Схема атласного переплетения из бумаги. Переплетения тканей

Наши бабушки и прабабушки шили свой гардероб самостоятельно, и многое могли бы нам поведать о разнообразных тканях. Уж они знали толк в том, из каких материй лучше смастерить платье или блузу. Большинство дам в те времена отлично справлялись с изготовлением домашнего текстиля: постельных комплектов, занавесок и скатертей. Они не только прекрасно шили все эти предметы обихода, но и декорировали его вышивкой и другими украшениями.

Массовое увлечение шитьем осталось в прошлом. Сейчас это занятие можно отнести в разряд хобби - его встретишь нечасто. Далеко немногие женщины могут рассказать о том, какая ткань находится у них в руках.

Текстильная промышленность поражает современных модниц обилием новинок. Ткани становятся высокотехнологичными и многофункциональными. Однако в их основе, как правило, лежат схемы и методики, разработанные еще столетие назад.

Что представляет собой полотняное переплетение?

Переплетение полотняное относится к главным видам схем сочетания волокон. Именно с помощью данного текстильного приема вырабатывается большое количество наименований тканей из различных природных и Другие виды переплетений получаются путем различных вариаций или комбинаций основных их типов.

От характера переплетения зависит не только внешний вид ткани, но и ее механические, физические и технологические характеристики. Для того чтобы разобраться в вопросе образования ткани, сначала давайте разберем основные текстильные понятия.

Основные текстильные понятия

Продольные нити называются основой, а поперечные - утком. В структуре ткани они переплетаются и образуют перекрытие, обозначаемое в ткацких схемах символом n F . Основным перекрещиванием n FO называется то место на лицевой части ткани, в котором волокна основы расположены над утком. В уточном перекрытии n F Y наблюдается обратная картина. Здесь нити основы лежат под нитями утка.

Переплетения в текстильном деле принято обозначать в виде схемы, которая представляется в двух цветах. В вертикальных рядах расположены нити основы, а горизонтальных - уточные. Они располагаются в определенном порядке и образуют тот или иной тип перекрещивания. Клетками темного цвета принято обозначать основные перекрытия, а светлыми - уточные.

В разборе схемы существует определенный порядок. Нити основы считаются слева направо, а уточные - в направлении снизу вверх. В составлении и чтении схем пользуются понятием раппорт R. Это обозначает количество перекрытий волокон утка и основы, которые чередуются с определенным интервалом. Раппорты делают простым и понятным. Различают раппорты переплетения по нитям основы R o и по утку R Y .

Также в составлении ткацких схем имеется понятие сдвига S. Этим термином обозначается количество нитей, на которые одиночное перекрытие удалено от аналогичного. Различают вертикальный сдвиг S o по основе и S Y по утку.

Как производится полотняное переплетение?

Полотняное переплетение, схема которого является наиболее простой, характеризуется таким порядком, при котором нити утка и основы перекрещиваются друг с другом в каждом втором последовательном перекрытии. Это означает, что оно имеет самый наименьший из возможных раппортов.

Поэтому считается, что полотняное переплетение нитей является первоисточником всех модификаций ткацких схем. Именно по этим правилам изготавливались первые материи нашими предками.

Существует определенный раппорт, который характеризует полотняное переплетение. Схема его описывается в виде формул:

  • R O = R Y = 2 нити;
  • n FO = n FY = 1;
  • S O = S Y = 1.

Ткань полотняного переплетения, в которой нить основы обладает значительно меньшей толщиной по отношению к аналогичному показателю утка, носит название ложный репс. В этом случае формируется поперечный рубчик. Специалисты относят его к разновидности переплетения, именуемого уточный репс. По данному типу ткацкого переплетения формируются такие виды тканей, как хлопчатобумажная тафта и поплин. Простое полотняное переплетение служит основой для создания многообразия текстильных продуктов на основе разнообразного природного сырья: хлопка, льна, шелка, шерсти и других источников волокна.

Хлопковые ткани

В которой переплетение полотняное, очень широко используется в текстильной промышленности. Различают несколько видов такого текстиля, которые подробнее рассматриваются ниже.

Бязь

Она именуется также бурметью или бумажным холстом. Данная ткань может выпускаться в виде суровой неотделанной ткани, бывает также беленой (полотно), гладкокрашеной или набивной. В составе бязи могут присутствовать как только хлопковые нити, так и искусственные волокна.

Холщовая ткань применяется в современной текстильной промышленности в изготовлении обладает хорошей износостойкостью, выдерживает большое количество стирок. Холщовая ткань имеет массу преимуществ:

  • Отличные гигиенические качества.
  • Гипоаллергенность.
  • Экологичность.
  • Легкость.
  • Низкий показатель сминаемости.
  • Длительное сохранение яркости рисунка.
  • Доступная цена.

Именно эти качества позволяют изготавливать из бязи повседневные и люксовые комплекты постельного белья высоко качества.

Ситец

Относится к легким хлопчатобумажным тканям и бывает гладкокрашеной либо набивной. Ситец производится из миткаля путем красильно-отделочных манипуляций. Обычно плотность данной ткани равняется 80-100 г/м 2 . Ситец применяется в текстильной промышленности для пошива постельного белья, сорочек для мужчин, а также для легкой верхней одежды.

Батист

Эта ткань отличается особой тонкостью и прозрачностью. Сырьем для производства батиста служит как хлопок, так и лен. Данная ткань полотняного переплетения изготавливается из наиболее тонкого крученого волокна высоких номеров. Батист бывает гладкокрашеным, отбеленным, мерсеризированным и набивным. Обычно данный материал применяется для пошива нижнего белья, легких платьев или блузок. Также батист служит полуфабрикатом для производства кальки.

Миткаль

Эта суровая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения состоит их грубых неотбеленных волокон. Чаще всего миткаль имеет некий сероватый оттенок. Он служит полуфабрикатом для изготовления других тканей и материалов. Если миткали обработать необходимым способом, то можно получить бельевые изделия (муслин, мадаполам) или ситец. Также из этого сырья получают различные клеенки и дерматин.

Фланель

Данный вид ткани может быть изготовлен как их хлопка, так из шерсти либо из их комбинации. Фланель имеет редкий двусторонний или односторонний пушистый начес и поэтому неплохо сберегает тепло. Она мягкая и приятная на ощупь, может быть отбеленной, гладкокрашеной или набивной.

Фланель имеет свои недостатки: скатывается при длительной носке и ввиду высокой гигроскопичности долго сохнет. Данная ткань отлично подходит для демисезонной одежды и для детских пеленок.

Поплин

Данный вид ткани является двусторонним, одноцветным либо узорчатым. Поплин образует переплетение полотняное из тонкой основы и более грубого редкого поперечного утка. В результате получается мелкий рубчик, который характеризуется высокой плотностью основы, который в 1,5-2 раза превосходит аналогичный показатель по утку. Поплин может быть отбеленным, напечатанным, пестротканым или гладкоокрашенным. Он имеет массу достоинств:

  • Хорошо держит форму.
  • Его поверхность приятная на ощупь.
  • Термостатичный и гигроскопичный.
  • Высокая износостойкость.
  • Доступная цена.

Благодаря таким качествам поплин широко применяется для создания постельного белья, а также для мужских и женских сорочек, полотенец и прочих изделий.

Тафта

Данная ткань, в которой используется переплетение полотняное, является тонкой, плотной и имеет глянцевую поверхность. Тафта изготавливается из туго скрученных волокон, причем применяется не только хлопок, но и шелк, а также синтетические нити. Традиционно этот вид ткани используется для пошива вечерних и свадебных туалетов, и различных товаров народного потребления.

Льняные ткани

Лен - ткань довольно твердая и плотная. Она имеет гладкую поверхность и матовый блеск. Ткань изо льна плохо растягивается, особенно в увлажненном виде, ее волокна переплетаются друг с другом плохо.

Этот материал мало загрязняется, не образует ворса и отличается большой гигроскопичностью. Лен - ткань, которая отлично поддерживают естественную теплоотдачу тела человека и поэтому отлично подходит для пошива одежды. В текстильной промышленности изготавливается несколько видов тканей из этого материала методом полотняного переплетения:

  • Бортовка - плотная ткань, предназначенная для изготовления подкладочных элементов верхней одежды.
  • Парусина - тяжелая ткань из толстой льняной нити, отличающаяся особой плотностью. Она отталкивает влагу и отличается повышенной износостойкостью. Она применялась для создания парусов, а также для пошива водоотталкивающей и специализированной одежды. Если данную ткань пропитать огнеупорным, водоотталкивающим и противогрибковым составом, то получится брезент.
  • Полотно - гладкая льняная ткань, которая имеет блестящую поверхность и используется для изготовления платьев и костюмов.

Шелковые ткани

Шелк - материал очень дорогой и деликатный. Его издавна использовали для пошива туалетов знатных особ. Позже с изобретение одежда из этого материала стала доступной каждому. При изготовлении ткани из натуральной и синтетической применяется и полотняный тип переплетения. В основном таким способом изготавливают разнообразные крепы.

Данный вид ткани изготавливается из волокон с высокой круткой в левом и правом направлении с определенным чередованием. Такая обработка нитей придает им упругость и обеспечивает повышенную усадку материи. Ткань приобретает мелко-шероховатую структуру.

Главное достоинство креповых тканей - их отличная драпируемость в сочетании с небольшой сминаемостью, что делает их идеальными для изготовления вечерних туалетов для женщин и мужчин. Шелковая ткань полотняного переплетения бывает следующих видов:

  • Крепдешин отличается умеренным блеском. Он относительно тонкий, но при этом достаточно плотный. Крепдешин изготовляется из волокон шелка в основе, а в качестве утка используются нити крепового кручения. Также в ткани могут применяться шерстяные и Крепдешин широко применяется для пошива вечерних и свадебных комплектов.
  • Креп-шифон - воздушная тонкая полупрозрачная ткань, имеющая выраженную рельефную структуру. Может содержать как чисто шелковые, так и синтетические нити. Креп-шифон используется для изготовления летней одежды и аксессуаров.
  • Креп-жоржет отличается не только тонкостью и прозрачностью, но и эластичностью. Текстура ткани ярко выражена. Креп-жоржет применяется для пошива легких туалетов, платков и шарфов.
  • Креп-марокен отличается наличием нити сильного закручивания в основе. Он имеет выраженную рельефную структуру и изготовляется из нитей природного шелка, вискозы, а также шерсти. Креп-марокен в основном используется для пошива костюмов.

Ткани из шерсти

Шерстяные нити также подвергаются полотняному переплетению с образованием отдельных видов тканей, главной из которых является сукно. Эта ткань примечательна тем, что на ее поверхности нити настолько сбиты и переплетены, что перекрываются все просветы между волокнами.

Таким образом, ткань становится похожей на войлок. Шерстяное сукно бывает двух типов:

  • Армейское изготовляется со строгим соблюдением технологии и применяется для создания одежды для военных, а также для некоторой спецодежды.
  • Городское имеет некоторые отличия в технологии. Оно более мягкое и тонкое, имеет большое цветовое разнообразие.

Сукно хорошо настилается и не смещается при раскрое, не сыплется на срезах, хорошо выдерживает утюжку. Однако данный материал мнется при эксплуатации, может давать усадку и не выдерживает стирки.

Как видно, полотняное переплетение нитей в ткани породило огромное разнообразие уникальных и неповторимых материалов, которые современные хозяйки применяют для пошива одежды, постельного белья и прочих предметов быта. Проходят годы, сменяются эпохи, но многие основы, заложенные нашими предками, и по сей день не теряют своей актуальности.

За многотысячелетнюю историю существования ткачества появилось огромное количество вариантов переплетения нитей. Часть из них являются базовыми, все другие принято рассматривать как производные от основополагающих способов. Покупателю полезно иметь представление о разновидности схем переплетения нитей в выбранной ткани. Это поможет спрогнозировать ее свойства, поведение при шитье и носке.

Базовые термины

В ткачестве используется два типа нитей:

  1. Одни из них направлены вдоль полотна, являются опорными и называются основой. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка. Поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон, подвергшихся скручиванию. Очень часто нити, которые закладывают в основу, дополнительно укрепляют шлихтой (растворами клеящего характера).
  2. Перпендикулярно основе сориентированы нити утка. На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования.

Нити утка протягивают через нити основы. В этом состоит суть технологии ткачества.


Типы переплетения нитей ткани

По ширине и длине всего полотна основной узор постоянно повторяется. Единица узора, которая воспроизводится в процессе получения ткани, называется раппортом. Попросту говоря, это прямоугольный или квадратный фрагмент рисунка, созданный из строго определенного количества продольных основных и поперечных нитей, называемых уточными. Раппорт является характеристикой общего рисунка ткани. Количественно он выражается дробью, в верхней части которой указано, сколько подряд нитей основы содержится в раппорте, в нижней части – суммарный показатель соседних нитей утка, размещенных между пересечением нитей.

Простые схемы

Самые первые ткани получали не мудрствуя. Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор. Появляются новые виды сырья, изменяются требования моды, а незабытые, исторически первые способы плетения, по-прежнему остаются востребованными.

Полотняный вид

В огромном количестве тканых материалов нити переплетены по полотняному типу. Это, по-видимому, исторически первая схема создания полотен, получившая по этой причине одноименное название.


Полотняное переплетение

При выполнении переплетений полотняного типа одна нить основы через одно перекрытие пересекает каждую уточную нить. Получаются красивые маленькие шахматные узоры.

  • Ткани, сделанные из нитей одинаковой или близкой по размерам толщины, имеют однородную поверхность с обеих сторон.
  • При сильно скученных нитях ткань выглядит зернистой. Такой эффект называют креповым.
  • Если нити основы гораздо толще, чем уточные нити, то поверхность равномерной быть не может. На одной стороне будет заметен рубчик.

Саржевый вид

Очень похожа на полотняную саржевая схема переплетения. Она имеет два особенных признака:

  • Первая особенность заключается в том, что в составе раппорта имеется минимум три нити.
  • Второе отличие – наличие сдвига на одну нить при переходе к каждому следующему раппорту.

В результате на поверхности образуется диагональный рубчик. Соотношение толщины продольных и поперечных нитей определяет внешний вид поверхности ткани, в частности величину угла наклона диагонального рубчика.


Саржевое переплетение

Атласные и сатиновые виды

Для данного вида характерен сдвиг удлиненного перекрытия в каждом следующем ряду минимум на две позиции. В раппорте содержится 5 и более нитей.

  • Если преобладают удлиненные перекрытия основы, получается .
  • При преобладании нитей утка ткань называется .

Удлинения на лицевой поверхности формируют гладкий, блестящий внешний вид полотен.


Мелкоузорчатые производные схемы

Большое количество схем переплетений производится усложнением простых видов плетений. Вариантов получения тканей с мелкими узорами при минимальном количестве изменений в алгоритме плетения множество.

Репс

Схема переплетений репса очень похожа на полотняную. Особенность заключается в удлинении какого-либо перекрытия:

  • Если удлинены перекрытия основы, на ткани формируется поперечный рубчик.
  • При удлинении перекрытий уточных нитей образующийся рубчик сориентирован в продольном направлении.

Рогожка

Этот вид переплетения также очень похож на полотняное. Только удлинение составляет 2 или 3 нити. Основные и уточные «шаги» симметричны друг другу.

  • Раппорт чаще представляет собой квадрат 2×2.
  • Иногда его делают крупнее, 4×4.

Рисунок получается ярким, рельефным; подходит для многих типов сырья.

Производные варианты саржевого вида

Существует несколько вариантов усиления саржевого типа плетения. Во всех из них перекрытия удлинены. В результате образуются широкие и четко выраженные диагонали. Удлинения могут быть равносторонними либо с преобладанием основных (уточных) нитей. В зависимости от разновидности примененной схемы формируется тот или иной внешний вид лицевой части ткани.

  1. Сложная саржа имеет на поверхности лицевой части диагонали разной ширины. В дроби, обозначающей раппорт, в числителе и знаменателе указывают несколько цифр. Они отображают количество нитей и величину смешения в узоре каждого вида тканей. Схема плетения иногда называется многорубчиковой.
  2. Ломаная саржа – оригинальный вариант с повторяющимся изломом диагональной полосы под прямым углом. В результате рисунок напоминает елочку. Иногда его так и называют плетением «в елочку».
  3. У обратной саржи в месте излома диагонали выполнен сдвиг. Узор получается еще более необычным.

Производные варианты атласных и сатиновых видов

В производных вариантах исполнения обеих схем имеется дополнительное перекрывание нитей. Поэтому они называются усиленными. Например, в усиленном сатиновом переплетении из восьми нитей в каждом ряду утка присутствует два перекрытия основы и шесть утка.

Мелкоузорчатые комбинированные схемы


Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор.

Чередованием простых вариантов переплетения удается получать множество интересных узоров. Обычно их называют комбинированными.

Виды с продольными или поперечными полосами

Современная ткацкая техника позволяет комбинировать чередованием все виды простых переплетений. Вариантов образующихся тканей с полосочками, клеточками, мелкими геометрическими рисунками существует множество. Чередоваться могут узоры:

  • репса и полотняные;
  • ломаной саржи и рогожки.

Возможны еще многие комбинации.

Креповые схемы

Мелкозернистые креповые узоры получают произвольными удлинениями мест перекрытия в простых схемах. Иногда эффект крепа создают наложением двух простых схем плетений. Рисунок очень напоминает лицевую часть , сделанных из нитей креповой крутки.

Для получения оригинального впечатления в некоторых тканях сочетают с другими видами плетений.

Группа рельефных вариантов

Интересный рисунок с выпуклостями можно получить выступающими нитями как основы, так и утка. В результате образуются поверхности тканей:

  • вафельные;
  • диагональные;
  • рубчиковые.

Выпуклости создаются специальными удлинениями перекрытий. В диагоналевых схемах плетений мелкий, рельефный рубчик направлен под углом, величина которого зависит от толщины основной нити и характера сдвига.

Рубчиковые диагонали могут располагаться попарно в каждом раппорте и направляться не только под углом, но и вертикально. Таким способом получают ложное пике.

Просвечивающиеся узоры на тканях делают с помощью сочетания перекрытий разной длины. Длинные «шаги» стягивают нити, образуя группы; а короткие перекрытия полотняного типа создают просветы.

Существует еще множество вариантов более сложных плетений из нескольких систем основных и уточных нитей, к которым часто добавляют дополнительные нити. В итоге получаются оригинальные узоры на тканях с большей, чем обычно, толщиной и плотностью. В результате исполнения сложных вариантов особых переплетений на поверхности с одной или двух сторон можно создать ворс.

Располагая специальными станками, можно получать как простые, так и сложные узоры. Жаккардовые станки позволяют создать:

  • орнаменты,
  • картины,
  • цветочные композиции.

Совершенствование ткацких станков, оснащение их программным обеспечением расширяет возможности создания новых видов переплетений, что позволяет разнообразить ассортимент тканых материалов.



Переплетения нитей в тканях бывает различным. От них зависит блеск, рельефность и рисунок лицевой поверхности ткани, а также ее механические, гигиенические и технические свойства. Рисунок переплетения учитывают при моделировании, конструировании, раскрое ткани и пошиве изделий. Существует 4 класса переплетений:

  1. Простые (гладкие);
  2. Мелкоузорчатые;
  3. Сложные;
  4. Крупноузорчатые.

Давайте представим, что каждая клетка представляет собой перекрещивание двух нитей, которое называется перекрытием , если на лицевую поверхность выходит основная нить, перекрытие называют основным и при зарисовке заштриховывается.

Если на лицевую поверхность выходит уточная нить, то пересечение называют уточным и при зарисовке остается белым. Повторяющийся рисунок называется рапортом . Рапорт по основе — это количество основных нитей, образующих рисунок переплетения. Рапорт по утку — количество уточных нитей, образующих рисунок переплетения.

1. Простые (гладкие)

Простые переплетения бывают: полотняные , саржевые , атласно — сатиновые . В них каждая основная нить переплетается с уточной только 1 раз, и рапорт по уточной нити всегда равен рапорту по основе. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну, на лицевой поверхности ткани выходит то основная, то уточная нить, рапорт по основе и утку равен двум.

Ткани полотняного переплетения имеют, ровную, матовую, одинаковую с лицевой и изнаночной стороны поверхность. Они имеют наибольшую прочность, а при большой плотности — повышенную жесткость. При полотняном переплении вырабатываются следующие ткани: микталь, маркизет, мадаполам, майя, батист, ситец, другие хлопчатобумажные. Льняные ткани: полотна, бортовка, парусина. Шелковые ткани: крепдешин, крепжоржет, крепшифон. Шерстяные ткани: сукно некоторых платьевых и костюмных тканей. Если в полотняном переплетении основа тоньше чем уток, то возникает на ткани поперечный рубчик, такие тккани называются ложнорепсовыми (тафта, поплин).

Ткани саржевых переплетений имеют рубчик на лицевой поверхности, он идет снизу вверх, справа налево. Наименьшее число в рапорте — 3. При каждом следующем прокладывании нити, ткацкий станок сдвигается на одну нить. Саржевые переплетения обозначают дробью, в числителе — число основных перекрытий, а в знаменателе число уточных нитей в каждом ряду.

Рапорт саржи по основе равен рапорту по утку, и равняется сумме цифр в числителе и знаменателе. Если на лицевой поверхности преобладают основные нити — переплетение называется основным (2/1, 3/1, 4/1). Если на лицевой поверхности преобладают уточные нити, то переплетение называется уточным (1/2, 1/3, 1/4). Вырабатываются полушелковые ткани, полушерстяные ткани, которые имеют основу хлопок, а уток шерстяной. При одинаковой плотности и толщине основы и утка угол наклона рубчика равен 45°. Ткани саржевого переплетения более эластичные, чем полотняные. При малой плотности, ткани обладают повышенной растяжимостью, по диагонали.

Ткани сатиновых и атласных переплетений имеют поверхность блестящую и гладкую. На лицевой поверхности сатина преобладают уточные нити, а на лицевой поверхности атласа — основные. Всего переплетений должно быть не меньше пяти. В пятиниточном сатине основна в рапорте выходит только 1 раз на лицевую поверхность и проходит под 4 уточные нити.

В следующем ряду все также, но проходит сдвиг на 2 нити. Сатиновым переплетением вырабатывается ткань — сатин.

В атласном переплетении каждая основна в рапорте перекрывает 4 уточные нити.

Вырабатываются такие ткани: сатин — дубль, ластик -хлопок, шелк — креп — сатин, корсетные, штапельные ткани для пижам. Недостатком является то, что присутствует сыпучесть и скольжение при настиле и пошиве.

2. Мелкоузорчатые

В классе мелкоузорчатых переплетений есть два подкласса: производные — полученные путем изменения или усложнения простых переплетений; комбинированные — полученные путем чередования и комбинирования простых переплетений. К производным относятся: репсовое переплетение и рогожка. Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных и уточных перекрытий. каждая основная нить идет через 2 — 3 и более уточных нитей.

Возникает поперечный рубчик.

Если каждый уток идет через 2 — 3 и более основных нитей, то возникает продольный рубчик, и репс называется продольным.

Вырабатываются ткани: фланель и репс.

Это двойное или тройное полотняное переплетение, в котором симметрично в основе и утке увеличивается количество основных и уточных нитей.

Вырабатываются ткани: хлопчатобумажные (рогожка), шелковые (креп — элегант), шерстяные (платьевые и костюмные ткани).

К производным саржевых переплетений относятся: усиленная саржа , ломаная саржа и сложная саржа . В усиленной сарже нет одиночных переплетений, есть рапорт, который обозначается 2/2, 3/3, 3/2, 4/2, 2/4.

Усиленные саржи могут быть основными, уточными или равносторонними. Усиленной саржей 2/2 и 3/3 вырабатывается кашемир, бастон, шевиот.

Ломаная саржа и обратная саржа — называют переплетениями в «елочку», так как направление саржевой полосы периодически меняется под углом 90º.

Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в месте излома происходит сдвиг саржевой полоски, против основных перекрытий идут уточные, а против уточных — основные.

Образует на ткани чередующиеся диагональные рубчики разной ширины. Она характеризуется дробью содержащей в числителе и в знаменателе две или несколько цыфр 1 -2 /2 -3, 1 -3/2 -1, 2 — 2/4 — 1.

Сложная саржа применяется для выработки платьевых и пальтовых тканей.

К производным сатинового переплетения относится усиленный сатин . В отличии от сатин,а который состоит из восьми ниток, в усиленном, в каждом горизонтальном ряду два основных перекрытия чередуются шестью уточными.

Вырабатываются ткани: молескин, хлопчатобумажное сукно, замша, вельветон.

К комбинированным мелкоузорчатым переплетениям относятся:

  • орнаментные;
  • креповые;
  • рельефные;
  • просвечивающиеся.
  • Орнаментное — создает на поверхности ткани простые узоры в виде продольных и поперечных полос, клеток, контуров. Образуются путем чередования или сочетания простых переплетений. Например, саржевого и репсового или ломаная саржа и рогожка. Вырабатываются многие костюмные и некоторые пальтовые ткани.

    Креповое — это разбросанные на лицевой поверхности удлиненные перекрытия, которые придают ткани характер зернистости.


    Они очень разнообразны и применяются для выработки хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и других платьевых тканей.

    Рельефные образуют рисунок с выступающими уточными и основными нитями. К ним относятся «вафельные» диагоналевые и рубчиковые переплетения. Путем изменения длины основных и уточных перекрытий в «вафельном», образуется рисунок, напоминающий рисунок вафель. Применяется для выработки полотенец. Хозяйки точно знакомы с такими.

    Диагоналевые . В них на лицевой поверхности образуются мелкие выпуклые рельефные полосы, идущие снизу вверх, слева направо, или с таким наклоном как в рубчике. Зависит от плотности основы и характера переплетения, вырабатываются габардины.

    Рубчиковые . В них выпуклые полосы идущие под наклоном или вертикально. Вырабатывается ткань «пике».

    Просвечивающиеся. Придают ткани ажурный вид. Нити основы и утка в процессе переплетения сдвигаются или разъединяются с образованием просветов. Вырабатываются хлопчатобумажные ткани «Спорт», «Салют».

    3. Сложные

    Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей. К таковым относятся: двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные, перевивочные.

    Двухлицевые образуются из трех систем нитей, которые плотно переплетаются между собой. Это две основы и уток, или одна основа и два утка. Этим переплетением вырабатываются хлопчатобумажные ткани: сатин — трико, байка, шерстяные — сукно.

    Двухслойные образуются из четырех или пяти систем нитей и могут состоять из двух отдельных тканей, соединенных между собой одной из составляющих четырех систем или дополнительной пятой системы. В двухслойных тканях лицевая и изнаночная сторона могут быть совершенно различными: лицевая может быть гладкокрашеная, а изнаночная сторона — пестротканная, в клетку, полоску или обе стороны гладкие, но разного цвета.

    Пике является сложным переплетением и отличается от ложного пике наличием дополнительной системы нитей. Лицевая поверхность пике вырабатывается полотняным переплетением, а дополнительная система стягивает его, образуя выпуклый узор.

    Ткани ворсовых переплетений имеют на лицевой поверхности разрезной, вертикальностоящий ворс; образуется из трех систем нитей: одна система ворсовая и две системы коренные (основа и уток). Коренные системы могут быть полотняного или саржевого переплетения и благодаря высокой плотности хорошо закрепляют и удерживают ворс. Хлопчатобумажные ворсовые ткани: полубархат, вельветы — имеют ворс из ворсовой уточной системы, которая разрезается после снятия с ткацкого станка в процессе отделки. Шелковые ворсовые ткани: бархат, велюр, плюш, искусственный мех на тканной основе. Вырабатывается на двух полотняных саморезных станках ворсом из дополнительной основной системы. На ткацком станке одновременно вырабатываются два полотна, которые связываются между собой ворсовой системой. По мере выработки ткани, бысторежущий нож разрезает ворсовую систему и образует две одинаковые ворсовые ткани. Ворсовые переплетения придают тканям хорошие теплозащитные свойства, но усложняют обработку в швейном производстве. При раскрое и ВТО необходимо учитывать направление ворса в изделиях. В таких тканях ворс должен идти снизу вверх, а в пальтовых — сверху вниз.

    Разновидностью ворсового переплетения являются петельные (махровые) переплентения , которые имеют ворс в виде петель. Вырабатываются ткани, которые идут на изготовление купальных халатов и простыней, а также для некоторых декоративных тканей.

    Перевивочное (ажурное) имеет просвечивающиеся ячейки. Простейшее перевивочное переплетение состоит из трех систем нитей: две основы и один уток. Перевивочная основа обвивает стоевую основу то с одной, то с другой стороны. Такие ажурные переплетения отличаются большой прозрачностью. Применяются для выработки хлопчатобумажных, шелковых, блузочных, сорочечных и платьевых тканей, занавесей, и технических тканей.

    4. Крупноузорчатые

    Крупноузорчатые переплетения образуются сочетанием различных простых переплетений нити основы и утка. Размеры и форма рисунка могут быть чрезвычайно разнообразны:

  • растительные и геометрические орнаменты;
  • композиции;
  • сюжетные тематические рисунки.
  • Можно вырабатывать различные ткани, а также портреты, ковры, гобелены, картины, покрывала, скатерти. Крупноузорчатые переплетения делятся на два подкласса: простые и сложные.

    Простые состоят из двух систем нитей и применяются для выработки хлопчатобумажных тканей, сатина — жаккард, Дамаст. Для шелковых тканей: Альпак, Дудун, Москва, Весна и Юбилейная. Шерстяных плательных тканей, льняных скатертей, салфеток, декорированных тканей.

    Сложные состоят из трех или более систем нитей и применяются для выработки гобеленов, ковров.


    Сатин - это способ объединения разных нитей: шелковых, хлопчатобумажных, полиэфирных и других. Благодаря такому разнообразию исходного материала и нюансам техники ткачества создана и постоянно пополняется впечатляющая линия тканей, в основе которых лежит сатиновое переплетение. Материалы отличаются блестящей шелковистостью, которая придает полотнам ручной и фабричной работы праздничный, изысканный вид. Такая ткань пользуется большим спросом среди потребителей и широко применяется там, где необходимо создать атмосферу богатого убранства. и кружева найдутся в гардеробе у каждой девочки, девушки и женщины.

    Признаки сатинового переплетения

    Родина сатина - Китай. Слово «сатин» - производное от названия провинции Зейтун, что на юге Китая. Изначально ткань изготавливалась из шелка. Сатиновое переплетение обладает следующими признаками: четыре или более одиночных (их называют уточные) ниток как бы плавают над нитью основы, или наоборот, четыре основных нити «парят» над одной уточной.

    В отличие от других переплетений, волокна сгибаются реже, что позволяет получать эффектную поверхность. Сияние сатина во все времена особенно ценили дамы: кружева сатинового плетения волшебным образом украшали наряды. Правда, портным приходится несладко: из-за того что потоки нитей при производстве материала имеют меньшее обжатие, сатиновые ткани получаются сыпучими на срезе. Но стойкость к истиранию у них отменная.

    Блестяще!

    Далее рассмотрим подробности техники блестящего переплетения и выясним, как сделать сатиновое переплетение из бумаги. Такая работа интересует практически всех начинающих рукодельниц, ее изучают на уроках труда в школах, профильных техникумах и вузах. Так как сатиновое переплетение относится к категории простых (главных, базовых), азы ткачества, уходящего корнями в Китай XII века, доступны каждому.

    «Уток» и «основа» - слова, хорошо известные не только профессиональным ткачам, но и мастерам декоративно-прикладного искусства. Уточные нити, которые называются горизонтом, укладываются поперек, а основные нити (вертикаль) размещаются продольно.

    Техника: вертикали и горизонтали

    На ткацком станке в том числе сатиновые, изготавливаются согласно следующему алгоритму: нити основы (вертикаль) поочередно и волнообразно изгибаются (частично поднимаются, частично опускаются). В образующиеся просветы направляются, словно ныряют уточкой, вертикальные нити (уточные). Перед каждой следующей прокидкой поднимаются разные группы нитей.

    Так постепенно рождаются первые сантиметры холста. В промышленных масштабах это такие объемы тканой продукции, что ею, наверное, можно много раз обернуть земной шар. Атласным сатиновое переплетение называют за особенно блестящий и гладкий вид. Однако сатин и атлас все же можно различить. Ниже изображено сатиновое переплетение.

    Позитивный негатив

    Итак, основа с утком в сатиновом переплетении взаимодействует через одиночные основные или уточные перекрытия. В пределах раппорта (часть узора, которая все время повторяется) переплетения чередуются равномерно, не соприкасаясь друг с другом: настилы одной системы нитей словно «растворяют» одиночные перекрытия другой, делают их незаметными, в результате чего ткань начинает блестеть.

    Атласное и сатиновое переплетение различают так: если на лицевой стороне больше уточных настилов - перед нами сатин. Если на лицевой стороне больше основных перекрытий - это атлас. Можно сказать, что сатиновое переплетение - это негатив атласного. Если нужно усилить застилостность и блеск сатина - увеличивают плотность по утку. При необходимости усилить эти параметры у атласа - увеличивают плотность по основе. Шаблоны для многих тканей создаются на основе элементов атласной конструкции. Ниже вы можете видеть атласное переплетение.

    Сатиновые ромбы и квадраты

    Раппорт (повтор) сатинового переплетения - это простая дробь, у которой числитель - число нитей в раппорте, а знаменатель - величина сдвига перекрытий. У сатинов указывается сдвиг вдоль утка слева направо, у атласов - сдвиг вдоль основы сверху вниз. Для раппорта сатина (атласа) нужно минимум 5 нитей. Мотив, из повтора которого слагается фактура ткани, рассчитывается по специальной формуле.

    Сатиновое переплетение из бумаги и ткани может образовывать ромбы, параллелограммы, квадраты - это зависит от расположения одиночных перекрытий. Наиболее равномерно одиночная нить ложится в квадратных сатинах (атласах). 5-жгутовое сатиновое переплетение применяется при изготовлении многих тканей, начиная от тонких для легкой стильной одежды и заканчивая деталями для тяжелых промышленных конструкций, в том числе ремней безопасности.

    Хотя это переплетение является наиболее распространенным, есть и другие атласные конструкции в которых используются жгуты из 4 и 8 нитей.

    Бумага и сатин - две вещи совместимые

    На фото выше видно, как сделать сатиновое переплетение из бумаги. Нужно заготовить бумажные полосы разной ширины двух цветов (имитация уточных и основных нитей), Создавая «бумажный сатин», легче понять, что такое «поле контакта» (при ткачестве на нем перекрещиваются нити утка и основы), «свободное поле» (участки, где нити не соприкасаются), «поля просвета»(сквозные основные и уточные поры). Сатиновое переплетение из бумаги нужно воспроизводить внимательнее, чем, скажем, полотняное. Особенно важен подсчет чередования.

    Как сделать коврик из полосок бумаги?

    Коврики из нарезанной на полосы бумаги дети плетут на занятиях в детском саду – и в старшей группе и в подготовительной. Поэтому я считала, что идея уже насквозь заезжена, мне тут вроде ничего нового не найти, и раньше я эту тему в свою программу не включала. Но вот однажды прихожу вести свой кружок («Развитие рук и глазомера у детей» – если кто не знает))) в первый класс. И вдруг обнаруживаю, что папки с раскрасками по сегодняшней теме нет, где-то я её посеяла… Ой, что делать? Уже и звонок. И тут учительница этого класса находчиво предлагает: возьмите цветную бумагу и плетите коврики из полосок. Что ж, от безысходности я ухватилась за эту идею. И вот, с бухты-барахты провела занятие по теме «Как сплести коврик из полосок бумаги». Тут-то и выяснилось, что дети почти ничего с детсадовских времён не помнят, а сама тема – просто клад в смысле развития мелкой моторики рук, да и всего остального, сообразительности, например.

    Так что теперь Бумажный Коврик из полосок у меня на почётном месте в программе для школьников.

    Хотя практически все взрослые знают как его сделать, я расскажу об этапах изготовления, чтобы вы прочувствовали всю пользу.

    Итак, сообщаю детям, что сегодня плетём коврики, для вдохновения показываю пару образцов. Ученики сразу оживляются – это они с садика помнят, и им кажется – дело несложное!

    Порадовались? Ну, а теперь приступаем к делу. Берём лист цветной бумаги - не надо большой – пусть будет пол-альбомного листа(А5). Его мы нарежем на полоски шириной один сантиметр. Конечно, сначала расчертим. Вот тут-то и выясняется, что дети не знают как это самое сделать. Поэтому вам придётся объяснять все этапы подробно и с многочисленными повторами.

    Итак. Берём лист и прикладываем вдоль одного края линейку так, чтобы "ноль" пришёлся на срез бумаги.

    Не надо ставить просто точки – они малозаметны, но и не стоит давить на карандаш и рисовать большие отрезки. Когда эта сантиметровая разметка сделана по одному краю, передвигаем линейку на противоположный край и опять – точно прикладываем к срезу листа. С той же самой стороны! Тут очень важно, чтобы дети не повернули лист или линейку и не начали новый отсчёт так сказать «вверх тормашками».

    Размечаем будущий чертёж

    Теперь на листе нанесены нужные нам риски. По ходу вам придётся объяснить, что слово « риска» не связано с риском, это отметка (но не школьная пятёрка) или засечка (сечёте?). Пришла пора разлиновывать.

    Самое удивительное для меня то, что примерно треть детей линуют наобум – без привязки к имеющимся засечкам. Так что и тут надо детально объяснить, что линейку прикладываем к двум противолежащим рискам и проводим соединяющую их линию.

    Расчертили?

    МО-ЛОД-ЦЫ!

    Теперь надо разрезать очень точно по прямым линиям.

    Это сложно, потому что однообразная работа утомляет, и качество быстро падает. Это одна из причин, почему не стоит замахиваться на большие ковры в целый альбомный лист. Но, ладно, с половиной-то можно справиться.

    Полоски нарезаны. Теперь нам нужна «основа». Берём лист бумаги А5 контрастного цвета. Сгибаем пополам и от сгиба чертим вдоль срезов (это три стороны) рамку тоже примерно сантиметр шириной.

    Тут самое сложное для детей - понять, что не надо автоматически чертить рамку везде. И дальше наносим риски на расстоянии 1 сантиметр вдоль сгиба (что? - какой сгиб? - ой, вспомнили – точно ведь, у нас тут бумага-то согнута!) и на противоположной ему стороне. Расчерчиваем

    и, не разгибая, делаем надрезы вдоль.

    Вот и наша основа готова. Теперь плетём. Первую полоску вплетают все правильно.

    Тут самое хитрое - придвинуть её вплотную к краю и закрепить концы клеем так, чтобы нигде не «тянуло» и не коробило. А вот вторая-то полоска вдевается в ПРОТИВОФАЗЕ – честное слово – половина детей не понимает такое с первого раза. Про то, как чередовать полоски для получения шахматного рисунка, надо каждому показывать лично – слова тут бессильны.

    При вплетании каждой очередной полоски нужно постараться придвинуть её как можно ближе к уже сплетённым рядам и не забыть закрепить концы.

    Вот так и сплетёте коврик.

    Коврик из бумажных полосок - работа ученика

    А куда вы его потом денете? В быту эта штука не пригодится - бумага быстро истрёпывается. Поэтому вклейте в альбом, и пусть хранится невредимый в назидание предкам и потомкам.

    Как сплести коврик из бумажных полосок вам рассказала Марина Новикова.


    Метки: ,