Методы гипнотизации детей и подростков. Детский гипноз - народная и нетрадиционная медицина

Привычка грызть ногти, заикание, различные виды спазмов и тиков, превратившиеся в привычку, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), поведенческие проблемы, проблемы с концентрацией в школе и многие другие проблемы можно решить с помощью гипноза. И одно из самых полезных преимуществ гипнотерапии заключается в том, что данная методика не полагается на действие лекарств, которые вызывают привыкание, могут дать вредоносные побочные эффекты и при этом никак не влияют на первопричину появления проблемы.

Результаты большинства масштабных исследований говорят о том, что гипноз действительно помогает детям, улучшая их общее самочувствие.

Гипнотерапевтические внушения, нацеленные на повышение уровня мастерства и улучшение произношения, ускоряют распознавание слов и переводят это умение на автоматический уровень. И эти результаты во многом превосходят результат применения специальных техник коррекции поведения.

Гипноз может помочь вашему ребенку в решении следующих проблем:

Синдром раздраженного кишечника,
. тревожность,
. стресс,
. преследование и запугивание,
. тревожность перед экзаменом,
. контроль боли,
. повышение уровня радости и удовольствия от жизни,
. снижение уровня тревожности,
. ночные кошмары,
. страхи и фобии,
. привычка постоянно думать о самом худшем,
. проблемы с поведением дома,
. избавление от панических атак,
. астма,
. снижение уровня напряжения,
. улучшение понимания,
. синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),
. заикание,
. чрезмерная чувствительность к звукам,
. чрезмерная чувствительность к определенным ощущениям,
. помощь в переживании развода,
. отношения с другими людьми,
. повышение спортивного мастерства,
. улучшение отношения к жизни и общего настроя,
. дислексия,
. повышение самооценки,
. повышение уровня любви к самому себе,
. повышение уровня уверенности,
. развитие способности прощать,
. проблемы со сном/бессонница.

Ваш ребенок действительно хочет чувствовать себя лучше

Наличие каких-то проблем и непростых ситуаций, которые как будто не собираются меняться к лучшему, изматывает родителей и высасывает у них все силы и энергию, либо родители даже начинают обижаться на своего ребенка. Каждый ребенок хочет быть счастливым, здоровым и свободным. Когда мы находимся в эпицентре непростой ситуации, нам очень сложно понять и увидеть это, но во многих случаях действия ребенка представляют собой ничто иное, как попытку сообщить нам о том, что его что-то беспокоит. Гипноз поможет снять остроту ситуации и освободить пространство для закрепления позитивных изменений.

Мы используем специальный гипноз для детей и достигаем значительных успехов. Многие родители описывают изменения к лучшему, которые произошли в их ребенке после гипнотического воздействия, как "настоящее чудо" и "что-то невероятное".

Гипноз доказал свою эффективность, и результаты исследований говорят о том, что эта методика оказывается куда более успешной, чем традиционное консультирование

Если вы хотите узнать больше о гипнозе для детей, позвоните нам прямо сейчас.

Трудность заключается в том, что дети, конечно же, очень внушаемы, но поддаются гипнозу по-разному, в зависимости от возраста, - возможно, это связано с тем, насколько сформировалась кора головного мозга. Можно утверждать, что легко гипнотизировать детей старше девяти лет. В период половой зрелости способность поддаваться гипнозу несколько ослабевает, но затем снова возвращается.

Поскольку дети быстро реагируют на всевозможные раздражения, трудно ожидать, что можно надолго отключить их сознание, но повлиять на этот процесс можно. При этом надо помнить, что дети реагируют на малейшие изменения в поведении гипнотизера.

Это означает, что гипнотизер должен особенно тщательно контролировать свои мысли, поскольку они могут выразиться непроизвольно и перенестись на ребенка. Особенно отчетливо ребенок ощущает неуверенность гипнотизера, это может поставить под вопрос действенность гипноза. Если же вы излучаете неколебимую уверенность в себе, то гипноз порой удается даже на очень маленьких детях. Мне многократно удавалось погружать в гипноз семилетних, а однажды даже четырехлетнюю девочку.

Выбор техники введения в гипноз
Очень важно выбрать подходящую технику интродукции, адаптированную к миру представлений ребенка. Для детей моложе десяти лет я использую, как правило, технику непрямого введения в гипноз. Я прошу родителей на первый сеанс принести с собой любимую игрушку ребенка и ни в коем случае не упоминать, что ребенок идет на сеанс гипноза. Возможно, родителям стоит сделать вид, что они сами будут подвергаться гипнозу. Можно сказать ребенку, что его плюшевый мишка или кукла заболели и их надо полечить.

Пример непрямого введения в гипноз
После непродолжительной беседы с родителями я обычно обращаюсь к плюшевому медведю и спрашиваю, что у него болит. Ребенок охотно рассказывает, чем «болен» мишка. Я продолжаю беседовать с медведем и говорю ему: «Ты заболел, и мы тебя вылечим. Ну-ка, ляг на диван и закрой глазки». Ребенок ложится рядом с игрушкой, но не может закрыть глаза.

Тогда я продолжаю беседу, обращаясь уже к ребенку: «Мишка такой маленький и глупый, совсем не умеет закрывать глазки и спокойно лежать. Ну-ка, покажи ему, чтобы он знал, как это делать. Покажи медведю, пусть он посмотрит».

Ребенок охотно демонстрирует своей игрушке, как нужно укладываться спать, как закрывать глаза. Тут я начинаю введение в гипноз, как это делаю обычно, но всякий раз ссылаюсь на медведя. Например, так:
«Сейчас ты покажешь мишке, как надо спокойно лежать с закрытыми глазами. Мишка научится этому от тебя, но ты должен ему долго показывать, чтобы он понял. Вот так - теперь закрой глазки и лежи тихохонько, как мышка, пока я не скажу тебе, что ты можешь открыть глаза. Тогда твой плюшевый медведь всему правильно научится.

Ты лежишь спокойно-спокойно, а теперь покажи мишке, как надо спокойно дышать. Ты дышишь спокойно и равномерно, совершенно спокойно и совершенно равномерно, а руки и ноги лежат свободно и не двигаются. Они совсем спокойные и неподвижные, а твое дыхание равномерное и свободное, абсолютно равномерное. Глаза все время остаются закрытыми, и ты успокаиваешься, тебе спокойно и хорошо. И мишке стало хорошо и спокойно. Ты так здорово показал ему, как надо успокаиваться. Ты еще покажешь мишке, как ты здорово можешь лежать спокойно с закрытыми глазками. Ты совершенно спокоен, ты дышишь спокойно и равномерно. Ручки и ножки не движутся, не напряжены. И во сне ты представляешь что-то хорошее. Все, что я тебе скажу, ты будешь слышать отчетливо и будешь все выполнять. Ты сразу же сделаешь то, о чем я тебе скажу. Это очень важно, иначе твой мишка не выздоровеет. Поэтому сразу же сделай все, что я скажу. Иначе ты не можешь поступить. Все, что я скажу, ты сделаешь немедленно. Ты сделаешь все, что я тебе сейчас скажу, чтобы мишка твой был здоров».

Почти во всех случаях этого достаточно, чтобы начать гипноз. Теперь можно уже непосредственно начать лечение малыша. Если, скажем, родители жаловались, что он плохо успевает в школе, можно начать гипноз следующими словами:
«Твой мишка теперь очень внимателен в школе, он хочет стать умным и смышленым. И ты теперь будешь очень внимательно слушать учителя и тщательно делать все задания. Ты больше не будешь отвлекаться на уроке. Если ты знаешь ответ, то всегда будешь подымать руку, чтобы учитель заметил, как ты прилежно начал заниматься. И дома ты будешь делать школьные задания сосредоточенно и внимательно, не отвлекаясь. Ты начнешь играть только после того, как сделал все уроки. Начиная с этого момента ты будешь писать аккуратнее и красивее, чем прежде. С каждым днем ты будешь все аккуратнее и красивее писать. Ты и теперь пишешь аккуратно, но будешь писать все лучше и лучше».

После того как необходимое внушение сделано, не забудьте этап кодирования - для введения в гипноз на следующем сеансе. Можно сказать, например, так:
«Ты запомнил все, что я сказал, и ты будешь все внимательно выполнять. Ты выполнишь и то, что я скажу теперь. Начиная с этого момента достаточно, чтобы я погладил тебя по волосам, и твои глаза сразу же закроются. Ты не сможешь больше держать их открытыми. Ты сразу станешь спокойным, как сейчас. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать, как сейчас. Так что, как только я в следующий раз поглажу тебя по волосам, глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в это чудесное состояние покоя, как теперь. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать именно так. Сейчас я досчитаю до трех. После этого ты откроешь глаза. Руки и ноги снова станут легкими и подвижными, ты будешь чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Один-два-три... Открой глаза! Ты свежий и бодрый, ты чувствуешь себя превосходно».

Второй сеанс после кодирования
Если вы поступите таким образом, то на следующем сеансе достаточно будет погладить ребенка по волосам, как его глаза немедленно закроются и наступит гипнотическое состояние. Но вначале я говорю ребенку, что именно буду делать, чтобы не нарушить доверие, которое установилось между нами. Например, я говорю:
«Я рад, что ты снова пришел ко мне в гости. Сейчас я проведу рукой по твоим волосам, и глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в то чудесное состояние, в каком был в прошлый раз. Как только я проведу рукой по твоим волосам, они закроются, руки и ноги перестанут тебя слушаться, ты погрузишься в чудесное состояние покоя, даже более глубокое, чем в прошлый раз».

Психотравма, полученная в детском возрасте, может послужить причиной различных проблем со здоровьем спустя многие годы. Дарья Чевжик, психолог-гипнолог , специалист по неврозам и психосоматическим расстройствам, рассказывает, на что следует обратить внимание, чтобы уберечь своего ребенка от детских травм, и в каких случаях может помочь гипноз.

Привет из раннего детства: новые болезни на старых психотравмах

Примерно у 90% пациентов, проходящих гипнотерапию, причиной невроза или психосоматического заболевания оказывается событие, перенесенное в раннем детстве: до 5-6 лет. Оно годами лежит глубоко в бессознательном и называется детской психотравмой. Что может ее провоцировать?

  • Стрессовые ситуации: крики, побои, оскорбления, унижения в семье;
  • Эмоции более сильного человека, который срывает их на беззащитном ребенке;
  • Стремление взрослых людей или детей постарше обидеть более слабого ребенка ради самоутверждения или вымещения собственных психологических проблем;
  • Различные формы испугов – даже, на первый взгляд, незначительные;
  • Родительские неврозы или неврозы того, кого ребенок считает авторитетом, так называемые «подражательные неврозы».

Несмотря на то, что взрослый человек, как правило, уже не помнит о травмирующем событии, он продолжает носить в себе его на протяжении всей жизни, и в любой момент оно может дать о себе знать. Существует большое количество заболеваний, у которых корни в подавляющем большинстве случаев уходят в детство.

  • Заикания;
  • Аллергии;
  • Внезапно появившийся невроз;
  • Псориаз и другие кожные проявления;
  • Панические атаки;
  • Некоторые виды опухолевых заболеваний.

Почему так происходит? Мозг ребенка и мозг взрослого человека – это два разных мозга. Детский еще незрелый, гибкий, легко обучающийся, легко подстраивающийся и не способный делать адекватные логические выводы и заключения. Одно и то же событие взрослым и ребенком будет восприниматься по-разному. Если взрослый человек способен легко справиться со множеством жизненных испытаний, то для ребенка уровень стресса может оказаться критическим и при незначительных, с точки зрения взрослого, событиях, вот тогда-то и возникает психотравма.

Непосильная работа для мозга: «переварить» не удастся

Психотравма появляется тогда, когда нервная система не может или не способна справиться с предложенным ей вызовом. Можно привести простой пример из человеческой физиологии. Представьте, что вы съели что-то несъедобное. То, что желудок не может переварить, будет удалено из него при помощи встроенного механизма – рвотного рефлекса. Но как мозгу избавиться от того, что он не в силах усвоить и «переварить»? У мозга есть механизмы адаптации, он ищет пути выброса стрессовой энергии и излишних эмоций, так появляются неврозы и физические проявления психосоматических заболеваний.

Еще пример: ребенка трех лет напугала собака, его мозг не может «переварить» сильный испуг и проявляет его в виде заикания. Затем быстро обучающийся и адаптирующийся детский мозг закрепляет эту эмоциональную реакцию и создает поведенческий шаблон. Таким образом, заикание для него становится нормой. Теперь для того, чтобы от него избавиться, нужно «взломать» этот поведенческий шаблон и сделать отмену этой поведенческой реакции. Гипноз для этого – самый подходящий инструмент.

Кладовые бессознательного: разобрать весь «хлам» в голове

«Взламывать» нежелательные поведенческие шаблоны можно и у взрослых, даже у человека, который уже совсем не помнит событие, повлиявшее на возникновение психотравмы. К слову, забывание травмы – это еще один механизм адаптации нашего мозга. Но подсознание помнит все, что было эмоционально окрашено. Все, что вызвало в человеке эмоциональный отклик, можно отыскать в кладовых бессознательного. Вынуть это на поверхность и переосмыслить, уже с высоты прожитых лет. Именно таким образом идет работа при гипнотерапии. В сложных случаях, таких как заикание или псориаз, чем раньше начнется лечение, тем легче и быстрее наступит излечение. Потому что чем старше человек, чем богаче его жизненный опыт, чем больше пережито, тем больше и дольше приходится разгребать эмоциональные завалы, снимая слой за слоем.

Психотравмы есть у всех

По большому счету на земле не существует людей без психотравм. Каждый человек в процессе взросления сталкивается с событиями, с которыми он не в силах справиться из-за нехватки жизненного опыта или внутренних сил. Кто-то пережил физическое насилие, кто-то был его свидетелем, кто-то попадал в аварию или в эпицентр боевых действий, над кем-то издевались сверстники, кого-то покусала собака, а кто-то просто упал с дерева и теперь панически боится высоты выше собственного роста. Почти что угодно может стать психотравмирующим событием, все зависит от возраста и, конечно, от индивидуального уровня чувствительности человека. Например, громкий хлопок из-за угла одного четырехлетнего ребенка напугает до слез, а другой просто вздрогнет и продолжит копошиться в песочнице, а в шесть лет те же самые дети побегут сломя голову смотреть, что же там бахнуло.

Стресс как закалка

Стресс как таковой не есть нечто обязательно вредное, это не приговор, стресс учит нас выживанию, учит преодолению, приводит к адаптации и жизни в любой среде и при любых условиях. Стресс – это инструмент эволюции.

Человек так устроен, что будет искать механизмы компенсации и изживания из себя этой травмы:

  • Дети, у которых не складывались отношения со сверстниками, выбирают для себя в дальнейшем профессии и занятия, не связанные с общением. Например, они становятся программистами.
  • Те, кого в детстве били, идут заниматься спортом. И могут достигнуть там высоких результатов.
  • Те дети, которые сильно болели или пережили серьезную травму, могут связать свою жизнь с медициной или наукой.

В каком-то смысле набор этих детских травм формирует нас, делает нас теми, кто мы есть. Не каждая психотравма является абсолютным злом, она может дать человеку не меньше, чем отнимает у него. Все дело лишь в том, каким образом человеческий мозг к ней адаптируется, включит ли он нежелательные реакции, направленные на саморазрушение, или приведет к заболеваниям?

Самоизлечение или гипнотерапия?

Существуют случаи самоизлечения, когда в процессе взросления у человека вдруг проходят неврозы, аллергии или тот же псориаз. Это называется «перерасти невроз».

На это может повлиять смена:

  • окружения;
  • места жительства;
  • рода деятельности;
  • социального статуса.

Подросток может как бы перерасти свои страхи и зажимы. Но подобные случаи не так часты, как хотелось бы. Именно поэтому у психологов и гипнотерапевтов всегда есть работа.

Гипноз – это скорее техника для уже повзрослевшего мозга, активно живущего лобными долями, вооруженного аналитикой, логикой и критическим мышлением. Поэтому гипнотерапия используется для пациентов, начиная с подросткового возраста. У каждого человека созревание мозга происходит индивидуально, поэтому принять решение о гипнотерапии может только профессионал.

Почему она практически не применяется у детей младшего возраста? Дело в том, что в силу особенностей детской психики лечение проводится без применения гипноза. Получить доступ к «абстрактно-образному» мышлению можно просто с помощью игры на воображение и фантазии. Именно поэтому родителям рекомендуется обращаться к специалистам как можно раньше после получения психотравмы ребенком.

Сеанс гипноза начинается

Существуют разные методики погружения в гипноз. Наиболее предпочтительной, с моей точки зрения, является мягкая техника, заключающаяся в максимальном телесном расслаблении и переключении работы мозга с логического мышления на «абстрактно-образное». Как это происходит?

Вход в гипноз. Пациент сидит в удобном кресле или лежит на диване. При этом он полностью осознает все совершающееся. Человек понимает приходящие к нему из прошлого образы, переживает все события, как в реальности. Все это происходит как бы понарошку, но он верит во все происходящее так же, как ребенок верит в свою игру. Добравшись до травмирующего события, психолог-гипнолог и пациент начинают совместно менять правила игры, т. е. корректировать впечатление от травмирующего события таким образом, чтобы оно из травмы превратилось в опыт.

Выход из гипноза. После окончания сеанса гипноза человек, разумеется, помнит все, что происходило с ним за это время, а также и само травмирующее событие, но больше не чувствует сильных негативных эмоций по отношению к нему. Полное излечение возможно за считанные сеансы – в среднем от 3 до 5. В особо сложных случаях требуется больше сеансов. Гипнотерапия совершенно безвредна и очень эффективна. Все, что нужно для достижения результата, это желание человека избавиться от проблемы, и чем выше у него мотивация, тем быстрее будет достигнут результат.

Конечно, современная наука предлагает различные методы избавления от психологических проблем, в том числе и гипноз. Но какими бы действенными они ни были, стоит помнить, что любую проблему лучше и легче предотвратить, чем потом искать пути решения. Каждому родителю стоит придерживаться нескольких основных правил:

  • Не создавайте стрессовых ситуаций своими руками, не кричите и не бейте ребенка без действительно серьезного повода, а лучше вообще никогда. Даже не сомневайтесь, он будет помнить побои, крики и оскорбления всю жизнь.
  • Никогда не срывайте свои собственные эмоции на том, кто слабее, кто не может от них защититься и кто не в состоянии вам помочь. У вас нет на это права. Просто запомните, что если плохо вам, это не дает никакого права делать плохо другим.
  • Если вы видите, что вашего ребенка обижают более сильные или старшие – вмешайтесь. Защищайте своего ребенка. И учите его защищаться и просить помощи при необходимости.
  • Если вы заметили, что ребенок чего-то очень сильно испугался, даже если вам это кажется несерьезным или совсем не страшным, как можно быстрее успокойте его. Необходимо переключить его внимание на что-то другое – позитивное. Не дайте реакции страха запустить механизм травматизации! Самое простое – указать ребенку на что-то с эмоциональным возгласом: он быстро переключится, а страх рассеется.
  • Помните, что ваши дети – зеркальное отражение вас самих. Если вы ведете себя уверенно и спокойно, то и ваши дети будут спокойны и уверены в своей безопасности. И ни одна неожиданность не сможет пробить брешь в этой уверенности.

Лечение гипнозом детей.

Гипноз и внушение имеют большое значение при лечении некоторых заболеваний у детей. Однако следует помнить, что гипнотический сон можно развить лишь у детей, достигших 8-летнего возраста. При гипнотизировании детей более раннего возраста сон развивается лишь обычный, физиологический, а гипноза, как такового, достигнуть не удается. Особенно хорошие результаты удавалось получить у детей, страдавших ночным недержанием мочи. Как правило, это тяжелое страдание приносит много огорчений как ребенку, так и родителям. Причины ночного недержания мочи еще полностью не установлены.

Мы неоднократно получали хороший эффект при условии отсутствия органических изменений в нервной системе и костном аппарате. Следует стремиться устранить с помощью гипносуггестивной терапии все внешние раздражители: и выработать у больного ребенка «сторожевой пункт» в мозгу, который мог бы при торможении почти всех отделов коры во время сна быть в состоянии возбуждения, чтобы в нужный момент ребенок пробудился для мочеиспускания. Таким образом, детский гипноз является актуальной формой взаимодействия с ребенком.

Гипноз для детей, применявшийся на практике

Больной М., 9 лет, страдал ночным недержанием мочи. Все попытки родителей регламентировать, акт мочеиспускания к успеху не приводили. Спал ночью исключительно крепко. В результате постель всегда влажная. Устроить в детский сад или пионерлагерь из-за этого не представлялось возможным, что крайне тяготило ребенка, и родители обратились к нам за помощью. Дан ряд советов и рекомендаций. Назначен на гипносуггестивную терапию ввиду хорошей и быстрой восприимчивости к гипнозу. С первого же сеанса впал в глубокий гипнотический сон третьей степени глубины с полной утратой воспоминаний.

Внушено, что теперь он будет ощущать полный мочевой пузырь и будет немедленно самостоятельно пробуждаться и идти в туалет. С 3-го сеанса сон стал менее глубоким, мальчик стал самостоятельно пробуждаться в строго назначенные часы. После 5-го сеанса исчезла также и дурная привычка грызть ногти. Всего на курс гипнотерапии затрачено 15 сеансов. Ребенок полностью избавлен от ночного недержания мочи. Хорошие результаты прослежены в течение 3 лет. Рецидива заболевания не наступило.

Таких удачно излеченных больных нами наблюдалось свыше 30.

Следующим весьма тягостным и распространенным заболеванием является заикание. Нужно сказать, что заикание - одно из упорных и трудно поддающихся лечению заболеваний. По нашим наблюдениям, лишь в 30-35% случаев удается с помощью гипнотерапии восстановить полностью и стойко свободную речь.

Больной К., 15 лет, ученик. Начал заикаться с 10-летнего возраста после испуга (укус собаки). Все попытки лечения медикаментозными и логопедическими средствами эффекта не дали. Мальчик очень тяготится своим весьма выраженным, заиканием. Застенчив. Особенно плохо говорит при чужих людях. Испытывает «страх речи». На лечение пошел весьма активно. Даны соответствующие рекомендации и поддержаны все упражнения логопеда. Мальчик оказался весьма внушаемым и гипнабельным. Легко впал в состояние глубокого гипноза третьей степени глубины с полной утратой воспоминаний о проделанных упражнениях в гипнозе. Так, например, в гипнотическом сне говорил совершенно свободно без малейших проявлений заикания. Всего проведено 15 сеансов гипносуггестивной терапии. Речь полностью восстановлена. Рецидива заболевания в течение 3 лет не было Избавлен также от излишней застенчивости и стеснительности. Полностью устранен «страх речи».

Среди детских заболеваний нам неоднократно приходилось сталкиваться с тягостными припадками эпилепсии. Сразу же оговоримся, что мы, как и большинство невропатологов, не считаем возможным полное излечение эпилепсии методом гипноза, так как оно относился к органическим заболеваниям, но в ряде случаев в своей практической работе неоднократно добивались весьма хороших результатов.

Так, у некоторых детей, страдавших частыми припадками, сопровождавшимися падением и ушибами, прикусом языка и недержанием мочи, нам удавалось с помощью гипносуггестивной тёрапии переводить дневные припадки на ночные, делать эти припадки более легкими, а главное, нередко удавалось увеличить период между припадками. Так, в одном случае припадки эпилепсии, возникавшие по 6-8 раз в день, удавалось свести к одному разу в три месяца.
Особенно успешно проходило лечение так называемой условнорефлекторной эпилепсии.

Больная К., 12 лет. Поступила для лечения эпилепсии (страдает с раннего детства) ввиду весьма частых припадков, по 5-6 в сутки, сопровождавшихся падением и ушибами лица, прикусом языка и полной утратой воспоминания. Часто после припадка впадала в глубокий сон. Обследовалась у невропатолога Психика почти не изменена. Физическое развитие хорошее. Ввиду настоятельной просьбы начато лечение в гипнотарии . Гипнабельность и внушаемость удовлетворительные. Гипнотический сон средней глубины. Проведено 15 сеансов гипнотерапии. После 3-го сеанса полное прекращение припадков, но курс продолжен. Результат лечения прослежен за 8 месяцев. Затем больную увезли в другой город. Сообщений больше не поступало.

В качестве консультанта я был вызван в детскую больницу к «умирающему» ребенку, 10 лет. Больной ребенок был в тяжелом состоянии, крайне истощен. У него наблюдалось полное отвращение к пище, а при малейшей попытке принять ее наступала неукротимая рвота. По настоятельной просьбе начато лечение гипнозом; только после 8-го сеанса удалось развить легкое гипнотическое состояние. Однако ввиду того, что после 5-го сеанса наметилось прекращение рвоты и мальчик начал немного есть, решено лечение продолжить. Всего за курс лечения было проведено около 30 сеансов гипнотерапии, приведших к полному излечению. Ребенок начал есть, поправился на 7 кг, полностью прекратилась рвота, и он был выписан в хорошем состоянии. Рецидива не было.

В течение длительного периода нам неоднократно приходилось заниматься гипносуггестивной терапией детей и подростков по самым различным заболеваниям, разным дурным привычкам и склонностям, функциональным расстройствам нервной системы с теми или иными проявлениями. Следует отметить, что дети с 8-летнего возраста до 15 лет, как правило, хорошо внушаемы и гипнабельны, в дальнейшем восприимчивость к гипнозу несколько уменьшается, но остается еще достаточно высокой в зависимости от типа и состояния нервной системы. Соответственно, гипнотерапия детей не является сверхсложной задачей.

В заключение брошюры следует подчеркнуть, что в настоящее время в нашей стране все большее число врачей осваивают приемы и способы внушения, гипноза и психотерапии в широком значении этого понятия, внедряя эти прогрессивные методы в самых различных клиниках. Мы являемся сторонниками гипносуггестивной Терапии, однако ни в коем случае не считаем эту терапию средством от всех болезней. Однако не следует недооценивать этот метод лечения, так как при многих функциональных и некоторых формах органических болезней гипносуггестивная терапия является весьма эффективной и дает очень хороший терапевтический результат там, где обычные методы медикаментозного лечения оказываются мало полезными.

Источник книга П. И. Буля «Техника гипноза и внушения» (Издательский дом «Сентябрь», 2001).

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Клинические наблюдения о лечении гипнозом детей.

Собраны в книге доктора медицинских наук И. П. Брязгунова обобщается многолетний практический опыт педиатров по работе с различными психосоматическими заболеваниями и симптомами у детей и подростков. Бронхиальная астма, повышенное давление, мигрени, боли в животе, обмороки, ночной энурез, ожирение и т.д. - все они могут являться следствиями психотравмирующего опыта ребенка. Психосоматика рассматривается как функциональная патология, лечение которой может осуществляться как медикаментозными так и оздоравливающими средствами.

Ликбез по гипнозу

❂ Психосоматика

Психосоматика (др.греч. ψυχή - душа и σῶμα - тело) - направление в медицине, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических, то есть телесных заболеваний. Гипнотерапия различает следующие виды психосоматических заболеваний:

Безотчетные приступы гнева, вины, обиды, страха,
+ синдромы посттравматического характера: тик, заикание,
+ депрессии, панические атаки, эмоциональные зависимости,
+ аллергии, в том числе в виде накожных заболеваний,
+ всевозможные фобии, депрессия.

❂ Горизонты психотерапии

Кроме избавления от психосоматических заболеваний гипнотерапия дает возможность решать специфические задачи возвращения памяти, зрения, рефлексов.

Гипноз так же используют для избавления от угнетающих воспоминаний, наркозависимости (в паре с психиатором) или во время хирургической операции (в паре с анестезиологом), когда в силу возраста или болезни желательно не использовать лекарства. Возможности гипнотерапии в известном смысле безграничны. Эффективен гипноз, а порою это единственное средство. чтобы достать из памяти

❂ Детский гипноз

Гипнотерапия может быть использована для помощи детям при условии трех «если»:

Если ребенок способен адекватно излагать свои мысли,
+ если гипнотерапевту удается установить с ним доверительный контакт,
+ если родители готовы не присутствовать во время сеанса.

❂ Почему именно гипноз?

Гипнотерапия незаменима, когда требуется доступ к эмоциональной памяти. Кроме того, область гипнотерапия научно-обоснована в отличие от многих других направлений (например, психоанализа или модного НЛП). Чаще всего речь идет о детской или юношеской психотравме, повлиявшей на формирование поведенческих стереотипов взрослого человека. Чтобы пациент навсегда избавился от дискомфорта, который влекут ложные модели поведения, гипнотерапевт должен устранить сам источник – психотравму. Для этого пациент должен быть готов к сотрудничеству в гипнотерапевтом состоянии измененного сознания. Он предварительно усваивает цели и задачи, чтобы во время сеанса действовать по плану. При удовлетворительном взаимодействии гипнотерапевта и пациента успех гарантирован за несколько сеансов, при отличном – за один сеанс.

❂ Клиническая база гипнотерапии

Клиника – это признаки заболевания, комплекс симптомов, позволяющих распознать конкретное заболевание.
О клинике, которая требует обращения к гипнотерапевту, можно узнать в разделе "Статьи о гипнозе" и "Что такое гипнотерапия?", а так же на канале Youtube

❂ Правовые аспекты применения гипноза

Гипноз является одним из официальных методов психокоррекции, применение которого не требует дополнительных разрешений в работе врачей и психологов. В российском законодательстве гипноз не является объектом или субъектом закона, поэтому ответственность за его применение вне клинических условий определяется на общеправовых основах, что соответствует равному участию в содеянном двух сторон: гипнотерапевта и его пациента. Иными словами, ответственность за результат и последствия гипнотических сеансов гипнотерапет и его пациент несут вместе и в одинаковой мере.

Энурезы

Лекция по гипнозу в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге.

Что такое внушение по Бехтереву? Мифы и факты о гипнозе www.сайт

Гипноз. Что такое классический гипноз? Гипнотерапия в медицине www.сайт

Детский гипноз: многоуровневая помощь маленькой личности

Применение техник гипноза для лечения детей. Официальная терапия детей методами гипноза проводится с начала XIX столетия. При этом очевиден парадокс: чем больше инновационных находок изобретает психофармакологическая отрасль, тем больше сторонников приобретает гипноз.

Возрастающая популярность гипносуггестивной терапии для детей и подростков объяснена в первую очередь безопасностью, безвредностью и атравматичностью методик. Как правило, большинство маленьких пациентов очень боятся врачебных манипуляций, особенно выполнения уколов. В то время как у детей отсутствуют предрассудки и страхи перед гипнозом: большинство малышей чувствуют себя комфортно во время сеансов.

Еще одно преимущество лечения гипнозом детей – стойкость достигнутого результата. Например, в случае купирования фобических страхов с помощью транквилизаторов, эффект наступает мгновенно, но и медикаменты действуют непродолжительный срок. В отличие от медикаментозной терапии, результат, достигнутый после процедур гипноза, сохраняется не только длительное время, но и полностью устраняет существовавшую проблему.

Важное достоинство гипнотических техник – отсутствие нежелательных побочных эффектов. Именно этот аргумент становится веским доводом для родителей в избрании именно гипноза способом лечения своего малыша.

Особенности и ограничения детского гипноза

Гипноз – эффективная техника лечения детей, поскольку в такой возрастной категории очень развито и подвижно воображение, и дети очень внушаемы. В то же время детский возраст создает ряд трудностей.

Сложность заключается в том, что малыши дошкольного и раннего школьного возраста (как правило, до 9 лет) не способны адекватно излагать свои мысли. Они не могут самостоятельно установить и конкретизировать ситуации, которых они боятся, не умеет понятным языком рассказать о своих переживаниях. Именно поэтому к гипнозу не прибегают для детей младше девятилетнего возраста. Однако такое возрастное ограничение – очень условный рубеж, поскольку формирование и развитие коры головного мозга происходит у каждого человека в разных темпах.

Гипнотерапия может быть использована для помощи детям при условии установления доверительных отношений между врачом и клиентом. Маленький пациент должен полностью доверять гипнологу, которыйс ним работает. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, что терапевт искренне ему сопереживает, волнуется за происходящее в его внутреннем мире и действует с единой целью: оказать ему помощь. Именно от личности гипнотерапевта, его умения подобрать верный ключик к сердцу маленькой личности, зависит успех мероприятия.

Поскольку ребенок – подвижный и активный непоседа, он быстро переключает внимание на новые раздражители, включая перемены в поведении врача. Особенно отчетливо ребята ощущают отсутствие уверенности у гипнолога, его сомнения и нерешительность. Поэтому за работу с детьми берутся только опытные профессионалы, излучающие неколебимую уверенность. Те врачи, кто умеет тщательно контролировать свои мысли и управлять эмоциями.

Из-за таких особенностей детей перед началом сеансов гипноза целесообразно провести предварительную консультацию, на которой врач определит степень внушаемости пациента, его психологическую готовность к сотрудничеству с гипнологом. В случае если установить доверительный контакт между врачом и ребенком не удается, то делать попытки лечения гипнозом бессмысленно.

Важная составляющая для успеха гипноза: готовность родителей не присутствовать во время проведения сеансов. Такое обязательное условие – вовсе не прихоть врача, а адекватная необходимость. Часто именно индивидуальные особенности родителей, их стиль поведения является неосознаваемой первопричиной детских проблем. Сложившееся мировоззрение у взрослых является дамокловым мечом для детей, не давая малышам возможности осознать и переосмыслить их переживания. Ошибочные стереотипы взрослых – катализаторы психологических проблем у детей.

Распространена ситуация, когда родители «внушают» отпрыску: «Ты неудачник, глупец, лентяй. У тебя ничего не выйдет». То есть они попросту закладывают в подсознание ребенка установку на неминуемый провал. Именно из-за этого присутствие взрослых на сеансах детского гипноза не приветствуется.

Еще одним запретом для гипнотерапии детей является проведение съемки. Многие родители хотят запечатлеть на камеру, как проходил сеанс гипноза. Однако такие действия попросту отвлекают маленького пациента и сводят усилия врача к нулю.

Когда эффективен детский гипноз: показания к сеансам

Взрослым необходимо осознавать, что гипноз не панацея от проблем. Даже усилия самого опытного гипнолога не заменят назначенное медикаментозное лечение при тяжелых соматических недугах. Следует учитывать, что к гипнозу не прибегают при наличии у ребенка серьезных психических расстройств.

В то же время гипносуггестивную терапию выгодно отличают от иных психотерапевтических методик ее сильные стороны. Гипноз для детей положительно зарекомендовал себя в решении разнообразных психологических, психоэмоциональных и поведенческих проблем. Гипноз рекомендован:

  • при наличии у ребенка различных негативных привычек, например: обгрызании ногтей, сосании пальцев, сдирании корочек с заживающих ранок;
  • для корректировки проблем с усвоением знаний, например: недостаточной концентрацией внимания, неспособностью сохранить навыки счета;
  • при трудностях в контактах со сверстниками или проблемах в семейных отношениях;
  • при сложностях подросткового периода, например: при невозможности подростка самоутвердиться или неадекватной самооценке;
  • при патологических страхах перед процессами обучениями, например: при боязни экзаменов или неконтролируемой тревоге перед выступлением;
  • при навязчивых страхах, например: при боязни темноты;
  • при расстройствах поведения, например: при чрезмерной агрессивности и конфликтности;
  • при игровой зависимости ребенка;
  • после пережитых психотравмирующих ситуаций, например: после развода родителей.

Особо ценны техники гипноза при тяжелых соматических заболеваниях ребенка. В результате сеансов малыш более спокойно воспринимает проводимые манипуляции. Он испытывает меньше страданий от того, что прикован к больничной койке. Удается снизить интенсивность и частоту возникновения болевых приступов.

Гипноз доказал свою эффективность при повышенной метеочувствительности ребенка, при головных болях психогенного характера, при проявлениях вегетососудистой дистонии. У большинства детей удается достигнуть отличных результатов в устранении заболеваний органов дыхания. С помощью гипноза удается устранить тяготы бессонницы и возвратить малышу полноценный ночной сон.

Техники гипноза улучшают общий психоэмоциональный статус ребенка, обеспечивая комфортное становление личности и даря мотивацию для раскрытия природных талантов.

Уличный гипноз (индукция Элмана). Как бросить курить с помощью гипноза?

Медитация & Гипноз. Самогипноз. Как научиться управлять подсознанием?