Консультация (младшая группа) на тему: консультация для родителей: «пальчиковые игры в воспитании детей. Консультация для родителей младшей группы ДОУ

Консультация для родителей

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский

Пальчиковые игры для малышей

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, cопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.

Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.

Деткам нашей группы очень нравятся пальчиковые игры. Мы играем с ними в любую свободную минутку. Они знают много игр и с легкостью заучивают текст, сопровождающий игру. Вот некоторые из них. Попробуем? Тогда готовьтесь!

Капустка

Мы капустку рубим-рубим.(двигаем ладошками вверх-вниз)

Мы морковку трем-трем,(потираем один кулачок о другой)

Мы капустку солим-солим(собираем пальчики).

Мы капустку жмем-жмем.(сжимаем и разжимаем кулачки)

Замок

На стене висит замок (пальчики в замок)

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком постучали(кулачок о кулачок)

Мы замочек повертели (повертели ручками в одну сторону)

Мы замочек покрутили (повертели ручками в другую сторону)

И потом его открыли (разжали пальчики)

Мышка

Раз, два, три, четыре, пять (перебираем пальчики)

Вышла мышка погулять (постукивание пальчиками по бедрам)

Мышка лапками скребет (пальчиками скрести по коленкам)

Сыра корочку найдет.

Съела мышка корку (пальчиками пошевелить около рта)

Убежала в норку. (спрятали ручки за спину)

Моя семья

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком)

Повстречались

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Рр-р!"

Два быка,

Смотри, какие рога."Му-у!"

(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).

Пальчиковые игры для детей раннего возраста

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они доставляют ребёнку удовольствие и радость.

Пальчиковые игры - это массаж и гимнастика для рук.

Они дарят нашим детям здоровье, так как происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

В пальчиковых играх существует множество приёмов - это и постукивание подушечками пальцев, и растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, - все они несут ребёнку только здоровье.

Главная цель пальчиковых игр -это развитие у детей:

Ø Внимания;

Ø Воздействуют на умственное развитие ребёнка;

Ø Развивают мелкую моторику рук;

Ø Формируют правильное звукопроизношение;

Ø Умение быстро и чётко говорить;

Ø Совершенствуют память;

Такие игры понравятся вашим детям, подарят им радость общения и принесут ощутимую пользу.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал - начинайте с раннего возраста развивать его руки: кисти и пальцы.

Такие игры полезно проводить ежедневно в течение 5 - 10 минут. Это весело, увлекательно и пол

Пальчиковые игры для дошкольников

Консультация для родителей ДОУ "Пальчиковые игры с детьми - дошкольниками"

Автор : Лисюнина Татьяна Павловна
должность : воспитатель МДБОУ "Детский сад № 58" станица Новомышастовская Красноармейского района Краснодарского края
Описание материала: данный материал можно использовать воспитателям средней группы для проведения бесед с родителями или как раздаточный материал родителям для ознакомления с вопросом пальчиковых игр.
актуальность: тренировка движениями пальцев и кистей рук ребенка способствует развитию мышления. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно."
Цель: повышение педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ.
Задачи:
1. Просветительская работа среди родителей воспитанников;
2. Организация совместной работы с родителями по вопросам развития речи и мышления через пальчиковую гимнастику.
Содержание консультации:
Здравствуйте, родители!
Сегодня нами будет затронута тема пальчиковых игр с детьми.
При движении пальцев рук и кистей идет тренировка не только руки,но и некоторых отделов головного мозга-это было в начале замечено, а позже и доказано ученными, занимающимися вопросами изучения головного мозга. Давно было подмечено,что развитие моторики руки и артикуляционного аппарата ребенка шло параллельно. Поэтому очень важно обращать внимание на то, как держит ребенок ложку и карандаш, как справляется с ножницами,кисточкой и пластилином. Педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Но еще раньше нашими предками была подмечена зависимость речи и руки ребенка. Следуя этому знанию наши предки придумали множество игр, способствующих развитию мелкой моторики руки ребенка: "Ладушки", "Сорока-белобока". Большое значение для развития моторики руки имеют игры с мозаикой, мелким конструктором, вкладышами, шнуровками, крупяными куколками, пластилином, рисование по точкам.
Наиболее приемлемыми играми по развитию моторики руки являются пальчиковые игры,их можно использовать в любом месте, для их хранения не нужно много места,ими может овладеть как педагог,так и родитель. Когда ребенок вместе с движениями запоминает стихотворение,это способствует развитию памяти. Но возможно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно возможно! Можно научить ребенка самостоятельно сочинять целые истории и показывать их пальчиками и кистью рук. Для пальчиковых игр можно использовать любые детские стихотворения и потешки, песенки, сказки. Так же существует множество пособий и авторских книг по пальчиковым играм. Большой популярностью среди педагогов ДОУ пользуется книга Ермаковой С.О. "Пальчиковые игры".
Пример из книги:
" Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал.
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
1–2 строчки - хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.
3–8 строчки - в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки."
Когда ребенок начнет хорошо усваивать упражнения по пальчиковым играм, можно будет их усложнить,но следить за тем,чтобы выполнение их не доставляло ребенку большого труда и было выполнено с удовольствием.

Игра является основной деятельностью в детском возрасте. В ней ребенок познает мир, через неё он учится взаимодействовать, развивается, понимает, что его любят. Пальчиковые игры интуитивно использовались нашими предками для забав взрослых с подрастающим поколением. И только в 19 веке, благодаря наблюдениям немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, они обрели статус самостоятельной развивающей методики, вошедшей в систему дошкольного обучения. Именно тогда объединились специалисты из разных областей: этнологи, филологи, педагоги, фольклористы в деле возрождения забытых ныне потешек, игр, забав для малышей. Оказалось, что детские пальчиковые игры имеются у различных народностей. К 20-му веку к ним было подведено научное обоснование, а к 21-му столетию простейшие упражнения были расширены и дополнены демонстрацией картинок, музыкальным сопровождением, телесными движениями, дабы максимально задействовать все анализаторные системы ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 пгтИльского МО Северский район

музыкальный руководитель:

Репная Светлана Николаевна

"Пальчиковые игры для малышей 2-3 лет".

Игра является основной деятельностью в детском возрасте. В ней ребенок познает мир, через неё он учится взаимодействовать, развивается, понимает, что его любят. Пальчиковые игры интуитивно использовались нашими предками для забав взрослых с подрастающим поколением. И только в 19 веке, благодаря наблюдениям немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, они обрели статус самостоятельной развивающей методики, вошедшей в систему дошкольного обучения.

Именно тогда объединились специалисты из разных областей: этнологи, филологи, педагоги, фольклористы в деле возрождения забытых ныне потешек, игр, забав для малышей. Оказалось, что детские пальчиковые игры имеются у различных народностей. К 20-му веку к ним было подведено научное обоснование, а к 21-му столетию простейшие упражнения были расширены и дополнены демонстрацией картинок, музыкальным сопровождением, телесными движениями, дабы максимально задействовать все анализаторные системы ребенка.

Игры и упражнения с пальцами: что они дают?

Стимуляция детских пальчиков и ладони ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи малыша, его мышление и интеллект в целом. Рука имеет в головном мозгу большое представительство. Через миллионы нервных окончаний поступает к нему тактильная информация, обрабатывается и откладывается в виде приобретенного опыта, используемого в нужный момент.

Мамы, не ленитесь тренировать ручки ребенка! Это залог его физического и интеллектуального развития!

Помимо этого ребенку важен телесный контакт, который можно обеспечить, проделывая движения совместно своими и его руками, посадив его во время игры себе на колени. Именно в эти моменты пальчиковые игры в стихах позволяют заложить хороший фундамент для обучения малыша чему-то новому, полезному, интересному (выучить овощи-фрукты, счет, зверушек и многое другое).

Развитие мелкой моторики может иметь музыкальное сопровождение. Бубен и маракасы приведут детей в восторг!

Ученые выявили, что пальчиковые игры способствуют выработке детьми схемы своего собственного тела, предотвращают невротизацию, развивают фантазию, координацию движений, служат в целях релаксации и приготовления руки сначала к письму, а затем к труду.

Сопровождаемые музыкой или пением, пальчиковые игры развивают музыкальные способности, позволяют отвлечься от скуки, подпитывают эмоциональную сферу. В настоящее время они входят в систему коррекционных мероприятий для детей с нарушениями речи, ДЦП и другими расстройствами.

Раннее развитие по методике Железновой

Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось не только расцветом бандитизма, но и полезными инновациями в педагогике. Семья Железновых: Сергей Станиславович и его дочь Екатерина, учителя музыки, создатели школы раннего развития «Музыка с мамой», разработали одноименную методику, ставшую популярной в России и за рубежом. Изначально они планировали лишь готовить детей от 3-х лет к поступлению в музыкальную школу, но впоследствии с подачи родителей им пришлось дополнить свою систему, придумав интересные песенки, игровые упражнения, создав аранжировки к народным потешкам. В настоящее время методика носит комплексный всесторонний характер и признана одной из лучших в педагогике раннего развития.

Таких гостей не оставит без внимания ни один малыш!

Екатерина Сергеевна Железнова использует в пальчиковых играх персонажей, которые нравятся детям: козу рогатую, дождик, червячка, паучка, улитку, солнышко и прочих. Фонотека Железновых содержит музыкальные сказки, игры, массажи, песенки, стихи и многое другое, что будет полезно даже только что родившемуся малышу.

Важными условиями для проведения занятий являются присутствие и активная помощь родителей и использование фонограмм. Диски с записями мама может применять и дома для развивающих игр с ребенком.

Классификация пальчиковых игр

Как таковой утвержденной классификации пальчиковых игр не существует. Условно их можно разделить таким образом:

По активности участников:

сидячие, выполняемые за столом или сидя на полу (например, «Человечек» - имитация ходьбы указательным и средним пальцами, когда остальные сжаты в кулачок);

активные, в которых помимо пальцев задействованы верхние и нижние конечности, голова, туловище.

Игра «Ножки»:

Большие ноги (дети осуществляют ходьбу на месте) шли по дороге (идут, можно по кругу).

Маленькие ножки (встают на носочки) бежали по дорожке (бегут).

Быстро наша крошка (останавливаются) хлопает в ладошки (хлопают в ладоши).

Рученьки устали (потряхивают кистями), на коленки упали (приседают, руки кладут на колени ладонями вниз).

По сопровождению:

с музыкой;

без музыки.

Независимо от того, сопровождается ли игра музыкой, она всегда сложена в стихотворной форме. Это позволяет ей быть интересной (дети лучше воспринимают информацию), лучше запомниться, подскажет, какие движения нужно выполнить.

По возрасту:

с рождения до года детям полезно ежедневно поглаживать, массировать и целовать пальчики, стимулировать центр маленькой ладошки;

количество раз каждый родитель определяет для себя сам, а вот время не должно быть меньше 2-х минут;

с года до 2-х лет важно дать малышам возможность перебирать пальчиками предметы разного размера (например, крупы, пуговицы), ткани различной фактуры и цвета, учить их манипулированию со шнурками, пальчиковому рисованию, играм;

с 2-х до 3-х лет ребенок уже может самостоятельно повторить движения руками, собрать несложную крупную мозаику;

с 3-х лет детская рука развивается посредством лепки и аппликации.

Прищепки - это отличная альтернатива мелким бусинкам. Их то ребенок точно не проглотит!

Разделение по возрасту не является жестко фиксированным. Каждый последующий возрастной этап включает в себя предыдущий, дополняет и усложняет его. Например, перед работой с пластилином ребенку можно сделать массаж руки и пальчиковую гимнастику.

массаж;

игры с пальцами потешки («Сорока Белобока», «Коза Рогатая», «Семья» и др.);

игры со спичками (счетными палочками). «Звери-строители» - перед детьми кладутся спички - «бревна». Им рассказывают, что зверушки задумали построить теремок, но так, чтобы использовать при переноске бревен только 2 пальца: мизинец и большой (большой и средний, два средних пальца обеих рук и т.д.);

игры с бумагой или пластилином (оригами, лепка, аппликация);

пальчиковый театр;

пальчиковая гимнастика («Мы писали», «Паровоз» и пр.).

Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

Играйте чаще, с удовольствием, с личной вовлеченностью.

Стишки выучивайте наизусть.

Выполняйте все движения совместно, проговаривая слова и придерживаясь медленного темпа.

Заведите себе «памятку» - картотеку пальчиковых игр, возьмите оттуда 2-3 игры, хорошенько заучите их, затем добавляйте новые, более сложные.

Хвалите ваше чадо, даже если он еще неуклюжий, а вместо слов у него получаются только нечленораздельные звуки.

Никогда не заставляйте ребенка играть, если он этого не хочет в данный момент. Переключите его внимание, поддержите интерес.

Не расстраивайтесь, если вы не знаете или не помните ни одной потешки, которую можно было бы использовать для игры. Читайте малышу любые детские стихи, сочиняйте свои движения, напевайте мелодии, побуждайте его к повторению за вами и этот творческий процесс порадует вас обоих.


«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.

6. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности .

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

В прятки пальчики играли и головки убирали.

Вот так, вот так, и головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

Эти потешки относятся к пальчиковым играм. Потешки – небольшие стишки или песенки, позволяющие в игровой форме побудить ребенка к действию. Наблюдательность и глубокое понимание психологии раннего детства позволили нашим предкам изобрести незаменимый и действенный элемент педагогики – потешку. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

(Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик - в лес пошёл,

Этот пальчик - гриб нашёл,

Этот пальчик - занял место,

Этот пальчик - ляжет тесно,

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

Этот пальчик - Ванечка.

И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

«Вышли пальчики гулять».

Роль пальчиковой гимнастики в физическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Всем известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Детские психологи отмечают, что в последнее время, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-видео-аудио и т. д.) . Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания) .

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Сопровождаемые музыкой или пением, пальчиковые игры развивают музыкальные способности, позволяют отвлечься от скуки, подпитывают эмоциональную сферу. В настоящее время они входят в систему коррекционных мероприятий для детей с нарушениями речи и другими расстройствами.

В начале 90-х годов прошлого столетия семья Железновых: Сергей Станиславович и его дочь Екатерина, учителя музыки, создатели школы раннего развития «Музыка с мамой», разработали одноименную методику, ставшую популярной в России и за рубежом. Они придумали интересные песенки, игровые упражнения, создав аранжировки к народным потешкам и цикл пальчиковой гимнастики, сопровождаемой пением. В настоящее время методика носит комплексный всесторонний характер и признана одной из лучших в педагогике раннего развития.

На музыкальных занятиях все пальчиковые игры сопровождаются пением, в домашних условиях можно делать данную гимнастику без мелодии.

Предлагаю вашему вниманию несколько пальчиковых игр и надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.

Киска

Есть у киски глазки (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь! (хлопок в ладоши)

Елочка

Перед нами елочка:(сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку")

Шишечки (показывают кулачки)

Иголочки (указательные пальцы)

Шарики, (пальцы сжимают в круг)

Фонарики (показывают «фонарики»)

Зайчики, (показывают «ушки зайца»)

И свечки (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки (ставят средний и указательный пальцы на колени)

Пряничек

Мы вот так, мы вот так, («мнут тесто» руками)

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так, (пальчики вместе, движение рук от себя и к себе)

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой, (широко в стороны развести руки)

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, (поглаживание ладошек по очереди)

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек (движение «пекут пирожки»)

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, (руки вытягивают вперед, ладонями вверх)

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, (манят к себе)

Очень, очень просим! »

Две подружки.

На лужайке две подружки

(Похлопать по коленям в ритм текста)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква.

(Похлопать в ладоши в ритм текста)

Две зеленые лягушки:

(Хлопки по коленям)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква.

(Хлопки в ладоши) .

Ква! (Притопнуть одной ногой) .

Хором песни распевают:

(Сложить ладони и чуть –чуть приоткрыть лягушкам ротик) .

Ква-ква-ква, (хлопки в ладоши)

Ква-ква-ква. (Притопы ногой в ритм текста) .

И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем) .

Ква-ква-ква, ква-ква-ква! (Похлопать в ладоши) .

На опушке дом стоит.

(Сложить ладони домиком над головой) .

На дверях замок висит.

(Сомкнуть ладони в «замок») .

За дверями стоит стол,

(Накрыть ладонью правой руки кулачок левой) .

Вокруг дома частокол.

(Руки перед собой, пальцы растопырены) .

Тук – тук – тук! Дверь открой!

(Постучать кулачком одной ладони о другую) .

Заходите, я не злой!

(Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной) .

Семья могучая.

В одном лесу дремучем

(Покачать руками над головой, как деревья) .

Жила семья могучая.

(Сложить руки в замок) .

У них был дом огромный

(Сложить ладони над головой в виде крыши) .

И крыша с трубой темной.

(Поднять средние пальцы – труба) .

Из трубы в колечки дым.

(«Колечки» из всех пальцев поочередно) .

Плим, плим, плим!

(Пощелкать пальцами) .

«Пальчиковые игры в развитии речи малышей».

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Ведь именно благодаря руке человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавится от монотонности речи, нормализует её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. C помощью пальчиков можно объяснить и показать всё, что угодно, - от игрушек и зверюшек до чисел и букв. А ещё неугомонные пальчики – прекрасные артисты: немного тренировки, и они покажут настоящее театрализованное представление.

«Упражнения для развития мелкой моторики рук».

Уважаемые родители!

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка, поэтому необходимы разнообразные физические упражнения.

Предлагаю Вам некоторые варианты упражнений для развития мелкой моторики рук:

*Разрывание на мелкие кусочки.

*Обрывание листа бумаги.

*Собирание бусинок на нить.

*Скатывание шариков из пластилина, сплющивание их.

* «Волшебные спички»(Выкладывание по образцу) .

*Игры с крупными семенами.

* Выкладывание мозаики

*Складывание разрезных картинок.

*Рисование по шаблону.

*Детям нравиться демонстрировать свою силу (попросите крепко сжать вашу руку) .

*Пальчиковый театр.

МАССАЖ РУК

*Массаж ладоней и пальцев рук (растирание от подушечки к основанию) .

*Массаж бусами (перебирание пальцами бус) .

*массаж ладоней шестигранным карандашом (перемещать от основания ладоней к кончикам пальцев) .

*Массаж пальцев рук колечками (надевание на каждый палец по очереди).

*Массаж грецкими орехами (катать между ладонями, пальцами) .

*Массаж массажным мячиком.

* Массаж каменными, металлическими шариками.

Пальцы рук могут играть, изображать животных, они любят соревноваться, массаж. Играть с пальцами можно дома, на улице, в гостях и в транспорте. Исходные положения можно выбирать разные: стоя, сидя, лёжа.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Включайте фантазию и придумывайте сами.

Но главное - учитывайте индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение и желание.

Давайте вместе учить и развивать наших детей в игровой форме.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. ПАВЛОВ

Наталья Богатырева

Пальчиковые игры – это не только увлекательные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они способствуют развитию речи и творческой деятельности дошкольников. Пальчиковые игры подходят всем детям.

В возрасте от года и до трех лет детишки играют с удовольствием в пальчиковые игры, выполняемые одной рукой.

С трёх до четырёх лет уже подходят игры с участием двух рук.

Для детей старше четырёх лет в таких играх можно использовать разнообразные мелкие предметы: шарики, камешки, орехи, кубики и всё, что подскажет фантазия.

Сегодня мне хочется дать вам, родители, практические рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком. Предлагаю поменяться с вашими детьми местами и почувствовать атмосферу детства. Вы готовы? Тогда в путь!

Приступая к игровым заданиям, всегда следует помнить о следующих правилах проведения пальчиковых игр:

1 правило . Перед игрой с ребёнком нужно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить дошкольника к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Приступаем. Предлагаю вам побыть в роли маленьких мышек. Вы готовы? И так, пальчиковая игра…

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка по городу бежит,

Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки,

Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит:

Грозим пальчиком

"А кто не лёг в кроватку?

Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?

Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать!"

Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

Повторяем с родителями 3 раза, чтобы они запомнили и смогли дома поиграть с детьми.

2 правило. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своей «копилочке» и возвращаться к ней по желанию ребенка.

Пальчиковая игра «ПАУЧОК».

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

Действия аналогичны первоначальным.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползают по голове.

3 правило. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Пальчиковая игра «Мышонок».

Сел мышонок на масленок,

Ладонь правой руки накрывает кулак левой.

А масленок – липкий гриб.

Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.

Посидел на нем мышонок

Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.

И прилип, прилип, прилип.

«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой.

4 правило . Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Предлагаю вашему вниманию буклеты для домашнего пользования.

Здоровья вам и вашим детям!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковые игры» Рука является вышедшим наружу головным мозгом. И. Кант По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное,.

Консультация для родителей «Пальчиковые краски для развития творческих способностей» Пальчиковые краски для развития творческих способностей. Каждый родитель понимает, как важно развивать в ребенке творческое начало. Самый.

Консультация для родителей «Зачем нужны пальчиковые игры» Зачем нужны пальчиковые игры? Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук. Этот факт должен.

Наглядная информация для родителей «Пальчиковые игры» Зачем детям пальчиковые игры? Одной из самых распространенных пальчиковых игр является «Сорока-сорока». На ней выросло несколько поколений.