Дымковская игрушка. История

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Ранее, в разделе «Рукоделие » и подразделе « » мы публиковали статью «Лепка из глины «, где описывали некоторые основы, которые касаются этого процесса. И в одном из комментариев появилась просьба рассказать подробнее про одну из разновидностей способов лепки из глины — про дымковскую игрушку. Ответный комментарий в виду большого количества данных превратился в эту статью — «Дымковская игрушка — основы изготовления «. О чём, соответственно, мы и поведём дальше речь.

Сразу стоит сказать, что по-настоящему создание дымковской игрушки может быть освоено у потомственных мастеров из села Дымково Кировской области, где эти традиции передавались из поколения в поколение и так далее. Так что каких-то особых тайн в статье вы не найдёте. Зато мы постарались определить самые основные основы — чтобы любой человек смог взять их и сделать игрушку. Соответственно, если нам это удалось / не удалось, пишите, пожалуйста, отзывы — чтобы можно было провести коррекцию материала при необходимости. Ну а теперь приступим.

Дымковская игрушка — основы изготовления на самом деле очень просты. Если говорить вкратце, то все древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск и так далее. И отнюдь не потому, что наши древние предки любили пошуметь (хотя и это тоже 🙂) Так, считается, что злые духи очень не любят шум. Естественно, при наступлении весны, когда приходит пора сельхозработ, злые духи совершенно не нужны на полях и огородах. Тогда как за зиму на земле накопилось порядочно нечисти (зима вообще, как говорят, пора тёмных сил). И наши предки старались как могли справиться с этими злыми духами. В частности, организуя праздники, где необходимо было очень громко шуметь, свистеть, стучать и так далее. Духи пугались шума — и исчезали. Миссия была выполнена.

Дымковская игрушка — это одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Так, у вятичей (славянского племени из этих мест) была традиция праздника «Свистопляска». Как видно из названия, праздник явно шумовой и противо-нечистный. Соответственно,

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, к которому и приурочивали их изготовление и продажу. К древнейшим видам дымковской игрушки, вероятно, нужно отнести шары, или «шарыши» Сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые, с катающимися внутри горошинами, они издают звук погремушки, красивы по цветовым сочетаниям: по черному фону нанесены ряды белых, красных и сиреневых или белых, голубых и коричневых пятен — горошин.

Помимо шумовых функций, катание глиняных шаров на Свистопляску было поздней модификацией древнего обряда: заклинания плодородия - катания яиц. Древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют и свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных. Это небольшие по размеру фигурки с характерными признаками животного спереди и коническим завершением в виде свистка сзади.

То есть, изначальная особенность дымковской игрушки — это способность издавать шум, свист. На сегодня «шумливость» — это не обязательный атрибут дымковской игрушки. Но цвета и формы современных игрушек сохранены достаточно точно.

Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Постепенно забывался смысл отдельных деталей: золотое шитье на платьях, золото эполет и орденов становились непонятными пятнами, делавшими фигуру красочной и выразительной. Они даже переходили туда, где уже не имели никакого смысла - на козлов, оленей, индюков, придавая им своеобразную наивную красоту, веселую и жизнерадостную. Постепенно эта декоративная сторона дымковской игрушки выступала все сильнее и, наконец, превратила ее в то, что мы имеем сейчас, - чисто декоративную скульптуру.

Соответственно, отличительные черты дымковской игрушки:

  • специфические стилизованные формы
  • белый фон
  • яркая раскраска.
  • по-возможности — способность издавать шум, свист.

Конечно же, знатоки и специалисты могут назвать нам ещё сотню (а, может, и не одну) отличий дымковской игрушки от других. Но для нашей цели — основ изготовления дымковской игрушки — эти отличия не пригодятся. Ну а мы, собственно, переходим к основному разделу:

Основы изготовления дымковской (вятской) игрушки

Как, наверное, вы уже поняли, процесс изготовления дымковской игрушки проходит в 2 больших этапа:

  1. Создание собственно формы.
  2. Раскраска этой формы.

Начнём с первого шага. Традиционно для создания формы дымковской игрушки использовалась местная глина и речной песок. Естественно, глина из реки Вятка не всем доступна, поэтому люди пользуются заменителями. Если ваша цель — точное воспроизведение традиции дымковской игрушки, то нужны красная глина и песок, а также обжиг изделия в муфельной печи. Подобные способы обработки глины не всем доступны, поэтому мы ещё больше отклонимся от заветов предков 🙂

Итак, материалы для создания дымковской игрушки.

В принципе, можно использовать любые доступные вам материалы:

  1. Если вам доступна художественная глина — то можно использовать её — только учитывать, что готовые изделия боятся воды. Также нужно учесть, что глина достаточно долго сохнет (а её нужно высушить перед раскраской).
  2. Если вам доступен пластилин — это также нормальный материал. Но ввиду его водооталкивающих свойств это не самый хороший вариант, так как покраска пластилина — это то ещё удовольствие.
  3. В современных условиях лучше всего, если вам доступна самозатвердевающая полимерная глина . В художественных магазинах продаются такие брикеты разных цветов, с которыми работаешь как с обычной глиной — но не нужно обжигать, эта глина полимеризуется и не боится воды. Также при работе с такой глиной руки должны быть влажными.
  4. Кроме того, более экономичный способ — это дымковская игрушка из солёного теста . Подробнее про солёное тесто можно прочесть в нашей статье «Солёное тесто — рецепты и способы лепки «. Если вам не нужна мега-точность и утончённость художественных форм готового изделия, то это отличный материал. Хотя также достаточно долго сохнет.

Поскольку все четыре типа материалов сходны по пластичности, особо останавливаться на их отличиях не будем. Каждый, кто возьмёт в руки материал и сделает несколько пробных игрушек, самостоятельно определит недостающие моменты. Мы остановимся на общем процессе лепки дымковской игрушки.

Процесс лепки дымковской игрушки.

Этот процесс можно подразделить на несколько шагов.

Нулевой шаг — это выбор образца , готового изделия, которое вы хотите скопировать. Если вам не нравится копирование — можно импровизировать сразу. Но более логично сначала скопировать несколько готовых и наиболее понравившихся изделий. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму. Выделить «придатки» — хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы — всё, что крепится к основе.

Первый шаг — это создание основы . Каждая дымковская игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы — туловища. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера. Затем деформировать этот шарик (вытянуть, сплюснуть, стянуть) в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки. Чем плавнее происходит деформация, тем более хорошей получится форма, она не будет иметь выемок, сколов и прочих дефектов быстрого растяжения.

Второй шаг — это изготовление придатков . Вы не поверите, но основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. То есть, нужно скатать шарик и постепенно деформировать его в сторону нужной формы. Кстати, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: первые несколько игрушек — это учебные игрушки. Так что особых требований к качеству при их изготовлении у вас быть не должно. Требования к точности форм, утончённости и гармоничности должны появляться лишь при наличии небольшого навыка работы с глиной.

Третий шаг — соединение придатков с туловищем. Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем.

Теперь можно добавить всяких украшений — колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать. А пока она сохнет, воспользоваться паузой и подобрать себе цвета, которыми вы собираетесь раскрашивать дымковскую игрушку.

Про подбор красок и цветов для дымковской игрушки.

Цвета в дымковской игрушке в основном яркие, баночные — не смешиваемые. Если вы хотите подробнее узнать про смешивание цветов (например, про то, как получить красивейший фиолетовый цвет вместо грязи) — то вы можете прочесть статью «Как получить нужный цвет? «. Но если вам не жалко купить обычные краски по керамике на основе акрила в художественном магазине, то это будет более простой путь. Вам понадобятся любые нравящиеся вам яркие цвета — жёлтый, красный, чёрный, оранжевый, синий, зелёный, фиолетовый.

Естественно, традиционно для раскраски дымковской игрушки использовали натуральные красители на яйце, молоке. Затем — темперу. Но поскольку мы не соблюдали исконную технологию при создании заготовки, то зачем соблюдать её сейчас?

Итак, акриловые краски — отличный вариант для дымковской игрушки. Кстати, при особом старании ими можно справиться даже с пластилином. Плюс их важный плюс по сравнению с, например, гуашью — краски быстро сохнут и становятся очень прочными. Так что когда вы будете рисовать по белому фону, он не будет смешиваться с новыми цветами. Ну а если вы выбрали гуашь — будьте готовы к тому, что белый цвет фона будет взаимодействовать с другими красками. Особенно если вы будете водить кисточкой в одном месте дольше одного мазка.

Следующий этап — раскраска дымковской игрушки.

Который, в свою очередь, делится на

  • нанесение белого фона
  • окончательную разрисовку.

Нанесение белого фона — важный процесс. Если его не нанести хотя бы в один слой, то все ваши цвета, которыми вы будете раскрашивать эту игрушку, окажутся намного более блеклыми, чем если бы под ними был белый фон. Поэтому покрыть заготовку белым в 2-3 слоя — это не прихоть, это суровая необходимость 🙂

Соответственно, после высыхания фона начинаем раскрашивать игрушку. Если вы не уверены, то для начала теми же цветами, какие будут использоваться в игрушке, можно раскрасить несколько фигурок на бумаге. Это даст возможность

  • а) немножко потренироваться
  • б) в большей степени определиться с желаемым сочетанием цветов.

Итак, в раскраске традиционно нуждаются: глаза, волосы (если это человек), предметы одежды или естественных покровов (перья, шкура). Также можно раскрасить декоративные элементы типа бугорков, валиков, канавок, если вы их делали. Если нет — то можно их нарисовать прямо поверх заготовки.

Кстати, в разукрашивании игрушки, вполне возможно, вам понадобятся наши советы из цикла статей Как научиться рисовать? Легко! И в особенности раздел про силовые линии в рисунке.

Вот и всё! Дымковская игрушка вылеплена и раскрашена! Осталось высушить, при желании покрыть экологичным лаком на водной основе -и радоваться!

Дымковская игрушка — от простого к сложному.

Если говорить методически, то наиболее правильно начинать лепку игрушек с самых простых форм. То есть, вероятность получить полную ерунду в том случае, если вы выбрали для первой лепки, например, всадника, намного больше, чем если бы вы выбрали, скажем, свинку.

Принцип выбора игрушек, более простых в изготовлении : у них много туловища и мало «придатков». То есть, чем больше в игрушке туловища и чем меньше ножки, ручки, хвостики (а в идеале, если они вообще прилегают к телу и обозначаются только на рисунке), тем легче будет эту игрушку по первах делать.

И, наоборот, принцип выбора более сложных игрушек — появление длинных конечностей, шей, огромных хвостов и прочих «придаткообразных» выступов.

Дымковский колокольчик:

Свинки — отличный начальный этап, состоят из туловища и очень коротких лапок-пяточков-ушек.

Свинки из 1950-х годов:

Оригинальная игрушка 30-х годов прошлого века (как видите, примитивизм и стилизация — основа дымковской игрушки):

Современный вариант этой игрушки (намного меньше примитивизма и стилизации):

Более сложная модификация этой игрушки (конёк-мутантик):

Ещё более сложная модификация этой игрушки (конь-горыныч):

Следующий этап усложнения (вообще неизвестное животное 🙂) из 1900-х годов:

Эта же игрушка — но в современном исполнении:

Удачного творчества!!!

Итак, как вы, наверное, заметили, процесс изготовления дымковской игрушки прост и логичен.

И, естественно, ведь созданием этой игрушки издревле занимались не профессиональные художники, а исключительно любители. Так что дымковская игрушка по плечу каждому!


Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.

Самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Процесс изготовления дымковской игрушки

Президент России Д.А. Медведев расписывает дымковскую игрушку

Технология изготовления Дымковской игрушки

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка Дымковской игрушки.


Лепка Дымковской игрушки


Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг Дымковской игрушки.


Сушка и обжиг Дымковской игрушки

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах . Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.


Обеливание игрушки


После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея . Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Роспись Дымковской игрушки.

Финальная часть процесса - роспись .

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Роспись игрушки

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке .


Технологическая нить прошлого Дымковской игрушки

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:

1. Подготовка красной глины к работе.

Дымковская игрушка - одна из визитных карточек не только лишь Вятского края, где её изготавливают, да и всей России-матушки. Она имеет фактически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно-белые глиняные фигуры с колоритными неподражаемыми рисунками завоевывают сердечко того, кто их лицезреет, раз и навечно.

Дымковская игрушка. История

Для малышей нет большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку. И, смотря на это, охото смеяться и балагурить, так как калоритные краски и контрастные картинки настраивают на очень положительный лад, как молвят наши современники. А наши праотцы, которые это волшебство выдумали, произнесли бы, что таковой игрушке сердечко радуется!

Разработка производства этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (на данный момент Кировская область), в гончарной слободе под заглавием Дымково, порядка 400 годов назад. Тут и появилась дымковская игрушка. Козлик, петушок, баран, баба в ярчайшем сарафане – вначале, в главном, дамы и животные служили моделями для будущих расписных поделок. Позднее сюжеты расширились, появились мужские фигуры и детские, карусели и целые скульптурные группы. Разработка производства передавалась по наследию. Сначала промысел этот был семейным делом, а позднее им стали заниматься только дамы.

Праздничек «Свистуньи»

Толчком к появлению этих уникальных фигурок послужило празднование «Свистуньи». Конкретно для этого праздничка изготавливалась дымковская игрушка. История, для деток и взрослых небезынтересная, так ведает о появлении этой традиции.

Начали отмечать сей день в память о погибших в 1418 году вятчанах и устюжанах. Сначала каждый год справляли тризну по погибшим. Позже она переросла в народное гуляние, сопровождавшееся свистом из глиняных свистулек. Для этого праздничка и навострились местные мастера делать калоритные и голосистые фигуры, которые позднее получили заглавие «дымковская игрушка». История, для малышей и их радостного свиста начавшаяся, получила продолжение, так как свистульки эти полюбились и взрослым. А позднее к ним добавились игрушки.

В конце девятнадцатого века изготовка дымковских игрушек закончилось. И исключительно в 30-х годах двадцатого века возродилось вновь.

Разработка, по которой делалась дымковская игрушка

История, для деток и взрослых рассказанная, поведала о том, когда и с какой целью делались расписные глиняные фигуры на Вятчине, но в ней не было сказано о том, как они изготавливались.

Лепили их из красноватой глины, потом просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигуры покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Классические цвета: ярко-красный, желтоватый, голубий, зеленоватый. Набросок – геометрический (круги, ромбы, полосы, клеточки) с добавлением цветочных мотивов. Чтоб цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яичком.

Дымковская игрушка в наши деньки

Сейчас древний вятский промысел пользуется широкой известностью и популярностью в нашей стране и за её пределами. Для нас это таковой же знак родины, как Гжель, Палех, Хохлома. В центре городка Кирова установлена скульптурная композиция «Семья», изображающая игрушки, прославившие эти места. В 2011 году был открыт музей, главной и единственной темой которого стала дымковская игрушка. Танец с аналогичным заглавием ставят в детских и взрослых танцевальных коллективах по всей Рф.

Будем надежды, что еще долгие и длительные годы мы, наши детки и внуки будут наслаждаться этими радостными и наряженными статуэтками.