Презентация на тему юридические границы подросткового возраста. Конспект урока на тему «юридические границы подросткового возраста V

Урок по обществознанию в 7 классе тема: «юридические границы подросткового возраста» - страница №1/1

МОБУ Черняевская средняя общеобразовательная школа

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: «ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

ВЫПОЛНИЛА: БАЛАКИНА Т.Д.

Черняево 2012 г.

Открытый урок

«Юридическая ответственность подросткового возраста».

Цель:

Понимать:

Взаимосвязь прав и обязанностей;

Знать:


- термины и понятия: «юридический возраст», «право»;

Юридические границы подросткового возраста;

Правила закона для несовершеннолетних.

Уметь:


- давать характеристику юридических границ подросткового возраста;

Высказывать суждения на обществоведческие темы;

Работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

Осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания;

Дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию правовых норм на формирование подростка.

Оборудование: пакет документов к уроку.

Форма урока: урок-исследование.
Ход урока.

Как часто подростки попадают в сложные ситуации только потому, что не знают, как поступать в той или иной ситуации, не знают правовых норм. Я сейчас вам прочитаю одно письмо, которое является с одной стороны криком о помощи, а с другой – одновременно предостережением для тех, кто еще не осознал той ответственности, которую несет на себе человек, живя в обществе.

«Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный поступок.

Молодежь, которая находится сейчас на воле, должна хоть чуть-чуть знать о нашей жизни и как, из-за каких ошибок мы сюда попали. Их нужно познакомить с законами. И мне кажется, если примут такие меры, жизнь будет лучше для подростков и, тем более, для их родителей».


Вопросы к классу:

О чем письмо?

Как бы вы его озаглавили?

К чему призывает подросток?

От чего предостерегает?

Как данное письмо связано с темой нашего урока?

Объявление темы. Тема нашего урока: «Юридическая ответственность подросткового возраста». Знакомство с целями урока.
Эпиграф: Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Мы, ребята, в этом классе

Собрались лишь для того,

Чтоб узнать законы наши

О подростках и о детях,

Что мы можем и не можем

Что имеем и не имеем

И какие есть права.

План урока:

1. Юридические границы несовершеннолетних.

2. Роль права в жизни человека.

3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних.


Учитель: Итак, в 14 лет человеку в нашем государстве вручают паспорт. Это значит, что детство закончилось. Вручение данного документа означает вступление подростка в юность.
Задание: Внимательно посмотрите на схему и прокомментируйте ее.

Проверка задания.

Работа над понятиями:

Правоспособность – способность иметь права. Наступает с рождения.

Дееспособность – способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности.

1. Юридические границы подросткового возраста.

Задание: работая с текстом параграфа, составьте таблицу:

«Юридические границы подросткового возраста»


Категория

Сущность

Малолетние подростки

Возраст от 6 до 14 лет. Они имеют право совершать мелкие бытовые сделки.

С 10 лет мнению ребенка придается юридический смысл:


  • Выбрать школу;

  • Сменить фамилию родители не могут без учета мнения ребенка.
С 14 лет за защитой своего права могут обратиться в суд.

Несовершеннолетние подростки

Возраст от 14 до 18 лет. Это лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности.

Законные интересы несовершеннолетних осуществляют их родители, иные законные представители, опекуны, попечители.

Закон предусматривает меры, которые охраняют права несовершеннолетних.


  • Они могут распоряжаться заработком или стипендией;

  • С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью.

  • Могут обратиться в суд с 14 лет.

  • Уголовная ответственность наступает с 16 лет.

  • С 14 лет наступает ответственность за особо тяжкие преступления.

  • Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев применяется к тем, кому уже исполнилось 16 лет.

  • Административная ответственность наступает с 16 лет.

  • С несовершеннолетними работают комиссии по делам несовершеннолетних.

  • За правонарушения они могут быть направлены в спец-школы лечебно-воспитательного характера от 11 до 14 лет.

  • С 14 лет – в специальное профессиональное училище.

Совершеннолетний

С 18 лет дается право голоса. Они становятся полноправными и политически активными гражданами. С этого момента подростки переходят в категорию взрослых, или в зрелый возраст.

2. Роль права в жизни человека

Учитель: понятие «право» получило свое название от «правда», «справедливость». Перед вами различные определения понятия «Право». Внимательно прочитайте их и найдите то, которое вам кажется наиболее правильным и точным.

Право – это…


  • Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

  • Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

  • Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.

  • Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.

  • Основание, причина.
Задание: попробуйте на основании предложенных вариантов составить общее определение понятия «Право».

  • Право – это система общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством, которые регулируют отношения людей в обществе и дают возможность действовать и поступать каким-нибудь образом.
Учитель: Какова же роль права в жизни человека, общества, государства? Давайте сыграем в игру.

Игра «Незрячий-поводырь».

Ребята делятся на пары. Один участник завязывает глаза, напарник становится «поводырем», который должен помочь «незрячему» двигаться по классу.


  • Обсуждение игры после ее окончания:
- Ваши ощущения от игры?

- Легко ли было передвигаться?

- Что мешало?

- Какие изменения вы бы внесли в правила игры для ее успешных результатов?

- Какие выводы вы для себя сделали?

Учитель: Наука утверждает, что всякое человеческое общество – будь то небольшая группа или целое государство – нуждается или, как говорят ученые, испытывает потребность в четкой организации деятельности людей. Давно, очень давно люди поняли громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций. Рушится все, что создавалось долгим трудом. Гибнут люди, гибнет природа. И ведь это не только уроки истории. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз и состоит в том, чтобы предотвращать конфликты, а если они возникли – помогать преодолевать их мирно, культурно, т.е. цивилизованно. Постепенно в ходе истории, сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации.

Право соединило в себе одновременно два смысловых значения.

Одно связано с понятием «править», «управлять», «регулировать». Если кто-нибудь нарушает порядок, то на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами.

Другое связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Не случайно многие правовые документы в старину так и назывались – «Русская правда», «Правда Ярославичей».

Итак, право – это особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.

Интересные факты: Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон (427-347 гг. до н.э.). Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такого государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей – человек», считали наши предки, полагая, что все люди от природы равны.

Интересные факты: Известно, что еще в глубокой древности люди были не равны в правах. Рабами, например, распоряжались как вещью: могли убить, бросить на растерзание диким зверям, заставить выполнять тяжелую работу. Рабы были лишены собственного имени и назывались либо по месту своего происхождения, либо по имени своего хозяина.

Интересные факты: наказывали в истории людей по-разному. В Греции в древнейшие времена рабов за побег и неповиновение клеймили, ссылали на рудники, а в Риме долгое время царил принцип «око за око, зуб за зуб», позволявший мстить за содеянное провинившемуся, его родственникам. Позднее в возмещение ущерба взимались денежные штрафы.

Учитель: Человечество давно задумывалось над тем, как защитить права человека в мире. С этой целью были выработаны международно-правовые документы.

Задание: познакомьтесь с ними.

Международно-правовые документы по правам человека (ребенка)

Всеобщая Декларация прав человека. 1948 г.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. 1960 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 г.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. 1948 г.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г.

Декларация прав ребенка ООН. 1959 г.

20 ноября 1989 года – Конвенция о правах ребенка
3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних

А как быть, если твои права нарушены?


Согласно Гражданско-процессуальному кодексу, имеешь право:

  • подать иск в суд с целью защиты своих прав,

  • а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско-процессуальная дееспособность.
Интересные факты: В истории человеческого общества было немало примеров пренебрежительного отношения людей к жизни и правам других. Известный царь Иван Грозный жестоко казнил неугодных ему людей, приказывал вешать бояр и сжигать колдунов. Причем казни совершались публично. Вселяя страх в народ, представители власти пытались укрепить государство и свое положение в нем.

Учитель: Общество устроено таким образом, что права одного человека оборачиваются обязанностями для другого. Это примерно так же, как происходит в природе по известному закону сохранения вещества, открытого в 18 веке великим М.В.Ломоносовым. он писал: если в одном месте материи прибавилось, то это значит, что в каком-то другом ее убавилось.

Так и с правами гражданина. Ваше право накладывает на государство обязанность. Что вам дается, у него как бы отнимается. Для того граждане и платят налоги, чтобы государство занималось реальной защитой их безопасности. Оно – гарант безопасности человеческой жизни. Иными словами, пообещав беречь жизнь своих граждан, государство несет за это перед ними же ответственность.


4. Юридическая ответственность.

В нашей стране за убийство человека, а также любое другое причинение вреда его жизни наступает суровое наказание, которое выносится судом.

Что же такое ответственность?


  • Ответственность это те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителям права.
Задание: разбившись на группы, обдумайте ответы на следующие вопросы:

  • Какова цель юридической ответственности?

  • Сравните два документа. Какой из них вы считаете правильным, и от какого бы отказались? Позицию аргументируйте.
Документ № 1

  • Покарать.

  • Наказать, чтобы неповадно было.

  • Внушить страх.

Документ № 2


  • Возместить ущерб, нанесенный преступлением.

  • Духовно и физически восстановить (исцелить) жертву и преступника, чтобы они почувствовали, что жизнь снова имеет смысл.

  • Восстановить отношения между жертвой и преступником, то есть добиться примирения – полного раскаяния и прощения (в этом процессе принимают участие и окружающие люди).
Работа над понятиями:

Юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение правонарушений.
Подведение итогов


  • Что обозначает выражение «права и свободы человека»?

  • Как вы понимаете выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей»?

  • Согласны ли вы с ним?

  • Какую роль играют правовые нормы для формирования подростка?

  • Задание: Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь.
В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?

Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять играли в футбол и чуть не разбили окно на первом этаже! Что делать с этими несовершеннолетними!

- Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее.

Домашнее задание:

Выучить §16 и выполнить разноуровневые задания:

1 вариант – привести примеры соблюдения прав и свобод человека и их нарушения из жизни современного российского общества.

2 вариант – продолжите фразы:


  • «В 16 лет подросток уже имеет право…»

  • «В 14 лет подросток уже отвечает по закону…»

Слайд 1

ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Н.Некрасов

Слайд 2

Сформировать представление о юридических границах подросткового возраста, об основных правах подростка.

Матвиенко Антонина Сергеевна

Слайд 3

Правовой статус несовершеннолетних

Детство Юность

Несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности.

Малолетние – дети в возрасте от 6 до 14 лет

Возраст – физическая, социальная, юридическая характеристика человека.

Слайд 4

С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью.

Слайд 5

Возможность действовать в соответствии со своими правами называется - дееспособностью

Слайд 6

Юридические границы подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение правонарушений. Уголовная ответственность – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает с 16 лет. При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище.

Слайд 7

Какими правами обладает подросток?

Права и обязанности ребенка отражены в следующих документах: 1. Конвенция ООН о правах ребенка 2. Конституция РФ 3. Семейный кодекс РФ 4. Гражданский кодекс РФ 5. Уголовный кодекс РФ

Слайд 8

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ДЕТЕЙ - на имя и гражданство; - знать своих родителей; - на защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, переписку; - быть личностью, выражать свою индивидуальность; - на свободу мысли, совести и религии; - на свободу выражения мнения; - с 10 лет обязателен учет мнения ребенка при любом судебном или административном разбирательстве (если это не противоречит его интересам) при решении вопросов об изменении имени и фами¬лии, об усыновлении, установлении опеки и т.д.; - на защиту от клеветы и оговора; - на защиту от жестоких, унижающих достоинство видов обраще¬ния или наказания; - на защиту от незаконного ареста и неоправданного лишения свободы; - на доступ к информации, способствующей развитию ребенка и не запрещенной законодательством; - свободно создавать организации и проводить мирные собрания.

Слайд 9

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Каждый ребенок имеет права на: - родительское воспитание; - проживание со своими родителями и поддержание с ними контакта в случае разлучения; - защиту от дурного обращения или отсутствия заботы со стороны родителей либо тех, кто должен обеспечить за ребенком уход. ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ Каждый ребенок имеет права на: - жизнь и развитие; - помощь государства в своем развитии; - достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; - охрану здоровья, получение качественной медицинской помощи; - особый уход в случае инвалидности, обеспечивающий сохранение чувства собственного достоинства и способствующий активному участию в жизни общества.

Слайд 10

ПРАВО ДЕТЕЙ НА УЧЕБУ И ОТДЫХ Каждый ребенок имеет права на: - воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства; - поддержание своих национальных традиций, исповедание своей религии и общение на родном языке; - бесплатное обязательное начальное образование; - среднее и профессиональное образование; - образование, которое обеспечивает: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме, готовит к активной самостоятельной жизни в свободном обществе, воспитывает уважение к своей семье, культурным традициям и языку своей страны, уважение к природе; - получение информации, способствующей всестороннему развитию; - отдых, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни общества.

Слайд 11

ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Каждый ребенок обязан: - уважать права и культурную самобытность других; - слушаться родителей и лиц, их заменяющих; - получать основное общее образование; - соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома в общественных местах; - юноши по достижении 17 лет обязаны встать на воинский учет.

Слайд 12

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ

Ребенок несет ответственность: - перед своей совестью; - перед родителями и лицами их заменяющими; - перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования; - ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребенок которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

Конспект урока на тему

«ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Цели:

Образовательная: дать представления об основных понятиях урока; объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка; формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;

Развивающая: развивать у учащихся навыки решения практических задач; совершенствовать навыки работы с учебником;

Воспитательная: содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам; воспитывать уважение к закону.

Основные понятия: малолетние, несовершеннолетние

Х о д у р о к а

I . Организация урока

ΙI Проверка выполнения домашнего задания.

ΙΙI . Изучение нового материала.

1. Сообщение цели урока.

Целью нашего урока будет объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка;

2. Юридические границы подросткового возраста.

14 лет – это преддверие самостоятельности, возраст получения паспорта.

Паспорт – документ удостоверяющий личность. Возраст – физическая, социальная,

юридическая характеристика человека. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Получение паспорта – большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как день значительный и радостный.

3. Словарная работа

    С момента рождения гражданин нашей страны имеет права –это называется правоспособностью.

    Возможность действовать в соответствии со своими правами называется- дееспособностью. Она появляется с временем.

4. Малолетние

5. Несовершеннолетние

6. Работа с диалогом

Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь.

В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему?

      Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять

играли в футбол и чуть не разбили окно на

первом этаже! Что делать с этими

несовершеннолетними!

- Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее

7. Первый вопрос раскрывается в объеме учебника. При изложении вопроса необходимо опираться на Конституцию РФ 1993 года, Уголовный кодекс, а также Гражданский кодекс РФ.

Учитель цитирует статьи из этих документов и комментирует их. Учащиеся должны четко уяснить, что юридические границы подросткового возраста – от 14 до 18 лет. В это же время наступает юридическая ответственность. Уголовная – с 16 лет, а за ряд тяжких преступлений – 14 лет. (Учитель зачитывает и комментирует ст.20УК РФ,)

Арест от одного до четырех месяцев применяется к подросткам с 16 лет. Административная ответственность наступает также с 16 лет.

При районных администрациях создаются комиссия по делам несовершеннолетних. Они имеют право наложения административных штрафов на родителей нерадивых подростков, а также направлять детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно- воспитательного характера, а с 14 лет – в специальное профессиональное училище.

8. Распределите действия на три группы

А. малолетние

Б. несовершеннолетние

В. только совершеннолетние

1 Обращение в суд от своего имени

2. Самостоятельное устройство на работу

3. Покупка продуктов в магазине

4. Внесение денежного вклада в банк

5. Высказывание мнения по поводу смены фамилии

8. Занятие предпринимательством

9. Регистрация своей фирмы

9. Продолжите фразы…

    В 16 лет подросток уже имеет право…

    В 14 лет подросток уже отвечает по закону……

    Объясните, почему именно в 14 и 16 лет начинается время, когда юный гражданин уже за что-то несет ответственность.

Работа с документами

Слово «право» получило свое название от слова «правда, справедливость», ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает им разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения. Право встает на защиту рядовых граждан.

Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такового государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей человек», - считали наши предки, полагая, что люди от природы равны.

Сегодня мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другой и каждый из нас индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются тем не менее единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, которые нужны для существования спокойного и стабильного общества.

Много лет тому назад люди убедились в том, что государство, объединяя их, должно гарантировать права и защищать каждого. Только в этом случае между государством и человеком будут достигнуты хорошие отношения.

ΙΙΙ. Закрепление изученного.

Верны ли суждения:

1. В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей - малолетних и несовершеннолетних.

2. Несовершеннолетие - это лица в возрасте от 16 до 18 лет.

3. Уголовная ответственность наступает с 14 лет.

4. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет не вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками.

5. Согласно Гражданско-Процессуальному кодексу право подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение дела своему представителю наступает с 16 лет

Правила закона. (Ребята должны выучить и знать эти правила.)

«За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки … могут совершить их родители, усыновители или опекуны….

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки….

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего…. несут его родители….

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей…

1) распоряжаться своими заработками, стипендией и иными документами;

3) … вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки…

Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность…

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей… может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами…»

(Извлечение из Гражданского кодекса РФ.)

IV . Закрепление изученного материала;

V . Домашнее задание.

VI . Итоги.

Как часто подростки попадают в сложные ситуации только потому, что не знают, как поступать в той или иной ситуации, не знают правовых норм. Я сейчас вам прочитаю одно письмо, которое является с одной стороны криком о помощи, а с другой – одновременно предостережением для тех, кто еще не осознал той ответственности, которую несет на себе человек, живя в обществе. «Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Здесь много сидит людей из-за того, что они не знали, как сильно их накажут, если они совершат данный поступок. Молодежь, которая находится сейчас на воле, должна хоть чуть-чуть знать о нашей жизни и как, из-за каких ошибок мы сюда попали. Их нужно познакомить с законами. И мне кажется, если примут такие меры, жизнь будет лучше для подростков и, тем более, для их родителей». Вопросы к классу: - О чем письмо? - Как бы вы его озаглавили? - К чему призывает подросток? - От чего предостерегает? - Как данное письмо связано с темой нашего урока?




Цели и задачи: Понимать: взаимосвязь прав и обязанностей; Знать: термины и понятия «юридический возраст», «право»; юридические границы подросткового возраста; правила закона для несовершеннолетних. Уметь: давать характеристику юридических границ подросткового возраста; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию правовых норм на формирование подростка.






Введение в новый материал Задание: внимательно посмотрите на схему и прокомментируйте ее. Наличие прав и обязанностей свидетельствует о физической или социальной характеристике человека юридической характеристике человека В каждом возрасте выполняется совершенно разный круг обязанностей по отношению к своему государству










Понятие «ПРАВО» Право – это… Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. Возможность действовать, поступать каким- нибудь образом. Основание, причина.


Задание: попробуйте на основании предложенных вариантов составить общее определение понятия «Право». Право – это система общеобязательных норм, установленных и санкционированных государством, которые регулируют отношения людей в обществе и дают возможность действовать и поступать каким-нибудь образом.




Платон (гг. до н.э.) Жил в Древней Греции философ и общественный деятель Платон. Однажды, потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он решил разработать проект такого государственного устройства, которое было бы справедливым и сделало людей счастливыми. Он считал, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать это мастерски. «Мера всех вещей – человек», считали наши предки, полагая, что все люди от природы равны.




Международно-правовые документы по правам человека (ребенка) Всеобщая Декларация прав человека г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования г. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него г. Международный пакт о гражданских и политических правах г. Декларация прав ребенка ООН г. 20 ноября 1989 года – Конвенция о правах ребенка Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах г.


3. Гражданско-процессуальный кодекс для несовершеннолетних А как быть, если твои права нарушены? Согласно Гражданско-процессуальному кодексу, право: подать иск в суд с целью защиты своих прав, а также поручать ведение своего дела своему представителю (адвокату, например) наступает в полной мере с 18 лет. Это называется гражданско- процессуальная дееспособность.


Михаил Васильевич Ломоносов Общество устроено таким образом, что права одного человека оборачиваются обязанностями для другого. Это примерно так же, как происходит в природе по известному закону сохранения вещества, открытого в 18 веке великим М.В.Ломоносовым. он писал: если в одном месте материи прибавилось, то это значит, что в каком-то другом ее убавилось.






Сравните два документа. Какой из них вы считаете правильным, и от какого бы отказались? Позицию аргументируйте. Документ 1 Покарать. Наказать, чтобы неповадно было. Внушить страх. Документ 2 Возместить ущерб, нанесенный преступлением. Духовно и физически восстановить (исцелить) жертву и преступника, чтобы они почувствовали, что жизнь снова имеет смысл. Восстановить отношения между жертвой и преступником, то есть добиться примирения – полного раскаяния и прощения (в этом процессе принимают участие и окружающие люди).




Подведение итогов Что обозначает выражение «права и свободы человека»? - Как вы понимаете выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей»? - Согласны ли вы с ним? - Какую роль играют правовые нормы для формирования подростка?


Прочитайте диалог. Объясните, о подростках какого возраста идет речь. В каких случаях термины «малолетние» и «несовершеннолетние» различаются и почему? Вчера вечером Коля с Машей и Женей опять играли в футбол и чуть не разбили окно на первом этаже! Что делать с этими несовершеннолетними! -Да малолетние они еще! Ветер в голове, подрастут – будут серьезнее.


Домашнее задание: Выучить §16 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант – привести примеры соблюдения прав и свобод человека и их нарушения из жизни современного российского общества. 2 вариант – продолжите фразы: «В 16 лет подросток уже имеет право…» «В 14 лет подросток уже отвечает по закону…»


Пожелание. В жизни вы можете оказаться в разных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение. И пусть каждый чаще задает себе такие вопросы: Зачем любить и ненавидеть? Растить цветы и звезды видеть? Зачем терять, зачем искать? Зачем былое вспоминать? Зачем живые все живут? В чем смысл жизни заключен? В чем заключен ее закон? И не дает покоя мне, Моей недетской голове Один единственный вопрос: Зачем родился я и рос?



ТЕМА: Юридические границы подросткового возраста

Цели воспитательного мероприятия

  1. Способствовать правовому воспитанию учащихся. Ознакомить с уголовной и административной ответственностью подростков, с границами «можно» и «нельзя» в подростковом возрасте
  2. Воспитание человечности, нравственности

Оформление зала

  1. Высказывания о законе
  2. Иллюстрации и плакаты о профилактике правонарушений, рисунки учащихся школы

3. Использование видео материалов с интернета

Вступление.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя и воспитатели, гости. Сегодня мы поговорим о том, что можно и что нельзя в подростковом возрасте.

Сейчас, когда бурно развивается наше общество, вокруг мы чувствуем, что неспокойно жить, совершается много преступлений. И кому же особенно трудно разобраться в том, что происходит вокруг нас, кто прав, кто виноват? Конечно же вам, подросткам.

Вам исполнилось 14 лет. Кончилось детство. 14 лет это как бы преддверие самостоятельности. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданином страны. В 14 лет им вручают паспорта. Получение паспорта - большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как значительный и радостный. Сам документ – паспорт – заполняется заранее в паспортном столе местного отделения милиции с соблюдением установленного законом порядка.

Каждый человек имеет права и обязанности в каждом возрасте, но надо знать, что в каждом возрасте имеется юридическая характеристика человека. Иными словами, в каждом возрасте Вы выполняете совершенно разный круг обязанностей по отношению к своему государству.

В нашей стране в подростковый возраст включают две категории людей – малолетних и несовершеннолетних.

Малолетними наш закон называет детей в возрасте от 6 до 14 лет. Такие дети имеют право совершать мелкие бытовые сделки, например, покупать игрушки. С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью и даже быть признанным безработным.

Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Но это не означает, что преступление, совершённое более молодыми людьми, остаётся безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за отдельные поступки, перечень которых приведён в Уголовном кодексе РФ.

Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев применяется к тем, кому уже исполнилось 16 лет.

Административная ответственность наступает также с 16 лет. За правонарушения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут направить детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно-воспитательного характера.

Юридическая ответственность – государственное принуждение к исполнению требований права; ответственность за совершение преступлений.

Обратимся к закону

Гражданский кодекс РФ. Извлечение.

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки… могут совершать их родители, усыновители или опекуны…

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки…

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего… несут его родители…

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность…

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей… может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами…

Но бывает так, что кто-то не хочет жить по закону и нарушает его. Преступная жизнь – это опасный путь.

Подростковый возраст – такой возраст, когда взрослеющему человеку кажется, что он всё может. Однако, недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям.

Преступление – это такой поступок человека, который является опасным для других людей, общества, государства и записан в Уголовном кодексе, устанавливающем наказание.

Менее опасные поступки людей называются проступками. За них тоже надо отвечать.

Уголовная ответственность в нашей стране по общему праву наступает с 16 лет в том случае, когда человек совершил преступление, однако за совершение некоторых из них с 14 лет. К ним относятся:

– убийство;

– похищение человека;

– причинение вреда здоровью;

– изнасилование;

– грабёж;

– разбой;

– вымогательство;

– угон автомобиля или другого транспортного средства без цели хищения;

– умышленное уничтожение имущества;

– терроризм, хулиганство;

– хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, наркотиков, психотропных веществ;

– приведение в негодность транспортных средств.

Виды наказания несовершеннолетних

Обратимся к закону.

Уголовный кодекс РФ. Извлечения.

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.

Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, является:

– лишение права заниматься определённой деятельностью;

– обязательные работы;

– исправительные работы;

– лишение свободы на определённый срок…

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

– предупреждение;

– передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

– возложение обязанности загладить причинённый вред;

– ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего…

Кто совершает преступления? ЧЕЛОВЕК! И ответственность за совершённые преступления несёт только человек. Никакие животные или неодушевлённые предметы, фирмы или организации не несут уголовной ответственности. При этом человек должен быть вменяем, то есть осознающим то, что он делает. Одним из признаков преступления является вина человека. Например, кто-то умышленно ударил человека, решил украсть что-то, он должен понимать, что его поступок опасен и противоправен.

Но многое в жизни совершается в результате неосторожности. Например, водитель автомобиля, привыкший быстро ездить, может наехать на пешехода, который не успел перейти улицу. И в этом, и в другом случае совершено преступление, за которое придётся отвечать.

Иногда обычная шалость может привести к опасным последствиям, а потому, принимая решение что-либо сделать, следует подумать о том, что может произойти.

Кто-то пошутил и позвонил в милицию с сообщением о бомбе, которая якобы заложена в здании школы. Такие действия приводят к денежным расходам спецслужб, спешащих на помощь людям. Поведение «шутника» является преступлением, и за него придется отвечать. По решению суда человек может быть лишён свободы, да ещё и будет обязан возместить материальный ущерб.

Другие поступки могут быть не такими опасными, но совершать их запрещено, и об этом сказано в законе. К ним относят, например, проезд в общественном транспорте без билета, повреждение телефонов-автоматов на улице и в общественных местах, злостное неповиновение законному требованию милиционера, появление в пьяном виде в общественном месте и т. д. В этих случаях возникает административная ответственность : штраф, лишение специального права (например, права управлять автомобилем) и т. д.

Многие преступления совершаются группой людей. Так появляется организованная преступность. Преступления, совершённые организованной группой, влекут за собой более строгие наказания. Все соучастники несут ответственность: и те, кто организовывает мероприятие, и те, кто непосредственно его исполняет.

Викторина

  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 16 лет.)
  2. Причинение вреда здоровью – это административная или уголовная ответственность? (Уголовная.)
  3. Можно ли избивать школьника в школе, если он не отреагировал на приветствие? (Нельзя.)
  4. Наказываются ли проступки (проезд без билета)? (Да.)
  5. С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16 лет.)
  6. С какого возраста детей считают малолетними? (От 6 до 14 лет.)
  7. С какого возраста детей считают несовершеннолетними? (От 14 до 18 лет.)
  8. Какой предмет нужно изучать, чтобы ориентироваться в обществе, как правильно вести себя среди людей?

В заключение

И последнее, я хотела бы вам дать советы.

«Не поддавайтесь плохому влиянию». Это в целях вашей безопасности.

– Выбирайте хороших друзей.

–Не посещайте сомнительных мест в одиночку.

–Возвращайтесь домой вовремя.

–Не употребляйте алкоголь и наркотики.

–Участвуйте в художественной самодеятельности и в спортивных мероприятиях.

–Ходите в спортивные секции и кружки.

–Если возникла какая-то угроза, то обязательно скажите об этом взрослым: родителям, учителям, воспитателям, тренеру.

(Работа с иллюстрациями)

А ещё «Как избежать риска».

–Не приносите деньги или другие ценности в школу.

–Не посещайте мест, где могут собираться нехорошие дети группой.

–Не носите кричащую одежду.

–Не выражайтесь так, как выражаются плохие ребята.

–Не имейте при себе острых, колющих и режущих предметов.

Больше читайте книг, слушайте взрослых: родителей, учителей, воспитателей. И обязательно изучайте в школе предмет, который научит Вас правильно вести себя среди людей,- обществознание. Спасибо всем за внимание.

Использованная литература

А. И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 7 класса. Общеобразовательных учреждений 9-е издание, исправленное и дополненное. М.: «Русское слово», 2007.

А. И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 9 класса, 2-е издание. М.: «Русское слово», 2004.

Классные часы. 11 класс. / Составитель Н. И. Ерёменко. – Волгоград: Учитель АСТ, 2004.