Схемы и алгоритмы используемые в доу. Алгоритм одевания

Сразу хочу предупредить всех тех, кто связан с компьютерами и оптимизацией любых процессов. Они могут не читать первую половину этой статьи. И даже вторую могут не просматривать, т.к. они, скорее всего, уже всё поняли из её названия.

Все наши действия имеют определённую цель (по крайней мере, хочется так думать). Чаще всего эта цель достигается с помощью выполнения нескольких связанных между собой действий. Эта цепочка действий называется алгоритмом. Если вы, например, хотите почистить зубы, ваши действия, думаю, будут выглядеть следующим образом.

Вы берёте в одну руку зубную щётку.
В другую руку вы берёте тюбик зубной пасты.
Вы открываете тюбик с пастой.
Выдавливаете некоторое количество пасты на щётку.
Закрываете тюбик.
Кладёте пасту на место.
Открываете рот.
Энергично трёте зубы щёткой вправо и влево.
Споласкиваете водой рот.

Далее возможны ваши собственные варианты продолжения этого алгоритма. Если вы надумаете сократить количество действий в этом алгоритме, а иными словами, оптимизировать его, вы, вероятно, вместо обычной зубной щётки купите себе электрическую. Другой вариант оптимизации на случай, если у вас совсем нет времени, или разболелась, например, десна, состоит в применении жидкости для полоскания рта.

Вероятно, вы не нуждаетесь сейчас ни в какой оптимизации вашего процесса чистки зубов, но дело в том, что в мире существует огромное количество процессов, которые требуют улучшения или ускорения. Или и того, и другого одновременно.

Понимание концепции алгоритма даёт возможность ребёнку разложить любой процесс на составные элементы (действия), осознать их значение для достижения цели и попробовать устранить те элементы, которые на являются необходимыми, или заменить их на более действенные. Иными словами, ребенок таким образом учится оптимизации.

Можно разобрать с ребёнком тот случай, когда он, например, хочет пить, и у него без особых размышлений появляется алгоритм того, как он будет это делать. Он идёт на кухню (а не в спальню), берёт стакан (а не ложку), берёт бутылку с водой (а не кастрюлю с супом), открывает её (а не выбрасывает в мусорное ведро), наливает в стакан (а не в миску), приближает ко рту (а не к ноге) и выпивает эту воду. В данном случае он решил свою задачу, создав небольшой алгоритм для её решения без каких-либо затруднений.

Попробуйте сыграть с ним в игру "Что мы делаем лишнего", разбирая его день на "составные части". Может, вам повезёт, и ваш ребёнок сам придёт к выводу, что ваши неоднократные уговоры можно сократить за счёт его самостоятельности? И обязательно рассмотрите алгоритм приготовления уроков! Там-то точно есть то, что можно оптимизировать. И необязательно за счёт сокращения задания.

Не знаю, почему концепция алгоритма так мало используется учителями в начальной школе. Она легка для понимания и удобна в использовании, поскольку показывает точные действия на пути решения задачи. Алгоритм помогает ответить на вопрос "А что делать дальше?", помогает подготовиться к работе и выполнить её. Тем самым прибавляет детям уверенности в своих силах.

В качестве небольшой тренировки для решения более трудных проблем рассмотрим одну из известных задач, в которой необходимо пошаговое решение, т.е. составление алгоритма. Всегда, когда это возможно во время наших занятий, я предлагаю ребёнку делать небольшие иллюстрации к заданиям. Это активизирует работу правого полушария мозга. Представленная здесь задача получила наиболее тщательно выполненные рисунки.

На одном берегу реки находятся коза, капуста, волк и фермер. И есть лодка, на которой они должны перебраться на другой берег. Лодка может выдержать только двоих. Но если козу оставить с капустой, то коза её съест. Если волк останется с козой, то фермер её больше не увидит. Как всем перебраться через речку?

Предоставьте ребёнку возможность помочь героям.
Алгоритм решения здесь следующий.

Фермер и коза переплывают реку.
Фермер возвращается один.
Фермер пересекает реку вместе с волком.
Фермер и коза возвращаются вместе.
Фермер переплывает реку с капустой, оставив козу одну.
Фермер возвращается за козой.
Фермер перевозит козу через реку, воссоединив её с капустой и волком.

Вы можете предложить ребёнку составить алгоритмы для описания утреннего сбора в школу, дороги в школу, подготовки компьютера к игре, если он выключен. Пусть он сам выберет процессы, для которых ему захочется составить алгоритмы и проиллюстрировать эти этапы рисунками. Поддержите его!

Комментировать статью "Зачем ребёнку нужен алгоритм?"

Расскажите алгоритм. Врачи, поликлиники, больницы. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Нужен совет опытных. Какая-то инфекция подкосила дочь. К вечеру стало понятно, что и завтра она в школу не пойдет.

Ребенка на программирование. Кружки, секции. Образование детей. В 9 лет на какие курсы лучше отдать ребенка по программированию?

Должны думать о другом: я могу не жертвуя семьей - домашним хозяйством и детьми еще и иметь свои денежки, и нести копеечку в семью, и чтобы Алгоритм - выбираем из справочника список организаций в которой есть ваша специализация в пределах транспортной доступности...

Образование детей. Алгоритмы и структуры данных. 4. С.Е.Столяр, А.А.Владыкин. Информатика.

Про интимную гигиену в садике. Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня Как Вы считаете должны ли следить воспитатели и нянечки за чистотой трусов у ребенка. Зачем ребёнку нужен алгоритм? Как научить ребенка составлять алгоритм?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье Разве учитель не должен отвести ребенка к школьному врачу, а если проблема Боже! А зачем домой, если кровь из носа? Если б я каждый раз каждого с носовым...

Всегда покупала путевки, теперь нужно самой организовать свой отдых с ребенком. Зачем ребёнку нужен алгоритм? Эта цепочка действий называется алгоритмом. Если вы, например, хотите почистить зубы, ваши действия, думаю, будут выглядеть следующим образом.

Зачем ребёнку нужен алгоритм? У ребенка ОРВИ: алгоритм действий для мамы. Поднялась температура, из носу течет, кашель, ребенок вялый и капризный – для мамы простуда у...

Скажите эффективный алгоритм поиска ребенка до года после получения заключения. Обзвон опек-больниц не кажется осмысленным. Ехать в дальние регионы нет возможности.

Зачем нужны дочки. -- посиделки. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей Не потому что полюбила безумно, а потому что ей это было надо срочно, а мне надо было ребенка, и доки были готовы.

Зачем нужен генетик?. Медицина/ дети. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи Зачем нужен генетик? И снова здравствуйте! Когда удочеряли Яну (ей было 1,5), при медицинском обследовании нам рекомендовали побывать у генетика.

Мед. обследование ребенку надо просить делать до подписания согласия или опека делает после подписания. Каков алгоритм этого?

1. Почему ребенку не измерили температуру, если это обязательно делается, при обращении ребенка в медкабинет? (это мне сказала наша педиатр, плюс 2. Почему ребенка, у которого сильно болит живот, отправляют налить себе водички в стаканчик, чтобы запить лекарство?

Как объяснить деление двухзначных чисел? Например, 48 разделить на 16? Спрашиваю ребенка, как объясняла учительница, не помнит, да мы и проболели несколько дней.

Уличная драка - алгоритм действия?. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Если рядом дети, то предварительно детей спрятать или увести, потому что сама, если что, убежишь. а зачем мужчине геройствовать? откуда этот бред про геройство вообще?

Схемы Петерсон -кошмар:(. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. У меня 2 вопроса: эти схемы вообще каким-то детям помогают решать задачи? а зачем они нужны - может, на...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Зачем ребёнку нужен алгоритм? Зачем ребёнку нужен алгоритм? Как научить ребенка составлять алгоритм? Подскажите алгоритм действия, ПОЖАЛУЙСТА! будем осваивать Нашла такой алгоритм, но на моем компе он не делается:(Чтобы рисовать по пикселям...

Алгоритмы для малышей. ...По мотивам песенок. Кусочек песенки "шифруется" картинкой-символом - лучше, если ребенок сам что-то изобразит, запасной вариант - чтоб ребенок...

Алгоритмы для детей. Основные конструкции алгоритма в игровой форме(игры с Как научить детей бережливости. Эко- воспитание - простые правила для малышей.

Однажды в младшей группе детского сада я наблюдала такую картину. Мальчики шумно катали машинки по полу, а девочка Соня, подбегала к ним, выхватывала у них машинки и ставила их на ковер, затем быстро убегала. Мальчишки забирали свои машинки с ковра и затем вновь возвращались катать их по полу. Я позвала к себе Соню и спрашиваю: «Что ты делаешь?». Она отвечает: «Надо катать машинки по ковру, по полу нельзя! Так говорит воспитатель!». Я ее опять спрашиваю: «А ты воспитатель?». Она отвечает: «Нет! Вон воспитатель». А к слову сказать, воспитатель в этой группе поменялся два дня назад, по семейным обстоятельствам прежний воспитатель уволился, и новый воспитатель негласно разрешила катать машинки по полу. Я сказала Соне: «Пускай воспитатель смотрит за этим, а ты просто играй».

Этот пример как раз о том, что у разных воспитателей бывают разные требования по поводу режимных моментов, и детям приходится подстраиваться под требования разных воспитателей (один разрешает одно, а другой разрешает другое), что конечно же не полезно для детей, особенно если это дети маленькие и они только привыкают к детскому саду. Хотя именно в младших группах закладываются основы негласных и гласных правил, по которым и строится жизнь детского сада.

Я подумала, что было бы здорово, чтобы воспитатели договаривались между собой об этих правилах и записали их. Даже если так случилось, что воспитатель заболел или уволился, то правила остаются записанными на листе бумаги, прочитав их легко может поддержать сменщик.

Вот примеры некоторых правил, записанных виде алгоритмов - действий, которые мы обнаружили вместе с воспитателями:

Конечно, эти правила не панацея, вы можете разработать свои.

Встреча деток утром

Встречает на пороге между приемной и группой, чтобы все время видеть одновременно и детей в группе.

Улыбается, говорит: «Здравствуйте… (Имя мамы и Имя ребенка)»; «Дети, поздоровайтесь с Имя…»

Звучит веселая музыка, как положительный якорь на встречу.

Воспитатель оценивает состояние здоровья ребенка: «А что-то у вас сопельки, подойдите к медсестре».

Выводим ребенка если зеленые сопли, слезоточивость, вялость, температура; если прозрачная водичка из носа, но ребенок веселый и играет – это реакция организма на адаптацию, нет повода выводить ребенка.

Утренние игры в имена, чтобы дети запомнили друг друга (Кидаем мячик со словами «Я Вера Геннадьевна, а ты Ваня…» и так каждому ребенку. Затем усложнение игры «Назови имя соседа, передай мячик соседу»

Дети играют на ковре или танцуют под музыку

Если ребенок заплакал, то или утешаем, или отвлекаем.

Быстро прощаются с ребенком, если ребенок плачет, так как долгие проводы только усугубляют «горевание» ребенка.

Не проходят в группу, могут находится только в приемной.

Все вопросы задают вечером, когда забирают ребенка.

Заходя в приемную, родители тоже здороваются, называя Имя Отчество воспитателя

(P.S. написать Имя Отчество воспитателей и младшего воспитателя на двери)

Прогулка

Что делает воспитатель

Что делают дети

Что делают родители

Дети, прибираем игрушки! Игра «Пылесос» Наши ручки, как пылесосики находят игрушки, и собирают их в коробку. Кто быстрее?

Сводить детей в туалет

Берем стульчики, садимся.

Снимаем одежду и кладем ее на стульчик: первое, мы снимаем босоножки, затем снимаем носочки, кладем их в «домики» внутрь босоножек и задвигаем под стульчик; девочки снимают платье, а мальчики снимают шорты и футболки, вешаем аккуратно на стульчик….

Дети встаем, идем в приемную одеваться на улицу: подойдите к своей кабинке, откройте ее. Желательно наклеить картинку или фотографию ребенка на кабинку, чтобы ребенок легко мог найти свою.

Одеваем 1.колготки (садитесь, рассмотрите внимательно колготки, где у них перед, где вверх, где низ. Поверните колготки швом к себе: найдите дырочки для двух ног…толкаем ножки в дырочки для ног, подтягиваем… 2. Одеваем водолазку. 3 Одеваем штаны. 4 Одеваем куртку. 5 Одеваем шапку.

6.Обувь одеваем в прихожей

Выход на улицу: спускаемся по одному по лесенке, держимся за перила, затем встаем вдоль стенки, ждем остальных

Выстраиваем детей парочками, паровозиком идем за воспитателем к игровой площадке (воспитатель – паровозик).

Для режимных моментов можно использовать перчаточную куклу, которая вместе с детьми будет одеваться на улицу, спрашивать у детей последовательность действий.

Прибирают игрушки

Раздеваются на стульчиках

Сидят каждый напротив своей кабинки и одеваются, следят за последовательностью одевания

Раскладываю вещи для прогулки так, чтобы ребенок мог их найти по алгоритму одевания: колготки (носки), водолазка, штаны, кофта, шапка, куртка. Все запасные вещи убраны в пакет далеко, вне зоны доступности ребенка

Вещи должны быть подписаны, легко одеваться и застегиваться. См. памятку для родителей по одеванию.

Родители учат своих детей одеваться и раздеваться самостоятельно по алгоритму

1. покажи мне свою кабинку, открой ее.

2. сними куртку, повесь ее здесь на крючок….

М.б образец кабинки, как должны быть сложены вещи.

Висит алгоритм одевания в приемной.

Кормление (завтрак, обед, полдник, ужин)

Что делает воспитатель

Что делают дети

Что делают родители

«Дети, мы идем в туалет, потому, что мы сейчас будем кушать. Там в туалетной комнате живет у нас рыбка, пойдемте, поздороваемся с ней. Что она там делает?»

«Сначала идут девочки, затем идут мальчики.»

«Здравствуй рыбка, мы к тебе в гости!»

Высаживание на горшок: «Найдите свой горшок. Какая у тебя картинка на горшке? Садимся. Молодец!»

Затем моем руки.

Сначала мы включаем воду, затем мы мылим ручки, споласкиваем мыло водой, закрываем кран. Идем вытирать салфетками руки: «В этом тазике берем чистую салфетку, вытираем и кладем в другой тазик грязную салфетку. Молодцы!»

«Берем стульчик садимся к столу. Стульчики не поднимаем высоко, а несем перед собой. Сегодня у нас на завтрак кашка кукурузная…… Приятного аппетита!»

Если какие-то дети уже поели, то они могут тихонечко встать и пойти за отдельный столик рисовать, пока не поедят все остальные. Выходим из-за стола, задвигаем за собой стульчик.

Дети идут в туалет, могут поиграть с рыбкой, пока сидят на горшке.

Моют руки по очереди: не плюхаются водой, аккуратно действуют.

Разговаривать за столом, играть с едой нельзя.

Учатся кушать аккуратно!

Когда ребенок поел, он говорит: «Спасибо!».

Родители дома тоже учат кушать детей самостоятельно, не кормят с ложки.

Родители не приносят еду в детский сад, не кладут конфеты и печенье в карманы, в кабинку. Вечером встречая детей, не кормят их в приемной.

Прощание

Что делает воспитатель

Что делают дети

Что делают родители

«Ваня, за тобой пришли! Попрощайся с детками и со мной. До свидания, увидимся завтра. Приходи завтра, мы тебя будем ждать!»

Воспитатель, отвечая на вопросы родителей, продолжает держать в поле зрения всех остальных детей.

Воспитатель говорит положительную и конкретную информацию о ребенке: «Он сегодня немного поплакал перед завтраком, затем успокоился, поел 2 ложки каши, половинку бутерброда… Хорошо играл с детками. Он построил башню, а другие детки подвозили на машинках ему кубики!» (Нельзя говорить негативную обобщенную информацию, где есть слова всегда, все время, никогда: «Ничего не ел, все время плакал, никого не слушается», так как такая искаженная информация в таком виде оказывает вредное влияние как на ребенка, так и на родителей.

Говорят: «До свидания. Мы пошли домой»

Могут задать вопросы воспитателю, продолжая видеть и держать под контролем, что делает их ребенок, так как с момента передачи ребенка родителю, ребенок находится в зоне ответственности родителей, они полностью отвечают за жизнь и безопасность своего ребенка.

P . S .

Правила дисциплинирования:

Если дети дерутся:

Если кого- ударил, на стульчик себя отправил. (ребенок сидит на стульчике 2-3 мин. Успокаивается, гладит свои ручки и ножки, чтобы они успокоились.)

Если я злюсь , то сжимаю кулаки, топаю ножкой и говорю: «Я злюсь!»

Если я хочу дружить , то смотрю в глаза, улыбаюсь и говорю: «Давай играть вместе!»

Если хочу играть такой же игрушкой, то прошу: «Дай пожалуйста» или «Давай меняться».

Простые правила для детей:

1. Когда я сержусь, я говорю: «Я злюсь»

2. Когда я хочу дружить, я смотрю в глаза и улыбаюсь.

3. Когда ко мне лезут, я говорю: «Стой!» (И останавливающий жест рукой»)

4. Когда кто-то говорит, я слушаю.

5. Если кого-то ударил, на стульчик себя отправил.

Алгоритм одевания

Режим пребывания в детском саду предполагает общение со сверстниками, обучение и игры, питание и сон, а также ежедневные прогулки на свежем воздухе. Они благотворно сказывают на эмоциональном и умственном развитии, помогают повысить иммунитет и сохранить здоровье.

Если процесс одевания в доме берут на себя родители, то в детском саду малыши постепенно учатся делать это самостоятельно. Для этого к их услугам есть подробная информация в картинках, которая должна присутствовать в раздевалке.

Готовые стенды для детского сада можно заказать в онлайн-магазине по весьма низким ценам.

Наглядный пример

Маленький ребенок с большим удовольствием разглядывает красочные и познавательные картинки, которые можно понять даже без пояснительного текста. Он обычно так же присутствует, но рассчитан на малышей постарше. Сегодня нередко дошкольники учатся читать и писать еще в садике.

Очень важно психологически подготовить ребенка, чтобы даже подготовка к выходу на прогулку воспринималась празднично и была комфортной. С помощью папки передвижки, например, можно научить своевременно собирать игрушки и ставить на место разбросанные книжки до прогулки, а не после нее.

Воспитатель в это время сможет дать полезную информацию о предстоящих играх или состоянии погоды. Для этого нередко заводят календарь природы, который заполняется каждый день. Такое полезное занятие способствует выработке аналитического мышления.

Использование картинок далеко не случайно. Они лучше воспринимаются детским сознанием и помогают выработать определенный порядок действий. Спустя какое-то время карапуз сам станет самостоятельно одеваться, уже не обращаясь за подсказкой, размещенной на стенде.

Алгоритм одевания

Взрослые часто забывают, что маленькому человеку не так просто разобраться в многочисленных вещах гардероба, особенно в зимний период. Их количество заметно прибавляется и потому необходимо выработать алгоритм одевания.

  • Начинать надо с колготок и лишь затем надевать носки.
  • Желательно приобрести футболку или джемпер, где спереди располагается аппликация или яркий рисунок. В этом случае можно не запутаться с передней и задней частью.
  • Избежать путаницы поможет специально нашитая яркая метка или текстильный маркер.
  • Настает очередь штанов. Затем зимой понадобится теплый свитер или кофта.
  • Следующий этап связан с обувью. Дети нередко путают левый и правый ботинок, поэтому картинка поможет их различать.
  • Застегивание застежек и пуговиц может стать развлекательной игрой и развить мелкую моторику. Потренироваться удобно на любимых куклах и мишках.
  • После шапки надевается куртка и завязывается теплый шарф. Остается только взять перчатки или варежки, чтобы спокойно играть в снежки.

Конечно летом процесс одевания более простой и не требует такой тщательной подготовки. Однако малыш должен освоить его с помощью воспитателей, друзей и родителей.

Картинки наглядно продемонстрируют последовательность действий. Они должны располагаться на видном месте рядом со шкафчиками, где находится одежда ребенка.

«Типы алгоритмов» - Какое расстояние прошел автомобиль? № 2. В магазине купили 2 кг яблок и 1,5 кг апельсинов. В программе могут быть другие типы переменных, например, вещественные (дробные) и литерные (символьные). Каждая переменная имеет имя, значение и тип. Графическое описание алгоритмов. Линейные алгоритмы. В программе имя переменной (например, A, B$, C%) служит для обозначения некоторой величины.

«Алгоритм уроки» - Составляем распорядок дня, чтобы многое успеть. Проверка условия. Примеры алгоритмов. Понятие алгоритма – одно из фундаментальных в информатике. Примером может быть богатырь на распутье из русских сказок. Обработку данных. Как такому ротозею Доверяют пароход? Так делают программисты. Начало цикла. Графического описания алгоритма.

«Схема алгоритма» - Делаю уроки. Смотрю телевизор. Перед сном я умываюсь и чищу зубы. Обычно после школы я иду гулять, а когда возвращаюсь, делаю уроки. Самостоятельно: После уроков я пойду домой. Пока времени меньше 22.00 я буду смотреть телевизор. Графические объекты блок-схемы: Алгоритмы. Обозначим время буквой t. Миша заболел, и сегодня не пришел в школу.

«Команда алгоритма» - Запись блок-схем в ms worde. Серия 2. Серия. Условие. 1.Точность. Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется … Алгоритм, в котором серия команд выполняется многократно называется… Серия 1. Циклический алгоритм. Команда n. Свойства алгоритма. Линейный алгоритм.

«Понятие алгоритма» - Дискретность Детерминированность Результативность Массовость. Алгоритм (лат. algorithmi – аль Хорезми – ср. азиатский математик IX в.,). Алгоритм всегда рассчитан на исполнение неразмышляющим исполнителем – формальное выполнение алгоритма. Необходимость уточнения понятия алгоритма. Построить алгоритмы не удавалось, возникло понятие алгоритмически неразрешимой задачи.

«Свойства и виды алгоритмов» - Неполная форма разветвленного алгоритма. Графический способ описания алгоритма (блок-схема). Виды алгоритмов. Выполняемое действие. Полная форма разветвленного алгоритма. Последовательность выполнения действий. Начало, конец алгоритма. Циклическая алгоритмическая конструкция, в которой условие поставлено в начале цикла.

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, - четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, - спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя - объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, - наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир », в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу - такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot - игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot - игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat - это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.