У меня переходный возраст что делать. Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка? А можно ли не заметить переходный возраст

Переходный возраст у ребенка – это трудное время для родителей. Ребенок становится неуправляемым. Из милого, послушного мальчика или девочки он превращается резкое существо, которое игнорирует слова родителей, грубит по поводу и без повода. Что делать?

Что переживает подросток в переходный период

Переходный возраст продолжается от 12 до 16 лет (с небольшими колебаниями в ту и другую стороны). В этот период ребенок претерпевает огромные изменения. Он бурно развивается физически, половые отличия становятся заметными. Он становится взрослым.

Эти процессы протекают быстро и происходят постоянно. Для ребенка это большая нагрузка. Из-за этого его психика становится хрупкой, ранимой. Он погружен в себя, ему кажется, что все на него смотрят, постоянно оценивают его. У него появляются комплексы.

Все это вызывает у него агрессию, раздражительность, нежелание рассказывать о своих переживаниях. Если раньше он приходил к вам и делился тем, что у него на душе, рассказывал о своих школьных делах, то сейчас он замкнулся и общается только с близкими друзьями, а то и вообще ни с кем.

Он уклоняется от ваших просьб, поручений, меньше времени уделяет школьным занятиям и своим обязанностям. Сейчас он весь занят своими внутренними переживаниями, адаптацией к взрослению.

Запаситесь огромным терпением

Первое, что надо усвоить – это то, что в переходный период вам понадобится огромное терпение. Сознательно настройтесь на это, скажите себе, что вы будете терпимо воспринимать проявления вашего ребенка. Ведь главное сейчас – не допустить, чтобы он замкнулся и полностью отошел от вас.

Оставьте жесткость, несгибаемость. Вместо этого научитесь проявлять максимум гибкости и маневренности в отношениях с ним.

Главное сейчас – не упустить ребенка. Если ваше давление будет невыносимым, он может начать искать понимания на стороне, связаться с плохой компанией, а там может дойти до худшего…

Жизнь и здоровье ребенка важнее всего, они стоят на первом месте. Исходя из этого, надо строить отношения с ним в этот период.

Не допускайте оскорблений, физических наказаний Ни в коем случае не допускайте оскорбительных высказываний в адрес дочки или сына, не унижайте их. Подростки сейчас обостренно реагируют на слова в их адрес.

Исключите их лексикона такие обороты, как, например: «неужели ты не способен запомнить то, что тебе говорят?», «когда ты начнешь соображать?», «у тебя нет опыта, делай, как я говорю!» и т. п.

Откажитесь от агрессивно-оскорбительного тона, забудьте о нем, иначе расстояние между вами и ребенком будет расти, как снежный ком.

То же самое можно сказать и о физических наказаниях. Ни в коем случае не пытайтесь их применять. В этот период подростки крайне чувствительны и обидчивы. Если вы попробуете тронуть ребенка, он может уйти из дома и вы сойдете с ума, разыскивая его.

Спокойно объясняйте, ребенок все впитывает Если вы хотите донести до подростка какую-то мысль, спокойно объясните, чего вы хотите. Ключевое слово – спокойно.

Ребенок все впитывает, даже если делает вид, что ему «фиолетово». Он запоминает ваши слова, хотя и критически относится к ним.

Если вы действительно говорите правильные вещи (в уважительном тоне!), он их запомнит и со временем поймет, что вы были правы. Важно, чтобы в ваших словах действительно была правота, а не просто вы добивались исполнения своей воли во что бы то ни стало. Чтобы подросток принял вашу правоту, ваши аргументы должны быть весомыми и убедительными.

Запреты, конечно, нужны. Есть вещи, которые нельзя допускать. Но запреты должны быть обоснованными и аргументированными. Надо найти единственно возможный путь между запретами и послаблениями. Он находится посередине. Если в ваших словах действительно есть рациональное зерно, до подростка оно рано или поздно дойдет.

Терпение, терпение и еще раз терпение

Итак, когда у вашего ребенка начнется переходный возраст, настройтесь на то, что вам понадобится много терпения и любви.

Ваш сын или дочь перестали быть детьми, они становятся взрослыми. Поэтому постепенно придется выйти из роли наставника и научиться уважать собственного ребенка, стать ему другом. Вы ведь не посмеете обижать и оскорблять своих друзей, верно? Они этого не потерпят.

Так и с ребенком. Отныне вы станете ему другом, уважительным и любящим. Другу можно объяснить, друга можно убедить. Но другу нельзя приказывать, иначе дружбы не будет.

Проблемы «отцов и детей» вечны. Один из самых ярких периодов, когда противостояние между старшим и младшим поколениями достигают своего пика, — переходный возраст. Именно в это время дети становятся «трудными» и «совсем отбиваются от рук». Как себя вести родителям, если вдруг ребенок стал агрессивным, запирается у себя в комнате и отказывается идти на контакт – рассказала Маргарита Иотка, педагог-психолог Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Переходный возраст у подростков: как вести себя родителям

Что такое переходный возраст и в чем он проявляется?

— Переходный возраст – это время, когда в организме у подростков происходят физиологические изменения. Плюс начинается половое созревание: определение с ориентацией, потребностями, влечение к противоположному полу и желание общаться с ним.

На психологическом уровне также происходят изменения. У подростков в это время складывается образ идеального и реального Я. И эти образы не всегда совпадают. Например, ребёнок понимает, что ему нравятся сильные люди, лидеры, он хочет быть таким же, как они. Но в компании он теряется и не может ничего сказать из-за слишком сильного напряжения. Тогда возникает конфликт двух Я. И подросток это сильно переживает.

В этот период юноши и девушки много думают о смыслах, кто они в этом мире, что они могут. Многие изолируются, уходят в себя, занимаются чрезмерным самокопанием. Это нормальный процесс, он нужен для того, чтобы у ребенка сформировалось мнение о самом себе.

— У всех ли проявляется переходный возраст?

— У всех. У кого-то ярче, у кого-то нет, но проявится это обязательно. Если, например, бунт и агрессию подростка подавляли, то, возможно, они проявятся тогда, когда он переедет от родителей. Этот период должен проходить обязательно. В норме он длится от 11 до 15 лет. Как правило, в этот период подростки становятся агрессивными.

Как вести себя родителям в этот период?

Нужно понимать, что сейчас любое замечание или критика могут очень серьезно повлиять на самооценку ребёнка. Нужно быть аккуратнее в выражениях. Подростки очень критично относятся к замечаниям в их адрес. Это может пошатнуть их веру в то, что они, например, хорошие дети для своих родителей.

— Что делать, если подросток проявляет по отношению к родителям агрессию и начинает нецензурно выражаться?

— В первую очередь нужно убрать нецензурную брань из семьи, и жестко это пресекать, но ни в коем случае не применять физическую силу. Подросток должен принимать авторитет родителей.

А если он начинает врать родителям, прогуливает школу?

— Как правило, когда ребенок начинает прогуливать, у него есть сложности с учёбой. Нужно поговорить с учителем, узнать, что не так, нанять репетитора, поговорить с ребенком. Но причина может быть не только в успеваемости, но и в конфликте со сверстниками. В таком случае нужно разговаривать со школьным психологом, подключать школу к решению вопроса.

А вообще, надо начинать выстраивать диалоги с ребенком до того, как ему исполнилось 15 лет. Если ему до этого времени уделяли мало внимания, то скорее всего, наладить контакт с ним в переходном возрасте получится только с помощью психолога.

Как правило, в этом возрасте подростки впервые пробуют алкоголь и сигареты. Что делать родителям?

— Вряд ли получится этого избежать, к тому же, жесткий запрет только усиливает желание. В этом случае нужно разговаривать с ребенком и выяснять, почему он выбирает такой путь. Алкоголь и сигареты – это избегание сложных переживаний и невозможность справиться с этим самостоятельно, и это касается не только переходного возраста. Это психология зависимых. Нужно понять, чего подросток так избегает, с чем он не может справиться самостоятельно.

Как родителям грамотно избежать конфликтов с детьми в этот период?

— Возникают конфликты в двух случаях: либо из-за гиперопеки, либо из-за конфликтов интересов. Как-то ко мне на приём пришли мама с подростком. Он рассказал, что просил у мамы деньги на новый скейт, но вместо этого она пошла в магазин и накупила себе блузок. Естественно, подросток обиделся. Но неужели нет возможности договориться? Мама же может просто объяснить: давай-ка я в этом месяце обновлю себе гардероб, потому что мне на работу уже не в чем ходить, а в следующем месяце купим тебе скейт. Нужно уметь донести до подростка свою потребность, чтобы он понимал, как для вас это важно, и находить компромиссы.

Также часто приходят с апатичными подростками, которые ничего не хотят делать, закрываются в своих комнатах, или с детьми, с которыми не могут найти общий язык. В первом случае нужно понимать, что когда ребёнок сидит в своей комнате, он очень много думает про себя и формирует самооценку. Ему в этом возрасте очень важно, что думают о нем другие, как родственники, так и ровесники. Поэтому не нужно его особо критиковать.

А во втором случае, когда в семье конфликты, мы разбираемся, что за семейная система, почему домочадцы друг на друга орут. Может, они так проявляют себя. Как правило, дети не сразу начинают орать, говорят спокойно, но родители иногда не слышат. К сожалению, начинают слышать они тогда, когда у ребёнка начинается бунт.

— Что насчет запретов? Если родители переживают за своего ребенка, запрещают ему ходить на вечеринки со сверстниками и так далее.

— Родителю надо понять, что чем больше он ребенка догоняет, тем больше тот от него убегает. Надо как-то справляться со своей тревожностью. Если вы так сильно переживаете за ребенка и пытаетесь его опекать, это не его проблемы. Вы должны работать над этим сами. Дети, которым все запрещают, пускаются во все тяжкие, когда вырываются из дома. Я всегда советую родителям: вспомните себя в этом возрасте.

А если совсем не лезть к подростку в этот период и пустить все на самотек?

— Так делать не надо. Но не надо и агрессивно лезть в его жизнь. Нужно просто интересоваться. Если он не хочет отвечать на ваши вопросы, то и не надо. Возможно, настанет время, когда он придет и сам все расскажет вам. Проблема родителей в том, что они не могут перестроиться с воспитания детей раннего возраста на воспитание подростков. В раннем возрасте больше авторитарное воспитание, мнение родителей – самое важное. В подростковом уже такое не пройдет. С ребенком надо разговаривать, как со взрослым. Не получится сказать, что родитель лучше знает.

Как меняется самооценка ребёнка в этом возрасте?

— Дети в 3 года воспринимают себя как центр вселенной. В 5 лет они начинают сравнивать себя с другими. До 10 лет начинают понимать, что у них получается делать, а что нет. А в переходном возрасте мало того, что ребенок к себе крайне критичен, так еще и окружение на него влияет. Нужно понимать, что ему и так тяжело. Если постоянно критиковать ребёнка, он может выйти из подросткового возраста с кучей комплексов и проблем с общением. Увы, это прорабатывается уже только у психолога. Поэтому нужно понимать своего ребёнка и ставит себя на его место.

Напомним, ранее Маргарита Иотка рассказала корреспонденту сайт, как привить ребенку уважение к старшим. Прочитать статью можно .

Переходный возраст у ребенка — не простое время для всей семьи. Это сложный и важный период превращения ребенка во взрослого оказывается тяжелым не только для родителей, но и для самого подростка. В этот период он очень нуждается в поддержке и понимании, несмотря на то, что может отвергать их.

Понять повзрослевшего малыша бывает не просто, часто он и сам не сознает, что с ним происходит и почему. Но именно родители с высоты своего жизненного опыта должны попытаться поддержать и помочь разобраться с проблемами, которые кажутся ребенку значимыми.

Для гармоничных и доверительных отношений в этот период важно суметь перестроить отношения внутри семьи таким образом, чтобы подросток смог доверять взрослым. Родителям придется выработать новый подход к воспитанию будущего взрослого, новую систему ограничений и поощрений, запастись немалым терпением и чутко относиться к переживаниям ребенка.

Как понять подростка

О том, что в подростковом периоде на поведении ребенка сказывается гормональная перестройка понятно всем. Изменяющийся фон оказывает большое влияние на настроение чада, которое кажется, меняется по десять раз за день. Но отмахиваться от подростка с формулировкой «это гормоны» нельзя ни в коем случае. Ведь помимо физиологической стороны взросления подросток сталкивается и с рядом психологических проблем, преодолеть которые ему часто оказывается не просто.

Любой скажет, что подростковый возраст — это некий «мост» между детством и взрослостью. Пройти такой путь не просто не только в физиологическом, но и в психологическом плане. В этот период ребенок еще не может определиться, к какой из двух групп отнести себя.

Несознательно он боится перемен, но и стремится к ним. Поэтому многие проявления, такие как отрицание авторитета и требование самостоятельности не столь однозначны, нежели кажутся на первый взгляд. Давайте разберемся подробнее, что происходит с ребенком в подростковом периоде.

Критика

Во-первых, происходит переосмысление ценностей и закрепление полезного опыта. Многое из того, что говорилось и запрещалось ранее, будет подвергнуто критической оценке со стороны ребенка и это абсолютно нормально.

Хуже, что критической оценке подвергаются и родители, их поведение, манера одеваться, даже речь. Да, это могут быть придирки с целью «низвергнуть» авторитет, но стоит признать, что зачастую замечания оказываются так или иначе обоснованными ведь все мы далеки от идеала. Старайтесь сохранять спокойствие в такие моменты.

Возможно, это кого-то успокоит, но большинство критических замечаний в адрес родителей не будет вовсе озвучено подростком, но замечено непременно. Поэтому, возможно стоит откорректировать и свое поведение?

Безответственность

Кажется, что ребенок совершенно потерял интерес к учебе, не может распланировать свое время, забывает элементарные просьбы. Дело в том, что в этом периоде происходит и перестройка мозга ребенка. Примите как данность — функцию планирования Вам придется взять на себя:

  • распределяйте дела и обязанности таким образом, чтобы не перегружать подростка;
  • помогите составить ребенку расписание, если он не против;
  • давайте поручения и задания на короткий, а не длительный промежуток времени.

Кстати, важно знать, что «перестройкой» мозга можно и воспользоваться и привить ребенку новые полезные привычки, интересы, помочь выработать модель мышления и решения задач.

Еще одной причиной безответственного отношения подростка может являться обычное непонимание. Ребенок не хочет, чтобы на него давили и давали указания, гораздо продуктивнее будет поговорить и объяснить, зачем от него требуется то или иное.

«Я уже не маленький»

Так начинает ощущать себя подросток. Он стремиться ко всему, что ассоциируется у него со «взрослой жизнью», но увы, брать на себя ответственность за собственные поступки, контролировать меняющиеся эмоции, решать новые «взрослые» проблемы он еще не способен.

Такое поведение подросшего ребенка часто раздражает родителей и провоцирует конфликты внутри семьи. Чадо стремиться к самостоятельности в тех вопросах, которые ему кажутся существенными: одежда, компания, развлечения. Родители, осознавая невозможность вседозволенности, одергивают ребенка, и возникает конфликт, в ходе которого выясняется, что «предки» отстали от жизни и слушать их советы незачем.

Прежде чем вступать в конфликт с подростком по поводу прав и свобод, стоит пересмотреть свое отношение к этому члену семьи. Разумеется, Вы не можете предоставить ребенку полную свободу, но проявить уважение стоит. Это ключ к пониманию своего чада.

Часто просто изменение тона бесед позволяет наладить отношения внутри семьи и из «врага» превратиться в надежного друга, в котором так нуждается ребенок в этот период. Вот несколько советов, которые можно применить на практике, чтобы подросток почувствовал Вашу готовность признать его изменившееся положение:

Интересы подростка часто непонятны взрослым. Некоторые из них кажутся глупыми, другие — опасными. Однако они дают и обширные знания о том, чем «живет» ребенок, что его волнует, привлекает, раздражает.

Никто не просит разделять интересы подростка, более того — это та сфера, в которую родителям лучше не входить, так необходимая подрастающей личности «свобода». Но стоит послушать, какую музыку любит ваше чадо, узнать, что оно читает, смотрит.

Разве это не интересно? Не выгнать из-за компьютера, а поинтересоваться, как играют в эту игру. Поверьте, так и договориться будет намного проще. Подросток будет знать, что Вы понимаете и принимаете его интересы, и легче пойдет на компромисс.

Не критикуйте подростка. Просто спросите, поинтересуйтесь, и возможно, спустя некоторое время Вы с удивлением заметите, что можете направлять ребенка в его выборе не путем запретов и окриков. Вероятно, что поделившись своими интересами, ребенок захочет так же лучше узнать и Ваши.

Такие важные проблемы

Вспомните то время, когда Вы сами были подростком. Переживания и эмоции в этот период ощущаются особенно ярко и болезненно. Пресловутый юношеский максимализм не дает подростку чувствовать «в пол силы». Его жизнь — это череда взлетов и падений, а если чадо переживает к тому же первую влюбленность, эмоции могут быть очень сильны.

Подросток как никто другой может стать жертвой нервозов и даже депрессии, если не найдет выхода своим переживаниям. Хорошо, когда у него есть хороший друг, но не все проблемы можно доверить даже другу.

Родители в силах помочь ребенку справиться теми сложностями и проблемами, которые его беспокоят в этот период. В какой мере это удастся — зависит от того, насколько тесны отношения внутри семьи и в какой мере подросток доверяет Вам. Однако существует ряд немаловажных вопросов, помочь справиться с которыми под силу даже родителям, которые потеряли контакт с ребенком в этот не простой период.

«Неудобные» вопросы

Ребенок стремительно развивается и начало подросткового периода — самое время поговорить как о тех изменениях, которые происходят с телом ребенка, так и о межполовых отношениях, если этого не происходило ранее. Поверьте, у чада возникнет масса вопросов по этому поводу и к беседе, вероятно, придется возвращаться еще ни раз.

Это не время для смущения и умалчивания — все, что вы сами не доскажите подростку, он узнает от друзей и «качество» таких знаний будет весьма низкого уровня. Учитесь быть откровенными с ребенком в подобных вопросах и преподносить информацию спокойно.

Многие вопросы в этой сфере ребенку будет неудобно задать даже друзьям и хорошо, если родитель продемонстрирует свою готовность помочь в этой щекотливой ситуации. Ведь даже незначительная с точки зрения взрослого ситуация может повергнуть ваше чадо в глубокие и не всегда оптимистичные раздумья.

Внешность

Входя в подростковый возраст, ребенок будто теряет интерес к собственной внешности, становится неряхой, мало внимания уделяет личной гигиене. Это связано с тем, что ребенок еще испытывает смутную тревогу перед переменами и старается всячески сохранить состояние «детства». Обычно этот период длиться около года.

Затем его сменяет противоположное желание — нравится, привлекать внимание, быть ярким. Неряшливое чадо будто подменяют, и родители жалуются, как много денег уходит на «тряпки» и косметику. Остановитесь. Сейчас самое время помочь своему чаду решить одну из важнейших проблем отрочества и помочь определить свой будущий стиль, научить сына ухаживать за собой и составлять гардероб, а дочь пользоваться косметикой.

Не стоит настаивать, если ребенок просит очередные рваные джинсы или несуразную майку — подскажите, с чем ее лучше сочетать, подберите аксессуары вместе с ним. Возможно, процесс Вас даже увлечет, а подросток получит ценный для него опыт и сможет, не без вашей помощи, выделиться среди сверстников.

Дочь хочет перекрасить волосы в розовый цвет? Почему бы и нет? Подростковый возраст — пора экспериментов. И лучше Вы сами отведете ее в парикмахерскую, чем внезапно увидите результат трудов подруги в виде обожженных прядей.

Участие и помощь родителей вполне вероятно не останется без внимания и со стороны подростка, который в следующий раз обратиться за советом к Вам, а не к столь же неопытному однокласснику.

Положение в группе

Причастность к группе — важная для подростка проблема. В этот период ребенок старается «слиться» с толпой себе подобных. В какую компанию может попасть чадо в этот период остается только гадать, но явно не любителей классической музыки или библиофилов.

Родители в силах направить ребенка в нужное русло, если серьезно отнесутся к этому стремлению. Узнайте об интересах ребенка — возможно, он давно хотел заняться конным спортом или заняться скалолазанием. Если так, достаточно найти подходящую секцию, где подросток сможет встретить друзей по интересам.

Когда компания уже есть, контролировать поведение в ней подростка оказывается не просто. Но, по крайней мере, в Ваших силах познакомиться с друзьями чада и стараться держать их на виду — приглашать в гости и даже на пикник. Так Вы сможете определить круг интересов компании и даже предложить что-то свое.

Немаловажно, что предложение посетить лодочную станцию или отправиться в поход, высказанное Вашим ребенком повысит его авторитет в глазах компании, а значит, позволит подростку решить еще одну важную для него проблему.

Только не выбирайте в качестве развлечений посещение музея или экскурсию. Помните — подростки те же дети. Их увлечет либо что-то подвижное, интересное, возможно несколько экстремальное, либо то, что затрагивает интересы группы — концерт любимого исполнителя, премьера ожидаемого фильма.

Поддержите своего взрослеющего ребенка. Даже если кажется, что контакта нет, он действительно остро нуждается в Вашем понимании и заботе. И это уже не забота о ребенке, а участие в окончательном становлении взрослой личности с которой вскоре Вы заговорите на равных.

Эти трудные подростки. Как пережить «переходный» возраст

Эти трудные подростки

Сегодня я хотела бы поговорить о подростковом (переходном, пубертатном) возрасте ребенка, который сопровождается серьезными и не очень серьезными трудностями в семье.

Ко мне обращаются родители с разными запросами:

— «Я что то делаю не так, поэтому не могу найти общий язык с ребенком»;

— «Этот изверг уже всех извел, сделайте хоть что нибудь с ним!»;

— «Ничего не хочет делать, никаких целей, интересов. Как мотивировать?»

А некоторые вообще не обращаются по нескольким причинам:

  • Период проходит относительно спокойно. Родители понимающе относятся к переживаниям ребенка.
  • Родителям нет до этого особого дела, нет времени, считают все его переживания ерундой. И они оставляют ребенка наедине со своими страхами и проблемами, которые не хотят видеть и замечать.

Поведение родителей бывает трёх типов:

  1. Тревожное, гиперопекающее.
  2. Доверительное, поддерживающее.
  3. Отстраненное, непонимающее.

Первый и третий типы похожи между собой тем, что сопровождаются эмоциональной отстраненностью . Первый тип очень сильно тревожится, и не может, и даже не хочет услышать истинные переживания ребенка, то третий тип, вообще непонятно какие испытывает чувства.

А что же происходит с ребенком?

  • На уровне физиологии его тело начинает меняться . И если вчера это был симпатичный жёлтый утёнок, то теперь он превратился в утенка «гадкого». И не знает, станет он прекрасным лебедем или нет с этой новой «растительностью» на теле, прыщами, и повышенным потоотделение. Гормональные изменения усиливают его страхи и переживания.
  • Помимо страхов, связанных с внешностью, появляется стремление к самостоятельности , независимости от родительских фигур и в то же время сильная потребность в поддержке , принятии и одобрении . Подросток ищет эталоны, которые будут проводником, образцом новой жизни. Ребенок активно начинает подражать. Если есть сложности в отношениях с родителями, если нет достаточного авторитета у родителей, когда родители сами сомневаются в правильности своей жизни, своих действий, то тогда происходит поиск этого эталона вне семьи . Например, среди других, более авторитетных сверстников или «звёзд» (так и рождается фанатизм). Через поиск ответов на вопросы «кто я?» , «какой я?» и через подражание значимым другим формируется собственная идентичность.

От чего зависит особенность этого периода?

От следующих факторов:

  • особенности самого ребенка, физиологии, нервной системы;
  • атмосферы в семье, в которой он находится;
  • отношения между ребенком и родителями. И оно должно быть постоянным, последовательным, понятным.
  1. Адаптивный — представляет собой «подстраивание» ребенка под ожидания взрослых. Такие дети обычно послушные и воспитанные, что устраивает родителей и окружающих, но негативные последствия поведения есть.
  2. Протестный — представляет собой ситуацию, когда ребенка просят что-то сделать, а он делает все наоборот. Причем, родители могут приказывать, командовать и т. д., но малыш категорически отказывается это выполнять.
  3. Свободный выбор — основной целью воспитания должно быть стремление научить ребенка делать свободный выбор. Иначе говоря, он должен сам знать, как поступить в той или иной ситуации, и уметь нести ответственность за свой выбор.

Давайте рассмотрим несколько комбинаций между определенными типами поведения ребенка и родителей:

  1. Ребенок со свободным выбором + родитель понимающий = самый отличный результат, когда, если и есть трудности переходного возраста, то они относительно легко проходят.
  2. Ребенок со свободным выбором + отстраненный родитель = такая комбинация вряд ли сформируется. А если и сформируется, то ребенок со временем скорее всего будет сломлен и подавлен, не чувствуя принятия себя, своей значимости для родителей.
  3. Протестный ребенок + понимающие родители = приведет к тому, что сложности будут преодолеваться, как бы тяжело родителям не было в этот период. И по завершению ребенок будет только благодарен тому, что его принимали и понимали. Отношения между ребенком и родителями могут стать более близкими.
  4. Протестный ребенок + тревожные родители = протест и будет заключаться в стремление доказать свою взрослость и самостоятельность. Но ребенок все равно будет чувствовать, что родители не принимают его таким какой он есть, не хотят его взросления. И будет продолжать бунтовать, но при этом переживать о своей никчемности.
  5. Протестный ребенок + отстраненные родители = похож на предыдущий тип. Но если в предыдущем типе присутствует очень сильная физическая включенность при эмоциональной отдаленности. То для этого типа чаще всего присуще и эмоциональная и физическая отстраненность. Это группа риска, которая формирует криминальное будущее ребенка.
  6. Адаптивный ребенок + понимающие родители = будут пытаться привить ребенку самостоятельность. Но какие то, неосознаваемые процессы могут этому препятствовать. По итогу ребенок может стать более самостоятельным.
  7. Адаптивный ребенок + отстраненные родители = ребенок будет постоянно искать признания и поддержку у других людей, искать авторитеты. Это чревато сильной зависимостью от мнения других людей, без фильтра критики. Всю жизнь он будет искать любовь, признания и понимания у других людей.
  8. Адаптивный ребенок + тревожные родители = «я из себя ничего не представляю, без родителей я никто, родители знают как лучше». Последствия — очень сильная зависимость от родителей.

И эти, казалось бы, проблемы ребенка, всего лишь являются симптомом семьи, которые:

  • Наполняют смыслом жизнь родителей.
  • Помогают установить власть в семье, установить справедливость.
  • Помогают сгладить одиночество родителей.
  • Оберегают семью от распада и тд.

Ребенок отражает состояние родителей и их взаимоотношения. Так как подростковый возраст часто совпадает с кризисом средних лет, середины жизни родителей, когда происходит переоценка ценностей, подведение итогов жизни, поиск новых смыслов, это сопровождается усилением тревоги. Проблемы ребенка помогают снять тревогу родителей о своей жизни и уйти от решения собственных проблем.

Так же может быть пагубным те двойные послания, которые родители отправляют своему ребенку, когда говорят одно, а своим поведением демонстрируют другое. Например, мама активно занимается карьерой, для нее самое важное — это успех. При этом дочери она говорит, что для женщины очень важно научиться готовить и вести домашнее хозяйство. Тут и возникает раздвоение. Положение ребенка ухудшится, если двойные послания будет посылать ещё и отец. И тогда, чаще всего, ребенок выбирает позицию пассивности. Лучше уж ничего не делать, чем потерять любовь родителей.

Что делать родителям?

  • Признать значимость для ребенка, его проблем и переживаний, его мыслей, идей, дел, которыми он занимается;
  • Проявить терпимость к его равнодушию или бунтарству. Самое лучшее, что вы можете говорить ребенку в этот период «я тебя все равно люблю» ;
  • Учитесь говорить с ребенком о чувствах. И не только говорить, но и слушать и слышать его. А для этого учитесь сами чувствам. Их дифференциации и выражению.
  • Помните, что имеет место быть влияние гормонов на ребенка. И многие реакции усиливаются их воздействием;
  • Сформируйте с супругом(ой) общее мнение о воспитании и ожиданиях от ребенка. Если вы в этих вопросах столкнетесь с сильными противоречиями, то это и будет ключ к разгадке «плохого» поведения ребенка.
  • И тогда необходимо решать уже тот конфликт, часто неосознаваемый, который образовался между родителями и оживлять отношения.
  • Стремитесь к целостности и гармонии, когда ваши собственные слова не расходятся с делом.

И помните:

За свою жизнь человек проходит не один возрастной кризис. Психолог Эрик Эриксон выделил восемь таких периодов, из которых можно выйти как с позитивным, так и с негативным опытом. Но самым сложным из них является так называемый переходный возраст. Начинается он в 12-13 лет и заканчивается примерно в 15-16 лет. Этот этап, на протяжении которого ребенок постепенно становится взрослым, довольно часто сопровождается серьезными психологическими проблемами и ухудшением отношений в семье. Каждый взрослый когда-то был подростком. Но для любого родителя этот момент наступает все равно неожиданно, ему кажется, будто ребенка подменили. Привычные стратегии поведения уже не срабатывают. И самым актуальным вопросом становится один — как помочь подростку пройти переходный возраст как пережить его последствия и сохранить взаимопонимание?

Каждый кризис несет в себе развитие

Чтобы знать, как помочь своему ребенку, нужно понимать причины его поведения. Эриксон пришел к выводу, что на данном этапе подросток делает выбор между идентичностью и смешением ролей. Это время поиска себя и ответа на вопрос: «Кто я такой?». А ответов может быть очень много: «я – сын», «я – друг», «я – отличник», «я – художник», «я – спортсмен» и другие. Иногда перед ребенком становится выбор между этими ролями – быть хорошим сыном или верным другом, оставаться отличником или развиваться в спорте.

Когда роли входят в острое противоречие друг с другом, это вызывает сильный душевный дискомфорт. В результате подросток начинает жить двойной жизнью – дома он один, а с друзьями или в школе совсем другой. В каждой из ролей – своя система ценностей. А родители могут даже не подозревать об этом долгое время. Такой внутренний конфликт может даже привести к различным психическим расстройствам.

Наилучший выход из переходного возраста – это интеграция ролей в некое единство. У подростка должен сложиться определенный набор ценностей, которым он будет следовать в различных ситуациях. Это и называется идентичностью.

Особенности переходного возраста

Сложность переходного возраста в том, что в организме подростка происходят как физиологические, так и психологические изменения. И они оказывают влияние друг на друга. В результате гормональных изменений могут появиться различные заболевания: вегетососудистая дистония, прыщи, а также нарушения веса.

Кроме общей характеристики переходного возраста, нужно знать, как с ним справляются мальчики и девочки.

Переходный возраст у девочек: в чем специфика

У девочек переходный возраст начинается на несколько лет раньше, чем у мальчиков. Физиологической особенностью является наступление менструации. Все тело меняется, становится более женственным.

На этом этапе девочек особенно начинает беспокоить их внешний вид. Поэтому, появление прыщей или лишний вес они воспринимают как настоящую трагедию. Девочка начинает пробовать всевозможные диеты или вовсе отказывается от еды. Это очень опасно, растущему организму необходимо получать все питательные вещества. Нужно объяснить дочери, что эти проблемы временные. Помочь может правильное питание и умеренные физические нагрузки.

Девочек очень важно постоянно хвалить, делать им комплименты. Нельзя пренебрежительно отзываться об их внешности. Это может привести к комплексу неполноценности. Очень важно быть внимательными к дочерям, даже если их проблемы кажутся вам надуманными или смешными.

Как пережить переходный возраст сына

Мальчики начинают взрослеть на пару лет позже девочек. Во время переходного возраста мальчик постепенно превращается в мужчину. У него ломается голос, начинают появляться усы, мальчик быстро вытягивается и становится сильнее. На этом этапе очень важно, чтобы отец или кто-то из мужчин поговорил с ним о физиологических особенностях его взросления. Подросток должен понимать, что все изменения, которые с ним происходят, абсолютно естественны.

Важно научить мальчика проявлять свою мужественность неагрессивными способами. Лучше всего в этом помогают занятия спортом: футбол, борьба, хоккей. Так мальчик сможет проявить себя в соревновании и избавиться от излишков адреналина.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Соблюдайте следующие советы, чтобы помочь подростку преодолеть негативные проявления переходного возраста.

Принимайте своего ребенка

Вас может выводить из себя его поведение, непослушание, агрессивность. Ведь раньше он был совсем другими. Но очень важно принимать подростка таким, какой он есть. В том числе его эксперименты с внешностью. Он должен чувствовать, что вы любите его любым. В атмосфере безусловного принятия он легче пройдет сложный период своей жизни и выйдет из него уверенным в себе.

Доверяйте ему

Не пытайтесь контролировать каждый шаг подростка. Вам страшно, что он может совершить ошибки. Но от всего уберечь невозможно, а люди извлекают самые важные уроки из своего собственного опыта. Договаривайтесь с ним. Установите час Х, после которого ему нужно позвонить и предупредить, что он задерживается. Но и сами не звоните раньше.

Будьте другом своему ребенку

Интересуйтесь его делами, мыслями, чувствами. Слушайте его, когда он рассказывает о чем-то важном для него. Не отмахивайтесь от его проблем, даже если они кажутся вам ерундой. Не общайтесь с ним с высоты своего опыта. Да, вы сами когда-то прошли переходный возраст, но для него это все впервые, и он растерян.

Не давите на него

Соблюдайте личное пространство ребенка. Если он не готов делиться с вами, дайте ему время. Задавайте вопросы, не настаивая на ответе. Тогда он поймет, что вы даете ему свободу, и сам придет к вам.

Поддерживайте

Подростки очень часто страдают от неуверенности в себе. Им необходима поддержка. И, если они не найдут ее дома, то будут искать в других местах. В результате они могут попасть в плохую компанию и совершать опасные для жизни действия. Все потому, что там они будут чувствовать себя понятыми и услышанными. Не вынуждайте ребенка искать поддержку на стороне.

Хвалите ребенка чаще

Мы все выросли в оценочной системе, в которой хвалить не принято. Акцент всегда на ошибках, на том, что нужно исправить. Ни к чему, кроме страха оценки и прочим комплексам, это не приводит. А как же развиваться без критики? В вашем общении с ребенком должно быть 95% похвалы и только 5%, но не критики, а обратной связи. Именно такое соотношение помогает развиваться. Поверьте, всегда есть, за что искренне похвалить. Вы просто к этому не привыкли.

Старайтесь находить компромисс

В важных вопросах прислушивайтесь к мнению своего ребенка. Находите решение, которое устроит вас обоих. Если вы будете жестко настаивать на своем, это только усугубит ситуацию. Подросток может решиться на необдуманные поступки.

Не запрещайте

Если подросток начал увлекаться вредными привычками или вступил в романтические отношения с тем, кто вам не нравится, бесполезно запрещать, ругать или ставить ультиматумы. Это скорее даст обратный эффект. Нужно попытаться поговорить с ребенком, спокойно объяснив, чем могут быть чреваты его увлечения. Возможно, потребуется какое-то время, но он сам должен осознать свои ошибки. Если вы сейчас примете решение за него, в будущем он не сможет справляться с этим самостоятельно.

Что еще может помочь

Поговорите со своим ребенком, спросите его, чем бы ему хотелось заниматься, что ему нравится. Поддержите его хобби. Родители часто переживают, что кружки и секции могут отвлечь подростка от занятий, еще и нагружают репетиторами. Переживать о будущем ребенка совершенно естественно. Но дополнительные занятия могут научить важным качествам, которые понадобятся вашему ребенку не меньше, чем знания предметов.

Очень хорошее влияние оказывают различные творческие секции. В театральных студиях подростки не только учатся эффективному публичному выступлению, но и становятся увереннее, учатся владеть своим телом.

Художественные и музыкальные кружки помогают выразить через творчество свои переживания. Спортивные секции дисциплинируют, учат умению проигрывать, но не сдаваться.

Сейчас есть большой выбор психологических тренингов для подростков самых разных тематик. Можно развивать навыки общения, внимания и воображения, выхода из конфликтных ситуаций и многое другое. Есть занятия и для родителей, а также совмещенные тренинги, помогающие наладить взаимопонимание в семье.

Самое главное – не заставляйте ребенка ходить на дополнительные занятия, даже если вы уверены, что ему они необходимы. Он должен сам этого захотеть. Просто спросите его, что ему было бы интересно, предложите варианты и поддержите его выбор.

Итог

Родителей пугает переходный возраст детей, они пытаются понять, как пережить его с наименьшими потерями. Им бы хотелось вернуть то время, когда ребенок был послушным, ласковым, понятным. Но важно помнить, что взросление – неизбежный и необходимый этап становления личности. В это время подросток очень уязвим, ему кажется, что весь мир против него. Будьте на стороне своего ребенка, будьте рядом с ним в этот сложный период, поддерживайте его, но не мешайте ему взрослеть. Тогда он выйдет из этого этапа самостоятельным, уверенным в себе, ответственным за свою жизнь человеком. И, что не менее важно, он будет вашим другом.