Развитие и воспитание ребёнка второго года жизни. Особенности организации жизни

Стоит ребенку освоить хождение, как мамы начинают паниковать, запрещая крохе приближаться к шкафам и тумбочкам. В реальности второй год жизни младенца вовсе не должен доставлять родителям столько беспокойства. Достаточно понимать особенности развития детской психики, чтобы правильно реагировать на поведение малютки и незаметно корректировать его, одновременно вырабатывая полезные привычки.

Эмоциональные особенности ребенка второго года

В возрасте до двух лет малыш эмоционально реагирует только на те ситуации, которые непосредственно воспринимает, поскольку у него пока нет воображения и представления об абстрактных понятиях. Все эмоции проявляются одинаково интенсивно, так как все его желания равноценно сильны. Он не может сделать выбор, расставить приоритеты, контролировать свои порывы. Функцию управления поведением ребенка должны брать на себя взрослые, в арсенале которых имеются похвала и наказание.

Свобода движений позволяет деткам общаться друг с другом. При этом каждый из них ведет себя, отталкиваясь от собственных желаний. Такое связано с тем, что карапуз не может поставить себя на место другого, не имеет способности к сопереживанию.

Часто дети используют приступы ярости, чтобы добиться желаемого от родителей. Чтобы избежать подобного эмоционального шантажа, чутко относитесь к потребностям своего чада в любой ситуации. Старайтесь не допускать взрывных приступов, используйте отвлекающие факторы, как только почувствуете приближение истерики. В некоторых случаях лучше позволить малышу выпустить пар и успокоить его после завершения приступа гнева.

После первого дня рожденья у большинства деток пропадает страх незнакомых людей, но могут проявляться другие страхи, например собак или кошек, а также других объектов и ситуаций, которые ассоциируются с болью. Сильную тревогу и страх могут вызывать незнакомые ситуации в паре с расставанием с родными.

Влияние прямой походки на развитие малыша

На втором году жизни кроха осваивает прямую походку, позволяющая ему приближаться к предметам, которые раньше он мог видеть только издалека. Благодаря этому, развивается пространственное мышление ребенка, он начинает оценивать расстояния и запоминать новые места.

Когда малютка начинает ходить, у него появляется гораздо больше возможностей для познания окружающего мира. Поэтому маленькому исследователю так важно открыть каждый шкаф, выдвинуть все ящики, вытащить аккуратно сложенные вещи, чтобы внимательно их изучить. Незнакомые предметы манят кроху, вызывают у него сильную эмоциональную реакцию. В результате возникает непреодолимое желание дотянуться до «запретного плода», прикоснуться к новому предмету, что-то с ним сделать.

Все эти процессы подчинены детскому любопытству, но из-за неумения надолго сосредотачивать внимание на одном предмете, малыш быстро теряет интерес и с жадностью переключается на следующий объект. С одной стороны, такое поведение злит и раздражает родителей, заставляя их поддерживать неусыпный контроль. С другой стороны, мама может легко отвлечь свое чадо от плохих мыслей, прекратить плач, если предложит ему любимую игрушку или новое, увлекательное занятие.

Не запрещайте крохе проводить активную исследовательскую деятельность. Он пока не может понять причины запрета, потому будет продолжать познавать мир вокруг себя, а вам останется лишь злиться на его неповиновение. Лучше обезопасьте свой дом, чтобы малыш мог вволю изучать незнакомые предметы, не рискуя получить травму.

Чем активнее вы будете развивать физические способности своего чада, тем больше у него будет возможностей для познания мира, а значит, и для психологического и интеллектуального развития. Почаще затевайте подвижные игры, учите малютку прыгать, преодолевать препятствия и проползать под ними, играйте в прятки и используйте мяч. Не забывайте хвалить каждое достижение, чтобы ребенок ощущал каждую свою победу. В ожидании маминой похвалы, он будет активнее развивать новые навыки и способность. Насмехаться, выказывать свое неодобрение ошибками малютки, напротив, нельзя, это может отбить у него желание к дальнейшему развитию.

Совершенствование предметной деятельности

Годовалые детишки уже умеют подражать маме, повторяя ее действия со своими игрушками и куклами. Становясь старше малыши учатся «переносить» действия на другие предметы, то есть освоенные ими навыки уже не связаны с конкретными предметами и ситуациями. Дети начинают использовать их для других объектов.

На втором году жизни малыш начинает осваивать функции окружающих предметов, учится использовать их. Он орудует ложкой и чашкой, надевает и снимает простые предметы одежды. При этом огромное значение имеет совместная деятельность со взрослым, ведь ребенок перенимает те навыки, которые ему демонстрируют родители.

  • Для начала нужно дать предмету название и пояснить своему чаду его функцию.
  • Затем можно постепенно объяснять и показывать принципы использования того или иного объекта.
  • Чтобы закрепить правильную привычку, регулярно хвалите малютку за правильно выполненные задания.

У деток старше года начинают вырабатываться навыки, которые они пронесут с собой через всю жизнь, поэтому так важно прививать им хорошие привычки. В этом возрасте кроха может самостоятельно проводить ежедневные гигиенические процедуры, а со второго полугодия его можно приучать к горшку. При этом главное показывать чаду хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш убирал за собой игрушки и поддерживал детскую в порядке, показывайте ему, что вы всегда возвращаете вещи на их места и регулярно делаете уборку. Помните, что невозможно научить ребенка полезным привычкам, если вы сами ими не обладаете.

Для ускорения психологического развития крошки, предлагайте игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Во время этих занятий малыш будет осваивать различия в размере объектов, их цвете и форме. Обязательно демонстрируйте, как нужно обращаться с игрушками, чтобы строить из них башни и собирать пирамидки. Совместная деятельность со взрослыми значительно ускоряет развитие ребенка.

Автономная и активная речь малыша

Второй год жизни крохи - это период активного освоения речи. До полутора лет ребенок использует автономную речь, которая состоит из малопонятных слогов и слов, непохожих на взрослую речь. Малыш использует понятные только ему и близким родным слова, которые никак не связаны друг с другом, ведь он пока не умеет строить предложения. Важно не переходить на детский язык, а приучать ребенка к правильному построению фраз, в противном случае могут проявляться задержки в его психологическом развитии.

Примерно в возрасте 18-24 месяцев происходит резкий переход на полноценную речь. Малютка начинает использовать правильные слова, расширяется его словарный запас, появляются первые предложения из 2-3 слов.

В развитии ребенка речь выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она позволяет общаться с мамой и другими взрослыми, озвучивать желания и жалобы. Во-вторых, речь полностью изменяет мышление малыша, который учится речевому мышлению и открывает для себя новые возможности. В-третьих, связывая свои действия с речью, ребенок учится действовать осознанно. Благодаря речи малыш может лучше управлять своим вниманием, одновременно развивается и его память.

За второй год жизни малыш должен освоить множество новых навыков, включая прямую походку и активную речь. Интенсивное освоение окружающего пространства - это естественный процесс для ребенка, который не должен вызывать гнев родителей. Уделяйте больше времени и внимания подвижным и развивающим играм, чтению и разговорам, чтобы ваш малыш развивался успешно и стабильно.

О специфике детской психики в возрасте от двух до трех лет мы поговорим в нашей следующей статье

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия,которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т.д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также комплексный метод руководства играми детей :

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения : усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

На втором году жизни формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер. В этот период формируется поведение ребёнка, кроха начинает проявлять самостоятельность. Малыш учится понимать речь взрослого и активно говорить сам. Происходит дальнейшее сенсорное развитие. Развиваются движения, действия с предметами, формируется игровая деятельность.

3 слайд

Описание слайда:

В физическом развитии можно наблюдать значительные изменения. Так, масса тела в среднем достигает 12-12,7 кг; рост – 85-86 см. К концу второго года жизни у малыша появляется 20 молочных зубов. Благодаря увеличению трудоспособности нервной системы увеличивается время бодрствования ребёнка с 3,5 – 4 часов до 5 – 5,5 часов. До 1 года 6 месяцев малыш спит днём дважды и постепенно переходит на одноразовый дневной сон во втором полугодии второго года жизни. Происходит более быстрое формирование условных рефлексов, хотя всё ещё они долго остаются неустойчивыми. Возрастает двигательная активность малыша, координируются движения, появляются целевые действия. Ребёнок теперь может обходить предметы, передвигать их, бросать, катать, делает первые открытия в освоении пространства.

4 слайд

Описание слайда:

Предметная деятельность на втором году жизни становится ведущей. Манипулируя предметами, малыш знакомится с их свойствами (массой, цветом, материалом, весом, крепостью и прочими). Также ребёнок усваивает взаимосвязи между предметами (толкнуть машинку – и она поедет). Ничто не проходит мимо внимания малыша, ему всё интересно узнавать, во всем хочется действовать.

5 слайд

Описание слайда:

Ребёнок начинает усваивать новую для него деятельность – игровую. Первые игры с предметами – это простые манипуляции, ребёнок больше подражает действиям взрослого, сопровождая определённые из них словами (ляля «ам», мишка «а-а» и другими). С накоплением опыта предметной деятельности, в процессе общения с взрослым и наблюдения за окружающим миром, осваивает сюжетно-отобразительную игру. В ней он передаёт увиденные действия взрослых, а также начинает использовать в игре предметы-заместители. Так, постепенно развивается наглядно-действенное мышление ребёнка. В игре развиваются эмоции малыша – появляется заинтересованность, удивление, радость при достижении результата, а также нежность, чувство вины, сочувствия.

6 слайд

Описание слайда:

К концу второго года жизни малыш хорошо держит карандаш, может рисовать на песке и мелом на асфальте. Более устойчивым становится внимание – ребёнок до 7-10 минут заниматься одним и тем же видом деятельности. Также совершенствуется умение запоминать, формируются умение обобщать и отвлечённо мыслить.

7 слайд

Описание слайда:

Поведение крохи в этом возрасте ещё неустойчиво. Например, на фоне эмоционального подъёма он может неожиданно заплакать. Поэтому очень важна роль взрослых, которые будут формировать у малыша позитивное эмоциональное настроение. Малыш начинает проявлять яркие познавательные интересы в общении с взрослыми. Одновременно формируются некоторые социальные черты личности ребёнка – любовь к близким, сочувствие к сверстникам. Ребёнок начинает адекватно реагировать на оценку своего поведения взрослым. В первом полугодии второго года жизни происходит интенсивное развитие понимания речи. Постепенно ребёнок устанавливает связь между словами и предметами, словами и действиями. Активная речь развивается через подражание взрослому. К концу второго года жизни активный словарь малыша насчитывает около 300 слов, кроха начинает говорить простыми предложениями сначала из двух, а позже из трёх-четырёх слов. Речь становится основным средством общения с взрослыми.

8 слайд

Описание слайда:

Второй год жизни – значительный этап в развитии ребёнка, начало широкого общения с окружающим миром. Для детей этого возраста характерным является нестойкое поведение. Это требует особого внимания со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания его хорошего настроения. Общение взрослого с ребёнком приобретает ярко выраженный познавательный характер. В процессе общения ребёнок учится действовать совместно с взрослым. Так малыш постепенно знакомится с окружающим, свойствами предметов, действиями с ними, правилами поведения.

9 слайд

Описание слайда:

С приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться стремление к самостоятельности. Дети стремятся всё делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия ещё очень импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать всё за ребёнка, а совместно с ним; помогать и давать проявиться самостоятельности.

10 слайд

Описание слайда:

Второй год жизни - ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) - активная речь. Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

11 слайд

Описание слайда:

В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей. На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку).

12 слайд

Описание слайда:

Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, а также если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

13 слайд

Описание слайда:

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум - 200-300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные особенности и условия воспитания.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Организация жизни детей второго года

В условиях правильного гигиенического ухода, питания и воспитательных мероприятий дети второго года жизни за каждый месяц прибавляют в весе 170-190 г, вырастают на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12-12,7 кг, рост - 85-86 см. У двухлетнего ребенка - 20 молочных зубов. Увеличивается работоспособность нервной системы: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3-4 час., во втором - 4-5 час. Соответственно уменьшается суточное время сна - с 14 до 12,5 час.
В первые 2-3 месяца второго года жизни сохраняются особенности физического и психического развития, характерные для предшествующего этапа. Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами, речевые реакции. В это время в основном продолжается педагогическая работа, начатая с детьми в конце первого года жизни.
Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее интенсивен, чем на первом. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каждые 3 месяца), а по полугодиям.
Группа второго года жизни комплектуется детьми в возрасте от 1 года до 2 лет. Детей до 1,5 лет должно быть не более 1/3 списочного состава: если в группе 18 малышей, то детей первого полугодия должно быть примерно 6, второго - 12.
В этом возрасте у детей увеличивается продолжительность бодрствования. До 1,5 лет дети могут бодрствовать 3-3,5 часа, после 1,5 лет - 5 час. Дети первого полугодия спят днем 2 раза: по 2-2,5 часа и 1-1,5 часа; после 1,5 лет - один раз 2,5-3 часа.
Перевод детей на режим с однократным дневным сном совершается постепенно, в течение нескольких месяцев. Сначала, в 1 год 3 месяца - 1 год 5 месяцев, укладывание на первый дневной сон отодвигается на более позднее время - вместо 9 час. 30 мин. в 10 час. Если дети, уложенные на второй дневной сон, подолгу не засыпают, их к 1 году 5-8 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья) переводят на одноразовый, более продолжительный дневной сон. Вначале переведенные на этот режим дневного сна дети чувствуют себя хорошо, но постепенно у них накапливается утомление, вызванное увеличением отрезка бодрствования: они плохо едят во время обеда, иногда засыпают за столом, становятся возбудимыми. В этом случае детей следует временно вернуть на режим с двумя дневными снами, а спустя примерно две недели снова перевести на одноразовый дневной сон.
Комплектование группы детьми первого и второго полугодия позволяет разделить ее на две подгруппы: во время бодрствования одной другая подгруппа спит. Это дает возможность больше внимания уделить детям, которые еще очень нуждаются в помощи взрослых.
Выполнение режима в группе второго года имеет свои трудности, поэтому очень важно четко распределить обязанности между воспитателем и няней.
Все режимные процессы должны проводиться с учетом принципа постепенности. Это значит, что воспитатель или няня включают в процесс столько детей, сколько одновременно могут обслужить, а каждый ребенок должен затратить на режимный процесс столько времени, сколько требуется ему одному, а не всей группе детей. Остальное время он должен играть.
Малышей до 1,5 лет поднимают и кормят постепенно по мере пробуждения по 3-4 человека. Дети после 1,5 лет завтракают, обедают и ужинают все вместе.
Во время кормления, одевания, туалета дети привлекаются к посильной самостоятельности. К 1 году 3 месяцам они начинают пользоваться ложкой, в 1,5 года - самостоятельно едят, по напоминанию воспитателя вытирают рот салфеткой, задвигают стульчик, выходя из-за стола, и т. п. Детей учат при умывании подставлять руки под струю воды, принимать участие в вытирании лица и рук, проявлять активность при одевании и раздевании.
К двум годам дети должны уметь самостоятельно есть все виды пищи, знать свое место за столом, правильно пользоваться салфеткой, отодвигать и задвигать стул, выходя из-за стола. Во время переодевания дети снимают колготки, штаны, ботинки. Эти действия они осуществляют под руководством и при помощи взрослого.
К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. Поэтому ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом со сверстниками.

Движения

Важную роль в развитии движений у детей второго года жизни играет организация специальных условий бодрствования, проведение подвижных игр, гимнастических упражнений.
Ведущим видом движений в это время является самостоятельная ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, поэтому она вызывает у него положительные эмоции. Ходьба дает малышу возможность лучше ориентироваться в мире предметов, познавать их свойства, взаимосвязи и т. д.
Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, памяти, внимания, наглядно-действенного мышления).
По мере того как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их. К концу второго года ходьба настолько автоматизируется, что ребенок убыстряет шаги, свободно преодолевает препятствия, встречающиеся на его пути, бегает.
Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяются специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, пособия расставляются вдоль стен так, чтобы середина групповой комнаты была свободной, при этом ковры, дорожки должны быть убраны. Во избежание травм ряд предметов и мест группового помещения (батареи, шкафы с посудой, туалеты и пр.) должны быть недоступны детям.
Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у малышей различных видов двигательной активности (горку с лесенкой, площадкой и скатом, на которую они могли бы входить и спускаться с нее, и др.). Горку целесообразно поставить у окна, чтобы дети, взобравшись на площадку, могли наблюдать происходящее за окном. Кроме того, в группах должны быть столики со стульчиками по их росту; диванчики, предметы для развития движений, перелезания, влезания (ящики, бревно и т. п.).
Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках {крупные мягкие игрушечные животные, куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины, коляски и т. п.) возить, подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на колесах и пр.).
Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить, чтобы они все были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях. Регуляция двигательной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхождение на горку и т. д.),- важное условие их физического развития. Предупреждая утомление разбегавшихся детей, нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных игр.
Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные движения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, подвешенную к стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении.
Значительную ценность для общего развития детей имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.
Важную роль в формировании двигательной активности ребенка второго года жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для самостоятельного использования.
Гимнастические упражнения ценны тем, что в процессе их выполнения ребенок осваивает такие виды движений и их отдельные элементы, которыми он не может овладеть самостоятельно (ходьба по наклонной доске, перешагивание через веревку, лежащую на полу или приподнятую на высоту 5-15 см, и т. п.).
Большое значение для формирования четких движений и координированной ходьбы имеет методически верная организация прогулки. В холодное осенне-зимнее время и ранней весной прогулка назначается только детям, научившимся устойчиво держаться на ногах и ходить. Не умеющим же хорошо ходить в теплой верхней одежде (валенки, рейтузы, шуба, шапка, шарф), живущим на режиме с двумя дневными снами рекомендуется заменять прогулку сном на свежем воздухе (на веранде или в прогулочной комнате).
В теплое время года, когда дети могут быть вне помещения в легкой одежде, возможно организовать прогулку и для тех, кто только еще начинает ходить. Передвижение по неровностям земли, преодоление препятствий (бугорков, ямок, густой травы и т. п.) содействуют развитию координации движений, укрепляют у детей чувство уверенности при ходьбе. В теплое время на участке возможна организация со всеми детьми подвижных игр и гимнастических упражнений.
Учитывая большую потребность в движениях детей второго года жизни и организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности, умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их деятельности.

Действия с предметами

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования ряда вещей, предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям - умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.
Учитывая большое значение овладения этими действиями для психофизического развития детей, в «Программе воспитания в детском саду» раскрытию их посвящается специальный раздел.
В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6-7 месяцев может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.
В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.
Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы - по 2-3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.
Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключать их на деятельность с другими игрушками.
Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности - основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.

Речь

Второй год жизни - ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) - активная речь.
Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.
Детей на втором году жизни надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого на занятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: «Я спрячу, а ты поищи». Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем-то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины). Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.
После 1 года 6 месяцев малыши овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий. Чтобы научить этому, используют показы-инсценировки. С детьми надо разговаривать не только о том, что они видят в данный момент, но и о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что видели на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях («Кошка спит и девочка спит. Кошка спит на коврике, а девочка - в кроватке»). Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.
В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей.
На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, а также если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.
Развитию функции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

Активная речь

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум - 200-300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные особенности и условия воспитания.
К двум годам облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляются слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными местоимениями к концу второго года жизни ребенок пользуется без особого труда.
Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. Включенное в предметную ситуацию, оно заменяет предложение. Возглас «мама!» в одном случае означает «возьми меня на руки», в другом - «дай мяч». Словом «бах» малыш сопровождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3-4 слов. Дети начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще много ошибок.
Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого следует, как и на первом году, поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его на подражание легким звукосочетаниям («топ-топ») и на подговаривание («шш-уу, полетели», «гуси-гуси - га-га-га»), учить его по просьбе взрослого отвечать: «Как тикают часы? Тик-так. Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Как только у ребенка появится легкость подражания слышимым словам (примерно с 1 года 3-4 месяцев), надо перейти в общении с ним к обычной правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с различными словесными поручениями, давая образец для подражания: «Пойди позови Галю, скажи: «Галя, иди гулять».
Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Она возникает, когда взрослый, часто и по разным поводам обращаясь к ребенку, разговаривает с ним. В этом случае у малыша устанавливается эмоциональный контакт со взрослыми. Помогают этому контакту веселые игры, чтение потешек («Поехали-поехали», «Сорока-белобока»). Но сводить все лишь к эмоциональному общению нельзя. Ценнее общение, основанное на деятельности: во время игры, манипулирования с предметами или наблюдения за окружающим.
Важно поддерживать каждое речевое обращение ребенка к взрослому, надо постараться понять и удовлетворить его просьбу. И наоборот, не отвечать на обращение жестом, мимикой. В этом случае нужно спросить: «Что ты хочешь? Машину? Скажи: «Машина». Надо ставить ребенка в положение, вынуждающее что-то сказать.

Занятия

В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся в стороне. Поэтому для всестороннего развития детей следует проводить организованные занятия, которые являются экономной (объединено несколько детей) и эффективной формой обучения.
Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5- 6 человек); во втором - занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день. Распределяются они следующим образом:
по развитию речи и ознакомлению о окружающим - 4
с дидактическими игрушками и строительным материалом - 3
по развитию движений -
музыкальное -
Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная подгруппа детей (6-12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность - зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруппы (3-6 детей).
Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10-15 мин.; требующие же сосредоточенного внимания - от 5 до 8 мин.
Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу, должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель - научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.
На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе с детьми до 1 года 3 месяцев прежде всего ставятся задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д. (Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.)
По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного, предметно-орудийного характера, которые постепенно усложняются. Сначала малыши учатся нанизывать кольца двух контрастных размеров: все большие, потом все меньшие. Затем добавляются кольца среднего размера, и наконец, дети собирают пирамидку из 5-6 колец смежных размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.
Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием метода пассивных движений.
Постепенность в усложнении задач соблюдается и при ознакомлении детей с цветом. Вначале дается одноцветный материал, позже - выбор из двух цветов (положить-красные палочки в красный стаканчик, синие - в синий), потом предметы трех цветов. В два года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из четырех разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
В занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичики друг на друга (башня), потом рядом (дорожка, поезд, забор). Детей обучают располагать кубики, кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе детей обучают умению делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.
Этот вид занятий планируется с учетом разных темпов развития понимания и активной речи у детей в первом и втором полугодии второго года жизни. В первом полугодии содержание занятий должно быть направлено больше на развитие пассивного словаря, во втором - на усложнение собственной речи детей.
С целью развития понимания малышами речи широко используется показ предметов с называнием и моментами сюрпризности - внезапного появления игрушек. Многолетний опыт практиков позволил создать разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: «Кто в домике живет», «Карусель», «Катание игрушек с горки» и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учат выбирать названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ их от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.
Речь детей активизируется приемами речевого подражания («Как кричит петушок, лает собачка?»). Они включаются во все виды занятий. Часто дети, захваченные зрелищем, не слушают воспитателя, отвлекаются, не реагируют на его просьбу произнести то или иное слово,- в этом возрасте им трудно одновременно слушать и товорить. Хороший результат дает разговор об игрушке в ее отсутствии. Надо ставить ребенка перед необходимостью говорить. Например, детям показали красивую куклу, они рассмотрели ее наряд, поиграли с нею, после чего куклу прячут.
Детям хочется снова ее увидеть. Воспитатель предлагает: «Позовите лялю, скажите: «Иди, иди, ляля».
Во втором полугодии наряду с расширением запаса понимаемых слов следует большое внимание уделять активизации словаря детей. С этой целью им задают вопросы. Вначале они отвечают односложно. Воспитателю следует формулировать вопросы так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались знакомым словом в разных ситуациях: «Кто сидит? Чья кровать? Кто спит? Где платья?» и т. д. В других случаях, наоборот, ребенку задают один и тот же вопрос по поводу разных предметов, действующих лиц: «Кто спит?» (ляля, собачка, кошка). Такие вопросы подводят детей к обобщениям объектов и их действий. Этому способствует подбор соответствующих картинок.
После полутора лет, используя лексические образцы и вопросы, надо стимулировать развитие у детей фразовой речи. Занятия по развитию речи планируются на неделю. В течение месяца каждое занятие с усложнениями повторяется 4-6 раз. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо освоенного. Задачи по развитию речи детей в этом возрасте решаются не только на специальных речевых занятиях, но и во всех других их видах.

Организация игр

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с предметами и строительным материалом, движения, наблюдения, игры с сюжетными игрушками. Организуя ее, воспитатель заботится о соответствующих игрушках и пособиях, которые должны удовлетворить интерес детей к разным видам деятельности.
Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, шаробросы, формочки для песка, средний строительный материал), развитию движений - мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, из пособий - лесенка-горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п.
Для сюжетной игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать). Мебель должна быть крупной и прочной, так как дети часто усаживаются на нее сами. Нужно иметь предметы для ряжения (косынки, передники), лоскутки для завертывания кукол.
Игрушки размещаются по видам деятельности в разных частях комнаты. Определенное место хранения игрушек приучает детей к порядку, воспитывает организованность и самостоятельность. Малыши сами могут найти необходимый для продолжения игры предмет. Хорошо располагать игрушки комплектами: рядом с куклой положить одеяло, расставить на столике посуду; в тележку положить кирпичики, посадить куклу или другую образную игрушку. Это поможет ребенку использовать в игре не один, а несколько предметов, что усложнит игру.
Организуя деятельность детей, надо, следить, за тем, чтобы они использовали игрушки по назначению, не отвлекались, доводили до конца начатую игру. Воспитатель принимает участие в детских играх, создает условия для активного участия в них всех детей. Во время самостоятельной деятельности малыши должны быть спокойны, заняты, активны.
На протяжении второго года жизни игровые действия детей заметно усложняются. В начале года они воспроизводят лишь разученные действия, причем преимущественно на тех игрушках, с которыми действовал воспитатель. Постепенно ребенок учится переносу действий с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать дети начинают включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в жизни. Так у ребенка возникает отобразительная деятельность, но сюжетной игры еще может не быть, поскольку дети часто не заботятся о правильной последовательности действий, их привлекает сам процесс игры. Возникновению сюжетной игры, установлению взаимосвязи и взаимопоследовательности действий помогают показы-инсценировки с сюжетными игрушками. В заключительной части инсценировки следует давать детям предметы, аналогичные тем, с которыми действовал воспитатель во время показа. Показы-инсценировки способствуют уточнению представлений у малышей и усложнению сюжетной игры.
В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности; общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают использовать не только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).
Руководя самостоятельной деятельностью детей, надо стараться формировать у них потребность по разным поводам обращаться к воспитателю: попросить помочь в игре, дать нужную игрушку, привлечь внимание к чему-то интересному. Кроме того, следует приучать детей выполнять требования взрослых, правила поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока другой поиграет.
На втором году жизни продолжают формироваться взаимоотношения ьгежду детьми. Для создания у них положительного отношения друг к другу следует предупреждать возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них еще плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать вместе.
Из положительных форм раньше всего проявляется эмоциональное общение. Дети второго года улыбаются друг другу, охотно играют в разученные с воспитателем игры (прятки, догонялки). Опираясь на доброжелательное отношение малышей друг к другу, следует начинать формировать у них предпосылки совместной деятельности: умение спокойно действовать рядом со сверстником, сосредоточенно заниматься своей игрой, не мешая другому ребенку, иными словами, формировать игру рядом.
А. П. Усова отмечала несколько форм взаимодействия детей 1,5-2 лет в играх рядом. Так, при механическом взаимодействии дети, играя индивидуально, воспроизводят разнородные действия. Взаимодействие возможно и на основе интереса друг к другу, к содержанию игры. Учитывая это, взрослый должен учить детей согласовывать свои действия. Организуя игру и наблюдая за ней, воспитатель создает ситуацию, где детям приходится подождать своей очереди, например при катании тележки; предлагает каждому ребенку выполнить какое-либо задание: одному накладывать кубики в машину, другому - возить, третьему - снимать; дает поручения: «Пойди, дай Оле мячик» и т. д.
В этом возрасте ребенок должен хорошо понимать значение слов «нельзя», «можно» (нельзя играть некоторыми вещами, ломать игрушки, отнимать их, кричать и т. п.). Когда требование или желание ребенка невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять, его следует отвлечь, переключить внимание на другой объект.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Страница 30 из 63

31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия,которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т.д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также комплексный метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения: усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.