О чем говорит почерк человека.

13 выбрали

Ручное письмо – это застывший язык души. Изучает этот явный и одновременно тайный язык графология, наука, которой иногда приписываются мистические возможности. Индивидуальные особенности любого человека отражаются в написанных им от руки буквах и строчках. По нескольким строкам письма графолог может определить характер писавшего, его настроение, черты характера и даже скрытые качества.

Я к вам пишу, чего же боле…. Для графолога более и не надо, для него достаточно небольшого текста на нелинованной бумаге и подписи автора, что бы раскрыть индивидуальные черты писавшего. Существует множество признаков, по которым графолог делает свои выводы, как врач ставит диагноз по выявленным симптомам.

Нажим при письме может быть неровный и импульсивный, густой или жирный переходящий или слабый, умеренный или ровный. С сильным нажимом пишут энергичные люди, для которых преодоление жизненных трудностей - смысл жизни. Чувствительные и экзальтированные натуры пишут, слабо нажимая на перо, это идеалисты, подверженные чужому мнению, но, тем не менее натуры довольно критичные. Неуравновешенные и впечатлительные люди пишут с неравномерным нажимом – то тверже, то слабее. Это явный признак внутреннего конфликта.

  • Выдержанность строк: если под написанной строкой можно провести прямую линию, то написана она уравновешенным и сдержанным человеком. Если же строки неровные, как волны, то вероятно написаны они дипломатичным, но нецелеустремленным человеком. Уверенные и энергичные люди пишут так, что каждая строка в конце загибается кверху. У малоинициативных людей, не доводящих дело до конца, строчка уныло опускается книзу, сообщая, что на этого человека полагаться не стоит.
  • По расстоянию между словами и строками можно сделать важные выводы о личности писавшего их. Бережливые до скупости пишут почти без пробелов, набегающими друг на друга строками, а щедрые до мотовства оставляют большие пустоты между стоками и словами в тексте. Однако, если слова написаны убористо, а расстояния между ними большие, то перед вами щедрый для других, но скупой для себя самого человек.
  • Наклон почерка также раскрывает многие тайны характера. Если буквы буквально "заваливаются на бок" в правую сторону, то написавший их способен на крайние проявления чувств и эмоций. Если заметен сильный наклон влево, то наклонности человека не совпадают с его жизненными условиями и воспитанием. Вертикальный почерк – свидетельство равновесия и сдержанности, отсутствие влияние внезапных чувств на поведение и манеры. А если разум и эмоции вступают в конфликт, то наклон букв становится скачущим – то влево, то вправо.
  • По тому, как буквы связаны внутри слов можно судить о том, как человек подходит к решению проблем. Люди мечтательные, работающие по вдохновению практически не соединяют буквы в словах, логичные и критически настроенные личности связывают все буквы при письме.
  • Размер букв и их округлость так же говорят об очень многом. Крупный почерк у людей чувственных, непрактичных и несклонных к реальной самооценке. Ах, как часто он встречается у женщин! Мелкий почерк - отличительная черта людей скрытных, сдержанных, но при этом очень наблюдательных. Люди, склонные к бережливости, пишут мелко и сжато. Круглые буквы в письме характерны для людей, склонных смягчать и сглаживать острые моменты и идти на компромисс. Однако, если среди аккуратных круглых букв появляются угловатый заглавные, то мягкий на первый взгляд обладатель такого почерка может проявить настойчивость при определенных условиях. Если же все буквы резкие и угловатые, то и владелец почерка резок, упрям и требователен. Но у него есть и другие качества – энергичность и стремление к лидерству.
  • Много тайн в характере человека открывают особенности написания заглавных и строчных букв. Например, миролюбивые и доверчивые люди пишут строчные буквы "о" и "а", раскрывая их сверху, а склонные к лицемерию и неискренности – снизу. Люди с развитой интуицией пишут "у" и "д" с большой петлей, а люди реалистичные, трезво оценивающие ситуацию по времени, месту и обстоятельствам пишут эти буквы с маленькими петельками. Самолюбивые люди пишут заглавные буквы крупно, с большими петлями, поддаваясь стремлению выделиться среди других. Те же, кто, придерживаясь своих внутренних убеждений, совершает поступки с осторожностью, прописывают заглавные буквы не намного больше строчных. Творческие и изобретательные натуры зачастую заглавные буквы прописывают как печатные, четко. А романтики добавляют к заглавным буквам всяческие завитушки и росчерки.

В наш компьютерный век, когда все документы и письма в большинстве своем представляются в печатном виде и не раскрывают тайн характера своего автора, для графологического анализа остается только личная подпись . Это не так мало, как кажется на первый взгляд, ведь подпись – это автопортрет ее владельца. О сдержанности говорят подписи без росчерков, наличие которых свидетельствует об энергичности (прямой росчерк) или дипломатичности (волнистый росчерк). Люди с глубоким чувством собственного достоинства обычно подчеркивают свою подпись прямой чертой, а склонные всегда доводить дело до конца завершают ее точкой. Честолюбцы и оптимисты направляют свою подпись вверх, а люди, обеспокоенные своим внешним видом и мнением окружающих, подписывают очень крупными буквами. Люди с быстрой реакцией ставят очень короткие подписи, а обстоятельные люди расписываются довольно длинно.

Однако бывает и так, что один и тот же человек расписывается по-разному. Это говорит о двойственности его характера и отношения к окружающим – для одних он хочет выглядеть так, а для других совсем иначе.

По подписи можно судить о профессиональной деятельности человека. Узкие специалисты расписываются очень компактно, а люди, обладающие разными навыками и умениями – размашисто. Петли в подписи говорят о том, что человек что-то скрывает от окружающих.

Графология не только очень интересная наука, но и чрезвычайно полезная в повседневной жизни. По почерку человека можно судить о его профессиональной ориентированности, поведении во время переговоров, совместимости с другими людьми и даже о его потенциальной опасности. Графология надежный помощник в подборе персонала, ведь она помогает выяснить компетенцию и благонадежность кандидата на должность не только по количеству ошибок в тексте. Кроме того, графология важная часть судебно-медицинской экспертизы: опытный графолог может совершенно точно отличить подделку от оригинала.

Пожалуй, каждому руководителю или кадровому работнику стоило бы ознакомиться с графологией поближе и, принимая на работу сотрудников, поближе знакомиться с их почерком.

Как вы считаете, стоило бы задуматься о частичном возвращении практики переписки от руки? Ведь печатный текст обезличивает и скрывает того, кто за ним стоит.


Все мы очень разные. И почерка у нас тоже весьма и весьма оригинальны. Так неужели же это ничего не значит?

Графология , как наука о почерке, утверждает обратное. Да оно и понятно, разновидности почерка в чем-то сродни отпечаткам пальцев. Такие же уникальные и отражающие личность автора.

Не зря же, существуют почерковеды и почерковедческая экспертиза , которая с успехом применяется в уголовной практике. Ну, мы, конечно, преступников разыскивать сейчас не будем, а вот выявить зависимости характера от почерка… Почему бы и нет?

Конечно, по графологии написано десятки монографий и почерк человека разобран на мелкие составляющие и подвергнут тщательному скрупулезному анализу, который можно расшифровывать не одни сутки, но мы возьмем только самые главные характеристики.

Графология — анализ почерка с примерами, определяем характер по почерку

Наклон, величина букв, нажим, с которым вы давите на ручку, форма, связанность букв — все это говорит об определенных ваших склонностях. Конечно, каракули первоклассника еще ни о чем не расскажут, в вот почерк взрослого, уже состоявшегося человека, вашего внутреннего мира. Да и того человека, образец почерка которого вам вздумается проанализировать.

Угловатость, резкие линии свойственны людям «единоличникам», с независимым мнением и твердыми убеждениями.

Сочетание этих двух особенностей самая выигрышная. Такой человек умеет очаровывать и приводить людей к соглашению. С собой! Такт и напористость, умение увлечь и настойчивость находит сочетание в одном человеке. Идеальный продавец. Причем в большом масштабе.

4. Пробелы и поля

Маленькое расстояние между буквами, почти отсутствие полей и пространства между строчками говорит о бережливости, иногда даже скупости. Широкие поля, много пустого пространства на листе говорит от щедрости его обладателя. Часто такие люди обожают хвастаться, желают, чтобы им завидовали. Таким товарищам нравится роскошь, они стремятся пользоваться исключительно брендами и .

5. Слитность букв

Нескончаемая вязь букв говорит о прекрасно развитом логическом мышлении, люди же пишущие почти каждую буковку отдельно — независимы, с развитой интуицией и хорошим воображением. Средний вариант, когда в строчках присутствуют связки по 2-3 буковки, свидетельствует о уравновешенности людей, спокойном принятии действительности.

6. Направление строчек

Прямые строчки принадлежат спокойным, рассудительным, трезво оценивающим себя и свои возможности людям. Самооценка близка к объективной.

Строчка, неуклонно забирающаяся вверх, характерна для весельчаков и оптимистов с прекрасным чувством юмора. Они прекрасного мнения о себе и какая то незначительная критика не с способна повлиять на их мнение о самом себе.

Строчка ползет вниз у людей неуверенных, сомневающихся, . Они смотрят на мир довольно пессимистически.

7. Наклон букв

Без наклона почерк у людей предусмотрительных, наблюдательных, склонных сначала , а только потом принимать решение. Можно сказать о равновесии между разумом и сердцем.

Наклон вправо говорит о открытости и стремлении к общению. Люди умеренно эмоциональны, хорошо ладят с окружающими.

Сильный наклон почерка вправо скажет о крайностях в характере. «Или все, или ничего!» — вот кредо таких людей. Демонстративны, любят играть на публику. Из них получаются неплохие актеры и политики.

Наклон влево свойственен людям интеллекта. Они никогда не позволят эмоциям возобладать над разумом.

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора - Николая II: "Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком удивительно ровным, четким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной".

Несмотря на давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии - учения о почерке считается живший в прошлом веке аббат Мишон. По его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги "Почерк и личность". Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду "Эрмитаж" и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки.

Основоположник научных методов криминалистики Ганс Гросс, например, считал, что следователю, знающему толк в графологии, "достаточно взглянуть на подпись под протоколом, чтобы определить, что свидетелю 45-50 лет, что он ремесленник, невысокого роста, честный, смелый, ограниченный и простодушный".

Отношение к графологии сегодня вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

Так, например, выглядит почерк 27-летней женщины.

А это тоже писала она, но уже под гипнозом, будучи уверенной, что ей 10 лет.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. "Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений. С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному "широкому" образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.". Вот его автограф:

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?

Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не очень (округлый почерк - слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях. Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

  1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
  2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
  3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
  4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей.

  • Крупный почерк, по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельствует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
  • Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя. Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
  • В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
  • Неровное письмо - по величине букв, наклону, направлению строк - свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
  • Если же почерк разборчивый и ясный аккуратный, но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
  • Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания, мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость. Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга - слабая воля; слитно - хорошая стрессоустойчивость.
  • Сильный нажим - критичность, склонность к проявлению силы.
  • Маленькие расстояния между соседними словами - интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
  • Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова - осторожность, доходящая до трусости.
  • Строчки направлены вверх - инициатива, энергия, надежда на свои силы; вниз - угнетенность; в разные стороны - впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.

Зуев-Инсаров проанализировал автограф лейтенанта Шмидта.

Вот какие выводы он сделал:

"Нервная, впечатлительная натура. Увлекающийся, порывистый и неуравновешенный в своих настроениях, но устойчивый в привязанностях и во взглядах человек... Мягкость, простота в обращении, подвижность, общительность и вместе с тем постоянное чувство какой-то обособленности, психическое одиночество... Есть некоторая сентиментальность, мечтательность в натуре.

Чувствует себя сильным нравственно, по натуре смел. Придя к определенному решению, способен проявить исключительное хладнокровие, самообладание... Выведенный из терпения, может действовать сгоряча. Остро, болезненно воспринимает неудачи - моментами падает духом, теряется.

Обладает художественным чутьем. Ясны проблески очень даровитой натуры. Владеет словом. Бессознательно внушает к себе доверие. Способен увлечь и вести за собою; увлекая, зажигается сам. ...Не выносит несправедливости; не боится открыто высказывать своих мнений. Правдив, отзывчив к чужому несчастью. Откровенность в проявлении своих симпатий. Способность несколько идеализировать объект своего увлечения... Способен весь отдаться идее, зажечься ею".

Мы привели эту длинную цитату лишь для того, чтобы показать широту психологического диапазона, в котором работает опытный почерковед. Конечно, после таких характеристик наверняка закрадывается сомнение: ведь описать задним числом известную личность можно и безо всякой графологии. Развеять эти сомнения могут, как мы уже говорили, веские выводы ученых. Поэтому пока не стоит слишком серьезно относиться к этой экзотической науке. Тем более что графологом вы пока не стали, и излишняя самоуверенность в вопросах почерковедения может поставить вас в смешное положение.

Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии или, как ее теперь называют, графометрии, приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.

Cильный наклон вправо - быстрота мышления.

Сильный наклон влево - воля, самообладание.

Смешанный наклон - несдержанность, ненадежность.

Прямое расположение - сдержанность.

Подпись направлена вверх - стремление к деятельности, самоутверждению.

Подпись направлена вниз - перестраховка, стремление к самозащите.

Подпись беглая, размашистая - быстрая восприимчивость, активность, склонность к самовыражению.

Крупная - экстремальность, стремление к высоким целям, большим задачам.

Ясная, разборчивая - уравновешенность, умение владеть собой, открытость.

Украшения - воображение, фантазия.

Крупная прописная - творческий потенциал, независимость мышления, самолюбие.

Каждая буква отдельно - фантазия, интуиция, слабая воля.

Крайне неодинаковые буквы неуравновешенность.

В конце подписи буквы вытянуты в линию - проницательность, скрытность.

Росчерк падающий - гибкость мышления.

Росчерк волнистый - дипломатичность.

Прямой, уходящий влево - бескомпромиссность.

Окружающий подпись - стремление к безопасности, сохранению достигнутого.

Без росчерка - простота вкуса. Резкие, прямые штрихи - неустойчивость, жесткость установок.

Большие, одинаковые буквы - твердая последовательность в достижении целей.

Подчеркнутая подпись - развитое чувство собственного достоинства, самонадеянность.

Горизонтальный штрих в конце подписи - скептицизм.

Высоко поставленный, удлиненный штрих - самолюбие, настойчивость.

Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись - ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение, и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент - скажем, букву "т" писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за иностранный язык. В нем не будет главного - естественности и внутренней логики.

Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком - рафинированным и безликим. Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет. Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный, который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

А вот какие выводы сделал Зуев-Инсаров, изучая подпись Льва Толстого.

"Четкая, разборчивая подпись, связанные буквы. Та же простота начертаний, что и в почерке, та же гармоничность. Решительно и смело начертанная, как бы накрывающая подпись черта...

Смелость и самоконтроль - беспощадный, временами мучительный. Непрестанное стремление к совершенствованию. Правдивость и замкнутость. Врожденная и постоянно подавляемая им азартность. Не боится порвать со всем в случае идейного разногласия. Когда речь идет о выполнении того, что он считает своей обязанностью, долгом, то ни соблазны личного характера, ни просьбы близких не в состоянии бывают сбить его с того пути, который ему представляется единственно правильным. Внутренняя честность и принципиальность. Не славолюбив. От людей не ищет для себя ничего..."

В состоянии гипноза вместе с личностью меняется и почерк. Внушите человеку, что он Наполеон - и в его подписи тут же появятся уверенность, смелость, размах... Правда, с подлинным наполеоновским росчерком все это все равно не будет иметь ничего общего. Тем более, что у императора их насчитывают по крайней мере семь. Подпись честолюбивого артиллерийского капитана (1) и подпись императора Франции, подчеркнутая эффектным росчерком (2). Самоуверенно поползла вверх подпись после победы при Аустерлице (3). В ней видны настойчивость, прежнее честолюбие и склонность... к наполеоновским планам.

После победного вступления в Москву подпись словно вобрала в себя непомерные властность, тщеславие и самонадеянность (4). Когда Москву пришлось покинуть, императору стало не до внешних эффектов. Росчерк исчез, скомканная, бесформенная подпись говорит о растерянности, напряженности ее автора (5). После Лейпцигского поражения ощущение трагичности чувствуется еще яснее. Вспышки неровного нажима, ломаные линии (6). Наконец, остров Святой Елены. Все позади. Нажима нет, росчерк пошел вниз, нет прежнего размаха. Это подпись старика (7).

В заключение - небольшой тест. Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения. А теперь охарактеризуйте свой почерк.

  1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2-3 мм) - 3 балла, маленькие - 7, средние - 17, крупные (свыше 7 мм) - 20.
  2. Наклон букв: влево - 2 балла, легкий наклон влево - 5, прямое написание - 10, легкий наклон вправо - 6, вправо -14.
  3. Форма букв: округлая - 9 баллов; бесформенная - 10, угловатая - 19.
  4. Направление строк: ползут вверх - 16 баллов, прямые - 12, ползут вниз - 1.
  5. Сила нажима: легкая - 8 баллов, средняя - 15, сильная - 21.
  6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию - 11 баллов, к раздельному - 18.
  7. Общая оценка: почерк старательный - 13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие - с трудом - 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом - 4.

Сложите полученные баллы.

  • 35-51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
  • 52-63: здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума - романтик и философ.
  • 64-75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
  • 76-87: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
  • 88-98: самая распространенная группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.

Была известна с давних времен. Первый труд об этой науке был опубликован в 1622 году, он назывался «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего» и принадлежал итальянцу Камилю Больджо. Во времена Больджо труд о графологии остался незамеченным: в ту пору малый процент населения вообще умел писать.

В семидесятых годах 20 века графология проникла в самые разные сферы жизни: графологическую экспертизу стали применять в криминалистике, при приеме на работу. Сегодня официальная психология имеет и более точные способы диагностики личности.

Однако во многих западных государствах графология стала традицией: до сих пор при приеме на работу в некоторых фирмах США и Голландии соискатель пишет резюме от руки, чтобы пройти графологическую экспертизу работодателя.

Определить черты собственного характера или характера близких при помощи графологии довольно просто: достаточно взять белый (не расчерченный) лист бумаги, шариковую ручку (не гелевую!) и написать несколько строк о себе своим обычным почерком. После чего исследуем написанное по следующим параметрам.

Наклон почерка

Почерк прямой, без наклона:
Свидетельствует о благоразумии, сдержанности, внутренней гармонии. Так пишет очень уравновешенный человек.

Легкий наклон вправо:
Самый распространенный вид наклона. Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках.

Сильный наклон вправо:
Так пишет человек моментально появляющегося и быстро угасающего энтузиазма.

Сильный наклон вправо говорит об энергичности, неординарности и влюбчивости.

Слабый наклон влево:
Свидетельствует о мужественности характера . Женщины с таким наклоном почерка руководствуются разумом чаще других. Они умны, рассудительны.

Сильный наклон влево:
В обладательнице такого почерка идет борьба между внутренней эмоциональностью и внешней сдержанностью.

Наклон резко «назад» свидетельствует о том, что человек гиперчувствителен, но очень редко проявляет это на людях.

Направление строк

Строки направляются вверх:
Обладатель такого почерка — оптимист . Он может быть немного инфантилен, наивен, по-детски непосредственен. А может быть, у него сегодня особенно хорошее настроение.

Строки идут ровно и прямо:
Ровные строки свидетельствуют о внутренней дисциплине. Если даже на не расчерченном листе строки выглядят ровно, значит, его обладательница аккуратна, предусмотрительна и собранна.

Строки идут вниз:
Вы в плохом настроении. Часто строки идут вниз тогда, когда мы пишем что-то скучное или печальное. Если строки всегда направлены вниз, есть вероятность, что у пишущего легкая депрессия.

Величина почерка

Крупный почерк:
Такой почерк встречается у открытых, сердечных и уверенных в себе людей. Часто свидетельствует о завышенной самооценке.

Слишком крупный почерк бывает у людей, зацикленных на самих себе. Попросту говоря — у эгоистов.

Средний почерк:
У спокойных, уверенных в себе людей с адекватной самооценкой обычно почерк имеет средний размер. Если средний размер увеличивается к концу каждой строки или предложения — его обладатель открыт, независим и свободен. Если же почерк уменьшается — напротив, испытуемый хочет чего-то скрыть.

Маленький почерк:
Миниатюрный почерк может быть связан с нарушениями зрения . Также маленький, аккуратный почерк говорит об аналитическом складе ума, о некоторой педантичности и повышенном внимании к деталям. Многие обладательницы мелкого почерка довольно застенчивы.

Форма почерка

Округлый почерк:
Чаще всего встречается у веселых и простоватых добряков. Его обладательница не слишком хитра и не любит интриги. Она относится к окружающим с почти материнской заботой, пониманием и добротой.

Острый почерк:
Острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте. Обладатели острого почерка часто бывают людьми проницательными, хитрыми, умными. Наряду с этим острый почерк встречается у не слишком добродушных людей.

«Угловатый» почерк:
Когда почерк не слишком острый, но в нем присутствует некоторая резкость, прямые углы, ровные «палки» букв — речь идет о человеке наблюдательном, глубоко понимающим происходящее вокруг. Нередко такие люди умеют управлять другими.

Если угловатый почерк довольно большой, это свидетельствует о склонности его обладателя к манипуляциям.

Кончики букв

Если «хвосты» некоторых букв (например, буквы «Р») уходят сильно вниз, это свидетельствует о сексуальной активности, страстности и сильном половом влечении .

Если преобладают верхние «кончики», например, при написании «б», то обладатель такого почерка человек духовный, «возвышенный», часто верующий.

Аккуратность

Каракули:
Быстро написанные каракули говорят о том, что обладатель неуравновешен. Во многих случаях люди, пишущие каракулями, не имеют строгого распорядка дня, поздно ложатся спать и поздно встают, работают на нервной работе.

Кроме того, каракули — это почерк гениев. У большинства гениев был абсолютно неразборчивый почерк.

Ясный почерк:
Чем легче прочесть написанное, тем сильнее и спокойнее человек. Ясность почерка встречается у людей со стойкой и здоровой психикой, в отличной физической форме.

Нажим

Погладьте обратную сторону листа — вы чувствуете буквы?

Средний нажим:
Встречается у волевых, целеустремленных людей. Его обладатели ценят себя достаточно высоко, умеют держать все под контролем.

Слабый нажим:
Встречается у робких и склонных к компромиссам людей, которыми легко манипулировать. Если нажим почти отсутствует, это может свидетельствовать о некоторых комплексах, заниженной самооценке.

Любопытное открытие недавно сделали западные физиологи – оказалось, что пациенты, лишившиеся по разным причинам рук, с помощью рта или пальцев ног стараются выводить буквы точно так же, как писали раньше. Выходит, пишем мы головой, а рука всего лишь выполняет указания, поступающие из мозга.

Именно поэтому почерк является своеобразным зеркалом своего хозяина, он может раскрыть особенности его характера и темперамента. Этот факт доказал и биолог В. Прейер, который проводил эксперименты над почерком с помощью гипноза.

Он внушал человеку, что тот хитрый или скрытный, и в то же время заставлял его писать под диктовку. В результате почерки в каждом случае получались разные и содержали особенности, интерпретируемые графологами как признаки скрытности или хитрости.

Наука или лженаука?

Изучение почерка имеет глубокие исторические корни. Император Нерон в одном из своих писем упомянул: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура». А римский историк Светоний, характеризуя скупость императора Августа, отмечал, что он «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал ещё под строками». Эти характеристики можно считать первыми дошедшими до нас фрагментами графологических исследований. Однако в эпоху Cредневековья все накопленные знания были утеряны.

Вторым рождением графологии считают 1622 год, когда вышла в свет книга итальянца К. Бальдо «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал», которая произвела фурор среди читающей публики, а новое учение обрело в Европе массу последователей.

Правда, после того как Людовик XV получил характеристику своего почерка, он велел изгнать из Франции всех графологов. Ему не понравилась правда, которую они изложили о нём.

Спустя несколько веков история повторилась, но уже в другой стране – Советском Союзе. Академик Владимир Бехтерев, увлекавшийся графологией, рассказал в кулуарах съезда психиатров и невропатологов о результатах экспертизы письма Сталина, в которой были слова: «Это почерк агрессивной личности с манией преследования».

После этого случая академик погиб при невыясненных обстоятельствах, а графологию в стране объявили лженаукой.

Как написать письмо

Впрочем, графологию нельзя однозначно назвать наукой. Скорее, это нечто среднее между наукой и искусством. С одной стороны, она опирается на теоретическую базу – знание психологических наук, свои закономерности, графологические таблицы, в которых собраны признаки почерков и их характеристики.

А с другой стороны, анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей профессионализм больше опирается на личный опыт и интуицию. Считается, что именно поэтому нельзя создать компьютерную программу, которая дала бы качественную характеристику письма.

В Америке и во многих европейских странах на психологических факультетах, у нас же в стране почерковедение проходят разве что в юридических вузах, но при этом криминалистов не учат копаться в психологической сути автора письма. Как правило, российские графологи (в основном, это бывшие психологи или врачи) увлекаются изучением почерка сначала на уровне хобби, а потом занимаются этим делом профессионально. По образцу почерка они могут не только определить черты характера и дать описание личности, но и помочь в подборе персонала, определить, соответствует ли человек той или иной работе и руководящей роли, дать по почерку любовный прогноз и рассказать, насколько подходят друг другу мужчина и женщина.

Сам себе графолог

Для того чтобы по письму или автографу описать человека, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых может иметь несколько значений. Например, нельзя сказать, что если человек выводит идеальные каллиграфические буковки, значит, он педант, а если пишет неразборчиво – значит, он растяпа. Всё намного сложнее. Во всех перипетиях письма способен разобраться только опытный графолог. Однако существуют упрощённые методы, которые позволяют каждому из нас попробовать себя в роли графолога.

Ровный почерк. Свидетельствует о силе воли пишущего человека, его хладнокровии и спокойствии. Дрожащий почерк, наоборот, наблюдается у людей, эмоционально неустойчивых или злоупотребляющих алкоголем. Замечено, что тот, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно, и в жизни ведёт себя неодинаково.

Наклон букв. Французские графологи XX века наклон букв связывали с поведением человека в обществе: «Когда кто-нибудь желает показать пренебрежение, равнодушие к другому, он держит себя прямо. Напротив, радушие подаётся всем корпусом вперёд. К малышу невольно протягиваются руки, когда он подбегает к вам, но есть люди, к ребёнку не протягивающие руки, это те, которые пишут стоячими буквами».

Современные графологи почти солидарны со своими предшественниками. По их мнению, если человек пишет буквы с небольшим (20–30 градусов) наклоном вправо, считается, что ему присуще открыто выражать свои чувства. Чуть больший наклон (около 50–60 градусов) свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Когда человек пишет со значительным наклоном влево, это значит, что в стрессовых ситуациях от него можно ждать совершенно неожиданных и очень бурных эмоций. Если буквы преимущественно вертикальные – для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Расположение строк. Если строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение, значит, автор письма уравновешенный человек, который не расстраивается из-за мелких неприятностей на работе или в быту. Строка, уходящая вверх, – признак оптимизма. Спускающаяся вниз – пессимизма и скептицизма. Если строчка неровная, вихляет то вверх, то вниз, значит, человек с переменчивым настроением и низкой адаптивностью. Он не может в полной мере справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и внимания.

Округлость букв. Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка готов к сотрудничеству, легко идёт на компромиссы. Угловатые буквы – их автор предрасположен к состязательности и соперничеству.

Величина букв. Мелкие буквы – это сдержанный, неагрессивный человек. «Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения, говорит о том, что перед нами человек исключительно скрытный, иногда скупой. Крупные буквы – показатель экспансивности, а в некоторых случаях даже агрессивности.

Тайна подписи

Особое место в графологии занимает анализ подписи. Автограф мы старательно придумываем, моделируем, изобретаем. Поэтому считается, что в письме человек таков, каков он есть, а в подписи ещё и таков, каким хочет быть. Это ключ к прогнозированию будущих изменений в личности и характере человека, а значит, и его судьбе. Подпись, как и написанный человеком текст, графологи исследуют по множеству параметров, которых около полусотни. Это длина автографа, закруглённость и острота букв, их слитность, различные украшения, расстояние между буквами, сила давления при написании, подчёркивания, точки, «хвостики» и прочее.

Скажем, направление конца подписи может рассказать об отношении человека к жизни: оптимистичном или пессимистичном.

Если «хвост» автографа уходит вниз, значит, человек больше подвержен пессимизму, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера в будущее, или она очень слабая. Когда конец подписи направлен прямо, это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма.

Если же хвостик подписи уходит вверх, значит, в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у него в жизни и бывают разочарования, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми идеями и силами. Часто это тип личности с творческим уклоном.