Почему на церковные праздники сильно злюсь. Я очень часто болею

Предновогоднее оживление очень кстати приходится на середину холодного сезона: в это время как никогда мало солнечного света и тепла, ярких красок и впечатлений. Зимние праздники позволяют нам снова почувствовать себя живыми, обновлёнными, полными планов и надежд! Только, увы, не всем так везёт. Для одних людей это хронически нелюбимый период, а других тоска накрывает неожиданно для самих себя. Этому можно найти несколько причин (а значит, и способов решения проблемы). Поговорим о самых распространённых…

Когда не до праздника

Бывают, конечно, в жизни такие моменты, когда совсем нет желания праздновать. Да и нечего. Расставание с партнёром, потеря близкого человека, финансовый крах или известие о тяжёлой болезни кого угодно выбьет из колеи. Тут, собственно, даже не возникает вопрос «почему плохое настроение», это очевидно. Бывают ситуации и попроще - хоть и не погружающие человека в тяжёлую депрессию, но всё же изрядно «снижающие градус» радости жизни. На форумах можно встреть массу жалоб накануне 31 декабря: машина сломалась, с любовницей расстался, конфликт с начальством, погода просто кошмар, зуб разболелся (умру, но не пойду к стоматологу в праздники!) и тому подобное…

Но не стоит быть таким неблагодарным. Сетуя на «плохие» события в своей жизни, мы фактически отказываемся признать, что они несут в себе развивающее начало. Часто неприятности служат сигналом о том, что мы делаем что-то не так, заставляют нас задуматься и что-то изменить. Иногда они могут носить поистине судьбоносный характер. Представьте себе человека, опоздавшего на авиарейс, который потерпел крушение. Так откуда вам знать, что сломанный автомобиль не уберёг вас от аварии, что по пути к врачу вас не ждёт неожиданное полезное знакомство, а конец интрижки не спас вас от скуки, разоблачения, развода, раздела имущества? У всего есть обратная сторона, о которой мы часто даже не подозреваем…

Неоправданные надежды

Давайте вспомним, какие ощущения появляются у нас, когда мы ожидаем наступления нового года? Конечно, радостные. Но, к сожалению, часто чувства и ожидания праздника обещают гораздо больше, чем мы получаем во время самого пиршества. Потом, конечно, мы чувствуем себя обманутыми и разочарованными, и произносим стандартную фразу: «Столько готовились, а праздник так быстро прошел и было как всегда».

Ну а как это - всегда? В основном, в декабрьской суете люди стараются забыться: отложить нерешённые проблемы и дела на потом, растратить кучу денег на непрактичные «одноразовые» подарки и спонтанные покупки, развесить побольше блестящей мишуры, наготовить деликатесов на целый полк, включить телевизор погромче, произносить пафосные тосты перед гостями, есть и пить без меры… - И речь даже не о том, что алкоголь, переедание и нарушение режима бодрствования уже сами по себе неизбежно ведут к депрессии, а остатки эйфории испаряются при одном только виде раковины, где грязная посуда принимает форму сугроба. Просто всё это вы действительно уже видели…

Плохое настроение возникает из внутреннего разлада, основной узел которого остаётся в подсознании. Слепая вера в «новогоднее чудо» (то есть что ваша жизнь вдруг мгновенно и волшебно изменится без ваших постоянных, настойчивых и хорошо продуманных усилий) неизбежно ведёт к разочарованию. Чтобы появилось столь желанное ощущение новизны, вы в самом деле (да, в самом деле!) должны делать что-то принципиально новое. Ведь это единственная причина, почему дети умеют так искренне радоваться и наслаждаться каждым днём - для них ещё столько неизведанных горизонтов! Может, просто никогда не нужно останавливаться?

Упадок сил

Для многих творческих натур подготовка к празднику важнее самого праздника. Они полностью посвящают себя оформлению, украшению и приготовлению пищи, и в результате огромное количество растраченной ими энергии приводит к истощению (если хотите, «выгоранию»). В таком случае просто нет сил для полноценного празднования, и при всей грандиозности подготовки новогодняя ночь превращается в обычное застолье. Пока гости развлекаются, самому хозяину не весело - ведь именно это время совпадает с вынужденным естественным отдыхом организма по восстановлению растраченной энергии.

Но это лишь половина проблемы. В итоге у нашего «рождественского эльфа» просто не остаётся времени вдумчиво проанализировать год, вспомнить и улыбнуться положительным моментам, задуматься о будущем и своих планах, помечтать и загадать желание от всей души. Остаётся неосознаваемое чувство незавершённости, какой-то бессмысленности (действительно, человек так и не понял, зачем прожил уходящий год). Но для чего ещё нужен этот праздник, как не для подведения итогов? - Не забывайте о себе в предпраздничной суматохе…

Когда любовь не морковь

Многим людям кажется, что именно в праздничное время партнёр должен вести себя по-особому вежливо и радостно, прощать им нервные срывы и успокаивать, помогать и вдохновлять. Мы ожидаем чего-то большего, а получая в ответ то же, что и всегда, обижаемся. Старайтесь не строить грандиозных планов и воспринимайте друг друга такими, какие вы есть в повседневной жизни. Ваш партнёр не изменит себя только потому, что наступили праздничные дни. Старайтесь понять его, изучите его предпочтения и представления о конкретном празднике. При таком условии вам не придется разочарованно утверждать, что вы не отдохнули, потому что вас не поддержал любимый человек.

Бывает, что своим поведением мы сами подталкиваем партнёра к грубости и недовольству, поэтому внимательно следите за своим отношением к нему во время праздников. Не бываете ли вы показательно капризными, не часто ли у вас появляется недовольное выражение лица, сколько вы высказываете просьб и делаете замечаний? Поверьте, очень многие вещи заставляют нас сердиться, но по большому счёту они не играют в нашей жизни никакого значения. Так что если бьётся посуда - это к счастью, если вы нечаянно уснули в полночь - приятных вам сновидений, если ваш партнёр не догадался поцеловать вас под звон бокалов - поцелуйте его сами. Счастливых вам праздников!

главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:

«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:

«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:

«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:

«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

Если мы кого-то обидели

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

Если обидели нас

Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:

«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:

«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:

«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».

«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:

«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:

– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:

– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Если помириться не получается

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:

«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:

«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.

Во время церковных праздников нельзя верить суевериям, которые дают нам неправильное понятие о проведении праздника. Церковные праздники нужно проводить по-христиански. С утра сходиться в храм, помолиться. Вечер провести в кругу семьи, быть чутким и заботливым.

Особых запретов на разные виды деятельности церковь не делает, главное, чтобы это не навредило душевному спокойствию православного. Работа не может осквернить душу, если человек помнит в Боге.

Если вы хотите преумножить свою веру, следуйте Библии. Не стоит слушать суеверия.

Почему нельзя делать уборку?

Вокруг этой темы всегда ходило много суеверий. Наши предки чтили старые приметы и всегда послушно следовали им. Как мы сказали, особых запретов церковь не делает. Главное, помнить о Боге. Некоторые суеверия пришли к нам из старины.

Вот так проводили праздники наши предки: с утра умывались, одевались и шли в местную церковь на молитву. По пути назад заходили к родственникам и родителям. Заниматься мелкой работой начинали к вечеру. Накануне праздника генеральных уборок не делали. Это было грехом. Считалось, что человек может притянуть к себе плохое, выметая из дома добро. Мусор, неубранный накануне, становился святым. Убирать его в святой день нельзя. Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое.

Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете.

Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит.

Приметы против уборки

На Руси существовало множество примет против уборки.

  • Православные не убирались ночью и после заката. Так можно смыть благополучие семьи.
  • Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали.
  • Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье.
  • Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя. По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет.

Следовать этим приметам – не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия – убираться по воскресеньям.

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

  • Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие.
  • Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой. Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой
  • Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться. А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу.
  • Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа. Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни.
  • Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось. Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы – Пасха и Рождество.

Протоиерей Александр Ильяшенко говорил:

«Смысл всех запретов в православные праздники не в том, что нельзя. В православные праздники стоит посвящать день Богу. Начните день не с молитвы, а с посещения храма. Делайте милосердные поступки, заботьтесь о близких людях. Уборку, сделайте накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме».

Я очень часто болею. Что делать? Вопросы священнику

Вопрос: Я очень часто болею, то простудные заболевания, то воспаление почек. Хронический пиелонефрит протекает вяло, но самочувсивие при этом ухудшается, работоспособность сильно снижается, болею раз по 12 на год. При этом анализы особо не ухудшаются, но все же без антибиотиков не могу. Хожу в церковь, причащаюсь, раз в году соборуюсь, но ничего не помогает. Я так устала от болезни, даже в храм намного реже стала ходить, так как выстоять службу тяжело, начинает сильно болеть спина. А мне только исполнился 31 год, детей пока нет, но я очень хочу родить, но одновременно понимаю, что здорового ребенка не родить с моими почками. Я не знаю что мне делать, не знаю сможет ли кто мне помочь… Что мне делать не знаю, неужели всю оставшуюся жизнь жить с этим?

Ответ: Вы сами себе должны помочь. Вам нужно избавляться от лени. Займитесь своим здоровьем, ведите активный образ жизни. Многие болезни – от вялого течения крови в организме. Поэтому вам нужно больше движения. Ходьба каждый день от 5 до 10 км. на свежем воздухе (в это время можете исполнять утреннее и вечернее правило). Найдите человека, который нуждается в Вашей помощи – ходите к нему пешком – совмещайте два, три полезных дела. Попробуйте начать закаляться – обтираться водой: сначала теплой, потом уменьшая температуру каждый день на один градус (посоветуйтесь с врачом). Насчет возможности стать матерью посоветуйтесь с православным гинекологом. В любой ситуации нужно не унывать, а использовать все возможные врачебные средства, молиться и нести свой крест. А один из святых говорил: трудись так, как если бы все зависело от тебя, и молись так, как если бы все зависело от Бога. При этом помните, что терпеть в жизни все равно что-то нужно – без этого нет духовной жизни. “…дух бодр, плоть же немощна.”(Матф.26:41) . Когда плоть терпит и чего-то лишается, дух приобретает и закаляется. В противном случае, когда мы полностью здоровы и в полном достатке, человек (по своей природе, поврежденной грехом) склонен забывать о Боге, о душе, о вечности.

Каждый человек хоть один раз в своей жизни сталкивался с таким проявлением нашего существования здесь, на земле, как болезнь. Но что же такое болезнь, почему мы болеем и как нам избавиться от недугов? Отвечает протоиерей Андрей Николаиди.

Итак, говоря о богословском осмыслении болезни, мы должны понимать, что болезнь представляет собой не что иное, как оскудение естественных человеческих сил, разлад в его природе, некоторое изменение в его богосозданном составе. Человек, призванный из небытия к бытию Божественной любовью, был создан совершенным, и, следовательно, в его организме не было места для болезней.

Но, переступив через Божественную волю и нарушив заповедь своего Творца, человек внес своими греховными действиями искажение в мир, и его природа подверглась изменениям, которые можно обозначить славянским словом «тление» – т. е. распад, разлад, последствиями которых стали болезни и страдания. Таким образом, болезни и телесные немощи являются последствиями грехопадения. Не случайно в церковнославянском языке греховные навыки души и телесные страдания обозначаются одним словом – «страсти».

Упрощенно духовную схему возникновения болезни мы можем выразить следующим образом. Человек, преступая заповеди Божии, отворачивается от Господа – Источника жизни и добровольно избирает иной путь. Уходя по пути, ведущему к умиранию, люди обязательно встречаются с предвестниками умирания – болезнями, скорбями и телесной немощью.

Всякая болезнь вызвана грехом. Иногда духовную причину болезни можно выявить легко, достаточно лишь заболевшему взглянуть в глубь своего сердца. Но иногда для того, чтобы выяснить, из-за чего человек уловлен сетями немощи, необходимо очень пристально просмотреть всю прожитую жизнь и исследовать собственную совесть. Именно в собственных поступках можно увидеть настоящую, духовную причину своего болезненного состояния – неисповеданный, нераскаянный грех, который, подобно болезнетворному струпу, вызывает болезнь души, которая, в свою очередь, по закону неразрывной связи души и тела, вызывает телесную немощь.

Болезнь, попускаемая Промыслом Божиим, является ничем иным, как средством вразумления человека, отступившего от правды Божией. Именно в таком аспекте рассматривает страдания английский писатель и религиозный мыслитель Клайв Стейплз Льюис, который высказал удивительную по своей емкости мысль: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан – то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести – то Бог кричит через рупор страданий».

Но если причина болезни грех, то и борьба с болезнью должна быть направлена на устранение этой причины. Православные христиане могут и обязаны пользоваться лекарственными средствами и рекомендациями врачей, но они не должны забывать и о средствах духовных – Таинствах Исповеди, Святого Причастия, Соборования и, конечно, о молитве Господу и святым угодникам Божиим.

Протоиерей Андрей Николаиди
Православная Жизнь

Просмотрено (527) раз