Конспект открытого занятия в средней группе на тему семья". Занятие в средней группе «Моя семья
Занятие в средней группе ДОУ. Конспект
Разработка для детей младшего и среднего дошкольного возраста, может пригодится для воспитателей детского сада и родителей в качестве занятия, или как часть досуга ко дню семьи на тематической неделе. Воспитатели группы подготовили к тематической неделе "Семья" стенгазету, которая вызвала большой интерес у детей и родителей. И затем было разработано это занятие.Тема: «Моя семья»
Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Задачи:
1. Развивать диалогическую форму речи.
2. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
3. Систематизировать представления детей о семье: закрепить умение называть членов семьи, понимать роль взрослых и детей в семье.
4. Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Предварительная работа:
1.Беседы на тему «Я и моя семья», «Животные и их детеныши», «Как мы отдыхали всей семьей»
2.Рассматривание фото с изображением членов семьи и их занятий.
3.Чтение художественной литературы: А.Яковлев «Мама», К.Ушинский «Петушок с семьей», 4.Разучивание загадок и стихов о семье.
5.Игровые ситуации «Мамины помощники», "Строим дом на даче", "Большая стирка"
6.Дидактические игры «Назови ласково», «Собери картинку", "Кто что делает?"
7.Пальчиковые игры «Ладушки», «Моя семья», «Дом».
Ход ООД
Воспитатель:
Ну – ка дружно, встаньте в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Вы, ребятки, котятки? (Нет)
Вы, ребятки, козлятки? (Нет)
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А, кто вы? У вас, есть имя и фамилия? (Да)
- А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите.
Дети
называют свое имя и фамилию, получая от педагога мяч
Воспитатель:
Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!
У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)
У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник).
У дома есть дверь (Ладони перед грудью)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).
Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)
Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)
Воспитатель:
Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.
Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Даша.
Воспитатель:
Здравствуй, Даша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?
Даша:
Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей. У меня есть папа, у меня есть мама, у меня есть дедушка, у меня есть бабушка, у меня есть братик, А у них есть я. Это вся моя семья. Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, весело и интересно проводим время: гуляем, ходим в цирк, гости, ездим на дачу.
Воспитатель:
Ты, знаешь Даша, у каждого из наших детей тоже есть семья! Правда, ребята?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Даша, присаживайся на стульчик, мы с ребятами тебе сегодня расскажем о семье.
Игра «Чья мама и чей папа?» как зовут? Рассматривание стенгазеты "Моя семья"Дети называют имена родителей.
Загадка о маме
Приголубит кто тебя,
Поцелует кто, любя?
Сварит, постирает, свяжет,
Сказку добрую расскажет,
Пожалеет, пожурит,
Ласково поговорит.
Все дела свои отложит,
Нам с уроками поможет.
Мы не скроем, скажем прямо:
Лучшая на свете …
Дети:
мама.
Воспитатель:
Правильно, мама!
Воспитатель:
Ребята, вот, посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. Давайте наполним сундучок ласковыми словами для мамы. Я открою сундучок: ваши слова будут долетать и наполнять его. Итак, начнем. Мама какая?
Воспитатель:
Когда мама вас, целует, жалеет, обнимает, она какая?
Дети:
Ласковая, добрая, милая, нежная.
Воспитатель:
Когда мама модно одевается, какая она?
Дети:
красивая.
Воспитатель:
Когда мама улыбается, смеется, какая она?
Дети:
Веселая
Воспитатель:
Когда мама заботиться о вас, какая она?
Дети:
Заботливая.
Воспитатель:
Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись.
Воспитатель:
А теперь я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что умеет делать мама.
У мамы много дел, и она все успевает
Как будто у мамы "много рук"
Чтобы мама не уставала, что нужно делать всем членам семьи?
Правильно, дети, маме нужно помогать!
А ваша помощь - убирать за собой игрушки. и делать то, что мама попросит.
Воспитатель: что мама делает? Давайте перечислим.
Дети: (моет посуду, варит суп, стирает, вытирает пыль, моет полы, гладит, шьет)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько же много у мамы домашних дел. Ребята, мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел. Повторим все вместе - хозяйственная.
Молодцы.А сейчас мы отдохнем.
Пальчиковая гимнастика "Моя семья"
Воспитатель:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: Сейчас, помогите отгадать загадку кукле Даше.
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить,
Для тебя всегда герой,
Самый лучший..
Дети: Папа мой.
Воспитатель: Молодцы! Конечно это папа.
Воспитатель: Давайте, покажем кукле Даше, что умеет делать папа. Я буду показывать вам картинки, а вы будете говорить мне, что папа делает.
Папа выполняет тяжелую работу в семье, потому, что мужчина.
А мужчины -сильные, смелые, они не боятся трудностей.
Воспитатель: Думаю, что наши мальчики помогают папам делать мужские дела! А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для папы. Папа какой?
Дети: Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый, сильный.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали. Давайте, теперь сундучок наш закроем, он нам еще пригодится.
Воспитатель: Даше очень понравилось у вас в гостях, и она рада, что у каждого из вас тоже есть дружная семья! А теперь ей пора идти домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше, дома её ждет семья. Давайте скажем «До свидания, Даша!»
- А теперь давайте, откроем наш волшебный сундучок. Ребята, посмотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко.
Воспитатель открывает сундучок и показывает сердечки из цветного картона.
- Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будит очень приятно!
Наталья Ушакова
Конспект познавательного занятия «Моя семья» в средней группе
Познавательное занятие в средней группе .
Тема : Моя семья .
Цель : Формирование представлений о семье .
Задачи :
1. Учить отвечать на вопросы предложением.
2. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
3. Воспитывать уважение и заботливое отношение к своей семье .
4. Формировать адекватную оценку принадлежности предмета ролевой игры с акцентом на половое различие.
Оборудование : семейные фотографии детей, планшет, предметы для ролевой игры «Семья » (пылесос, кастрюля, клубок, молоток, дрель, книга, сумка и др., эмблемы с изображением бабушки, дедушки, брата, мамы, папы, сестры, клей, кисти, салфетки, клеёнки, цветные заготовки рамок фото.
Предварительная работа : Рассматривание сюжетной картины «Семья » , дидактическая игра «Мамины и папины дела» , рисование портрета семьи (задание для родителей, рассматривание семейных альбомов.
Словарная работа : семья , внученька, дедушка, заботиться, старший, младший, обязанности.
Ход занятия.
Организационный момент.
Шёл по крыше воробей,
Собирал своих друзей.
Много, много, много нас.
Выйдут девочки сейчас.
Воспитатель вместе с девочками зовёт мальчиков.
Дети садятся на стульчики. У детей в руках семейные фотографии. Фотографии вставляют в планшет.
1часть. Беседа о семье детей группы .
Воспитатель : Сегодня вы принесли фотографию своей семьи из вашего фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье ?
Дети : В моей семье живёт папа , мама, брат.
Воспитатель : Лена, расскажи, кто живёт с тобой? (мама, бабушка)
У вас большая семья ?
Яша, с кем ты живёшь? (папа, мама, кот, брат,
Воспитатель : Семья может быть большая , как у Яши, или маленькая как у Лены. В одной семье могут жить люди разного возраста. Есть семьи , где у родителей один ребёнок. В таких семьях есть брат или сестра. (Вика и Света рассказывают о сёстрах) : Есть у тебя сестра или брат?
Кто из вас старший, а кто младший?
Чем вы занимаетесь вместе?
Сейчас Артём расскажет нам стихотворение о папе и маме.
Книжки мне читает мама,
И котлеты жарит мама.
Поёт песни перед сном,
Убирает целый дом!
Папе моему везёт –
На работу он идёт.
Итог : Ребята, вы меня поразили своими рассказами о семье . Так здорово, что вы знаете всё о своей семье .
2 часть. Игра «Скажи ласково»
Воспитатель : В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?
Дети : доченька, дочурка
Таким образом, дети изменяют слова.
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Итог : Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье .
Воспитатель : Давайте сосчитаем, сколько человек живёт у вас в квартире.
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья . (хлопаем в ладоши)
3часть. Игра «Семья »
Воспитатель : приглашаю вас в нашу квартиру. Я заметила, что вам нравится играть в дочки-матери. Сейчас мы поиграем.
Воспитатель с помощью эмблемы даёт роль ребёнку (бабушка, сын, внук, внучка, папа, мама, дочка) и спрашивает : Рома, кто ты? (Я - папа)
Воспитатель. Выберите предмет. Подумайте, что можно делать этим предметом дома?
Воспитатель даёт пример ответа : «Я, как мама, выбираю книгу, сегодня вечером я буду читать своей дочке сказку»
Какой предмет выбрал дедушка?
Чем занялась бы дочка ?
Зачем папе молоток?
Дети обговаривают, кто, что взял, для чего это нужно.
Итог : Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье каждый вечер и в выходной день. Вы знаете обязанности своих пап, мам, братьев и сестёр, свои. Из ваших ответов я поняла, что у вас дружные семьи .
4 часть. Изготовление подарка.
Воспитатель : Сделаем рамку для вашей семейной фотографии. Это будет подарок -сюрприз.
Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая » (народная потешка)
Как у нас семья большая да весёлая .
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны объедаются.
Две Дашки у кашки питаются.
Две Ульки в люльке качаются.
Индивидуальный подход во время наклеивания рамок.
Итог : Сегодня мы узнали многое о ваших семьях . Увидели, какой дедушка заботливый у Дениса, бабушка - у Сони умеет вязать. Каждая семья особенная . Что вам больше запомнилось?
Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира), «Социализация», «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.
Цель: учить правильно определять членов семьи на картине, учить знать и называть своих ближайших родственников, рассказывать о них; направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине; развивать творческое воображение, мышление; воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, умеет слушать взрослого и друг друга, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при проведении беседы по картине «Семья» и при прослушивании мелодии интересуется изобразительной деятельностью (рисование на тему «Подарки любимым людям»), умеет сравнивать предметы по величине, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: картина с изображением семьи, раздаточный материал: пять кругов разного диаметра, бумага формат А-4,цветные карандаши.
Техническое оснащение: музыкальный центр и аудио кассета с записью спокойной музыки.
Предварительная работа : рассматривание семейного альбома и индивидуальные беседы с детьми на тему: «Твоя семья» (С кем ты живёшь? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра?); чтение художественных произведений: В. Бианки «Подкидыш», В. Баресаев «Братишка»; рисование на тему: «Моя семья»; сюжетно-ролевая игра « Семья».
Словарная работа: семья, моложе, старше. Подбор определений к членам семьи (бабушка какая? и т.д)
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Что может быть семьи дороже?» (Приложение№1)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Беседа по картине «Семья» (Приложение №2)
Воспитатель : Как вы думаете, кто эти люди? Как можно назвать этих людей одним словом?
Ответы детей (Семья.)
Воспитатель: Почему вы так решили? Кто живет в этой семье?
Ответы детей
Воспитатель : Лена, расскажи с кем ты живешь? (мама, папа).
Семён кем ты доводишься маме? (папе, дедушке, бабушке)
Воспитатель: Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. А вы как думаете?
Ответы детей
Воспитатель: Кто живет в большой семье? У кого есть братики, сестрички? Они старше или младше вас? С кем из членов своей семьи ты любишь играть? Почему? Чем и с кем ты еще занимаешься дома?
Ответы детей
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что папа, мама, дочка, сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие. Воспитатель просит каждого ребёнка вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам.
Пальчиковая игра « Моя семья» (Приложение№3)
Играют стоя в кругу
Раз, два, три, четыре – (сгибают пальчики по одному)
Кто у нас живёт в квартире? (пожимают плечами)
Папа, мама, брат, сестрёнка
Кошка Мурка, два котёнка ,(изображают кошечку)
Мой щенок, сверчок и я – (имитация голоса)
Вот и вся моя семья!
(Приложение № 4)
Детям предлагается с помощью кругов показать членов семьи (самый –
большой круг – дедушка, поменьше круг – бабушка и т. д.)
Физминутка «Утреннее фото» (Приложение№5)
(тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет – (тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым
Все прибрав, иди к ней прямо
А потом с улыбкой, с песней
И веселым, интересным
День твой должен получиться! (улыбаются друг другу.)
Игра «Скажи ласково» (Приложение №6)
Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?
Дети при помощи воспитателя образовывают слова
Дочь — доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Воспитатель подводит итог : Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье. Я предлагаю вам сделать сюрприз для своей семьи!
(Приложение№7)
Рефлексия: Выставка работ (Приложение №8)
Для удобства подготовки к занятию, все приложения собраны ниже.
Приложение№1
Стихотворение «Что может быть семьи дороже?»
Цель: установить эмоциональный контакт между педагогом и детьми, вызвать интерес к беседе.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Приложение №2
Беседа по картине «Семья»
Цель : формировать представление детей о семье и ее членах, побуждать детей отвечать на вопросы о своей семье.
Приложение№3
Пальчиковая игра «Моя семья»
Цель: развить память, моторику, речь, чувство ритма.
Играют стоя в кругу
Раз, два, три, четыре – (сгибают пальчики по одному)
Кто у нас живёт в квартире? (пожимают плечами)
Папа, мама, брат, сестрёнка , (разгибают пальчики по одному)
Кошка Мурка, два котёнка ,(изображают кошечку)
Мой щенок, сверчок и я – (имитация голоса)
Вот и вся моя семья! (скрестили пальчики обеих рук между собой)
П риложение№4
Игровое упражнение «Составь семью»
Цель: учить удерживать в памяти при выполнении математический действий нужное условие, развитие умения сравнивать, располагать предметы в порядке уменьшения.
Ход : Детям предлагается с помощью кругов показать членов семьи (самый –большой круг – дедушка, поменьше круг – бабушка и т. д.)
Приложение№5
Физминутка «Утреннее фото»
Цель : снятие усталости и напряжения у детей; внесение эмоционального заряда.
Ход: Воспитатель под спокойную негромкую музыку читает стихотворение А.Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями:
Встань, как только солнце встанет (тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет – (тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку, (подставляют ладошки солнышку.)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым. (проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!» (дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром».)
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам… (широко разводят руки в стороны.)
И веселым, интересным
День твой должен получиться! (улыбаются друг другу.)
Приложение №6
Игра «Скажи ласково»
Цель: обогащение словаря детей, умение образовывать слова при помощи суффиксов, побуждение называть членов своей семьи по именам и ласковыми словами.
Дочь-доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Приложение №7
Рисование на тему «Подарки любимым людям»
Цель: учить воплощать свой замысел, развитие творческого воображения, мышления, воспитывать внимательное отношение к любимым людям.
Ход: Воспитатель предлагает детям порадовать своих близких людей – нарисовать и подарить им рисунок. Но перед тем, как приступить к рисунку, дети рассказывают, что они хотят нарисовать.
Приложение №8
Рефлексия
Цель: развивать умение выражать положительные эмоции (интерес, радость восхищение) при рассматривании работ своих сверстников.
Приложение№9
Сюжетно-ролевая игра « Семья»
Список литературы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика — Синтез,2011.
2. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
4. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной / Ривина Е. К — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
5. Гербова, В.В.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
6. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе/ Т.С.Комарова. — М.: Мозаика – Синтез, 2008.
7. Губанова, Н. Ф.Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада / Гу6анова Н. Ф. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
8. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. Средняя группа/ автор составитель З.А.Ефанова.- Волгоград, 2012.
Татьяна Пупышева
Непосредственная образовательная деятельность по социально-коммуникативному направлению
в средней группе по теме «Моя семья » .
Воспитатель : Пупышева Татьяна Ивановна
Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Художественное творчество» .
Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.
Цель : формирование представлений детей о семье , ее членах и родственных отношениях.
Задачи :
1. Образовательные.
Способствовать формированию правильного представления о семье , роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.
Способствовать совершенствованию диалогической речи : умение участвовать в беседе;
2. Развивающие.
Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;
Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие.
3. Воспитательные. - Воспитывать положительные взаимоотношения в семье , чувство взаимовыручки, любовь и уважение ко всем членам семьи .
Предварительная работа : Оформление и рассматривание семейных фотографий и фотоальбомов, газет, чтение и разучивание стихов, изготовление подарков для родных, семейные праздники, совместная проектная деятельность с родителями и детьми по теме «Моя семья » .
Материалы :
Фотоальбомы и фотографии семьи воспитанников ; атрибуты к игре «Свет мой зеркальце, скажи» . Белая и желтая бумага, клей, ножницы.
Оборудование : ноутбук, экран, мультимедийный проектор,
1. Организационный момент.
Воспитатель с цветком в руках : Семицветик нас встречает, на занятие приглашает ! Раз, два, три, четыре, пять! Нужно нам в кружочек встать! Ребята есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.
Солнцу красному… - привет!
Небу ясному…- привет!
Люди взрослые и малыши…- вам привет от всей души!
А чтобы у нас было хорошее настроение улыбнитесь друг другу и нашим гостям, И садитесь по местам!
дети садятся на стульчики
Воспитатель : Хочу, чтобы вы отгадали мою загадку :
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья ) .
Воспитатель : Правильно. И вы, конечно, догадались, что мы будем беседовать … (о семье )
Звучит «Песенка Мамонтенка» с показом клипа
Воспитатель : Кто это к нам приплыл? Вы узнали нашего гостя?
2. Вступительная беседа.
Мамонтенок : Здравствуйте ребята!
Мне очень захотелось побывать у вас в гостях, когда я узнал, что вы будете беседовать о семье . А моя семья моя мамочка и я ! Но я потерял свою маму и очень хочу ее найти.
Воспитатель : Не огорчайся мамонтенок, твоя мама обязательно найдется. Давай лучше поиграем в игру.
Проводится игра «Свет мой зеркальце, скажи скорее покажи,
кто живет в нашей семье !»
3. Беседа «Моя семья » .
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что такое семья ?
Дети : Семья - это мама , папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Воспитатель : Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие. Самые родные люди – мама и папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья . Как хорошо, что у вас у всех есть семья ! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга , весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу.
- Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, (как у Мамонтенка) но если они любят друг друга – это настоящая семья .
Хорошо, если семья большая . Родители и много детей. Как такую семью по-другому назвать . (многодетная)
Воспитатель : В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?
Дети при помощи воспитателя образовывают слова
Дочь - доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабуленька, бабулечка
Сестра – сестрёнка, сестричка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Уточнение воспитателя, проведённое после беседы с детьми по картине на экране.
На картине мы видим женщину и мужчину – это мама и папа. Бабушка - это мамина мама, дедушка - это мамин папа. А вот эти бабушка и дедушка родители папы - его мама и папа. Мы видим на этой картине мальчика - это сын для мамы и папы, и внук для бабушки и дедушки. Девочка-это дочь для мамы и папы и внучка для бабушки и дедушки. Мальчик и девочка родные брат и сестра. Все эти люди родственники - это семья .
Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Делают вместе поделки и учат стихи.
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Вместе с мамой жить и папой
Хочется всегда ребята
Стихотворение Натали Самоний «Семья всего дороже »
читает ребенок
Воспитатель : Раз, два, три, четыре, пять! Приглашаю вас играть!
4. Физминутка «Кто живет у нас в квартире»
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
И конечно я! (Повороты туловища вправо-влево.)
5. Фотовыставка «Моя семья »
Мамонтенок : Дети, а я вижу красивые альбомы на столе. Это рисунки?
Это фотографии вашей семьи , покажите и расскажите о своих близких.
Дети рассматривают семейные фотографии, и желающие рассказывают о своей семье .
Мамонтенок : Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи . И я, обязательно, найду свою маму, и мы с ней тоже сфотографируемся! Потому что это здорово когда есть семейные фотографии и альбомы.
В России летом 8 июля празднуется День семьи , любви и верности. Символом этого праздника стал цветочек с белыми лепестками и желтой серединкой… это ромашка. Такую ромашку мы сделаем с вами вместе. (Делают большую ромашку) .
Молодцы, какие красивые ромашки у нас получились!
А теперь ребята давайте поиграем в Игру «Мы с тобой одна семья » . Ведь наша группа это тоже семья .
Мы с тобой одна семья : вы, мы, ты и я. Обними соседа справа, обними соседа слева, Мы с тобой – друзья!
Воспитатель : Ребята, пока мы играли с вами, нашего Мамонтенка нашла мама. Он прощается с нами и ему очень понравилось у нас.
Мамонтенок : Ребята, я очень многому у вас научился, мне очень понравилось с вами играть, но пора прощаться. Спасибо вам за помощь. До свидания ребята!
6. Рефлексия.
Ребята, кто к нам приходил в гости?
Ребята, как одним словом можно назвать родных людей?
Какой цветок – символ семьи ?
Когда празднуют в России День семь
Конспект занятия в средней группе по теме: «Моя семья»
Цель: формирование у детей представлений о семье, её членах.
Задачи:
1.Учить составлять рассказ о членах своей семьи.
2.Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье.
3.Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Предварительная работа.
1.Закрепление фамилии, имени, отчества родителей.
2.Изготовление альбома «Моя семья»
3.Сюжетно – ролевая игра «Семья».
4.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.
5.Рисование на тему: «Человек».
Оборудование: Мишутка из сказки «Три медведя», фотовыставка на тему «Моя семья», корзинка для игры, ромашка, мяч.
Д ети играют в группе. Заходит воспитатель с гостями.
Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас в нашей дружной группе.
Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, от нашей встречи
Организационный момент.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сюрпризный момент.
Приходит Мишутка из сказки «Три медведя».
Мишутка с ромашкой (на лепестках загадки), корзина с мячом.
Мишутка. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишутка, Авы знаете из какой
я сказки? («Три медведя»)
Воспитатель . Проходи, Мишутка, присаживайся. Мы сегодня собрались на фотовыставку, посвящённую семье. Мишутка, а у тебя есть семья?
Мишутка. Ребята, а что такое семья?
Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра. Но ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры. Если у человека много родственников – значит у него большая семья.
Семья должна учить, любить!
Жалеть и вежливыми быть!
Когда семья такою станет,
Другая жизнь сразу настанет
Воспитатель . Мишутка, какая у тебя красивая ромашка. А ведь ромашка – это символ семьи.
Мишутка. Ой, как интересно! Ребята, а это ромашка не простая, а с загадками. Сорвите лепесток и отгадайте загадку.
1 .Кто всегда со всеми ладит, шьёт, пирог готовит, гладит.
Никогда не отдыхает, ни о чём не забывает, поцелует, приласкает.
За плохое поругает
А потом сто раз простит
Когда болеешь, то не спит?
Ребёнок встаёт, показывает свою семью на фотографии и рассказывает о маме и о своей семье.
Воспитатель. Ребята, и ты Мишутка, как вы думаете для того, чтобы быть здоровым и не болеть, что нужно делать по утрам.
Правильно зарядку. Давайте вместе с Мишуткой сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку утром делаем зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Но, а сам бегу трусцой и качаю головой.
Мишутка. Давайте сорвём лепесток, хочется услышать про кого будет следующая загадка?
Воспитатель читает следующую загадку
2 .Он за меня готов сразиться с драконом огнедышащим, большим
И если надо будет биться
С морским чудовищем самим
Я так ценю его заботу
Я с ним как будто в ярком сне
Жаль, в понедельник на работу
Пора ему, и в садик мне.
Ребёнок рассказывает о папе и о своей семье.
Воспитатель. Мишутка, какой красивый мяч ты принёс?
Мишутка :Да, я очень люблю играть с мячом. А ещё хочу узнать по – больше о вашей семье. Давайте поиграем в игру.
Игра с мячом «Какая у вас семья?
маленькая,
заботливая,
трудолюбивая,
здоровая,
счастлива
Мишутка. У моей ромашки есть ещё лепестки.
Воспитатель срывает лепесток и читает загадку
3 .У неё уже с утра очень сложная пора
Внуков в садик разбудить
Завтрак приготовить
И прибраться не забудь
И не хмурить брови.
(бабушка)
Алёша рассказывает о бабушке и о своей семье.
Воспитатель. Мишутка, какая у тебя красивая корзина.
Мишутка. Это корзина не простая, а корзина добрых дел.
(на ковре разложены карточки, дети выбирают карточку рассказывают,
какое доброе дело они делают и кладут карточку в корзину)
Ребята, давайте наполним корзину добрыми делами.
Игра «Корзина добрых дел»
Воспитатель. Сколько лепестков осталось у ромашки? (3)
Прочитаем, что написано на этом лепестке.
Воспитатель читает загадку о дедушке.
4 .Он такой заводной
И совсем не старый
Он гуляет со мной
Утром по бульвару
Он приходит за мной
В садик вечерами
Он такой озорной
С белыми усами.
(дедушка)
Ребёнок рассказывает о дедушке и о своей семье.
Ребята, а чей рассказ мы ещё не слушали о семье?
Дети рассказывают о своей семье.
Мишутка . Я хочу предложить сорвать лепесток девочке. Как тебя зовут? Карина. Воспитатель читает задание. Прочитать наизусть стихотворение о семье. Карина читает наизусть стихотворение.
Я люблю свою семью
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка и кошку Мусю
Всех кого я так люблю,
Имеют право на семью!
Мишутка. Ребята, какие у вас красивые фотографии. Я хочу тоже фотографию своей семьи, потому что знаю, что такое семья.
Воспитатель. Мишутка, у нас есть волшебная ромашка, она нам поможет.
Воспитатель. Сколько лепестков осталось у ромашки?
Прочитаем, что же написано на последнем лепестке.
Задание. Найдите семью Мишутки и сделайте картину семьи. Дети идут к столу, находят среди других сказочных персонажей Мишуткину семью.
Приклеивают силуэты медведей. картину дарят Мишутке.
Мишутка. Спасибо, ребята! Какой красивая картина получилась. Теперь я знаю, что такое семья. Я картину покажу своей семье, а потом принесу на вашу фотовыставку. До свидания, ребята!
Итог . У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого – то меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы - самые счастливые дети на свете.