Свадебный костюм жениха и невесты нашего края. Традиционные свадебные наряды разных стран

Невесты надевают белое платье, но наряды, которые мы видим на невестах из разных уголков нашей планеты совсем не ограничиваются тем, что мы привыкли видеть.

Одни невесты надевают очень красочные одежды, другие целиком скрывают свои лица под слоями вуали или ювелирных изделий, а третьи разрисовывают руки, а иногда и лица, красивыми узорами, которые в их культуре что-то означают.

Индийская свадьба


Свадебная одежда индийской невесты по традиции – это сальвар камиз, ленга чоли или сари. Свадебный наряд индийской девушки, согласно традиционным представлениям, должен быть красного цвета. Но зачастую встречаются и другие цвета, к примеру, зелёный, бордовый, золотистый, оранжевый, пурпурный.

Нигерийская невеста


Нигерия – это большая страна, поэтому здесь наряды брачующихся меняются в зависимости от этнической принадлежности, религии и региона. Но практически все нигерийские невесты надевают яркие свадебные одежды, а на голову повязывают Геле, специальный головной убор.

Свадьба в Гане


Свадьбы в Гане – это всегда красочное событие, а свадебные наряды разнятся от семьи к семье и имеют собственные узоры.

Невеста в Монголии


Во время традиционной церемонии бракосочетания монгольской пары молодые надевают особую узорную одежду, которую в течение очень длительного времени носили как монголы, так и другие племена кочевников в Центральной Азии.

Свадебные наряды разных культур

Свадьба в Японии


Традиционная свадьба в Японии – это невеста в белом кимоно, символизирующее девичество и чистоту. После официальной части невеста, как правило, переодевается в красное кимоно, которое символизирует удачу.

Невеста в Казахстане


На традиционную казахскую свадьбу невеста надевает саукеле, особый головной убор, а также закрывает своё лицо вуалью. Как правило, саукеле, подготавливают задолго до достижения девочкой брачного возраста.

Свадьба в Шотландии



Женихи на шотландских свадьбах традиционно надевают килт своего клана. По завершению официальной церемонии, новоиспечённая жена надевает на голову платок, который украшен родовыми цветами её мужа. Тем самым она показывает переход в новую семью.

Свадьба гуцулов



Самая настоящая сказка начинается во время свадебной церемонии в украинских горных сёлах в Карпатах. Даже сегодня гуцулы стараются придерживаться свадебных традиций, которые соблюдали их деды и прадеды. Они надевают национальные одежды, красиво украшают свои дома, коней и деревья. На венчание пара едет на украшенных лошадях.

Невеста в Румынии


Как и везде, свадьба на северо-западе Трансильвании – это важное событие. Как правило, организация свадьбы лежит на плечах родителей, включая проведение разных ритуалов, подготовку приданого и костюмов.

Невесты разных стран

Горанская невеста


Горанцы – это представители одной из народностей Балкан. Они мусульмане по вере, но в их свадебных традициях и обычаях часто присутствуют языческие элементы.

Свадьба в Китае



Красный цвет в Китае – это символ удачи, отпугивающий злых духов. Поэтому вполне объяснимо, что традиционные китайские наряды на свадьбу, как правило, красного цвета.

Яканская свадьба


Яканцы – это этнолингвистическая группа, населяющая на Филиппинах остров Басилане. Как правило во время традиционной свадьбы проходят две церемонии, исламская и более старая, доисламская.

Перуанская невеста


Перуанская свадебная одежда – это яркие наряды, сотканные шляпы и накидки, которые украшены кистями и светоотражающими тканями. Юбка и пончо для невесты делаются в день свадьбы.

Норвежская свадьба


Норвежский традиционный свадебный наряд называется бунад. Помимо свадьбы, его можно надевать и на другие мероприятия, к примеру, на крестины.

Свадебные платья в разных странах

Свадьба в Индонезии


В составе Индонезии более 17 000 островов. По этой причине свадьбы тут сильно отличаются друг от друга в зависимости от места жительства и принадлежности к этнической группе, которых здесь около 300.

Свадьба на Бали



Традиционные свадебные наряды на Бали очень яркие и богато украшены. Жених и невеста во время официальной церемонии носят на голове золотые короны.

Свадьба в Джакарте



Как и в других частях Индонезии, свадьба в Джакарте, - это много золота, красивые узоры, яркие цвета и необычные головные уборы.

Свадьба в Палембанге



Палембанг – это второй по величине индонезийский город острова Суматра. Традиционные свадебные наряды здесь отличаются роскошью и яркостью, а существуют они со времён империи Сривияи.

Красивые невесты

Хамарская свадьба



Хамары – это народность в Восточной Африке. Они живут на юго-западе Эфиопии, в одном из плодородных регионов долины Омо. Свободные женщины здесь надевают внушительных размеров воротники из чёрного, зелёного и красного бисера, а у имеющих мужа воротники сделаны из двух разных металлов.

Свадьба в Корее


Национальный костюм в Корее называется ханбок. Одну из его разновидностей корейцы надевают на свою свадьбу в традиционном стиле.

Традиционный наряд невесты в России, Нижний Новгород


В России проживают более 185 этнических групп, у многих из которых свои отдельные, отличающиеся от других, свадебные традиции. Многие русские свадьбы могут продолжаться два дня, а некоторые и того дольше.

Невеста в Узбекистане


На свою свадьбу узбекская невеста надевает очень красочный и яркий наряд ручной вышивки с красивыми узорами. В последующей жизни супругов свадебная церемония играет существенную роль.

Невеста в Туркменистане


Туркменская традиционная свадьба – это невеста, одетая в красное шёлковое платье с многочисленными позолоченными и серебряными украшениями.

Бедуинская свадьба в Израиле


Почти всегда неотъемлемая часть наряда бедуинской невесты – это тяжёлая вуаль, состоящая из разных ювелирных изделий.

Традиционные свадебные наряды

Невеста в Венгрии


Традиционный венгерский свадебный наряд невесты – это вышитое цветочными узорами платье и три ярких цвета. Под платьем у девушки много нижних юбок, она часто также носит замысловатый головной убор с вплетёнными в него колосьями пшеницы.

Свадьба в Малайзии



Большинство свадеб в Малайзии проводится в соответствии с мусульманскими традициями. Как правило на невестах надеты платья пурпурного, фиолетового и кремового цветов.

Свадьба Саамов


Саамы – это коренные народы, проживающие на крайнем севере Европы. Этот район называется Сапми, и он занимает часть Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольского полуострова. По тому, что носит человек, можно многое о нём сказать. К примеру, одинокие люди носят ремни с круглыми кнопками, квадратные же кнопки означают, что человек в браке.

Польская невеста, область города Ловича



Польская невеста одета в традиционную одежду, обязательным атрибутом которой является громоздкий головной убор. Бутоньерка жениха подбирается под стать букету невесты. Если вдруг вы заметите на польской свадьбе, что невеста невзначай пытается накинуть подол свадебного платья на обувь жениха, то, согласно традиционному убеждению, это позволит ей доминировать в отношениях.

Свадьба Масаи в Кении


Обязательный атрибут невесты на свадьбе – это яркое и красочное ожерелье, сделанное из бисера и ракушек. После официальных мероприятий, ближе к ночи, начинается вечеринка "купамба". Во время этой вечеринки невесте разрешается снять вуаль и показать причёску и драгоценности.

Свадебные наряды разных стран

Яванская свадьба


Жених на традиционной Яванской свадьбе, как правило, одет в саронг, рубашку с высоким воротником, жакет и блангон, традиционный яванский головной убор. Невеста также надевает саронг, блузу с длинными рукавами и головной убор селенданг. Волосы женщины помещают в специальную небольшую заколку.

Традиционный костюм невесты из Шаумбург-Липпе, Германия



В Германии традиционные свадебные наряды отличаются от региона к региону. К примеру, в долине горного массива Шварцвальда головной свадебный убор большой и украшен сотнями бусин и стеклянных шариков, а в Бакенбурге акцент в большей степени делается на цветах, а не на бусах.

Во многих странах свадебное платье сохранило признаки национальных традиций. Это проявляется в цвете, фасоне и деталях, которые соответствуют обычаям и религиозным убеждениям. К примеру, в Турции вокруг пояса невесты повязывают красную ленту, символизирующую невинность, а в Эритрее обязателен венец из тёмного бархата и фиолетово-золотистый наряд. Конечно, в разных регионах невесты отличаются. Давайте взглянем, какие свадебные платья носят девушки по всему миру:

Болгарская девушка в традиционном свадебном платье в Родопских горах.


Когда турецкая невеста выходит из родительского дома на свадебную церемонию, её отец, брат или дядя повязывает красную ленту вкруг талии девушки. Эта лента символизирует невинность, приносит удачу и счастье.


На свадьбе в Рибново, Болгария, ближайшие родственницы невесты окрашивают её лицо в белый цвет и украшают красочными стразами, затем лицо прикрывают серебристыми нитями. Этот обычай имеет многовековую историю.


В Шри-Ланке наряд невесты сочетает восточные и западные традиции. Здесь надевают богато расшитые шёлковые сари и фату по европейской моде. Украшения должны включать нечетное количество камней, так как нечетные числа считаются благоприятными.


Ультраортодоксальные еврейки-невесты из скромности наряжаются в длинные платья, которые скрывают всё, кроме лица и кистей рук. Как правило, кружевные струящиеся юбки достают до пола.


Традиционно невесты в Таджикистане носят белые платья поверх брюк.


Индонезия состоит из около 8000 населённых островов и на каждом из них своя мода на подвенечные наряды. Чаще всего девушки одеваются в платья ярких цветов с тяжёлой вышивкой.


За три дня до свадьбы индонезийки могут раскрасить хной ногти, руки и ноги. Они рисуют птиц и цветы.


Пакистанские невесты для церемонии выбирают наряды глубокого красного, розового и фиолетового цвета.


Индийские невесты выбирают традиционный наряд лехенга-чоли чаще всего красного цвета и дополняют его шестнадцатью украшениями с головы до пят по канонам Солах Шрингар.


В Нубии невеста носит цветной платок на голове, прозрачную вуаль на лице и ещё белую фату, покрывающую голову.


В традиционных эритрейских свадебных нарядах есть короны из тёмного бархата и фиолетовые платья с золотистой вышивкой. Одеяние невесты сочетается с костюмом жениха.


Тувинский национальный костюм отражает кочевой образ жизни народа. Церемониальная одежда не стесняет движений даже во время верховой езды, сшита из ткани светлых тонов и богато декорирована.


Накануне тибетской свадьбы жених приносит невесте свадебное платье и украшения. В наряде может быть головной убор, серебряные монеты для украшения кос или амулет с небольшой металлической статуей Будды.


Для официальной церемонии палестинская невеста надевает пышное белое платье, но у неё обязательно должно быть платье, которое вручную вышила мать новобрачной специально для свадьбы.


В перуанской столице Лиме традиционно невесты наряжаются в красно-чёрные платья с многослойными хлопковыми юбками и декорированным подолом.


Западная мода просочилась в Иорданию, где невесты носят белые платья и ювелирные украшения из золота или серебра. Часто голову новобрачной покрывает зелёная шёлковая ткань. Цвет символизирует рост, гармонию и безопасность.


В Мали одеяние невесты называется кафтан и совпадает по цвету с дашики, костюмом жениха. Пара чаще всего выбирает белый цвет, но иногда встречаются наряды лавандового или фиолетового оттенка.


На протяжении тысяч лет невесты Кореи носят традиционный костюм ханбок. Он состоит из блузы с длинными рукавами и юбки с завышенной талией из хлопка или шёлка.


Японские невесты наряжаются в белоснежное кимоно и надевают специальный шёлковый головной убор tsunokakushi, который скрывает «рожки ревности» и символизирует её намерение стать послушной женой.


Марокканская невеста трижды меняет наряд на свадьбе. На приёме появляется в белом кафтане или платье. Её одежда отражает признаки региона, из которого она родом.


Нигерийские невесты выделяются яркими кружевными блузками и узорчатыми кафтанами, которые часто шьют из индийских тканей. Коралловые бусы и головной убор довершают образ.


В Чечне белое платье невесты украшают брошью и поясом на талии. Оно должно скрывать все её тело, подчеркивая скромность новобрачной. Голову покрывают белым платком.


Традиционные иракские невесты устанавливают рекорд по количеству переодеваний. Каждое из семи платьев разного цвета радуги. Красный символизирует любовь и романтику.


Итальянские невесты верят, что зелёный цвет приносит удачу и изобилие, поэтому могут надеть зелёное платье или зелёное украшение. Однако чаще всего выбирают белый наряд.



Адриан Муту, который ранее играл за итальянский футбольный клуб «Эллас Верона», и его невеста Александра во время свадебной церемонии в Бухаресте, Румыния.

Американские невесты не всегда носили белое. В 19-ом веке девушки наряжались в то платье, которое считали лучшим в своём гардеробе, а белую ткань невозможно было очистить вручную, поэтому её могла позволить себе лишь богатая прослойка.


Королева Виктория, выходя замуж в 1840 году, выбрала подвенечное платье из белого шёлка с кружевами, хотя до неё для свадебного платья традиционным считался красный цвет. Тогда женские журналы описали её образ как чистый и непорочный, а белый цвет стали выбирать невесты по всему миру.


Некоторым парам хочется сделать из традиционного свадебного торжества нечто особо запоминающееся. Вариант с оформлением свадьбы «а-ля русс» вполне приемлемое решение. Для этого надо декорировать зал, и сшить наряды для жениха и невесты в русском стиле. Свадебные платья в русском стиле по старой традиции шьются с преобладанием красного цвета. Этот цвет издавна считается на Руси праздничным и нарядным.

Отличительные черты свадебных нарядов в народном стиле

Подвенечный наряд на Руси был многослойным и богато украшенным. Рубаха, сшитая из льняной, шёлковой, позже и из хлопчатобумажной ткани, служила нижней одеждой, а у крестьян и верхней. На рубаху надевался сарафан. Крой сарафана отличалась простотой. Его шили из прямых кусков ткани, которые расширялись книзу за счёт вшитых клиньев.

Поверх сарафана одевалась душегрея. Все элементы одежды были богато украшены вышивкой. Сарафан и душегрея делались из холста, парчи, плотной тафты и шёлка, и украшались позументом, медными пуговицами, серебряным или золотым шитьём, обшивались бисером или жемчугом.

Современные свадебные наряды «а-ля русс»

Современной невесте не обязательно придерживаться строгих обрядовых правил старины. Достаточно стилизовать свой свадебный наряд в духе того времени.

Главное руководствоваться старинными идеями, в которых заложены живописность и красота былого. Вышивка, выполненная по народным мотивам, цветочный узор ткани и простота кроя сделают из каждой невесты неотразимую русскую красавицу.

По традиции наряд не должен быть слишком открытым или коротким. Первозданность образа подчеркнут платья в пол, с длинными рукавами. На первый взгляд современного человека отделка и яркие цвета подвенечного наряда «а-ля русс» могут показаться пёстрыми и вычурными, но этого не стоит пугаться – таковы традиции наших предков.

Открытые платья с расклешённым низом и укороченным лифом идеально подчеркнут достоинства фигуры новобрачной, воздушный полупрозрачный рукав и слегка открытая зона декольте отчеркнут женственность и девическую нежность невесты.

Современный крой фасонов свадебных платьев с элементами русского стиля одежды высшего сословия великолепно подойдут невесте, желающей иметь более пышный подвенечный наряд.

А старорусский городской свадебный костюм добавит величавости и подчеркнёт стать невесты. Подобный наряд можно заказать в мастерских по изготовлению народных костюмов.



Вовсе не обязательно строго придерживаться традиционных канонов русской вышивки в отделки костюма. Для создания узнаваемого русского образа можно использовать мотивы и цветовую гамму известных народных промыслов, таких как хохлома и гжель. На фото приведены варианты подобной отделки.


Идеальный вариант для пары, решившей остановить свой выбор на свадьбе в русском стиле, но не желающих добавлять себе дополнительных хлопот по этому поводу, разнообразить некоторые модели свадебных платьев деталями русского декора.

Например, если к платью в стиле прованс добавить болеро или шаль из вологодских кружев, ни у кого не возникнет сомнения в принадлежности к русскому стилю подобного фасона.


Чувственный и нежный образ русской красавицы создаст тончайшая накидка, связанная мастерицами из Оренбурга.

Белый меховой палантин, согревающий нежные хрупкие плечи невесты, это так по-русски.


Аксессуары, необходимые для свадебного платья «а-ля русс»

Всякий свадебный наряд обязательно дополняется украшениями. А наряд в русском народном стиле без них просто немыслим.


  • Не надо торопиться при выборе подвенечного наряда. Прежде всего, необходимо учесть свои предпочтения, посоветоваться с родными и близкими друзьями. Вероятнее всего они помогут сделать правильный выбор или подсказать решение проблемы.
  • Не следует игнорировать предметы и аксессуары, дополняющие костюм, именно они добавляют оригинальность и неповторимый колорит наряду.
  • Претворяя свою мечту сделать день бракосочетания необыкновенным и запоминающимся, следует больше опираться на свой вкус и желания.

Традиционное белое платье невесты — это, на самом деле, дань упрощению. У народных свадебных нарядов всё гораздо богаче и разнообразнее.

Белое платье вошло в моду и стало неотъемлемым символом свадебной церемонии лишь в XIX веке благодаря королеве Виктории. Она стала первой женщиной, которая на свою свадьбу надела платье белого цвета. До этого знаменательного момента женщины выбирали наряд, который соответствовал моде той эпохи.

Но национальный свадебный костюм — такая же часть культуры, как песни, сказания и язык. И у каждого самодостаточного народа он отличается от других.

Пользователи сайта Bored Panda выбрали лучшие, на их взгляд, традиционные свадебные наряды народов мира. Тут, конечно, многое зависело от конкретной фотографии платья невесты или жениха, но тем не менее? вот вам Топ-20 традиционных свадебных нарядов народов мира.

1.Индия

2. Нигерийская невеста

3. Гуцульские (Карпаты, Западная Украина и Молдавия) молодые

4. Молодожены в Гане

5. Казахская невеста

6. Япония

7. Монгольская невеста

8. Шотландская свадьба

9. Румынская невеста

10. Китай

11. Яканская невеста

Яканцы — этнолингвистическая группа, населяющая в основном остров Басилане на Филиппинах.

12. Горанская невеста

Горанцы (также горане ; горанци, горани , горани ; самоназвание: нашинци , нашинские ) - одна из малых народностей Балкан. В переписях населения указывают свою национальность в основном как горанскую или боснийскую, реже идентифицируют себя как сербов или даже как турков и албанцев с родным славянским языком.

13. Норвегия

14. Индонезия

15. Венгерская невеста

16. Невеста из Перу

17. Россия

В России живет более 185 различных этнических групп, и у многих из них свои отдельные свадебные традиции. То есть тут можно было поместить примерно 180 фотографий.

18. Корея

19. Узбекская невеста

20. Хамарская (народ в Эфиопии) невеста

Ещё
Во всех ты, душенька, нарядах хороша
Русский музей представляет...

Пыляев писал, что «Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья». Все должны были являться ко двору в платьях с элементами русского национального костюма. При Павле Петровиче эта традиция не соблюдалась. Александру Павловичу было всё равно кто во что одет. Все одевались по французской моде. Ещё , в т.ч.


Но однажды, во время Отечественной войны, Голицына, которая «пиковая дама», в знак протеста явилась на бал наряженной в русское народное платье. Говорят, это произвело фурор. К сожалению, никто точно не описал, во что конкретно была наряжена «усатая графиня». Сарафан, душегрея, шугай? Из парчи, штофа или шелка? На голове кокошник или, может быть, сорока? Весной этого года в корпусе Бенуа проходила выставка русского народного костюма XVIII-XIX веков «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» . Представлено было около 400 предметов одежды и украшений, составляющих 50 костюмов зажиточных горожанок и купчих. Таким образом можно было увидеть костюмы, вдохновившие Наталью Петровну на создание её бального платья.

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Венец, поднизь, душегрея, сарафан

Сарафан. Конец XVIII века

Сарафан – от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой».

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Рубаха, сарафан, повязка, фата.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века. Сарафан, рубаха, повойник, фата

Крой сарафана: три прямых полотнища соединены на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья – по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.


5.


6.


Фата. XVIII век

Фата. XVIII век

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата

Шугай – верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи.

Канаватное покрывало или канаватная фата, по названию сирийского города Канават, где производился шелк, - большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, сумочка

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек

Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей – шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.


11.


12.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай, юбка, кокошник, платок


13.


14.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Сарафан, шугай, платок

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого:


15.


16.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок.

В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.

Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокшник

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, рубаха, душегрея, ожерелье

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, сарафан, душегрея

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка

Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом – «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.


36.


37.


В старообрядческом селе Чернуха Аразамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством м обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» - оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников.

Женский старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан,пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение – «витейка».

Замечу также, что все православные карелки тоже носили головной убор «сорока».

«Борода» - нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой».

«Мышка» (оплечье рубахи)

Девичий старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, пердник-запон, пояс, «борода», головной убор – «ленка» (лента), вязаные сапоги.

Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы» . Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское.

Бархатные, шитые золотом туфли и вязаные из цветной шерсти сапожки и полуботинки на кожаной или войлочной подошве носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».

Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния
«Штофный» - верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки

На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура.


46.


47.


Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния. Шубка, сарафан, кичка, шаль

Праздничная одежда жительниц Севера – шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII – первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.


48.


49.


Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.


50.


51.


Костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния. Рубаха, сарафан, аловицы – два шелковых платка, повязка, шаль

«На Пинежье в конце ХIХ века самые нарядные одежды и украшения можно было увидеть на «метище» - гуляньях, которые устраивались в престольные праздники. Они обычно длились два-три дня, и девушки меняли наряды по несколько раз в день. На «метище» выбирали невесту, приглядывали жениха… «Украшением этих праздников были девушки-«повязочницы» - так на Пинежье называли девушек, имеющих парчовую повязку. Они стояли на «метище», не смея шелохнуться, роскошно разряженные… на затылке к золотой повязке привязано множество ярких лент, на лбу и на висках «жемчужные переплеты». Шелковые ярко-красные платки, которые носили на плечах, продевая концы под лямки сарафана, назывались «аловицы».

Необходимыми атрибутами праздничного наряда были также ювелирные изделия: серебряные браслеты и кольца, несколько рядов крупных янтарных бус. Шея девицы была увешена множеством крестов. Вся их одежда могла весить около сорока килограммов.

Свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния. Девичий головной убор – повязка, свадебный убор «венец», ширинка – платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан

Один из торжественных моментов пинежской свадьбы – обряд «смотренья», когда невесту, «разубранную и сияющую, как жар птица», выводили к жениху и его родным. На девушке поверх золотой повязки появлялся еще низанный жемчугом большой плоский венец. Невеста кланялась каждому гостю, а одна из женщин – свадебниц – поддерживала это великолепное сооружение.

Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния. Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение


54.


55.


Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор – сборник


56.


57.


Рубаха – «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния

Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом – подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу.

Рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния

Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий – «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так чтобы были видны узоры на рубахе.

Рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния

На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом – «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось.

Рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния