Значение скороговорки в развитии речи старших дошкольников. Скороговорки для развития речи

Консультация для родителей

«Развиваем речь с помощью скороговорок»

Лузина М.Е.

воспитатель МБДОУ№7 «Чебурашка», г.Зеленодольск, РТ

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать!

Начинайте с самых простых и легких скороговорок. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!

Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.

Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них.

2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека - в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.

В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.

При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. Даже если вы воспользовались услугами логопеда, желательно делать упражнения дома, помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых домашних занятий неплохо подойдут скороговорки.

Ответ на данный вопрос будет казаться легким не только взрослым, но и многим детям. Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.

Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.

Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

В русском фольклоре есть скороговорки содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:

«Дровоколорубы

Рубили дубы.

Стволы белодубовые,

Гладкотесовыструганные.»

«Сшит колпак, да не по-колпаковски;

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»

Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.

Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к. они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу. Примером такой словесной игры является перевертыш Д. Храмса «Иван Топорышкин». Такие упражнения подойдут развития для детей шести лет.

В чем поможет скороговорка

К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.

Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:

  • тренировка четкой дикции при произношении звуков;
  • решение проблемы косноязычия;
  • учит грамотно использовать слова;
  • увеличивает словарный запас;
  • развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.

Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.

Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.

Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей подготовкой к школе, где нужно будет воспринимать много информации на слух.

Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.

Знакомство со звуками

Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем буквам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.

Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».

Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.

  • воспроизведение звуков «с» и «з» требует сильного напора при выдохе воздуха;
  • из-за присутствия мягких вариантов «сь» и «зь», постановка требует больше этапов в процессе обучения.

Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:

  • «ш» для «щ»;
  • «т» и «с» для «ц»;
  • «т» для «ч».

Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» - достаточно проблематичный для большинства дошкольников, часто ставят уже в 6 лет.

Подготовим язычок к скороговорке

Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Сделайте с ним гимнастику для язычка, произнесите изучаемый звук.

  • При постановке звуков «ш» и «ж» проследите, чтобы ребенок сомкнул зубы и округлил, вытянутые буквой «у», губы. Пусть он вдохнет и длительно выдыхает воздух.
  • Когда можно перейти к звукам «с» и «з», то покажите ребенку, как нужно вытянуть губы в улыбке, попросите прижать кончик язычка к нижним передним зубам. Теперь снова вдыхаем и резко выдыхаем воздух.
  • При изучении звука «щ» важно чтобы ребенок прижимал язычок к верхнему нёбу, плотно должны быть прижаты к верхним коренным зубам боковые края языка. Зубы нужно держать сомкнутыми при выдохе.
  • Для звука «ц» подойдет следующее упражнение: зажать кончик языка между зубами, потом резко разжать зубы и убрать язычок внутрь рта, одновременно с выдохом.
  • Упражнение, которое поможет в освоении звука «ч», следующее: приоткрыть рот, язык упереть наверх, зубы разжать на ширину пальца, выдыхаем. Важно, чтобы язык не касался верхних зубов.
  • В помощь для произношения звука «л» будет полезно упражнение «болтушка»: зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца, нужно напрячь язычок, немного загнуть ковшиком и поочередно, быстро и медленно проводим по верхнему нёбу то назад, то вперед.
  • Когда будете ставить звук «р», полезным будет цоканье, прищёлкивание язычком. Это подготовит к вибрации языка при произношении «р».

Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.

Изучаем скороговорки

Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:

  • Подберите подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не берите сразу много, для детей хватит 2–4.
  • Медленно расскажите скороговорку ребенку и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.
  • Научите для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.
  • Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлера – пусть они четко шепотом подсказывают вам текст.
  • Постепенно начинайте произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.
  • Когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, чтобы разнообразить занятие, внесите в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.

Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.

  • Прежде чем, изучать скороговорку с ребенком, научитесь сами правильно её произносить. Ведь для дошкольников восприятие скороговорки происходит на слух, и вы должны правильно преподнести им информацию, иначе вы не сможете достичь развития.
  • Хорошей идеей будет представить занятие в виде игры. Вы бросаете друг другу мяч – скажите скороговорку и передайте мяч ребенку, теперь повторяет он.
  • Можно изучать скороговорку ненавязчиво – во время купания, когда одеваетесь на прогулку или в машине.
  • Повторяйте скороговорки ежедневно. Не пропускайте дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.

Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе. Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.

Галина Коновалова
Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи . Основной причиной развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим, то необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Из всех известных методик по развитию речи детей дошкольного возраста скороговорки являются самым древним, самым интересным, самым доступным из них. На своих ежедневных занятиях в детском саду проговаривание скороговорок я провожу в форме игры без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка, когда все участники процесса получают общее удовольствие.

"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например : "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

Приведу ещё определение из Толкового словаря В. И. Даля : «Скороговорка –частоговорка , чистоговорка, род складной речи , с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, неся отпечаток мифологических представлений, истории народа, они развивают чувство родного языка, содействуют преодолению косноязычия.

Как работают скороговорки : и забава, и польза.

Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи . Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.

Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки .

Их цель – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.

Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!

Кроме того, такие выражения – самый доступный, простой и легкий способ улучшения произношения, ведь их придумывали и оттачивали не одну сотню лет.

Какое значение имеют скороговорки для ребенка ? Они :

Учат малыша говорить четко и красиво;

Способствуют развитию памяти и воображения;

Обогащают словарный запас.

Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным , я хорошо подготовилась.

Сначала подобрала необходимые скороговорки – речевой материал для от-работки тех звуков, которые дети неправильно произносят.

После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произ-ношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость , а правильность и точность произношения.

Обязательно проговаривать текст медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы.

Главная ошибка на этом этапе – очень быстрое проговаривание, когда путаются гласные и смешиваются слова. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.

Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепо-том , не теряя при этом разборчивости речи .

Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.

Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.

Скороговорки бывают разные : и простые, и сложные по набору звуков.

Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит - неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких скороговорок .

Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции ; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче - попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук. Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составляет труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребенка.

Главное - не сложность скороговорки , а систематичность работы и пози-тивный настрой на работу у вас и ребенка.

Было проведено родительское собрание «Роль скороговорок в развитие речи дошкольников » , на котором обратила внимание на необходимость использования скороговорок для развития речи , дикции, правильного произношения у детей . Родителям предложила использовать упражнения со скороговорками дома в свободное время.

Таким образом, скороговорки - эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи .

Литература.

1. Дошкольное воспитание : научно-методический журнал, №4, 2004 год.

2. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки : популярное пособие для родителей и педагогов/Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 208с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. - Спб.,

Публикации по теме:

Первый раздел. Целевой. Пояснительная записка Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека.

Третий раздел. Организационный. Содержание рабочей программы реализуется через непосредственно образовательную деятельность (на занятиях.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача.

Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Роль скороговорок в развитии речи.

Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Конечно, серьёзные речевые дефекты - предмет сферы деятельности учителей-логопедов.

Но всё же чистое ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь - прежде всего заслуга семейного воспитания.

Скороговорки - своеобразный тренажёр , они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Скороговорки помогают избавится от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки .

Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.
Здесь я хочу отметить важность совместного проговаривания скороговорок с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии. Не следует требовать от ребенка проговаривания скороговорок на скорость.
Начинать разучивание скороговорки следует с очень простых и коротких стихосложений. Не надо для этого специально выбирать время. Это будет интересно делать в то время, если ребенок сидит у вас на коленках или рядом с вами, например, когда вы накрываете на стол или идете в магазин и т.д.

При разучивании скороговорки важно ясно, медленно и четко рассказать ее, затем повторить это несколько раз с небольшим ускорением и потом показать ребенку, что можно проговорить ее быстро.

Скороговорки – это коротенькие стишки, которые помогают развивать память у детей. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их очень хорошо применять для закрепления ряда поставленных звуков на логопедических занятиях.
Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.
Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.

Как работать со скороговорками?

Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.

Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).

Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.

Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык - они очень забавные и вкусные!

Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
***
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
***
Попугай сказал попугаю:
- Хочешь, я тебя попугаю?
Попугай сказал попугаю:
- Попугай, попугай, попугай!
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
***
Шит колпак не по - колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Некому колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
А неперевыколпакованный колпак
Не переколпаковывается никак.
А недовыколпакованный колпак
Недовыколпаковывается никак.


Ладыгина Юлия Евгеньевна

СКОРОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Одним из эффективных способов коррекционной работы по устранению речевых недостатков считаются скороговорки, также называемые чистоговорками . Скороговорки или чистоговорки – это несложный, небольшой по объёму, ритмичный, часто шуточный текст, используемый для тренировки правильной артикуляции звуков, развития речевого дыхания, фонематического слуха, плавности речи и интонации.

Несмотря на простоту скороговорок, эффективность их использования в занятиях с ребенком может быть достигнута только при соблюдении строгого алгоритма:

1. Предварительный этап . Он предполагает соблюдение принципа отбора дидактического материала. Перед началом работы по заучиванию скороговорок, нужно отобрать тот речевой материал, который не содержит в себе дефектно произносимые ребенком звуки.

2. Этап заучивания скороговорки. Работу следует начинать с простых, коротких, рифмованных фраз. Лучше произносить скороговорки перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется звук. Затем, эта необходимость пропадает, поскольку малыш начнет делать это автоматически. Вначале, скороговорку следует произносить очень медленно и четко, разбивая на слоги. Необходимо объяснить ребенку смысл непонятных слов, проиллюстрировать сказанное. Очень важно на данном этапе не допустить неправильного произношения звуков, как гласных, так и согласных. В том случае, если ребенок не может запомнить текст скороговорки полезно использовать приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием. Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Мнемотаблица – эффективный помощник при заучивании скороговорок. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию скороговорок увлекает детей, превращает занятие в игру . Так, например, мнемотаблица скороговорки (рис.1) «Саша шишкой шишку сшиб», будет выглядеть следующим образом.

Рис. 1

Мнемотаблица для скороговорки (рис. 2) «На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова на траве двора» может быть представлена в таком виде:


Рис. 2

3. Произнесение скороговорки беззвучно, артикулируя каждый звук . Работают только органы артикуляционного аппарата. Важно следить за тем, чтобы ребенок произносил скороговорку без голоса, а не шепотом или тихим голосом.

4. Произнесение скороговорки шепотом . Главная задача данного этапа, чтобы ребенок шепотом мог четко и понятно произнести всю фразу.

5. Произнесение скороговорки вслух, медленно . Затем, постепенно ускоряем темп произнесения.

6. Произнесение скороговорки шепотом, в быстром темпе .

7. Произнесение скороговорки с различной интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно .

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, полезно использовать пособия, в которых процесс заучивания скороговорки строится через игру: Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки», Е.В Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи», М.В. Смирнова «Скороговорки для развития речи», И.Г. Сухин «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков.

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям со скороговорками формируется правильность, четкость и выразительность речи. Текст скороговорок расширяет словарный запас детей. Работа со скороговорками способствует развитию памяти, внимания, несет положительный, эмоциональный заряд.