Когда начинает видеть новорожденный малыш. Развитие слуха у ребёнка

1 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок?

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: МИМИКА И РЕЧЬ

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления» - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

ЗАЛОГ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическомразвитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

ЗАНЯТИЯ В ВОДЕ

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ЗРЕНИЕ И СЛУХ

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

2 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок в 2 месяца ?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление, ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

ПРОБУЕМ НА ВКУС

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок , если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

МАССАЖ И «САМОМАССАЖ»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж, можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели . Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс. Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

РАЗВИВАЕМ СЛУХОВУЮ АКТИВНОСТЬ

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

3 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок ?

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные или ритмизированные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

ПОИГРАЕМ?

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

Ну вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда молодые родители забирают новорожденного ребенка домой. Склонившись над кроваткой, мама и папа разглядывают свое ненаглядное чадо.

И тут возникает закономерный вопрос. А видит ли малыш своих родителей и слышит ли он звуки, со скольки новорожденные начинают видеть и слышать? Да, конечно, не все сразу начинают разбираться в особенностях детского организма. Особенно если рождается первенец. Ниже постараемся дать ответ на вопрос о том, когда начинает видеть и слышать новорожденный.

Что со слухом

Многим знакома ситуация, когда, еще находясь в роддоме и потом уже дома, малыш спит, даже при громких разговорах, плаче других детей или других подобных звуках. Родители задаются вопросом о том, через сколько новорожденные начинают видеть и слышать.

Врачи уже давно установили, что слух развивается еще при внутриутробном развитии. Уже с 17 недели беременности малыш способен слышать определенные звуки, производящиеся материнским организмом.

Многие считают, что как только ребенок родился, он ничего не слышит, и родители часто задают вопрос о том, когда новорожденный начинает видеть и слышать.

Малыш способен слышать звуки. Только в силу физиологических особенностей он не реагирует на тихие и негромкие. Но если чем-то резко хлопнуть, ребенок вздрагивает.

Соблюдайте тишину

Интересный факт! Уже через несколько часов после рождения малыш по-разному реагирует на голоса. При звуках маминого голоса ребенок успокаивается.

Сейчас всем новорожденным проверяют слух еще в родильном доме специальным прибором. Обследование повторяется, когда ребенку исполнится 1 месяц, но уже в поликлинике.

В любом случае малыш вскоре начинает реагировать на множество звуков. И если совсем недавно он мог спать и в шумной комнате, в месяц уже следует обеспечить ребенку тихое помещение для отдыха.

Не стоит думать, что если чадо не реагирует на звуки, то можно и телевизор погромче включить. В таком случае сон ребенка будет поверхностным и малыш полноценно не отдохнет. Не кричите и не издавайте возле него резких звуков. Этим вы вызовете беспокойство и плач малыша.

Развиваем слух

Практически с самого рождения, когда начинает видеть и слышать новорожденный, с ним можно заниматься развитием слуховых способностей.

Для этого просто как можно чаще разговаривайте с крохой, пойте ему детские песенки и потешки. Избегайте резких звуков, в особенности криков и скандалов.

Часто родители включают фоном телевизор, считая это развлечением для себя. Но не стоит увлекаться этим или делать слишком громкий звук. Такая нагрузка слишком сильная для малыша, может вызвать у него переутомление и, соответственно, капризы, плохой сон и плач.

А что малыш видит

Конечно, любую маму волнует вопрос о том, когда начинают видеть и слышать новорожденные дети. Женщина наклоняется над обожаемым карапузом и думает, а видит ли ее малыш.

В родильном доме глазки малышам проверяют с помощью светового луча. При попадании света нормально развитый зрачок уменьшается.

Новорожденный не способен пока различать предметы, но может видеть светлые и темные пятна. Но уже буквально через месяц ребенок будет видеть черты окружающих предметов с расстояния около 30 см.

Поэтому при подвешивании игрушек или показе погремушек всегда рекомендуют придерживаться данного расстояния. Но вот мир малыша в это время черно-белый.

Современные издатели книжек для малышей даже выпускают экземпляры с черно-белыми картинками.

В любом случае, в то время, когда начинает видеть и слышать новорожденный, самым любимым звуком будет голос мамы. А наиболее интересный предмет, привлекающий малыша, - лицо. Причем многие психологи даже рекомендуют на время бодрствования малыша закреплять в поле его видимости нарисованное изображение лица.

Как развивается зрение

Задав вопрос педиатру о том, во сколько новорожденный начинает видеть и слышать, мамы поймут, что в возрасте до 1 месяца нет смысла показывать ребенку разноцветные игрушки. Ведь сейчас в глазах малыша все черно-белое.

Прогрессивные производители даже стали уже выпускать такие игрушки. Особенно привлекают внимание полосатые вещи.

1-3 месяца

Если сравнивать со взрослым, то уровень зрения малыша составляет 50% от нормального варианта. Постепенно появляется способность различать световые пятна. Можно показывать разноцветные игрушки, но в черно-белых тонах они больше привлекут внимание ребенка.

3-6 месяцев

Зная, во сколько новорожденный начинает видеть и слышать, можно правильно строить свои занятия. Так, в три месяца малыш способен отличить красный и желтый цвета. Поэтому показывайте погремушки с преобладанием именно этих оттенков.

В три-четыре месяца можно вешать разноцветный мобиль. Помимо тихого звукового сопровождения, на которое уже реагирует малыш, такая игрушка привлечет его яркими узорами. Очень интересуют ребенка в этом возрасте различные росписи вроде жестовской или хохломы.

После 4 месяцев малыш способен различать такие основные цвета, как красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.

Оттенки глаз еще не способен отличить. Да и в более старшем возрасте этому необходимо учить. Ведь многие взрослые, особенно мужчины, мало ориентируются в таких цветах, как бирюзовый, лиловый или салатовый.

6 месяцев

Зрение становится бинокулярным. Это значит, что все видимое глазами малыша объединяется в одну картинку.

Почему глазки косят

Понятно, что когда начинает видеть и слышать новорожденный, есть очень важные моменты. И много вопросов возникает именно по поводу зрения и слуха.

Так, порой глазки новорожденного косят. Это очень беспокоит родителей. Но когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, часто происходят вещи, немного пугающие, но в тоже время в действительности совсем не страшные.

Это же относится к немного косящим глазам. Если такое явление носит редкий характер, беспокоиться не о чем.

Это связано с тем, что картинка не считывается одновременно двумя глазами. Видимое объединится в одну картинку только ближе к 6 месяцам.

Но, несмотря на это, если глазки косят постоянно, необходима консультация офтальмолога. Только врач сможет провести обследование и успокоить маму или назначить вовремя лечение. В таком маленьком возрасте зрение можно легко скорректировать. Главное - вовремя заметить проблему.

Понятно, что когда новорожденный начинает видеть и слышать, все эти важные вопросы касаются всех новоиспеченных родителей. Необходимо понимать, что слух и зрение малыша появляются уже с рождения. Необходимо правильно их развивать и не допускать ошибок.

С первой минуты жизни ребенка, мамам и папам интересно буквально все, что связано с развитием малыша. Это касается и способностей новорожденного видеть и слышать. Природа поступила весьма разумно: попадая в новые условия, непривычные для организма, анализаторы зрения и слуха продолжают формироваться. Давайте же разберемся, когда новорожденный ребенок начинает видеть и слышать.

Развитие зрения

Попадая в новую среду обитания, младенцу необходимо время для адаптации. В первые дни жизни малыш созерцает мир не так, как видит его новорожденный ребенок в 1 месяц, а через полгода зрительный анализатор работает еще иначе:

  • острота зрения у новорожденного 0,005-0,015;
  • в первые месяцы жизни этот показатель увеличивается до 0,01-0,03;

Некоторые дети подолгу находятся с закрытыми глазами, другие щурятся, а некоторые широко раскрывают глаза и смотрят на мир, однако видят они его одинаково. Поэтому, отвечая на вопрос: когда ребенок начинает видеть после рождения, можно ответить однозначно – сразу, просто немного иначе.

Этапы развития зрения:

  • Сразу после рождения ребенок способен различить светлые и темные пятна, а мир предстает перед ним в серых тонах.
  • На первом месяце жизни ребенок видит крупные объекты, например, лица родителей или любимую игрушку. Учтите, корректная работа зрительного анализатора влияет на то, .
  • В два месяца ребенок способен следить за движением крупных объектов и людей. В этот же период формируется центральное зрение. Взгляд фокусируется, но не задерживается на объекте, а «соскальзывает». Примерно в это же время повышается острота зрения, зрительные центры в головном мозге, а также глазном яблоке и сетчатке продолжают формирование. Начинает формироваться бинокулярное зрение.


Знаете ли вы? Некоторые производители выпускают детские книжки с черно-белыми картинками, а также черно-белые игрушки. Особенно малыши реагируют на полосатые игрушки.

  • На третьем месяце жизни ребенок наблюдает за движущимися предметами и различает желтые и красные цвета. В этот период есть смысл покупать игрушки, где преобладают эти цвета.
  • В четыре месяца зрение ребенка кардинально улучшается. Малыш уже неплохо видит, но центральное зрение еще в процессе формирования. Используя зрительный анализатор, ребенок пытается изучать игрушки и свои ручки на разных расстояниях. Также он различает чистые цвета (не оттенки), еще неверно оценивает расстояние до предметов и объемы. «Ловит» тени и блики объектов. Малыш получает способность видеть осознано. Четыре месяца – это время, когда ребенок начинает осознанно узнавать маму. Малыш выражает радость, оживляется, начинает улыбаться. Конечно, между матерью и малышом эмоциональная связь устанавливается гораздо раньше.
  • Пятимесячные малыши уже способны различать все цвета, хорошо видят предметы и с удовольствием хватают их ручками, чтобы попробовать на вкус. Таким образом, ребенок познает мир.
  • Полугодовалые детки узнают родителей или тех, кто за ними ухаживал. Могут наблюдать за объектами небольших размеров. В этом возрасте формируется бинокулярное зрение – малыш видит мир целостной картинкой. Световая чувствительность зрительного анализатора достигает 2/3 от нормальных показателей у взрослых.
  • В семь-восемь месяцев ребенок распознает объемные геометрические фигуры (шар, куб).
  • Молодые родители часто интересуются: во сколько месяцев новорожденный ребенок начинает видеть «по-взрослому». Это происходит к году. Дети способны различать разные предметы целиком и отдельные их части. Пытаются отыскать предметы, пропадающие из поля зрения. Устанавливают между предметами взаимосвязи. Способны различать оттенки.


Развитие слуха

  • Всем будущим мамочкам дают очень важный совет, а именно – как можно больше разговаривать с плодом. Оно и не удивительно, ведь способность слышать окружающие звуки появляется Голос мамы – это первое, что слышит ребенок еще в утробе. А потому, в первые часы жизни новорожденный больше всего реагирует на материнский голос и успокаивается, услышав его.


  • Также науке известен интересный феномен «запоминания» музыки или стихов, которые малыш услышал, будучи в животике у мамы. Этот феномен проявляется оживлением движений ребенка на знакомые звуки. Несмотря на то, что слух развит с рождения, этот процесс требует адаптации в новой среде.
  • В первый месяц жизни ребенок реагирует только на громкие звуки. Тихие шумы, например, шепот или работающий телевизор малыш, конечно же, слышит, однако не реагирует. Но это не значит, что можно громко разговаривать или громко включать телевизор, потому что сон у ребенка будет поверхностным. А постоянная напряженная работа слухового анализатора может привести к переутомлению. Попросите первые месяцы жизни ребенка всех домашних вести себя чуть тише, чем обычно.
  • К третьему месяцу ребенок может осознано слушать и реагировать на слуховой раздражитель.
  • Разговаривайте с ребенком, пойте ему песенки, можете легонько хлопать в ладоши возле ушка. Вы увидите, что ребенок оживился: он активно двигает ручками и ножками, пытается найти источник звука, двигая глазами и даже головой. Малыш изменяет выражение лица, может вздрагивать или замирать.
  • Также младенцы реагируют плачем, например, если звук напугал их, или они услышали незнакомый голос. Это нормальная реакция, просто у ребенка еще обостренное восприятие звука. Со временем это пройдет.


  • Не переживайте, если до полугода у ребенка немного косят глазки. Это происходит из-за того, что у малыша еще формируется бинокулярное зрение и глазками он видит объекты как бы по-отдельности. К шести месяцам у ребенка формируется способность видеть картинку целостной, а легкое косоглазие проходит.
  • Если этого не произошло, покажите ребенка детскому офтальмологу. На основании клинической картины и опыта врач сможет определить, норма это или патология.
  • При установлении зрительного контакта старайтесь, чтобы малыш находился в вертикальном положении – взгляд лучше фокусируется.

  • Не торопитесь и дайте ребенку хорошенько вас разглядеть. Старайтесь держаться на расстоянии 20 см, это же касается предмета, который вы показываете.
  • Не меняйте резко образ перед малышом: например, если носите очки, не снимайте их. Малыш может напугаться и сначала не узнать вас.
  • Обращайте внимание на глаза ребенка: не допускайте попадание волосков, слизистых образований и инородных предметов.
  • Не прячьте ребенка от света – это заставит глазные мышцы работать, однако избегайте слишком яркого света, а также прямого попадания солнечных лучей.
  • Перед сном используйте ночник.
  • К месяцу жизни повесьте над кроваткой малыша игрушки на расстоянии 20-30 см. Периодически меняйте их. Это позволит развивать зрение, тренируя зрительную мышцу.
  • Чаще меняйте мимику при общении с ребенком.
  • Старайтесь вести себя спокойно, выражать положительные эмоции.
  • Чтобы проверить, все ли в порядке у ребенка со слухом, хлопните легонько возле ушка и посмотрите на реакцию малыша.
  • Наблюдайте за ребенком: реагирует ли он на голос, пытается ли отыскать источник звука.


  • Не включайте громко телевизор, если вы раньше любили включать его фоном, не делайте этого.
  • Несмотря на то, что первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки, старайтесь сильно не шуметь.
  • Обеспечьте малышу место для сна в тихом месте. Конечно, не стоит изолировать вообще все звуки, чтобы ребенок мог засыпать при небольших раздражителях, когда подрастет.
  • Как можно больше общайтесь с ребенком, пойте песенки, читайте стихи. Включайте классическую музыку. Это успокаивает малыша, а постоянное общение – отличный способ положить начало развитию речевой функции.
  • Сон – необходимая составляющая нормального развития зрительного и слухового анализатора. Чтобы быть уверенным, что ребенок не переутомляется под влиянием внешнего шума, узнайте у педиатра, .

Как проверить слух у новорожденного – видео

Узнать, слышит ли новорожденный ребенок, можно с первого дня жизни аппаратным методом. Желательно, чтобы малыш был старше 24 часов. Такую процедуру можно проводить только тогда, когда малыш ведет себя спокойно. Это абсолютно безболезненно и безопасно.

Как проверить зрение у новорожденного – видео

Чтобы проверить, видит ли новорожденный ребенок, его глазки исследуют с фонариком – доктора смотрят на реакцию зрачка. В дальнейшем же используются специальные бесконтактные приборы, позволяющие в игровой форме зафиксировать необходимые параметры для исследования.

С помощью зрительного и слухового анализатора ребенок получает наибольшее количество информации от окружающего мира. Конечно же, родителям интересно, когда и каким образом младенец начинает видеть и слышать. Кроме того, многие волнуются и внимательно наблюдают за ребенком, чтобы, в случае чего, не пропустить какие-то отклонения в развитии.

Расскажите нам в комментариях, а у вашего малыша косили глазки до полугода?

Ребенок – долгожданное чудо в каждой семье. К его появлению готовятся заранее и с любовью изучают любую информацию: книги, статьи, информацию в интернете.

Но прочитанные книги и теоретическая информация из сети не смогут ответить на все вопросы, которые появятся у молодых родителей с рождением крохи. А один из основных вопросов — когда новорожденный начинает видеть?

Один из первых предметов обсуждения - как видит и когда начинает видеть новорожденный. Глаза ребенка начинают формироваться еще в утробе – с четвертого месяца эмбриональной жизни.


А на седьмом-восьмом месяце плод уже активно реагирует на свет, может поворачиваться к нему или наоборот отвернуться, если он слишком яркий, малыш способен различать день и ночь. Родителей волнует вопрос, видят ли новорожденные.

При правильном внутриутробном развитии малыш способен видеть сразу же после своего появления на свет. Вопрос в том, каким видится им мир?

Особенности зрения в первые дни жизни

Нельзя рассчитывать, что младенец, только переживший рождение, имеет зрение, как у взрослого человека. Картина мира для него пока очень размытая, да еще и болезненная, так как яркий свет непривычно режет нежные глазки. Поэтому часто после рождения малыши находятся в помещения с приглушенным светом для минимизации стресса.


Стоит отметить, что с самого момента рождения малышу наиболее удобно рассматривать все и всех вокруг себя с вертикального положения. Так ему легче концентрироваться, хотя задержать взгляд на чем-нибудь хотя бы 10 секунд ребенок сможет только после четырех месяцев. А до этого его глаза смогут фокусироваться всего пару мгновений, будут как бы «скользить» по заинтересовавшему объекту.

В начале своей жизни ребенок только спит, кушает и мочит пеленки. Рассматривать окружающее его пространство хоть и интересно, но все еще неприятно и неудобно из-за припухших век и покрасневших глаз. Припухлость появляется при прохождении через родовые пути в процессе родоразрешения, но проходит сама по себе через некоторое время без стороннего вмешательства. Чаще всего веки во время бодрствования полузакрыты, прищурены.


Бытует мнение, что новорожденные все видят перевернуто, вверх ногами. Это не так: они не в состоянии проанализировать то, что перед ними, пока не воспринимают увиденное. Доказано, что новорожденные могут видеть на дальнее расстояние. Лучше всего грудничок различает предметы на расстоянии около 25 см – это пространство от глаз крохи до лица матери при грудном кормлении.

Поэтому даже при искусственном вскармливании рекомендуется брать дитя на руки – так ему наиболее комфортно рассматривать маму и запоминать ее черты. И даже в таком нежном возрасте можно и нужно налаживать зрительный контакт, привлекать внимание. Правда, чтобы преуспеть, учитывая, как видят новорожденные дети, нужно выполнить несколько условий:

  1. Прежде всего, подловить правильный момент – не сразу после кормления или когда малыш намерен уснуть.
  2. Поднять, поддерживая за головку и под попку, на расстоянии вытянутой руки.
  3. Не делать резких движений, дать ребенку время сконцентрировать взгляд.
  4. Улыбайтесь: позитивные эмоции всегда приятнее наблюдать.
  5. В попытках привлечь внимание не стоит повышать голос: крошка может расстроиться, закапризничать, начать плакать, и тогда положительного результата от зрительного контакта ждать не стоит.

Как развивается зрение в первый месяц

Совершенно нет смысла тревожиться, если поначалу малютка заметно косит глазками. Так бывает часто, потому что процесс контролирования своего зрения только-только запущен. Проще говоря, ребенок в 1 месяц всего лишь начинает учиться смотреть на мир с его разнообразием предметов, которые имеют замысловатые формы, выпуклости, размеры и находятся на абсолютно разном расстоянии.

В этот период необходимо показывать картинки с выраженными контурами: круги, завитушки, полосы и т.п. для тренировки зрения. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки, погремушки или просто предметы, которые привлекают взор.


Младенцы любят разглядывать вещи в спокойной обстановке. Не стоит вешать самодельный или купленный мобиль прямо над головкой. Лучше расположить такую конструкцию ближе к ножкам, за ними или по бокам кроватки. Такое положение поможет концентрации и не создавать лишней нагрузки на мышцы шеи.

Но лидером по завоеванию детского внимания было и остается человеческое лицо: его кроха разглядывает наиболее пристально, замечая все изменения. При этом происходит передача и считывание информации, настроения, ребенок обучается не только видеть, но и чувствовать.

Изменения зрения к трем месяцам


Дети начинают видеть окружающее более или менее четко и реально, но все еще не в привычных нам цветах, а в черно-белой гамме. Они уже рассмотрели и запомнили самых близких людей, которые частенько попадались на глаза – маму, папу, сестер, братьев – и даже способны их различать между собой.

Особенно легко это удается, если родственники имеют особенные черты. Например, у папы – темные усы / борода, мама – светленькая и в очках, сестренка светленькая, но меньше мамы, братик тоже имеет маленькое лицо, но смуглый и без усов / бороды.


В три месяца опять-таки можно наблюдать временное косоглазие. Это результат несовершенства глазных мышц, которые к этому возрасту еще не окрепли. Для того, чтобы заставить оба глаза одновременно смотреть на определенный предмет, даже если он не движется, от маленького человека требуется немалых усилий.

Прогресс первого полугодия


Примерно на шестом месяце жизни малыш способен не просто начать различать членов семьи, но и узнавать их, приветствуя счастливой улыбкой и агуканьем. Основная цветовая гамма уже ему доступна, но насыщенный желтый и красный цвета привлекают внимание больше остальных.

Вот почему первые погремушки, прорезыватели для зубок рекомендуется покупать в этом цвете – они однозначно привлекут и задержат на себе внимание. К полугоду у ребенка глаза выглядят привычно для нас и не должны косить.

Если замечено даже легкое скашивание хотя бы одного глаза – это причина обратиться к семейному доктору-педиатру, который после осмотра скажет, есть ли необходимость посещения офтальмолога.


Молодые мамы, особенно с первенцем, склонны к излишнему беспокойству и могут преувеличивать некоторые симптомы. Например, бывает у малыша в связи с генетической наследственностью широкая переносица, при этом создается ошибочное впечатление скашивания глаз.

Такое заблуждение сможет развенчать педиатр, при этом успокоив волнующихся родителей. Зрение малыша можно проверить и дома с помощью несложного теста. Нужно взять небольшой фонарик с не очень ярким светом, направить его луч в глаза, держа сам фонарик на уровне переносицы на расстоянии 20-30 см от лица.

Нужно следить за отблесками луча в зрачках: если он посредине, значит, со зрением проблем нет, а если блик отклоняется в какую-либо сторону – нужна консультация профессионала.

Нужно ли спешить к врачу

примерно так ребенок воспринимает мир по месяцам

Когда ребенок начинает видеть, к окулисту необходимо попасть на прием как можно раньше – он сможет дать профессиональные рекомендации относительно правильного ухода за глазами даже с первого дня рождения. Не стоит пугаться сложности процедур – как правило, все проще, чем кажется на первый взгляд.

Конечно, если у крошки нет проблем с конъюнктивитом новорожденных, который иногда случается на первой неделе жизни. В таком случае оба или один глазик начинают гноиться, но эта напасть легко излечима и ни в коем случае не влияет на остроту зрения в будущем.

Ученые давно выяснили, когда новорожденный начинает слышать и видеть. Одни после появления на свет редко открывают глаза, другие щурятся, а третьи сразу начинают рассматривать окружающий мир. Также малыши по-разному реагируют на звуковые раздражители.

Формирование зрения

Беременных всегда интересует вопрос, когда новорожденный начинает видеть. Уже доказано, что это происходит сразу после появления на свет. Однако сначала зрение у младенцев расплывчатое, так как малыш только адаптируется к непривычной для него среде. У грудничков низкая острота зрения. Улучшается зрение постепенно по мере формирования головного мозга, сетчатки и глазного яблока.

Как видят новорожденные: развитие зрения по месяцам

Формирование зрения

До месяца

Различает темноту и свет, но в серых оттенках.

Видит крупные предметы, но размыто.

Начинает следить за большими объектами и людьми. Взгляд начинает фокусироваться, но еще пока скользящий, не останавливается на предметах.

Подолгу рассматривает движущие игрушки. Различает желтый и красный цвета.

Четвертый

Разглядывает погремушки, берет их в руки и рассматривает, приближая к лицу. Пока еще не умеет оценивать расстояние до предметов, но уже различает основные цвета. Начинает фокусировать взгляд и в целом хорошо видит.

Уже различает все цвета.

Узнает родных, наблюдает за небольшими предметами. Чувствительность сетчатки - 2/3 чувствительности сетчатки взрослого человека.

Седьмой-восьмой

Умеет распознавать геометрические фигуры.

Восьмой-год

Видит все предметы целиком и по частям, старается найти объекты, пропадающие из поля зрения. Различает не только цвета, но и их оттенки. Зрение уже как у взрослого человека.

Бинокулярное зрение формируется только с 6-й недели, а видеть осознанно ребенок начинает с 4-го месяца. До этого срока малыш не умеет использовать для «просмотров» оба глаза, поэтому кажется, что взгляд косит или блуждает. До полугода это нормально, но если такой взгляд остается дольше - это повод обратиться к врачу, чтобы предотвратить развитие слепоты.

Развитие слуха

Матерей всегда интересует, слышит ли ребенок в утробе. Слух у малыша начинает развиваться с 17-й недели беременности. Женщины всю беременность разговаривают с ребенком, в результате чего он запоминает материнский голос и впоследствии легко отличает его от других. После рождения малыш тоже прекрасно слышит, но его физиология такова, что реакцию вызывают только громкие и резкие звуки.

Интересно, что через несколько часов после рождения ребенок уже различает голоса и по-разному реагирует на них. Однако в любом случае голос, который он слышал еще в утробе, действует на него успокаивающе. Слух ребенка проверяется сразу после рождения с помощью светового луча.

Следующее обследование проводится в месяц, уже в обычной поликлинике. Адаптация слуха (в сравнении со зрением) проходит более медленно. В первый месяц малыш реагирует только на громкие звуки и шум. Развитием слуха можно заниматься с момента рождения. Малыш вслушивается в голос, когда с ним разговаривают, поют ему песни.

Резкие и громкие звуки его пугают. К шести месяцам малыш уже распознает свое имя и проявляет любопытство по отношению к источнику шума. В результате ребенок начинает издавать новые звуки, что считается хорошим показателем развития слуха.

Помощь в развитии зрения и слуха

Малышу больше всего нравится рассматривать предметы, которые находятся в десятке сантиметров прямо перед ним. Сначала ребенку трудно сфокусировать взгляд. Для развития этого навыка есть специальные упражнения:

  1. Нужно осторожно поворачивать голову ребенка в разные стороны и удерживать, когда в поле его зрения попадет лицо или яркая игрушка. Желательно, чтобы предмет был как можно крупнее. Так взгляд малыша быстрее за него «зацепится».
  2. Двух- или трехнедельным грудничкам проще задерживать взгляд в вертикальном положении. Даже если со стороны кажется, что он ничего не видит и не рассматривает, всё равно в поле его зрения попадает много предметов, поэтому ребенка нужно как можно чаще носить на руках.
  3. Тренировать зрение после полугода можно уже с игрушками разных цветов, особенно если они с контрастными кругами или полосками. Зрение ребенка развивается очень быстро, и ему уже самому интересно рассматривать разные цвета.

К концу 1-го месяца жизни ребенок иногда фокусирует (хоть и ненадолго) взгляд на предметах, которые находятся от него в 90 см, поэтому над кроваткой желательно поместить большую подвеску или звенящую карусель. Это будет привлекать внимание малыша и способствовать развитию слуха.

Как определяется нарушение слуха и зрения?

Основные способы проверки слуха и зрения - это шелест, шорох, движение световых лучей. Все перечисленное применяется в первые дни после рождения. Обращение к врачу необходимо, если после 1-го месяца нет кратковременной заинтересованности малыша, когда двигается крупный объект.

Также тревожным симптомом является отсутствие реакции ребенка на слишком громкие звуки или яркий свет. К 4-му месяцу малыш уже должен узнавать человека, который за ним ухаживает, издавать разные звуки. Плохо, если взрослея, ребенок не пытается рассмотреть игрушки, не интересуется происходящим вокруг.

Иногда родители начинают задаваться вопросом, видят ли новорожденные, если глаза у них «блуждают». Если косой взгляд появляется не всегда, а периодически, то это до полугода нормально. Малыш просто смотрит на окружающее каким-то одним глазом. В одну картинку все фрагменты начинают объединяться только после полугода.

Слышать малыш начинает еще в материнской утробе, а сразу после рождения на грудничка обрушивается много новых звуков и он учится их различать. Зрение формируется после того, как ребенок появился на свет, однако развивается очень быстро, и уже к году малыш видит так же, как и взрослые.