стихи: «Хлебец ржаной – батюшка родной,

Гречневая каша - матушка наша».

«Каша – кормилица наша»

* * *

Богатырь на свете жил

Гречку кушать он любил,

Целый чугунок съедал

Хлебом черным заедал

Гречка мне как мать родная

Без нее ослабеваю,

Ароматный хлеб ржаной

Мне как батюшка родной!

1 ведущий:

А вы ели когда–нибудь кашу из топора?

Учащиеся 2В класса приготовили для Вас инсценировку русской народной сказки «Каша из топора»

(Появляются Солдат и старуха)

Ведущий: Пришел солдат с походу на квартиру говорит хозяйке:

Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.

Вон там на гвоздике повесь

А ль ты совсем глуха, что не чуешь?

Где хошь, там и заночуешь!

Глухая! Подавай на стол!

Да нечего, родимый!

Свари кашицу

Да не из чего!

Давай топор! Я из топора кашу сварю!

Ведущий: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!

(Старуха вздыхая, достает крупу, дает Солдату)

Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.

Готова ли?

Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)

Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть.

(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна. Старуха, смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будем есть?

Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю. (Встает)

Ну, будь здорова, хозяйка!

(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)

Ведущий: Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой. Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унес.

1 ведущий:

А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

(Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара)

2 ведущий: А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс.лет.

Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс.лет.

1 ведущий:

Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?

(С манной кашей)

А вы знаете, из какой крупы её готовят?

3 ведущий:

Интересно, что манная крупа получается из пшеницы, а пшеница с давних времен возделывалась на Руси. Манную крупу добывали путем перемола на мельницах, определенных сортов пшеницы, в муку грубого помола. Несмотря на то, что выращивать пшеницу люди стали еще до нашей эры, манная крупа появилась гораздо позже. На Руси ее производили в небольших количествах, и она считалась деликатесом, а потому предназначалась лишь знати и богачам.

На манной каше выросло уже не одно поколение. Этот продукт отлично подходит детям, ведь манка обладает нежным приятным вкусом, да и жевать ее почти не требуется. Рекомендуют давать манную кашу детям на завтрак перед серьезными нагрузками, например, контрольными работами. Эту необыкновенную кашу можно готовить разными способами, и она была прославлена еще в давние времена.

Однажды граф Дмитрий Гурьев гостил в имении знакомого отставного военного. Во время обеда на десерт была подана каша, отведав которую граф так восхитился, что попросил позвать крепостного повара Захара и, поблагодарив, решил выкупить его со всей его семьей. И кого только не угощал граф этой кашей, равнодушным не остался никто, так и получила она название “Гурьевская каша”.

Рецепт приготовления «Гурьевской каши» найдете в нашем сборнике.

2 ведущий: Встречайте учащихся 2 Б класса. Они расскажут стихотворение про Машу и манную кашу.

СТИХИ про манную кашу

Приехала к бабушке Маша,

Сварила ей бабушка кашу.

«Садись, гостья желанная,

Остынет каша манная.

Каша с сахарным песком

Да с душистым молоком!

На-ка ложку, Маша,

Ешь скорее кашу!

Но руками Маша машет

«Не хочу я кашу вашу!»

Вдруг гром, тряхнуло дом,

Зашаталось все кругом:

Это трактор с трактористом

Появились под окном.

Долго Машу журили, бранили:

«Мы пахали, поля боронили

Выросла пшеница, можно заблудиться:

Густа, высока. Не достать до колоска»

Тут комбайн по деревне шагает,

Застегнулся на тысячу гаек.

«Покажите-ка девочку Машу,

Что не ест нашу манную кашу!

С комбайнером нам как не сердиться-

Или зря убирали пшеницу?!»

И корова пришла, замычала:

«Молоко я для каши давала!»

Да как топнет корова копытом:

«На капризу я тоже сердита!»

Замотала буренка рогами:

Зря я, что ли бродила лугами?

Молоко ли моё не душисто

От травы-муравы шелковистой?»

Тут заслонкою печь забренчала:

«Я работала тоже немало,

Вон как спину свою накалила-

Я для Машеньки кашу варила»

Сколько все потрудились для Маши

Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!

Села Маша поближе к окошку,

Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка ложку!»

Вышла Машенька на крылечко,

Поклонилась низехонько речке,

Трактористу и комбайнеру,

И веселому парню шоферу,

Жаркой печке, проворной трехтонке,

Шумной мельнице, рыжей буренке,

Обняла свою бабушку Маша:

«Всем спасибо, хорошая каша!!!»

Русский народный танец

Если в беспорядке, мысли ваши,

Если в голове у вас сумбур,

Говорят: в голове у вас каша!

Только это, друзья, чересчур!

Ведь согласитесь-ка, ребята

Что поговорка не права:

Ну, разве каша виновата, что бестолкова голова!

Если все слова смешались ваши,

Если вашу речь нельзя понять...

Говорят, что во рту у вас - каша!

Обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь- ка, ребята,

Что приговор несправедлив.

Да разве каша виновата,

Когда язык у вас ленив!

Если порвались ботинки ваши,

И в дыре нога видна,

Говорят: башмаки просят каши,

Значит, вновь виновата она!

Но разве правильно, ребята.

Нам вымещать на каше злость?

Ведь разве каша виновата,

Что плохо вбит в подошву гвоздь?

Не верьте в разные обманки…

Нет ничего прекрасней манки!

Песня про манную кашу

Каши разные нужны

Каши всякие важны!

Рисовая каша наша

Сладкая, приятная,

С изюмом, ароматная

Вкусная, пахучая

Белая, сыпучая.

3 ведущий:

Рисовая каша полезна тем, что содержит много сложных углеводов и долгое время обеспечивает приток энергии. Рис хорошо очищает организм от солей, токсинов и шлаков. Этот продукт очень широко используется на кухне. Большое разнообразие каш можно приготовить с сушеными цукатами или со свежими фруктами.

Рис является одним из древнейших и продуктивных злаков на Земле. В России появился при Петре I и был назван «Сарацинское пшено», завезен из Китая. Зерно было только привозным, а потому очень дорогим. Сегодня существует много видов риса и методов его возделывания. В конце 19 века рис стали возделывать в России. В настоящее время половина человечества питается рисом.

1 ведущий:

Ребята, а давайте вспомним, в каких произведениях говорится о каше?

    Русская народная сказка «Каша из топора»

    Русская народная сказка «Лиса и журавль»

    В. Драгунский «Тайное становится явным»

    Н.Носов «Мишкина каша»

    Братья Гримм «Горшок каши»

2 ведущий:

В сказке А.С. Пушкина «О попе и работнике его Балде» поп кормил своего работника полбой. Так на Руси называли особый вид пшеницы - с ломким колосом, т.е. пшеничной кашей.

3 ведущий:

А вы знаете о каше молодости и красоты.

Так на Руси называли кашу из овса. Овсяная каша очень полезна для здоровья, способствует хорошему пищеварению. В ней присутствуют минералы, углеводы и уникальные витамины, которые укрепляют волосы и ногти, улучшают состояние кожи, способствуют росту детского организма. В народе овсянку считают настоящим эликсиром молодости и красоты. Вкусна каша из овсяной крупы, особенно дробленой или расплющенной, - она называется «геркулес». У англичан это национальное блюдо, его почти все едят по утрам.

Родина овса – Монголия. Когда этот злак появился на русских землях, его стали возделывать наряду с пшеницей, употреблять в пищу и на корм лошадям.

Частушки

1.Кушай кашу геркулес

Это чудо из чудес.

Кушай, будешь силачом

Любая гиря нипочем.

2.Красно яблочко поспело

Все в себя собрать успело.

Углеводы и кислоты,

Солям тоже есть работа.

3.Положила я изюм-

Бывший виноградик.

Кашу пробуйте мою

Похвалите всю семью!

4.У меня горшочек каши

Каши очень непростой,

Если съешь её ты ложкой,

Сразу вырастешь большой!

5.В каше есть пшено из проса

Омывали его росы.

Солнышко его любило,

А я в кашу превратила!

6.Тыква выросла огромной

В ней и сахар и белки,

Каротин, клетчатка, воды,

Витаминов в ней – полки!

1 ведущий:

Сегодня кашу заварили родители и дети 2 А класса.

Замечательная вышла каша!

Душистая, ароматная, рассыпчатая!

2 ведущий:

Сейчас самое время устроить пир на весь мир! Каша уже подоспела!

3 ведущий:

Угощайтесь, гости дорогие, кашей, а мы поделимся с вами рецептами.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Внеклассное мероприятие

«КАША- МАТУШКА НАША»

Цель .

    Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.

    Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

    Закрепить знания детей о труде хлеборобов.

    Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

    Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: ноутбук, презентация, диски, макет русской печки, манная каша, плакаты с пословицами о каше, детские рисунки.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.

ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе.На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТУШКА НАША». (слайд 1)

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо.Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.

. С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу.Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.

Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»

(выходит СОРОКА и показывает стих. движениями)

СОРОКА. Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.

    Что всегда поверх каши лежит? (масло)

    Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)

    Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)

    Я бел, как снег, в чести у всех

    И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)

СОРОКА. А теперь поиграйте со мной в игру (Доскажи словечко)

1.Отгадай загадку нашу

Не испортишь маслом (кашу)

Всем детям каша (манная)

3.Всем детям рост обеспечивает,

Полезная каша (гречневая)

4.Не спеша пережевываем

Желтую кашу (пшенную)

5.За обе щеки уписываем

Белую кашу (рисовую)

6.Силу дает и вес

Богатырь (геркулес)

7.Я бегом бегу в столовую,

Кашу я люблю (перловую)

8.Завтрак мы заканчиваем

Кашей вкусной (ячневой)

9.Ложки дружно облизали

И спасибо всем (сказали)

. Дети рассказывают стихи о кашах.

Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.

В школе весело живём
Каши вкусные жуём
С каждым днём мы подрастаем
Сил, здоровья набираем.

С детства кашу кушать надо
Она лучше шоколада
Гречку скушай ты с утра
День пройдёт как на ура.

Каша белая из риса
Полезней всякого ириса
Зёрна белые, тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонёк
Да посыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко
И берись за ложку.

Кушай кашу “Геркулес”-
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом
Любая гиря нипочём!

Кашу манную любят малыши,
Белую, пушистую едят от души
Любят её с маслом, любят с молоком
Станут все красивыми и
Сильными потом!

ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего? (Дети называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора?
(инсценировка р.н.с. «Каша из топора)
(Появляются Солдат и старуха)
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

    Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.

    Вон там на гвоздике повесь

    А ль ты совсем глуха. что не чуешь?

    Где хошь, там и заночуешь!

    Глухая! Подавай на стол!

    Да нечего,родимый!

    Свари кашицу

    Да не из чего!

    Я из топора кашу сварю!

ВЕДУЩИЙ:. Солдат взял топор, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

    Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!

(Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.

    Готова ли?

    Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)

Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть

(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна)
(Старуха, смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будем есть?

Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..

(встает)

Ну, будь здорова, хозяйка!

(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.

    А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.

Ведущий:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.

Презентация на тему: “Русская каша – матушка наша!”.

Огромный путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. (Cлайд 2)

Много, труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. Они поливают, подкармливают, пашут землю, сеют семена злаков и следят за их всходами. (Cлайд 3-5)

Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли злаковых и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. (Cлайд 6-8)

Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. На элеваторах в специальных машинах зерно сушат, очищают от примесей и отправляют на заводы в фасовочные цеха, где их фасуют и отправляют в магазины на продажу. (Cлайд 9-10)

С магазина крупы злаков попадают к нам домой и в детские сады. (Cлайд 11)

Наши повара готовят вкусные, ароматные, рассыпчатые каши. (Cлайд 12)

Каши очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами. Приятного аппетита! (Cлайд 13-14)

СТИХИ про манную кашу

Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»

Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»

Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»

И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»

Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!»

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!

Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»

Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.

    Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?

    С манной кашей!

    Из какой крупы ее приготовили? (из пшеницы)

2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.

Дети читают стихи

Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!

Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!

Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!

Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки-
НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЙ МАНКИ!

Ведущий. Русский народ придумал пословицу “Русская каша – матушка наша!” и эти слова верны. Цельное зерно злаковых несёт в себе силу природную, силу земли - матушки. Крупы из цельного зерна содержат в себе белки, углеводы, жиры и витамины, они очень полезны для нашего здоровья.

Ведущий предлагает детям, вспомнить, какие каши они знают.

Из чего приготовили кашу?”.

Из рисовой крупы – рисовую кашу.

Из гречневой крупы – гречневую кашу.

Из пшённой крупы – пшённую кашу.

Из пшеницы – манную кашу.

Из ячменя - перловую кашу.

Из овса – овсяную кашу “Геркулес”.

Из кукурузы- кукурузную кашу.

. Игра.

С вами мы сейчас сыграем
В интересную игру.
То, из чего мы варим кашу,
Я сейчас вам назову.
А вы слушайте внимательно,
Отвечайте основательно.
Если скажу верно,
говорите «да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно,
Смело отвечайте «нет».
Сорока – белобока
задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла…
Парное молоко?
Куриное яйцо?
Крупа манная?
Капуста кочанная?
Солёный огурец?
Мясной холодец?
Сахар да соль?
Белая фасоль?
Масло топлёное?
Рыбка солёная?
Лавровый лист?
Китайский рис?
Перец болгарский?
Соус татарский?
Клубничное варенье?
Бисквитное печенье?
Славная каша получилась.
Пора кашу сварить, да попробовать.

Рассказы детей о кашах.

*Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху. Перловая каша очень полезна в ней содержится много белков, углеводов и жиров.

*Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.

*Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.

Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются “Геркулес”. Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.

Частушки:

Частушка первая о каше,
она помощник в жизни нашей.


Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной,
Крупяной и овощной

На Руси поесть любили
и особо каши чтили
пшенные, овсяные
гречневые, манные

Нам тихонько напевает
тот кто каши обожает
кто не любит пусть сидит
смотрит только и молчит

Мы на завтраке сидим,
Кашу пшенную едим,
Знает каждый ученик-
Ум без завтрака поник

Жизнь у нас тяжёлая,
Нам нужна столовая.
Повара нужны и каша –
Вот такая школа наша.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!

Взрослый папа кашу любит,
Дед с бабулей – обожают,
Но они с утра друг друга
Кашу есть - не заставляют…
.

У солдат житьё не сладко,
Утром - каша, по раскладке.
Вредны гренки и блины
Для защитников страны.

Полюблю я кашу сразу
По армейскому приказу.
В завтрак, в армии – всегда,
Каша – главная еда.

Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.

Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу.
Саша кушать не желает,
Над тарелкой он рыдает

Не заваривайте чаю
Чаю пить я не хочу:
Подавайте лучше кашу,
Быть здоровою хочу!

Много каши съел наш Дима,
Вырос сразу на глазах.
Если б кашу он не ел,
Тогда сразу заболел.

Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
«Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»

Кашу ем я каждый день -
И здоровым буду,
И конечно похвалить
Маму не забуду.

Русской каши, вкусной каши
Мы сегодня поедим,
Наберемся силы нашей
И до Марса долетим!

Ведущий.

Полезная, сытная, вкусная, аппетитная каша. А какие пословицы вы о ней знаете? Дети называют пословицы.

Щи да каша- пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Как заварил кашу, так и расхлёбывай.

Разговорами каши не сваришь.

Без каши обед не обед.

Воду жалеть- и каши не сваришь.

Не поешь кашки из пустой чашки.

Хороша кашка, да мала чашка.

Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

Чтобы были люди сильны,
Были счастием полны,
Будем кашей повышать,
Мы здоровье всей страны!

ВИКТОРИНА.
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку? (Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари»)
2) Сколько детей было у сороки --белобоки? (Пять)
3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с.)
4)Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
(Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
6) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
7) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)

А теперь посмотрим, как вы слушали сегодня и что запомнили:

Угадайте кашу

Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна . (Гречневая)

Ее любят маленькие дети,

Сама вкусная на свете . (Манная)

Называют ее кашей красоты .

Полюби ее и ты . (Овсяная)

Белые зернышки во рту тают ,

О Китае вспоминают , (Рис)

Разваренные крупинки
Сверкают, словно жемчуга
.

Эта каша любимая моя . (Перловая)

Мелкие зернышки

Напоминают солнышко.

Желто в горшке,

Сытно в брюшке . (Пшено)

Ведущий.

Действительно “Русская каша - матушка наша”. Мы сегодня с вами узнали много интересного и полезного о кашах.

Горячая каша, холодная каша.
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем - какая вкуснее?


И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашку любую быстрее съедим.

До свидания ребятки
Ешьте больше каши сладкой
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети
Что вы каши мало ели
И растете еле-еле

На прощание друзья
Пожелать хочу вам я:
Каждый будь и ввысь и вширь
Настоящий богатырь!

Елена Елтуховская
Сценарий развлечения «Её величество - каша!»

Цель : Раскрыть значение каш для правильного питания дошкольника.

Задачи :

1. Расширить знания детей о правильном питании, направленном на сохранение и укрепление здоровья.

2. Пробуждать интерес детей к народным традициям, связанным с питанием и ЗОЖ.

3. Расширить знания ребят о пользе каш.

Ведущий : Сегодня героиней нашего праздника будет её величество – каша .

Кто из нас в хоть раз жизни не пробовал каши?

На Руси каша из покон веков занимала важнейшее место в рационе питания, являясь одним из основных блюд, как у бедных, так и богатых людей. Отсюда и пословица «Каша – мать наша » ! Очень много сложено легенд и сказок о каше это, потому что издавна наш народ занимался земледелием : выращивал рожь, пшеницу, ячмень, просо (показ разнообразной крупы) . Каша была обязательным угощением на свадьбах, а также при заключении мира между враждующими сторонами в знак дружбы и мира. И если не получалось заключить согласие, то говорили «С ним каши не сваришь!»

С маленькими детьми обязательно играют в игру : «Сорока - белобока, кашу варила…» Кто её из вас помнит?

Исполняют песню : «Варись, варись кашка…»

Ведущий : Давайте послушаем шуточные стихи про кашу.

1 ребенок : Если в беспорядке ваши мысли, Если в голове у вас сумбур.

Говорят в голове у вас каша , Только, это друзья чересчур!

Ведь согласитесь-ка ребята, Что поговорка не права,

Ну, разве каша виновата , Что бестолкова голова.

2 ребенок : Если все слова смешались ваши, если вашу речь нельзя понять.

Говорят во рту у вас каша , обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка ребята, что приговор не справедлив.

Да разве каша виновата , когда язык у вас ленив.

3. ребенок : Если порвались ботинки ваши, и в дыре нога видна.

Говорят : башмаки просят каши, значит вновь, виновата она.

Но разве правильно ребята , нам возмещать на каше злость?

Ведь разве каша виновата , что плохо вбит в подошву гвоздь.

Не верьте, в разные обманки, нет ничего прекрасней манки!

Ведущий : Каши бывают разные, но все они очень важные, полезные и вкусные.

4. ребенок : Кашу я люблю из проса, и не может быть вопроса.

Как? За что? И почему? поклоняюсь я ему.

5. ребенок : Я люблю кашу из печки, да когда она из печки.

Со сметаной белою, только не горелую.

6. ребенок : А я манную люблю, всем всегда её хвалю

А с малиной красной нет каши прекрасней.

7. ребенок : Мама кашу мне сварила, в кашу тыкву положила.

Думала : еда пропала, три добавки съел и мало!

Ведущий : Оказывается, каждая каша по-своему полезна и вкусна. В ней много витаминов и полезных веществ, для здоровья и роста детей.

Исполняют песню : «Кошалотик, кошалот» .

8. ребенок : Кашу с рисом есть готов. Если это сладкий плов.

В нем и мясо есть и фрукты, витаминные продукты.

9. ребенок : Я люблю овсяную, кашу очень главную.

В знатной Англии, к примеру, кормят кашей королеву.

10. ребенок : Расскажу про новую, про кашу перловую.

Я её люблю с грибами, с перцем, солью, огурцами.

11. ребенок : Во всем мире едят каши, Тани, Пети и Наташи,

Каши всякие нужны, каши всякие важны!

Ведущий : Ребята, а какие каши вы любите и знаете? (ответы детей) .

А какие продукты нужны для того, что бы приготовить вкусную и полезную кашу? (ответы детей) .

Игра : «Свари кашу для гостей» .

Игра : «Сервировка стола» .

Ведущий : Ребята русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Назовите их :

1. Кашу маслом не испортишь.

2. Кто заварил кашу тот и расхлёбывай.

3. Мать наша – гречневая каша .

4. Без каши и обед не обед.

5. Где каша с маслом тут и место наше.

А теперь давайте поиграем. Игра : «Узнай крупу на ощупь» .

Игра : «Золушка» .

Ведущий : Ребята, ешьте каши и будете здоровы всегда!

С каждым днем вы подрастайте. Сил, здоровья набирайте!

Публикации по теме:

К Конспект НОД в подготовительной группе «Каша – матушка наша» Форма проведения – коллективное обобщающее занятие с участием родителей.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Наша каша» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Наша каша. Тема: "Наша каша" Цель: Расширять знание о каше. Задачи:.

Внеклассное мероприятие

«КАША- МАТУШКА НАША»

Цель .

    Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.

    Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

    Закрепить знания детей о труде хлеборобов.

    Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.

    Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: ноутбук, презентация, диски, макет русской печки, манная каша, плакаты с пословицами о каше, детские рисунки.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.

ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе.На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТУШКА НАША». (слайд 1)

Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо.Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.

. С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу.Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.

Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»

(выходит СОРОКА и показывает стих. движениями)

СОРОКА. Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.

    Что всегда поверх каши лежит? (масло)

    Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)

    Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)

    Я бел, как снег, в чести у всех

    И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)

СОРОКА. А теперь поиграйте со мной в игру (Доскажи словечко)

1.Отгадай загадку нашу

Не испортишь маслом (кашу)

Всем детям каша (манная)

3.Всем детям рост обеспечивает,

Полезная каша (гречневая)

4.Не спеша пережевываем

Желтую кашу (пшенную)

5.За обе щеки уписываем

Белую кашу (рисовую)

6.Силу дает и вес

Богатырь (геркулес)

7.Я бегом бегу в столовую,

Кашу я люблю (перловую)

8.Завтрак мы заканчиваем

Кашей вкусной (ячневой)

9.Ложки дружно облизали

И спасибо всем (сказали)

. Дети рассказывают стихи о кашах.

Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.

В школе весело живём
Каши вкусные жуём
С каждым днём мы подрастаем
Сил, здоровья набираем.

С детства кашу кушать надо
Она лучше шоколада
Гречку скушай ты с утра
День пройдёт как на ура.

Каша белая из риса
Полезней всякого ириса
Зёрна белые, тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонёк
Да посыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко
И берись за ложку.

Кушай кашу “Геркулес”-
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом
Любая гиря нипочём!

Кашу манную любят малыши,
Белую, пушистую едят от души
Любят её с маслом, любят с молоком
Станут все красивыми и
Сильными потом!

ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего? (Дети называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора?
(инсценировка р.н.с. «Каша из топора)
(Появляются Солдат и старуха)
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

    Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.

    Вон там на гвоздике повесь

    А ль ты совсем глуха. что не чуешь?

    Где хошь, там и заночуешь!

    Глухая! Подавай на стол!

    Да нечего,родимый!

    Свари кашицу

    Да не из чего!

    Я из топора кашу сварю!

ВЕДУЩИЙ:. Солдат взял топор, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

    Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!

(Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.

    Готова ли?

    Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)

Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть

(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна)
(Старуха, смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будем есть?

Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..

(встает)

Ну, будь здорова, хозяйка!

(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.

    А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.

Ведущий:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.

Презентация на тему: “Русская каша – матушка наша!”.

Огромный путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. (Cлайд 2)

Много, труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. Они поливают, подкармливают, пашут землю, сеют семена злаков и следят за их всходами. (Cлайд 3-5)

Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли злаковых и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. (Cлайд 6-8)

Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. На элеваторах в специальных машинах зерно сушат, очищают от примесей и отправляют на заводы в фасовочные цеха, где их фасуют и отправляют в магазины на продажу. (Cлайд 9-10)

С магазина крупы злаков попадают к нам домой и в детские сады. (Cлайд 11)

Наши повара готовят вкусные, ароматные, рассыпчатые каши. (Cлайд 12)

Каши очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами. Приятного аппетита! (Cлайд 13-14)

СТИХИ про манную кашу

Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»

Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»

Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»

И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»

Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!»

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!

Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»

Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.

    Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?

    С манной кашей!

    Из какой крупы ее приготовили? (из пшеницы)

2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.

Дети читают стихи

Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!

Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!

Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!

Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки-
НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЙ МАНКИ!

Ведущий. Русский народ придумал пословицу “Русская каша – матушка наша!” и эти слова верны. Цельное зерно злаковых несёт в себе силу природную, силу земли - матушки. Крупы из цельного зерна содержат в себе белки, углеводы, жиры и витамины, они очень полезны для нашего здоровья.

Ведущий предлагает детям, вспомнить, какие каши они знают.

Из чего приготовили кашу?”.

Из рисовой крупы – рисовую кашу.

Из гречневой крупы – гречневую кашу.

Из пшённой крупы – пшённую кашу.

Из пшеницы – манную кашу.

Из ячменя - перловую кашу.

Из овса – овсяную кашу “Геркулес”.

Из кукурузы- кукурузную кашу.

. Игра.

С вами мы сейчас сыграем
В интересную игру.
То, из чего мы варим кашу,
Я сейчас вам назову.
А вы слушайте внимательно,
Отвечайте основательно.
Если скажу верно,
говорите «да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно,
Смело отвечайте «нет».
Сорока – белобока
задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла…
Парное молоко?
Куриное яйцо?
Крупа манная?
Капуста кочанная?
Солёный огурец?
Мясной холодец?
Сахар да соль?
Белая фасоль?
Масло топлёное?
Рыбка солёная?
Лавровый лист?
Китайский рис?
Перец болгарский?
Соус татарский?
Клубничное варенье?
Бисквитное печенье?
Славная каша получилась.
Пора кашу сварить, да попробовать.

Рассказы детей о кашах.

*Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху. Перловая каша очень полезна в ней содержится много белков, углеводов и жиров.

*Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.

*Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.

Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются “Геркулес”. Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.

Частушки:

Частушка первая о каше,
она помощник в жизни нашей.


Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной,
Крупяной и овощной

На Руси поесть любили
и особо каши чтили
пшенные, овсяные
гречневые, манные

Нам тихонько напевает
тот кто каши обожает
кто не любит пусть сидит
смотрит только и молчит

Мы на завтраке сидим,
Кашу пшенную едим,
Знает каждый ученик-
Ум без завтрака поник

Жизнь у нас тяжёлая,
Нам нужна столовая.
Повара нужны и каша –
Вот такая школа наша.

Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.

Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!

Взрослый папа кашу любит,
Дед с бабулей – обожают,
Но они с утра друг друга
Кашу есть - не заставляют…
.

У солдат житьё не сладко,
Утром - каша, по раскладке.
Вредны гренки и блины
Для защитников страны.

Полюблю я кашу сразу
По армейскому приказу.
В завтрак, в армии – всегда,
Каша – главная еда.

Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.

Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу.
Саша кушать не желает,
Над тарелкой он рыдает

Не заваривайте чаю
Чаю пить я не хочу:
Подавайте лучше кашу,
Быть здоровою хочу!

Много каши съел наш Дима,
Вырос сразу на глазах.
Если б кашу он не ел,
Тогда сразу заболел.

Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
«Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»

Кашу ем я каждый день -
И здоровым буду,
И конечно похвалить
Маму не забуду.

Русской каши, вкусной каши
Мы сегодня поедим,
Наберемся силы нашей
И до Марса долетим!

Ведущий.

Полезная, сытная, вкусная, аппетитная каша. А какие пословицы вы о ней знаете? Дети называют пословицы.

Щи да каша- пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Как заварил кашу, так и расхлёбывай.

Разговорами каши не сваришь.

Без каши обед не обед.

Воду жалеть- и каши не сваришь.

Не поешь кашки из пустой чашки.

Хороша кашка, да мала чашка.

Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

Чтобы были люди сильны,
Были счастием полны,
Будем кашей повышать,
Мы здоровье всей страны!

ВИКТОРИНА.
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку? (Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари»)
2) Сколько детей было у сороки --белобоки? (Пять)
3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с.)
4)Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
(Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
6) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
7) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)

А теперь посмотрим, как вы слушали сегодня и что запомнили:

Угадайте кашу

Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна . (Гречневая)

Ее любят маленькие дети,

Сама вкусная на свете . (Манная)

Называют ее кашей красоты .

Полюби ее и ты . (Овсяная)

Белые зернышки во рту тают ,

О Китае вспоминают , (Рис)

Разваренные крупинки
Сверкают, словно жемчуга
.

Эта каша любимая моя . (Перловая)

Мелкие зернышки

Напоминают солнышко.

Желто в горшке,

Сытно в брюшке . (Пшено)

Ведущий.

Действительно “Русская каша - матушка наша”. Мы сегодня с вами узнали много интересного и полезного о кашах.

Горячая каша, холодная каша.
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем - какая вкуснее?


И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашку любую быстрее съедим.

До свидания ребятки
Ешьте больше каши сладкой
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети
Что вы каши мало ели
И растете еле-еле

На прощание друзья
Пожелать хочу вам я:
Каждый будь и ввысь и вширь
Настоящий богатырь!