Что символизируют яйца на пасху. Почему и откуда появилась традиция биться яйцами на пасху

Совсем недавно большинство людей совершенно не задумывались о настоящем смысле христианских праздников и связанных с ними обычаев. Это утверждение справедливо и в отношении Пасхи. Ещё с детства многие из нас увлеченно принимали участие в ежегодном ритуале – битье пасхальных яиц. Но практически никто не задумывался, отчего именно яйцо – символ этого праздника и откуда появился весёлый обычай – биться яйцами.

Почему именно яйцо?

В первую очередь пасхальные яйца – это сакральная пища, связанная исключительно с праздником Пасхи. Их красят, украшают лентами, бисером и многими другими способами, освящают в церкви, дарят друг другу, используют в разнообразных традиционных играх и обрядах.

С давних, языческих времён у славян яйца символизировали плодородие, весеннее возрождение земли. Они были знаком рождения всего мира. Часто округлость ярко расписанного символа ассоциировалась с жарким солнышком, несущим тепло и благо всему живому.

С появлением христианской религии яйцо тесно связывается с воскресением Христа. Когда яйцо очищается от скорлупы, из её оков как бы проступают черты обновлённого мира, который очистился от скверны благодаря великой жертве Иисуса. Ещё одна версия утверждает, что контур яйца напоминает возносящегося в божественном свечении Христа.

Во многих христианских странах до настоящего времени живёт традиция красить яйца и расписывать их символическими орнаментами. У разных народов этот яркий, разноцветный символ называется «писанка», «крашенка», «крапанка» и имеет множество других названий. Он помещается в самом почетном, «красном» углу дома и хранится в качестве оберега, предохраняющего жилище и всех домочадцев от разных напастей: пожаров, болезней, ударов молнии и всяких других бед. В праздничное утро на стол обязательно подаются освящённые в храме писанки. Именно их нужно съедать на завтрак первыми, прежде чем начинать основную трапезу.

Что означает битьё яиц на Пасху

Пасхальная крапанка или крашенка – это не просто ритуальное праздничное угощение. Оно очень часто используется в разных обрядах и играх, связанных с праздником Пасхи. И битьё яиц – это одно из таких, необычных на первый взгляд, традиционных пасхальных развлечений.

У этой традиции существует не одно объяснение..

  • Первая версия сообщает, что сражение на яйцах символизирует борьбу добра со злом. Самое крепкое яйцо считалось самым сильным оберегом и долго хранилось в доме. А вот его более «слабые на скорлупу» собратья такой ценности уже не имели и немедленно съедались.
  • Другое объяснение более симпатичное. В старые времена считалось неприличным в праздник прилюдно целоваться, поздравляя друг друга. Поэтому находчивые верующие придумали символично троекратно «целоваться» с помощью писанок, трижды ударяя яйца друг о друга.
  • Ещё одна трактовка сообщает, что яйцо ассоциировалось с камнем, закрывающим доступ к гробу Иисуса, а разбивание скорлупы символизировало помощь в освобождении из заточения. Чем больше яиц разобьётся в праздник, тем быстрее и легче будет Христу воскреснуть.

Накануне Пасхи магазины заполняются различными красителями, наборами наклеек и другими вариантами украшений для яиц. Встает вопрос - пойти на эксперименты или выбрать традиционный способ росписи яиц? Для этого нужно определиться с целью - вы больше стремитесь соблюсти христианскую традицию или просто привнести в будни праздничную и творческую нотку.

Светлое Христово Воскресенье - главный праздник христиан. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света над злом и тьмой. В этом году Пасха празднуется 16 апреля, после завершения Великого поста.

Церковное предание связывает традицию красить и дарить яйца на Пасху с Марией Магдалиной, которая придя в Рим, чтобы рассказать о воскресении Иисуса Христа, преподнесла императору Тиберию окрашенное яйцо со словами «Христос Воскресе». Именно яйцо она подарила, поскольку из-за своей бедности не могла сделать более дорогого подарка. С тех пор яйцо толкуется в христианстве как символ гроба и воскресения, а красный цвет (раньше красили только в красный) символизирует кровь распятого Христа.

Красное как кровь

Крашеное освященное яйцо занимает центральное место в пасхальной обрядности, сообщается на сайте Российского этнографического музея. Оно стало знаком, символом праздника Пасхи. Церковь видит в нем символ гроба Господня и возникновения жизни в самых его недрах.

При этом красный цвет, в который по традиции нужно окрашивать пасхальные яйца, рассматривается как символ возрождения верующих «кровью Христа». Что надо знать о «магазинных» яйцах. ИНФОГРАФИКА

«Наиболее часто их красили естественными красителями: луковой шелухой, березовыми листьями, чебрецом, отваром "марены" и "зеленицы". С конца ХIX века в широкий обиход начали входить покупные краски, а также кусочки красящей материи, которые использовали для этой цели, при этом яйца становились пестрыми, "мраморными"», - говорится на сайте.

В некоторых местах яйца на Пасху красили не только в красный цвет. Использование с этой целью березовых листьев делало их зелеными или желтыми. Освящали их в церкви вместе с куличом и творожной пасхой или в Страстную субботу, или по окончанию пасхальной литургии в воскресенье.

Трафареты и красители

С каждым годом в магазинах появляется все больше товаров для празднования Пасхи. Это многочисленные пищевые красители, трафареты, термонаклейки, пищевые фломастеры и другое. Для многих сибиряков, которые не посещают церковные службы, Пасха выражается именно в росписи яиц и поедании куличей в воскресенье.

Этот обряд стал и вариантом творческого развлечения. Так, два года назад накануне Пасхи «Лига роботов» провела первый мастер-класс для всех желающих новосибирцев. Участники могли попробовать собрать робота, а затем с его помощью расписать яйца.

«Индустрия (красителей) развилась. Мы-то какое отношение к этой индустрии имеем? Есть русские традиции покраски яиц», - удивился руководитель Епархиального отдела Новосибирской митрополии по взаимоотношениям церкви и общества Александр Красов вопросу об отношении РПЦ к превращению традиции в маркетинговый ход.

Есть и еще одно направление - творческое, но в какой-то мере тоже традиционное. Это ручное расписывание сувенирных яиц. По мнению создателя студии «Древнерусского рисования» Ольги Перегоедовой, традиционное расписывание яиц вполне может стать способом научиться национальным художественным традициям. В ее студии обучают изобразительному искусству через практику народной живописи, русской каллиграфии и орнамента. Поэтому сувенирные деревянные яйца расписывают русскими северными орнаментами: мезенской, пермогорской, борецкой росписью.

К религии это имеет отношение очень косвенное, хотя результат такого творчества пользуется наибольшим спросом именно перед Пасхой.

Фото: © предоставлено Ольгой Перегоедовой

«Что касается наклеек и шаблонов, к нам они не имеют отношения, мы занимаемся декоративным искусством, а наклейки - это ширпотреб. Роспись - это как письмо, написанное почерком любимого человека: каждый завиток дорог, хранит тепло человеческих рук», - сказала Перегоедова.

По ее словам, есть мнение, что тиражирование обесценивает ручной труд, но сегодня рукотворное искусство снова обретает ценность, поскольку оно содержит в себе живые человеческие эмоции: «Мы все немного устали от мертвенно идеальных линий, созданных машинами, хочется чего-то мягкого, человечного».

Сила яйца

Многие обычаи празднования Пасхи, связанные с яйцами, сохранились до сих пор. Еще есть семьи, в которых по-прежнему вечером в Страстную субботу все сваренные и окрашенные яйца делят между старыми и малыми поровну. Каждый хранит яйцо в неприкосновенности до следующего дня, когда можно будет распоряжаться им на свое усмотрение.

Древняя христианская традиция - обмениваться в церкви при христосовании крашеными яйцами в знак любви и братского единства верующих. Их дарили как в этот день, так и на протяжении всей Светлой недели родственникам, знакомым и соседям, приходившим поздравить с праздником, брали с собой, когда шли в гости, раздавали нищим.

На Пасху, когда, придя с заутрени, садились за трапезу разговляться, яйцо съедали первым.

Его также брали на кладбище христосоваться с покойными. При этом одно или пару яиц крошили на могилу или оставляли около креста целыми, а иногда даже закапывали. Крестьяне верили, что птицы, для которых на могилу клали раскрошенное яйцо, помянут умершего и будут просить за него Бога, и благодаря этому его душа получит облегчение на том свете. Чем мы круче: правда и мифы о жителях Сибири

Особенно ценным и никогда не портящимся признавалось яйцо, полученное по окончанию литургии от священника. Его давали съесть больному. Люди верили, что после этого он обязательно поправится. Такой же большой магической силой наделялось первое подаренное на Пасху яйцо.

Как сообщается на сайте Российского этнографического музея, были и некоторые особенные местные традиции, в том числе и в Сибири. Так, в Енисейской губернии (сейчас Красноярский край) существовал обычай - в Светлое Христово Воскресенье обмениваться яичком с первым встречным. Именно это яйцо считалось здесь наиболее чудодейственным: верили, что оно спасает от нечистого, а если его хранить на божнице, не испортится три года.

Освященные на Пасху яйца клали в емкость с зерном и брали с собой в поле при засеве. Перед началом работы крестьянин или съедал яйцо сам, сидя на борозде, или закапывал в землю, или разбрасывал его кусочки по пашне. Верили, что эти действия предохраняют посевы от непогоды, болезней и вредителей. Такую же магическую силу приписывали и скорлупе от освященных яиц. В Иркутской губернии ее вместе с крошками, оставшимися на столе после пасхального разговения, собирали, смешивали с четверговой солью и клали в зерна, приготовленные к посеву.

На Пасху обычно заготавливалось такое количество яиц, что съесть все на протяжении праздников не представлялось возможным. Ими угощали и играли. Например, в «навбитки» («битки») - бились яйцами, «котка» - катали яйца с горки.

Есть несколько теорий о смысле обычая биться яйцами. Наиболее распространенное объяснение связано с воскрешением Христа. Яйцо символизирует гроб господень (по форме оно напоминает камень, которым заваливали гробницы). Многократное битье яиц помогает Христу воскреснуть и выйти из гробницы. Таким образом, сакральный смысл повсеместного битья яиц заключается в стремлении в определенном смысле вновь воскресить Христа, обновив и освятив тем самым земной мир.

Есть иные объяснения, больше связанные с язычеством. Например, что это борьба добра и зла (добрых и злых духов). Оставшееся целым яйцо становится добром, а разбившееся символизирует злые силы и подлежит поеданию.

Пасхальный обычай катания яиц также был связан с верой древних славян в духов и демонов. Люди верили, что катая яйца, можно заставить злых духов танцевать, падать, опрокидываться, ужасно страдать. Если же яйца ударять друг о друга, то можно заставить духов биться лбами. Считалось, что таким образом можно бороться со злыми духами, досаждая им.

Какое отношение имеют сдобные куличи, крашеные яйца и шоколадные зайцы к тому, что много лет назад одного хорошего человека жестоко убили, распяв его на кресте? Вы очень удивитесь, узнав правильный ответ: абсолютно никакого!...

На днях вся христианская общественность торжественно отметит свой главный праздник - воскрешение распятого бога, Иисуса Христа. В «чистый четверг» с раннего утра верующие старательно чистят своё тело от грехов, убирают в доме, красят яйца и пекут пасхальные куличи. После этого в домах принято не убирать до самой Пасхи, якобы для того, чтобы «не засорять глаза лежащему во гробе Христу» . Такая вот сейчас на Руси существует .

Хозяйки энергично закупают ингредиенты для пасхального стола и с энтузиазмом обмениваются рецептами выпечки куличей и окраски яиц, коими битком забит Интернет; магазины предлагают подарочные наборы с теми же куличами и «церковным кагором», а также шоколадными яйцами, курами и зайцами. За всей этой предпраздничной суматохой редко какой верующий задаётся вопросом: «Какое отношение имеют сдобные куличи, крашеные яйца и шоколадные зайцы к тому, что много лет назад , распяв его на кресте?» Ответ на этот вопрос до безобразия прост:«Абсолютно никакого» !

Единственным блюдом, действительно отражающим суть этого христианского праздника, является собственно пасха (или паска) - специальное блюдо, изготовленное из творога со сливками или сметаной, и спрессованного в виде усечённой пирамидки. На боковых сторонах пасхи изображается крест и буквы «ХВ», что означает «Христос Воскресе». Это, говорят священники, символ Гроба Господня , который замещает на праздничном столе пасхального агнца - ягнёнка, которого было принято приносить в жертву на иудейскую Пасху . Кроме того, пасхального ягнёнка предписывалось есть с пресными лепёшками и горькими травами, а дрожжевые изделия из теста употреблять в пищу запрещалось, о чём даны прямые рекомендации в Ветхом Завете, за несоблюдение которых следовало одно-единственное наказание - смерть :

«С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых - пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб» . Исход 12:18-20

В соответствии же с текстом Нового Завета, Иисус Христос отпраздновал ветхозаветную Пасху с печёным ягнёнком, а затем якобы ввёл новозаветную пасху (1 Кор. 11:23-26) - есть пресный хлеб, как его тело, и пить вино, как его кровь. Я не буду здесь объяснять подоплёку этого странного «завета» из арсенала чёрной магии, хотя она, безусловно, интересна и многое объясняет в христианских «таинствах».

Темой этой статьи в большей степени являются кулинарные обычаи христианского праздника. В Библии они, как мы видим, прописаны достаточно недвусмысленно - пресный хлеб и вино . Всё! Нет никакого упоминания о куличах и о крашеных яйцах - главных атрибутах традиционного празднования. Откуда же тогда это появилось в христианстве? Почему же на Пасху красят яйца и пекут сдобные куличи? Почему их пекут именно такой, цилиндрической формы, и сверху поливают белками и посыпают разноцветной крошкой? Почему на Пасху принято играть с крашеными яйцами - катать или «биться»?

Ни один христианский поп не скажет Вам правду по этому поводу, даже, если он её и знает. Они буду повторять выдумки по поводу Марии Магдалины, которая якобы преподнесла первое пасхальное яйцо императору Тиберию, когда пришла к нему с вестью о воскрешении Христа. Император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо вдруг станет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, якобы стало красного цвета.

Вам не скажут, что обычай окрашивать пасхальные яйца в красный цвет уходит корнями в так называемые «языческие времена», когда красное яйцо считалось символом солнца , пробуждающего природу после долгой зимы, что расписные яйца находят и в древнем Египте, и в скифских курганах, что при раскопках легендарной Трои было найдено каменное яйцо с нанесёнными на него символическими знаками.

Тем более Вы не услышите от церковников, что обычай «биться» яйцами был установлен в далёком прошлом, в память о грандиозной , произошедшей более 100 000 лет тому назад:

«Помня из Вед о деяниях Даждьбога, как он порушил оплоты Кощеев, что на ближайшей Луне находились... Тарх не позволил коварным Кощеям Мидгард разрушить, как разрушили Дею... Эти Кощеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получастьи... Но расплатился Мидгард за свободу, Даарией скрытой Великим Потопом... Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с Небес они радугой пали, Ибо Луна раскололась на части и ратью сварожичей в Мидгард спустилась…»

Именно поэтому на каждый славянский ведический праздник церковники придумали свой. Так, день бога Ярилы превратился в праздник перенесения мощей св. Николая Весеннего, день Ивана Купалы - в рождество Иоанна Крестителя, Масленица - в Благовещенье, Коляда - в Рождество Христово, Триглав - в св. Троицу, день бога Перуна - в день Ильи пророка и т.п. Они даже в название своей организации используют исконно славянское ведическое слово - Православие. Не сразу это произошло.

После кровавого крещения Киевской Руси в X веке и до 1448 года христианская церковь на этих землях называлась Киевской метрополией Константинопольского патриархата . Православной она стала называться уже только после реформы Никона в XVII веке, который изменил название церкви с правоверной на православную, и с 1700 по 1917 одним из названий её было Православная Кафолическая Греко-Российская Церковь . А в «Словаре Академии Российской» ещё в самом конце XVIII века (1789 г.) употребляется название «Грекороссийская церковь», а само понятие «Церковь» определяется, как «Собрание, общество правоверных христиан…» (том 6, 1794 г., стр. 625).

И это было ещё одним шагом в обмане генетической памяти русского народа и его подчинении, потому что никогда никакого отношения ни к христианству, ни к какой другой религии не имело и иметь не могло!

«…Мы - православные, ибо мы правь и славь прославляем. Знаем мы воистину, чтоправь - Мир Светлых Богов наших, а славь - Светлый Мир, где обитают Великие и Многомудрые Предки наши. Мы - Славяне, ибо славим от нашего чистого сердца всех Светлых Древних Богов и Святомудрых Предков наших...» ( , Книга Третья).

Откуда взялась РПЦ?

Наименование «Русская православная церковь» было принято как официальное и признано государством осенью 1943 года, но без наделения статусом юридического лица. Последний был получен в полном объёме 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской Православной Церкви (Википедия).

«Но, заметьте, какой бы христианская церковь ни была - хорошей или плохой - нынешняя РПЦ к той имперской церкви никакого отношения не имеет. Все христианские священнослужители после революции уехали в США и Канаду. А вот эта РПЦ была создана в 1943-м году по указу Иосифа Виссарионовича Джугашвили-Сталина, и первый патриарх был генерал-полковник госбезопасности…» (Из А. Хиневича на «Второй международной конференции ПравоСлавных староверов» 12-17 сентября 2004 г., г. Анапа).

Эта информация легко подтверждается сведениями с сайта :

«С весны 1943 года в правительстве СССР обсуждался вопрос о проведении нового курса в религиозной политике. 4 сентября этого года Сталин провёл совещание, во время которого им был представлен полковник Карпов, намеченный на пост председателя Совета по делам Русской Православной Церкви. Поздно вечером того же дня в Кремль для переговоров со Сталиным прибыли митрополиты Сергий, Алексий и Николай (Ярушевич). В ходе двухчасовой беседы Сталин выразил одобрение патриотической деятельности Церкви и подчеркнул, что она “может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с её организационным укреплением и развитием внутри СССР». Московской Патриархии было дано разрешение на проведение Архиерейского Собора для избрания Патриарха, открытие приходов и духовных школ, возобновление издания ‘Журнала Московской Патриархии’”…».

А уже 8 сентября 1943 года был созван Архиерейский Собор, на котором мгновенно избрали Святейшим Патриархом «Русской Православной Церкви» митрополита Сергия…

Вот так под чутким руководством «отца народов» образовалась т.н. «Русская Православная Церковь» - РПЦ…

1:502 1:512

Как правильно христосоваться и дарить яйца на Пасху

1:625

Окрашенные пасхальные яйца - самый традиционный вид подарка на Пасху, их преподносят детям и взрослым, мужчинам и женщинам. Дарение яиц сопровождается особыми словами, которые произносятся только в этот радостный день.

1:1036 1:1046

Традиция дарить пасхальные яйца - одна из самых древних, и восходит она к легенде о том, как Мария Магдалена пришла к императору Тиберию сообщить о воскрешении Христа. Принесла она с собой только обычное яйцо, которое стало красным прямо в руке императора. Не поверивший поначалу Тиберий очень удивился и воскликнул «Воистину воскрес!».

1:1684

1:9

Перед Пасхой нужно освятить окрашенные яйца в церкви. Процедура освящения яиц, пасх и куличей проходит в Великую Субботу, предшествующую Пасхе. Существует поверье, что такие подарки пролежат дольше и не испортятся. Но дарить можно как освященные, так и не освященные яйца.

1:514 1:524

В воскресенье вручите окрашенное яйцо близкому человеку со словами «Христос Воскресе!» . Получивший яйцо в подарок должен ответить вам: «Воистину Воскресе!». После этого происходит христосование - троекратный поцелуй в щеки. Первым произносить пасхальное приветствие должен более молодой член семьи, а отвечать старший.

1:1145 1:1155

Если вы отправляетесь праздновать Пасху в гости, возьмите с собой несколько яиц. Поместите их в плетеную корзинку на салфетку. Туда же можно положить кулич или пасху. Вручите подарок хозяйке, детям можно отдать яйца в руки и похристосоваться. Поскольку вы гость, начинайте пасхальное приветствие первым.

1:1718

1:9

Когда традиционные слова пасхального приветствия сказаны, можно устроить исконно русские забавы с яйцами . Среди таких игр - катание. Цель этой потехи - попасть своим яйцом в яйцо соперника, скатывая их по желобку.

1:417 1:427

Также любимым развлечением детей в Пасху является битьё яиц — точным ударом нужно разбить чужое яйцо, сохранив свое в целости. Все разбитые яйца необходимо съесть. Поскольку для новых забав потребуются новые яйца, можно повторить процедуру дарения со словами «Христос Воскресе!», поскольку эта фраза славит Господа.

1:1035 1:1045

Подаренные вам пасхальные яйца съедайте. Обычай запрещает выкидывать скорлупу через окно и, тем более, ее выплевывать (согласно поверью, по земле ходит сам Христос с апостолами, и скорлупой можно в него попасть). Поэтому кушайте аккуратно, размельчая и выкидывая скорлупу. Еще лучше закопать ее землю — в таком случае урожай будет гораздо богаче.

1:1689

1:9

Как минимум, одно яйцо оставьте и храните его весь год . Оно будет хранить ваш дом от пожаров и ненастий. Покатав крашеное яйцо по земле, вы сделайте землю на своей даче более плодородной, поскольку яйцо в русской культуре - символ возрождения и новой жизни.

1:488 1:498

2:1003 2:1013

Что делать с несъеденными освященными продуктами: яйцами, куличами

2:1154

Поскольку обычай христосоваться на Пасху предполагает и обмен пасхальными яйцами, то часто несъеденных их остается очень много. Тоже самое происходит и с куличами, и другими освященными продуктами.

2:1522 2:9

Если скорлупу пасхальных яиц выбрасывать можно, то с едой так не поступают.

2:154 2:507 2:517

Необязательно освящать в церкви куличи абсолютно все, которые вы испекли, достаточно будет и одного-двух для разговения . Но совершено недопустимо освященную пищу выбрасывать, предавать поруганию.

2:886 2:896

Если ее невозможно употребить в пищу, то она сжигается, высыпается в проточную воду (реку), но не в канализацию, или закапывается в землю в непопираемом ногами месте. То есть там, где люди не ходят. Например, под деревом.

2:1300 2:1310

Часто при храме есть специальный бак, куда и складываются остатки освященной еды, и календари со святынями, и прошлогодние вербы, и заплесневевшие просфоры, в общем все, что рука не поднимается просто выкинуть.

2:1701

2:9

Крошки от куличей можно аккуратно скормить птицам.

2:110 2:120

3:627 3:637

Традиция бить яйца на Пасху

3:705

Пришел вопрос: просвятите, плиз, откуда появилась традиция разбивать яйца на Пасху, с чем это связанно?

3:900

Обычай раскалывать яичную скорлупу на Пасху впервые появился при византийском дворе Константина Великого и его матери святой Елены.

3:1148

Яйцо с древних времен символизирует обновления жизни и красный — это цвет жизни и радости. А некоторые люди считают, что яйца окрашены в красный цвет в память о крови Христа, которая была пролита для нас, людей, то есть, символизирует не жизнь, а смерть. И разбивая яйцо, мы помогаем жизни (яйцу) победить смерть (разбить оковы красной скорлупы) — вот объяснение зачем бьют яйца на Пасху.

3:1867

3:9

Славяне на Пасху отмечали степень готовности к началу весенних полевых работ и закладку основы урожая. Для этого они заранее пекли куличи, которые посыпали зерном - символом плодородия. Ставили на поднос кулич и, добавив расписные куриные яйца с символами своего рода, ходили от дома к дому, спрашивая хозяев: «Готовы ли вы к посеванию?» После обмена шутливыми приветствиями происходило «соревнование» в виде удара яиц с символами обеих семей. В случае разбитого яйца его владельцу давали яйцо «обидчиков» со словами: «Слабо ваше семя, возьмите наше!».

3:1068


На Пасху яйца с треском разбиваются и свечи зажигаются

Для нас неразделимо = Пасха = биться яйцами. Однако, и в православной Греции такой обычай давно известен.

3:1374

Утром Великой субботы начинаются церковные службы и обряды. Встречают Благодатный огонь из Иерусалима, который доставляется в Афины, а потом развозится по регионам Греции. Незадолго до полуночи в храмах люди зажигают свои пасхальные свечи от Благодатного огня. Наступает Пасха. Христос Воскреси!

3:1922

3:9

И православные целуют друг друга, поздравляя с Воскресением Христовым. И в этот важный для верующих людей момент нет врагов, все друзья, а этот поцелуй дарует бывшим недругам прощение за прошлые обиды.

3:380 3:390

После встречи Пасхи в храме, верующие приносят домой Святой Свет Благодатного Огня и дымом свечей рисуют креста у входа в дом. На счастье.

3:645 3:655

Затем — зажигают свечи от частички Святого Огня и стараются поддерживать его горение от трех до сорока дней.

3:862 3:872

А потом наступает радостный Пасхальный обед — с треском разбивающейся скорлупы и традиционным пасхальным супом!

3:1088

Пасху отмечает весь православный народ и со временем сложилось много традиций, связанных с этим великим днем. Изначально Пасха стала как вроде бы символом воскрешения самого Иисуса Христа, а так как событие исчисляется исключительно по лунному и солнечному календарю, дата празднования всегда «плавающая» и каждый год выпадает на разный день.

Несмотря на это, традиции, связанные с Пасхой, четко соблюдаются, так как несут в себе определенные тайны. Одним из таких таинств считается то, что люди кроме разговения яйцами зачем-то ими бьются! Речь идет не о кидании или прямом нанесении ударов на тело человека, а о том, что прежде чем очистить яйцо, двое аккуратно стукаются своими яйцами и смотрят, у кого яйцо оказалось крепче и не дало трещину. Когда семья большая, то тот, у кого яйцо осталось целым продолжает стучать ими о яйца, которые взяли другие родственники. Что это?! Обычное баловство, не несущее в себе никакого смысла или действительно нечто нужное и правильное?

Зачем на Пасху бьются яйцами?

Говоря о том, «зачем» бьются яйцами в пасхальный день, правильнее было бы сказать «почему?» это делают, откуда берет истоки данная традиция? Считается, что яйца перед тем как их съесть, должны между собой «соревноваться». То, которое разобьется, несло в себе зло и его непременно нужно наказать – съесть. Крепкое яичко несет в дом блага и достаток, его нужно сохранить в шкафу до следующего пасхального дня! Такое яйцо на протяжении года может уберечь от болезней и сглазов, поскольку не зря на них проводили различные гадания, делали обереги, с их помощью вылечивали смертельно больных.

Другие поверья говорят о том, что в день великого события люди настолько радовались, что хотелось обнять, поцеловать друг друга. Однако истории Пасхи настолько грустна и печальна, что поцелуи в этот праздник будут явно неуместными. Поэтому, чтобы как-то выразить свое почтение и радость, люди стали «целоваться яйцами», как бы в шутку соприкасаясь друг о друга, стукаясь ими не меньше не больше трех раз.

Более древнее описание столь давней традиции говорит о том, что Иисус после смерти был упокоен в гробнице, закрытой камнями, которые по форме напоминали яйцо. Как символ раскола камня, открытия входа в гробницу и будущего воскрешения сына господнего нужно разбить яичную скорлупу, как бы напомнить себе и окружающим о воскресении!

Кроме того, в некоторых селениях связывали битье яиц больше с игрой, позволяющей выяснить у кого дом более плодородный, а считалась такой та хата, у которой яйцо о яйцо, которое принес с собой гость, сразу не разбивалось. В этом случае гость уходил в другую по очереди хату, доставая новое яйцо. Если же все-таки символ Пасхи разбивался, тогда принесший более крепкое яичко оставлял его в этом доме, объясняя тем, что теперь жилище станет более плодотворным и в этом году хозяева соберут богатый урожай.

Вообще о данной традиции можно сказать одно, что всегда ей следовали с желанием и радостью, она была основным атрибутом священного дня, а значит, несла в себе исключительно добро и благодать земную!