Что такое социальное обеспечение. Социальное обеспечение

Рисование окружностей различного диаметра - далеко не самый нужный навык в жизни. Однако рано или поздно необходимость нарисовать круг без циркуля и других вспомогательных предметов круглой формы застает всех врасплох. Поэтому лучше заранее узнать о том, без циркуля вне зависимости от его диаметра.

Как нарисовать ровный круг без помощи циркуля

Вы можете быть школьником, который пришел на урок геометрии, забыв инструменты для черчения, студентом, взрослым человеком, вынужденным начертить идеально ровную окружность, - ситуации случаются разные.

Каждому человеку полезно будет знать, как нарисовать ровный круг без циркуля. Мы предлагаем вам несколько способов решения данной задачи.

Заменить циркуль легко может другой инструмент, находящийся в пенале у каждого школьника, а именно - транспортир. Положите его на бумагу, отметив центральную точку на прямой части, это будет центр будущего круга. Обведите внутреннюю часть полукруга, затем поверните линейку примерно на девяносто градусов и дорисуйте треть круга. Поверните транспортир еще раз и завершите круг.

Если вы находитесь на совещании или на рабочем месте, но под рукой не оказалось нужного инструмента, просто воспользуйтесь компакт-диском. Обведите его с внешней стороны или с внутренней для получения фигуры меньшего размера.

В офисной обстановке можно также воспользоваться стаканом. Для этого возьмите стакан с водой, сделайте глоток и поставьте на лист бумаги, легким движением обведите дно. Попейте еще и отставьте его в сторону.

Все вышеперечисленные предметы можно найти в любом офисе, транспортир будет доступен и ученикам. С помощью них вы сможете ровно нарисовать круг без циркуля.

Рисуем круги разного размера без вспомогательных предметов

Что же делать, если требуется нарисовать окружности разного диаметра?

Совсем не сложно справиться с этой проблемой, имея под рукой лишь бумагу и простой карандаш.

Возьмите карандаш в одну руку, вторую положите на лист бумаги. Мизинец первой руки расположите на листе так, чтобы он был центром будущего круга. Хорошо зафиксируйте это положение. Второй рукой начинайте поворачивать бумагу вокруг мизинца. Вы увидите, как получается ровная окружность, как при использовании циркуля.

Круг большего размера рисуется так же, но в этом случае мизинец согните, как если бы сжали все пальцы в кулак. Левой рукой начинайте поворачивать лист, пока не увидите получившийся круг. Желательно использовать карандаш с мягким грифелем.

Круг с еще большим диаметром можно нарисовать, повторив все вышеуказанные советы, но теперь правая рука должна касаться листа выступающей косточкой на запястье.

Это самые простые методы того, как нарисовать круг без циркуля. Самое главное в этих способах - научиться держать правую руку неподвижной (левую, если вы левша).

Как нарисовать идеальную окружность при помощи линейки

Если под рукой у вас найдется обычная линейка, то вы можете воспользоваться еще одним советом, как нарисовать круг без циркуля. Возьмите линейку и приложите ее к бумаге, отметка ""0"" будет центром круга, поэтому поставьте ее в нужном месте. Вторую точку нарисуйте возле цифрового значения, соответствующего радиусу круга. Немного сместите второй край линейки так, чтобы середина оставалась на нуле, а третья точка располагалась чуть выше второй.

Проделайте эту процедуру несколько раз. В результате у вас должна получиться окружность, нарисованная Чем чаще пунктир, тем легче будет соединить все в сплошную линию.

Это, пожалуй, самый легкий, но вместе с тем и самый долгий способ того, как нарисовать круг без циркуля.

Социальное страхование - это одна из форм социальной защиты населения от различных возможных рисков, которые связаны с потерей здоровья, трудоспособности, работы, заработка и прочего дохода. Главной особенностью социального страхования является то, что финансирование на социальное обеспечение производится из специализированных бюджетных фондов, которые формируются целевыми страховыми взносами юридических лиц (работодателей) и физических лиц (работников).

Социальное страхование базируется на принципе гибкой эквивалентности, то есть существует определенная зависимость страховой выплаты от величины страхового стажа и трудового вклада. В социальном страховании активно действует сочетание принципа эквивалентности с принципом коллективной солидарности и объединения рисков.

Система социальной защиты граждан Российской Федерации включает в себя основные элементы:

  • традиционная форма государственной социальной помощи;
  • комплекс федеральных социальных гарантий (социальные услуги);
  • социальное страхование.

Социальное страхование гарантирует застрахованным гражданам полное страховое обеспечение, которое позволяет исполнение страховщиками своих обязательств перед застрахованными гражданами.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение направлено на финансовое обеспечение граждан Российской Федерации при наступлении страховых случаев, признанных в соответствии с федеральным законодательством социально значимыми. Социальное обеспечение выравнивает социальное положение отдельных категорий граждан в сравнении с остальным населением РФ.

Социальное обеспечение - защита самых уязвимых слоев населения, которые в силу объективных и субъективных причин не могут о себе позаботиться самостоятельно: инвалиды, старики, дети, сироты и другие. Социальное обеспечение может носить как имущественный характер помощи (услуги, деньги, вещи), так и неимущественный (помощь социального психолога).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 39) право на социальное обеспечение является одним из основных социальных прав граждан РФ.

Основные виды социального обеспечения

По виду социальное обеспечение делится на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание.

Социально-обеспечительная помощь - помощь, которая оказывается для определенной категории граждан:

  • для тех, кто имеет конкретный источник доходов к существованию, но временно был им утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности;
  • для тех, кто имеет постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей;
  • для тех, кто в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.

Социально-обеспечительное содержание предоставляет необходимые и достаточные средства тем гражданам, кто еще не может самостоятельно приобрести источник доходов, либо же уже не может себя самостоятельно обеспечивать.

В чем отличие?

Главным отличием этих двух видов по социальному обеспечению является то, что помощь носит временный характер и не является базисным источником доходов.

К видам социально-обеспечительной помощи относят:

  • льготы;
  • компенсации;
  • пособия;
  • имущественная помощь (продукты питания, обувь, одежда);
  • социальные и медицинские услуги (некоторые виды) за счет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

К видам социально-обеспечительного содержания относят:

  • частичные социальные услуги (оказываются социальными службами);
  • пенсии.

Форма выплаты социального обеспечения

Социальное обеспечение делится на две формы выплаты: денежная и натуральная.

Денежная форма выплаты подразделяется на:

  1. пенсии (все разновидности и виды);
  2. пособия (все виды).

К натуральной форме выплаты относятся:

  1. льготы (например, бесплатное лекарство);
  2. компенсации (например, предоставление жилья вследствие катастроф и т.д.);
  3. медицинские услуги, в том числе санаторно-курортное лечение;
  4. содержание домов престарелых и инвалидов.

Законодательно закрепленные виды социального обеспечения

Законодательством Российской Федерации закреплены основные виды социального обеспечения:

  • предметы первой необходимости;
  • медицинские и социальные услуги;
  • льготы;
  • социально-обеспечительные компенсации;
  • пенсии.

Каждый вид социального обеспечения состоит из конкретных разновидностей. Важная особенность заключается в том, что сами виды по социальному обеспечению стабильны и устойчивы, а его разновидности меняются в зависимости от экономических, политических и социальных условий, происходящих на данный момент в стране.

Труд является основным источником средств существования не только человечества в целом, но и каждого отдельного человека. Но человек может лишиться способности к труду в силу самых разнообразных причин как естественного, природного, связанного с биологической сущностью человека, так и социального характера, причем эта опасность увеличивается по мере технического и экономического развития общества. И если человек по каким-либо причинам утратил возможность трудиться, он одновременно лишается и необходимых ему жизненных благ. Очевидно, что источником обеспечения этих лиц могут стать только результаты труда иных, трудоспособных членов общества, а для этого необходимо определенным образом перераспределить эти результаты.

Проблема обеспечения нетрудоспособных стоит перед любом обществом вне зависимости от его уровня экономического и культурного развития. Однако не любое обеспечение нетрудоспособных является социальным в том смысле, как мы понимаем его сегодня. - Право социального обеспечения: учебник и практикум / под ред. Филипповой М.В. - М.: Изд-во «Юрайт», 2016 с. 15

Конститутивными, т.е. составляющими основу этого понятия, признаками социального обеспечения являются следующие:

  • - признание обществом необходимости предоставления средств к существованию не имеющим их лицам формализовано путем закрепления права на обеспечение;
  • - осуществление обеспечения за счет общественных средств;
  • - обеспечение тех лиц, которые не имеют средств к существованию (либо имеют их в недостаточном объеме) по объективным, не зависящим либо мало зависящим от их воли, причинам, а сами эти причины в качестве оснований обеспечения закреплены в законодательстве;
  • - определение объема предоставляемых нетрудоспособным средств исходя из сложившихся в обществе стандартов жизнеобеспечения, представлений о социально значимых потребностях, а также представлений общества о социальной справедливости;
  • - создание государством, действующим от имени общества, в целях реализации права на социальное обеспечение особой организационно-правовой системы, включающей систему финансирования соответствующих мероприятий, систему осуществляющих их органов, систему гарантий защиты указанного права, а также обеспечение регулирования стандартов социального обеспечения, видов предоставляемых благ, оснований и условий их предоставления путем принятия соответствующего законодательства и разработки механизма его функционирования.

В специальной литературе предлагается и несколько иная система признаков, позволяющих квалифицировать обеспечение как социальное. Так, М.О. Буянова такими признаками называет:

  • - источники финансирования (специальные фонды, образуемые государством);
  • - круг лиц, подлежащих обеспечению (определенные категории, установленные законодательством);
  • - условия предоставления обеспечения (обстоятельства, установленные законодательством);
  • - цель предоставления обеспечения (материальная поддержка граждан). - Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов / под ред. Ю.П. Орловского, - М.: Юрайт, 2014. с. 17-18 (автор главы - М.О. Буянова)

Необходимым признаком обеспечения нуждающихся в качестве социального обеспечения является участие в нем государства. Следует подчеркнуть, что первыми формами социального обеспечения были формы негосударственные: частная благотворительность, церковное призрение, разрешенная и поощряемая милостыня и пр. Роль государства в их функционировании заключалась в том, что оно в той или мной степени регламентировало общественные отношения, в рамках которых осуществлялось такое обеспечение. Наряду с ними существовали и государственные формы - обеспечение увечных воинов, «зрелищные деньги» в период Античности, земельные наделы служилым людям и их вдовам, пенсии чиновникам и пр.

Со временем роль государства в сфере социального обеспечения меняется, однако неизменным остается его обязательное участие в той или иной форме. В этом смысле антиподом социального обеспечения является обеспечение внутрисемейное, внутриродовое, основанное на личных отношениях, которое осуществляется в силу естественной необходимости в продолжении и сохранении рода и в силу обычаев. При таком обеспечении государственное вмешательство, если и осуществляется, то не в саму сферу обеспечения, а в иные отношения (например, устанавливается ответственность родителей за содержание и воспитание детей).

Финансовым источником социального обеспечения являются общественные средства. Они создаются за счет налоговых поступлений в государственный бюджет, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных отчислений целевого характера.

Защита интересов малоимущих категорий общества, поддержка отдельных социальных групп и обеспечение нуждающихся - это приоритетные задачи любого правового государства.

Россия согласно утвержденным конституционным принципам признана государством социальным, и следовательно на государственном уровне должны предприниматься меры для обеспечения достойного проживания любых категорий и прослоек общества.

Действующим законодательством всем гражданам РФ полагается соцобеспечение по возрасту, государственная поддержка при болезни, инвалидности или потери кормильца.

Защита интересов материнства и детства предполагает выделение средств, необходимых для обеспечения интересов детей, их воспитания и развития. Данный перечень мер социальной защиты не является полным и законодательно могут устанавливаться другие случаи.

Как правовая категория социальное обеспечение является системой мер и действий государства для использования бюджетных средств и направления их для формирования фондов материальной и социальной поддержки тех категорий, чьи доходы в силу определенных жизненных обстоятельств не обеспечивают им необходимого жизненного уровня.

В систему указанных мер включены различные пенсии, государственные пособия, льготы, государственные компенсации и услуги.

Выплата пенсий социально не защищенным группам населения является основой социально-правового государства и мерой социальной защиты и поддержки. Когда человек достигает определенного возраста, либо ему устанавливается инвалидность, то им утрачивается заработок, и государство в целях компенсации дохода, назначает определенную денежную выплату - пенсию.

На протяжении последних двух десятилетий в России неоднократно проводилось реформирование пенсионной системы, что связано с экономическими изменениями в стране, установлением нового правового порядка, появлением новой системы органов социальной защиты населения, а также изменениями в обществе.

Вопрос назначения пенсий регулируется специальными законами, и в настоящее время основными пенсиями являются пенсия по достижению определенного возраста (старости), выплаты инвалидам, социальная пенсия, пенсия для определенных групп (военнослужащие, государственные служащие, космонавты), пенсия назначаемая при потере кормильца.

Проблемы пенсионного обеспечения весьма существенны в современном обществе. В последнее время особый интерес также вызывает и повышение в будущем пенсионного возраста.

Много вопросов возникает с назначением пенсии, расчетом ее размера, перечнем необходимых документов для назначения пенсионных выплат.

В первую очередь это связано с тем, что многие граждане осуществляли трудовую деятельность еще в советский период, в связи с чем при назначении пенсии возникает ряд вопросов, связанных с расчетом размера пенсии, предоставлением документов и дополнительной информации.

Экономические изменения привели к тому, что предприятия и организации прекратили деятельность, многие реорганизованы или изменили название, архивы документов утрачены или уничтожены.

Особая озабоченность у граждан возникает, когда необходимо затребовать документы из тех государств, которые прежде входили в состав СССР. Все эти факторы зачастую делают невозможным предоставить документы необходимые для назначения пенсии, что вынуждает граждан обращаться в суд за защитой своих интересов.

Еще одной мерой социального обеспечения граждан являются пособия, которые назначаются в силу наступления определенных событий, например, достижения старости, либо неблагоприятных факторов, таких как болезнь, инвалидность, временная или постоянная нетрудоспособность.

Основным отличием пенсии от пособия, является то что пенсия обусловлена трудовой или иной общественно-полезной работой, которая ранее осуществлялась человеком, в то время как пособия назначаются при наступлении нетрудоспособности, когда требуется дополнительная поддержка и забота со стороны общества и государства.

Наиболее значимыми пособиями являются выплаты связанные с временной нетрудоспособностью, в связи с перенесенным заболеванием или болезнью, пособия при полной утрате возможности трудится в связи профессиональным заболеванием или трудовой травмой.

Особую группу составляют меры защиты обусловленные временными физиологическими и социальными изменениями, такими как беременность, роды, рождение ребенка и нахождение в отпуске по уходу за ним.

Также имеются пособия направленные на поддержку установленных демографических групп населения, таких как многодетные семьи, матери-одиночки, дети сироты. Отдельное место занимают пособия на погребение.

Назначение и выплата указанных социальных выплат зачастую связаны с предоставлением многочисленных документов, что зачастую вызывает «проволочки».

Проводимые государственные мероприятия в данной сфере иногда неэффективны, и приводят к тому, что многие действительно нуждающиеся не имеют доступа к социальным возможностям, отсутствует адресность государственной поддержки. Кроме этого, обращаясь за назначением пособия гражданин не всегда обладает необходимыми знаниями и не может определить какие пособия, льготы либо иные меры социальной защиты ему положены и на какую помощь со стороны государства он может рассчитывать.

Имеются и другие формы государственно-социального обеспечения, связанные с изменением статуса гражданина. К таким мерам социального обеспечения относятся выплаты по безработице, направление безработных на переквалификацию, переобучение, получение новой профессии и дальнейшее их трудоустройство.

Социальные меры также связаны с адаптацией и трудоустройством инвалидов, предоставления им индивидуальных средств передвижения, протезирование, оказание помощи матерям детей-инвалидов.

К мерам социальной заботы и поддержки, кроме вышеперечисленных также относятся установленные для определенных законом граждан льготы.

Предоставление льгот направлено на облегчение материального бремени, и может быть связано с предоставлением бесплатных лекарств, обеспечением льготного проезда в общественном транспорте, льготным приобретением путевок в лагеря отдыха и санатории для детей, на прохождение санаторно-курортного лечения, льготами по оплате за жилье и коммунальных услуг.

Социальная поддержка может выражаться в предоставлении различных государственных услуг по медицинскому обслуживанию, предоставлению образовательных услуг в детских дошкольных и школьных учреждениях, содержание граждан в домах-интернатах и других социальных учреждениях.

Таким образом, социальное обеспечение в России это целостная государственная система, и если механизм социальной защиты и поддержки ослабевает, дает сбои, то в первую очередь страдают нуждающиеся, но при этом затрагиваются интересы всего общества, замедляются темпы его развития, снижается уровень жизни населения в целом.

Актуальность социальной сферы в современной России стоит особенно остро. Проводимые государством реформы не всегда отражают потребности общества и связаны с защитой государственных интересов.

В данной связи граждане желающие воспользоваться социальной защитой для собственных нужд или обеспечить защиту интересов близких, должны обладать более полной информацией. Для этого и создана данная рубрика, которая дает ответы на все поставленные вопросы и предоставляет в понятной форме сложные правовые аспекты.