Выступление на рмо воспитателей «современные формы взаимодействия с семьей в контексте фгос до. Выступление на районном методическом объединении педагогов дополнительного образования

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

через художественное слово

Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим поведением.

В каждой детской деятельности я создаю определенные условия для решения следующих задач:

- в игре - формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств.

в культурно - гигиенических моментах - доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших.

День начинается с « Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:

- «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают…

- «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду

Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…».

Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».

Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно - образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись...», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо, зарядке? Дети отвечают: «Спасибо, зарядке»!

В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения и Демьянова «Замарашка рук не мыл...». После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т.е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя.

Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются, и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда я такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:

«Я напомню об одном:

не кривляйся за столом,

всем пора бы научиться,

кушать вилкой,

кушать, а не делать как Антошка.

Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить».

«За столом едят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте, как угодно!»

Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам мы используем стихи А. Барто «Игрушки».

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно

Не бросать и не ломать

А на место убирать»

Напоминаю детям правила: «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».

«Лиза с куколкой играла

Платье куклу разорвала.

Дима взял себе машинку разобрал наполовинку.

Данил мячик маленький нашел

Этот мячик проколол.

А когда конструктор взял

Все детали растерял!

Чем играть теперь другим

Нет, не надо быть таким?

Вы игрушки берегите и заботливо храните!»

Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Мы предлагаем использовать разные короткие считалки для решения спора. Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением:

«В споре кулаки мешают,

Они проблемы не решают!

Драчун понять и не пытался

Чуть что - он сразу с кем-то дрался.

И вот теперь один сидит

Вздыхает тяжко и грустит

Никто с ним больше не играет

К себе его не приглашают.

Все просто, если разобраться:

Не надо вам с друзьями драться»

Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и делают выводы.

Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываем у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Напоминаю детям пословицу: «Один за всех - и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность.

Тема: «Формы и методы работы с неблагополучными семьями»

Педагог-психолог МБОУ Мальчевская СОШ

Миллеровского района Ростовской области

Головнева Татьяна Владимировна

Общие критерии неблагополучия семьи:

1. Асоциальное поведение

2. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.)

3. Насилие в семье.

Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Существуют такжефакторы , которые могут привести к деформации семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска.

1) медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития;

2) социально-экономические: многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители;

3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки;

4) факторы социального риска:как правило, худшее, чем в полных семьях, материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);

5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей;

6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

Выступление

на районном методическом объединении

старшего дошкольного возраста.

Тема: «Развитие коммуникативных способностей

дошкольников через игровую деятельность»

Форма проведения: семинар – практикум.

Выполнила : музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР «Сказка» Косаренкова Н.А

2014 г

Умение ребёнка позитивно общаться, позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению, ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Наблюдая за современными детьми, которые посещают детские сады, мы все чаще отмечаем неумение детей общаться между собой. Более того, многие из них страдают нарушением речи, не могут полноценно выразить свои мысли, эмоции, и как следствие чувствуют себя скованно.

Всё чаще дети любят играть самостоятельно, изолированно от других. Многих сверстники не принимают в свои игры, есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми.

Без понимания другого человека, без учёта его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявлены следующие:

Агрессивность;

Обидчивость;

Застенчивость;

Замкнутость;

Демонстративность.

Свойства, объединяющие эти формы – неумение видеть и понимать другого, неумение общаться, порою даже просто вступить в контакт с другими детьми, со взрослым.

Что же такое коммуникация?

Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в Лингвистическом энциклопедическом словаре: « Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности». Понятие «общение» - это так называемый «русский продукт», практически совпадает с понятием «коммуникация».

Основные составляющие (стороны) :

1.Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между индивидами)

2. Интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами)

3. Перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению взаимопонимания)

В процессе общения выделяют:

Вербальную коммуникацию общения, которая осуществляется посредством речи.

Невербальную , в которую входят:

  • Визуальная (жесты, мимика, позы, контакты глазами)
  • Акустическая (тембр голоса, диапазон, тональность, паузы, покашливания, смех, плач и т.п.)
  • Тактильная (поглаживания, прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи)
  • Ольфакторная (приятные и неприятные естественные запахи человека).

В общении можно выделить такие этапы:

  • Установление контакта
  • Ориентация в ситуации
  • Обсуждение вопроса, проблемы
  • Принятие решения
  • Выход из контакта.

Наша с вами задача способствовать развитию следующих коммуникативных навыков:

  • Легкость установления контакта
  • Поддержания разговора
  • Умения слушать
  • Умения высказывать собственную точку зрения
  • Умение аргументировать и отстоять свою позицию
  • Умение прийти к компромиссному решению.

Игры на развитие коммуникационных способностей.

Психологические игры

Цель: повышение психологического статуса и сплочение детского коллектива

Твои достоинства.

Дети сидят в кругу и говорят соседу справа о его достоинствах. Тот к кому обращаются, отвечает: «Да, это у меня есть. А вот у Тани ……»

Дарим добро

Вариант 1 - Дети сидят в кругу и дарят добрые пожелания (по часовой стрелке): «Я желаю тебе… Пусть мама купит…»

Вариант 2 - Дети дарят добрые слова и гладят друг друга по голове. (действие по кругу по часовой стрелке)

Пальчиковые игры

Упражнение «Приехала бабушка»

Упражнение «День рождения пальчика»

День рожденья у мен я Указ.палец кланяется

Приходите все друзья «зовет»

Здравствуй, пальчик, ты нас звал?

Звал! «кланяется»

Ты нас в гости приглашал? Пальцы другой руки «кланяются»

Приглашал! «кланяется»

Здравствуйте, гости мои дорогие ! «манит»

Проходите! Проходите!

Никуда не уходите! Из стопроны в сторону

Я к вам сейчас приду и вас всех повеселю . Вращение всей кисти.

Упражнение «Звонок»:

«пришли домой и позвонили в дверь: «Ма-ма» (громко). Я – при – шел.

Упражнение «Варит мама кашу» (мама-зайчиха, медведица и т.д. и каша морковная, медовая)

Варит мама кашу, кашу малашу

Сахар добавляла, солью посыпала

Вкусная каша, каша-малаша.

С гонзиками любую скороговорку проговаривать по слогам.

Игры на визуальный контакт «Переглядки»

Стоя в кругу, взглядом ищем пару, как только нашли меняемся местами. Далее с усложнением – кренделек, березка, здороваемся, пугалочки, смешилки.

Игры на тактильный контакт

Упраженение «Иди сюда» (дети встают парами)

Иди сюда – манят указательным пальчиком

Тебя прошу – по плечу собеседника

Или сюда - манят

Секрет скажу – по плечу

Шу-шу-шу, - Ладошку к уху товарища

Да ши-ши-ши

Поменялись малыши – ищут себе пару

(последний раз и обнялись малыши)

Что в горбу?

Дети стоят «паровозиком».

Упражнение Рыбки (руки за спиной)

МОЖНО ВЫПОЛНЯТЬ В ПАРЕ

Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать подружку. Поплыла в одну сторону, поплыла в другую сторону. Поплыла вверх,… вниз… Не нашла свою подружку и поплыла к себе в домик.

Выплыла другая подружка (то же)…

И вот выплыли обе рыбки из домика и встретились… (обе руки задействованы) … и поздоровались

Здравствуй, рыбка!

Здравствуй, рыбка!

Стали подружки танцевать, плавать, играть. Поплыли вверх, вниз, вправо, влево. Плавали вместе и вместе устали (на грудь), полежали, отдохнули, хвостиком махнули и уплыли в домики.

Игра «Рыбки – рыбешки»

Звучит музыка, все дети – рыбки. . Музыка затихает ищем пару. Одни остаются рыбками, а другие камушками. Камушки присаживаются и сидят, обхватив колени.

Все произносят слова:

Рыбки, рыбешки, все хороши

Папы и мамы и малыши…(звучит музыка рыбки начинают плавать, музыка затихает, рыбки присаживаются около камушка. Гладят его по спине и произносят слова:) «Самый хороший, самый родной, самый любимый, камушек мой! Я немнрожко посижу, с тобой рядышком посплю. (обнимает). А ночью произошло превращение. (меняются ролями)

Игра на внимание «Рыбка»

____________ (левая рука поднята в горизонтально на уровне груди) - берег

Праваяя рука выполняет волнообразные движения – рыбка плавает

Прыгает над водой - дети хлопают

Рыбка прячется за спину – дети спрашивают «Ты где?»

Сравнялась с берегом – Ай-ай-ай!

Замерла вверху – Кыш! И топнуть ногой.

Загорает на берегу – Ничего себе!

ГОНЗИКИ

Одной лапкой 1,2,3,

Другой лапкой 1,2,3,

Третьей лапкой 1,2,3,

А четвертой помаши.

Вместе вправо побежали

Вместе влево побежали

И немножечко устали.

Комарики

Мы шагаем, мы шагаем

Вместе лапки поднимаем

Мы немножко посидели,

головою повертели

Оттолкнулись, полетели.

Разговор друзей.

  • Здравствуй, друг, что делал ты?
  • Я искал в лесу цветы.
  • Нашел цветы?
  • Нет, не нашел. К тебе за помощью пришел.
  • Тебе я, друг, не помогу. И я цветочков не найду. Потому что все цветы спать давно уже ушли.
  • Зима торопиться идет, снег с собою принесет
  • Как жаль, придется подождать. Придет весна – пойду искать.

Упражнения с бусами. Коллективная работа.


Протокол №1
Проведения районного методического объединения

Место проведения – МКДОУ детский сад №2 «Улыбка» р.п. Екатериновка ул. Молодёжная, 17.

Дата проведения : 17.11.2017г.
Присутствовало – 29 человек

Тема : «Внедрение ФГОС по средствам модернизации основ системы образования ДОУ с приоритетом художественно-эстетическое развитие»
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования и построение педагогического процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС.

Повестка дня:
Просмотр НОД:
«Украшение фартуков дымковской росписью» средняя группа, воспитатель первой квалификационной категории Кашина Т.А.
«В мастерской у мастеров» старшая группа воспитатель первой квалификационной категории Ефремова Е.Н.
« Царство заколдованных камней» подготовительная к школе группа,
воспитатель первой квалификационной категории Лисина Е.М.
Презентация
«Опыт работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольника» старший воспитатель высшей квалификационной категории Вдовенко С.П.
Самоанализ НОД, обмен мнениями, подведение итогов.
Экскурсия по ДОУ.

Участники РМО посмотрели проведение интегрированной непосредственно образовательной деятельности (НОД) в трёх возрастных группах. Воспитатели использовали различные инновационные технологии и методы для раскрытия творческого потенциала воспитанников.
Дети на занятиях были раскрепощённые, активные, успешно справлялись с заданием. Показали хорошие результаты по ОО «Художественно-эстетическое развитие», свои впечатления и полученные знания воспитанники реализовали в самостоятельной изобразительной деятельности, вложив все свои творческие способности и фантазию.
Все занятия были проведены на высоком профессиональном уровне, методически правильно, в соответствии с нормами СанПиН и направлены на поддержку детской инициативы.
После просмотра НОД воспитателями был сделан грамотный самоанализ, подробно рассказали, какие нетрадиционные техники рисования они используют для раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника, как в организованной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Свои мнения о НОД высказали:
Панова И.Н. воспитатель МКДОУ детский сад №3 «Берёзка», она отметила, что методы и приемы НОД в средней группе соответствовали содержанию и целям образовательной деятельности, возрасту и уровню подготовки детей. Объем образовательной деятельности оптимальный и соответствует требованиям программы. Рационально использовано время на протяжении всей деятельности. Дидактический материал отвечал эстетическим требованиям, применялись ИКТ, здоровьесберегающие технологии, дети не занимали долгое время статическое положение. Конкретность, четкость и лаконичность объяснений способствовали достижению цели. Все воспитанники справились с заданием, раскрасили фартук, творчески подошли к решению вопроса, показали хорошие знания по народно-прикладному искусству. С ней согласились Литвиненко Г.Н. воспитатель д/с №1 «Тополёк», Васина Н.А. воспитатель д/с №7 с. Вязовка и Котова Н.С. воспитатель д/с «Светлячок».
Чужнурова З.Ю. воспитатель д/с № 16 с. Сластуха обратила внимание на то, что цели и задачи НОД в старшей группе сформулированы с учетом возраста и объединены единым сюжетом. Педагог применяла методы организации: словесный, наглядный, практический. Степень проявления познавательной активности высока, дети проявили самостоятельность, творчество. Занятие было интересное и динамичное. С ней были согласны Абрамочкина Н.А., д/с №1 «Тополёк», Иванова О.В. и Семёнова Е.В. д/с №3 «Берёзка», Левкина с. Новосёловка.
Атаева М.В. музыкальный руководитель МКДОУ д/с №3 «Берёзка» акцентировала внимание на то, что воспитатель подготовительной к школе группе поставила перед собой проблему, чтобы закрепить у детей навыки рисования на камушках. Считает, что цели достигнуты, дети умело использовали умения и навыки для достижения поставленных задач. Прослеживается связь с ранее изученным материалом. Педагог обладает педагогическим и методическим мастерством, речь образная, эмоциональная. На протяжении всего занятия было хорошо подобрано музыкальное сопровождение, воспитывалось чувство доброты, желание прийти на помощь. С ней согласились Воронина М.В. воспитатель д/с № 16 с. Сластуха, Матвеева Н.М. старший воспитатель д/с 3 «Берёзка», Антонова Ю.В. социальный педагог д/с №3 «Берёзка», Постникова с. Новосёловка.
В ходе обмена опытом старший воспитатель Вдовенко С.П. познакомила присутствующих с основными задачами, целевыми ориентирами и формами организации организованной и самостоятельной деятельности воспитанников при организации ОО «Художественно-эстетическое развитие».
После обмена мнениями по данному направлению работы в ДОУ, гости методического районного объединения совершили экскурсию по детскому саду. Особое внимание было уделено развивающей предметно-пространственной среде по художественно-эстетическому развитию: уголки ИЗО, театральной и музыкальной деятельности, зона по конструированию и дидактическим играм.
По окончанию РМО участники объединения поблагодарили педагогический коллектив детского сада № 2 «Улыбка» за интересные развивающие занятия с использованием инновационных технологий, пожелали творческих успехов.
Председатель РМО: Тарасова Т.Н.
Заведующий МКДОУ
детского сада № 2 «Улыбка»

Секретарь: Вдовенко С.П.
Старший воспитатель МКДОУ
детского сада № 2 «Улыбка»

Презентация на тему: Внедрение ФГОС посредствам модернизации основ системы образования ДОУ с приоритетом художественно – эстетическое развитие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Республики Башкортостан

Выступление

на РМО воспитателей Октябрьского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

на тему:

Подготовила: воспитатель

МБДОУ Детский сад №37

Щербакова Валентина Петровна

«Развивающая среда как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Правильное развитие и воспитание ребенка – залог наиболее полного раскрытия и реализации всех его интеллектуальных и творческих способностей, а также успешной социализации в будущем. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь. От уровня развития мелкой моторики напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Поэтому педагогам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики рук детей в любом возрасте.

Возможность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста расширяется при условии создания в группе развивающей среды. Развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, реализовать познавательные и коммуникативные потребности в свободном выборе.

В нашей группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы, совместно с родителями, оборудовали уголок, в котором имеется необходимый материал. Это разнообразные мозаики, конструкторы, пазлы, шнуровки, пирамидки, c тучалки, волчки, пособия по расстегиванию и застегивания пуговиц, замков, разного вида застежек – все в свободном доступе.

В работе по развитию мелкой моторики и координации движений кистей рук мы используем не только фабричные и стандартные игры, но и нетрадиционные материалы. Например, это игры с мелкими предметами: крупами «Сухой бассейн», «Золушка»; пуговицами «Бусы», «Нарисуй рисунок»; ракушками «Выложи дорожку», «Собери фигуру»; прищепками «Стирка», «Найди по цвету»; бигудями – липучие, используются как массажёр или конструктор, из мягких (гнущихся), выкладываем фигуры; счетными палочками – выкладывание предметных картинок; магнитами – придумываем сказки.

Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дети с большим удовольствием участвуют во всех этих видах деятельности, как на занятиях, так и самостоятельно. В рисовании используем: нетрадиционные техники, а также - трафареты, обводки, раскраски. Занятия лепкой для детей становится увлекательным времяпрепровождением. На занятиях аппликацией детей привлекают и радуют яркие цвета, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания. Не меньший интерес для детей представляет конструирование. Дети с огромным удовольствием сооружают многочисленные и разнообразные постройки.

Лучшие работы детей мы отправляем на всероссийские конкурсы и некоторые дети уже стали призерами и победителями этих конкурсов.

Не менее важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются, конечно же – пальчиковые игры. Пальчиковые игры решают множество задач в развитии ребенка. Они очень эмоциональны, увлекательны, дети с удовольствием принимают участие в играх.

Для родителей, проводим консультации, изготавливаем памятки, даем рекомендации, вывешиваем наглядную информацию.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получая поддержку и помощь родителей, мы продолжим добиваться поставленной цели.