Кем было введено понятие зона ближайшего развития. Зоны ближайшего развития ребенка

Чтобы понять, что подразумевает под собой термин «зона ближайшего развития», взгляните на трехлетнего ребенка – что он может сделать самостоятельно?

Основные навыки, которые он осваивает с помощью родителей, — это умение есть, одеваться, застегивать пуговички и т.д. Но вот шнурки мало кому из маленьких маминых помощников самому удастся завязать в возрасте 3 лет, даже если родители множество раз будут демонстрировать пример своему чаду.

Эти и другие подобные бытовые ситуации – наглядный пример понятия областей ближайшего и актуального развития. То, что ребенок может самостоятельно сделать, – явления из зоны ближайшего развития, а то, для совершения чего он будет нуждаться в помощи, – зона актуального развития. Расположение этих уровней позволило создать основу отечественной концепции психологического познания соотношения возможностей обучения и способностей умственного развития детей.

Выделить уровни (зоны) развития психического здоровья ребенка смог в свое время . Своим открытием он продемонстрировал, что фактическое сопоставление степени умственного развития и изучения нового может быть определено путем выявления уровня реального (актуального) развития индивида и ближайшей к нему зоны (обучение).

В частности, благодаря существованию зоны ближайшего развития (ЗБР) возможен прогресс, улучшение и перспектива развития характеристик детей. Соответственно, действенным будет только тот метод, прием или навык обучения, который будет опережать реальное состояние развития индивида.

Где применяются подходы и каково их практическое использование

В настоящее время понятие «зона ближайшего развития» можно встретить не только в научной сфере психологии и педагогической деятельности, но и в рамках отрасли социально-психологического познания личности. И в этой ситуации контекст термина может быть преображен, обретя определенное своеобразие.

Поэтому в психологии данное понятие соотношения развития применяется для демонстрации потенциальных перспектив развития конкретной группы личностей, которые она принимает в условиях осуществляемого извне социального контроля либо под руководством конкретного лидера.

Но для того чтобы понять, где могут применяться обозначающие степени развития индивидов термины, а также понять: зона ближайшего и зона актуального развития — что это, можно вернуться к примеру с ребенком.

Ни для кого не секрет, что дети могут познакомиться с окружающим миром, познать его либо посредством восприятия и повторения (подражания), либо путем присвоения собственного опыта в результате неоднократных проб и попыток. В большинстве случаев ребенок познает мир через и взаимодействие с обстоятельствами и людьми, которые окружают его.

Происходить это может на фоне общения со взрослыми и одногодками, в процессе игр, совместной деятельности. И такой вариант развития детей считается оптимальным, ведь эффективнее всего обучение человека происходит через непосредственный контракт с окружающими его людьми.

Несомненным остается тот факт, что впервые знакомясь с новым термином (или понятием, проявлением эмоции, социальным статусом), ребенок до этого ничего о нем не знает. Таким образом, можно утверждать, что ежедневно происходящие в его жизни события – из зоны опережающего развития, так как они минимум на одну ступень стоят выше его настоящих знаний, навыков, умений. Согласитесь, отрезок между ранее знакомым и незнакомым (привычным и новым) в одиночку осилить практически нереально, не говоря о том, что для детей это особенно сложно.

Таким образом, зоны развития ребенка обусловливают процессы становления личности и принятия ею психических функций более высокого ранга. К этой категории можно отнести возможность самостоятельного восприятия, запоминания, мышления, а также речевые ресурсы. Как и другие качества и характеристики ребенка, эти психические функции формируются под воздействием его окружения и, в частности, благодаря тесному взаимодействию его с людьми во время применения знаний на практике.

Изначально новые психологические функции ребенка выступают внешними явлениями для него. Однако с течением времени они становятся составляющими внутренних психических процессов. В результате индивид начинает использовать их так же, как и другие, полученные им при появлении на свет.

Поэтому когда только начинается формирование психического процесса, он пребывает еще в области ближайшего развития. По мере того как происходит становление, полное формирование процессов, они переходят к области развития актуального.

Если обратить внимание на практические примеры, то они полностью подтверждают, что понятие «зона ближайшего развития» обладает широким спектром применения. Оно может использоваться в совершенно разных отраслях жизнедеятельности детей, влиять на формирование у них всевозможных навыков и умений, а также способствовать накоплению новых знаний.

В то же время при первых упоминаниях о зоне ближайшего развития изначально подразумевалось описание развития умственных способностей. В некоторых случаях это понятие было отражением соотношения развития детей и их обучения.

Возвращаясь к теории знаменитого отечественного психолога и педагога Льва Выготского, отметим: считается нормой, если психика индивида в некоторой степени отстает от уровня материалов, которые ему преподносятся для обучения. То есть психическое развитие как бы тянется к изучаемому.

И «зазор», который постоянно присутствует между зонами ближайшего и актуального развития, очень важен. Именно этот промежуток позволяет индивиду (ребенку) развиваться, совершенствоваться, прогрессировать. При отсутствии такого «зазора» потенциально развивающийся психический уровень ребенка и происходящие внутри процессы могут остаться навсегда нереализованными, пребывая в зоне нераскрытого потенциала.

Именно поэтому в педагогике особое внимание уделяется зоне ближайшего развития. В связи с этим появилась особая форма преподнесения знаний, основой которого стала ЗБР, развивающее обучение. Эта форма направлена на развитие допустимых характеристик и скрытых возможностей ребенка, а потому применяется в качестве дополнительной методики к традиционной школьной программе обучения.

Приемы и позиции обучения

Теория опережающего развития использует приемы, которые демонстрируют великолепные результаты обучения на практике, когда необходимо повысить уровень развития слабоуспевающих детей. Такие методы использует каждый современный и грамотный педагог или учитель.

Они помогают также родителям, дети которых ходят в школу (особенно в младшие классы). Дело в том, что у младшеклассников большинство свойств памяти и мыслительные процессы, необходимые для успешного обучения, являются несформированными, но уже пребывают на стадии «созревания».

На практике применение понятия «зона ближайшего развития ребенка» можно рассмотреть на примере ученика второго класса. При выполнении домашнего задания у него не получается решить задачу. Причин тому несколько, но выход из ситуации всего один – ребенку нужна помощь со стороны. С решением задачи ему могут помочь родители, используя один из методов:

1. Расписать условие и путь решения задачи и попросить ребенка повторить.

2. Спросить, что именно в задаче ему непонятно, и разъяснить только этот момент.

3. Задавать наводящие вопросы в надежде, что он сам сможет найти решение.

4. Представить задачу в игровой форме, чтобы ребенок стал ее непосредственным участником и сам нашел путь решения.

Каждый из этих вариантов – актуальное взаимодействие ребенка со взрослым, представляющие общение с разных позиций. В данной ситуации прогресс индивида зависит непосредственно от того, к какому варианту объяснения прибегнет родитель. Помимо этого выбранный вариант общения сможет охарактеризовать ширину зоны ЗБР.

Таким образом, можно выделить несколько позиций общения:

  • Независимая – взрослый проявляет лишь самую малую помощь, чтобы стимулировать ребенка к нахождению необходимого пути и разрешению процесса.
  • Равная (соревнование) – взрослый и ребенок представляют две команды, которые действуют одновременно.
  • «Снизу» — позиция, при которой взрослый стимулирует мышление ребенка при помощи наводящих вопросов, подсказок.
  • «Сверху» — позиция, при которой взрослый является учителем, разъясняющим детально условие, решение и ответ.
  • «Мы» — объединяющая взрослого и ребенка позиция, при которой они действуют заодно, пытаясь найти верный ответ.

Все дети разные, а потому к каждому нужен индивидуальный подход, что предусматривает использование той или иной позиции общения. Но чем меньше подсказок и помощи будет проявлено со стороны человека с более высоким уровнем знаний, тем шире будет близкий круг развития индивида. Если ему сложно справляться с ситуацией даже с дополнительной поддержкой, значит, данный материал пока пребывает в зоне ближайшего развития. Пока на время отложите освоение подобных знаний.

Чтобы максимально эффективно применять понятие зоны ЗБР на практике в отношении своего ребенка, достаточно соблюдать основные рекомендации:

1. Определить спектр действия зоны ближайшего развития своего чада, применяя разные принципы общения в различных ситуациях, либо последить за чадом во время освоения им нового материала в условиях спонтанности. На фоне полученных данных сделайте выводы, какие методы наиболее эффективны.

2. Постепенно помогайте расширять ЗБР ребенка, пока материалы из зоны ближайшего развития не окажутся в области актуального. Увеличение зоны возможно посредством применения разных вариантов общения, начиная с самой значительной помощи и сводя ее «на нет», ограничиваясь только подсказками.

3. Поместить ребенка в условия, где один взрослый имитирует позицию «сверху», а другой – «мы»-позицию. В этом случае оба взрослых окажут ребенку необходимую помощь, стимулируя его развитие «изнутри», чтобы расширить границы ЗБР. Этот прием считается самым эффективным.

4. Мнение родителей о том, что в условиях постоянной помощи ребенок самостоятельно не будет развивать ЗБР, является ошибочным. В связи с этим нужно видеть, когда ребенок в одиночку не может справиться с новым материалом, и оказывать ему посильную помощь, а чтобы дети стали самостоятельными, достаточно не выполнять за них то, что они могут делать сами.

Применяя на практике понятие ЗБР, учитывайте индивидуальность и реальные потребности детей, не форсируйте события. Старайтесь следить не за скоростью, а за качеством и глубиной восприятия. Автор: Елена Суворова

Елена Трусова
Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР) для детей раннего возраста.

(ЗБР)

для детей раннего возраста .

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития «зона ближайшего развития » развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития .

Зона актуального развития быстро актуальным развитием актуального развития развития развитие развития .

компонентов :

– компоненты актуального уровня развития развернутого актуального уровня детей различна .

развития

– зона перспективного развития – то , что окажется в ЗБР в.

этапов :

первая «доза» - подсказать, как сделать;

Индивидуальные занятия.

(1 год и 11 месяцев)

- Воспитатель : .

- Эмиль : «Да, красивые» .

- Воспитатель : .

- Воспитатель : .

зоны ближайшего развития ближайшего развития зоны ближайшего развития ближайшего развития , стала зоной актуального развития

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития развития «модные» сегодня попытки родителей «развивать » своих детей дошкольного возраста иностранным языкам возраста .

свидетельствует и интерес развития ребенка и его способностей.

Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР)

для детей раннего возраста .

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития , достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития » было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов и рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития .

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро : то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи , которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием . Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития , оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития . И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие . И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития .

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР, состоящие из следующих компонентов :

– компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действий + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня , следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна .

– центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития . Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно.

– периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при большой помощи взрослого.

– зона перспективного развития – то , что окажется в ЗБР в.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов :

первая «доза» - подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Индивидуальные занятия.

По психологическим нормативам ребенок 2.5-3 лет должен уметь расстегивать три пуговицы. Воспитатель заметила, что Эмиль (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.

- Воспитатель : «Эмиль, какие у тебя красивые пуговки, разноцветные» .

- Эмиль : «Да, красивые» .

- Воспитатель : «Сейчас, пора спать и пуговки нужно расстегнуть» .

Эмиль смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.

- Воспитатель : «Давай, я тебе помогу, смотри как нужно» .

Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Эмиль изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Эмилем расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Эмилю, чтобы снова расстегнуть одежду, Эмиль убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.

Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития : у Эмиля сформировалась зона ближайшего развития , когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Эмиль осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития . Когда Эмиль, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития , стала зоной актуального развития , т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л . С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития , на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать » своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам , музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста .

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является , бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес , проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

Любой родитель ставит задачу чему-то научить своего ребёнка. Давайте представим себе, что мы не опытные папа и мама, а только начинаем познавать, к каким выводам пришла педагогика за последние две тысячи лет. Говоря об обучении или развитии ребёнка, нужно отметить, что у этого занятия есть свои законы. Один из таких законов сформулирован в начале прошлого века гениальным психологом Л. С. Выготским.

Суть этого закона заключается в том, что нельзя научить ребёнка, просто показав ему какое-то действие и предложив этим заниматься. Это касается любой активности. Нельзя по-настоящему научить ребёнка ни просьбой, ни приказами. Можно научить его, только какое-то время выполняя нужное задание вместе с ребёнком.

То есть нельзя сказать: «Иди побегай!» – и ждать, что ребёнку понравится бегать. Нельзя сказать: «Убери кукол и солдатиков и вытри, пожалуйста, пыль», – оставить ребёнка в комнате и ждать, что так он научится убираться.

До определённого возраста такие родительские приказы вообще не работают, но и в любом другом возрасте родительские советы и приказы работают или недостаточно, или плохо. Обучающего момента в таких родительских «рекомендациях» нет, только создаётся неприятие, отвращение и вырабатываются различные комплексы. Чтобы ребёнок полюбил бег, необходимо определённое время бегать вместе с ним. Если ты хочешь, чтобы ребёнок полюбил чтение, ты должен вместе с ним читать, если ты хочешь, чтобы он полюбил игру в теннис – ты должен играть с ним в теннис.

Если обучение не отработано на совместной деятельности взрослого и ребёнка – эффективность такой учёбы низкая! Это закон, а законы очень трудно обмануть. «Завтра» ребёнок охотно будет сам делать только то, что сегодня делал с мамой или с папой.

По этому закону рысь учит своего рысёнка охоте, а горный козел передвижению по скалам (я не буду перечислять всех остальных зверей, упоминающихся в книгах Брэма «Жизнь животных»).

Джеральд Даррел пишет об обезьянках, которых по каким-то причинам не воспитывала мама – трагедия! Брошенные обезьянки не могут в дальнейшем воспитывать своих детей. Но животные не читали Выготского, они учат своих детёнышей инстинктивно, а мы о существовании этого закона должны услышать и, услышав, заново учиться контакту со своими детьми.

Пока мы ничего об этом не знали, мы обучали ребёнка по системе «как получится» (или инстинктивно). Но вот я лично услышал об этом законе несколько лет назад, и теперь вынужден с ним считаться. Ещё можно сказать: «Я не верю в этот закон», – это тоже один из выходов! Но от того, что вы скажете: «Я не верю в закон гравитации», – закон гравитации не перестает действовать.

Л. С. Выготский ввёл термин «Зона ближайшего развития ребёнка». Зоной ближайшего развития является та деятельность, которую ребёнок производит совместно с родителями.

Представьте себе два концентрических круга. Внутренний – поменьше – это собственная активность ребёнка, наружный – побольше – то, что вы делаете вместе с ним. Наша задача – постепенно расширять внутренний круг, который разрастается только за счёт большого, другими словами, только на территории большого. Так и только так можно научить. Более того, оказывается, у этой совместной с ребёнком деятельности сразу НЕСКОЛЬКО результатов!

Знания или умения, которые ребёнок может освоить, – это первый и самый очевидный результат. Еще раз повторяем, что результат этот (при совместной активности вместе с родителями) НЕСОПОСТАВИМО ВЫШЕ, чем при любом другом варианте.

Но это лишь частный эффект, касающийся занятия сегодняшнего дня, а есть еще три ПОЖИЗНЕННЫХ эффекта:

  1. Меняется общая способность ребёнка УЧИТЬСЯ (то есть, мы учим его учить себя ).
  2. Удовлетворение или разочарованность, появившиеся у ребёнка ПОСЛЕ ВАШИХ СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЙ, а также уверенность в своих силах или неуверенность в них обязательно ОСТАВЯТ РЕАЛЬНЫЙ СЛЕД НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ. И вот об этом результате нужно помнить на каждом совместном занятии, на каждой тренировке.
  3. Оформляются пожизненные взаимоотношения, которые или пополняют копилку взаимных обид, или станут кирпичиками в здании вашей дружбы.

Эти три эффекта совместных занятий менее заметны, нежели первый и очевидный результат, но в целом они значительно более важны! Давайте покопаемся в своей памяти и вспомним об опыте собственных отношений со своими родителями. Вот я сразу вспоминаю, как в ленинградском колодце я часами пилил и рубил с отцом дрова, и это не только осталось моим любимым занятием на следующие сто лет, но я смог передать его по наследству!

NOTA BENE!!! Дайте ребёнку самостоятельно сделать ту часть работы, которую он в состоянии сделать сам. Нужно не критиковать, а принимать и уважать его действия. ЕГО ЛЕПТУ! Это очень важно для формирования взаимного доверия. И вы можете (и должны) подхватить и делать вместе дальше только ту часть задания, которой ребёнок еще не овладел. Делайте это обязательно весело и тепло, не стесняйтесь при этом обнимать, гладить своего ребёнка: и результаты будут выше, и это доброжелательное прикосновение не забудется никогда. Не ругайте, не говорите «отвратительно», «плохо», а говорите «вот здесь надо чуть подправить». НЕ ТОРОПИТЕСЬ! Не нужно перепрыгивать через этапы совместной деятельности. Какие этапы? Подумайте и выработайте их сами. Слишком быстро – плохо, но и медленно – тоже плохо. Попробуем увидеть это на примере детского катания на «велике».

Вы бежите за ребёнком и держите его руль и седло. Постепенно перестаете держать руль. Потом отпускаете и седло. И какое-то время продолжаете просто бежать рядом. Но если вы слишком долго будете бежать рядом, то это останется как пожизненный след (неуверенности в себе). Слишком рано выпускаете его одного – тоже плохо! Вы переложили родительскую часть обучения на ребёнка, вероятность падения выросла, и вместе с этим вероятно появление отвращения к данному занятию. Пример с велосипедом каждому из нас знаком и ясен, но его можно перенести на любые занятия с детьми. Слишком долгое участие родителя в учёбе не менее вредно, чем слишком короткое: самостоятельности подрубаются крылья, и летать «она» уже не сможет. Маленький круг должен постепенно, но непрерывно, перерасти в большой. Вы должны выработать свой темп этого перерастания, и важно не форсировать его. Если вы хотите, чтобы ребёнок полюбил чтение, вы должны каждый день читать с ним вместе, увеличивая его часть, удлинять порцию «захватывающего» ребёнка чтения. Иначе полюбить чтение нельзя. Редчайшие исключения только подтверждают правило. Сейчас из 100 выпускников школы любят читать человека три с половиной, поэтому на исключения можно махнуть рукой. Конечно, бывают разные возрастные периоды: например, бывают периоды, когда лучше делать вместе, но не говорить, а просто показывать, но это лишь частности, которые требуют специального обсуждения.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – это главная жизненная страховка ребёнка, гарантия того, что он будет успешно развиваться.

Что является для меня самым важным из всего сказанного выше? Помнить, что должно быть безостановочное перерастание малого круга в большой. Я вот сейчас понял, какие ошибки сделал за последние два месяца, контактируя с 14-тилетним сыном. У него был период в сентябре, когда он решил научиться себе готовить. Сейчас я понимаю, что сделал кучу педагогических ошибок, и интерес был потерян. Поддерживать интерес – вот самое тонкое педагогическое умение, которому нам всем следует учиться. Нельзя заглушать интерес учиться! Очень важно, чтобы отцы услышали о ЗБР! Но не нужно сразу же хватать ребёнка за руку и выстраивать два концентрических круга: присмотритесь к тому, чем ребёнок сегодня занимается, научитесь уважать то, чему он уже научился.

Или я слышу материнский вопрос: «Что мне, как маме, дает это знание о ЗБР (концентрических кругах)?» Это хороший оправданный вопрос. Ведь дело не в готовых рецептах! ЗБР – это направление ваших занятий на ближайшие годы. Это сигнальная лампочка, она должна висеть над головой еще очень много лет, и на неё хоть изредка надо поглядывать.

Отдельно я хочу остановиться на том, как учить вещам, которые ты сам не умеешь или не любишь. Можно ли учить таким вещам? Скорее всего, да. Вы совсем не обязаны всё любить. Но на время занятий вам придется перестроиться. Не надо говорить, что «я ненавижу убираться» и «не люблю вставлять одеяло в пододеяльник». Это сразу сильная подножка цели, которой мы добиваемся. А что делать, когда ребёнок начинает тебя обгонять? Поменяйтесь местами, пусть он вас учит, но будьте хорошим учеником.

Из письма: «Мой мальчик поступил в шахматную школу в Чертаново. Я не играла в шахматы уже 23 года (фактически, я никогда не играла), что мне делать? Учиться играть вместе с ним?» Да!
Снаряд ускоряется в пушке, и пока он не разогнался, он должен быть в стволе. Родитель – это пушка, ребёнок – снаряд. Пока снаряд не разогнался, он должен лететь в стволе. Это касается и шахмат, и музыки, и иностраных языков, и изготовления пирожков с капустой.

Не стоит рассчитывать, что всему, что не удалось в семье, ребёнка научат в детском саду и в школе. В школах, по закону Выготского, работает 15 процентов класса. Остальные слышат только: « Иванов, не вертись…». Эффект обучения низкий.

Конечно, важнее не учить чему-то искусственно, а вместе жить, включать ребенка в свои занятия. Стоит только понять, что совместные занятия необходимы, как сразу придумывается много общих дел и игр. Не забывайте, что ведущей деятельностью ребёнка до 6-7 лет является игра. В игре ребёнок осваивает новые навыки, учится общению и взаимодействию. Игра и полноценное творческое общение со взрослыми – это два главных двигателя детского развития!

  • 4.3.1. Понятие "зона ближайшего развития"
  • 4.3.2. Обученность, воспитанность, развитость школьника, их показатели и уровни
  • 4.3.3. Обучаемость, развиваемость, воспитуемость как показатели зоны ближайшего развития.

Понятие "зона ближайшего развития"

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским (см. рис. 4).

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками) .

Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций , соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта .

Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития.


В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР.

ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребёнка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создаёт интеграция её в коллективе (http://liber.rsuh.ru/Conf/Psyh_razvitie/kravcova.htm - см. статью Кравцовой Е.Е. "Культурно-исторические основания зоны ближайшего развития").

Зона ближайшего развития

Понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе . Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания - самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой З. б. р. - область несозревших, но созревающих процессов, и составляет по Выготскому З. б. р. Понятие З. б. р. основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека и имеет большое практическое значение. Поскольку традиционная диагностика ориентируется на определение актуального уровня развития, ее прогноз, составленный на основе подобных методов, не достаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением З. б. р. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, т. е. какова его З. б. р. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Специфика.

Характеризует процесс подтягивания психического развития за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

(англ. zone of proximal development ) - понятие, введенное в нач. 1930-х гг. Л . С . Выготским для характеристики связи обучения и развития . З. б. р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого (в совместной деятельности): то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (способностями , навыками , умениями ). Ее наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка З. б. р., на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности. З. б. р. позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка. См. , , и .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "зона ближайшего развития" в других словарях:

    Зона Ближайшего Развития - понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта… … Психологический словарь

    Зона ближайшего развития - термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребёнок уже готов освоить с чьей то помощью. * * * уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Зона ближайшего развития - потенциально существующие, но не реализованные психические возможности ребенка, поддающиеся развитию с помощью учителя уже в ближайшее время. Определяется по готовности и способности ребенка решать умственные задачи с помощью взрослого – учителя … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    зона ближайшего развития - Условимся называть зоной ближайшего развития ребенка те процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии созревания. <...> исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня.… … Словарь Л.С. Выготского

    ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (к рого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в… … Российская педагогическая энциклопедия

    Зона ближайшего развития - это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка … Психология человека: словарь терминов

    зона ближайшего развития - artimiausioji vystymosi zona statusas T sritis švietimas apibrėžtis Žinių, mokėjimų, galimybių ir gabumų sritis, kurios moksleivis negali savarankiškai pasiekti, bet gali tai padaryti mokytojo ar kito pagalbininko padedamas. atitikmenys: angl.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - ЗОНА (от греч. zone – пояс, пространство) БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Понятие введено Л. С. Выготским (1999; 2000) для обозначения расхождения между уровнем актуального развития ребенка (определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого; положение о зоне ближайшего развития легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Зона ближайшего развития - расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). Понятие введено Л.С.… … Педагогический терминологический словарь

Книги

  • В три все только начинается. Как вырастить ребенка умным и счастливым , Галина Момот. Два выражения прочно поселились в нашей с вами современной реальности: "богатые тоже плачут" и "почему ты такой бедный, если такой умный" . Успех и счастье никак не могут подружиться между…