Страхи у детей от года до трех. Что делать, если ребенок боится других детей

Дапоксетин воздействует на кору головного мозга, что способствует естественному половому возбуждению и замедлению сексуальной разрядки. Согласно клиническим исследованиям, у всех совершеннолетних пациентов препарат предотвращает преждевременное семяизвержение. Именно поэтому в эффективности дженерика вы можете не сомневаться! Активное вещество начинает действовать через полчаса после приема и сохраняет свою эффективность на протяжении 2 часов.

Одну таблетку допустимо принимать раз в сутки. Запивать препарат рекомендуется простой водой, не следует сочетать Дапоксетин с алкогольными напитками. Не следует употреблять во время приема Дапоксетина большое количество напитков с кофеином, это приводит к учащению сердцебиения и повышению артериального давления.

Проведенные испытания не выявили серьезных побочных явлений при приеме медикамента, поэтому вы смело можете покупать дапоксетин в нашей аптеке и наслаждаться насыщенной сексуальной жизнью. Однако при превышении дозировки возможно возникновение головных болей, тошноты, переходящей в рвоту, болезненных ощущений в брюшной полости и учащенного сердцебиения. В этом случае необходимо обратиться к лечащему специалисту.

Ниже приведены основные противопоказания, при которых от применения Дапоксетина следует воздержаться: 1. Индивидуальная непереносимость лактозы или других составляющих медикамента. 2. Тяжелые патологии печени (цирроз). 3. Нарушения сердечного ритма, сердечная недостаточность.

Не следует сочетать стимулятор со следующими средствами: 1. Антидепрессанты. 2. Психостимуляторы, предназначенные для лечения шизофрении и других психических расстройств. 3. Средства, предназначенные для лечения мигрени. 4. Препараты, в состав которых входит литий. 5. Препараты на основе зверобоя. 6. Сильнодействующие обезболивающие медикаменты (Трамадол). Если врач назначил вам один из вышеперечисленных медикаментов, необходимо закончить курс лечения, и только через две недели вы сможете принимать Дапоксетин без опасения за свое здоровье. После того, как вы закончили прием этого стимулятора, на протяжении одной недели следует воздержаться от приема следующих препаратов: 1. Средства для лечения грибковых патологий. 2. Средства, предназначенные для терапии ВИЧ-инфекции (ритонавир). 3. Антдепрессанты. Если вы одновременно принимаете какие-либо сильнодействующие препараты, обязательно проконсультируйтесь с врачом перед покупкой Дапоксетина. Еще одна полезная рекомендация: перед тем, как выпить таблетку, измерьте артериальное давление и убедитесь, что оно в норме. Существует ли отличие дженерика дапоксетина от оригинального препарата? Некоторые люди до сих пор уверены, что дженерик – это подделка, которая не заслуживает внимания. Однако это не так. Производители разрабатывают дженерик дапоксетина на основе состава оригинального препарата, отличаться может лишь цвет таблеток и дизайн упаковки. Именно поэтому эффективность дженерика ничуть не хуже эффективности оригинального Дапоксетина, а его стоимость значительно ниже.

Срок хранения стимулятора составляет три года, при этом хранить его рекомендуется в прохладном и темном месте, не доступном для детей. Не используйте препарат по истечении этого срока, в противном случае его эффективность будет под вопросом. Таким образом, дженерик Дапоксетина подарит вам яркую сексуальную жизнь и длительный половой акт, способный полностью удовлетворить вашу партнершу! Приобрести такой препарат вы можете в нашей аптеке по приемлемой стоимости, для заказа позвоните нам по телефону и укажите, какое именно количество таблеток вы хотели бы купить. У нас предусмотрена оперативная доставка курьером или по почте, сроки зависят от вашего населенного пункта.

Не волнуйтесь, видимо, возрастное. :) У →

Не волнуйтесь, видимо, возрастное. :) У нас, как 2 года стукнуло, вдруг резко тоже начались страхи. И здесь, в конфе, кто-то опрос летом проводил, помоему, в конфе от года до трёх. Многие сказали, что именно в два года детки стали пугаться темноты и ещё чего-нибудь...

У многих моих знакомых тоже такая же петрушка. Я для себя объяснила тем, что в два года у деток резкий скачок в развитии, особенно связанный с бурным развитием речи, то есть, вдруг ребёнок начинает думать не тольок конкретно - что вижу, о том пою, но и более абстрактно, и не может на первых порах удержать свою фантазию.

Мне кажется, очень важно показать, что Вы понимаете ребёнка, но всем своим видом показать, что Вы с ней, что вы вместе преодолеете то, чего она боится. У нас был такой страх - акула в ванной. Прямо выскакивала вдруг резко из ванной (дочка) с воплями "акула!" . Хотя никаких страшилок не видела, никогда ничем не пугали, воду любит, вобщем, я вообще не могла понять, откуда "ноги" этого страха. Грешила на "Кота Леопольда", даже тот мультик, где была акула, перестала ей показывать. А акулу "прогоняли" вместе - либо кошку звали и ей "скармливали", либо сама я прогоняла её. Акула живёт в нашей ванной до сих пор, особенно когда Ане нужен повод закончить купание;), но её она уже не боится. И акул в и в мультике и в док. фильмах смотрит спокойно. Другие страхи - темнота - не то, чтобы страх, уже может в тёмной комнате спать, но к ночнику в комнате привыкла. Гром, грозу часто вспоминает, то говорит, что боится, то - наоборот. Вобщем, хочу Вам сказать, что страх - это естественно, и если не придавать усиленного значения, то они сведутся к минимуму, необходимому для жизни.

Осенью в Австрии летали на маленьком трёхместном самолётике. Аня очень хотела. Сели, взлетели, :)) Аня повернулась ко мне и так важно сказала "Страаашно." И дальше спокойно сидела. Ей очень понравилось, до сих пор вспоминает, как летала с папой, мамой и пилотом. Самолёты обожает. :)) 08.01.2002 13:51:15, Клавка

А ведь действительно, страхи начались одновременно с резким скачком в развитии речи. За месяц до этого она стала говорить практически все, до этого были только отдельные слова и короткие фразы. Сейчас трещит не умолкая. И взлет фантазии наличествует, все верно. 09.01.2002 06:19:51, Татьяна Т.

А это не бабушкино влияние? Про то что т →

А это не бабушкино влияние? Про то что титю пора бы на покой и про дядю? Наша любит говорить "дядя закрыл" (придерживая дверь коленкой) или "дядя унес". У меня иногда вылетает фраза "прийдет дядя-сосед и поругает" (когда потоп в ванной) 08.01.2002 13:27:05, Сонечка

Хороший вопрос. Дело в том, что я работаю, а с Катей сидит как раз бабушка. Про дядю - точно не бабушкино. У нас с ней еще очень давно был серьезный разговор насчет всяческих пугалок, и она согласилась, что этого делать не надо. Хотя в детстве она пугала меня Бабаем, я до сих пор помню, как боялась. Насчет тити - возможно это и говорилось месяца два-три назад, когда я решилась было завязывать. Потом передумала, решила не отучать вообще. И бабушка, в общем-то, поддержала меня. Я просто подумала, может ли добровольный отказ от груди (а сейчас мне кажется, что она на пути к отказу) повлечь страхи? 09.01.2002 06:32:08, Татьяна Т.

Может, как и вообще любые перемены.
У человека вообще есть две основные потребности - потребность в освоении нового (отсюда - любопытство) и потребность в безопасности (отсюда - стремление поддерживать привычное, известное состояние, и дальше - может вырасти страх перед переменами). Вот на грани этих двух противоречивых стремлений мы и балансируем всю жизнь.
У кого-то сильнее одно, у кого-то другое. И формируется это во многом в раннем детстве. Поэтому, мне кажется, в такие значимые моменты детям очень нужна поддержка и спокойное понимающее отношение взрослых. Может быть, даже специально и делать ничего не нужно, просто понять для себя, что у ребенка сейчас такой важный этап, переход на следующий уровень развития. Выслушивать ее рассуждения на эту тему, спокойно давать понять, что в этом нет ничего страшного, что у всех (и взрослых) бывают такие моменты, когда в жизнь входит что-то новое, а что-то остается в прошлом, поговорить о том, что все детки (у вас еще малышка - тогда можно и про зайчиков, лисичек, медвежат и пр.) постепенно растут, и в разном возрасте у них появляются разные возможности, но и какие-то вещи они "перерастают". Больше говорить о новых возможностях подросшего ребенка, предлагать ей новые занятия, даже некоторые обязанности (которые ей не тяжело выполнять). И поддерживать ее в обоих ситуациях - и в проявлении самостоятельности, и в те моменты, когда ей вдруг захочется снова побыть маленькой и спрятаться под мамину защиту. Это очень естественно в такой ситуации. И чем лучше Вы пройдете сейчас этот этап, тем легче ей будет в жизни осваивать новые задачи. У нее должно остаться чувство, что ее самостоятельность приветствуется, но и поддержка и защита родителей тоже всегда доступна.
Не знаю, понятно ли у меня получилось, если что - уточняйте! 09.01.2002 16:58:44, Svetlana

В 2 года некоторые дети уже перерастают свои прежние страхи, но у других они все еще сохраняются. Двухлетний ребенок, очевидно, ясно понимает, кто дает ему чувство наибольшей уверенности, и демонстрирует это различными способами. Матери иногда жалуются: «Похоже, мой двухлетний сын превращается в маменькиного сынка. Стоит нам только выйти из дому, как он цепляется за мою юбку. Если я с кем-то разговариваю, он прячется за моей спиной».

Это тот возраст, когда дети часто хнычут, и причина здесь та же, которая заставляет их цепляться за родителей. Ребенок боится, что взрослые оставят его одного. Он сильно переживает, когда кто-то из родителей или других членов семьи уезжает на пару дней из дома или если семья переезжает на новое место. Следует учитывать повышенную чувствительность ребенка, планируя перемены в жизни семьи.

Итак, что же может случиться, когда чрезмерно чувствительный и зависимый двухлетний ребенок, особенно если он единственный в семье, внезапно разлучается с родителями, с которыми он до этого проводил почти все время? Предположим, матери срочно нужно на несколько недель уехать из города или она решает вернуться на работу и нанимает няню для присмотра за ребенком. Обычно ребенок не капризничает, пока мамы нет дома, но стоит ей только вернуться, он хватается за нее и не подпускает к себе больше никого. Малыша охватывает паника, как только он подумает, что мать может вновь куда-то уйти.

Страх расставания перед сном

Чаще всего страх расставания проявляется в тот момент, когда ребенку пора спать. Если мать укладывает его и выходит из комнаты, он может плакать часами. Если она остается около его кроватки, то он лежит спокойно только до тех пор, пока она рядом. При малейшем ее движении по направлению к двери он тут же вскакивает.

Если ваш двухлетний ребенок боится ложиться спать, то лучший, хотя и трудновыполнимый способ заключается в том, чтобы сидеть около его кроватки, пока он не заснет. Не пытайтесь потихоньку выбраться из комнаты. Это встревожит малыша до такой степени, что он еще долго не сможет уснуть. Все это может продолжаться неделями, но в конечном итоге должно помочь. Можно также попробовать укладывать ребенка немного позже, чтобы он наигрался и устал, а также исключить дневной сон, но обычно это не решает проблемы. Даже если ребенок валится с ног от усталости, страх может часами не давать ему уснуть. Кроме того, задача заключается ведь в том, чтобы избавить его от тревог.

Если в свое время ребенка напугал ваш отъезд из города, постарайтесь не уезжать никуда на длительный срок. Если вы выходите на работу после рождения малыша, то каждый день, уходя из дому, прощайтесь с ним ласково, но весело и уверенно. Если ребенок заметит ваши сомнения по поводу того, правильно ли вы поступаете, это только усилит его тревогу.

Тревоги ребенка по поводу мокрой постели

Когда двухлетний ребенок боится ложиться спать, он иногда начинает тревожиться и по поводу того, как бы не намочить постель. Ребенок просится в туалет. Мать несет его на горшок, и он выдавливает из себя несколько капель, но как только его укладывают в кроватку, он снова начинает проситься на горшок. Вы можете подумать, что это только предлог, чтобы удержать вас около себя. Это действительно так, но только отчасти. Ваш малыш действительно боится намочить постель.

Дети с такими свойствами характера иногда просыпаются ночью через каждые два часа. Дело в том, что в этом возрасте родители уже обычно демонстрируют свое неудовольствие по поводу мокрой постели. Ребенок может подумать, что если такое с ним случится, то родители не будут его любить и уйдут от него. В связи с этим у него появляется сразу две причины, чтобы не ложиться спать. Если ваш малыш боится намочить свою постель, успокойте и убедите его, что ничего страшного в этом случае не произойдет и вы будете любить его по-прежнему.

Ребенок, который боится разлучаться с родителями, очень тонко чувствует, разделяют ли родители его страхи. Если они нервничают или испытывают чувство вины каждый раз, оставляя ребенка одного, или если они время от времени заглядывают по ночам в его комнату, это только подкрепляет его тревоги и заставляет поверить в то, что опасность расстаться с родителями реальна.

Это на первый взгляд противоречит сказанному мной ранее, что родители должны успокаивать испуганного двухлетнего малыша, сидя у его кровати, пока он не уснет, или отказываясь от поездок в течение нескольких недель. Но я имел в виду, что родители в данном случае должны обеспечить ребенку такую же заботу, как если бы он был болен. Однако им надо стараться выглядеть при этом доброжелательно, уверенно и не показывать никакого страха. Они должны подмечать в ребенке признаки готовности шаг за шагом отказаться от собственной зависимости, поощрять и одобрять его в этом. Такое отношение станет самым мощным фактором в избавлении малыша от страхов. Все это и естественное взросление ребенка со временем помогут ему понять природу своих страхов и справиться с ними.

Страх перед разлукой - оружие в руках ребенка

Ребенок поначалу цепляется за свою мать, потому что искренне боится расставаться с ней. Но стоит ему почувствовать, что она проявляет беспокойство по поводу его страхов и готова сделать все, чтобы только успокоить его, он начинает использовать это обстоятельство как средство принуждения. Встречаются, к примеру, трехлетние дети, которые боятся оставаться в детском саду, и родители, чтобы успокоить их, не только остаются с ними в саду на целый день, но и стараются быть поближе к ним и выполнять все их просьбы. Через некоторое время вы уже подмечаете, что ребенок начинает усиленно подчеркивать свою зависимость, так как он научился использовать свои страхи, чтобы манипулировать родителями. В этом случае мать должна сказать: «Ты уже большой и не боишься оставаться в детском саду. Ты просто хочешь, чтобы я была у тебя на побегушках. Завтра я с тобой не останусь».

Как помочь двухлетнему ребенку преодолеть страх

Когда речь заходит о преодолении детских страхов, очень важно понять, нужно ли с практической точки зрения спешить побыстрее справиться с ними. Нет большой необходимости заставлять робкого ребенка поскорее подружиться с собакой или зайти в глубокую воду. Он сам захочет этого, когда наберется смелости.

С другой стороны, детям не следует разрешать каждую ночь приходить в кровать к родителям (если только вы не решили, что ребенок постоянно будет спать вместе с вами). Ребенка надо успокоить и приучить засыпать в собственной кроватке, чтобы сон вместе с родителями не стал для него приятной, но ничем не оправданной привычкой.

Если уж ребенок начал посещать детский сад, то это надо делать регулярно, пока в нем глубоко не укоренился страх. Опытный воспитатель поможет малышу включиться в игру, чтобы разлука с родителями прошла для него легче. Ребенку, который отказывается ходить в детский сад, все равно рано или поздно придется туда пойти. Чем дольше откладывать, тем труднее потом на это решиться. Родителям в данном случае лучше призадуматься, не объясняется ли страх ребенка перед разлукой их чрезмерной заботливостью. Это нелегкая задача, и потому имеет смысл обратиться за помощью к врачу или другим специалистам.

Некоторые причины чрезмерной заботы

Обычно чрезмерную заботу проявляют слишком преданные своему ребенку родители, которые склонны видеть свою вину даже там, где ее нет.

Часто скрытой причиной этого является раздражение. И родители, и ребенок, вместо того чтобы признать, что бывают естественные моменты, когда они могут сердиться друг на друга или даже желать друг другу неприятностей, воображают себе, что все опасности в мире приходят откуда-то извне, и ужасно преувеличивают их. Ребенок, который не в состоянии представить себе, что можно сердиться на родителей, винит во всем (в зависимости от своего возраста и опыта) различных чудовищ, разбойников, собак, молнию и так далее. Он цепляется за родителей, чтобы защитить себя и убедиться, что с ними ничего не случится. Мать, в свою очередь, подавляет возникающее временами раздражение и преувеличивает опасность похищения ребенка, несчастных случаев или ошибок в питании. Она не отпускает малыша от себя ни на шаг, чтобы эти опасности не коснулись его, и ее беспокойство убеждает ребенка, что его собственные страхи не лишены оснований.

Разумеется, этот совет не касается родителей, которые, вымещают свою злость на малыше. Но он поможет тем из вас, кто способен понять и признать неизбежность того, что вы можете порой злиться на ребенка. Иногда обстановку можно разрядить, если родители признаются ребенку, как они на него сердились, особенно если это было не совсем справедливо. Время от времени полезно сказать малышу: «Я знаю, как ты на меня сердишься, когда я тебе что-то запрещаю».

Сегодня мы поговорим о детских страхах от 0 до 3 лет, а также разберём то, чего так боятся дети наших форумчан, с практикующим психологом, семейным консультантом и ведущей тренингов по детско-родительским отношениям Марией Карасёвой . Спасибо за запросы от читателей, которые мы получили.

В возрасте от 0 до 3 лет ребёнок активно познает окружающую действительность. Но при столкновении с новыми объектами, которые его окружают, он одновременно может испытывать волнение и тревогу. В большинстве случаев (при правильной поддержке со стороны родителей и их адекватной реакции) дети достаточно быстро преодолевают негативные эмоциональные переживания.

Пример 1. Страх новой окружающей среды (незнакомых объектов и людей)

Данный страх может проявляться в виде резких эмоциональных реакций детей на незнакомого человека или незнакомый объект. Часто данные страхи классифицируются родителями как иррациональные, поскольку родители, рассуждая логически, не видят в этих объектах (людях) ничего пугающего для ребенка. Например, ребенок может бояться паутины, перышек, листьев, покрытия на детской площадке, опавших лепестков и вообще чего угодно. На это бывает несколько причин - детское воображение или какая-то ситуация, которая закрепила страх в отношении данного объекта. Таким образом, страх безобидного объекта может быть связан с развитой детской фантазией, которая дополняет картину его восприятия.

Родителям со стороны может показаться, что это все фантазии. И да, так оно и есть. Но эти фантазии связаны с чувствами и эмоциями ребенка. Поэтому важно, особенно родителям чувствительных, эмоциональных и впечатлительных деток, не настаивать на знакомстве ребенка с этим объектом. Бесполезно объяснять ребенку, что объект не страшный и в нем ничего угрожающего нет, это скорее вытеснит страх на бессознательный уровень. Тогда этот страх останется с ребенком на всю жизнь.


В другом случае ребенок при знакомстве с новым объектом мог услышать громкий звук и испугаться. На самом деле он испугался звука (неожиданного для него), но страх закрепился на объект. Например, на прогулке в поле его интереса попал лепесток цветка, а мимо в это время пробежала собака и громко лаяла. Вы могли этого не заметить, но внутренний испуг на собаку перенесся и стал страхом лепестка.

Решение. Обязательно признать страх ребенка (сказать: «Я вижу ты испугался», «Я вижу, что тебе страшно»); дать поддержку ребенку: «Я смогу защитить тебя», «Я не дам тебя в обиду», «Давай я тебя спрячу»; если есть возможность и ребенок уже хорошо разговаривает, то можно попозже уже в безопасном для него месте расспросить его о том, что именно его испугало; не подталкивать ребенка к преодолению страха и унести его с места, которое заставляет соприкасаться со страшным объектом. Ни в коем случае не настаивать на преодолении страха.

Страх незнакомых людей также проявляется подобным образом. Базовой потребностью детей является потребность в безопасности и защите. И эту безопасность дают родители и в большей степени конечно мама ребенка, которая постоянно с ним контактирует. Незнакомые люди врываются в мир ребенка, приходя в дом или на улице, и нарушают ощущение безопасности. Особенно когда они начинают активно взаимодействовать с ребенком (спрашивать что-то, трогать, гладить). Здесь также незнакомый бородатый мужчина может показаться ребенку страшным великаном, который хочет его съесть. И даже если он улыбается и дружелюбен, ребенку может показаться совсем по-другому.

Часто родители сами провоцирую возникновение и усиление данного вида страха у детей. Например, активно принуждая ребенка быть дружелюбным по отношению к незнакомым людям. Или в ситуации, когда мама с ребенком идет по улице, а он плачет, мимо проходящая тетя (дядя) говорит: «Кто у нас тут такой капризный, сейчас заберу тебя с собой».


Решение. Реакция родителя в такой момент должна быть следующая: прижать к себе ребенка, а еще лучше взять его на руки и сказать ему, что вы никому его не отдадите. Взрослому, который проходя мимо создал ситуацию также стоит ответить, что вы не отдадите своего ребенка. Чтобы ребенок мог понять - вы его защитите в любой угрожающей для него ситуации. В таком случае ощущение безопасности будет восстановлено.

Не высмеивайте страх и не называйте его «застенчивостью». Когда другие люди, видя как ваш ребенок прячется за вами, будут говорить ему: «Кто тут у нас такой бука (молчун, скромник и т.п.)?», не подыгрывайте им, а ответьте, что вашему ребенку просто надо время и переключите внимание взрослого, а не ребенка. Скажите, что ваш ребенок не любит, когда его трогают незнакомые люди или что-то ему предлагают. Этим вы продемонстрируете своему ребенку желание защитить его и то, что вы на его стороне. В этих случаях страх через какое-то время (достаточно быстро) пройдет сам по себе и не останется во внутреннем мире ребенка, а значит, не будет его беспокоить во взрослой жизни.


Пример 2. Страх воды (море, озеро, купание в ванной и т.п.)

Страх воды у детей может проявляться в очень разнообразном поведении, и в разных реакциях. Например, дети могут бояться мытья головы (попадания воды в глаза, уши, нос, на лицо), в то время как прекрасно плещутся в ванне. Другие дети могут бояться душа (тут может еще добавляться страх громких звуков), но при этом также прекрасно чувствовать себя просто в ванне. Может быть страх мочалки, мыла, шампуня, пены и т.п., и это, скорее всего, связано со страхом незнакомых объектов - то, что я описывала выше. Ребенок может купаться в спокойной ванне, но бояться, например, если вы начнете брызгаться или пускать волны.

Это может быть также сопряжено со страхом воды, и данное поведение будет проявляться только в ванне, в водоемах, в бассейне, так как в воде происходит сильное смещение в восприятии собственного тела. Появляется ощущение невесомости, которое не дает нам уверенно стоять на ногах и чувствовать себя в безопасности. Помимо прочего, страх воды у детей может быть результатом того, что родители также боятся воды.


Решение. Признать страх ребенка; не пытаться его преодолеть насильственным путем, уговорами, обманными путями и манипуляциями. Например, ребенок боится попадания воды в глаза. Найдите возможность закрыть ему глаза при мытье головы. Скажите: «Я знаю, что тебе страшно, что вода попадет на лицо (глазки, ушки и т.п.), давай попробуем закрыть глаза полотенцем». Хорошо, если кто-то вам будет помогать мыть голову ребенку, тогда будет возможность одному родителю закрывать ту область лица, которая важна для ребенка. Другой родитель в это время будет мыть голову. Мыть голову в этих случая стоит очень аккуратно, не торопясь, делая перерывы и интересуясь самочувствием ребенка. Можно спрашивать: «Все нормально? Когда я так делаю тебе приятно или неприятно?».

Наберитесь терпения, не торопитесь помыть и ополоснуть голову ребенку (это только усилит страх). А наоборот, идите потихоньку. Намочили (намылили) кусочек головы и сделали перерыв. Можно предложить ребенку потрогать шампунь в ваших руках. Не сразу превращая его в пену. Налить себе его на руку и показать ребенку. Сказать, что это шампунь, и предложить ему его потрогать. Потом показать, как он мылится в руке, и предложить намылить его в вашей руке. Можно предложить ему помыть вам часть волос (прядь), затем смыть ее душем (или из ковшика). Затем постепенно перенести эти же действия на его голову. Помочь ему собственной ручкой намылить часть головы. Все это делается, только если ребенок не оказывает сопротивления. Если же вы столкнулись с сопротивлением, значит надо менять тактику, иначе есть вероятность развития страха.

Когда ребенок боится душа, можно приготовить тазик с водой и за 2-3 дня до того, как вы решитесь поменять тактику, просто выбрать время и поиграть с водой в этом тазике (вне контекста принятия душа). Показать, как льется вода из ковшика в тазик. Пусть ребенок привыкнет к этим объектам и поиграет с ними. Все действия, которые вы предпринимаете, должны быть вами озвучены: «Давай я полью тебе водичку на руки. Смотри, какая бежит струйка, потрогай ее», «Тебе приятно, когда струйка бежит по ручкам?», «А давай я теперь полью ее на плечико? На правое плечико и на левое плечико», «А теперь давай полью водичку на спину». Все это должно произноситься спокойным голосом и сопровождаться доброжелательным настроением и плавными движениями.

Если ребенку не нравится мочалка (он ее боится), можно купить другую и желательно совсем не похожую на предыдущую, которая пугала. Хорошо, если она будет другого цвета и из другого материала. Предложите ребенку взаимодействовать с ней за пределами ванной комнаты. Она может стать игрушкой или быть использована как элемент ролевых игр. Например, выступать кроваткой для пупсика (куклы) и т.п. Если ребенок не воспринял ее, не настаивайте. Тогда сделайте мочалку сами из какой-нибудь свернутой ткани и также введите ее в детскую игру.


Затем, когда ребенок привыкнет, можно взять эту мочалку, любимую игрушку в душ и помыть «лялю» (пупсика, куклу). Затем постепенно и поэтапно переходите к мытью тела ребенка и только потом головы. Есть приспособления (специальные козырьки) для мытья головы. Только при их использовании надо помнить, что прежде чем вы их возьмете с собой в душ, ребенок должен к ним привыкнуть. Иначе это может стать новым объектом страха.

При страхах водоемов можно порекомендовать родителям не торопить детей входить в воду. Говоря детям: «Смотри, как другие малыши здорово плещутся», родители вызывают в детях чувство неуверенности в себе (ощущение, что они не такие, как другие дети). И это порождает еще больший страх, потому что лучше бояться, чем стыдиться. Здесь также не стоит действовать вероломно и стремительно. Наберитесь терпения и позвольте малышу поиграть в песке. Затем предложите ему набрать водички в ведерко (тазик) и т.п. Затем можно предложить ребенку вместе сходить за водой (набрать в ведерко).

Быть может ваш ребенок согласится, но дойдя до воды передумает. Не сердитесь и не уговаривайте его. А скажите ему, что все нормально, он может постоять там, где ему комфортно, и сами зайдите в воду и наберите воды. Так может происходить несколько раз, и в какой-то момент, если вы не будете давить и настаивать, а также торопить ребенка, он захочет набрать воды сам. В это время важно быть рядом и помочь ему в этом. Можно просто подержать его за руку. Так, раз за разом, можно справиться со страхом открытых водоемов.

Пример 3. Страх боли (уколов, медицинских работников, поликлиник)

Часто дети боятся врачей и просто любых людей в белых халатах, уколов, самого здания поликлиники, машины скорой помощи и т.д. В основе этих страхов лежит страх боли. Опыт взаимодействия ребенка с поликлиникой показывает, что там может быть больно (если у ребенка хоть раз брали анализ крови). В связи с этим вполне естественной реакцией может быть страх этого учреждения и всего, что с ним связано. Родители, ведя ребенка на прием к доктору, обещают, что больно не будет, или вообще ничего не говорят. В результате ребенок перестает доверять маме и теперь уже в любых случаях, связанных с поликлиникой, испытывает страх.


Решение. Необходимо разделить в сознании ребенка понятия: поликлиника, анализы (сдача крови), осмотр у врача, скорая помощь, уколы и т.д. Хорошо бы выбрать время и показать ребенку, что в поликлинике есть разное - сходить туда на экскурсию. Показать, где делают укольчики, чтобы детки были здоровыми. Если ребенок спросит подробности, то не говорить, что это не больно. Сказать, что это как кусает комарик. Но потом это проходит. Если вы сами боитесь врачей, уколов, больницы и всего подобного, то этот метод может не помочь. Ведь, для того чтобы показать ребенку, что это не страшно, надо быть внутри себя уверенным в этом.

Если ребенок уже боится самого здания и обходит его стороной, то тут потребуется время и терпение. Для начала просто выберете день и найдите возможность предложить ребенку сходить туда, пообещав ему, что если он не захочет, то вы не пойдете. Постепенно идите в сторону поликлиники, и если ребенок попросит вернуться домой - пойти ему навстречу и не настаивать. Так, постепенно, вы будете проделывать этот путь (не за один день) и восстанавливать доверие ребенка к вам. Когда ребенок перестанет бояться самого здания и вы сможете туда ходить на прием к доктору, то хорошо будет, если вы скажите ему правду.

Например, вам надо сходить сдать анализы, скажите ребенку, что вы знаете, что ему страшно, но вы будете рядом с ним и будете его поддерживать, жалеть и целовать, дуть на пальчик. Скажите, что вы тоже боялись сдавать кровь и есть многие детки, которые боятся. Объясните, зачем сдавать кровь, что такое кровь и что она делает в нашем организме. Конечно, ребенок в этой ситуации будет плакать и сопротивляться. Но зато он будет знать, что вы поступаете с ним честно, не обманываете его, а значит, вам можно доверять.

Пример 4. Страх одиночества (боязнь быть оставленным, потерять родителя, заблудиться)

Выше я уже описывала, что для ребенка (и особенно маленького) важно ощущение безопасности. Когда ребенок был в животе мамы, это обеспечивало ему ощущение комфорта. Затем он родился и теперь физически находится отдельно от мамы, но по-прежнему очень сильно в ней нуждается. В связи с этим, когда мама отдаляется, ребенок может чувствовать тревогу, и у него развивается страх одиночества (боязнь, что мама (папа) уйдет, его потеряют, забудут и т.п.).


Решение. Для того чтобы минимизировать проявления этого страха, важно использовать те способы, которые я описала в примере 1, способствующие удовлетворению потребности ребенка в безопасности. Также нужно увеличить количество телесных контактов между матерью и ребенком - объятия, поцелуи, тисканье, качание на руках и т.п. Если вы выходите в другую комнату и знаете, что ваш ребенок этого боится, то предложите ему сходить с вами или хотя бы говорите с ним из комнаты, чтобы он слышал вас все время и понимал, что вы рядом.

Очень часто этот страх обостряется у детей, когда у них рождаются младшие брат или сестричка. Связано это с тем, что мама больше проводит времени с маленьким, а у старшего ребенка может начать развиваться страх одиночества, в основе которого лежат глубокие переживания о том, что он больше не нужен своим родителям и они его больше не любят.

Пример 5. Страх громких или незнакомых звуков (шуршание, шипение, дрель, пылесос, крики и т.д.)

Как и в самом первом примере, при столкновении с новым и неизведанным у ребенка может развиться страх. Так, маленький ребенок может не знать, что собаки громко лают, что соседи делают ремонт и может работать громко дрель, что игрушка может издавать резкие звуки. Если в одном из случаев ребенок неожиданно испугался громкого звука, есть вероятность, что он будет бояться разных звуков и относиться к любым новым звуковым объектам настороженно.


Например, ребенок может бояться громких криков и очень некомфортно чувствовать себя на детской площадке. То же касается и просто необычных звуков, которые ребенок слышит в своей жизни впервые, и они могут вызвать у него неприятные ощущения, тревогу, волнение и страх (шуршание фольги, звук молотка, звон посуды, шум пылесоса, чайника и т.п.). Для ребенка эти звуки представляют неопределенность, а если ясности нет (нет понимания откуда берется звук), то есть страх. Просто сильные громкие звуки создают ощущение беспомощности у ребенка и также приводят к возникновению страха. Подобные истории, когда дети боятся играть с другими детьми, могут свидетельствовать о такого рода страхах.

Решение. Первое, что родители могут сделать, это увести ребенка из травмирующей для него ситуации. Боится пылесоса - не пылесосьте при нем, подметайте веником или просто мойте пол мокрой тряпкой. Боится шуршания фольги, не доставайте ее при нем, замените ее на пакет для запекания. Не убеждайте ребенка, что это не страшно, ведь для него это выглядит совсем иначе. Если звук издаете не вы, а, например, сосед, делающий ремонт, то возьмите ребенка на руки, прижмите его к себе, постарайтесь отвлечь. Только объятия не должны быть очень сильными, потому что тогда они как раз будут демонстрировать ребенку, что опасность есть. Вы должны в этой ситуации спокойно (а не тревожно) взять ребенка и показать, что, когда вы рядом, он может чувствовать безопасность. Если вы в это время злитесь на соседа от собственной беспомощности, то ребенок будет чувствовать вашу беспомощность и ему станет еще страшнее.

Будьте готовы на прогулках увести ребенка с площадки, поскольку другие дети для вашего ребенка могут выглядеть как угроза. Тут надо дать ребенку время, показать своим поведением (на словах можно тоже сказать), что, пока ребенок не хочет ходить на прогулку (боится) и играть с другими детьми, вы не будете настаивать на этом. Это позволит восстановить его доверие к вам, и через какое-то время можно вернуться на площадку. Но в случае, если ребенку понадобится ваша защита или он снова захочет уйти оттуда, лучше это сделать. Тем самым вы продемонстрируете свою готовность отстаивать его интересы и уважение к его чувствам. Он будет понимать, что в любой критической ситуации вы можете дать ему ощущение защищенности от угрозы.


Пример 6. Страх темноты (теней, чудовищ и т.д.)

Многие детские страхи связаны с развитым детским воображением. Страх темноты у детей с одной стороны может быть связан со страхом одиночества (страх потерять маму), с другой стороны он может быть связан с тем, что ребенок в пространстве рисует в своей голове ужасные картинки. Под кроватью может быть спрятан монстр, а тень на стене - огнедышащий дракон, питающийся исключительно маленькими детьми. Все эти страхи очень реальны в голове детей. И наши убеждения о том, что их нет, и попытки объяснить это детям лишь усугубляют ситуацию.


Решение. Предложите ребенку включить ночник, оставьте свет в коридоре, если есть необходимость, то и верхний свет. Перед сном не торопитесь уходить из комнаты, посидите с ребенком, погладьте его и скажите ему, что вы будете защищать его от всех чудовищ (если он говорит, что боится). Скажите, что вы тоже иногда боитесь, и расскажите, что вам помогает преодолевать страх темноты.

Например, расскажите, что когда вам кто-то видится, то вы представляете еще и волшебного рыцаря, который вас защищает. Мир фантазий ребенка может творить чудеса, и там могут рождаться не только страшилки, но и волшебные герои. Но дети, как правило, об этом не думают, и хорошо, если вы им покажете, что в воображаемом мире можно еще и волшебство творить. Там даже можно представить маму, которая приходит и прогоняет всех монстров волшебной палочкой, подушкой, пылесосом и т.п.


P.S.

Родителям важно понимать, что детские страхи, если с ними не работать, не проходят сами по себе, они просто перемещаются из области сознательного восприятия (там, где вы их видите в поведении ребенка) в бессознательную область (там, где вам их больше не видно) и продолжают оказывать влияние на вашего ребенка. В будущем эти страхи дают о себе знать самым разнообразным образом - от общего уровня постоянной тревожности, беспричинного беспокойства, психосоматических заболеваний (энурез, заикание, понос и т.п.) до нарушений в сфере межличностного общения.

В профилактических целях (для минимизации возникновения страхов у ребенка) можно порекомендовать чаще обнимать ребенка, целовать, говорить о своей любви, следить за своим эмоциональным состояниям, не применять авторитарного и попустительского стиля в воспитании (наказания, угрозы, эмоциональное равнодушие, игнорирование потребностей ребенка, обесценивание его эмоциональных переживаний и т.п.). Понаблюдать за общей атмосферой в семье, за тем, каким голосом и что вы говорите. Постараться найти моменты, где вы, заботясь о безопасности ребенка, наоборот пугаете его.

Все эти меры позволят вашему ребенку чувствовать себя спокойнее, а чем спокойнее будете вы, тем спокойнее будет и ваше чадо. Потому что часто родители очень боятся, что дети не преодолеют собственный страх, и это еще более усугубляет ситуацию. Верьте, пожалуйста, в ваших детей и в их возможности. Прислушивайтесь к их чувствам и уважайте их мнение.

Вконтакте

Детский психолог Елена Макаренко расскажет, чего больше всего боятся детки в возрасте до трех лет. Удивительно, но страхи тоже трансформируются, какие-то отступают, а какие-то беспокоят наших малышей. Оказывается, этому есть объяснение.

неблагополучия,

Детский психолог Елена Макаренко расскажет, чего больше всего боятся детки в возрасте до трех лет. Удивительно, но страхи тоже трансформируются, какие-то отступают, а какие-то беспокоят наших малышей. Оказывается, этому есть объяснение.

С точки зрения психологии страх, является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, «убегания».

Cложно найти человека, который никогда в жизни не испытывал страх. Страх, тревога, беспокойство являются нормальными эмоциональными проявлениями нашей психической жизни.

Каждый человек испытывает страх с самого рождения, они обусловлены возрастными особенностями. Большинство страхов имеют временной характер. Чаще всего детские страхи исчезают бесследно, главное к ним правильно относиться, понимать причину их появления и вовремя «контейнировать».

Если они сохраняются длительное время, очень мучительные и невыносимые, то это может быть признаком:

неблагополучия,

слабой нервной системы ребенка,

неправильного и некорректного поведения родителей,

того, что родители не знают психических и возрастных особенностей развития ребенка,

не пережитых страхов самих родителей,

конфликтных отношений в семье.

Большинство страхов, к сожалению, возникают именно по вине родителей, и каждый родитель должен не допустить возможность появления страха или снизить уровень страха, вызванный семейными конфликтами, резкими звуками, внутренней черствостью или противоположностью всему этому - гиперопекой, чрезмерным вниманием и назойливой любовью.

У детей с возрастом меняются мотивы поведения, отношения к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, насколько родители смогут уловить эти перемены, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

На каждом возрастном жизненном этапе дети сталкиваются с определенными страхами. Рассмотрим детские страхи в возрасте от 1 до 3-х лет.

Интересен проведенный социологический оп-рос 200 матерей, детям которых от 1 до 3-х лет, им предоставили список из 29 видов страха.

Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков.

На втором месте находится страх одиночества, затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следу-ют страхи одиночества. По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий маль-чик и девочка). Это указывает на уменьшение безус-ловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхож-дения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам суще-ственно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более час-тыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышен-ную чувствительность детей этого возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными кон-фликтами, медицинскими манипуляциями, пребыванием в больнице или посещением детсада, может быть существенным источником эмоцио-нального стресса, беспокойства и страхов.

Вопросы читателей

18 October 2013, 17:25 Здравствуйте. Ребенку 5 лет. Недели две назад появились страхи - не хочет оставаться один, боится спать один, боится ходить в туалет один. Эти страхи очень его мучают: по ночам встает по пять раз, страшно, просит чтоб с ним посидели. Что делать? На вопрос, что боится, отвечает, что увидел страшный мультик. Мы уже и рисовали, и сжигали страшное чудище, и крестик одели, разговаривали, объясняли. Вопрос в том, что может это пройдет, но как вести себя, пока он боится. Брать его к себе в кравать? Пусть хоть высыпается, или все таки настаивать на своем? Спасибо.