Безопасная дорога в доу. Проект по ПДД «Безопасная дорога» для детей старшей группы ДОУ

Цель: воспитывать у детей ответственность за сохранение своей жизни,

формировать устойчивую привычку выполнения правил дорожного движения.

Интеграция образовательных областей:

«познание»

Ознакомить детей с основными правилами поведения на улице довести до их сознания важность соблюдения этих правил;
- формировать умения детей ориентироваться по плану - схеме;
- умение планировать маршрут движения по данной схеме;
- выявить уровень сформированности умений и навыков пространственного ориентирования: умение определять удаленность предмета и его местоположение; пространственные отношения между предметами;
- развивать зрительную память и внимание; развивать логическое мышление.

«социализация»

Развивать умение детей видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья, воспитывать умение контролировать своё поведение. воспитывать умение работать в группе;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

«здоровье»

способствовать формированию активной двигательной деятельности.
«коммуникация»

Развивать умение самостоятельно рассказать о своем маршруте «дом - детский сад»;
- правильно употреблять в речи пространственную терминологию.

Активизация словаря:

Пешеход, водитель, план- схема, маршрут, автопарк, термины пространственной терминологии.

Предварительная работа: 1. по возможности вывести детей на улицу: соблюдая все меры предосторожности, пройти путь от сада до остановки, магазина, аллеи, памятника.

2.Чтение художественной литературы по теме ПДД. 3.Рассматривание иллюстраций и картинок «Улицы города».

Материал:

раздаточный материал : план - схема района города на каждого ребенка(или условного ра-йона условного города, с домов разного назначения (жилые и учреждения), на котором яркими ориентирами отмечены детский сад, больница, магазины, школа и т.п.; маленькие автомашинки;

демонстрационный материал: план- схема «Как дойти до детского сада «Василек».

Интегрир

ованная область

Вид детской деятельности

Познание

Дидактичес-

Взрослый: Посмотрите, ребята в нашем автопарке новые машинки. Расскажите, какие они? (выслушать ответы детей) - Я предлагаю вам, ребята, выбрать по машинке (дети берут мини-машинки). - Вот теперь мы с вами - водители! Это большая ответственность. Как вы думаете, что нужно знать и уметь водителю, чтобы избежать разных дорожных происшествий и аварий? (выслушать ответы детей)

Каждому ребенку предлагается план микрорайона

Воспитатель:

Ребята наш город большой, в нем много улиц, переулков, площадей. Чтобы добраться до необходимого места, нужно не запутаться в переплетении улиц, переулков, проспектов.

Игак,одно из умений, необходимых настоящему водителю, - уме-ние правильно проложить маршрут.

Сейчас я.предлагаю вам прос-лушать мою инструкцию и провести ваш автомобиль к нужному ме-сту на карте

Воспитатель дает четкую инструкцию: «Поставьте ваши автомо-били около детского сада. От детского сада мы проедем мимо сквера, затем у магазина «Одежда» повернем налево, на перекрестке у высот-ного дома надо повернуть налраво, проехатъ по улице прямо, мимо стадаона г мимо строящиеся дома и вновь повернуть налево. Прое-хать вперед до конца улицы.

Где вы оказались?»
Правильность прове-дения машины по маршруту определяется его конечной остановкой.

Воспитатель повторяет задание несколько раз. Затем предлагает детям самостоятельно проложить маршрут.

Воспитатель: Возвращаем машины в автопарк. Конечно, водителями, вам быть еще рано, а вот пешеходами мы с вами бываем каждый день. Итак, мы пешеходы!

Здоровье

Физкультминутк

Взрослый : Вставайте пешеходы на дорожку.

Мы идем по тротуару (дети «шагают»)
Ножки весело стучат
Топ-топ, топ-топ.
А устанут ножки. (приседания)
Сядем у дорожки.
Мы немного посидим
И домой побежим! (бег на месте)

Коммуникация

Воспитатель: С кем ты идёшь в детский сад?
Дети отвечают (со взрослыми)
Воспитатель: Кто тебе помогает переходить улицу? Дети отвечают (взрослые)
Воспитатель: Как правильно переходить улицу? (выслушать ответы детей)
(Дети переходят дорогу только с взрослыми. По пешеходным, подземным и наземным переходам, в том числе и там, где движение регулируется светофором или милиционером-регулировщиком).

Познание

Дидактическая игра

Пальчиковая игра

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть план - схему квартала «Как дойти до детского сада «Василек», (какие объекты есть в квартале).
просит рассказать (если ребенок живет в других кварталах) или показать, как добираются дети из дома до детского сада.
Подводит ребят к выводу, что как бы они не добирались, чтобы попасть в детский сад, надо от остановки перейти две дороги. Воспитатель: Кто из вас переходит улицу, когда идёт в детский сад? (все)
Воспитатель : Как нужно переходить улицу, если нет светофора или милиционера?
(Только по пешеходному переходу, где есть дорожный знак «Пешеходный переход». Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть, необходимо убедиться, что машин нет поблизости, только после этого можно переходить).

В какую сторону надо смотреть при переходе улицы? (Сначала налево, а дойдя до середины - направо).

Эй, машины, полный ход,

Я - примерный пешеход:

Торопиться не люблю.

Нам дорогу уступлю.

(дети проговаривают слова и поочередно загибают пальцы на обеих руках)

Продуктивная деятельность

Воспитатель: Представляете, к нам сегодня должен придти Незнайка. Но он никак не может попасть к нам в детский сад. (раздается телефонный звонок) - Ребята, Незнайка стоит около магазина и не знает, куда ему идти. Предлагаю вам продиктовать ему инструкцию. Как дойти до детского сада от магазина. Вы указывайте путь, а я проведу нашего героя, ориентируясь только по вашим словам.
Появляется Незнайка.
По городу, по улице - не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Все время будь внимательным и помни наперед:
Свои имеют правила шофер и пешеход.
Незнайка приносит в подарок ребятам книгу
С. Фангинштейн «Наша улица».

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившейся критической ситуацией связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Программа нацелена на решение значимой проблемы современного общества: обеспечение безопасности детей в условиях дорожно-транспортной среды.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности. Организация занятий по правилам дорожного движения с детьми является основой приобретения теоретических знаний и формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Новизна данной программы состоит в том, что воспитанникам предлагается в развивающих игровых формах с использованием инновационных компьютерных технологий изучение правил дорожного движения, что способствует заинтересованности детей не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя в дорожной среде.

Концептуальные основы программы:

  • Сохранение жизни и здоровья дошкольника в транспортной среде, на дорогах.
  • Снижение уровня транспортного травматизма.
  • Формирование личностной компетентности участника дорожного движения, подготовка к безопасной жизни и деятельности в этой среде .

Цель программы : подготовка детей к безопасной жизнедеятельности в дорожной среде, изучение ПДД, а также воспитание правопослушного и безопасного поведения на дороге с учѐтом обеспечения не только своей безопасности, но и безопасности окружающих с использование инновационных компьютерных технологий.

Приложение 1. Программа «Добрая дорога детства» в ДОУ.

Приложение 2. Приложение по работе с детьми.

Наступившая осень приносит холода и дождь. Осенний период опасен для пешеходов, так как тормозной путь автомобиля на скользкой дороге значительно увеличивается. Родители должны помочь своему ребёнку стать на дороге заметнее. Необходимо

приобрести детям светоотражающие фликеры или вшить светоотражающие элементы в одежду ребенка. Водитель сможет лучше заметить пешехода на дороге и аблаговременно изменить траекторию движения или снизить скорость.

Соблюдайте правила на улицах и дорогах.

А самое главное не оставляйте детей без присмотра – их безопасность и здоровье ваша главная задача!

Берегите себя и своих детей!

Разъяснение действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Бурный научно-технический прогресс приводит к изобретению новых, технически всё более сложных девайсов . Сейчас все большей популярностью пользуются модные сигвеи, гироскутеры, моноколёса и иные современные средства передвижения. Все они имеют электрический двигатель, различную мощность и позволяют быстро передвигаться.

С точки зрения правил дорожного движения, лица, использующие роликовые коньки, самокаты и другие аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сигвеи, гироскутеры, моноколёса, электрические самокаты), являются пешеходами, в связи с чем, они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования Правил дорожного движения РФ. При этом не забывать, что пересекая пешеходный переход, необходимо держать девайс в руках или вести рядом.

Отдел ГИБДД МОМВД России «Старорусский» рекомендует:

-кататься на данных устройствах используя средства защиты (шлем, налокотники и наколенники) - это обезопасит ребенка при возможном падении. Кроме того, важно помнить, что все вышеуказанные современные средства передвижения предназначены исключительно для личного активного отдыха вне проезжей части дорог;

-соблюдать осторожность и Правила дорожного движения, не мешать окружающим;

-сохранять хороший обзор по курсу движения, не пользоваться мобильным телефоном или другими гаджетами, не слушать музыку;

-сохранять безопасную скорость, следить за своей безопасностью, останавливать средства плавно и аккуратно;

-сохранять безопасную дистанцию до людей, любых объектов и предметов во избежание столкновений и несчастных случаев;

Запрещается использовать сигвеи, гироскутеры, моноколёса и электрические самокаты по дорогам, предназначенным для движения автомобилей или общественного транспорта. Использовать сигвеи, гироскутеры, моноколёса и электрические самокаты в состоянии опьянения и под действием любых препаратов, способных замедлить реакцию, также строго запрещено. Мини-сигвей должен использоваться по назначению только одним человеком, ни в коем случае нельзя размещать на нем дополнительный груз. Не рекомендуется использовать данные устройства передвижения детям до 7 лет и пожилым людям.

ОГИБДД МОМВД России «Старорусский»

Наступила ЗИМА, и родители с детьми устремились во дворы, парки, на улицы, чтобы подышать свежим зимним воздухом. Как уберечь его в это время, не лишая активной радости?

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару.

    Придерживайтесь правой стороны.

    Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

    Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

    Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

    Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

    Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

    Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

    Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

    Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

    Не стойте с ребенком на краю тротуара.

    Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

    Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

    Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

    Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

    Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

    Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

    Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

    Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

    Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

    При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

    Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта

    Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

    Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

    Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).

    Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта

    Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

    Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

    Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

    Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

    Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения .

    Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

    Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

    Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

    Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

    Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

    Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

    Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются ДЕТИ . Увы, год от года таких ДТП меньше не становится.

Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Не которая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности появляется к 10-12 годам. Это, если можно так выразиться, - "средний случай". Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как впрочем, - и великовозрастные "ротозеи".

Поэтому первый совет родителям - путем несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения . Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ . Не надейтесь на школьных педагогов и милицейских пропагандистов, активно включайтесь в профилактику сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно, взвешенно, максимально безопасно.

Законодательная база по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма:

    Конвенция ООН о правах ребёнка

    Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;

    Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;

    Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995 г.;

    Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986.;

    ФЗ от 10.12.1995 года № 196 "О безопасности дорожного движения".

    Постановление Правительства РФ от 23.10. 1993 года № 1090 "О правилах дорожного движения"

Локальные акты:

  • Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
  • Правила дорожного движения.
  • Материал для работы с детьми:

Информационно - деловое оснащение ДОУ "Правила дорожного движения для дошкольников";

- А. В. Вашкевич, Е. И. Толочка, М. М. Исхаков "Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в образовательных учреждениях", Санкт - Петербургский Университет МВД России, 2012 год

- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).

Т. П. Гарнышева "ОБЖ для дошкольников";

Конспект проведения беседы с детьми средней группы по ОБЖ « Осторожно, зимняя дорога! »

Цель: формирование основ безопасного поведения на зимней дороге.

  • Рассказать детям об опасностях, которые их подстерегают на зимней дороге. Учить безопасному поведению на дороге во время прогулок.
  • Закрепить знания детьми правил поведения на проезжей части, знания о дорожных знаках, об островке безопасности.
  • Развивать речь детей, логическое мышление, ловкость, внимание.

Оборудование: дорожные знаки – картинки, Курочка, макет пешеходного перехода, д\и « Красный, желтый, зеленый»

Ход беседы:

Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну историю про курочку:

Перебегала Курица, где попало улицу

И теперь ей тяжко, слёзы льет бедняжка.

— Как вы думаете, почему плачет Курица, что с ней произошло?

Ответы детей.

Правильно, Курица перебегала улицу, не соблюдая правил дорожного движения. Давайте научим её правилам поведения на дороге?

Ответы детей.

Мы поиграем игру « Правила дорожного движения». Я буду вам бросать мяч и спрашивать правила поведения на проезжей части, а вы мне будите отвечать:

1) Где ездят машины?

2) Как называется эта часть дороги?

3)Где должны ходить пешеходы?

4) Как называется эта часть дороги?

5) Какие предметы на дороге помогают нам и водителям?

6) Где можно переходить улицу? А еще? А еще?

7)Что делать, если вы начали двигаться по пешеходному переходу, но загорелся зеленый сигнал светофора для машин и они начали движение?

8)Как называется это место на пешеходном переходе?

Вы хорошо знаете правила дорожного движения, но знаете ли вы знаки? Я предлагаю вам сыграть в игру « Назови знак», вы должны назвать знак и объяснить, для чего он нужен на дороге.

Игра « Назови знак»

— Знаки вы вспомнили, Курочка многому у вас научилась, но теперь давайте ей на примере покажем, как правильно переходить через дорогу.

Игровая ситуация «Островок безопасности» (дети играют в игру, с соблюдением правил поведения на проезжей части: одни дети — пешеходы, одни – водители, один ребенок – светофор)

— Ребята, мы с вами многому научили Курицу, но я хочу вам напомнить о времени года: сейчас у нас зима, зимние дороги таят в себе много опасностей. Каких?

Ответы детей.

— Правильно, дорога очень скользкая, и ходить по ней нужно осторожно. Вот здесь на картинках показаны примеры правильно и неправильного поведения на дороге. Давайте их рассмотрим и обсудим:

  • Гололед на тротуаре
  • Река и лед, игры детей
  • Одежда в зимний период
  • Пешеходы и водители, как себя вести на скользкой дороге.

— Ребята, Курочка говорит вам спасибо, она теперь будет соблюдать правила поведения на дороге, а вам она советует быть внимательными на зимней скользкой дороге.

Название: Конспект занятия по ПДД в средней группе «Осторожно зимняя дорога»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, ООД, ПДД, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад №5 «Звёздочка» город Нея
Месторасположение: город Нея, Костромская область

Младшая группа

Задачи:

— познакомить детей с работой светофора;

— формировать представления об улице;

— учить различать виды наземного транспорта.

Формы:

♦ рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций);

♦ целевая прогулка «Знакомство с улицей»;

♦ чтение стихов В. Лебедева-Кумача из сборника «Про умных зверюшек»;

♦ рассматривание картин «Улица города», «Транспорт»;

♦ сюжетно-ролевая игра «Мы — водители»;

♦ аппликации на темы: «Веселый поезд», «Светофор»;

♦ целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»;

♦ дидактическая игра «Собери светофор».

Средняя группа

Задачи:

— уточнить знания детей о назначении светофора;

— познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;

— расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.

Формы:

♦ рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;

♦ чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор»;

♦ целевая прогулка «Пешеходный переход»;

♦ рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;

♦ рисование «Грузовой автомобиль»;

♦ конструирование «Наша улица»;

♦ дидактическая игра «Транспорт»;

♦ просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу»;

♦ подвижные игры на развитие координации движений;

♦ беседа «Будем вежливыми»;

♦ игры на настольном перекрестке;

♦ сказка-игра «Азбука пешехода»;

♦ кукольный спектакль «Происшествие в лесу»;

♦ просмотр тематических мультфильмов.

Старшая группа

Задачи:

— продолжать закреплять и дополнять представление о некоторых правилах дорожного движения;

— воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;

— познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».

Формы:

♦ целевая прогулка «Дорожные знаки»;

♦ рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц;

♦ чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;

♦ рассматривание картины «Улица города»;

♦ коллективное рисование на тему «Улица нашего города»;

♦ дидактические игры: «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»;

♦ сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»;

♦ театрализованная постановка «Дорога к теремку»;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Подготовительная к школе группа

Задачи:

— продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;

— совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте;

— познакомить с работой регулировщика.

Формы:

♦ рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация: пассажирский, строительный, военный и т.д.;

♦ знакомство с трудом взрослых — наблюдение за работой регулировщика;

♦ дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица», «Пешеход»;

♦ целевая прогулка «Перекресток»;

♦ составление рассказа по картине «Милиционер-регулировщик»;

♦ обязательная беседа «Дорога — не место для игр»;

♦ рисование на тему «Помни правила дорожного движения»;

♦ аппликация на тему «Дорожные знаки»;

♦ конструирование на тему «Автобус»;

♦ чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;

♦ сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»;

♦ просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;

♦ рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице»;

♦ решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;

♦ игры на учебно-тренировочном перекрестке;

♦ музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения!»;

♦ акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!»;

♦ спортивный досуг для родителей и детей «В гостях у светофора»;

♦ совместное составление коллажа детьми и родителями «Мой двор»;

♦ изготовление «Семейки дорожных знаков»;

♦ разгадывание ребусов и кроссворда «Дорожная азбука»;

♦ разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;

♦ досуг совместно с учениками 1 класса «Изучайте правила дорожного движения»;

♦ просмотр тематических мультфильмов;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях;

♦ беседа с инспектором ГИБДД.

Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе

Младшая группа

В процессе занятий необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки.

Дети должны:

— знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть;

— владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;

— знать названия транспортных средств: легковой автомобиль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная; трамвай, автобус, поезд;

— иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.

Средняя группа

Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необходимо расширить и дополнить.

Дети должны:

— называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;

— узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;

— называть правила поведения в транспорте, на улице;

— знать, где можно переходить проезжую часть.

Старшая группа

К полученным в средней группе знаниям, умениям и навыкам необходимо добавить следующие.

Дети должны:

— знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;

— иметь представление об основных правилах дорожного движения;

— узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;

— называть правила поведения в транспорте, на проезжей части.

Подготовительная к школе группа

Приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.

Дети должны:

— уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;

— узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

— иметь представление о работе регулировщика и его функциях;

— уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

Информация для педагогов

Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому организация консультаций, практикумов, выставок специальной литературы является неотъемлемой частью работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОО. Проведение смотров-конкурсов («Оформление уголка дорожного движения для детей», «Лучшая разработка занятия по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города» и т.д.) способствует также проявлению творческой активности и инициативы педагогов.

Обязательно привлекайте к занятиям инспекторов ГИБДД, ведь они смогут дать наиболее полную и достоверную информацию о правилах дорожного движения, представить аналитическую справку о состоянии городского транспорта и детском дорожно-транспортном травматизме.

Типичные ошибки при обучении детей ПДД

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.

♦ Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД (табл. 1).

Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.

* Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

Таблица 1

Говори правильно

♦ Обучение по старым правилам , что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1. Обходи трамвай спереди, автобус — сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

3. Красный сигнал светофора — «стой», желтый — «приготовиться», зеленый — «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора — запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый — не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна.

5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:

— учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;

— объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине;

— разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.

Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП

По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто повторяющихся так называемых ситуациях-ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора (неожиданный для водителя выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор) и перехода проезжей части в неустановленном месте. Но это не значит, что на занятиях необходимо ограничиться разбором только этих двух ситуаций.

Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого — и сразу забыл об опасности.

К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят:

♦ рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у ребенка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утомления и рассеянности);

♦ игнорирование правил поведения на улице;

♦ плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт, поднятый воротник, надетый капюшон);

♦ плохое дорожное покрытие;

♦ неустойчивое эмоциональное состояние;

♦ игнорирование транспортных средств, представляющих особую опасность;

♦ узкий угол зрения: у 6-летнего ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20—22°, а в вертикальной — 12—15°, (рост угла зрения продолжается до 20 лет);

— медленная реакция (время от начала обнаружения опасности до начала действия у ребенка значительно больше, чем у взрослого: у взрослого — 0,6—0,8 с, а у дошкольника — 1,3—1,5 с); при этом чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее ребенок принимает решение, часто теряется);

— отсутствие контроля взрослых (появление на дороге ребенка без сопровождения взрослого должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Разработка и использование маршрута «Дом — детский сад»

Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей и предлагается детям, начиная со средней группы. Для этого организуется консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.

Задачи разработки маршрута:

— повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно;

— научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно;

— научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.

Порядок разработки маршрута (три этапа)

1. Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места.

2. Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают названия улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части.

3. Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.

При составлении схемы маршрута движения из дома в детский сад детей 5 — 6 лет можно привлечь к разметке пути (под руководством взрослого, задавая вопросы), детям 4 — 5 лет необходимо пояснять и комментировать то, что рисует взрослый. Например, мы подошли к светофору, остановились, посмотрели, какой сигнал у светофора: если красный или желтый — стоим, если зеленый — убедимся в безопасности перехода и будем переходить.

Особое внимание нужно обратить на выделения участков повышенной опасности, требующих более подробного описания: как выходить из подъезда, пересекать проезжую часть (особенно не регулируемую светофором), идти по двору, где ездят автомобили и т.д. Для каждой проезжей части, которую приходится переходить, дать характеристику по следующим параметрам:

— интенсивность движения машин;

— возможность появления их из-за поворота;

— предметы, мешающие осмотру улицы.

Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к своему дому, не смотря по сторонам, особенно когда увидят родных, друзей, знакомых. Еще раз объясните им: «Не спеши, подходя к дому! Переходи дорогу только шагом».

Использование маршрута «Дом — детский сад»

После составления маршрута родители, сопровождая ребенка в детский сад и обратно, должны следить за тем, правильно ли он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны в описании. Одновременно они вырабатывают у него привычку заблаговременно выходить из дома, не спешить, переходить улицу только шагом, строго под прямым углом (не наискосок), тщательно осматривая дорогу перед переходом, даже если она пуста. Крайне важно добиваться того, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, а также стоящий или движущийся автомобиль, который попал в поле его зрения, воспринимался ребенком как сигнал опасности.

Уголок дорожного движения в ДОО

Чтобы занятия по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах проходили в ДОО успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены:

♦ наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями);

о настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами — «ходилки», лото, домино и т.д.);

♦ настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки — светофор, фигурки людей);

♦ атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и т.д.);

♦ детская художественная литература по тематике дорожного движения;

♦ конструкторы;

♦ пособия и игры по обучению детей ПДД;

♦ безопасные маршруты «Дом — детский сад», разработанные для каждого ребенка (старший дошкольный возраст);

♦ действующие выставки рисунков и поделок по дорожно- транспортной тематике;

♦ альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными — это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).

Тест для педагогов

Воспитателям и педагогам для эффективной работы с детьми по обучению ПДД необходимо хорошо владеть материалом темы и способами его подачи дошкольникам. Для этого требуется как можно чаще принимать участие в семинарах и консультациях по проблемным вопросам, изучать специальную литературу и, главное, регулярно проводить самоконтроль.

Мы предлагаем вам один из вариантов тестов для выявления уровня своих знаний по данной тематике.

1. Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы:

а) квадрат;

в) треугольник.

2. Вы вышли из автобуса, вам необходимо перейти проезжую часть. Вы пойдете:

а) спереди;

в) ваш вариант.

3. Опасна ли для пешехода стоящая машина:

а) не опасна;

б) опасна;

в) опасна, если у машины включен двигатель?

4. Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:

а) посмотрю налево, пойду;

б) посмотрю направо, пойду;

в) ваш вариант.

5. Вдоль дороги нет тротуара, и пешеход идет по левой обочине навстречу транспорту. Нарушает ли он правила дорожного движения:

6. Нарисуйте знак «Пешеходный переход».

7. Какие формы обучения дошкольников ПДД вы знаете?

Ответы: 1 — а; 2 — в; 3 — в; 4 — в; 5 — а.