Как научить малыша понимать по часам. Как научить ребёнка понимать время по часам со стрелками

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как научить ребёнка узнавать время по часам? Этот вопрос довольно часто встречается в ваших письмах. Многих родителей интересует, с какого возраста ребёнка нужно учить следить за временем. Мнения специалистов расходятся. Одни считают, что говорить с малышом о часах и минутах стоит только тогда, когда он научится считать как минимум до шестидесяти. Другие утверждают, что ненавязчивое обучение должно начинаться с самого рождения. Кто же прав?

На наш взгляд, правы и те, и другие. Действительно, даже общаясь с грудничком, можно говорить: «Через час мы с тобой пойдём гулять», «В два часа Катюша будет обедать», «Ты проспал целых три часа» и т.п. Конечно, кроха не сможет понять, о чем идёт речь, но на уровне подсознания у него сформируется понимание временных явлений.

По-настоящему же обучение стоит начинать, когда между вами и малышом произойдёт примерно такой диалог:

Когда мы пойдём гулять?

Через час.

А час - это сколько? Это много или мало?

Как правило, это происходит, когда ребёнку исполняется 5,5–6 лет. К этому времени большинство детей уже знают цифры и умеют считать в пределах ста. Они уже понимают, что значит вчера, сегодня и завтра, а также разбираются во времени суток. С чего же начать обучение? Чтобы помочь вам, мы подготовили некоторые рекомендации и советы.

Зачем нужны часы?

Определение времени по часам - очень непростой навык. Ребёнку трудно разобраться в том, что нельзя увидеть или потрогать. Поэтому прививать малышу понятие времени следует постепенно, давая ему время, чтобы осмыслить новые знания. Лучше всего проводить занятия в игровой форме, совершив вместе с ребёнком небольшую экскурсию в историю часов. Начните со стихотворения:

Часы бывают разные:
Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.
Бегут часы по кругу,
И всё им нипочём.

Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.

(К. Абоимов)

Спросите малыша: «Как ты думаешь, для чего нужны часы? Что бы случилось, если бы все часы на свете исчезли?». Если кроха затрудняется с ответом, расскажите ему о том, что важно всё делать вовремя и никогда не опаздывать. Фантазируйте вместе с ребёнком.

Обсудите с малышом, как раньше люди обходились без часов, расскажите про живые часы - различные растения и птичек, подкрепляя рассказ показом заранее приготовленных картинок. Затем загадайте загадку:

Ходят по двору часы -
Хвост невиданной красы.
Ноги голенасты,
До чего горласты!

Если у вас есть песочные часы, то покажите их карапузу, расскажите, как они работают. Вместе посмотрите, как падают песчинки. Заинтересовать малыша можно, если замерить песочными часами время, пока он умывается, кушает или одевается на прогулку. Попросите ребёнка ответить, понравились ли ему живые и песочные часы, удобны ли они.

После этого можно переходить к рассказу о современных часах - стрелочных или электронных. Пусть малыш вспомнит, где он видел часы: дома, у папы на руке, на городской башне. Спросите ребёнка, хочет ли он научиться понимать по часам. Если ваша беседа заинтересовала карапуза, то ответ обязательно будет положительным.

Как научить малыша определять время

Для того чтобы занятие было успешным, вам понадобятся обучающие часы. Их можно приобрести в магазине, но гораздо интереснее изготовить своими руками - конечно, с помощью ребёнка. Вырежьте из картона большой циферблат и прикрепите цифры и стрелки. Они должны легко сниматься и снова устанавливаться. Во время творческого процесса поясните крохе, что самая короткая и толстая стрелка - часовая, длинная - минутная, а тоненькая - секундная.

Три стрелки служили
В Часах под стеклом,
Где Время по кругу
Спокойно текло.
Секундная стрелка
Скакала: ТИК-ТАК.
Минутная чётко
Чеканила шаг.
А следом за ними,
Всегда поспевая,
Со знанием дела
Ползла часовая.

(И. Калиш)

Обучение ребёнка часам можно проводить по следующей методике:


На планете круглой Сутки
Жили карлики Минутки.
Были ростом все Минуты -
Коротышки, лилипуты.
Через горы-океаны
Проживали великаны,
Наклонясь под небесами,
И звались они Часами.
Рядом с ними все Минутки -
Как малютки, как малютки.
Рядом с ними коротышки -
Просто мышки, просто мышки.

(Г. Дядина)

Обсудите с малышом его распорядок дня, привязывая все события к определённым часам. Возьмите большой лист ватмана и нарисуйте на нём несколько циферблатов часов, а рядом наклейте картинки. К примеру, 7:30 - малыш просыпается, 8:00 - завтракает, 10:00 - прогулка и т.д. Плакат повесьте в детской комнате возле кроватки ребёнка.

Обязательно проведите с малышом беседу о том, что время нужно использовать с толком, не терять его даром. Прочитайте крохе поговорки и объясните, какой смысл в них заложен:

  • Всему своё время.
  • Делу время, а потехе час.
  • Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
  • Порядок время бережёт.
  • Пропущенный час годом не нагонишь.

Посмотрите вместе с малышом старый детский фильм «Сказка о потерянном времени» и мультфильм «Не теряй времени».

Ну вот, уважаемые родители, мы надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными и вы с успехом сможете научить своего ребёнка узнавать время по часам. Владение чувством времени поможет вашему малышу:

  • стать более организованным и дисциплинированным;
  • выполнять вовремя все задания и поручения;
  • приобрести самостоятельность.

Желаем вашим карапузам больших успехов, а вам - терпения. До новых встреч! До свидания!

Определять время – дело тонкое, особенно для детей. Однако будучи родителем или учителем, вы можете превратить обучение в увлекательное занятие, сделав вместе с ребенком часы. Но перед этим убедитесь, что ребенок знает основы. Как только часы будут сделаны, можно будет приступить к изучению разных временных отрезков.

Шаги

Часть 1

Беремся за основы

    Потренируйтесь считать до 60. Чтобы определять время, дети должны уметь считать до 60 (в правильном порядке). Попросите ребенка написать на листе бумаги числа от 1 до 60. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Разместите этот лист бумаги на стене и следите за тем, чтобы ребенок регулярно повторял числа.

    • Находясь вне дома, например, в продуктовом магазине, указывайте на двойные числа и просите ребенка называть цифры для вас.
    • Чтобы вдохновить ребенка на обучение, поощряйте его, отводя время на игры, или награждайте любимой едой за хорошо проделанную работу.
  1. Потренируйтесь считать цифрами, кратными 5. Так научиться определять время будет гораздо проще. Попросите ребенка выписать на листок бумаги цифры до 60, которые делятся на 5. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Не забудьте выделить все числа, оканчивающиеся на 5 или 0.

    • Сочините специальную песенку “Считаем пятерками” на легко запоминающийся мотив, который может напевать ребенок. К песне можно добавить танцевальные движения. Например, при каждой четверти поднимайте руки вверх или топайте ногами. Регулярно пойте с ребенком эту песню, чтобы ему было проще считать пятерками.
  2. Научите его общему представлению о времени. Сюда относятся утро, день, вечер и ночь. Ознакомьте ребенка с этими понятиями, ассоциируя каждое из них с определенными действиями. После устройте для ребенка опрос, спрашивая, когда происходит что-то конкретное.

    • Например: “По утрам мы едим завтрак и чистим зубы. Днем обедаем и ложимся подремать. Вечером мы читаем книгу и идем спать”.
    • Можно спросить ребенка: “Что происходит по утрам?” и “Что происходит по вечерам?”.
  3. Разместите наклейки и цифры на часах. Ребенок может поместить наклейку на вершину лицевой стороны часов, где должна быть цифра 12. Затем, ориентируясь на стрелочные часы, попросите его написать маркером число 12 под наклейкой. Повторите то же самое с цифрами 3, 6 и 9.

    Заполните часы. Как только ребенок упорядочит наклейки и цифры 12, 3, 6 и 9, попросите его заполнить оставшееся на часах. Покажите в качестве примера стрелочные часы.

    • Например, попросите его поместить наклейку туда, где должна быть цифра 1. Повторите с каждым числом.
  4. Сделайте “куски пирога” на часах. Попросите ребенка провести линии из центра часов к каждой цифре. Пусть раскрасит каждый “кусок” разным цветом при помощи мелков.

    • Попробуйте начать с красного для цифры 1, продвигаясь к каждой цифре в порядке цветов радуги. Это поможет ребенку запомнить порядок чисел на более интуитивном уровне, а не просто исходя из произвольных цветов.
  5. Сделайте стрелки часов. Нарисуйте две стрелки на картоне: длинную минутную и короткую часовую. Попросите ребенка вырезать стрелки при помощи ножниц.

    • Если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы пользоваться ножницами, вырежьте минутную и часовую стрелку самостоятельно.
  6. Прикрепите стрелки. Разместите часовую стрелку над минутной. Затем приколите кнопку на середину часов. Переверните часы и загните кончик кнопки, чтобы закрепить стрелки.

    Повесьте бумажные часы рядом со стрелочными. Укажите ребенку их схожесть между собой. Спросите, нужно ли что-то еще добавить к часам. Если нет, то можно продолжать дальше.

Часть 3

Разбираемся с часами

    Объясните разницу между стрелками. Укажите на обе стрелки на часах. Спросите ребенка, в чем их главное отличие. Если он не знает, что ответить, дайте подсказку: “Одна длиннее другой, не так ли?”

    Дайте название стрелкам. Как только ребенок разобрался, что стрелки разной длины, объясните, чем они отличаются. Скажите, что короткая стрелка – это часовая, а длинная – минутная. Попросите ребенка обозначить стрелки, написав на них “час” и “минута” соответственно.

  1. Объясните значение часовой стрелки. Укажите ею на каждую цифру, оставив минутную стрелку на 12. Скажите ребенку, что всякий раз, когда часовая стрелка указывает на цифру, а минутная стоит на 12, это означает ровно ___ часов. Пройдите по каждой цифре, поясняя: “Сейчас ровно час. Теперь это ровно два часа. Это три часа...”. Затем попросите ребенка повторить то, что вы только что сделали.

    • Не забывайте пользоваться преимуществом “кусочков пирога” и их цветами. Повторяйте, что когда бы часовая стрелка ни оказалась на определенном кусочке, это будет ___ часов.
    • Вы даже можете ассоциировать каждую цифру с каким-либо действием, чтобы закрепить пониманием часов. Например: “Сейчас ровно три часа, а значит, настало время смотреть твои любимые мультфильмы” или “Сейчас пять часов, а значит, настало время футбольной тренировки”.
  2. Устройте ребенку опрос. Вместе с ребенком выберите день недели и напишите список из 5-7 занятий, приуроченных к определенному времени. Называйте действие и время, когда оно происходит. Попросите ребенка поместить часовую стрелку на правильную цифру.

    • Например, скажите: “Уроки закончились, а значит сейчас 3 часа. Перемести стрелки и покажи мне на часах это время”. Или: “8 часов вечера, время идти спать. Перемести стрелки и покажи мне 8 часов”.

Часть 4

Разбираемся с минутами
  1. Объясните двойное значение цифр. Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, а цифра 2 равна 10 минутам, довольно непросто. Чтобы помочь ребенку понять смысл, притворитесь, что цифры – это двойные агенты под прикрытием (например, как Кларк Кент и Супермен).

    • Например, можно сказать, что секретная личность цифры 1 – это 5. Затем попросите ребенка написать маленькую пятерку рядом с числом 1. Повторите то же самое с каждой цифрой.
    • Не забывайте указывать на кратность 5. Пройдитесь по “секретной личности” каждой цифры, напевая свою песенку “Считаем по пятеркам”.

Как научить ребёнка часам и времени?

Обучение детей часам и времени можно начинать задолго до школы. Научить ребенка пользоваться часами не сложно, если он знает цифры, и вы готовы проявить терпение и уделить ребенку внимание.

Для того, чтобы ваш ребёнок понял, как пользоваться часами с циферблатом, нужно посвятить этому, как минимум, несколько занятий.

1. Во время ежедневных бесед с ребёнком упоминайте о времени. Желательно, это начинать делать задолго до ваших первых занятий, обучающих времени и часам. Прежде чем объяснять ребенку, как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Таким образом, ваш ребенок свыкнется с мыслью, что существует способ измерения времени.

2. Сделайте или купите большие часы в виде циферблата с подвижными стрелками. Повесьте этот циферблат в детской комнате, чтоб ребенок привыкал к часам и играл всегда, когда у него появится желание.

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

3. Помогите ребёнку найти взаимосвязь чисел и часов. Показывайте ему на циферблате знакомые цифры и называйте время, например, «5 часов». Не старайтесь сразу давать малышу сложные понятия о часах и минутах, ему пока хватит и этих понятий, на первое время. Пусть минутная стрелка стоит на 12 часах, а вы показывайте малышу часовую стрелку, обучая его правильно говорить, сколько часов он видит на циферблате

.

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Закрепить полученные навыки можно в игровой форме.

Предложите ему прожить день понарошку. Устанавливайте на циферблате час за часом и комментируйте: к примеру, 9 часов - пора завтракать, 1 час дня - пора обедать и т.п.

- Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

- Определи который час?

Отметь часы, которые показывают правильное время.

- Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.

- Определи какие часы спешат, а какие опаздывают, нарисуй часовую стрелку.

Предложите ребенку самому устанавливать часы и спрашивать вас, который час.

4. После того как ребенок научится определять время с помощью маленькой часовой стрелки, можно приступить к обучению понятия минуты. Попросите ребенка показать минутную стрелку. Объясните сколько минут показывает стрелка находясь на той или иной цифре циферблата. Если о на находится на 12, это значит ровно, если на 6, это значит половина. Сложности могут возникнуть с пониманием того, почему находящаяся на цифре 3 стрелка обозначает 15 минут. Для того чтобы устранить эту проблему, под каждой стандартной цифрой игрушечных часов напишите количество минут, над цифрой 2 - 10 минут, над цифрой 3 - 15 минут и т.д..

Четверть часа - это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) - это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).

Поиграйте в игры на закрепление минут.

Ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также, как показывают время настенные часы. При этом называет полностью "Который сейчас час". Например: 08.40 - восемь часов сорок минут; 06.25 - шесть часов двадцать пять минут

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

5. После того как ребенок усвоит и научится определять время используя и часовую и минутную стрелку, вы можете научить ребенка употреблять такие выражения как:

09.15 - пятнадцать минут десятого (это 15 минут после девяти)
08.50 - без десяти минут девятого (это 10 минут до девяти)
10.30 - половина одиннадцатого

6. На некоторых циферблатах есть и третья стрелка, которая постоянно движется. Она называется секундной и обозначает секунды. Секунда - это миг, хлопнули в ладоши, прошла секунда. Посмотрите вместе на секундную стрелку, хлопайте каждую секунду. Круг закончился на 60, прошла минута. 60 секунд - это 1 минута.

7. Часы должны быть постоянно в поле зрения малыша. Привлекайте внимание ребенка к часам, что бы вы ни делали с малышом: во время завтрака, игр или прогулки. Общаясь с малышом, всегда проговаривайте время, к примеру, скажите ему, с какого и по какой час ему можно играть. Покажите время на игрушечных часах и попросите ребенка сравнить с изображением на настоящих.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: "Время дороже золота"? "Время ни за какие деньги не купишь"?

Выполняем задания на закрепление.

Время — непрерывная величина, основа для измерения смены событий и продолжительности чего-либо. Это абстрактное понятие, которое даже взрослые люди не могут осознать до конца. Стоит ли говорить, насколько малышу, мыслительные способности которого только развиваются, трудно делать анализ? Перед родителями стоит вопрос: как научить ребенка понимать время по часам?

Опытные педагоги говорят, что это одна из самых сложных задач для детского ума. Придется потрудиться, чтобы помочь малышу усвоить такие определения, как часы, минуты и секунды. Эти знания ребенку необходимы, ведь ему придется жить в одном ритме с остальным сообществом, начиная с посещения школы.

Начинать знакомство с циферблатом можно в дошкольном возрасте, когда малыш уже умеет считать и готов воспринимать действия, связанные с числами. Оптимальный возраст — 6-7 лет.

Хорошо, если ребенок умеет вести счет до десяти, но для лучшего освоения желательно, чтобы он считал до шестидесяти. Иначе ему будет трудно объяснить, что в минуте шестьдесят секунд, а в один час состоит из шестидесяти минут.

Не обязательно ждать, когда малыш подрастет, ведь основу для развития можно закладывать с самого начала. Как научить ребенка определять время с раннего возраста? Есть действенные способы, которые с успехом применяют многие родители.

Один из способов: озвучивать время, употребляя фразы, подобные этим: «в 2 часа пойдем гулять в детский парк»; «через 15 минут разрешим тебе посмотреть мультфильм»; «на часах уже 9 утра, пора просыпаться»; «нужно поставить пирог на 20 минут в духовку».

Второй способ поможет малышу не только понять, но и почувствовать время. Родители могут предложить ему за 10 минут съесть завтрак или за 3 минуты почистить зубы. Отсчет следует начинать по часам, показывая их ребенку. Так будет проходить первое знакомство с понятием времени и с таким устройством, как часы.

Способы обучения для дошкольников

Чуть позже возникает следующий вопрос: как научить ребенка определять время? Пора переходить к более конкретным знаниям.

  1. Для занятий нужно купить дошкольнику механические часы с циферблатом без стекла и крупными стрелками, которые без труда можно переводить. Как вариант, родители могут приобрести игрушечный будильник или самостоятельно смастерить большой циферблат из подручных материалов.
  2. Начинать тренироваться лучше на простых часах, с указанием основных цифр — 3, 6, 9 и 12.
  3. Следует объяснить ребенку, что короткая стрелочка — для определения часа, она ходит медленно, а длинная стрелка — для обозначения минут, она движется быстрее. Знакомство с секундами лучше оставить на потом.
  4. Прежде всего дошкольника знакомят с понятием целого часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая на любой другой. Переводя стрелки, взрослый озвучивает: «Это означает 9 часов, а теперь мы поставим указатели так, чтобы стало 12 часов». После чего ребенку предлагается самостоятельно передвигать стрелки на указанные цифры, определять и озвучивать результат.
  5. Как только малыш освоит деятельность самого простого циферблата, можно переходить к часовому механизму с полным набором чисел — от 1 до 12.
  6. Следующий этап: знакомство с понятием половины часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 6. Если дошкольник хорошо усвоил предыдущие уроки, он легко справится и с этой задачей. Взрослый может выставить указатели на нужных числах и попросить ребенка ответить на вопрос: «Сколько времени на часах?» Можно сказать — половина первого, а можно — 12 часов 30 минут. Малышу понятнее и легче будет освоить второй вариант, к тому же он более правильный. На этом этапе может возникнуть трудность: когда часовая стрелка стоит между двумя цифрами, ребенку сложно правильно определить время. Но эта проблема преодолима, если малыш понимает значение слов «до» и «после». Главное, простым языком объяснить дошкольнику, что стрелочка стоит на половине пути к следующей цифре, а значит нужно назвать предыдущее число и добавить к нему 30 минут.
  7. Придется потратить больше времени, чтобы научить ребенка определять по часам минуты. Здесь не обойтись без умения считать. Стоит заняться с дошкольником решением математических примеров. Для того, чтобы он, глядя на часы, смог называть 5, 10, 15, 20 и так далее минут, нужно уделить внимание задачам на прибавление с числом «5». Для лучшего освоения лучше учить малыша правильно говорить время. Например, «8 часов 40 минут», а не «8.40» или «без двадцати девять», — такие определения более сложные для восприятия.

Как закрепить пройденный материал?

Важно продолжать обучение, применяя полученные знания в повседневной жизни. Если раньше родители сами определяли время для тех или иных дел, то теперь хорошо бы это поручать ребенку. Можно сказать: «В 10 часов 20 минут нам нужно собираться на прогулку. Скажи, когда наступит это время». Или: «Через 10 минут мне нужно доставать торт из духовки. Посмотри, когда это будет и напомни мне, пожалуйста».

Можно придумать вопросы, которые помогут определить, насколько хорошо дошкольник ориентируется по часам.

  • Который сейчас час?
  • Было 11 часов, сейчас 11 часов 40 минут. Сколько времени прошло?
  • Папа вернется с работы в 8 часов вечера. Посмотри на часах, сколько времени осталось до его прихода?

Дети любят получать знания в игровой форме. В магазинах детских игрушек можно найти развивающие наборы с яркими игрушечными часами и перечнем заданий, выполняя которые, малыш будет запоминать последовательность расположения цифр, в какую сторону движутся стрелки и так далее.

Обучение должно проходить по принципу: от простого к сложному; от основ к более мелким деталям. Пройдет время, и ребенок сможет решать другие задачи. Освоит значение секундной стрелки, узнает, что в сутках 24 часа, а значит правильнее говорить не 10 часов вечера, а 22 часа, перестанет округлять минуты.

Главное, что должны помнить родители: не стоит оказывать на малыша давление. Чтобы ребенок учился охотно, важно проявлять любовь и большое терпение.

Как избавиться от растяжек после родов?

Время - непрерывная величина, основа для измерения смены событий и продолжительности чего-либо. Это абстрактное понятие, которое даже взрослые люди не могут осознать до конца. Стоит ли говорить, насколько малышу, мыслительные способности которого только развиваются, трудно делать анализ? Перед родителями стоит вопрос: как научить ребенка понимать время по часам?

Опытные педагоги говорят, что это одна из самых сложных задач для детского ума. Придется потрудиться, чтобы помочь малышу усвоить такие определения, как часы, минуты и секунды. Эти знания ребенку необходимы, ведь ему придется жить в одном ритме с остальным сообществом, начиная с посещения школы.

Начинать знакомство с циферблатом можно в дошкольном возрасте, когда малыш уже умеет считать и готов воспринимать действия, связанные с числами. Оптимальный возраст - 6-7 лет.

Хорошо, если ребенок умеет вести счет до десяти, но для лучшего освоения желательно, чтобы он считал до шестидесяти. Иначе ему будет трудно объяснить, что в минуте шестьдесят секунд, а в один час состоит из шестидесяти минут.

Не обязательно ждать, когда малыш подрастет, ведь основу для развития можно закладывать с самого начала. Как научить ребенка определять время с раннего возраста ? Есть действенные способы, которые с успехом применяют многие родители.

Один из способов: озвучивать время, употребляя фразы, подобные этим: «в 2 часа пойдем гулять в детский парк»; «через 15 минут разрешим тебе посмотреть мультфильм»; «на часах уже 9 утра, пора просыпаться»; «нужно поставить пирог на 20 минут в духовку».

Второй способ поможет малышу не только понять, но и почувствовать время. Родители могут предложить ему за 10 минут съесть завтрак или за 3 минуты почистить зубы. Отсчет следует начинать по часам, показывая их ребенку. Так будет проходить первое знакомство с понятием времени и с таким устройством, как часы.

Способы обучения для дошкольников

Чуть позже возникает следующий вопрос: как научить ребенка определять время? Пора переходить к более конкретным знаниям.

  1. Для занятий нужно купить дошкольнику механические часы с циферблатом без стекла и крупными стрелками, которые без труда можно переводить. Как вариант, родители могут приобрести игрушечный будильник или самостоятельно смастерить большой циферблат из подручных материалов.
  2. Начинать тренироваться лучше на простых часах, с указанием основных цифр - 3, 6, 9 и 12.
  3. Следует объяснить ребенку, что короткая стрелочка - для определения часа, она ходит медленно, а длинная стрелка - для обозначения минут, она движется быстрее. Знакомство с секундами лучше оставить на потом.
  4. Прежде всего дошкольника знакомят с понятием целого часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая на любой другой. Переводя стрелки, взрослый озвучивает: «Это означает 9 часов, а теперь мы поставим указатели так, чтобы стало 12 часов». После чего ребенку предлагается самостоятельно передвигать стрелки на указанные цифры, определять и озвучивать результат.
  5. Как только малыш освоит деятельность самого простого циферблата, можно переходить к часовому механизму с полным набором чисел - от 1 до 12.
  6. Следующий этап: знакомство с понятием половины часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 6. Если дошкольник хорошо усвоил предыдущие уроки, он легко справится и с этой задачей. Взрослый может выставить указатели на нужных числах и попросить ребенка ответить на вопрос: «Сколько времени на часах?» Можно сказать - половина первого, а можно - 12 часов 30 минут. Малышу понятнее и легче будет освоить второй вариант, к тому же он более правильный. На этом этапе может возникнуть трудность: когда часовая стрелка стоит между двумя цифрами, ребенку сложно правильно определить время. Но эта проблема преодолима, если малыш понимает значение слов «до» и «после». Главное, простым языком объяснить дошкольнику, что стрелочка стоит на половине пути к следующей цифре, а значит нужно назвать предыдущее число и добавить к нему 30 минут.
  7. Придется потратить больше времени, чтобы научить ребенка определять по часам минуты. Здесь не обойтись без умения считать. Стоит заняться с дошкольником решением математических примеров. Для того, чтобы он, глядя на часы, смог называть 5, 10, 15, 20 и так далее минут, нужно уделить внимание задачам на прибавление с числом «5». Для лучшего освоения лучше учить малыша правильно говорить время. Например, «8 часов 40 минут», а не «8.40» или «без двадцати девять», - такие определения более сложные для восприятия.

Как закрепить пройденный материал?

Важно продолжать обучение, применяя полученные знания в повседневной жизни. Если раньше родители сами определяли время для тех или иных дел, то теперь хорошо бы это поручать ребенку. Можно сказать: «В 10 часов 20 минут нам нужно собираться на прогулку. Скажи, когда наступит это время». Или: «Через 10 минут мне нужно доставать торт из духовки. Посмотри, когда это будет и напомни мне, пожалуйста».

Можно придумать вопросы, которые помогут определить, насколько хорошо дошкольник ориентируется по часам.

  • Который сейчас час?
  • Было 11 часов, сейчас 11 часов 40 минут. Сколько времени прошло?
  • Папа вернется с работы в 8 часов вечера. Посмотри на часах, сколько времени осталось до его прихода?

Дети любят получать знания в игровой форме. В магазинах детских игрушек можно найти развивающие наборы с яркими игрушечными часами и перечнем заданий, выполняя которые, малыш будет запоминать последовательность расположения цифр, в какую сторону движутся стрелки и так далее.

Обучение должно проходить по принципу: от простого к сложному; от основ к более мелким деталям. Пройдет время, и ребенок сможет решать другие задачи. Освоит значение секундной стрелки, узнает, что в сутках 24 часа, а значит правильнее говорить не 10 часов вечера, а 22 часа, перестанет округлять минуты.

Главное, что должны помнить родители: не стоит оказывать на малыша давление. Чтобы ребенок учился охотно, важно проявлять любовь и большое терпение.

Как избавиться от послеродового геморроя?

  1. По статистике у каждой «беремешки» со второго триместра возрастает риск развития неприятного заболевания.
  2. Геморроем болеет половина беременных, заболевание развивается быстро и чаще всего женщины лечат уже последствия, а не делают профилактику.
  3. По статистике, половина больных – это люди в возрасте 21-30 лет, в самом расцвете. Еще треть (26-30%) – в возрасте 31-40 лет.
  4. Врачи рекомендуют вовремя лечить геморрой, а также проводить его профилактику, не запускать болезнь и быть внимательными к своему здоровью.

Но эффективное средство от геморроя есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна избавилась от недуга…

Как научить ребёнка часам и времени?

Обучение детей часам и времени можно начинать задолго до школы. Научить ребенка пользоваться часами не сложно, если он знает цифры, и вы готовы проявить терпение и уделить ребенку внимание.

Для того, чтобы ваш ребёнок понял, как пользоваться часами с циферблатом, нужно посвятить этому, как минимум, несколько занятий.

1. Во время ежедневных бесед с ребёнком упоминайте о времени. Желательно, это начинать делать задолго до ваших первых занятий, обучающих времени и часам. Прежде чем объяснять ребенку, как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Таким образом, ваш ребенок свыкнется с мыслью, что существует способ измерения времени.

2. Сделайте или купите большие часы в виде циферблата с подвижными стрелками. Повесьте этот циферблат в детской комнате, чтоб ребенок привыкал к часам и играл всегда, когда у него появится желание.

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

3. Помогите ребёнку найти взаимосвязь чисел и часов. Показывайте ему на циферблате знакомые цифры и называйте время, например, «5 часов». Не старайтесь сразу давать малышу сложные понятия о часах и минутах, ему пока хватит и этих понятий, на первое время. Пусть минутная стрелка стоит на 12 часах, а вы показывайте малышу часовую стрелку, обучая его правильно говорить, сколько часов он видит на циферблате

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Закрепить полученные навыки можно в игровой форме.

Предложите ему прожить день понарошку. Устанавливайте на циферблате час за часом и комментируйте: к примеру, 9 часов - пора завтракать, 1 час дня - пора обедать и т.п.

- Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

- Определи который час?

Отметь часы, которые показывают правильное время.

- Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.

- Определи какие часы спешат, а какие опаздывают, нарисуй часовую стрелку.

Предложите ребенку самому устанавливать часы и спрашивать вас, который час.

4. После того как ребенок научится определять время с помощью маленькой часовой стрелки, можно приступить к обучению понятия минуты. Попросите ребенка показать минутную стрелку. Объясните сколько минут показывает стрелка находясь на той или иной цифре циферблата. Если о на находится на 12, это значит ровно, если на 6, это значит половина. Сложности могут возникнуть с пониманием того, почему находящаяся на цифре 3 стрелка обозначает 15 минут. Для того чтобы устранить эту проблему, под каждой стандартной цифрой игрушечных часов напишите количество минут, над цифрой 2 - 10 минут, над цифрой 3 - 15 минут и т.д..

Четверть часа - это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) - это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).

Поиграйте в игры на закрепление минут.

Ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также, как показывают время настенные часы. При этом называет полностью "Который сейчас час". Например: 08.40 - восемь часов сорок минут; 06.25 - шесть часов двадцать пять минут

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

5. После того как ребенок усвоит и научится определять время используя и часовую и минутную стрелку, вы можете научить ребенка употреблять такие выражения как:

09.15 - пятнадцать минут десятого (это 15 минут после девяти)
08.50 - без десяти минут девятого (это 10 минут до девяти)
10.30 - половина одиннадцатого

6. На некоторых циферблатах есть и третья стрелка, которая постоянно движется. Она называется секундной и обозначает секунды. Секунда - это миг, хлопнули в ладоши, прошла секунда. Посмотрите вместе на секундную стрелку, хлопайте каждую секунду. Круг закончился на 60, прошла минута. 60 секунд - это 1 минута.

7. Часы должны быть постоянно в поле зрения малыша. Привлекайте внимание ребенка к часам, что бы вы ни делали с малышом: во время завтрака, игр или прогулки. Общаясь с малышом, всегда проговаривайте время, к примеру, скажите ему, с какого и по какой час ему можно играть. Покажите время на игрушечных часах и попросите ребенка сравнить с изображением на настоящих.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: "Время дороже золота"? "Время ни за какие деньги не купишь"?

Выполняем задания на закрепление.

С ростом ребенка наступает момент, когда ему просто необходимо понимание времени, а точнее – умение определять время по часам со стрелками. Часто родители сталкиваются с проблемой в этот период, ведь не знают, каким образом помочь своему ребенку с решением этого сложного дела. Перед началом такого обучения необходимо подготовить ребенка, для чего желательно выполнить следующие пункты:

научить малыша счету до 60;

четко сформулировать понятие половины и четверти (поможет при обучении пониманию часов);

не лишним будет обучение чада таблице умножения на 5.

Научить ребенка понимать время по часам без знания этого материала будет весьма сложно, и потребует больше времени.

Начинать необходимо с самых простых заданий, после чего постепенно повышать их сложность. Не желательно делать затяжные перерывы в обучении до того времени, пока малыш не сможет самостоятельно нормально разбираться в часах. Однако не нужно делать обучение очень интенсивным, ведь ребенок будет быстро уставать и очень скоро вовсе утратит какой-либо интерес к этому процессу.

Сегодня объяснить ребенку время на часах стало на порядок проще, ведь этому способствует развитие современной техники, появление специальных обучающих видео и увлекательных компьютерных и реальных игр.

Если вы уверенны в том, что ребенок готов к тому, чтобы учиться ориентироваться по часам, то следует запомнить еще несколько простых правил:

для обучения лучше использовать большие часы, с которых предварительно будет удалено стекло (это обезопасит малыша и позволит ему самостоятельно передвигать стрелки);

начинать объяснение с пояснения разницы между стрелками часов;

лучше первым делом объяснить принципы действия минутной стрелки, задавая попутно вопросы на понимание;

используйте рисунки, данный процесс значительно ускорит процесс обучения;

пишите время возле нарисованных часов – получите двойной эффект, таким образом ребенок будет не только узнавать время, но и повторять числа.

Использование каждого из этих пунктов позволит значительно облегчить процесс, что важно, как для вас, так и для вашего чада.

Обучение с помощью рисования

Научить ребенка пользоваться часами можно используя рисование. Для этого достаточно просить ребенка делать рисунок часов, которые будут показывать то или иное время. Параллельно с этим необходимо рассказывать о принципе действия часов.

Еще одним вариантом того, как научить ребенка определять время по часам с помощью рисования является распределение времени. Для этого с помощью определенного цвета выделить несколько временных периодов, когда малыш занимается определенными делами. После этого нужно объяснить чаду особенности времени и предложить ему оставшееся без дел время распределить самостоятельно, предварительно посчитав сколько его осталось.

Можно сделать несколько подобных заготовок и использовать их для ежедневных занятий.

От большого к малому

Чтобы объяснить ребенку время на часах лучше всего использовать большой механизм. Лучше предварительно снять с него стеклянные элементы, чтобы ребенок имел доступ к стрелкам. Прежде всего необходимо показать ребенку часовую стрелку – самую короткую, и объяснить значение этого элемента конструкции. Дальше, чтобы ребенок смог ориентироваться по часам, переходим к изучению минутной стрелки. Здесь важно пояснить малышу, что один час равен 60 минутам. По аналогии знакомим с последней – секундной стрелкой.

Начинать обучение лучше из понятий целого часа, потом перейти на половину часа, четверти, пятиминутки, и лишь в конце изучать минуты по отдельности в составе часа.

Используем конструктор

Чтобы научить малыша узнавать время по часам можно использовать конструктор. С помощью, например, значительно проще объяснить почему в часе 60 минут. Для этого необходимо взять 60 мелких деталей, и соединить их по 5 штук. На листе бумаги необходимо нарисовать циферблат, разложив конструктор между цифр. Это будет иметь приблизительно такой вид:

Ориентироваться во времени таким образом ребенку станет значительно легче, что ускорит процесс его обучения.

Заинтересовать ребенка онлайн-игрой

Современные технологии позволяют использовать для. Специально для этого разработано множество мини-игр, которые ориентированы на познание того или иного предмета. Теперь можно не переживать о том, как быстро научить ребенка времени по часам.

Достаточно простая игра, которая поможет быстро получить необходимый эффект. Перед вами откроется циферблат и панель управления стрелками, что позволит быстро объяснить крохе все основные понятия и приступить к обучению. Ребенок сможет самостоятельно сдвигать стрелки на 1, 5, 15 минут или же сразу на час. Вам необходимо лишь корректировать процесс, и в случае необходимости помогать чаду распознавать время по часам.

Простая, но вполне удобная для обучения игра, которая к тому же, показывает реальное время. Так можно показать малышу ход секундной стрелки, перемещение минутной и часовой. Есть возможность самостоятельно выставлять любое время, для этого предусмотрены специальные красные (перемещают время назад) и зеленые (вперед) кнопки с разными временными интервалами. Есть и поле в котором можно посмотреть цифровое время, что позволит ребенку более верно определять выставленные на циферблате показатели.

Разбираться во времени с такими играми чаду станет намного проще, и уже через несколько дней кроха сможет делать это самостоятельно.

Также можно пойти другим путем и использовать видео-урок о том, как научить ребенка понимать по часам со стрелками.

Видео-урок для детей: как понимать время по часам

Эффективные упражнения на закрепление навыков

Ребенок быстрее запомнит все необходимое и будет знать время по часам, если регулярно просить выполнять его несложные действия. Достаточно спрашивать его когда он проснулся, когда начинается его любимый мультфильм, попросить подсказать который сейчас час.

Любое действие можно связать со временем, и необходимо регулярно просить ребенка назвать время. Этого будет достаточно, чтобы спустя несколько дней или недель малыш безошибочно ориентировался во времени.

Помните, занятия не должны утомлять кроху. Если ребенок не проявляет желания обучаться пониманию времени, лучше перенести занятия на несколько недель.


Еще из блога:

Расскажите о нас вашим друзьям в социальных сетях:

Сейчас родители стремятся обучить своих детей навыкам определения времени пораньше, начиная с 5-6 лет. Однако зачастую процесс обучения в этом возрасте даётся маленьким ученикам непросто, и максимум чего удаётся добиться – это понимания и определения ребёнком категории часа. Как научить ребёнка определять время эффективно, что необходимо сделать для того, чтобы этот навык был освоен им легко?

Приступая к обучению, необходимо учитывать некоторые советы, о которых сегодня поговорим в нашей статье.

В возрасте 5-6 лет далеко не все дети уверенно оперируют математическим счётом до 60, и что ещё немаловажно – категорией кратности, понимание которой (числа, кратные 5, пять минут) необходимо для успешного освоения расчётов с минутными промежутками.

А вот обучение ребёнка, начатое в 7-8 лет, по наблюдениям родителей и педагогов, протекает гораздо проще и укладывается в 5-7 занятий. В этом возрасте обучаемый быстро и легко схватывает основные моменты и уже через пару недель начинает свободно определять время. Поэтому лучше немного подождать и приступить к занятиям тогда, когда вы заметили, что у ребёнка появилась потребность в определении времени.

Подготовительный этап. Общие понятия

Как научить ребёнка понимать время? Для того чтобы он быстро и без проблем обучился определять время, необходимо сформировать у него чёткое представление о времени суток, и по возможности привязать это представление к цифровому представлению на циферблате часов.

Обсудите с ребёнком четыре времени суток – «ночь», «утро», «день», «вечер». Расскажите, как соотносится режим его дня с этими понятиями, в какое время суток он просыпается, кушает, идёт на прогулку, и т.д.

Покажите часы. Желательно, чтобы циферблат был крупным, белым без отвлекающих рисунков и трудных для запоминания римских цифр.

Расскажите о свойствах двух стрелок, длинная указывает на минуты, короткая – на часы. Объясните, что это свойство постоянно для всех часов.

В дальнейшем для занятий по обучению времени вам понадобится сделать несколько макетов циферблатов самостоятельно, для того, чтобы в случае необходимости, можно было что-то написать или наклеить рядом с цифрами.

Макет часов. Можно сделать из белой одноразовой тарелки, стрелки – из кусочков картона, закрепив их посередине небольшим шурупом. Цифры подпишите маркером, оставляя небольшое место для пометок рядом с цифрой, если это понадобится. Позаботьтесь о разметке (пять делений) между цифрами, это важно. Разметка должна быть чёткой и крупной, ребёнок будет её пересчитывать.

Основные этапы обучения ребёнка

Учимся определять ровное количество часов

На этом этапе необходимо добиться у обучаемого чёткого понимания категории часа. Для этого установите на учебном циферблате какое-нибудь время, допустим, три часа. При этом проследите, чтобы минутная стрелка находилась на двенадцати. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что позиция минутной стрелки – на цифре «12» означает «ровно» столько-то часов. Передвигая часовую стрелку, потренируйтесь в определении ровного количества часов. Если вы смогли доступно объяснить ребёнку понятие «часы», то можно смело переходить к следующему этапу.

Учимся определять минутные промежутки часа – 5, 10, 15, 20, 25 минут

Именно на этом этапе будет актуально понимание ребёнком категории кратности. Установите на циферблате время – ровное количество часов, допустим, два часа. Затем предложите пересчитать количество мелких чёрточек от цифры «12» до цифры «1», обратите его внимание на то, что их – 5. После этого нарисуйте на небольшом кусочке бумаги цифру пять и положите её рядом с цифрой 1, но так, чтобы она не сливалась с единицей! Объясните, что это означит – пять минут третьего. Повторите процедуру несколько раз (отсчёт пяти минут, результат – название времени).

Постарайтесь, чтобы обучаемый легко уловил суть, что два промежутка по 5 – это 10 минут, 3 по 5 – это 15 и так далее.

Следите за тем, чтобы ребёнок не угадывал время, а мыслили логически. Тогда у него сформируется чёткая картина определения минутных промежутков.

Учимся объяснять половину часа

Это достаточно просто объяснить, закрыв половинку циферблата (вертикально) листом бумаги или вырезанным полукругом. Акцентируйте внимание на том, что понятие половины часа равно «30 минутам», потренируйтесь по-разному определять половину часа – «половина девятого» или «тридцать минут третьего». Закрепите эти навыки.

На этом этапе также важно, чтобы у вашего ученика сформировалось понятие первой половины часа – до 30 минут (начало часа), и второй половины – после 30 минут (окончание часа), так как научить ребёнка определять время без этих азов невозможно. Это поможет ребёнку определиться с расстановкой минутных промежутков: сейчас «пять минут первого» или «без пяти минут час».

Существуют альтернативные методы объяснить ребёнку время. Это представление временных промежутков в цифровом эквиваленте, когда люди говорят, называя цифры, «сейчас 15-20», «18-40» и так далее. Однако немногим детям в возрасте 7-8 лет даётся уверенный расчёт пятёрками вплоть до 55 минут, поэтому, выбирая способ, как научить ребёнка понимать время, руководствуйтесь пониманием его индивидуальных особенностей. Если ребёнок без проблем и с удовольствием занимается математикой и любит задачи на счёт, то второй способ, возможно, подойдёт ему больше.

Важные моменты

Старайтесь, чтобы обучаемый воспринимал не только цифровые величины временных промежутков, но и их альтернативные названия словами.

Половина: половина десятого = девять тридцать = тридцать минут десятого.

Четверть: без четверти пять = без пятнадцати пять.

Девять двадцать (9-20) = двадцать минут десятого.

Помните, что умение ориентироваться во времени – достаточно сложный навык, не требуйте от ребёнка быстрого усвоения материала. Активно закрепляйте и повторяйте полученные знания, и уже совсем скоро вы сможете услышать ответ на ваш вопрос, о том, «который сейчас час».

Развивающий мультик, как научить ребёнка определять время:

Говорят, все необходимые навыки приходят к ребенку в нужное время, и торопить его в развитии не стоит. А вот когда малыш сам начинает проявлять неподдельный интерес к той или иной теме, то помочь ему в её освоении будет очень даже не лишним. Сегодня мы начинаем новую серию статей, которые помогут вам научить деток всяким-разным полезным жизненным навыкам.

1:1156 1:1166

Как научить ребенка определять время по часам?

1:1267

Время - понятие абстрактное и малышам сложно понять, о чем мы толкуем, когда пытаемся объяснить, что такое минуты и часы.
Как их потрогать? Как ощутить? Куда бегут стрелки на часах? И почему за веселой игрой время проходит быстрее, чем в скуке?

Малышу сложно будет сразу понять часовой механизм. Поэтому процесс знакомства со временем проще разделить на несколько этапов, начав не с минут и часов, а с более длительных временных промежутков:

2:823 2:833

1. Учимся ориентироваться во времени суток

2:926

3:1431 3:1441

Утро, день, вечер, ночь - составляющее одного дня. Ребенок лучше запомнит их последовательность, если к каждому времени суток вы привяжете то или иного событие. Например, утром встает солнышко, и все просыпаются. Днем мы играем и гуляем, вечером готовимся ко сну, а ночью отдыхаем.

2. Осваиваем понятия прошлого, будущего и настоящего

3:120

4:625 4:635

Вчера, сегодня, завтра - следующий этап познания временных промежутков. Они станут для ребенка более понятными, если вы будете планировать и обсуждать с ним предстоящие поездки или походы в гости, а также вспоминать прошедшие события. Более глобальные понятия будущего и прошлого можно объяснить, показывая малышу старые семейные фотографии, иллюстрации из далекого прошлого или предполагаемого будущего (книги про динозавров, космические путешествия или умных роботов)

3. Знакомимся с временами года

4:79

5:584 5:594

Понимание времен года - еще один важный этап. Обсуждайте с ребенком, как сменяются сезоны, читайте стихи и загадки о зиме, весне, лете и осени. Объясняйте, что происходит с природой, чем отличается наша одежда, и какие праздники мы отмечаем в разные времена года.

5:1078 5:1088

4. Новые знакомые: час, минута, секунда

5:1172

Вот теперь можно начинать разговор и о более точных временных промежутках. Для начала ребенку будет достаточно объяснить, что каждая секунда - это хлопок в ладоши. 60 быстрых хлопков - это минута. Для лучшего представление, постоянно обращайте внимание на то, сколько времени малыш тратит на то или иное занятие. Например, мы чистим зубки примерно 2 минуты, кушаем - 10 минут, рисуем - 20 минут. Складывайте между собой мелкие события, чтобы объяснить понятие часа.

6:872 6:882

5. Который час?

6:923

7:1428 7:1438

Для первого знакомства следует купить часы со стрелками (игрушечные или настоящие).

7:1607

Главное, чтобы циферблат был достаточно большой и понятный. На помощь вам также придут красочные детские книги, обучающие определять время по часам. Объясните ребенку, что длинная стрелочка отсчитывает минуты, а коротенькая - часы. Быстрая бегущая стрелочка - это секунды. Для начала крохе достаточно будет научиться определять время с точностью до часа (короткая стрелочка сделала полный круг - прошел 1 час). Затем до получаса (длинная стрелка на 12 - ровно такой-то час, длинная стрелочка на 6 - полчаса). Следующий шаг - освоить пятиминутки. Для этого можно наклеить напротив каждого часа стикеры - подсказки (1 - 5 минут, 2 - 10 минут, 3 - 15 минут, 4 - 20 минут и т.д.) Старайтесь применять полученные знания на практике: засекайте время прогулки, время на чистку зубов. Спросите малыша: «Папа приходит с работы в шесть часов. Как думаешь, как скоро он придет?»

6. Осваиваем электронные часы

7:78

8:583 8:593

После того, как ребенок легко ориентируется во времени по механическим часам, можно освоить часы с электронным циферблатом. Для наглядности сравнивайте показания на них, и навык пользования электронными часами постепенно придет.