Здоровьесберегающие технологии в доу на музыкальных занятиях. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в доу

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Дыхательная гимнастика

на музыкальных занятиях

Подготовила:

специалист по

реабилитационной работе

в социальной сфере

Осипова Ольга Сергеевна

Омск - 2017

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни - приходится вдыхать воздух чаще.

Поэтому основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

    укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);

    формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох - длинный выдох);

    тренировать силу вдоха и выдоха;

    развивать продолжительный выдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, может быть и самостоятельным видом деятельности. На музыкальных занятиях используются: дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет, часть - под музыку. При разучивании упражнения специалист вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.

В качестве речевого материала на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

    положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

    способствует восстановлению центральной нервной системы;

    улучшает дренажную функцию бронхов;

    восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

    исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

На музыкальных занятиях наряду с разработками Б. Толкачева и К. Бутейко возможно использование несложных упражнений А. Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова - оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой - короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные п р а в и л а:

    Вдох - громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).

    Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.

    Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца).

В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, поворачиваемся - нюхаем.

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

(по А. Н. Стрельниковой)

Упражнения основного комплекса

    «Ладошки».

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох - пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд.

    «Погончики».

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч да кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) - вдох!

Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса - выдох уходит пассивно. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Насос» («Накачиваем шины»).

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.

На счет «раз» слегка кланяемся вниз - руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины, ноги прямые.

«Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спила не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушел пассивно.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.

    «Кошка» (приседание с поворотом).

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь её немножко –

Сразу замурлычет... (кошка).

Г. Цуканова

Дети стоят ровно и прямо; ступни ног уже, чем на ширине плеч; руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.

На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем 1 раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти рук одновременно делают хватательные движения (кулачки резко сжимаются) - вдох!

Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идет» обратно, - выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку».

На счет «два» - в левой конечной точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают хватательное движение слева - с шумным и коротким вдохом через нос.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки - «Соедини локти!»).

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник - вдох!

Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха. Эго норма для ребенка 3-6 лет.

    «Большой маятник» («Игрушка-неваляшка»).

Наклонилась неваляшка,

Но упасть - не упадет,

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

Дети стоят ровно и прямо, голова слегка опущена (смотреть на ступни своих ног). Руки свободно висят перед собой кистями к коленям. Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся к коленям - вдох! (как в упражнении «Насос»). Возвращаемся в исходное положение (выдыхая и полностью выпрямляясь), но и слегка откидываемся назад, прогибаясь в пояснице, на счет «два» запрокидываем голову вверх и сверху, «с потолка», - вдох! Мы себя как бы обнимаем. Во время поклона нельзя низко кланяться, кисти рук не должны доходить до колен.

Получается так: руки к коленям - вдох «с пола», руки к плечам - вдох «с потолка».

Норма: 4 раза по 4 движения-вдоха.

    «Повороты головы» («Вправо-влево»).

Ёжик по лесу гулял

И цветочки собрал.

Справа - белая ромашка,

Слева - розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!

Их понюхают ребятки.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.

На счет «раз» слегка поворачиваем голову вправо - вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево - тоже вдох! Шею во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободна. Болевых ощущений не должно быть. Упражнение можно делать сидя.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Ушки» («Ай-ай», или «Китайский болванчик»).

Проказник мишка

Разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать,

Носом правильно вдыхать.

Дети стоят ровно и прямо, смотрят прямо перед собой, руки висят вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч.

На счет «раз» слегка наклонить голову к правому плечу - вдох! Затем, не останавливая голову посередине, на счет «два» слегка наклонить голову к левому плечу - тоже вдох! О выдохе но думать, он уходит в промежутке между наклонами-вдохами. Плечи не поднимаются. Упражнение можно выполнять сидя.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Маятник головой» («Малый маятник»).

Тик-так! Тик-так! Стучат часы,

И маятник качается.

У наших добрых малышей

День новый начинается!

Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз (посмотреть в пол) - вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в и. п.) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) - вдох!

Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Перекаты» (сначала с правой, затем с левой ноги).

Мы умеем танцевать,

Носом правильно вдыхать.

А теперь учиться будем

Перекаты выполнять!

Дети стоят ровно и прямо. Выставляют правую ногу, левая - сзади на расстоянии одного небольшого шага. Тяжесть тела посередине, руки висят вдоль туловища.

Из исходного положения перенести тяжесть тела на переднюю ногу. На счет «раз» делаем «пружинку». После этого передняя нога в той же позе тела выпрямляется в колене - выдох уходит пассивно. Плавно, не останавливаясь, переносим тяжесть тела на заднюю ногу.

На счет «два» делаем «пружинку». Одновременно передняя нога, не сгибаясь, привстает на носочек (на нее не опираться) - вдох! Сразу же после приседания задняя нога выпрямляется. Выдох пассивен. И сразу же опять переносим тяжесть тела на выпрямленную переднюю ногу.

Норма: 4 раза по 4 движения вдоха, не меняя положения ног. Затем все упражнение повторяется с другим положением ног.

    «Шаги».

Передний шаг или «Рок-н-ролл».

Праздник в детский сад пришел –

Все танцуют «Рок-н-ролл»!

Исходное положение, как в упражнении «Ладошки». На счет «раз» подняли согнутую в колене правую ногу, носок ступни «смотрит» в пол, на левой ноге слегка присели - вдох! Опустили правую ногу на пол; левая нога в этот момент тоже выпрямилась в колене - выдох. То же с левой ноги.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Задний шаг

На счет «раз» слега присели на левой ноге, правую ногу (согнутую в колене) отвели назад и как бы «хлопнули» себя правой пяткой по ягодице - вдох! Сразу после этого обе ноги выпрямились (заняли и. п.) - выдох!

«Два» - слегка присели на правой ноге, левую согнутую ногу отвели назад и «хлопнули» левой пяткой - вдох!

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие творческих и музыкальных способностей детей, сохранение а так же укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Система здоровье сберегающих музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий: - валеологические песенки – распевки, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии:

Дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

Артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.

Пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

Речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

Музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все используется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Вся работа проводится совместно с логопедами, физкультурным руководителем, воспитателями и обязательно под наблюдением медицинских работников ДОУ.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
- Валеологические песенки - распевки.
С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.
Например:
Доброе утро!
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.
положительно влияет на обменные процессы, играющиеважную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствуют восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Например:
1."Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

2."Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

3."Собачка" (закаливание зева)
И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- укрепление физиологического дыхания детей,
- тренировка силы вдоха и выдоха,
- развитие продолжительности выдоха.
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Например:
1."Жаба Квака" (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
2."Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
- Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Например:
1."Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
2.(Игровой массаж)
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
- Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Чем раньше дети начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывать то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают говорить, речь становится связанной, эмоциональной. Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей. Этот жанр им близок, понятен, интересен.
Например:
"Кошка"
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)
- Речевые игры.
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевые игры (речевое музицирование) необходимы, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию можно добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевые игры возможность пантомимы и театрализации. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Например:
"Дождь"
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
- Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности….
Классика:
01. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
02. И.С.Бах. "Шутка".
03. И.Брамс. "Вальс".
04. А.Вивальди "Времена года"
05. Й.Гайдн. "Серенада"
06. Д.Кабалевский "Клоуны"
07. Д.Кабалевский "Петя и волк"
08. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
09. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
10.И.Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
01. "Антошка" В.Шаинский
02."Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
03."Будьте добры" А.Санин
04."Веселые путешественники" М.Старокадомский
05."Все мы делим пополам" В.Шаинский
06."Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
07."Если добрый ты" Б.Савельев
08."Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
09."Настоящий друг" Б.Савельев
10."Песенка о волшебниках" Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
01.Л.Боккерини "Менуэт"
02.Э.Григ "Утро"
03.А.Дворжак "Славянский танец"
04.Лютневая музыка XVII века
05.Ф.Лист "Утешения"
06.Ф.Мендельсон "Песня без слов"
07.В.Моцарт "Сонаты"
08.М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
09.М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
10.К.Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
01.И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
02.Л.Бетховен "Лунная соната"
03.К.Глюк "Мелодия"
04.Э.Григ "Песня Сольвейг"
05.К.Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
01.Н.Римский-Корсаков "Море"
02.Г.Свиридов "Романс"
03.К.Сен-Санс "Лебедь"

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
- повышение уровня речевого развития
- снижение уровня заболеваемости
- стабильность физической и умственной работоспособности

Литература.
1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.
2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)
3. Кэмпбелл.Д. «Эффект Моцарта». (М.1999г.)
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. (Москва, «ВАКО», – 2004 г.)
5. Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр. М 2001г.)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20 «Алёнушка»

Здоровьесберегающие технологии

на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкальный руководитель

с. Патруши, 2016г.

Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Факторами, агрессивно воздействующими на хрупкие детские организмы, являются экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. , изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Н. Ветлугина подчеркивает, что пение развивает голосовой аппарат и речь, укрепляя голосовые связки, регулируя дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность ребенка.

В нашем ДОУ создана структура и содержание музыкально-оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с на основе игры

В соответствии с ФГОС, все здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно – ориентированного подхода, с учетом инициативы и интересов ребёнка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий, а именно:

1. Валеологические песенки-распевки

Поднимают настроение;

Задают позитивный тон к восприятию окружающего мира;

Улучшают эмоциональный климат на занятии;

Предупреждать заболевания верхних дыхательных путей;

С них начинаются все музыкальные занятия. Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы,) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Они направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.

2. Дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

Способствует восстановлению нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

3. Артикуляционная гимнастика

Способствует тренировке мышц речевого аппарата;

Развивает певческие способности детей;

Формирует артикуляцию различных звуков;

Совершенствует дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;

Развивает музыкальную память, запоминание текста песен, внимание;

Развивает чувство ритма;

Совершенствует пространственное ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата. В процессе выполнения артикуляционной гимнастики повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

4. Фонопедические упражнения

Способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей;

Стимулируют гортанно-глоточный аппарат;

Стимулируют деятельность головного мозга.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. мельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком

5. Игровой массаж

Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей;

Нормализует вегетососудистый тонус;

Нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

6. Логоритмика

Задачи логоритмики:

оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики, укрепление психического здоровья детей);

Образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений; формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности);

Воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма и темпа, способности воспринимать музыкальную образность, воспитание личностных качеств –дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе);

Развивающие (развитие основных психических процессов – памяти, воображения, внимания, любознательности, речи, мышления; развитие физических качеств – силы, ловкости, быстроты, гибкости; совершенствование координации движений);

Коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте).

Логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, кроме этого они способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки. К ним также можно отнести:

Пальчиковые игры

Развивают речь ребёнка;

Развивают двигательные качества;

Повышают координационные способности пальцев рук;

Соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;

Формируют образно-ассоциативное мышление.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «Пальчиковые сказки»- «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. , которые адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма. Пальчиковые игры соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто­нированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Речевые игры:

Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности;

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.

Гимнастика для глаз:

Способствует успокоению нервной системы ребенка

Активизирует мозговые процессы, чтобы мозг быстрее переработал информацию, полученную с помощью органов зрения

Способствует замедлению и остановке снижения зрения или развития астигматизма

Гимнастика для глаз - как способ коррекции и лечения заболеваний глаз, а также как способ профилактики, который незаменим и для здоровых глаз. Для создания игрового эффекта, гимнастика для глаз проводится в стихах, с картинками и под музыку.

Мимическая гимнастика:

Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

Познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;

Развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;

Усилить глубину и устойчивость чувств;

Разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

7. Ритмические игры с музыкальными инструментами

Эффективно влияют на развитие творческих способностей детей;

Развивают ритмический, тембровый слух;

Являются основой психологического благополучия и комфорта на занятии.

Игра на музыкальных инструментах – один из самых притягательных для детей видов музыкальной деятельности. Сама музыка ассоциируется у детей с инструментами. Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его окраске, тембру. Звуки окружающего мира для детей не просто шумы, а краска, образы этого мира, выражение «души», сути вещей, возможность контакта с ними. К таким музыкальным играм можно отнести темброво-шумовой . Аккомпанирование организуется по принципу ритмического подстраивания детей к пению или инструментальному звучанию, а также друг к другу. Такому подстраиванию не нужно учить специально, оно основано на природном чувстве ритма. В процессе игры природное чувство ритма у детей обостряется и совершенствуется. Для подобного аккомпанемента используются не только инструменты, но и любые предметы, способные издавать звуки (самодельные инструменты-игрушки из дерева, металла, стекла, бумаги). В результате игра на детских музыкальных инструментах обретает именно значение музыкальной игры в процессе которой у детей развивается чувство ритма, тембровый слух, чувство музыкальной формы и в целом эмоциональная отзывчивость на музыку.

8. Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально - личностной). Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Писхогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. К психогимнастике можно отнести:


Коммуникативные танцы и игры -

это танцы-игры с несложными движениями под музыку, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Основной задачей танецев-игр является включение детей в межличностные отношения, развитие социальных навыков их поведения и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребёнка. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные радостные эмоции. Формы коммуникативных танцев-игр:

1. Танцы со сменой партнёров;

2. Игры-пластические импровизации под музыку;

3. Двигательные импровизации в парах;

4. Игры —«зеркала»;

5. Танцы-игры в кругу

Коммуникативные танцы-игры направлены на:

Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

9. Музыкотерапия

Способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности;

Слушание правильно подобранной музыки:

    повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность уменьшает головную и мышечную боль восстанавливает спокойное дыхание

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности, в процессе проведения закаливающих процедур. С этой целью подобраны и сформированы следующие аудиосборники:

1. Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

2. Музыка для сна (Колыбельные)

3. Музыка для пробуждения после дневного сна

4. Музыка для релаксации

10. Ритмопластика

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим , они основаны на движениях под музыку, а это в свою очередь будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Занимаясь ритмопластикой с детьми можно акцентировать внимание детей на развитии чувства ритма или формирование двигательных навыков, развитие артистичности и т. д Однако, основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Таким образом все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии, используемые в совместной музыкальной деятельности педагога и детей так или иначе являются видами музыкальной деятельности, а следовательно помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического .

Успех реализации здоровьесберегающих технологий возможен только в условиях совместной деятельности всех участников образовательного процесса, а именно:

Воспитатели привлекают детей к активному пению в процессе режимных моментов;

Педагоги групп предлагают детям воспроизвести уже знакомые музыкальные игры в свободной деятельности, напоминая алгоритм действий.

Педагогами всех возрастных групп в течение всего дня осуществляется Музыкотерапия.

Для родителей (законных представителей) воспитанников с целью повышения их педагогической компетенции и развития валеологической культуры предлагается информационный материал (стендовый и ), а также в форме папок – передвижек о здоровьесберегающих технологиях, реализуемых в ДОУ.

В тесной взаимосвязи специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог) внедрение здоровьесберегающих технологий происходит системно, интегративно и соответственно результативно.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

Повышение уровня речевого развития;

Снижение уровня заболеваемости;

Стабильность физической и умственной работоспособности воспитанников ДОУ

Список использованной литературы

1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио» ( для детей дошкольного возраста), С. П., 1992.

2. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.

3. ""Методика музыкального воспитания в детском саду"", М., ""Просвещение"", 1989г

4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.:Сфера, 2008г.

6. Логоритмические занятия в детском саду. - М.:Сфера, 2004г.

7. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.:Аркти, 2005г.

9. Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ.// Справочник музыкального руководителя.2012.№0.С. 18.

10. ""Музыка детям"" :Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. - М., ""Просвещение"", 1985 г.

11. Развитие способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

12. , ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет"", М., ""Просвещение"", 1987 г.

13. , ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет"" М., 1988 г.

14. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009

15. « Музыкальное воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000.

18. Пальчиковая гимнастика – М.: АСТ», 2004.


Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка .
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Музыка воспринимаемая слуховым рецептором , воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности. Таким образом, музыка– одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
НАПРИМЕР
Фонопедические упражнения
Упражнение «Капризка»
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый я буду ныть, никого не слушать!
Затем дети сначала кричат: «А-а!»,
затем воют: «У_у!»,
а потом визжат: «И-и!»
Купили в магазине резиновую Зину, резиновую 3ину в корзине принесли. А.Барто.
Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.
Она сказала: -Ш-ш-ш-ш!
Потом сказала: - С-с-с-с!
3атем сказала: -Х-х-х-х!
Потом устало: - Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно: - К-к-к-к!
И так обычно: - Т-т-т-т!
Потом легонько: - П-п-п-п!
И очень твердо: - Б-б-б-б!
Музыкотерапия
Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности - Классические произведения:
1. Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка».
2. Вивальди А. «Времена года».
3. Гайдн И. «Серенада».
4. Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк».
5. Лядов А. «Музыкальная табакерка».
6. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо».
7. Мусоргский М. «Картинки с выставки».
8. Рубинштейн А. «Мелодия».
9. Свиридов Г. «Военный марш».
10. Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета).
Детские песни:
1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).
2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).
3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).
4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М.Минков).
5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).
6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
7. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).
8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляц­ковский, Б. Савельев).
9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Глад­ков).
10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).
11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Эн­тин, Г. Гладков).
Музыка для пробуждения после дневного сна - Классические произведения:
1. Боккерини Л. «Менуэт».
2. Григ Э. «Утро».
3. Дворжак А. «Славянский танец».
4. Лютневая музыка XVII века.
5. Лист Ф. «Утешения».
6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».
7. Моцарт В. «Сонаты».
8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов»,
«Рассвет на Москва-реке».
9. Сен - Сане К. «Аквариум».
10. Чайковский П. «Вальс цветов», «Зимнее утро»,
«Песня жаворонка».
11. Шостакович Д. «Романс».
12. Шуман Р. «Май, милый май!».
комплекс профилактических упражнений«ВЕСЕЛОЕ ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.З-з-з! З-з-з!Села нам на локоток,З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.З-з-з! З-з-з!(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчёлку ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!На весь лес он закричал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крыльяподнимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,стимулируя тем самым
гортанно-глоточный аппарати деятельность головного мозга)
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыко-терапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, Позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.