2 года свадьбы какая свадьба что подарить мужу. Бумажная свадьба

Когда начинающий фотограф вступает на тернистый путь познания фотографии он сталкивается с широким выбором аксессуаров и гаджетов для фото. С одной стороны, имеющегося фотоаппарата и объектива достаточно для изучения фото, но с другой стороны – непонимание и вера во всесильность всяческих фото-приблуд заставляют молодого фотографа приобретать много не нужных вещей!Отсюда необдуманная покупка защитных фильтров, дешевых объективов с ненужными фотографу фокусными расстояниями...

Часто в этот круг необдуманных покупок попадает штатив! Он, как признак настоящего профессионала, призван несоизмеримо поднять авторитет фотолюбителя в глазах друзей и дать надежду на более качественные снимки в будущем. Думаете я преувеличиваю?!? В реальности большинство фотолюбителей не только не знают, зачем нужен штатив, но и используют его крайне редко (если вообще используют). Какой штатив лучше? Тот, который отвечает потребностям фотографа. Полезно разобраться в вопросе выбора штатива и тем, кто собирается сделать подарок фотографу: он несомненно оценит обдуманный выбор.

Зачем нужен штатив

Штатив для фотоаппарата прежде всего необходим в случаях, когда съемка ведется на длительных выдержках (вечернее и ночное время) и фотографии с рук получаются размытыми. Иногда штативы используют в студийной съемке и при съемке предметов, сцен и предназначены для закрепления фотоаппарата в одном положении относительно объекта съемки.

Вес штатива

Первым и определяющим фактором при выборе штатива является уровень активности фотографа. Для зашкаливающей активности с походами в горы, пешими турами по Европам, ночным городским вылазкам ключевую роль приобретает вес этого устройства и компактность в сложенном состоянии – нужен штатив для путешествий! Если фотолюбитель путешествует на личном автомобиле и рассчитывает пользоваться штативом от случая к случаю - вес отходит на второй план, уступая место другим немаловажным параметрам!

Чем тяжелее штатив, тем более он устойчив при использовании, но не факт, что прочнее и надежнее. В высоком ценовом диапазоне используются современные высокотехнологичные материалы, устойчивые к высоким нагрузкам и отличающиеся малым весом, потому могут быть легкими и очень прочными.

Грузоподъемность

Грузоподъемность говорит о том, какой тяжести фотоаппарат может выдержать штатив. Если у вас зеркалка (600 гр.), теле-объектив (типа 70-200мм - 1,5кг.) и вспышка (250гр.), покупать штатив с максимальной допустимой массой в 1,5 кг будет бессмысленно, он просто не выдержит имеющуюся технику.

Максимальная высота в разложенном виде

Этот показатель может быть важен, если предполагается работа со штативом какое-то длительное время - в полусогнутом виде даже любимое занятие может быстро надоесть. Высокие штативы (более 1,5 метра) больше подойдут для городских съемок, поскольку превышают высоту большинства заборчиков. Но нужно учесть, что чем выше штатив в разложенном виде, тем менее компактен он будет в сложенном! Кроме того, из-за высокого расположения центра тяжести высокие штативы очень неустойчивы и нужно очень внимательно следить за техникой на нем! Кстати, у некоторых штативов при высоте более 1,5 метра снизу есть крючок, к которому прикрепляют груз для обеспечения устойчивости (например, ту же сумку) - это несомненный плюс для легких штативов.

Минимальная высота установки фотоаппарата или штатив для макросъемки

Минимальная высота тоже важна, если предполагается фотографировать с нижних ракурсов (от земли). К сожалению, нет полностью универсальных штативов и наличие одних нужных показателей часто исключает другие. Если нужна и максимальная и минимальная высота, обратите внимание на штативы с обратной складкой, т.е. когда «ноги» выворачиваются вверх и фотоаппарат оказывается закрепленным под штативом в перевернутом состоянии.

Габариты в сложенном состоянии

Компактность в сложенном виде - немаловажный фактор, особенно если фотограф из числа активных и будет носить штатив постоянно с собой. Важна не только длина, но и ширина (величина). Габариты в сложенном виде сильно зависят от показателя максимального и минимального размера в разложенном виде и грузоподъемности: зачастую чем шире эти показатели, тем больше габариты. Стоит также обратить внимание на количество колен у штатива: 3-4 будет в самый раз.

Качество производства

Качество исполнения напрямую зависит от цены и производителя. Важно проверить надежность закрепления колен в разложенном виде, качество пластика и крепление его к металлической конструкции штатива: в закрепленном положении колено не должно проскальзывать или пошатываться.

Лапки для штатива

Прорезиненные основы ног (лапки штатива) позволят добиться большей устойчивости на скользких поверхностях, а жесткий пластик на лапках советую отвергать сразу! В продаже встречаются накладные лапки для штатива или их можно сделать самому.

Голова для штатива

Если вы спросите у профессионала, что самое важное для него в штативе, то наверняка получите ответ: «голова». Не в том смысле, что «думать надо» (хотя для любителя, приобретающего штатив, это тоже правильный ответ:-))! «Голова» штатива - это поворотный механизм управления положением фотоаппарата относительно штатива. Ее возможности и характеристики очень существенно влияют на цену. Я этот пункт рассматриваю в последнюю очередь намеренно, поскольку особенности «голов» для задач начинающего фотографа не принципиальны! При выборе проверьте «голову» штатива на плавность хода, углы наклона, удобство управления и надежность закрепления без лишних усилий. В остальном возможности «голов» известных производителей подойдут для реализации творческих задумок любого начинающего фотографа без всяких оговорок.

Какой штатив купить

Человеку, который толком не знает, зачем ему штатив, я рекомендую покупать максимально легкий и пригодный для имеющегося фотоаппарата в плане грузоподъемности, высотой 1-1.3 метра в разложенном виде.

Производители штативов и сколько стоит штатив для фотоаппарата

Есть настольные штативы (совсем небольшие) по 300-500 рублей, встречаются универсальные штативы непонятных марок по около 1000 рублей и т.д. Но я советую обратиться к заслужившим доверие производителям, соотношение цены и качества у которых будет совсем на другом уровне!

Штативы «Manfrotto» заслуженно уважаемы, но чересчур большая накрутка за брэнд. Это верхний ценовой диапазон и обычный штатив обойдется в 5-7 тыс. рублей. Рассчитаны они на профессионалов, которые знают, что хотят от штатива. Взяв такой штатив, начинающий фотограф не приобретет образа профессионала, а вот ощутить какие-то специфические особенности вполне может. Это как покупка горных лыж: можно купить дорогие лыжи с ботинками для профи, но вместо наслаждения почти гарантированы травмы в связи со спецификой.

У меня штатив «Slik» - не самый лучший и достаточно тяжелый, но мне дарили его в 2003 и другой особо не требовался, поскольку пользуюсь я им исключительно редко. Кстати, новые штативы «Slik» по соотношению показателей очень удачное решение: такой качественный и универсальный штатив стоит 3-4 тыс. рублей.

Крепление фотоаппарата к штативу

Стоит отметить, что платформа, которая прикручивается к фотоаппарату, имеет стандартную резьбу и подходит к любому современному зеркальному фотоаппарату. Поэтому выбирать штатив для фотоаппарата конкретной марки или типа фотоаппарата (штатив для фотоаппарата Canon, штатив для Nikon, штатив для зеркалки) не нужно. Определитесь с параметрами и будьте уверены, крепление фотоаппарата к штативу универсально.

Какой штатив выбрать

Производителей штативов очень большое количество, но перед тем как покупать китайский креатив или дорогущий профессиональный прибор задумайтесь о его дальнейшей судьбе. Конечно, вывод по покупке штатива каждый фотолюбитель сделает сам, но я посоветую вместо покупки штатива обратить внимание на внешнюю вспышку, качественный рюкзак, удобный полусинтетический ремень, т.е. на аксессуары фотографа, которые принесут в разы больше удовольствия и пользы от использования.

Зачем начинающему фотографу штатив

Вопрос далеко не однозначный не смотря на то, что большинство фотографов приобретают штатив в первую очередь. Конечно, если в приоритете стоит съемка ночного города или предметная съемка, тогда потребность в хорошом штативе абсолютно понятна.

Есть ли у Вас штатив и как часто пользуетесь им? Нужен ли штатив начинающему фотографу?

Понравилось? Подписывайтесь на мой инстаграм: Красивые фото, бесплатные фотосеты, обучение фото и оперативные ответы на ваши вопросы.

В магазинах продается большое количество приспособлений, которые могут пригодиться при съемке. Они позволяют облегчить процесс создания видеоматериалов. Штатив для видеокамеры является удобным устройством, удерживающим технику. Приспособление позволит выполнять снимки при сложном освещении. Подробности о нем представлены в статье.

Назначение

Зачем нужен штатив для видеокамеры? Его назначение заключается в следующем:

  1. Сохраняется неподвижность камеры, что увеличивает резкость и четкость изображений при сложном освещении.
  2. Камера разгружается, если применяются тяжелые объективы.
  3. Повышается качество изображения.
  4. Появляется максимально точная компоновка кадра.
  5. Может выполняться съемка HDR и панорамные снимки, которым нужно точное кадрирование.
  6. Применяется для астрофотографии: съемки звезд, луны. Также приспособление нужно для создания ландшафтной, архитектурной фотографии.
  7. Выполняются автопортреты с использованием таймера автоспуска затвора.
  8. Может выполняться макросъемка.
  9. Устанавливается фотооборудование: вспышки, отражатели.
  10. Снимаются сложные и недоступные для съемки ракурсы.
  11. Создается видео.

Учитывая эти функции, штатив для видеокамеры будет удобным приспособлением. С ним получаются качественные видео и снимки.

Устройство

Как устроен штатив для фото- и видеокамеры? В нем есть следующие части:

  1. Ноги. Обычно их создают из алюминия, базальта, стали, углеродного волокна.
  2. Головка - элемент предназначен для крепления камеры или объективов. Есть различные типы головок, но самыми востребованными являются шаровые и панорамные.
  3. Центральная колонна - является отдельной стойкой, которая проходит через центр. Она измеряет высоту приспособления.
  4. Подошва ног. У качественных приспособлений в комплекте есть сменные подошвы для применения внутри и вне помещений.

У экономных моделей могут быть ноги со съемными подошвами, несъемной головкой, а в редких случаях с центральной колонной. Профессиональный штатив для видеокамеры обычно оснащен модульной системой и сменными подошвами ног. Последние изделия обычно более дорогие.

Недостатки приспособления

Штативы для видеокамеры позволяют получать качественные результаты работы. Но у них есть и минусы:

  1. Большой вес. Хотя продаются приспособления из углеродного волокна, но после установки головки система становится тяжелой.
  2. Неудобство. Каким бы приспособление ни было компактным, все равно оно занимает много места, поэтому брать с собой его неудобно.
  3. Трудность применения в местах скопления большого количества людей.
  4. Высокая цена. Качественные штативы стоят от 1000 долларов.
  5. Установка, настройка занимают время.
  6. Есть риск повреждения камеры и объектива, если нет навыков работы.

Что следует учитывать при выборе?

Многие фотографы предпочитают штатив для видеокамеры Sony. При этом не все имеют представление, как правильно выбрать устройство. Следует учитывать такие нюансы:

  1. Максимальная нагрузка. Многие выбирают показатель в пару килограмм, но такое приспособление не используется для тяжелых DSLR-камер. С таким устройством можно повредить камеру. Следует выбирать такое, что выдерживает в 1,5 раза больше, чем вес камеры и самого тяжелого объектива. Нагрузку увеличивает использование вспышки или батарейной ручки.
  2. Высота. Необходимо выбирать приспособление по своему росту, чтобы было удобно снимать. После установки видоискатель должен быть у глаз.
  3. Вес и конструкция. Самыми легкими считаются карбоновые - это прочный материал, который не портится от коррозии. Но у него есть и минус - высокая стоимость. Другим востребованными материалом считается алюминий. Может использоваться и нержавеющая сталь, но она предназначена для видеотехники и очень тяжела для применения вне студии.
  4. Ноги бывают трубчатыми и нетрубчатыми.
  5. Подошва. У современных моделей могут быть подошвы ног для разных случаев - их накручивают на нижнюю часть. Эти детали бывают резиновыми или пластиковыми - для помещений, с шипами из металла - для применения вне помещений.
  6. Центральная колонна. В некоторых устройствах есть этот элемент, с которым можно увеличивать или уменьшать высоту штатива.
  7. Штативная головка. Эта деталь требуется для качественной фиксации и плавного движения камеры. У штативов модульной системы нет головок, поэтому их надо купить отдельно.
  8. Быстросъемная площадка. У каждой современной DSLR-камеры есть резьба внизу корпуса, которая нужна для крепления камеры.
  9. Устойчивость. Массивность не является признаком устойчивости. От этого параметра зависит надежность установки камеры.

Какой штатив приобрести?

Востребован штатив для Только при знании критериев выбора получится приобрести качественное приспособление. Какое устройство лучше выбрать? Сначала нужно рассмотреть дешевые варианты. Такие приспособления подойдут для установки первой зеркалки. Их стоимость будет около 75-150 долларов, что действительно соответствует товару начального уровня.

Со временем можно приобрести большой и тяжелый объектив, а это увеличивает нагрузку на штатив. В этом случае потребуется прочное и устойчивое приспособление. Лучшим выбором будет устройство с шаровой головкой по цене 300-500 долларов.

Если же хочется сразу приобрести качественное изделие, то лучше выбирать из профессиональных моделей. Они качественные, надежные, к тому же прослужат намного дольше, хотя за это и придется переплатить.

Вывод

Таким образом, покупка штатива является ответственным делом, если приходится часто использовать видеокамеру. Нужно внимательно отнестись к этому вопросу, и тогда в дальнейшем не придется снова приобретать надежное приспособление.

Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, рано или поздно перед вами встанет необходимость покупки штатива. Ведь без штатива невозможна качественная съемка природы, архитектуры или предметов. Но выбрать подходящий именно вам штатив непросто – существуют сотни моделей штативов, а цены на них варьируются от 2000 до 70 000 рублей. Можно, конечно, понадеяться на профессионализм и порядочность продавца и спросить совета у него.

Штатив представляет собой треногу (часто штативом называется сама тренога) и заменяемую штативную головку с площадкой. В более простой конструкции эти элементы соединены воедино и неразборны.

Главное в штативе – это ноги. Это могут быть три ноги или одна, называются они соответственно – тренога или монопод. Как правило, большей популярностью пользуются треноги, так как моноподы используются в основном в репортажной и спортивной съемке.

Штатив состоит из ног, распорок, фиксаторов и центральной штанги. Самое главное в ногах штатива – это количество секций и крепления. Чаще всего треноги состоят из трех секций, реже из четырех, чем больше секций, тем более устойчив штатив.

Распорки делают конструкцию устойчивее, но при этом лишают возможности расставить ноги широко. Как правило, распорки есть у бюджетных моделей.

Центральная штанга двигается вертикально, позволяя точно установить высоту камеры. Это намного удобнее, чем подгонять каждую из трех ног к нужной высоте. Но чем выше штанга, тем больше амплитуда колебаний камеры, поэтому желательно не поднимать до максимума центральную штангу.

Под центральной штангой бывает небольшой крюк. Он позволят прикрепить к штанге груз, который будет тушить колебания штатива и сделает его более устойчивым.

Штативная головка

Штативные головы отличаются конструкцией и, соответственно, назначением. Головы бывают двух типов: 3D и шаровые. Их легко отличить – у 3D больше ручек управления.

3D-голова

Каждая ручка 3D-головки вращает камеру в определенной плоскости: по вертикали, горизонтали и вокруг своей оси. Так же в 3D-головках есть возможность повернуть камеру на 90 градусов для съемки вертикальных кадров. Плюсы такого управления очевидны: возможность ориентировать камеру только в одной плоскости, оставляя положение в других плоскостях без изменений. Минус в том, что ориентация в трех плоскостях занимает время.

Шаровая голова

В основе конструкции шаровой головки – шарнир.

На нем закреплена площадка с камерой, вращающаяся во всех плоскостях. Сама шаровая головка, напротив, имеет один рычаг, фиксирующий выбранное положение. Таким образом, для полной переориентации камеры достаточно повернуть камеру вручную и закрепить положение. Самый большой минус площадки – она не позволяет делать панорамные кадры и изменять положение камеры только в одной плоскости.

Площадка для крепления камеры

Площадка устанавливается на штативную головку. Основное её назначение – быстрое и надежное крепление камеры.

В площадку часто встраивают пузырьковые уровни для того, чтобы можно было ровно установить камеру, что особенно ценно для панорам, съемки пейзажа и архитектуры.

Для действительно качественной съемки панорам необходима панорамная головка. Используя ее, вы сможете избежать проблем при сшивке панорамных кадров. Дело в том, что при съемке панорам с обычной головкой камера вращается вокруг гнезда штатива. От этого возникают проблемы «состыковки» кадров, вызываемые параллаксом. На панорамной же головке фотоаппарат вращается вокруг нодальной точки объектива, что позволяет избежать искажений.

Материал штатива

В бюджетных штативах основной материал – пластик, из него делают ручки, площадки, головы и фиксаторы. Но пластик бывает разный, и в бюджетном случае это скрипучий материал, который достаточно сильно люфтит (это когда ты вроде затянул все рычаги, а площадка все равно немного пошатывается). Для изготовления ног штатива используют алюминий. Такие штативы достаточно легкие и дешевые. И основную свою функцию они выполняют нормально.

Профессиональные штативы делают из титана, магния или углепластика (карбона), который не уступает по прочности алюминию, но более легкий. В таких штативах так же используют пластик. Этот пластик более качественный и долговечный. И если вы закрепите площадку, то она не то, что люфтить не будет, вы ее на миллиметр сдвинуть не сможете.

Выбор штатива

Теперь, когда вы знаете конструкцию штатива, можно приступать к выбору модели, которая подойдет именно вам.

При выборе штатива определите для себя три главные вещи:

  • Покупайте штатив с расчетом на необходимую вам нагрузку. Если вы хотите использовать на штативе крупногабаритную камеру с телеобъективом, вам нужен соответствующий штатив. Как правило, штативы бывают трех видов нагрузки: с максимальной нагрузкой до 3,5 кг, от 3,5 до 6 кг, и от 6 кг и более.
  • Подумайте, насколько часто вам нужно использовать штатив. Если вы собираетесь использовать его регулярно, одим из важнейших критериев вашего выбора должна быть надежность.
  • Решите, какие именно функции штатива вам действительно нужны и, исходя из этого, выбирайте подходящую по функционалу модель.

Ниже примеры штативов для разных задач.

Штатив для смартфона и компактной камеры

Основная цель такого штатива – помочь вам сделать ночную или панорамную фотографию, используя как упор стол, перила и любые другие предметы, которые есть под рукой. Главное его качество – это компактность и малый вес. Таких штативов достаточно много на рынке.

Самый лучший выбор – Rekam RT-M1

Эконом-класс

Такой штатив должен выдержать зеркальную камеру и дать возможность снимать панорамы. Плюс желательно иметь съемную площадку. Это вариант для тех, кто просто хочет иметь штатив «в комплекте», но не пользуется им настолько часто, что бы покупать серьезную модель.

Continent TR-A1

Полупрофессиональный штатив

В таком штативе сочетается надежнось, легкий вес и приемлемая цена. Если фотография – ваше хобби с потенциалом перерасти в профессию, вам нужен именно такой штатив.

Manfrotto Modo Tripod 785B

Benro A-300EX/BH-0

Профессиональный штатив

Профессиональный штатив сделан из высококачественный материалов и рассчитан на постоянное использование. Именно за надежность и удобство использования фотограф платит немалую цену такого штатива. Ведь для профессионального фотографа штатив – важный рабочий инструмент. Если вы часто работаете со штативом, а надежность и удобство использования для вас превыше всего, – обратите внимание на модели профессиональной направленности.

Manfrotto 190XPROB + шт.голова 804RC2

Benro Carbon Fiber C-series tripod C-258

В магазине

Итак, вы определились, штатив какого класса вам нужен, и пришли в фотомагазин. О чем следует помнить при выборе штатива:

  • Хорошие профессиональные и любительские штативы делают Manfrotto, Gitzo, Benro, Slik, Cullmann, а также Hama, Unomat, Soligor и Rekam.
  • Перед покупкой проверьте работоспособность всей конструкции штатива: разложите его и сложите, проверьте надежность зажимов и плавность хода секций ног штатива.
  • Убедитесь, что штатив подходит вам по высоте. Если штатив будет значительно выше или ниже вашего роста, это может вызвать серьезный дискомфорт при использовании.

Итог

Самая большая ошибка фотолюбителя – прийти в фотомагазин и накупить всего, что «может когда-нибудь пригодиться». Очень часто именно таким образом и покупаются штативы. А уже потом, когда штатив действительно пригодился, выясняется, что купить-то купили, да не то. Например, вам захотелось снять панораму, а штатив вы купили с шаровой головкой. Поэтому главное – решить для себя, какой штатив нужен именно вам. Ну а мы надеемся, что наша статья поможет вам определиться с выбором.

Фотоаппарат - это творческий инструмент с широчайшими возможностями. Однако во многих случаях его потенциал получится раскрыть только при использовании штатива. Длинные выдержки, ночная съёмка, создание тайм-лэпсов - для всего этого будет необходима жёсткая фиксация камеры. В этой статье мы поговорим о штативах: их устройстве и способах применения.

Зачем нужен штатив? Творческие приёмы, которые вы никогда не выполните без штатива

Штатив необходим для надёжной фиксации фотокамеры. Его применение позволяет получить резкие кадры. Чаще всего фиксация камеры необходима при съёмке на длительных выдержках. Когда фотограф держит камеру в руках, она, так или иначе, немного колеблется. С рук в нормальных условиях можно фотографировать при выдержках короче 1/60–1/30 с. Но часто необходимо использовать выдержки длиннее. Бывают случаи, когда съёмка ведётся на выдержках в несколько секунд или даже минут. Однако применение штатива не ограничивается съёмками на длинных выдержках. Давайте разберём подробнее, в каких ситуациях необходима фиксация камеры.

  • Пейзажная фотосъёмка. Пейзажи снимаются при естественном, порой очень скудном, освещении. Как правило, диафрагма при съёмке пейзажа закрыта для получения нужной глубины резкости , а устанавливается минимальным, чтобы не портить качество снимка шумами. Стало быть, выдержки для съёмки пейзажа часто будут требоваться весьма длинные.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F20, 6 с, 22.0 мм экв.

  • Ночная съёмка. Будь то или съёмка звёздного неба за городом, фотографировать мы будем на длительных выдержках, поэтому штатив будет незаменимым помощником. Исключение составит портретная или репортажная съёмка в ночном городе - штатив там необязателен просто потому, что при съёмке человека всё равно придётся выдержку укорачивать, иначе он смажется от собственных движений.

  • Размытие движения. Подчас фотографы специально удлиняют выдержку до нескольких десятков секунд для красивого размытия движущихся элементов снимка: воды, плывущих по небу облаков, «следов» от автомобильных фар, звёзд на небе и прочих движущихся объектов. Так фотограф может лучше передать динамику в кадре. Чаще всего этот приём применяется в пейзажной фотографии, но его с тем же успехом можно использовать и в других жанрах, даже в портретной фотографии.

  • Предметная съёмка с постоянным светом. Фотографируя предметы в помещении, мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и при пейзажной съёмке. Постоянное освещение, будь то комнатная люстра или специальный софит, не очень интенсивное, снимать часто требуется на закрытой диафрагме, при этом мы стремимся к тому, чтобы не повышать ISO. Эти же принципы справедливы и для съёмки предметов в технике световой кисти - для данного метода съёмки длинная выдержка необходима. Для качественной съёмки предметов с постоянным светом камеру фиксируют на штативе.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 100 с, 85.0 мм экв.

    Обеспечение постоянства ракурсов съёмки. Иногда штативом пользуются не для фиксации камеры на длинных выдержках, а для обеспечения постоянства ракурса съёмки, например, в предметной фотографии. Ведь часто фотографу требуется снять множество предметов (например, для каталога) с одного и того же ракурса. Также это актуально в салонах, где делают фотографии на документы. Фотокамера там, как правило, стоит на штативе и уже настроена для получения необходимых результатов.

    Съёмка с применением супертелеобъективов. Чем больше фокусное расстояние вашего объектива, тем сложнее им снимать с рук. Картинка в видоискателе при увеличении фокусного расстояния будет дрожать всё сильнее. Если со штатными объективами мы можем фотографировать с рук на выдержке около 1/60 с, то при съёмке на телеобъектив на таких выдержках картинка у нас получится почти наверняка смазанной. Что уж говорить о супертелеобъективах, ведь их фокусное расстояние может быть значительно больше 300 мм. Конечно, немного спасает ситуацию наличие в телеобъективе оптической стабилизации (у Nikon она называется «VR» - Vibration Reduction). Однако фотографы, снимающие супертелеобъективами, часто ставят фотоаппарат (точнее, объектив с прикреплённым к нему фотоаппаратом) на штатив, дабы свести к минимуму вибрацию оборудования. К тому же, телеобъективы могут быть очень тяжёлыми, так что длительные съёмки с рук с ними просто невозможны.

  • Съёмка тайм-лэпсов. Тайм-лэпс - это короткий видеоролик, составленный из снятых с определённым временным промежутком фотографий. Такой ролик демонстрирует развитие того или иного сюжета в ускоренном времени. Чтобы сделать тайм-лэпс, необходимо снять все кадры строго с одной точки, с одного ракурса. Следовательно, для такой съёмки штатив обязателен.
  • Съёмка видео. Штативом почти всегда пользуются при видеосъёмке, чтобы картинка на видео не «тряслась». Сегодня в видеосъёмке используются и другие системы стабилизации начиная с оптической стабилизации в объективах и заканчивая специальными ригами, моноподами и пр. Однако штатив по-прежнему очень часто используется при съёмке видео.

… Наверняка внимательный читатель сможет предложить и другие варианты применения штатива. Напишите о них в комментариях к этой статье!

Когда штатив не нужен?

Штатив будет лишним тогда, когда съёмка ведётся на коротких выдержках с быстрой сменой ракурсов. Например, портрет не получится снимать на длинных выдержках просто потому, что ваш герой смажется от собственных движений, даже если вы аппарат зафиксируете. В репортажной и свадебной фотосъёмке штатив тоже будет помехой и обузой.

Устройство штатива

Сразу отметим, что существует множество конструкций и видов штативов. Однако мы рассмотрим наиболее удобный, классический вариант штатива.

Штативные ноги - это почти всегда тренога (очень редко встречаются четырёхногие штативы), которая позволяет штативу удерживать равновесие, держать фотокамеру на определённой высоте. Обычно ноги штатива имеют складную телескопическую конструкцию. Количество секций штативных ног варьируется от 2 до 5. Как правило, чем больше секций, тем компактнее штатив, но тем менее жёсткую фиксацию камеры он обеспечивает. Секции штатива фиксируются в разложенном виде с помощью резьбовых (цанговых) фиксаторов или эксцентриковых зажимов. Резьбовые (цанговые) фиксаторы довольно надёжны, но работа с ними не столь оперативна, как с эксцентриковыми зажимами. Однако пластиковые эксцентриковые зажимы могут лопнуть на морозе. Кроме того, на холоде они могут перестать надёжно фиксировать ноги и потребовать повторной настройки. Иногда на верхней секции ног есть накладка из пористого материала-утеплителя - она нужна для комфорта работы со штативом в мороз.

Крестовина - это узел, на котором закреплены ноги и центральная колонна. От качества крестовины во многом зависит то, насколько жёстко штатив будет фиксировать аппаратуру. Поэтому штативы с пластиковой крестовиной будут не лучшим выбором, тогда как металлические крестовины обычно надёжны. К центральной колонне крепится штативная головка. Благодаря ей удобно корректировать высоту съёмки, выдвигая её вверх или опуская. Отметим, что в некоторых моделях штативов центральная колонна отсутствует, а для более жёсткой фиксации штативная головка крепится напрямую к крестовине. Штативная головка - очень важный и сложный узел в современном штативе. Она используется для точной настройки ракурса съёмки. Штативные головки бывают разных видов:

  • Шаровые головки имеют в своей конструкции шаровой механизм, позволяющий одним движением руки менять положение фотокамеры во всех плоскостях. Такие головки оптимизируют работу с камерой и довольно компактны. В продвинутых моделях шаровых головок представлена функция регулировки камеры по горизонтали, а также фрикционный механизм, позволяющий «зажать» камеру таким образом, чтобы её в любой момент можно было подвинуть рукой, не откручивая никаких зажимов. На штативах продвинутого уровня шаровые головки можно встретить чаще других.
  • Трёхпозиционные (3D) головки снабжены ручками-зажимами, каждая из которых регулирует головку в той или иной плоскости. Такие головки, как правило, проще и дешевле. Однако регулировать ракурс съёмки на них сложнее и дольше, чем на шаровой головке. Трёхпозиционные головки можно часто встретить на бюджетных моделях штативов.

Помимо двух основных видов штативных головок, существует множество других специализированных или просто экзотических вариантов. К примеру, панорамные головки облегчают склейку панорам, макроголовки позволяют очень точно выверять ракурс съёмки. Существуют специальные головки для видеосъёмки, не позволяющие делать вертикальные кадры, однако более удобные при работе с видео за счёт плавного перемещения камеры.

На штативной головке, как правило, имеется быстросъёмная штативная площадка. Она прикручивается к фотокамере и позволяет одним движением зафиксировать аппарат на штативе и так же быстро его снять. Штативные площадки могут быть разных стандартов и размеров: разные производители создают свои уникальные штативные площадки. Впрочем, существует стандарт Arca-Swiss, которого некоторые производители стараются придерживаться. Стандартизация обеспечивает более широкий выбор аксессуаров для различных моделей штативных площадок.

Штативные площадки различных видов. В середине - площадка стандарта Arca-Swiss.

Сегодня получили распространение штативные площадки особой формы - так называемые L-plate. Они имеют Г-образную форму. Их использование значительно облегчает съёмку вертикальных кадров со штатива. Они совместимы со стандартом Arca-Swiss. Кроме того, облегая весь низ и левый бок камеры, они обеспечивают фотоаппарату определённую степень защиты от ударов. Бывают и универсальные модели L-plate, однако чаще они выпускаются отдельно под каждую модель фотокамер с учётом конструктивных особенностей.

Обратите внимание, что большинство серьёзных штативов имеют модульную конструкцию: их ноги с крестовиной и центральной штангой продаются отдельно, а головки - отдельно. На любые ноги можно установить любую головку. Это правило не распространяется только на самые экзотические модели штативов. Бюджетные же модели штативов имеют неразборную конструкцию. Следовательно, если на недорогом штативе вышли из строя ноги или головка, то его придётся просто выбросить. В разборном штативе можно обойтись лишь заменой одной детали.

Помимо штативов классической компоновки существует множество других вариантов. Однако они носят узкоспециализированный или даже сувенирный характер. Например, бывают карманные штативы, имеющие очень малую высоту, штативы с гибкими ногами, штативы на базе струбцины, которую можно на что-нибудь прикрутить, штативы на базе лыжных (треккинговых) палок и пр.

Чем заменить штатив?

Часто бывает, что хочется сделать снимок на длинной выдержке в темноте, а штатива нет, как и нет желания или возможности его приобрести. Творческая мысль скупого фотолюбителя нашла множество бытовых заменителей штатива. Рассмотрим некоторые из них.

  • Используем местность. Камеру всегда можно поставить на бордюр, ступени, перила. Почти всегда можно найти подобную опору для аппарата буквально под ногами. Однако не факт, что камера на этой опоре будет надёжно лежать и не упадёт. К тому же, такие опоры не всегда «дотягиваются» туда, где находится самая выгодная точка съёмки. Так что придётся смириться с не самым выгодным ракурсом съёмки и заваленным горизонтом.
  • Используем предметы быта. Стол, стул, стопка книг, перевёрнутый тазик - всё это может стать мобильной опорой для камеры. А стремянка - это уже почти настоящий штатив. Ставя предметы один на другой и подкладывая что-нибудь мелкое под камеру, мы сможем выбрать нужную высоту и ракурс съёмки.
  • Мешочек с крупой. Этот метод позаимствован у стрелков. Тканевый мешочек, плотно набитый крупой, удобен тем, что принимает форму предмета, который был на него установлен, и может этот предмет фиксировать. Таким образом, поставив камеру на мешочек с крупой, будет удобнее выбирать ракурс съёмки.

Попробовав все эти способы на практике, легко убедиться в том, что ни один из них не обеспечит жёсткой и надёжной фиксации аппарата. А многие из них вообще чреваты падением камеры. Итог применения этих способов обычно один - кадры смазаны, нервы потрачены, горизонт завален. Впрочем, это всё же лучше, чем ничего.

Характеристики штатива. Как выбрать подходящий штатив?

Итак, мы убедились, что бытовые и кустарные приспособления не заменят штатив. Пришло время подумать о выборе настоящего штатива. Они различаются по нескольким основным характеристикам.

  • Максимальная грузоподъёмность. От грузоподъёмности зависит, насколько надёжно штатив будет держать камеру. Максимальная грузоподъёмность всегда указана в технических характеристиках штатива. Обратите внимание, что характеристика грузоподъёмности есть и у ног штатива, и у его головки. Если вы покупаете их отдельно, убедитесь, что ноги и головка имеют одинаковую грузоподъёмность, иначе комплект будет несбалансированным. Производитель в этой характеристике указывает тот вес, под которым штатив просто не должен сломаться, и о качестве фиксации речь не идёт. Поэтому для надёжной и качественной работы стоит выбирать модель, чья максимальная грузоподъёмность в несколько раз больше, чем вес вашего аппарата с объективом. Не поленитесь и взвесьте свою фотокамеру с объективом на весах, а потом уже выбирайте штатив.

Комплект Nikon D750 + Nikon AF-S 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor имеет вес 2200 грамм. Для такого оборудования лучше использовать штатив с заявленной грузоподъёмностью более 10 кг. При этом для работы с телеобъективом особенно важно качество штативной головки, чтобы она надёжно держала объектив.

  • Максимальная и минимальная высота съёмки. Здесь не стоит гнаться за максимальной доступной высотой съёмки. Если вы не собираетесь пользоваться при съёмке стремянкой, лучше всего выбрать такой штатив, чтобы камера, будучи установленной на него, была на уровне ваших глаз. В этой характеристике, как правило, не учитывается то, что головка штатива и сама камера тоже будут иметь какую-то высоту, обычно учитывается лишь высота ног. Чтобы фотокамера оказалась на уровне глаз, верхняя часть штатива должна находиться на уровне вашей груди. Минимальная высота съёмки будет важна тем, кто любит снимать с нижних точек. Это особенно актуально для пейзажистов, ищущих интересные передние планы для своих кадров. И конечно, это важно для макросъёмки в полевых условиях. У продвинутых моделей штативов минимальная высота съёмки может составлять всего несколько сантиметров.
  • Вес штатива - краеугольный камень, о который бьются все фотографы, выбирая штатив. Ведь никому не хочется носить с собой лишние килограммы, при этом все хотят иметь максимально надёжный штатив. Вес штативов в среднем колеблется в пределах 0,5–5 кг. Чем больше вес, тем надёжнее, жёстче и грузоподъёмнее будет штатив. Безусловно, тяжёлые штативы менее компактны, их сложнее транспортировать. Но чем меньше вес штатива, тем более хлипким он окажется. Поэтому фотографам приходится идти на компромиссы. Минимальный вес штатива, способного выдержать любительскую зеркальную камеру - чуть более 1 кг. Чем больше вес вашего оборудования, тем тяжелее штатив вам понадобится.
  • Материал, из которого изготовлен штатив. Современные штативы, если не брать в расчёт сувенирную продукцию и подделки, изготавливаются либо из алюминиевых сплавов, либо из углепластика (карбона). Карбоновые штативы намного дороже алюминиевых и имеют незначительно меньший вес. Обычно карбоновые штативы легче своих алюминиевых аналогов на 100–300 граммов. При этом карбон - материал довольно нежный, боящийся ударов, сильных нагрузок и морозов.

Главным критерием в выборе штатива будет то, как вы его собираетесь применять. Вы покупаете штатив для домашнего или студийного использования? Планируете перевозить штатив исключительно на авто? Тогда для вас вес штатива не имеет значения. Вы можете выбрать недорогой, тяжёлый, но надёжный алюминиевый штатив с высокой грузоподъёмностью.

Для использования длиннофокусной оптики штатив должен быть особенно надёжным. Для телеобъективов выбирайте штатив с повышенной грузоподъёмностью и качественной, надёжной головкой.

Вы покупаете штатив для путешествий? Тогда вес штатива для вас крайне важен. Как уже упоминалось, для любительской зеркалки с китовым объективом сегодня можно найти подходящие штативы весом чуть более 1 кг. Карбоновые штативы дороже, однако какого-то принципиального выигрыша в весе или качестве они не дадут.

«Настольный» штатив никогда не заменит полноценного штатива. Обычно настольные штативы носят характер подарочной продукции, не предназначенной для серьёзного использования. Маленький по высоте штатив будет очень сложно применять в большинстве ситуаций просто потому, что с ним вы не сможете выбрать подходящий ракурс для съёмки. На природе он будет утопать в траве, снегу или грязи вместе с камерой. Если вы хотите делать красивые снимки, то и силы на подъём полноценного штатива появятся. Иногда фотографы заносят штативы даже на вершину Эвереста.

Скупой платит дважды. Не гонитесь за дешевизной. Чудес не бывает, качественные материалы и соответствующее изготовление стоят определённых денег. Покупая дешёвый китайский штатив, готовьтесь к тому, что он не будет выполнять своих функций и, скорее всего, быстро сломается. Кроме того, у самых дешёвых штативов головка обычно изготовлена из пластика, поэтому она может сломаться под нагрузкой, и камера упадёт. Брать в путешествие такой штатив не следует, ведь он может сломаться где-то на полпути. Лучше всего выбирать продукцию хорошо зарекомендовавших себя брендов: Manfrotto, Sirui, Benro. Если есть финансовые возможности, можно рассмотреть штативы Gitzo, FLM.

Штатив как обувь: покупать через интернет опасно - вдруг не подойдёт. Лучше всего перед покупкой потрогать штатив руками. Достаточно ли он надёжен? Хорошо ли фиксирует фотоаппарат? Установив камеру на штатив, убедитесь в том, что штатив стоит жёстко, не шатаясь.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 22.0 мм экв.

  • Чтобы штатив хорошо выполнял функцию фиксации камеры, он должен быть надёжно и устойчиво установлен. Убедитесь, что ноги штатива расставлены достаточно широко, чтобы он не шатался на ветру. Обычно ноги штатива фиксируются будучи разложенными под нужным углом. У более продвинутых моделей ноги могут фиксироваться под разными углами. Ставьте штатив ровно. Так, чтобы его крестовина находилась в горизонтальном положении. Это обеспечит максимальную устойчивость и комфорт работы. Если штатив устанавливается на неровный грунт, одну ногу можно сделать длиннее, другую - короче, с учётом рельефа местности.
  • Если штатив побывал в грязи, песке или солёной воде, его нужно очистить от загрязнений. Следите за тем, чтобы песок не попадал в трубы штатива. Фиксаторы тоже должны содержаться в чистоте. Если не ухаживать за штативом, его составные части быстро расшатаются, и он придёт в негодность.
  • Всегда имейте при себе ключи-шестигранники для полевого ремонта штатива. Обычно необходимые ключи идут в комплекте со штативом.
  • Штативную площадку очень легко потерять, если не носить её на аппарате всё время. Плюс стандартных штативных площадок - приобрести новую взамен потерянной достаточно легко.
  • Классический совет: чтобы не трясти камеру на штативе в момент нажатия на кнопку спуска, включите на фотоаппарате автоспуск. Более выгодная альтернатива автоспуска - режим задержки экспозиции, присутствующий в старших моделях зеркалок Nikon (Nikon D7200, Nikon D750, Nikon D810). Даже при съёмке с автоспуском создаются вибрации от поднимающегося зеркала в фотокамере. В режиме задержки экспозиции сначала поднимается зеркало, затем таймер отсчитывает несколько секунд (время настраивает пользователь), а уже после этого тихонечко открывается затвор, без малейших вибраций камеры.

  • Чтобы не трясти камеру в момент съёмки, не держитесь за аппарат или штатив руками! Если вы боитесь, что камера упадёт со штатива в момент съёмки, придерживайте её за ремешок.
  • При съёмке со штатива удобно пользоваться пультом дистанционного управления.
  • Выдвигайте центральную колонну в максимально высокое положение только в крайнем случае, ведь в таком положении камера будет не так надёжно зафиксирована. Используйте центральную колонну лишь тогда, когда хочется добиться максимальной высоты съёмки.
  • Не переносите штатив с прикреплённой к нему камерой. Вы рискуете уронить камеру со штатива или что-нибудь ею задеть.

  • Если вы не хотите преждевременной поломки штатива, не опирайтесь на него во время ходьбы.
  • Чтобы при съёмке в сильный ветер сделать штатив устойчивее, на него можно подвесить какие-то тяжести. Например, фотосумку. Для этого во многих моделях предусмотрен специальный крючок в нижней части центральной колонны.