Лепка из пластилина для детей 3 4 лет в детском саду. Лепка из пластилина

Дарья Николаевна Колдина

Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру «Что изменилось?» (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: «Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов» или «Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его»).

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 3–4 лет:

Скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);

Раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);

Надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);

Растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);

Прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);

Сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);

Сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);

Нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).

Вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);

Вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).

Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее заготовьте природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).

Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, которой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.

Если у вас нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто (для теста нужно смешать полстакана соли, полстакана муки, полстакана воды и одну чайную ложку подсолнечного масла). Готовое изделие из теста нужно просушить с двух сторон на теплой батарее, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:

Испытывает интерес к лепке из пластилина и глины;

Знает свойства глины и пластилина;

Использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);

Передает в лепке различие предметов по величине;

Раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;

Соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;

Сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;

Умеет украшать вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку;

Поделки из пластилина в младшей группе ДОУ

Руководитель: Евстратова Светлана Леонидовна, воспитатель.

Мастер -класс предназначен для детей от 3 до 4 лет

Цель : вызвать у ребенка желание изображать; прививать интерес к окружающему миру; развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

Назначение : выставка детских работ «Пластилиновое чудо»

Забавные улитки на зелёной лужайке из пластилина

Мне казалось, что улитка

Не способна бегать прытко,

Только ползать, не спеша,

Тихо листьями шурша.

Но ползучесть та - не хворость,

Для улитки - это скорость.

Вот и снова перед вами,

Еле двигаясь, лежит...

Нет, ошибся я, бежит!

Материалы: картон зеленого цвета, пластилин, стека, доска для лепки.

Ход работы

Для изготовления ракушки для улитки раскатаем из пластилина яркого цвета длинную колбаску.

Свернем ее как спираль.

Туловище улитки сделаем другого цвета. Раскатаем короткую колбаску из небольшого куска пластилина.

Согнем туловище и сплющим его внизу.

Соединим туловище и ракушку.

Для глаз нам понадобится два маленьких шарика белого цвета и два шарика еще меньшего размера черного цвета. Ротик- шарик красного цвета.

Чтобы сделать шляпку раскатаем два шарика один больше второй меньше.

Большой шарик расплющим соединим с маленьким.

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Дарья Николаевна Колдина
Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий

От автора

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру "Что изменилось?" (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: "Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов" или "Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его").

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Когда приходит время познакомить малыша с таким материалом как пластилин и работой с ним, многие родители теряются. Мы собрали несколько полезных советов, которые расскажут, как должна происходить лепка из пластилина для детей 3 4 лет.

Когда нужно начинать

Будем рассматривать и правила работы с пластилином, и предложим несколько вариантов поделок по которым может проходить первая лепка из пластилина для детей 3 4 лет.

В целом лепку можно назвать самым полезным занятием для детей. Простые действия, раскатывание шарика или колбаски позволяет сформировать конкретные образы, развивать мышление и фантазию.

Чем полезна лепка? Участок головного мозга отвечающий за речь расположен рядом с участком моторики. Работая с пластилином, мы стимулируем эти два участка, и ваш ребенок благодаря минимальным усилиям начинает развиваться полноценно.

Когда следует начать работать с пластилином? Чем раньше, тем лучше. Лепка станет начальным этапом в подготовке ручки к письму. Конечно рассказывать малышу сразу как слепить из пластилина человека нет смысла, нужно начать с простого. Мы подготовили несколько советов, которые помогут вам организовать творческий процесс.

Полезные рекомендации перед лепкой Родители стараются оттягивать использование пластилина на длительный срок, присутствует страх, что ребенок попробует его на вкус. Не нужно оттягивать момент «знакомства» с материалом.

Сегодня существует много безопасных пластилинов, вам остается лишь показать ребенку, на что он способен. Да и малыш, после первых попыток распробовать консистенцию на вкус, придет к выводам, что это невкусно и сам откажется от его употребления в еду.

Первое, и самое главное правило, которое должны усвоить родители перед тем как показать, что такое лепка из пластилина для детей 3 4 лет – это необходимость заинтересовать малыша. Чтобы уже первый уроки показались ребенку интересными нужно приобретать очень мягкий материал. Это упростит работу, и ребенок не разочаруется в своем творчестве.

Работа должна проходить до пятнадцати минут. Если ребенок не хочет лепить, заставлять его нельзя. Даже самое маленькое давление может привести к тому, что малыш в дальнейшем откажется от творческой деятельности и не проявит к нему интерес. Вы можете предложить ему заниматься заново, но заставлять не нужно. А теперь приступим к подробному просмотру темы и расскажем в чем заключается лепка из пластилина для детей.

С чего начнём

Итак, вы решились на лепку с малышом. С чего начать? Вот несколько советов, которые помогут построить занятия:

  1. Не оттягивайте занятия лепкой. Поделки из пластилина для детей очень важны. Предложите просто отщипывать пластилин от бруска или делать в нем вмятины. Эти занятия принесут пользу, когда перейдем к серьезным поделкам.
  2. Как уже было сказано, предлагайте малышу работать с мягким материалом. Не знаете насколько мягок пластилин? Поступите проще. Приобретите специализированный пластилин марки Play Doh.
  3. Всегда готовьтесь к занятиям, даже на несколько минут. Продумывайте сюжет, обыгрывайте его.
  4. Лепка из пластилина для детей 3 и 4 лет должна быть интересной. Если ребенку понравилось конкретное занятие – повторяйте его. Но и про разнообразие забывать не нужно.

И самое важное, независимо от результата, храните поделки вашего малыша. Выделите для них отдельную полку и конечно же показывайте гостям. Это позволит поднять самооценку у малыша и вызвать желание продолжать творить.

Эти правила несложны. А вот подготовить занятие по лепке из пластилина для детей 3 и 4 лет, родителям кажется непосильной задачей. Если и вы так считаете, то мы с уверенностью заявляем – это ошибка! Мы подготовили ряд занятий для проведения с малышом. Запаситесь шаблонами, пластилином и инструктажем.

Приступаем к пластилиновому творчеству

Что могут сконструировать из пластилина дети в рассматриваем возрасте? Естественно, о сложных поделках говорить, смысла нет. Не обязательно создавать сразу объемные фигуры, существует ряд не менее увлекательных занятий. Для работы мы рекомендуем скачать подготовленные нами шаблоны и организовать следующие занятия.

Эти варианты занятий лежат в основе предстоящих серьезных поделок.

Подготовьте:


Предложите малышу отделять от пластилина зернышки и приклеить их к картинке с цыпленком, чтобы накормить его. Таким же образом мы может накормить собак и других животных.

Создание лепёшек

Эта работа уже сложнее. С ее помощью мы научим малыша делать одну из основных деталей, которая используется в поделках – лепешку.
Что потребуется:

  • пластилин;
  • раскраска с большими фрагментами, например, божья коровка или светофор.

Малыш в этом занятии должен отрывать от общего куска пластилина нужный цвет, прижимать его пальчиком и прикладывать на картинку.

Подобным образом можно делать снежинки на картинке, яблоки на нарисованном дереве или сконструировать колеса для машины или паровоза.


шаблон божья коровка для лепешек

Работа может проводится не только в конкретном месте. Малыш может выкладывать полученные детали в произвольном порядке.

Вдавливание разных предметов в пластилин

Это не менее важное занятие. Оно поможет в будущем создать уникальные поделки в основе которых лежит не только пластилин.

Для занятия готовим:

  • пластилиновую основу;
  • любые мелкие предметы (макароны, семечки, фасоль, бусы);
  • доску для пластилина.
  • Посередине шарика вдавливаем пальчиками пластилин. Формируем носик. Если по каким-то причинам нос не получился, можно добавить пластилин и сформировать выпуклость нужного размера. Под носом пальцами или стекой формируем рот. У вас должна получиться заготовка головы.
  • Дополняем голову глазами. Для этого скатайте две белых горошины и придавите их. Скатайте черные горошинки меньшего размера и тоже придавите. Соедините белый и черный материал. Сверху глаз добавьте две черные колбаски, чтобы получились брови.
  • Теперь не самый простой шаг. Помогите в этом деле ребенку. Мы будем делать волосы. Можно сделать их с помощью большой и тонкой лепешки. Мы предлагаем скатать много колбасок, чтобы голова выглядела естественно. Формировать прическу лучше с середины головы. Присоедините в центре одну колбаску и уже от нее продолжайте лепить другие.
  • Завершаем изготовление головы с помощью двух лепешек белого цвета и дуги розового оттенка. Первые детали нужны для формирования ушей. Присоедините их на нужное место. Украсьте голову небольшим ротиком. Работа с головой завершена.
  • Займемся изготовлением тела. Такой вид поделки из пластилина простой для детей, благодаря элементарным деталям. Из любого понравившегося цвета лепим прямоугольник. Это туловище. Из этого же цвета катаем две колбаски для рук. Присоединяем их к прямоугольнику. Разглаживаем стыки. К туловищу прикрепляем сделанную ранее голову.
  • Используя телесный или приближенный к нему оттенок, скатываем два горошка. Они нужны для кистей. Аккуратно вытягиваем пальчики. После окончания работы с одной рукой, приступаем к другой. Делаем ее по такому же принципу. Соединяем кисти рук со сделанными ранее колбасками.
  • Приступаем к созданию ног. Потребуется целый брус пластилина любого цвета. Используя стек, разрезаем брус посередине. Делайте так, чтобы получилась деталь похожая на штаны.
  • Осталось сделать ноги. Для них берем телесный оттенок, катаем два шарика. Придаем им прямоугольную форму. Чтобы человечек не был босым, сделаем ему обувь. Возьмите понравившийся цвет и раскатайте пласты. Наденьте их на ноги и разгладьте материал.
  • В завершении все полученные детали нужно соединить и прикрепить к ранее сделанному туловищу. Человечек готов.

    Пластилиновый мишка

    Поделка будет особенно интересна детям. Если малыш любит животных, вы можете предложить слепить ему или . Мы же предлагаем остановиться на медведе.

    Прелесть этого изготовления в том, что будут использоваться все те детали, которые малыш изучал на этапе подготовки к работе с пластилином. Родители в свою очередь, могут не только помочь малышу в творческом процессе, но и обыграть это занятие с помощью сказки или кукольного театра. Вариантов подведения к этой лепки масса.

    Перед тем как слепить медведя из пластилина подготовьте:

    • бурый, черный или коричневый пластилин;
    • Пластилиновый мишка (Шаг 1)

      Мишка готов. Добавляем в коллекцию и показываем друзьям.

    Лепка для малышей: основные приемы, система игровых занятий с детьми от 1 года до 3 лет.

    Лепка для малышей

    Лепка для малышей: зачем нужна лепка малышам?

    Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение .

    В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.

    Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).

    Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.

    В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).

    Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).

    Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.

    Лепка для малышей: с какого возраста можно заниматься лепкой с ребенком?

    Лепкой можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.

    На втором году жизни малыш знакомится с тестом для лепки как с материалом, знакомится с его свойствами и качествами.

    На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» — базовыми приемами лепки , на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки будут строиться и все последующие поделки ребенка в более старшем возрасте.

    Лепка для малышей: материалы для лепки с ребенком раннего возраста

    Первое — это тесто для лепки (безопасное для здоровья самых маленьких деток и сделанное из экологически чистых материалов).

    Рецепт теста для лепки для детей от 10 до 12 месяцев: 300 гр. муки, 150 гр. воды, 1 чайная ложка подсолнечного масла (в тесто не добавляем соль). В воду можно добавить свежевыжатый сок свеклы – получится розовый цвет. Но он сохранится только на сутки, максимум на двое суток.

    Рецепт соленого теста для лепки для детей от 1 года до 2 лет: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем, 2 столовые ложки растительного масла. Краситель берет пищевой, который используется для окрашивания пасхальных яиц и кондитерских изделий (берем ½ или ¼ пакетика одного цвета на эту порцию теста). Тесто не прилипает к рукам, хорошо держит форму. Тесто можно хранить 3-4 недели в плотно закрытом пакете в холодильнике. Лучше заранее сделать несколько цветов теста.

    Фигурку из такого теста можно запечь в духовке на слабом огне. Цвет теста после выпечки сохраняется. Если сушить фигурку на воздухе – то тогда фигурка толщиной в 1-2 см будет сушиться 10 дней.

    С детьми 2 лет и старше можно использовать для лепки разные материалы: массу для лепки, пластилин, соленое тесто.

    Глина – прекрасный природный материал для лепки, который полезен еще и в психологическом плане. Глина прекрасно снимает напряжение! Если Вы хотите полепить из глины с малышом, то купите в магазине глину светлого цвета. Глина темного цвета часто пугает маленьких детей, и они отказываются из нее лепить (боятся испачкаться). Глину нужно хранить в плотно завязанном пакете в холодильнике, так как она быстро засыхает.

    Готовое выпускаемое промышленностью тесто или массу для лепки желательно покупать классическое, не ароматизированное (без запахов ванили и других подобных запахов).

    Второе – клеенка для защиты стола от пластилина или теста. А также доска для лепки и влажная тряпочка. Это приучает к аккуратности. Главная причина, почему нам не обойтись без этих предметов – при их использовании нам не нужно будет использовать запреты ребенку (не трогай – запачкаешь), не надо будет его дергать. Даже если малыш запачкает клеенку – стол останется чистым, а клеенка легко отмоется.

    Сразу же приучайте ребенка, что лепим мы только на клеенке и сразу же убираем за собой. Сначала это будете делать Вы, потом малыш привыкнет к порядку и начнет Вам подражать. Он будет знать правило – лепим за столом на клеенке, после лепки всё убираем на место.

    Доску для лепки лучше иметь цвета потемнее, чтобы на ней хорошо были видны светлые детали из теста или пластилина, их форма. По размеру она должна быть не меньше размера альбомного листа (Не советую покупать маленькие доски для лепки. Они очень неудобны в лепке с малышами).

    Влажная тряпочка должна быть рядом на столе. Она нужна, чтобы вытирать руки (малышу нужно будет показать, как это делается).

    Третье – если Вы боитесь, что ребенок запачкает одежду, то наденьте на его ручки нарукавнички (это «труба», сшитая из легко стирающейся непромокаемой ткани и надевающаяся от запястья до локтя на ручку ребенка) и фартук. Вы будете спокойны, что малыш не испачкает одежду, и он сможет лепить свободно и радостно. Ваши эмоции и Ваше спокойствие очень важны – ведь ребенок их «считывает» мгновенно и хорошо чувствует Ваше эмоциональное состояние. И если мама постоянно переживает, что что-то мы запачкаем – то ребенок не будет лепить с удовольствием. Также если Вы боитесь за пол и его чистоту (например, у вас дома ковровое покрытие – то вместо переживаний можно просто защитить заранее пол — просто постелить на него пленку).

    Четвертое. Дополнительно можно приобрести стеки для пластилина (они обычно прилагаются к набору пластилина) – с их помощью можно наносить разные узоры на поверхность изделия.

    Это важно:

    — место для лепки и все предметы должны быть подготовлены мамой заранее, до игры – занятия с ребенком, так как маленький ребенок не может долго ждать – ему надо сразу же действовать.

    — ребенок старше 2 лет уже знает, где дома лежат материалы для лепки и как ими пользоваться по назначению, с этого возраста он помогает маме убирать все материалы после лепки (например, разложить оставшиеся кусочки по цветам, вымыть руки, снять фартук)

    Лепка для малышей: как заниматься лепкой с малышами?

    Первый этап. Знакомство с материалом.

    Очень часто этот этап пропускается, в результате малыш не хочет лепить, хочет засунуть тесто в рот, и ничего не получается! Потому что прежде чем лепить, надо учесть природу ребенка раннего возраста.

    Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то привлекательного, а не процесс лепки!

    Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:

    • пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,
    • нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
    • подержать кусочек в ручках и по-разному его помять,
    • пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
    • смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета. Покупая пластилин для лепки – посмотрите на упаковке инструкцию. Производители всегда указывают, можно ли смешивать цвета пластилина, получая новые оттенки. Желательно для малышей покупать пластилин, в котором можно смешивать разные цвета и получать новые оттенки.

    Дайте малышу третьего года жизни самому поэкспериментировать с цветами – например, сделайте много разных шариков – «бусы» на елку или кукле. Каждый шарик получите, смешивая цвета (желтый + синий = зеленый, красный + белый = розовый).

    • Можно дать малышу самому замесить тесто (помочь маме), налепить из него «пирожки» (какие захочется), крендельки и колбаски для угощения кукол.

    Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова или видеопрезентации.

    Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.

    Это важно запомнить: наш путь обучения лепке самых маленьких деток такой

    1. от знакомства малыша с материалом (исследовательские действия)
    2. к использованию его по назначению (для лепки)
    3. и далее к развитию интереса к образу, который мы хотим передать в лепке.

    Полезный совет: Если малыш отказывается от исследования материала, то можно самой дать ему разные игровые задания: «спрячь горошинки в кусочке текста», «а что будет, если мы смешаем два кусочка, давай попробуем!»

    Лепка для малышей: основные приемы лепки с детьми раннего возраста

    • раскатывание кусочка теста или пластилина в палочку (колбаску),
    • скатывание кусочка в шар,
    • сплющивание (шара в лепешку, колбаски в полоску),
    • получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальчиком,
    • отщипывание кусочков,
    • прикрепление деталей к крупному кусочку пластилина.

    Эти приемы малыш осваивает к трем годам (конечно, в том случае, если с ним занимаются лепкой дома или в кружке или в детском саду).

    Лепка для малышей: важные моменты организации игровых занятий с малышом дома

    — Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет.

    Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу потерял.

    Или другой пример: нужно сделать кукле пирожки к чаю, ведь она ждет гостей – своих подружек!

    Еще один пример: мы решили сделать овощи и фрукты для игры в магазин. Или задумали налепить орешков, чтобы угостить ими белочку – игрушку. Или сделаем сейчас конфеты, которыми кукла угостит всех гостей на своем Дне рождения.

    ВАЖНЫЙ НЮАНС: Ежик (игрушка) сам обращается к малышу и просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь.

    ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: Взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.

    Список игровых сюжетов Вы найдете в конце этой статьи.

    — Все вылепленные изделия используются в дальнейшем для игры ребенка (например, в ситуации с ежиком мы реально даем игрушке – ежику вылепленные нами грибочки, он радуется, нас благодарит, мы его провожаем в лес – полностью разыгрываем этот сюжет с малышом).

    — Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку, картинку или реальный предмет, если есть такая возможность.

    Например: «Какая нарядная неваляшка! Ах, красавица, да веселая какая! (гладим неваляшку по головке). Что я погладила? (голову). На что она похожа? (на шарик), А это что? (гладим шарики – ручки неваляшки, пусть малыш тоже их погладит). На что они похожи? На шарики! Только маленькие! А теперь давай погладим платье у неваляшки. Какое красивое. На что похоже? Тоже на шар. Только большоооой!» И т.д.» Ребенку нужно дать игрушку в руки, чтобы погладить, назвать каждую ее часть. А затем поставить на место и начать ее лепить.

    Пример такого разговора про птичку до ее лепки (автор – Р.Г. Казакова): «Потерял цыпленок маму-курицу, бегал, искал и прибежал к нам. Как он бежал? (на лапках). Устал, погладим его: «
    Ах, ты, маленький, желтенький! Что я погладила? (спинку, крылышки). На что похож цыпленок? На шарик! А теперь я что погладила? Головку! На что она похожа? На маленький шарик. Захотел цыпленок зернышки поклевать, стал искать зернышки. Чем он смотрит? (глазками). А чем зернышки клюет? (клювом). Помахал нам чем? (хвостиком)». После этого взрослый показывает, как слепить цыпленка, сопровождая все свои действия комментированием и вопросами: Что я вылепила? Круглое туловище. А это что за маленький шарик? Это голова, а это глаза. Цыпленок сразу увидел маму- курочку! Чем он ей помахал? Крылышками!»

    — Сначала малыш будет лепить по Вашему заданию, а чуть позже сможет лепить и сам по своему замыслу.

    — Если Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры – занятия по лепке так:

    • Первый день – учимся скатывать шарик.
    • На следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара: снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете).
    • Далее делаем перерыв 2-3 дня.
    • И снова снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете).

    Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.

    В дальнейшем периодичность не будет иметь значения.

    Исследования показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего быстро закрепить новое умение ребенка.

    — Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.

    Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут.

    — Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку –просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.

    Лепка для малышей: лепка для детей 1- 2 лет

    Начать знакомить малыша с тестом можно с конца первого года жизни. В 1- 2 года ребенок знакомится с тестом для лепки как с материалом, исследует его.

    Одна игра будет занимать 3-5 минут. Это то время, когда ребенок в данном возрасте может сосредоточиться на задаче и целеустремленно действовать вместе с Вами.

    Лепка для детей 1-2 лет: варианты игровых заданий

    «Маленький исследователь». Положите на доску для лепки кусочек теста. Пусть малыш его помнет, сделает в нем углубления пальчиком, сделает дырочку, отщипнет маленькие кусочки от большого куска теста («покормит зернышками цыпленка»). Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с тестом сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.

    «Шлепаем ладошкой». Положите тесто для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по тесту: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».

    «Покорми курочку и петушка». В следующий раз на наше игровое занятие пусть к малышу прибегут игрушечные курочка и петушок и попросят их покормить зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!

    Игра «Ау». Возьмите кусочек теста для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите: «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»

    Игра «Один – много». Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

    Показ с комментированием. Ребенок в этом возрасте лепить поделку еще не сможет, но сможет вам помогать.

    • Пример 1. Сами скатайте много шариков. И предлагайте ребенку шлепать по ним ручкой, делая из них оладушек или блины (прием Ю. А. Разенковой) и говоря каждый раз: «шлеп, шлеп, шлеп». Положите все ваши оладушки или блинчики на кукольную тарелку и угостите кукол.
    • Пример 2. Вы можете сами лепить на глазах ребенка любые простые поделки – мышку, мишку, зайку — и комментировать свои действия. Называйте части предмета, их цвет, размер, форму: «Вылеплю глазки. Где у мишки ушки? Вот ушки. А у Вани где ушки (имя ребенка)? Вот ушки! У Вани большие ушки, а у мишки – маленькие ушки. Круглые! Вот какие! А что дальше слепим?»

    Лепка для малышей: лепка для детей 2-3 лет

    В этом возрасте можно лепить с ребенком из любых материалов: глины, пластилина, соленого теста, массы и теста для лепки, снега.

    Чему мы можем научить малыша в 2-3 года на игровых занятиях лепкой: наши задачи

    • лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями),
    • соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
    • раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку),
    • сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник),
    • делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол),
    • соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку),
    • лепить только на клеенке на дощечке для лепке, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).

    Лепка для детей 2-3 лет: последовательность обучения лепке

    В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.

    Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.

    Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).

    • Сначала малыш учится раскатывать тесто в колбаску на доске (ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска).
    • Только потом ребенок готов раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями.
    • Следующее усложнение — составление изображений из наших «колбасок» — палочек. Изготовление из колбасок «баранок» (соединение палочки в кольцо).

    Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).

    • Сначала малыш скатывает шар на столе круговыми движениями (катает по столу кусочек пластилина, чтобы получился шар).
    • Затем он осваивает более сложное движение – скатывание шара между ладошками.
    • После этого ребенок уже готов делать фигурки из известных ему элементов. Вводится дополнение формы природными материалами (например, для выразительности образа можно использовать семена, веточки, листочки как глазки, хвостик, уши, усы).

    Лепка для детей 2-3 лет: варианты игровых занятий по этапам с постепенным усложнением задач

    Первый этап: ознакомление с материалами

    Покормим птичек (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска),

    Н орка для мышки (спрячь мышку от кошки) – показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).

    Второй этап – осваиваем раскатывание кусочка в длину (колбаски)

    • слепим карандаши для мишки или для любой другой игрушки (учим раскатывать колбаски),
    • слепим веточку для птички (колбаска),
    • лепим угощения – колбаски для щенков (раскатываем кусочки пластилина в «палочки- колбаски» и складываем угощения в игрушечную тарелку, угощаем им игрушки),
    • слепим забор (Раскладываем слепленные палочки – колбаски на доске как забор. Например, нужно спрятать петушка от лисы, построив забор, через который лиса не пройдет),
    • слепим лесенку (Раскладываем на листе бумаги вылепленные нами колбаски как лесенку. Сначала делаем длинные две вертикальные палочки. Затем между ними как ступеньки выкладываем горизонтальные палочки),
    • самолет (соединение двух палочек в фигурку самолета),
    • елочка (Раскладываем палочки как елку на доске для лепки. Одна длинная колбаска в центре – это ствол елочки. Другие зеленые колбаски размещаем по сторонам наклонно – это ветви елочки),
    • домик из бревен (железнодорожная станция, автобусная остановка из бревен): лепим много одинаковых палочек и складываем из них строение (по типу складывания бревенчатого дома или колодца из бревен), крышу можно сделать из прямоугольного куска картона или фанеры.
    • баранки
    • колечки для пирамидки (соединение колбаски в колечко),
    • браслеты для куколок (соединение колбаски в колечко),
    • другие варианты (ребенок может сам придумать, на что похожа его палочка из пластилина: это косточка для собаки, это огурцы, это дождевые червяки, это будут морковки, если один конец палочки сделать узким и острым),
    • улитка (Вариант 1. Выкладывание на доске для лепки: скручивание колбаски в спираль. Вариант 2: «улитка ползет». Ставим нашу спираль на ребро, один конец вытягиваем вверх и отклоняем в сторону от раковины – получилась голова улитки),
    • пенек для Машеньки и медведя (короткая широкая колбаска: «Сядь на пенек, съешь пирожок», на пенек может прискакать и сесть зайка, лисичка, птичка),
    • ленточка (речка, дорога) – расплющивание колбаски в полоску,
    • шарфик для снеговика (шарфики для зверюшек) – расплющивание колбаски в полоску,
    • морковка для зайчика (при раскатывании делаем нажим с одной стороны, и получится не палочка, а «морковка» с острым концом с одной стороны),
    • змея (Делаем длинную «колбаску» из пластилина, изгибаем ее как змею. Разрезаем один конец «колбаски» – это будет рот, голова змеи. Делаем из семечек глаза змеи. Можно размещать змею по разному: а) в спираль – это «змея спит» или б) извилистой линией – это «змея ползет»),
    • гнездо для птенчика (раскатываем вместе с ребенком очень много тонких колбасок – палочек и из них в хаотичном порядке складываем гнездо, помогаем птичкам «построить гнездо»),
    • мостик (соединяем палочки в мостик в соответствии с Вашей задумкой, есть много разных вариантов).

    Третий этап – осваиваем скатывание шара

    • слепим шарики и поиграем с ними (малыш лепит шарики и потом играет с ними — катает их с горки, прокатывает их в воротца),
    • лепка колобка для бабушки и дедушки,
    • лепка клубочков для котенка (котенок любит играть с клубками),
    • лепка мячиков,
    • лепка погремушки (шарик + колбаска),
    • яблочко (Лепим шар и делаем в нем сверху и внизу пальчиком небольшое углубление. По желанию ребенка можно дополнить поделку зеленым черенком с листочком: а) раскатать из зеленого пластилина тонкую палочку – черенок, б) затем скатать шарик из пластилина зеленого цвета, чуть сплющить его – получится овальный листочек яблочка, прикрепить листочек к черенку на яблоко),
    • помидор (делается аналогично яблочку, но без черенка и листочка),
    • лепка ягодок (ягоды – это мелкие шарики красного цвета, складываем наши «ягодки» в корзинку или на кукольную тарелку и угощаем игрушки),
    • малина для мишки (также красные шарики – ягоды),
    • конфета (лепка шариков – конфет для куклы, она будет угощать ими своих друзей на Дне рождения),
    • бусы (лепим разноцветные шарики одного размера. Для этого сами поделите кусок пластилина на равные части одинакового размера и дайте их ребенку. Готовые бусины мы прикрепляем на нитку),
    • пирамидка из шаров (Лепим шары разного размера – для этого заранее подготовьте и дайте ребенку кусочки пластилина разных цветов и разного размера. Затем складываем из них пирамидку – на самый большой шар ставим шарик поменьше, далее находим и ставим шарик еще меньше. На верхушку прикрепляем бусинку или маленький яркий шарик из пластилина),
    • слепим снеговика (Скатываем 3 шарика разного размера, ставим их друг на друга в соответствии с размером, украшаем пластилинового снеговика семенами или горошинками для глаз, соломинкой для носа и т.д.),
    • лепка птички или цыпленка (Лепим два шарика, накладываем их один на другой, глаза делаем из горошинок или семечек, хвостик – из перышка, клювик делаем прищипыванием – вытягиваем кусочек пластилина от шарика – головы вперед так, чтобы получился клюв),
    • лепка зайчика (Делим кусок пластилина пополам. Из первого куска скатываем большой шар – туловище. Второй кусочек делим снова пополам. Из первой части лепим маленький шар – головку. Оставшуюся часть снова делим пополам – получаются две колбаски – ушки. Глаза делаем из природного материала – горошинок, семечек),
    • лепка кошки, мишки, мышки, собачки. Голова и туловище – из шариков. Ушки делаем прищипыванием. Дополняем образ усами (тонкий пластиковый жесткий жгут), глазками (семечки, горошинки),
    • неваляшка (Туловище – большой шар, голова – маленький шар, ручки – два самых маленьких шарика, платье неваляшки украшаем семенами, глазки также делаем из природного материала),
    • гусеница (соединяем несколько шариков в гусеницу, делаем из семечек глаза и рот),
    • огурцы (скатываем из зеленого пластилина шарики, и далее раскатываем их в палочку – цилиндр, получили огурцы),
    • бананы (делаем аналогично огурцу, но из пластилина желтого цвета и сгибаем в форме банана).

    Прием сплющивание шарика в лепешку – круг:

    • лепим блины (Покажите, как расплющить шар в лепешку – нажать на него ладошкой. Напеките блинок для куклы, положите их на игрушечную тарелочку. Пусть кукла угощает все игрушки своими блинами за чаем!),
    • делаем витамины для куклы (делаем маленькие разноцветные шарики и сплющиваем их в «лепешки» — таблетки),
    • оладушки (помогаем бабушке испечь на завтра оладушки: сплющиваем мелкие шарики в лепешки, кладем на кукольную тарелку и угощаем),
    • слепим мягкий коврик для игрушечной киски (расплющивание и прикрепление мелких деталей на основу),
    • гриб (лепим палочку – цилиндр. Скатываем шар и сплющиваем его в диск. Прикрепляем «шляпку» гриба к его «ножке»),
    • солнышко (лепим шар, сплющиваем его в «лепешку» — диск. Далее лепим палочки – цилиндры. Сплющиваем их в полоски. Раскладываем полоски вокруг центра солнышка. Глаза, носик, ротик солнышка делаем из семян или рисуем стеком,
    • черепаха (скатываем шарик, сплющиваем его. Берем маленький кусочек пластилина и скатываем шарик для головы черепахи. Берем еще 4 маленьких кусочка пластилина и раскатываем их в палочку – колбаску, делаем из них ножки черепахи),

    Все поделки можно делать из массы для лепки, а затем высушить. Получатся овощи и фрукты для игры в «магазин», игрушки.

    Лепка с малышами – очень полезное и очень увлекательное и для взрослых, и для детей занятие. Желаю Вам успехов и радостных минут общения с детьми в процессе лепки!

    Книги по лепке для малышей

    Эту статью я написала по вашим письмам и вопросам ко мне. И в концее ее по просьбам читателей сайта «Родная тропинка» я даю перечень книг, которые могу рекомендовать по данной теме — лепке для самых маленьких детей от года до трех лет.

    — Первая часть: полоски и кружочки из пластилина.
    — Вторая часть: объемные картинки из пластилина на картинке — основе.
    — Третья часть: лепим из теста.

    У этого же автора есть и другие красочные отдельные небольшие альбомы по лепке для детей от 1 года до 3 лет: «Пластилиновые угощения», «Пластилиновые ягодки», «Пластилиновые змейки», «Пластилиновые пятнышки», «Пластилиновые полоски». Описание всех игровых занятий по лепке с малышами из данной серии «пластилиновых книг» Вы найдете в первой полной книге автора «Лепка с детьми раннего возраста» по ссылке выше. А в отдельных альбомах для детей представлена данная же система игр просто в другой форме, более удобное для семьи — с готовыми картинками.

    4. Лыкова И.А., Шипунова В. Вкусная лепка для детей и взрослых. . Это книга по лепке кондитерских изделий — пряничных домиков, разных видов пирожков вместе с детьми. Для тех, кто любит печь.

    5. Из давно изданных книг, которые уже не приобрести, но можно найти в интернете: Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. — М.. 1992. Книга для педагогов.

    Лепка для малышей: словарь лепки. Как правильно называть действия в лепке

    Отщипывание — отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем кусочек, а затем отрываем его.

    Прищипывание — большим и указательным пальчиками оттягиваем кусочек от детали (получаем, например, клюв).

    Соединение — прижимаем две части поделки друг другу и тщательно заглаживаем место стыка.

    Раскатывание — формирование «колбасок» (цилиндров) из куска пластилина движениями «вперед — назад» (сначала ладошкой на столе, затем — между прямыми напряженными ладонями).

    Скатывание — формирование шарика из куска пластилина круговыми движениями ладони по столу или круговыми движениями прямыми ладошками.

    Сплющивание — сжимание куска пластилина для придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющиваем между указательным и большим пальчиками. Средний и большой кусок пластилина сплющиваем ладошкой.

    Вдавливание — получение углубления в куске пластилина способом нажатия большим или указательным пальцем.

    Еще материалы для занятий с детьми от 1 года до 3 лет Вы найдете в статьях сайта: ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки