Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание. Развитие ребенка в десятый месяц жизни

Физическое развитие.
В весе ребенок за этот месяц набирает около 400 г.
В росте малыш увеличивается на 1,5 – 2 см.

Двигательная активность.
Малыш прекрасно сидит, поворачивается сидя, становится на четвереньки, хорошо садится из положения «лежа». Ползает во всех направлениях. Уже выучил все устойчивые предметы в комнате на которые можно опереться и встать. Малыш начинает требовать от мамы, чтобы она поставила его повыше, на стул например. Только обязательно держите малыша. Кроха тянется все выше. Его привлекают ступеньки, стулья, подоконники. Позаботьтесь о безопасности этих мест и недоступности их для ребенка. Кроха готовится сделать свой первый шаг. Малыш в этом возрасте может сделать несколько шагов, держась за мебель или стенку. Но после 2- 3 шагов возвращается в привычное сидячее состояние. Каждый малыш начинает ходить по своему. Некоторые пропускают момент ползанья и сразу становятся. Другие проходят все этапы подготовки по очереди. К неуемному любопытству малыша добавились навыки передвижения. Будьте осторожны. Кроха ползет везде, куда может попасть, тянет все, до чего может дотянуться, грызет все, что под рукой. Еще раз просмотрите квартиру и уберите опасные предметы. Ребенок может спокойно встать в кроватке, подтягиваясь за перекладины. Научившись этому действию ваш ребенок вдруг осознает, что кроватку можно раскачать. В этом возрасте одна из рук начинает доминировать. Вы сможете определить «правша» малыш или «левша». Умение рук совершенствуется. Кроха удерживает сразу два предмета в одной руке.

Общение. Социальное развитие.
Малыш в этом возрасте обожает, когда с ним общаются, разговаривают, играют. Он подражает звукам и действиям взрослых. Продолжает бояться незнакомых людей. Поиграйте с малышом в прятки. Вы заметите, как кроха сам прячет свое личико рубашкой или кофточкой и ждет реакцию. Если вы в этот момент будете говорить: «а где мой малыш?», то через некоторое время ребенок будет ждать этой игры. Малыш начинает стесняться. Чтобы ребенок не боялся незнакомых людей и помещений, почаще выносите его в новые места, знакомьте со своими друзьями, которых он не знает, обеспечьте ему общение с другими детьми. Кроха играется с водой. У него уже есть любимая игрушка. Любит танцевать под музыку с родителями.

Речь.
Кроха начинает называть свои и ваши действия, предметы. Это еще непонятные взрослым «детские», короткие слова. После какого – то определенного действия ребенок произносит определенное «слово», выражающее его эмоцию, реакцию. Развитие речи детей в этом возрасте сугубо индивидуально. Ребенок прекрасно понимает речь родителей. Нужно с ним разговаривать постоянно, как со взрослым, читайте ему стихи, рассказывайте сказки.

Интеллектуальное развитие.
Ребенок начинает понимать, что вокруг все существует не только в поле его зрения. В один прекрасный день он откроет для себя, что в коробке лежит игрушка, что мама, уйдя из комнаты, скоро вернется и т.д. Таким образом формируется ассоциативное мышление. Ребенок находит и запоминает связь между действиями. Малыш имитирует взрослых. Может чистить зубки, подносить ко рту кружки как это делают взрослые. Кроха способен выполнять простые просьбы. Начинает складывать пирамидку.

Тихий час
Проблемы со сном в этом возрасте может случиться из-за того, что за день малыш испытывает много новых эмоций. Поэтому перед засыпанием обеспечьте спокойную атмосферу и придерживайтесь «ритуала» засыпания. То есть: ванна, сказка, молочко, сон.

Приучение к горшку.
В десять месяцев можно начать приучать ребенка к горшку. Делать это стоит, когда кроха уверенно сидит. Запомните, когда штанишки становятся мокрыми и примерно в это время высаживайте ребенка на горшок. Создайте спокойную атмосферу, включите водичку в кране, повторяйте звуки типа «пи-пи» или «а-а», посадите кроху. Наберитесь терпения. Не надо заставлять ребенка сидеть на горшке, если он нервничает. Процесс приучивания ребенку к горшку не легкий, но рано или поздно он сделает свои дела в горшок. Если у крохи получилось, похвалите его.

Приучение к порядку.
Малыша надо приучать понемногу к порядку. Для этого все вещи после игры должны возвращаться на одно и тоже место. Превратите этот процесс в игру. Сначала сами кладите игрушки на место, показывая это действие ребенку. Потом понемногу приобщайте кроху к процессу.


не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Мария 08.04.2013 06:47
Ольге по по воду горшка:
В полтора года ребёнок становится самостоятельным,поэтому с моей первой дочкой я наткнулась на крутое упрямство и с горшком умучилась. А вот вторую дочку я высаживаю (понемногу, без перфекционизма) с рождения, а в 10 месяцев мы плавно перешли к сидению на горшке (вместо тазика или раковины) - всё это с удовольствием, как одна из любимых игр - просто замечательно и никаких нервов.

Ольга 12.01.2013 03:53
Какой смысл в 10 месяцев мучить ребенка на горшке, если дети до полутора лет (а то и до двух) не умеют физиологически контролировать (сдерживать) свои потребности?
К тому же, дети все разные. У кого-то в 10 месяцев сидят уверенно, у кого-то уже ходят, а у кого-то еще и не сидят без поддержки.
Считаю, что при выкладывании статей надо указывать, что они ориентированы на "усредненного" ребенка, рожденного в срок, без каких-то проблем в родах, имеющего совершенно определенный рост и вес. Иначе статьи бессмысленные

Элина 31.03.2012 16:12
Очень мило и понятно.Все дети разные и умения у них различаются,а в этой статье автор описывает,так сказать,"средние значения".Моя дочка ходит,но не ползает

валентина 25.01.2012 10:20
мне нравится!автор дает понять как правильно развивается ребенок!много есть чему поучится!мой ребёнок именно так развивается

Важно предоставить своему ребенку возможность заняться исследованием и изучением всего, что его окружает, поощрять всестороннее развитие крохи.

Быстрый и ловкий!

Ваш малыш уже умеет сидеть, поворачивать корпус, наклоняться, вставать, держась за опору, и передвигаться вдоль нее, залезать на невысокие предметы (кресло, диван), присаживаться и вставать из любого положения.

Способы передвижения у детей этого возраста могут существенно отличаться: один хорошо ползает, другой передвигается, держась за опору, а третий начинает ходить самостоятельно. Не стоит торопить события: ребенок сделает свой первый шаг, когда будет полностью к этому готов и физически, и психологически. Лучше основательно подготовиться к этому моменту, укрепляя мускулатуру, совершенствуя координацию движений и равновесие. Для этого подойдут физические упражнения, выполнять которые нужно каждый день.

Упражнение «Маятник». Это отличная тренировка для вестибулярного аппарата, работа которого и обеспечивает сохранение равновесия при ходьбе. Возьмите ребенка под мышки и раскачивайте из стороны в сторону, как маятник. Амплитуда раскачиваний может варьировать, только соблюдайте осторожность и не напугайте малыша. Покружитесь вокруг своей оси сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнение «Поехали!». Посадите кроху к себе на колени и совершайте коленями подпрыгивающие движения:

Ехали мы, ехали
В лес за орехами,
На кочку попали –
В ямку упали! Бух! (Нужно раздвинуть колени, чтобы ребенок как бы провалился в «ямку».)
Другой стишок к этой игре:
По кочкам, по кочкам,
По бугорочкам!
По узеньким тропинкам,
В ямку – бух!

Упражнение «К облакам». Держа малыша под мышки, поднимите его высоко: «Полетел самолет в небо, к солнышку!», а затем плавно опустите: «Самолетик вернулся на землю». Повторите несколько раз.
Такая зарядка доставит малышу море удовольствия и положительных эмоций.

Упражнение «Соберем игрушки» . На краешек дивана или журнального столика положите игрушки на небольшом расстоянии друг от друга. Чтобы дотянуться от одной игрушки до другой, кроха будет вынужден сделать маленький шажок, держась за опору. Так он будет передвигаться, пока не осмотрит все игрушки. Можно предложить малышу складывать по одной игрушке в корзинку. Дотягиваясь до предметов, ребенок тренирует пространственную ориентацию и координацию движений. Кроме того, взяв игрушки в руки, малыш отпускает опору, а значит – учится сохранять равновесие в положении стоя.

Игра с мячиком. Ребенок сидит или стоит. Дайте ему в руки небольшой мячик. Возьмите мяч из рук крохи, затем вновь отдайте ему, протягивая то справа, то слева, то сверху, то снизу. Повторите манипуляции 8–10 раз, не забывая при этом разговаривать с малышом, хвалить его. Хорошо, если это упражнение станет одной из любимых игр ребенка.

В период от 8–10 месяцев необходимо обеспечить малышу свободу движений, стимулировать его желание лазать, преодолевать препятствия, садиться и вставать из различных положений: детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый.

Десятимесячный ребенок способен координировать действия рук. Малыш раскладывает вокруг себя много различных предметов, по очереди с ними играет, разбирает предметы и находит интересующий. Ему нравится вкладывать кубики в коробочку, маленькую матрешку – в большую. Он может не только держать в каждой руке по игрушке, но и осуществляет с ними разные действия (стучит друг о друга, пробует ставить один предмет на другой, вкладывает меньший предмет в больший).

Для совершенствования этих навыков нужны соответствующие игрушки: кубики, стаканчики разных размеров, вкладывающиеся друг в друга; пирамидка, матрешка, деревянные бруски строительного конструктора, сортеры – емкости с прорезями для вкладывания фигурок. Прежде чем дать крохе игрушки для самостоятельной игры, нужно показать, как с ними действовать. Кроме основных функций игрушки, ребенок может обнаружить новые способы ее применения. Колечки от пирамидки можно разбросать вокруг себя, коробку сортера – потрясти, послушав, как перекатываются внутри фигурки, а стаканчиками-вкладышами – накрывать мелкие предметы. Понаблюдайте за игрой малыша, не мешая ему открывать новые возможности игрушек, придумывать и воплощать новые способы игры с ними.

Как взрослый!

Этот возраст интересен тем, что дети начинают копировать поведение и действия взрослых. Феномен подражания очень важен в развитии крохи – таким образом малыш познает окружающий мир, усваивает способы действия с предметами, образцы поведения в социальной среде.

Ребенок уже достаточно овладел движениями рук, кистей, пальцев и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Он протягивает руку при встрече с дедушкой (как папа!), машет на прощание ручкой или посылает воздушный поцелуй (как мама!), мешает ложкой кашу – словом, стремится совершать разные действия по примеру взрослых. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой.

Теперь важно показывать ребенку разные способы поведения и действий с предметами. И конечно, следить за собственными действиями и поступками, чтобы случайно не предоставить малышу нежелательный пример. На основе подражания организуйте ситуации, в которых ребенок может проявить свою самостоятельность.

Хорошие манеры. Малыш может самостоятельно пить из чашки, держа ее двумя руками. Попробуйте дать ему ложку – возможно, он будет пытаться черпать из тарелки. Предложите крохе вытереть рот салфеткой после еды.

В ванной. Дайте ребенку мочалку – пусть он натирается ею. При этом полезно проговаривать части тела: «Помой сам ручки, животик, ножки».

Изучаем окружающий мир

Возрастают любопытство и любознательность ребенка. Знакомство малыша с окружающим миром расширяет свои горизонты. Важно поощрять исследовательскую активность крохи, его стремление получить как можно больше новых впечатлений.

На прогулке. Гуляя с малышом, мама может немного рассказать ему о детях, взрослых, животных, встречающихся на пути. Можно собирать и рассматривать веточки, листочки, камешки. Обратите внимание крохи на форму и цвет собранных предметов. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это будет не только способствовать улучшению его двигательной активности, но и стимулировать развитие осязания. Возьмите несколько находок домой, чтобы их как следует изучить; только следите за тем, чтобы малыш не тянул эти предметы в рот. Пусть кроха узнает, что есть много интересного не только рядом, но и вдалеке от него. Посмотрите вместе, как садится солнце, покажите малышу облака и тучи, рассмотрите вечернее небо: как много там маленьких звездочек, какая круглая луна.

Упражнение «Величина, форма, цвет» . Приготовьте 4–6 предметов разной формы и величины: большой надувной мяч, кубики – большой и поменьше, маленькую игрушку (например, от «киндер-сюрприза»), ложку, машинку и т.д.

Подавайте предметы по очереди, называя их и обозначая цвет. Обратите внимание, как кроха держит разные предметы: большой мяч он возьмет двумя руками, маленькую игрушку – большим и указательным пальчиками, ложку зажмет в кулачке. Это говорит о том, что малыш способен координировать движения и правильно осуществлять захват предметов разного размера.

Игра «Дождик, дождик, пуще!» . В этом возрасте ребенка необычайно привлекает изучение свойств воды. С водой лучше всего играть в ванной во время купания.

В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в «тучку», нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: «Смотри, какой сильный дождь!».

Полезно переливание воды из небольшого стаканчика в ванну, пусть кроха сам попытается зачерпнуть водичку из ванны маленьким стаканчиком.

Воду можно впитать губкой. Незаметно вылейте на стол небольшое количество воды: «Ой, водичка пролилась! Давай мы сейчас вытрем лужицу! Посмотри, лужа становится все меньше и меньше. И вот стол снова сухой. Водичка впиталась в губку. Давай ее выжмем». Предложите ребенку вытереть воду самостоятельно при помощи губки. Таким образом, с помощью простых игр-манипуляций малыш познает разные свойства жидкости: впитывание, перетекание из одного резервуара в другой, осваивает понятия «мокрый – сухой».

Развиваем ручки и пальчики

Постепенно совершенствуются движения рук, что позволяет ребенку использовать предметы как орудия. Уже в 10 месяцев малыш координирует действия рук, когда каждая рука выполняет свою задачу: например, одной рукой он поднимает куклу, а другой – держится за опору. В этот период он более активно помогает при одевании: снимает носок, засовывает ногу в ботинок.

Предлагайте малышу большие предметы. Стройте вместе с ним башни из кубиков или строительного конструктора, научите нажимать на клавиши игрушечного пианино.

Тренировка мелкой моторики и развитие чувствительности пальцев влияют на интеллектуальную деятельность ребенка и развитие речи. Продолжайте устраивать крохе уроки рисования, лепки из пластилина.

Игра «Сюрприз в банке» . В небольшие емкости (подойдут пластиковые контейнеры для хранения продуктов) насыпьте крупу, в каждую емкость – разную. Крупа может быть любая: гречка, рис, пшено, манка, а также бобовые – фасоль или горох. Это будут сенсорные «ванночки» для маленьких ручек. Пусть малыш запустит руку в каждую банку и пошевелит там рукой, посмотрит, как сыплется крупа сквозь пальцы.

После ознакомления с игрой усложните задание. В каждую банку с крупой заройте по небольшой игрушке. Покажите ребенку, как надо разрывать крупу, чтобы найти сюрприз. Малыша может надолго увлечь такое занятие. Эта игра очень полезна для тренировки чувствительности пальцев. Кроме того, манипуляции с крупой обладают массажным эффектом, активизирующим рецепторы пальчиков и ладошек ребенка. Занятие должно проходить под присмотром взрослых, чтобы малыш не ел крупу или не вдохнул ее.

Упражнение «Шнурочки-узелочки». Вам понадобятся разноцветные шнурки. Несколько шнурков оставьте без изменений, а на некоторых завяжите по 4–5 узелков. Предлагайте крохе для ощупывания и изучения то гладкие, то узловатые шнурочки, чтобы он учился сравнивать полученные ощущения.

Во время купания. Приготовьте 2–3 небольшие губки или мочалки (желательно разной фактуры). Покажите ребенку, как нужно сжимать губку, чтобы потекла вода. Малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью. Усиливая или ослабляя нажим, кроха учится координировать свои действия и укрепляет кисти рук.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с песком, пальчиковая гимнастика – выполнение специальных упражнений для пальчиков в игровой форме, массаж ручек: поглаживание и растирание каждого пальчика, ладоней и кисти, перебирание четок из бусин и пуговиц. Перекладывание орехов, камешков, фигурных макаронин, ватных палочек помогает малышу в совершенстве освоить «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами).

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками, а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Первые слова

В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь.

Горячее и холодное. Позвольте малышу потрогать внешнюю сторону чашки с очень теплым чаем (теплым, а не горячим, чтобы ребенок не обжегся) и скажите: «Горячо! Чай горячий!», а затем кубик льда: «Холодно! Лед холодный». Вместо этих предметов можно использовать стаканы с теплой и холодной водой, горячую кашу и холодное молоко и т.д. Важно иллюстрировать эти понятия по очереди: например, сначала горячее, затем холодное.

Вверх – вниз. Медленно поднимайте ребенка в воздух, а затем опускайте его на землю, приговаривая: «Полетели вверх!», «Опустились вниз!». Положите кубик на шкаф, затем снимите его на пол, покачайте ребенка на качелях.

Большой – маленький. Положите большой мяч рядом с маленьким, покажите ребенку в зеркале, что мама большая, а малыш – маленький.

Мокрый – сухой. Сравните влажную губку с сухим полотенцем, только что вымытые волосы ребенка – с вашими сухими волосами.

Ребенок в возрасте 10 месяцев хорошо произносит цепи парных слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та» без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет.

Поощрять ребенка к разговору не менее важно, чем рассказывать что-либо ему. Если даже вы еще не разбираете ни одного произнесенного им слова, внимательно слушайте лепет и отвечайте: «Ах, как интересно!» или: «Думаешь, это так?», тем самым поощряя кроху на новые речевые эксперименты.

Посадите малыша к себе на колени и раскройте книгу. Прочтите стишок, небольшой рассказ или просто расскажите, что нарисовано на картинке, чем занимаются персонажи. Попросите ребенка показать названный предмет. Если на картинке животное, расскажите, как оно «разговаривает». Например, гусь – «га-га», собачка – «ав-ав», кошка -«мяу- мяу». Попробуйте установить связь между невнятными словами ребенка и теми предметами, которые они могут обозначать. Когда вам трудно перевести, что у вас просит ребенок, показывайте на возможные предметы («Ты хочешь мячик? Бутылочку? Пирамидку?»), предоставляя ему шанс ответить утвердительно. Вероятно, вы оба не раз будете близки к отчаянию, прежде чем просьбы ребенка станут более понятными, но если вы будете продолжать вести себя как переводчик, то это ускорит языковое развитие малыша. В то же время, кроха будет чувствовать удовлетворение от того, что его стараются понять.

Используя упрощенные взрослые выражения вместо детской речи, вы поможете ребенку быстрее начать говорить правильно: «Саша хочет бутылочку?» – это лучше, чем «Сяся хо ба-ба?».

Побуждайте ребенка отвечать либо словами, либо жестами, предлагайте ему выбор: «Ты хочешь хлеб или крекер?», «Ты хочешь надеть пижаму с мишкой или с машинкой?», а затем предоставляйте ему возможность жестом или голосом определить свой выбор, который затем вы должны назвать.

Малыш способен выполнять несложные просьбы и указания. В этом возрасте кроха может выполнить только одну простую команду. Вместо того чтобы попросить: «Пожалуйста, подними ложку и дай ее мне», попробуйте сформулировать просьбу в несколько этапов: «Пожалуйста, подними ложку», а когда ребенок это сделает, добавьте: «А теперь дай ложку маме».

Поощряйте вашего ребенка произносить слова, когда он использует невербальные средства общения (показывая, издавая неразборчивые звуки), чтобы выразить свое желание. Попросите его: «Скажи маме, что ты хочешь». Малыш затрудняется с ответом? Предложите ему выбор, например: «Ты хочешь мячик или грузовик?». Если вы по-прежнему получите невербальный ответ, назовите предмет сами: «Ах, ты хочешь мячик!», а затем передайте ему мяч.

Постарайтесь в следующий раз – таким же терпеливым и нетребовательным способом – активизировать ребенка на произношение звуков и слов.

Важные достижения десятого месяца:

  • ребенок переступает вдоль опоры, залезает на невысокие предметы, садится и встает из любого положения;
  • координирует движения, способен одной рукой держать игрушку, другой – держаться за опору;
  • быстро и ловко берет мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • наблюдая за взрослыми, подражает их жестам, выражениям лица, звукам;
  • обогащается понятийный словарь, лепет становится разнообразнее (новые слоги, звуки, звуковые сочетания);
  • начинает осознавать некоторые понятия: «горячо – холодно», «сухой – мокрый», «большой – маленький» и т.д;
  • любит изучать свойства разных предметов;
  • понимает и выполняет некоторые просьбы;
  • осознанно произносит первые слова: «мама», «папа», «баба» и др.

В среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие на десятом месяце

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой , так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь .

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие на десятом месяце

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш - «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки на десятом месяце

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

Речь

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день - про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись - киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Слух

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения на десятом месяце

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев . Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Первые зубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба , а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства на десятом месяце

Если к концу десятого месяца ребёнок:

  • не сбрасывает игрушки со стола;
  • не может махать головой в знак отрицания или согласия;
  • не машет ручкой «пока-пока» в знак прощания;
  • не повторяет (не имитирует) движения, которые показывают ему взрослые.

Ваш малыш растет, а его скорости набирают оборот. Дети-гонщики – именно так можно охарактеризовать малышей в этот период. Что бы они ни делали – играли, путешествовали по дому – карапузы демонстрируют энергичность и расторопность. Детям доставляет наслаждение игра в «догонялки». Если мама при этом аплодирует и хвалит маленького бегуна, он может повторить свой «забег» на бис.

Для крохи не представляет труда различить настроение окружающих. С некоторыми особо наблюдательными малышами могут даже случаться приступы ревности. Ребенок может расплакаться, если в центре всеобщего внимания вдруг оказался кто-то другой. Примерно в этом же возрасте малыш лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте положить ему нелюбимую еду, как он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете крохе под кофточку какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет нижний край одежки, и игрушка выпадет.

Учимся понимать друг друга

С каждым днем малыш все лучше понимать значение слов. Когда у него спрашивают: «Где мама?», «Где папа?», он переводит взгляд с одного родителя на другого. Кроха уже выполняет простые команды и, услышав: «Дай мне ложку», протягивает ее. Но будет лучше, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратится с просьбой в то время, когда сынишка или дочурка смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно делать, он будет с удовольствием играть снова и снова.

Начиная соединять звучание слов с их значением, ребенок строит свой образный словарь. И хотя большая часть детского лепета может быть всего лишь звуковой игрой, малыш уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Первыми словами девятимесячного карапуза, скорее всего, будут слова, обозначающие близких людей, или те, которыми мама сопровождает привычные действия.

На этой очень ранней «разговорной» стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют бурным восторгом и повышенным вниманием к своему говорящему чаду, ребенок начинает понимать, что правильно употреблять слова. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.

В играх ребенок также стремится к взаимодействию с родителями. Огромную радость доставит крохе игра в «телефон». Возьмите игрушечный аппарат и по очереди с сыном или дочкой говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: «Привет, как дела? Ты кушаешь кашу?» Потом передает трубку ребенку и говорит: «Теперь поговори ты». Очень скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои «фразы», перед тем как положить трубку.

Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев

К 10 месяцам большинство детей хорошо ползает. Теперь же им предстоит освоить еще один вид передвижения – медвежью походку (на четвереньках). Это своего рода переходная ступень от человека ползущего к человеку прямоходящему.

Маневрировать между препятствиями малыш учится на вытянутых руках и ногах. Достигнув цели, ребенок осторожно выпрямляется и начинает шагать вдоль подходящих предметов. Такая тренировка полезна для его мускулов и суставов. Она помогает равномерно нагрузить ноги и стопы и постепенно выработать чувство равновесия.

Однако в то время, когда одни дети заметно проявляют свои новые двигательные навыки – стоят, передвигаются, вскарабкиваются на ступеньки, слезают с дивана, другие, по мнению обеспокоенных родителей, как бы застывают в своем развитии. Если ваш малыш относится ко второй категории, волноваться не стоит: у всех малышей бывают вершины и относительные спады.

Развитие детей 10 месячного возраста как нельзя лучше характеризует фраза «шаг назад – два шага вперед». Возможно малышу, быстро усвоившему новое, необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, и только потом освоить что-то другое.

Вижу, слышу, ощущаю…

Многие дети 10 месячного возраста уже выбирают себе любимую игрушку. Забытый в гостях зайчик или плюшевый медвежонок способен создать в семье кризисную ситуацию. Если ребенка в отсутствие старого «друга» стараются утешить новой игрушкой, она яростно отвергается. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность представляется важным событием в развитии крохи. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.

Маленький человечек уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: звон ключей говорит карапузу о том, что пришел папа, а хлопнувшая дверь холодильника сообщает, что скоро ужин.

Ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но и немного умеет «планировать» свои действия. Если, например, перед его любимой машинкой поставить препятствие в виде другой игрушки, малыш оттолкнет игрушку в сторону и достанет автомобильчик. Нечто подобное проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи.

Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опытов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т.д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, его действия целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит.

Так же вы можете наблюдать у своего вашего чада еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать, как своеобразный вариант игры «в прятки». Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку.

Теперь, когда карапуз осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты» пряток». Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры – ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для крохи интерес, практически нет.

Занятия с ребенком 10 месяцев

Дайте любимому чаду коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Пусть там будут лоскутки грубой и шелковистой материи, включите в этот набор маленький квадратик линолеума, кусочек бархата или атласа, губку. Вынимая из коробки кусочки тканей и складывая их обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Разложите перед малышом игрушки, перевернув их вверх ногами, и посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей. Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть кроха попытается снять крышку. Если у него это не получится, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит старания. Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из трех игрушек и попросите карапуза дать вам ее. Если он сделает это правильно, изобразите бурный восторг.

Дайте в руки малышу цветной мелок или толстый цветной карандаш и покажите, как им можно оставлять следы на бумаге. В этом возрасте дети готовы и к встрече с красками. Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, и пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте. Сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубу.

Наблюдая, как кроха старается открыть коробочку или надеть колечко на пирамидку, не следует стразу бросаться ему на помощь. Вы видите, что данное действие малышу по силам, так пусть старается и дальше. Но не дожидайтесь разочарований: если ребенок взялся за что-нибудь непосильное, помогите ему.

Физическое развитие детей 10 месяцев

Покатите мячик к ребенку и, тогда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к крохе. Предложите другим членам семь присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как обратно сесть, помогите маленькому человечку, протянув ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите малышу возвращение в сидячее положение.

Дети любят следовать команды. Поддерживайте своего «подпрыгивающего» карапуза и командуйте ему: «Оп-оп!» Когда ребенок перестает прыгать, прекращайте командовать. Из этой игры может получиться забавная серия остановок и движений. Малыш будет получать удовольствие от слов, и в то же время такая игра будет полезной тренировкой для его мышц.

10 месяцев – это переломный этап в интеллектуальном . С этого момента кроха будет каждый день делать успехи в своем развитии, это может быть и обучение новому навыку, и новые движения, и новое слово. Малыш уже хорошо понимает и связывает слова с предметами и действиями , он может выполнить простую просьбу, о которой вы ему скажете, например, «возьми куклу Дашу» или «дай зайчика». Малыш уже умеет махать «пока-пока», здороваться, он учится имитировать звуки и повадки животных, например, показывает, как кошка лакает молочко, может говорить звуки: «му», «га-га», «да». Кроха отвечает положительно на ваш вопрос словом «да», а вместо «нет» пока еще качает головой. Можете уже разучить с ним простой стишок:

«Гуси-гуси!

— Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!»

Ребенку 10 месяцев

Ребенок с удовольствием листает книги, рассматривает картинки, чтобы он не рвал их – покупайте их с толстыми картонными страницами. Детям очень нравятся книжки с пищалками, движущимися глазками, мягкие развивающие с липучками, застежками, отделанные разными по фактуре материалами, музыкальные книги.

Кроха осваивает новые двигательные навыки , он уже умеет ходить вдоль опоры, садится из положения стоя, некоторые малыши уже ходят за одну ручку, к концу 10го месяца особо шустрые малыши уже начинают ходить самостоятельно или делать перебежки от одной опоры к другой. Кроха уже умеет слезать с дивана, стула. Он становится очень любопытными, осваивает пространство всей квартиры, если его интересует какой-то предмет, он доползает до места, затем встает и тянется к интересующей его вещи. Малыш уже может манипулировать двумя предметами сразу, нажимает кнопки на детских пианино, катает машинку, перекладывает предметы из одной емкости в другую. Ребенок показывает игрушки по вашей просьбе.

Уже в самый раз пора заниматься воспитанием крохи, приучать его к порядку, чистоте . Показывайте и произносите названия всех своих действий, рассказывайте, что прежде чем играть новой игрушкой, нужно сложить на место старые. Учите кроху правилам гигиены: объясняйте, что по утрам нужно умываться, чистить зубы, мыть ручки перед едой, перед сном принимать ванну. За столом учите кроху правильно себя вести, малыш уже вполне может сам кушать ложкой (обычно кормление идет в две руки, малыш ест сам, а мама еще параллельно докармливает), пить из чашки или поильника. Уже пора задуматься об отлучении от бутылочки и пустышки.

Грудничок еще нуждается в мамином молочке, но вы уже можете заменить некоторые кормления прикормом и убрать таким образом несколько дневных кормлений , но в принципе любой прикорм кроха еще может запить . Рацион крохи можно расширить рыбным пюре. Но будьте внимательны, если малыш – аллергик, то стоит подождать с рыбным прикормом до года, так как этот продукт считается сильным аллергеном. В кашу уже можно добавлять сливочное масло, кроме круп можно вводить в меню малыша вермишель-паутинку, варить молочный и овощной супчик с нею.

У крохи уже и 2 нижних . Разнообразьте его меню блюдами, которые необходимо жевать: приготовьте фрикадельки, суфле из мяса, творог можно давать в виде запеканки, пудинга. Если кроха уже научился жевать, то предлагайте ему вместо овощного пюре салаты из сырых протертых овощей и фруктов, например, яблоко с морковью, тертая капуста и др. Ребенок в 10 месяцев прибавляет 400-450 грамм в весе и 1,5 см в росте.

В 10 месяцев многие мамы уже чувствуют моральную усталость, они устают от частых кормлений, бессонных ночей . Для того чтобы не упасть духом, уделяйте себе время, малыш уже кушает прикорм и вы должны выделить время для себя: займитесь спортом или танцами, сходите в парикмахерскую, в магазин на шоппинг. Вы уже можете выводить малыша на прогулки не только в парк, но и в город. Наденьте на кроху вожжи и погуляйте с ним по городской площади. Такие выходы в свет будут стимулировать вас красиво одеться, накраситься, сделать прическу. Попросите мужа вывести вас в кафе, сходите вместе в гости. Главное, чтобы вы получали от материнства только положительные эмоции, ребенку будет лучше, если вы будете давать ему качественное общение, а не количественное, когда мама проводит с ребенком целый день, но при этом так устает, что не успевает даже просто проиграть с крохой, забывает о муже и о себе, как личности.