Зачем парни крадут девушек. Ислам о похищении невест

пт, 07/02/2014 - 15:42

Похищение невесты - практика насильственной женитьбы, распространённая в средней Азии, которая до сих пор практикуется в Киргизии. Трудно поверить, но в настоящее время почти две трети всех браков в Киргизии являются результатом варварского похищения. В республике ежегодно крадут не менее 15 тысяч девушек, которых впоследствии принуждают вступить в брак против их воли.

Мужчина проходит по жилому кварталу с горами на заднем плане.

Майрамгуль, 19-летняя жительница киргизского села Аксы, чью фамилию ее родители попросили не называть в СМИ, только недавно оправилась от перелома ноги и психического потрясения. Травму девушка получила, когда пыталась скрыться от троих пьяных мужчин, преследовавших ее по сельской улице на автомобиле, рассказывает киргизский правозащитник Илья Лукаш.

Загнав жертву в угол между домов, водитель сбил ее, после чего Майрамгуль затащили в машину и отвезли в дом будущего мужа, которого она видела впервые. Той же ночью девушка сбежала через окно и, пройдя с переломом около 10 км, вернулась домой.


Старшее поколение деревни за столом во время свадьбы. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

“Подобные картинки, напоминающие Средневековье, – обыденность для современного Кыргызстана, констатирует Лукаш. Традиция похищения невесты, сохранившаяся у многих народов лишь как шуточный свадебный ритуал, в этой стране превратилась в жестокую и преступную забаву.

“Например, едешь в маршрутке – увидел симпатичную девушку, – рассказывает Лукаш. – Звонишь своим друзьям: “Я такую девчонку приглядел, хочу ее украсть”. Когда дама выходит из автобуса, ее прилюдно хватают, и никто не реагирует”.

При этом, как в знаменитой советской комедии Кавказская пленница, девушка вовсе не хочет, чтобы ее похитили.


20-летняя Фарида борется с Тыхчыкбеком, который затащил ее с подругой в машину, чтобы похитить и вынудить ее семью выдать ее за него. «Я выйду за тебя. Просто отпусти меня сейчас», – кричит она. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Девушек затащили в машину и повезли показывать невесту родителям Тыхчыкбека. Таким же образом происходит большинство похищений молодых женщин в Кыргызстане. 80% узниц мужчины принуждают выйти за них замуж, и лишь немногим удается вырваться из плена. По данным киргизской правозащитной организации Open line, пятую часть невест злоумышленники крадут просто ради развлечения.


Родственники 26-летнего Тыхчыкбека ждут его у юрты после того, как он похитил студентку Фариду, на которой намерен жениться. Прежде чем похитить, он встречался с девушкой дважды. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Хотя по результатам опроса еще одной местной правозащитной организации Open line, пятую часть невест мужчины крадут просто ради развлечения, а если и создают семьи, то более половины из них распадаются в первый же год совместной жизни.

Высокий сезон отлова невест в Кыргызстане приходится на весну и осень – традиционно в этот период происходит и рост числа официальных бракосочетаний в стране.


Родственники 26-летнего Тыхчыкбека ведут Фариду в юрту после похищения. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Причем свадьба и ограничение свободы человека в сознании многих киргизов – понятия неразделимые, и исчезновение женщины у всех на глазах обычно не вызывает протеста. Так, в декабре 2012 года правозащитники Open line сымитировали похищение в центре Бишкека, возле здания филармонии. Двое молодых людей тянули “невесту” к машине, “жертва” взывала о помощи, и, притом что вокруг было немало людей, никто и не думал вступиться, хотя с девушкой обращались подчеркнуто жестко и грубо.


Старшая родственница жениха пытается убедить 20-летнюю Фариду выйти за него. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Столь низкий порог критичности к таким действиям у окружающих заложен в национальном характере, считает Анна Лянна, психолог, специализирующийся на насилии в отношении женщин. По ее мнению, соответствующее воспитание мальчики получают во многих киргизских семьях.


26-летний Тыхчыкбек с родственниками пытаются уговорить 20-летнюю Фариду выйти за него замуж. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

«Я обещаю, что ты будешь счастлива в будущем, так что, пожалуйста, выходи за меня», – говорит он. Она отвечает: «Как ты мог похитить меня? Ты же знаешь, что у меня есть парень. Даже если я выйду за тебя, любви между нами не будет».


20-летняя Фарида рядом с братом, который прибыл, чтобы спасти ее от семьи мужчины, похитившего ее на улице Нарына.

«Если моя сестра хочет остаться здесь, я не стану ее останавливать. Но посмотрите на нее, она плачет и говорит, что хочет уйти. Поэтому я забираю ее домой», – так обратился этот молодой человек к родственникам несостоявшегося жениха. В конце концов, ему удалось забрать сестру с собой.

Каждый год около 16 000 женщин выходят замуж за своих похитителей. В советские времена эта традиция похищения практиковалась реже чем сейчас, тогда обычно родители устраивали браки своих детей. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


18-летняя Айтилек в белом головном платке. Это символ того, что она поддалась желанию своего похитителя стать его женой. Мужчина похитил ее на следующий день после знакомства в Бишкеке. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

В отличие от кино, реальные истории не заканчиваются хеппи-эндом: жертвы обычая зачастую становятся наложницами и бесплатной рабочей силой в доме похитителя. Царящая в стране бедность лишь способствует распространению дикого обряда.

Согласно результатам исследований Института омбудсмена Кыргызстана, каждый год в стране похищают около 8 тыс. девушек, и большинство из них подвергаются насилию и побоям. 80 % своих узниц мужчины принуждают выйти замуж, а 20% удается вырваться из плена.


18-летняя Айтилек и ее муж Бактияф, похитивший ее на следующий день после знакомства в Бишкеке. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Вместе с тем, по данным МВД Кыргызстана, за последние 12 лет милицией было зарегистрировано всего 159 фактов похищения девушек, и, согласно милицейской статистике, уголовное дело возбуждается лишь в одном из 700 случаев.

Скудная статистика легко объяснима: большинство пострадавших и их родителей воспринимают дикую выходку как народную традицию, а не преступление, и не спешат обращаться в правоохранительные органы.


Одна из юрт во время свадебной церемонии. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

18-летняя Бахтыгуль, жительница Чуйской области, попросившая на называть ее фамилию в прессе, впервые увидела своего жениха, когда ее доставили к нему в дом. Предварительно Бахтыгуль схватили на улице и тащили, удерживая за руки и ноги.

По ее словам, “суженый”, оказавшийся вдвое старше ее, требовал согласия на женитьбу несколько дней, держа пленницу под охраной пожилых сообщниц – своих родственниц. После недели безуспешных попыток сбежать похищенная невеста отравилась найденными в доме сильнодействующими таблетками. Попав в реанимацию в состоянии комы, Бахтыгуль выжила, но на всю жизнь осталась инвалидом.

Из больницы напуганный похититель отвез Бахтыгуль к ее родителям, а через год женился на другой и уже успел обзавестись детьми. “Он остался ненаказанным, – сетует пострадавшая, – До похищения у меня был молодой человек, за которого я хотела выйти замуж. Но теперь я никому не нужна”.


Учитель истории в средней школе 24-летний Ахмат Касимбаев (справа) и его друзья разрабатывают план по похищению 22-летней Динары по пути к ее дому. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

По данным Центральноазиатского института свободного рынка CAFMI, в Кыргызстане сегодня до 20 % безработных (официально – лишь 8%), а уровень бедности составляет 36,8%. Для сравнения: в Украине – 14%, России – 13%, Чехии – 9%.

Большая масса молодых людей, которые не учатся и не трудоустроены, сосредоточена в сельской местности – как в горах, так и вокруг крупных городов. У многих есть небольшие частные дома, но живут они лишь своим приусадебным хозяйством. Обзавестись женой для этого маргинального контингента означает лишь получить бесплатную пару рабочих рук.

Весной девушки оканчивают школу, а в семьях потенциальных женихов уже подыскивают, кто будет пасти скот и выполнять домашнюю работу, рассказывает Римма Султанова, специалист по мониторингу киргизского Центра помощи женщинам.


22-летняя Динара противится тому, что старшая родственница человека, похитившего ее, пытается надеть на девушку белый платок. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Платок обозначает то, что она сдалась и готова выйти замуж. Через 3 часа она, наконец, сдалась и позвонила родителям, чтобы сказать, что останется с Ахматом. В тот же вечер Динара вернулась к себе домой. На следующий день Ахмад подарил ей кольцо и снова привез в свой дом.


22-летняя новобрачная Динара в платке – символе брака. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Динару похитил Ахмат, который хотел на ней жениться. 5 часов она ему отказывала, но потом согласилась. «Я не очень хорошо знала Ахмада и не хотела оставаться здесь», – говорит Динара.


На следующий день после того, как Динара приняла предложение Ахмата, родственники Ахмата собрались, чтобы помолиться за свадьбу в доме ее семьи. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Утром перед свадьбой 24-летний Ахмат – жених – тащит овцу, приготовленную специально для этого случая. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

«Я искал нужную женщину целый год и был во многих местах, но так и не нашел ту самую. Я увидел Динару за 10 дней до того, как похитил, на базаре. Тогда подумал, что хочу жениться на ней». (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Родственники и друзья Динары помогают ей надеть фату в день свадьбы. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Динара и Ахмат молятся на свадьбе. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Новобрачные Динара и Ахмад веселятся в своей комнате в первую неделю совместной жизни. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Динара отдыхает от домашней работы на кухне в первую неделю семейной жизни с Ахматом. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Новобрачная Динара в доме своего мужа. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Рисунок пары в традиционных киргизских костюмах. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

К ала-качуу – традиции красть невесту – в старину в Кыргызстане прибегали в основном бедные молодые люди – те, кто был не в состоянии выплатить калым, то есть выкуп родителям невесты, рассказывают историки. Другая категория – женихи, имеющие влиятельных родственников, но желающие жениться на девушке из бедного сословия. Похищение было способом придать узаконенный вид брачным отношениям.

В обоих случаях обряд выглядел вполне пристойно и даже красиво: невесту наряжали в лучшее платье, она должна была сама выйти навстречу жениху – например за водой к ручью, где ее уже поджидали кунаки жениха. Родители обеих сторон заранее знали о готовящейся церемонии.

В советское время обычай подзабыли, а с распадом СССР и пробуждением национального духа ритуал снова вошел в обиход, правда, в извращенном виде. Впрочем, прослойка киргизов, занимающихся охотой на женщин, осталась прежней – это, как правило, люди небогатые, подчеркивают местные правозащитники.


18-летняя Чолпон сидит за занавеской в ожидании гостей на свадьбу. Двумя днями ранее ее похитил Аман. Чолпон видела Амана раньше, но они даже никогда не разговаривали.

«Когда меня привезли сюда, я отказывалась 6 часов. Но для киргизской женщины, если ты вошла в дом мужчины, уходить грубо, к тому же, старшие женщины уговаривали меня остаться. Наша традиция – уважать старших. Поэтому я в итоге сдалась». (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


18-летняя Чолпон и ее будущий муж Аман молятся во время свадебной церемонии. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


18-летняя Чолпон в своем новом доме – доме ее нового мужа Амана. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Новобрачные Чолпон и Аман. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


26-летняя Эльвира Касымова со своей 2-летней дочерью Адинай. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Из-за домашнего насилия она покинула дом своего мужа Азамата и теперь живет со своими родителями. Таксист Азамат похитил ее в 2004 году. Он привез девушку к себе домой и насильно удерживал ее там, принуждая к замужеству. Касымова рассказывает, что ее убеждали остаться с женихом и родственники Азамата. На выходе из дома они рассыпали хлебные корки – по традиции, наступивший на хлеб навлекает на себя проклятие.

«Я до этого никогда не встречала Азамата и не хотела выходить за него, но его старшие родственницы продолжали уговаривать меня. В Кыргызстане считается грубостью перешагивать через гостеприимство, и если женщина вошла в дом мужчины, она больше не считается чистой. Поэтому, чтобы избежать скандала, я сдалась. Теперь, когда я покинула дом мужа, я начала ходить в медколледж. Я хочу развестись и в будущем стать медиком».


Самая старая пара в поселке Салуу. 83-летний Эшен и его 82-летняя жена Турсун. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Эшен похитил Турсун в сентябре 1954 года. «Нам не нравится современный способ похищения невест, – говорят они. – Мы хорошо знали друг друга и обменивались письмами с признаниями в любви перед похищением. Сейчас же молодые люди просто похищают девушек, а это не наша традиция. Сегодняшнее несогласованное похищение – просто модная выходка».


Динаркул держит фотографию своей 19-летней дочери Урус Касымбай, которая покончила с собой после того, как ее похитили. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Урус училась на журналистку, и у нее был парень, за которого она хотела выйти замуж. Ее похитил 34-летний незнакомец, но через два дня ее родственникам удалось ее освободить. И все же на следующий день девушка покончила с собой. «Моя дочь была очень умной и веселой. Я против похищений невест в Кыргызстане», – говорит ее мать.


Мама (сидит справа), сестра (в центре) и парень (слева) Урус Касимбай скорбят на ее могиле. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Судья Сабир Суданбеков проверяет документы во время слушания дела. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Эксперт заключает, что малограмотные сельские жители не знакомы с законами и не только не осознают тяжести этих преступлений, но и косвенно их покрывают. Так, по рассказу правозащитника, мать девушки, которая убежала из дома жениха, встретила ее пощечинами и со словами: “Ты опозорила нашу семью этим бегством”. Она отказалась принять дочку, сбежавшую от злоумышленников, и заставляла ее вернуться в дом жениха.

Между тем уголовный кодекс Кыргызстана предусматривает даже отдельную статью за похищение женщины для вступления в брак вопреки ее воле. До недавнего времени она предполагала максимальное наказание – три года лишения свободы. С 2013-го срок увеличен до семи лет, а в случае, если жертва несовершеннолетняя, – до десяти лет. Тем не менее как раньше, так и сейчас похитители невест редко попадают за решетку.


Подсудимый 34-летний Сейтбек Имонакунов. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Он похитил Урус Касымбай, и хотя через два дня после этого семья забрала ее обратно, она повесилась во дворе на следующее утро. Сейтбека приговорили к шести годам тюрьмы за похищение и изнасилование.

«Наш коммерческий агентства предлагает красть невеста», есть такой смешной стишок. Все помнят «Кавказскую пленницу», красавицу, спортсменку, комсомолку Нину, как игриво и мужественно она отбивалась от товарища Саахова. Раньше, традиция украсть невесту воспринималась всеми как пережиток прошлого, дикий обычай отсталых людей.

Но реальность такова, что с развалом СССР ренессанс «духовности» возродил этот непонятный русскому человеку ритуал «укради себе невесту». Уже лет 20, как кража девушек обыденная реальность для некоторых регионов нашей страны. Мне сегодня хотелось бы поговорить о некоторых мифах и стереотипах, которые мешают воспринимать ситуацию серьезно.


Начнем с того, что наши русские женщины упорно думают, что красть будут непременно и только девушку кавказскую, юную и невинную, «племянницу товарища Саахова». Это миф. Самых распространенных типажей женщин, которых пытаются умыкнуть в жены примерно два. Первый - благочестивая симпатичная девица в платке. Причем неважно, мусульманка она или христианская паломница, посещающая Новый Афон. Зная это, родители молодых девушек на Кавказе запрещают носить закрытый платок, чтобы «не украли».

Второй типаж - это женщина, уверенная в себе и в том, что она держит все под контролем, российская мадам из средней полосы, путешествующая по курортам типа Сочи - Крым одна или с подругой. Лет ей от 23 до 30, она хорошо одета, скучает, внешне может быть от «вполне ничего» до «красавицы-спортсменки», это не имеет значения. Возможно, что ей выпал внеочередной отпуск, который она вынуждена провести в одиночестве. Таких одиноких скучающих девушек ловцы невест считывают на раз-два.

То, что такая мадам путешествует с подругой, никого не смущает. Подруги иногда ссорятся, или, к примеру, одна из подруг находит себе мужскую компанию. Крадут девушек обычно среди бела дня. Классический вариант - автомобиль, сели вы в попутку, и больше вас никто не видел. Отправились на экскурсию в Адыгею, к озеру Рица, на Новый Афон или на дегустацию вин Абхазии - и пропали.

Даже если вы успели подружиться со словоохотливой соседкой на экскурсии, ей скажут, что вы встретили друзей, и пересели в другой автобус, и на этом вопрос будет закрыт. Не сомневайтесь, подобные истории случаются регулярно, и это в порядке вещей у местных. Кража невесты там дело обычное. Ваши родственники или знакомые, у которых вы остановились, или снимаете комнату, также не станут по горячим следам поднимать кипишь. Мало ли, вы с кем-то познакомились на пляже, и пошли погулять? Вы молодая, свободная, в отпуске, почему бы и нет?


Собственно, каждая думает, что с ней ничего подобного не случится, и эти истории происходят с кем-то другим. Что делать, если вас все-таки украли? Давайте сразу договоримся, что вариант с неадекватным мужчиной-насильником мы не рассматриваем, этими историями пестрят ленты новостей, кому интересно - найдет сам. Такими товарищами пусть занимается полиция. А вот тех, кто крадет девушек «в жены», наши стражи порядка толерантно не трогают.

С одной стороны, за незаконное удерживание человека без его согласия положен срок, кража людей тоже карается законом. Похитители невесты это знают. Если девушка южная, скорее всего ее родственники будут разбираться с обидчиками самостоятельно. Если дочь не вернулась домой вечером, не отвечает на звонки, ее отец и братья-дяди «жениха» из-под земли достанут.

Да он и сам объявится, не позднее чем через сутки, если «кража» была, к примеру, по договоренности с невестой. Скорее всего их поругают, и сыграют настоящую кавказскую свадьбу, или девушка вернется в отчий дом живая и невредимая не позднее дедлайна. Условно обозначим его, как 12 ночи.
Почему крадут? Обычно, либо родители не согласны с кандидатурой жениха, или требуют слишком большой выкуп.

Вступив в одной из социальных сетей в группу «Невесты Кавказа», я перечитала мнения по теме: «Вас украли, вы вернетесь домой или останетесь?». Уже одно то, что тема занимала топовую строку среди всех тем, по количеству откликов, говорит о ее актуальности среди женского населения нашей страны, такой огромной и такой многонациональной.

Конечно, подавляющее большинство, где-то 85% сообщили подругам по группе, что непременно потребуют вернуть их домой. Искренне ли они возмущались? Лишь 5% сказали, что смирятся с судьбой, т.к. родители их не примут обратно. Еще примерно 10% отвечали, что если жених им нравится, и у них любовь, то пожалуй, останутся, и будут вместе просить прощения и благословения у родителей.

Скажу сразу, что невесту крадут действительно, чтобы на ней жениться, хотя для русского человека это и звучит дико.

Вероятнее всего, это будет нейтральная площадка для переговоров, где будут присутствовать еще несколько друзей жениха. Они - потенциальные свидетели. Если похищение не удастся, вы уйдете, и напишете заявление в местное отделение полиции, но скорее всего, там просто разведут руками. Похитили? Вас били, насиловали? Нет? Ну так, горячие южные парни, все девушки ходите в мини-юбках, что же вы хотели? Вас удерживали насильно? Сколько времени? Три-четыре часа? Какое же это похищение, вы просто разговаривали. И даже если вы будете очень настойчивы, ваше заявление примут, а потом завернут, за отсутствием состава преступления.


Дело в том, что украсть могут любую девушку. Повторяю - любую, и в любом, даже не самом юном возрасте. В далеком 1999 году, со мной разоткровенничалась одна черноглазая красотка, дочка полковника МВД. Ее, тогда еще 18-ти летнюю, тоже украли. Будущий «жених» не знал о всемогущем папе, и девушку увезли в поле, «поговорить». Тогда «невеста» сказала: «лучше убейте меня сразу, потому что отец все равно вас найдет и застрелит». Как ни странно, информация о папе-полковнике подействовала мгновенно. Папа, к слову, ничего так не узнал.

Другую мою знакомую, тоже украли. По иронии судьбы, она гостила в доме у начальника убойного отдела в отставке. Если вас украли, попробуйте рассказать своим похитителям и «жениху» об отце, сотруднике ФСБ, возможно, ваши похитители поверят на слово, ведь проверять у них времени уже нет. Решить вопрос о женитьбе на вас они должны до некоего дедлайна, ведь сутки вас держать взаперти никто не будет.

Чего точно не стоит делать - не нужно закатывать истерик, громко лить слезы и невменяемо причитать. Потому что ваши похитители ожидают именно слез и бурной реакции, потом начнутся уговоры, а потом, глядишь, вы и согласитесь?

Воздержитесь и от непечатной лексики и хамства в адрес ваших похитителей, как бы вы ни были уверены, что вас найдут и спасут, обстоятельства не на вашей стороне в данный момент. И еще, чего не стоит делать, это рассказывать, что вы замужем. Не смешите собравшуюся компанию. Если вы замужем, почему вторую неделю гуляете в одиночестве? «Гдэ он, этот твой муж? В паспорте штампа нет». Ах, муж гражданский? - Джигиты будут смеяться еще громче. Как же «муж» отпустил неизвестно куда, в другой город, и даже ни разу не позвонил, пока вы здесь торчите весь вечер?

Надо сказать, что именно здесь находится возможная точка невозврата, когда девушка вдруг осознает, что ее друг всего лишь трепло, пудрящее мозги который месяц. Ведь будь он с вами, ничего подобного, скорее всего не произошло. Когда мужчина заинтересован в вас, он действует решительно, вот так, как этот ваш «жених» с горы: увидел-увез-женился. Спокойно, это всего лишь «стокгольмский синдром» он пройдет, стоит лишь вернуться домой.

Вам непременно постараются вручить ценный подарок, всенепременно будут показывать, как много денег у жениха, небрежно перекладывая пачку денег из одного кармана в другой. Выслушайте рассказ, какой он обеспеченный и перспективный товарищ, но будьте настойчивы и отрицайте всякую возможность поехать «посмотреть», как живет «жених».

Скорее всего, в планы «жениха» не входит тюремный срок за похищение человека, не сдавайтесь, будьте настойчивы и тем же вечером вас вернут домой. Если, конечно, вы не согласитесь вдруг выйти замуж за вашего похитителя, но в таком случае - совет вам, да любовь.

Смотри, чтобы тебя не своровали! - смеется мой приятель, махачкалинец Артур. - У нас тут каждую неделю говорят о таких случаях. На днях, вон, пропала Амина, соседка моя с пятого этажа. Молодая современная девочка. Учится в мединституте на первом курсе. Сама она аварка, а украл ее кумык. Родители не отдавали за него, вот и умыкнул.

Кажется, что в вопросах брака в Дагестане время остановилось. В остальном здесь XXI век: на улицах девушки в мини-юбках и топах, они встречаются с мальчиками, некоторые даже курят в открытых кафешках. Клубы, дискотеки, торговые центры, модные показы - в общем, цивилизация. И на фоне этой внешней светскости «мешок на голову» выглядит совсем дико.

Вообще, Дагестан, пожалуй, наиболее самобытная респуб­лика на Кавказе. Ее уникальность в том, что на сравнительно небольшой территории живут более 30 народностей, и все этносы принадлежат к разным языковым группам. В городах говорят только на русском, потому что, например, для аварца лезгинский язык - это абракадабра. Так же, как и для кумыка даргинский. Но вот уже много веков они умудряются не воевать, пока дело не касается межнациональных браков.

Это главная причина, по которой приходится воровать невест, - рассказывает нам Эльдар Иразиев. Эльдар в Махачкале звезда - популярный кавээнщик, актер, радиоведущий, мастер розыгрышей. В небольшом уютном кафе он угощает меня «чуду» (аналог чебуреков, только выпекают их на сухой сковороде и смазывают сливочным маслом).

Эльдар тоже жертва традиций.

«Раньше воровали, потому что парень мог влюбиться в девушку из клана, более высокого по социальному статусу. Потом воровали из-за межнацио-нальных споров - ведь почти у всех этносов принято выдавать дочерей за выходцев из своего родового села. Ну, а сейчас похищать невест стали из-за отсутствия денег»

Это было два года назад. Я, наверное, тогда был не столь популярным, - говорит он с досадой. - Мне нравилась девушка. Я кумык, она аварка. Ей было 17, мне - 24. Ее родители уже дали слово другим людям.

Недавно Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) устроило собрание алимов. На нем было решено, что в дагестанских мечетях шариатский брак - никях (он совершается в первую очередь, загс - дело второстепенное) - между сбежавшими влюбленными заключать не будут

Чтобы было понятней: процесс сватовства в Дагестане очень затяжной. Сначала родственники парня выясняют у родственников девушки, возможен ли между ними брак. Родственники девушки, поговорив с ее родителями, либо дают согласие, либо отказывают родителям потенциального жениха в дальнейшем общении. В случае положительного ответа папы и мамы встречаются в доме будущей невесты. Обсуждают погоду, родню, занавески - что угодно, и после многочасовой беседы ни о чем наконец переходят к главному.

Воруют в основном старшеклассниц - для них каждая прогулка по улицам села может стать роковой. Перед свадьбой, конечно. Воруют свои же, троюродные братья или дяди: у мугинцев, как почти у всех дагестанцев, браки между родственниками - обычное дело

Родители девушки говорят, что желающих посватать их дочь, в общем-то, много, но если родители юноши так настаивают, они обещают не отдавать дочку за другого, то есть дают слово. После этого девушка уже считается несвободной.

Я очень сильно рисковал, поскольку похищал несовершеннолетнюю девушку, - продолжает Эльдар. - Но все же я пошел на этот риск. Потому что любил. И знал, что и она меня любит. Я предложил подвезти ее до дома. Она села в машину, и я увез ее из города. Были слезы, она плакала, и мне два часа пришлось ей объяснять, что это единственный выход из положения. Неделю нас искали. Много было шума. В общем, «ищут пожарные, ищет милиция»… А в это время я еще ее родне по телевизору глаза мозолил.

Эльдар заразительно смеется. Но тогда популярность ему не помогла. Национальный фактор оказался сильнее звездного. Родители девушки так и не смирились с тем, что их дочь украли. Даже больше: они ее вернули.

Я не хотел отпускать, но ее мама серьезно заболела, и если бы с ней что-нибудь случилось, то моя девушка мне этого не простила бы. Поэтому я ее отпустил. Но при условии, что ее семья, как только маме полегчает, позволит нам прийти к ним с миром, по-человечески сосватать и сыграть свадьбу. Устроить маслиат, в общем.

Маслиат - это такой обычай примирения. И не только, когда речь идет о краже невест, а всегда, когда аксакалы одного рода и аксакалы другого рода после долгих обсуждений приходят к общему решению. Как правило, к положительному. Вот и Эльдару обещали, что вопрос со свадьбой будет решен. Но на деле оказалось, что это была всего лишь приманка для девушки.

Я ждал целый год. И настаивал на том, чтобы сделать маслиат. Но люди зациклились на своей национальности! Они обо мне даже слышать не хотели! Настолько, что клялись: даже если Всевышний спустится с небес и попросит примириться, то они и ему скажут нет.

Возможно, не сейчас, а потом, когда пройдут годы, они осознают свою ошибку. Ведь в Дагестане однажды похищенной и вернувшейся в дом отца девушке очень трудно выйти замуж. Кража - это пятно позора не только на семью, но и на весь род.

Как сложилась судьба его возлюбленной, Эльдар не знает. Знает только, что замуж она так и не вышла. Он же продолжает расти в профессиональном плане. Недавно его пригласили сниматься в российском сериале. Пока что на второстепенную роль, но Эльдар надеется, что однажды он получит главную и попадет на большой экран.

И тогда я утоплю их в слезах. Людей, которые так больно меня ранили.

Позор, потому что сбежала

Вветхой беседке во дворе обычной махачкалинской пятиэтажки сидят взрослые мужчины. Здесь соседи - это почти родня. Пришла весна. Тепло, а значит, можно в беседке у подъезда сыграть в шахматы и поговорить о жизни.

Скажите, а почему в Дагестане кража девушки считается позором? Ведь, например, в соседней Чечне это - предмет гордости для семьи, - интересуюсь я у них.

Понимаешь, дочка, - объясняет мне дядя Ахмед, гладко выбритый седой мужчина лет пятидесяти в белой тюбетейке и с четками, - раньше это и у нас считалось предметом гордости. Если твою дочь своровали - значит, за нее воюют, значит, она достойная невеста. А сейчас времена поменялись… - Несколько минут дядя Ахмед молчал, пока из минарета мечети, что в соседнем квартале, звучал азан (призыв к молитве). - Сейчас редко когда воруют, в основном девочки сами убегают. И одна мысль о том, что завтра, не дай бог, его дочку украдут, сводит любого отца с ума.

Потому что все будут говорить: сама сбежала. Вот это позор. Сама, понимаешь? Значит, ни отец, ни мать не смогли

достойно воспитать свою дочку.

Когда мужчины разошлись по домам, в беседку зашла немолодая женщина с маленькой девочкой на руках. Высокая, статная, с ярко-голубыми глазами, с ухоженным лицом и руками.

Здравствуйте. Меня Хадижат зовут. Я слышала, вы про похищения невест интересуетесь. Можно, я скажу?

Конечно!

Знаете, случаи ведь разные бывают. Вот три года назад парень с нашего двора увидел в городе девушку и сразу влюбился. Хотел прийти посвататься, как положено, а оказалось, что у нее свадьба через четыре дня. Я спросила его тогда: «Что будешь делать, сынок?» - и он сказал: «Я влюбился и все! Ну что теперь делать? Воровать!» Так и украл.

Как так украл? Из дома?

Не-ет! Она возвращалась с подружками из института. Парень собрал друзей, подъехали. Пока одни друзья держали подружек, другие схватили и посадили ее в машину.

И что потом?

А потом война. Три клана почти год выясняли отношения. Сторона ее жениха, за которого она должна была выйти замуж, обзывала девочку последними словами, мол, такая-сякая, сама сбежала, любовь на стороне крутила, непорядочная. В это время семья этой девушки проклинала нашего соседского парня, который, украв ее, опозорил честь рода. Родственники нашего соседа всеми способами пытались устроить маслиат, но ничего не выходило. Так что ему ничего другого не оставалось, как уехать вместе со своей женой из Дагестана, чтобы хоть как-то скрыться от преследований обиженных сторон.

А как у них сейчас?

Говорят, живут в Ставрополе. Счастливы, дочка у них родилась, - Хадижат погладила русые кудри своей внучки. - Я вот тоже за свою внучку боюсь… Я и за дочку все время переживала. Воспитывала ее, как могла, и молилась каждый день, чтобы с ней такого не случилось. Трудно пережить такой позор.

Эконом-вариант

По рассказам дагестанцев, в последнее время девушки действительно больше сами сбегают. Но бывают и случаи дерзкого воровства. Правда, иногда доходит до смешного. Однажды шли по улице три девушки. Подъехали парни. Один схватил потенциальную невесту, а его друзья пытались удержать ее подружек. Но те, не растерявшись, сняли туфли на острых шпильках и ну ими дубасить доблестных горцев. Крики, вопли, но парням все же удалось умыкнуть жертву. И только в машине, внимательно присмотревшись, жених понял, что украли не ту. Но выхода не было, пришлось жениться. Таков обычай.

Но обычай ли это вообще? - главный научный сотрудник отдела этнографии Института истории и археологии Дагестанского научного центра РАН Мамайхан Агларов разводит руками. - Обычай - это то, что разрешается. Есть, например, обычай гостеприимства: гостя надо встретить, накормить, спать уложить, оказать ему внимание и почет. Или когда младшие по возрасту встают, если в дом заходит старший. Обычай - это то, что можно. А похищать-то ведь нельзя! Но похищения тоже бывают разные: насильственные и с согласия девушки.

В маленьком кабинете этнографа скрипучие полы и старый шкаф, доверху забитый книжками по истории и происхождению разных дагестанских этносов. Мамайхан временами задумывается и о чем-то еле слышно рассуждает сам с собой. А потом оглашает выводы:

Это не обычай! Это такая форма брака. Есть нормальная форма: пришел - сосватал - женился. А это - форма вынужденная. Раньше воровали, потому что парень мог влюбиться в девушку из клана, более высокого по социальному статусу. А выдавать дочерей в семью ниже рангом не принято. Потом воровали из-за межнациональных споров - ведь почти у всех дагестанских этносов принято выдавать дочерей за представителей не просто своей национальности, а даже выходцев из своего родового села. Ну, а в последнее время похищать невест стали из-за плохого финансового состояния.

В общем, это такой эконом-вариант женитьбы. После того как родители невесты дали слово, следует само сватовство. Оно сопровождается большими денежными тратами: невесте нужно принести много золота. Семья жениха наизнанку вывернется, чтобы не оплошать перед родней девушки. Всех нужно одарить дорогими подарками и, самое главное, принести калым - традиционный выкуп за невесту. Нынешняя такса калыма - $2 тыс. как минимум. Если принесешь меньше - подумают, что жених бедный. И это только затраты на обряд сватовства. Потом родня жениха приносит невесте чемоданы. В них должна быть одежда для девушки на все случаи жизни - от халата до норковой шубы, от домашних тапочек до ультрамодных сапожек. На это также в среднем тратят $3–4 тыс. В свою очередь родители невесты закупают приданое: мебель для кухни, спальни и гостиной, занавески, люстры, пледы, одеяла, подушки, матрасы, бытовую технику, посуду в сервант и для ежедневного пользования и еще кучу домашней утвари, вплоть до пластиковых тазиков всех размеров. Все это надо сделать обязательно! А потом еще и свадебное торжество влетает в копеечку: в Дагестане свадьба на 300 человек считается маленькой - 500–700 гостей в среднем. И тысяча приглашенных здесь никого не удивляет. И это, представьте, притом что средняя зарплата в республике составляет 6–7 тыс. рублей!

Когда невесту похищают, весь этот процесс упрощается, - объясняет профессор Агларов. - Достаточно только добиться примирения, чтобы получить разрешение у отца невесты на заключение мусульманского брака между молодыми. Многие даже свадьбу потом не играют.

Похищение девушки - это всегда оскорбление для семьи. Поэтому из этого праздника не делают.

Имамы сказали нет

Примирителями во все времена были религиозные деятели - алимы, имамы. В урегулировании конфликта заинтересована, прежде всего, сторона похитителя, потому что обесчещенный род девушки может сгоряча начать мстить. Поэтому родня парня отправляет алимов и аксакалов на переговоры: уважение к религиозным деятелям и пожилым людям позволяет по крайней мере разговаривать без драки. Как правило, они извиняются за поступок сына (племянника, брата) и просят не мстить, а наоборот, породниться и жить в мире и согласии. Родители девушки могут долго не соглашаться, но в большинстве случаев примирение рано или поздно происходит.

Правда, сейчас религиозные деятели в Дагестане объявили похитителям войну. Недавно Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) устроило собрание алимов. На нем было решено, что в дагестанских мечетях шариатский брак - никях (он совершается в первую очередь, загс - дело второстепенное) - между сбежавшими влюбленными заключать не будут.

Мы апеллируем не к чести и совести. Мы ссылаемся на аяты и хадисы, - объясняет нам заведующий экономическим отделом ДУМД Магомед Магомедов. - Потому что в исламе браки без согласия родителей запрещены. При заключении брака должны присутствовать представители отцов девушки и парня.

В качестве примера Магомед привел недавний случай, когда парень украл девушку, но ни один имам в Дагестане не согласился заключить между ними никях. Месяц они скитались по всей республике в поисках мечети, где их поженят, но так и не нашли. Девушку пришлось вернуть родителям, поскольку жить без никяха - значит всю жизнь прелюбодействовать.

Ну а если у людей любовь, чувства, а национальность или социальная принадлежность мешают? Родители против, алимы брак не регистрируют… Это же сломанные судьбы!

А где гарантия, что у них будет счастливая жизнь? - отвечает Магомед вопросом на вопрос. - Маловероятно, что этот брак будет крепким. Потому что родители изначально не были согласны. Они пережили нервное потрясение, испытали чувство позора. После всего этого они вряд ли примут зятя, который никогда не станет для них родным.

Ну, а вдруг этот брак будет крепким? - не унимаюсь я.

Мы не можем ориентироваться на «вдруг». При распаде брака, заключенного с согласия родителей, у девушки есть почти 90-процентная гарантия, что она снова выйдет замуж, потому что мнение о ней останется хорошее. Потенциальные мужья рассуждают так: это порядочная девушка, она нормально вышла замуж, но не сложилось - видно, не судьба. А ворованная невеста, считается, что сама сбежала, дала повод, была бы порядочная, ее бы не своровали. Когда такой брак распадается, говорят: так вам и надо, слушались бы родителей, ничего подобного бы не случилось. И мало кто потом захочет жениться на такой девушке - даже если она кому-то сильно понравится, его остановят разговоры окружающих о ее непорядочности.

Я вышла из ДУМДа в смятении. С одной стороны, я согласна с представителями духовенства. Но, с другой, ведь есть же причины, вынуждающие молодых людей идти на этот шаг? Очень рискованный, между прочим. Ведь в некоторых дагестанских селах сватают еще с колыбели. Кольца, конечно, детям не надевают, но слово дают. А потом дети вырастают и влюбляются в других. Но слово дороже, и выходить замуж или жениться приходится на том, с кем помолвлен с детства.

Меня везет Иса, ему на вид лет 65. На голове у него тюбетейка, на зеркале заднего обзора висят четки, - сразу видно: человек верующий.

Вы слышали, что алимы ДУМДа издали официальное постановление, чтобы имамы не регистрировали браки со сбежавшими или ворованными девушками? - интересуюсь я у него.

Нет. Кто так решил? Алимы? - с виду спокойный дедушка вдруг меняется в лице. - Да не имеют они права что-то разрешать или запрещать имамам. Есть только Коран, Аллах и пророк Мухаммед! В Коране четко прописано, какие браки можно регистрировать, а какие нет. Про сбежавших или ворованных невест там нет ни слова. А ДУМД лучше бы с саунами боролся.

Сауны в Дагестане - главные притоны разврата. О том, что в них творится, ходят легенды. «Да чтоб ты на путане из сауны женился!» - самое страшное проклятие в адрес мужчины. Бывали случаи, когда отцы, заказывая себе девочек, натыкались на своих дочерей или племянниц. Приличные девушки в Дагестане в сауны не ходят. Не потому что им запрещено париться, а потому что, не дай бог, кто-то увидит их выходящими оттуда - доказать, что ты не проститутка, будет просто невозможно.

Бороться с саунами здесь не может никто - секс-услуги существуют почти легально, под «крышей» правоохранительных органов. Одно время большая группа людей просила алимов из ДУМДа хоть как-то повлиять на ситуацию с саунами, но решили не связываться. Зато они запретили в Махачкале концерты Бориса Моисеева и группы «Тату».

Роль примирителей теперь взяли на себя милиционеры и прокуроры. Подполковник милиции Имамутдин Темирбулатов 10 лет проработал в отделе по борьбе с оргпреступностью. Последние годы он возглавлял отдел по борьбе с похищениями людей. Из чеченского плена освободил 157 человек, а вот из рук невестокрадов - почти никого.

80% таких историй заканчиваются хорошо, то есть люди женятся, - рассказывает Имамутдин, которому неоднократно приходилось выступать в роли миротворца. - Почти во всех случаях родители девушки сразу обращаются в милицию, возбуждается уголовное дело. Потом выясняется, что девушка сама была не против того, чтобы ее украли, а в таком случае закон не был нарушен. Мы тратим очень много времени на то, чтобы примирить два враждующих рода, чтобы не стреляли, не дрались, не ругались. Большинство дел о похищениях даже не доходит до суда, не то чтобы кто-то за такое сел.

В советское время в Уголовном кодексе была отдельная глава «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев». В нее входили статьи о похищении невест и о кровной мести. По новому УК РФ, принятому в 1996 году, наказывать за обычаи нельзя. Есть только статья 126 «Похищение человека», но в примечании к ней сказано, что «лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления». В большинстве случаев избежать наказания позволяет как раз это примечание.

Любовь поэта

Автор 12 книг, член Союза писателей России, аварский поэт Махмуд-Апанди украл невесту 35 лет назад. С тех пор много воды утекло. Махмуд-Апанди переехал из села в Махачкалу. Вырастил двоих детей и сейчас растит четверых внуков. В мансарде двухэтажного дома у поэта свой кабинет - маленькая комната со скошенным потолком. Здесь его рабочий стол, несколько полок с книгами, железная кровать советских времен. На стене - детские рисунки, подарки внуков на 23 Февраля, а на столе - стопка желтых листов черновика единственной книги, написанной на русском языке и прозой, - «Прости, сынок». Это разговор Махмуда-Апанди с матерью, которую он волею судьбы не видел 17 лет.

Мне неудобно рассказывать о себе, как-то нескромно, - не поднимая глаз, поэт протягивает мне черновик своей книги. - Там все написано, я матери рассказываю свою жизнь.

Но мне очень хотелось с ним поговорить. Главным образом о любви. Потому что в его глазах огонь любви горит до сих пор, а что было 35 лет назад, даже представить трудно. Махмуд-Апанди влюбился в свою будущую жену Залиху, когда ему было всего 16 лет. Она тогда училась в 7-м классе.

Я караулил ее, когда она шла с кувшином за водой на родник, а она, как только узнает, что я приехал в село, даже из дома не выходила! Как меня увидит, сразу убегает домой другими переулками. Все мои письма и открытки выкидывала, даже не читая.

Махмуд-Апанди ушел служить в армию, и однажды получил письмо от своего друга Шамиля, в котором тот сообщил, что родители Залихи дали слово другим людям, а дедушка Махмуда подыскал ему другую невесту. Апанди отпросился у командира в отпуск, чтобы решить свою судьбу. В село он приехал так, чтобы никто не узнал. Остановился у Шамиля, разработал план, как ему тайно встретиться с Залихой, чтобы узнать, за кого же она хочет выйти замуж. Шамиль попросил Залиху принести им воды с родника: в дагестанских селах за водой ходят только женщины, а у Шамиля не было никого, кроме старой бабушки. Залиха отказать не могла и принесла кувшин воды в дом Шамиля, где ее поджидал Махмуд-Апанди. Разговор был короткий: он спросил, хочет ли она за него замуж; она призналась, что всегда его ждала, но родители уже дали слово другим - и пути назад нет. Залиха заплакала и ушла.

Оставался только один выход - похитить, - продолжает поэт. - На следующий день в сельском клубе было мероприятие. Уже выходя из дома, мой дедушка дал мне наказ не приглашать Залиху на танец. Сказал, что она уже чужая невеста. Я кивнул головой и пошел.

В здании клуба собралось все село. Была там и Залиха со своей семьей и семьей своего жениха. Танцевали, конечно, не твист, а лезгинку. По обычаю на танец приглашают цветком: парень передает девушке цветок, она, станцевав один круг, она должна передать его другому парню, а тот приглашает следующую. Махмуд-Апанди пригласил Залиху на танец, но станцевал с ней не один круг, а несколько. Его друзья громко хлопали и свистели, и под это шумовое сопровождение Махмуд-Апанди в танце подвел девушку к выходу, схватил и выбежал с ней на улицу. Там его уже ждал одноклассник на машине. Невеста отбивалась, как могла, даже потеряла платок и туфлю.

Если бы это случилось не на глазах у всех, то мою маму просто убили бы злые языки и сплетни, - признается Залиха.

Почти год, пока Махмуд-Апанди дослуживал в армии, длилось примирение. Залиха все это время жила у его родственников.

Я воевал против горских законов. Я воевал за свою

любовь, - говорит поэт.

И, видно, не зря воевал. Они с Залихой до сих пор живут душа в душу.

Мугинские истории

Селение Муги Акушинского района находится высоко в горах, в 130 километрах от Махачкалы. Здесь воровство невест приобрело размах эпидемии: каждую неделю только и слышны разговоры о том, что опять кого-то украли. Воруют в основном старшеклассниц - для них каждая прогулка по улицам села может стать роковой. Перед свадьбой, конечно. Воруют свои же, троюродные братья или дяди: у мугинцев, как почти у всех дагестанцев, браки между родст­венниками - обычное дело.

Завуч мугинской школы, преподаватель немецкого языка Патимат Багомаева в селе личность известная, здесь ее называют просто Патя-немец. Почти полвека назад ее тоже воровали, даже дважды: студентку факультета иностранных языков, с разрядами по спортивной стрельбе, гимнастике и парашютному спорту односельчане не могли не заметить. Но Патимат осталась верна своему жениху, а теперь мужу - ей дважды удалось сбежать. Сегодня в Муги Патя-немец - главный противник воровства невест. Старшеклассницы ищут у нее защиты, хотя бы в стенах школы.

С виду маленькая и худенькая пожилая женщина полна жизненной энергии. В течение шести минут она по мобильному телефону успела обзвонить полсела, и уже через полчаса в дом Патимат стали подтягиваться мугинки - молодые, взрослые, пожилые. У каждой из них своя история.

Почему похищают? - спрашиваю я у них.

Причина одна, говорят женщины - девочки тут на вес золота, и кто-то просто не успевает сосватать себе невесту. Так что мугинки в последнее время научились молчать о том, что их дочь за кого-то просватана. Иначе обязательно кто-нибудь другой сворует.

Почти 60 лет назад воровали и Уну Багомаеву. Старушка в национальном костюме по-русски почти не говорит. Свою историю она рассказывает на родном даргинском. Остальные женщины дружно переводят.

Во времена своей молодости Уна, как и многие сельчане, работала на картошке. Молодой тракторист, увидев ее, влюбился с первого взгляда. Но ее родители уже дали слово другим, так что трактористу пришлось ее воровать. Из подручных средств были только руки да ноги. Никаких коней, никаких машин. Он бежал с ней на руках с картофельного поля до ближайшего села. Там прятал в одном доме, пока родня не устроила примирение.

Еще одна мугинка, которую в селе называют Патя Черная из-за смуглого цвета кожи, женщина веселая.

Как сегодня помню, в такое же время, когда уже темнело, шла я за водой, - рассказывает она свою историю. - Накануне была свадьба брата, а в этот день все друзья приходили к нам на хинкал. Я тогда русский язык плохо знала, а ко мне подошли ребята и стали на русском со мной говорить. Я ничего не понимаю, меня хватают и сажают в машину. Я ору во все горло! Но моему жениху сказали тогда: не обращай внимания, так положено кричать, на самом деле она согласна.

Выхода не было: раз украли - значит, надо выходить замуж. Патя родила сына, сейчас он уже студент. Но с мужем развелась.

Не смогла полюбить. 9 лет жила с ним и не полюбила. Трудно было жить нам вместе - он говорил только на русском, а я - на даргинском. Он хотел, чтобы и я на русском говорила, все-таки мы в столице жили, а мне было трудно.

Сейчас Пате Черной 42 года. После долгих лет разлуки с мужем она решила, что их судьбы вновь должны соединиться.

Я уверена, что это случится на свадьбе нашего сына, - говорит она.

Почти все истории, которые я услышала в Муги, заканчивались хеппи- эндом. Хотя нередко похищение невесты становится причиной кровной мести. В Дагестане есть село Гимры - родина имама Шамиля. Гимринцы отличаются воинственностью и неумением прощать обидчиков. Особенно если дело касается матерей, сестер, дочерей. Тут кровь может проливаться не годами, а столетиями. В Гимрах рассказывают случай, который произошел почти 30 лет назад. Молодой гимринец украл свою односельчанку, которая была прсватана за другого. После долгих переговоров свадьбу им все же сыграли. Жили они счастливо, но недолго. Через шесть лет, когда никто уже не вспоминал об этой истории, все страсти утихли, родился ребенок, семьи дружили и частенько собирались вместе, родственники решили устроить какой-то праздник. В дагестанских селах нет посторонних людей, тут все друг другу родня. Вот и на том празднике был среди гостей обиженный некогда жених той девушки. Молодой человек предложил отвезти бывшую невесту с мужем домой. После долгих уговоров они согласились, но до дома так и не доехали: обиженный жених разогнался и сбросил свою машину в пропасть. Шансов выжить не было ни у кого. Это привело к кровной мести. Каждый месяц в селе хоронили молодых ребят: кто-то приходился родственником мужу той девушки, а кто-то - обиженному жениху. Остановить эту многолетнюю кровную месть не мог никто. Пытались вмешаться имамы, муллы, другие религиозные и политические деятели Дагестана, но семьи продолжают мстить друг другу до сих пор…

Фотографии: Сергей Максимишин для «РР»

Кавказ - суровый загадочный край, традиции которого не перестают удивлять своей самобытностью. Например, обряд кражи невесты представляется обычному человеку несколько диким и даже безумным мероприятием. Однако эта своеобразная традиция существует до сих пор, и многие молодые люди относятся к ней достаточно серьезно. Хотя государственная власть, гражданские деятели, духовные лица и общественники являются противниками странного обычая и выступают с необходимостью строго карать провинившихся.
Что же привлекает в этой загадочной традиции молодежь? Как чувствует себя девушка, судьба которой в мгновение ока меняется навсегда? Какие промыслы движут джигитом: горячая любовь или корысть? Необходимо рассмотреть все возможные варианты.

В каких случаях происходит кража невесты

Откуда пошел столь странный обычай, можно догадаться, изучив историю многих народов. Страны Востока, Азии, Древней Руси постоянно воевали между собой. В эпоху беспрерывных баталий проще было выкрасть понравившуюся девушку, чем устраивать долгие церемонии. Женщин брали в плен ради рабства, но и нередко женились на полонянках.

Мир постепенно менялся, утрачивались былая строгость и безраздельно царивший патриархат. Теперь свободные женщины Кавказа почти уравнены в правах с мужчинами, а обычай все равно кое-где соблюдается.

Кто-то сочтет это мероприятие уголовным преступлением, а некоторые романтические натуры восхитятся глубиной чувств, которые способны перешагнуть предрассудки и условности. Что может побудить парня похитить приглянувшуюся девушку?

  • Это может быть хитроумным ходом семьи жениха избежать выплаты щедрого калыма. Или молодой человек вообще сирота, без материальных средств на выкуп невесты.
  • Неравенство желанного брака. Достаток и социальное положение до сих пор играют огромную роль. Поэтому такой вариант возможен, если финансовая составляющая парня и его семьи существенно ниже, чем у избранницы. В древние времена, если молодые стояли на разных ступенях социального положения, богатую красавицу-невесту бедному горцу оставалось лишь украсть.
  • Тайная симпатия. Бывает так, что застенчивый парень влюблен, но своих чувств открыто показать так и не решается.
  • Игровой стиль похищения. Возлюбленные имитируют похищение, на самом деле испытывая друг к другу вполне серьезные чувства.
  • Зародилась глубокая любовь между парнем и девушкой. Но одно из семейств или сразу два клана выступают против бракосочетания. Этот случай — наиболее распространенный и вполне соответствует древней традиции.
  • Предстоящий брак девушки против ее воли. Если просватанная за другого невеста имеет возлюбленного, то как настоящий джигит, он непременно похитит ее, чтобы не отдать противнику. При этом семьи навсегда будут враждовать, а возможно, и примирятся со временем.

Трудно понять традицию кражи новобрачной на Кавказе, будучи представителем другой национальности. У коренных жителей гор свои соображения насчет древнего обычая, которые переплетаются с исторически сложившимися устоями. Так, юные девушки могут справедливо полагать, что только пылко любящее сердце способно на столь экстремальный поступок, поэтому одобряют дикую традицию. Тем более что нередки случаи, когда молодой человек всю жизнь страдает с навязанной родителями невестой, которая тоже не питает к нему истинных чувств. А разводиться по законам гор не принято и в настоящее время.

В целом, подобные браки не всегда трагичны, часто со временем кража невесты на Кавказе завершается счастливой семейной жизнью. Молодые потихоньку начинают уважать друг друга, а впоследствии и любить.

Описание процесса похищения невесты

Если молодой джигит все же решился на рискованный шаг, обычно его семья оказывает необходимую поддержку. В стародавние времена жених прилетал на гнедой масти лошади, накидывал на любимую покрывало, перекидывал ее через седло и был таков. На сегодняшний день продвинутые горцы предпочитают более надежное средство похищения — авто. Для этого жертву подкарауливают, и выбрав самый подходящий момент, когда она в одиночестве, быстро заталкивают через дверцу в машину.

Далее невесту необходимо надежно спрятать. Чаще всего для этого выбирают отчий дом парня. Если избранница проводит там ночь, назад пути ей уже нет. Ночь вне родительского дома для кавказской девушки — страшный несмываемый позор. Барышня стоит перед дилеммой, остаться навсегда старой девой с клеймом позора или согласиться на замужество с похитителем. Другим вариантом спасения может стать только побег до наступления полуночи.

После ночи в чужом доме девушке предстоит сделать выбор: брак с похитителем или категорический отказ. Причем кража невесты на Кавказе предполагает все же получить вынужденное согласие от родителей, которым легче смириться, чем принять опозоренную дочь. Если невеста говорит «да», жениху волей-неволей приходится просить прощение и благословение у родственников девушки. Следуя древним устоям, мать и отец невесты показывают, что оскорблены и официального благословения не дают. Прощение происходит значительно позже, зачастую через годы, с рождением ребенка.

Невзирая на традиции предков, власти Кавказа не считают этот обычай обыденным и невинным. Нередко девушки получают тяжелую душевную травму, теряют ориентиры в жизни, иногда случаются суициды. Современные родители, не желающие покоряться жестоким устоям, могут подать на похитителя в суд. Правоохранительные органы принимают сторону жертвы, после чего жених может получить серьезный срок заключения. В случае отказа от искового заявления свадьба состоится, а обвинения аннулируются.

Возможные финалы таких историй

Нельзя сказать, какое продолжение или тем более финал ожидает подобные браки. Иногда молодая жена может смириться, присмотреться к мужу и даже полюбить его. А случается, что у девушки есть свой тайный фаворит в сердце, и это явно не супруг. Тогда её жизнь навсегда станет полной страданий и тайных слез. Бывает и так, что влюбленные парни, поддавшись минутному порыву, и не найдя ответных чувств, тоже пресыщаются предметом любви.

Happy End

Счастливый финал кражи невесты возможен в том случае, если она жаждет этого брака всей душой, но по каким-то причинам не может осуществить свою мечту. Тогда любви покоряются все разумные доводы, а родители со временем прощают детей. Семья становится обычной, история похищения постепенно забывается.

Позор невесты и вражда между кланами

Проведенная ночь в обители жениха иной раз не покоряет строптивицу, невеста и родители отвечают отказом. Вся семья неудачливого жениха уговаривает девушку, порой в течение недели. Но родители приезжают за своим ребенком и увозят домой. Девушка получает статус опозоренной, и этот факт становится причиной непримиримой вражды между двумя семействами. Иногда происходят кровавые драмы с участием братьев, дядей невесты. Поэтому многие несчастные девушки предпочитают решить дело миром, не желая крови близких, и все-таки соглашаются на бракосочетание.

Уголовное преследование

Молодым людям следует помнить, что их прихоть уголовно наказуема, порицается властями, религиозными лидерами и шариатом. По исковому заявлению девушки и родителей своенравному жениху может грозить срок заключения до 15 лет.

Случаи, когда кража является оправданной

В отдельно взятых ситуациях кража невесты может оправдаться смягчающими обстоятельствами. Например, если есть полное согласие влюбленной девушки. Это тот случай, когда предрассудки родителей разлучают молодые сердца, и им остается единственный выход — инсценировать похищение.

Еще одна ситуация связана с наличием в семье большого количества девушек. Часто младшие дочери вынуждены ждать старших, чтобы выйти замуж за полюбившегося джигита. Поэтому похищение одобряется родителями, которые еще и всячески способствуют соединению сердец.

Старинный обычай – похищение избранницы на Кавказе очень популярен. Современному цивилизованному человеку сложно понять и принять сей факт. Гражданские власти, духовные лидеры, старейшины, с одной стороны, выступают за отказ от древнего наследия горцев, с другой стороны, кража приглянувшейся невесты на Кавказе вновь набирает популярность среди молодежи. Каково это – выйти замуж за человека, которого зачастую даже не видела? Чем заканчиваются подобные истории? Попробуем разобраться в тонкостях кавказской свадьбы.

В каких случаях происходит кража невесты?

История происхождения традиции стара как мир. Согласно летописям, историческим трактатам славянские народы, древние римляне, народы востока таким способом издавна выбирали себе вторую половинку. Подтверждением служит и библейская книга судей, повествующая о возобновлении рода Вениаминова путем похищения девиц Израилевых. Но, оставим дела давно минувших дней.

С развитием общества, прогрессом социальной, культурной жизни женщины получили равные с мужчинами права. Но ряд обычаев, традиций остался прежним. Насколько хороши или плохи они – судить сложно. Стать женой малознакомого человека по чьей-то прихоти? А может по большой любви? Многие считают такую «практику» уголовно наказуемой, а сам обычай – варварским. Как ни странно, народы Кавказа как мужчины, так и женщины, поддерживают принятые традиции. В каких случаях парни прибегают к краже невесты на Кавказе?

  1. Как способ решения финансовых проблем: похищение на Кавказе позволяет решить вопрос с выплатой калыма родителям за дочь.
  2. Социальный статус жениха намного ниже, чем у избранницы. Понимая, что семья девушки не даст согласия на брак, организовывается похищение невесты.
  3. Очень распространенный вариант: приглянулась будущая невеста. Избранница часто не подозревает о планах будущего супруга. Этот способ добиться благосклонности девушки не всегда заканчивается печально: во многих семьях Кавказа царит любовь и гармония.
  4. Самый приятный для обеих сторон случай – по взаимной договоренности. Когда девушка и парень любят друг друга, но, в силу определенных обстоятельств, не могут пожениться. Причины могут быть разнообразные:
  • Молодой парень и девушка питают симпатию друг к другу, а семьи настроены против этого брака. Кража избранницы на Кавказе в этом случае дань традиции.
  • Когда семья девушки настаивает на свадьбе с нелюбимым человеком, тогда как ее сердце отдано другому. Истинный джигит не позволит своей избраннице страдать в ненавистном браке и похитит любимую, а родители вынуждены будут согласиться с выбором дочери.

Принятые обычаи народов Кавказа сложно рассматривать отдельно от существующих исторических традиций. Очень многие девушки считают, что только похищением истинные кавказцы подчеркивают силу чувств и серьезность намерений. Молодые парни, в свою очередь, приходят к выводу, что лучше встретить девушку своей мечты, проявляющую к ним благосклонность, чем жить с человеком, втайне ненавидящим супруга.

Описание процесса похищения невесты

Как происходит процесс похищения избранницы? Помощь в краже девушки на Кавказе обычно оказывает семья жениха, родители, друзья. Старинные легенды гласят, что истинный джигит похищает будущую супругу на коне, перекидывает ее через седло и увозит в неизвестном направлении. В настоящее время роль лошади исполняет железный конь – автомобиль. Выбрав нужный момент, когда девушка остается одна, к ней подъезжает авто, открываются двери и один или несколько молодых людей похищают невесту, скрываясь в машине с места происшествия.

Затем девушку прячут дома у родителей жениха, заставляя провести там ночь. Ведь по традициям восточных народов, если незамужняя женщина не пришла ночевать домой, она считается опозоренной. Дальнейшая личная судьба ее очень сложна – никто не захочет выбрать «нечистую» невесту в жены. Вот и приходиться похищенным девушкам давать согласие сыграть свадьбу, чтобы не опозорить свой род. Одним из способов спасти честь, избежать брака для девушки является следующий обычай: убежать из-под стражи до наступления рассвета.

Проведя ночь под одной крышей с похитителем, избранница делает выбор: соглашается вступить в брак или наотрез отказывается, что может привести к разжиганию вражды между семьями. Наличие сексуальной связи этой ночью не является решающим. Давая согласие на свадьбу, невеста и жених отправляются к ее родителям просить благословения. Последние, по традиции, отказывают в нем молодым. После рождения первенца, родители меняют мнение и принимают зятя в семью.

Официальная позиция религиозных лидеров, старейшин Кавказа заключается в том, что кража невесты не метод для создания семьи. Негативное душевное состояние похищенной девушки, зачастую очень юной, может привести к непоправимым последствиям, вплоть до самоубийства. Законодательство также стоит на страже интересов женщин. На основании обращения родителей на похитителя открывается уголовное дело. Если в дальнейшем семья похищенной отзывает заявление о краже, решая все полюбовно, а девушка соглашается на брак, претензии со стороны закона снимаются.

Возможные финалы таких историй

Многие молодые парни, решаясь на похищение невесты, не подозревают о возможных последствиях. Отлично, когда финалом такого способа создания семьи становится счастливый брак. Гораздо плачевнее, если молодая девушка вынуждена покориться воле похитителя, выйдя за него замуж. Вариантов дальнейшей жизни не много: либо «стерпится – слюбится» или же несчастная всю жизнь будет тихо ненавидеть супруга. Бывают случаи похуже, когда горячий парень с Кавказа, «наигравшись», охладевает к избраннице. К чему приводят обычаи похищения невест?

Happy End

Испытывая нежные чувства к молодому человеку, красавица Кавказа по различным причинам может не иметь возможности выйти за него замуж: возражения семьи, незамужняя старшая сестра, несоответствие положения жениха и невесты. Тогда, похищение невесты зачастую заканчивается счастливым финалом: молодые вступают в брак как бы против воли родителей невесты, но после рождения ребенка, испросив вновь благословения, получают прощение. Случай с кражей остается в прошлом, молодая семья, согласно обычаям, признается родителями девушки.

Позор невесты и вражда между кланами

Традиции кражи предполагают удержание невест хотя бы одну ночь в доме похитителя или родных. Все это время избранницу уговаривают выйти замуж за похитителя, демонстрируя его особые качества: смелость, богатство, положение в обществе. Нередки случаи, когда проходит несколько дней уговоров, а девушка отвечает отказом. Тогда родители забирают девушку домой, не обращая внимания на предрассудки. Иногда непокорную невесту отпускает домой сам жених, предпочитая найти кого-нибудь менее строптивого.

Похищение дочерей – позор и неуважение для семьи невесты. Результатом становится семейная вражда между кланами, доходящая до кровавых разборок и мести. Тяжелее всего переживают происходящее непосредственные участницы событий, решая сложнейшую дилемму: вступить в брак с нелюбимым парнем или позор на всю оставшуюся жизнь. Молодые девушки не хотят становиться причиной родовой ненависти, вражды. Вот и выходят замуж вынужденно. Замечательно, если мужем окажется добрый человек, который со временем завоюет любовь и нежность супруги.

Уголовное преследование

Власти, духовные лидеры Кавказа стараются повлиять на ситуацию: по законам государства, согласно законам шариата похищение невесты, насилие психологическое, тем более физическое – недопустимы. Уголовным кодексом предусмотрены статьи за похищение людей. Родные девушки обращаются с заявлением в полицию, а похитителю и его сообщникам, при наличии доказательной базы, грозит арест и лишение свободы сроком от 5 до 15 лет.

Случаи, когда кража является оправданной

Оправдать похищение юной красавицы на Кавказе возможно в отдельных случаях:

  • Когда крадут невесту с ее согласия. Непринятие родителями жениха/невесты, отличия социального положения – не повод разлучать влюбленных. Похищение невесты в этом случае – вынужденная мера.
  • Когда в семье есть незамужние старшие сестры, младшие ожидают своей очереди выйти замуж. Тогда разыгрывается «спектакль» похищения младшей, чтобы соблюсти старинные обычаи, традиции. Часто это происходит непросто с согласия родителей невесты, а при их непосредственном участии.

Видео: кража невесты в национальных костюмах

Как сыграть свадьбу в лучших традициях Востока? Соблюдение старинных обычаев для современной молодежи Кавказа зачастую – дань уважения предкам. В мегаполисах, крупных городах молодые люди воспринимают похищение любимой девушки как театрализованное представление. Флаги рода или клана на капоте автомобиля символизируют чистоту намерений, а кража становится доказательством серьезности чувств кавказцев. Избранница счастлива, ведь ради нее молодой человек решился на похищение. Как происходит кража невесты по взаимному согласию на Кавказе? Посмотрите наш видеоролик.