Фрустрация — что это такое.

Фрустрация

(от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) -

1) , выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения , вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи ;

2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией . В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности . В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Фрустрация

Психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

В связи с фрустрацией различаются:

1 ) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;

2 ) ситуация фрустрационная;

3 ) реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит:

1 ) от силы, интенсивности фрустратора;

2 ) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;

3 ) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Важное понятие при изучении фрустрация - толерантность фрустрационная - устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Фрустрация Этимология.

Происходит от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание.

Категория.

Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.

Специфика.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ФРУСТРАЦИЯ

(от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - , вызванное неуспехом в удовлетворении , желания . Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой , отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности . См. , Гипотеза фрустрации-агрессии .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Фрустрация

   ФРУСТРАЦИЯ (с. 633) (от лат. frustratio - обман, неоправдавшееся ожидание, разочарование) - психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей.

Если человек испытывает некоторую потребность (а ее ведь можно и искусственно спровоцировать!), но существует нечто, препятствующее ее удовлетворению, то он теряет душевное равновесие и впадает в раздражение.

Психологи изучали данное явление с помощью простого эксперимента. Испытуемым объявляли, что им предстоит проверка ловкости и сообразительности. Затем им давалось несложное вроде бы задание: с помощью нескольких приспособлений дотянуться до пирамидки, состоящей из колец, и поэтапно разобрать ее. Единственная трудность состояла в том, что участникам эксперимента запрещалось выходить из очерченного круга. Но именно это затруднение и было непреодолимо: экспериментатор специально очерчивал круг так, что выполнить задание, не нарушив запрета, становилось физически невозможно. Эксперимент показал: большинство испытуемых после долгих безуспешных попыток выходили из себя, принимались кричать и ругаться, а порой экспериментатору приходилось спешно ретироваться, чтобы избежать рукоприкладства.

Каждый человек не раз становился жертвой похожих обстоятельств. Наиболее уравновешенные люди, как правило, находят в себе достаточно сил, чтобы не выплескивать свое раздражение на окружающих. Однако, загнанное внутрь, оно не исчезает, а продолжает мучить человека, порой довольно долго.

Сила фрустрации зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний неизбежно приводят к столкновению реальных возможностей человека и трудности тех задач, которые он перед собой опрометчиво ставит. Ситуации и состояния фрустрации довольно часто возникают при взаимодействии людей, в том числе в воспитательном процессе. Типичный пример фрустрирующего воздействия - запрет педагога или родительское наказание в форме лишения ребенка чего-либо очень желательного или привлекательного. Частая и длительная фрустрация может привести к негативным изменениям в характере, к возникновению неврозов, закреплению агрессивных форм поведения. Устойчивость к фрустрации связана, в частности, с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. В то же время она выше у тех людей, которым свойственна высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутренняя психическая гармония, творческое отношение к жизни.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "фрустрация" в других словарях:

    фрустрация - и, ж. frustration f., нем. Frustration <лат. frustratio обман; провал, неудача; срыв. псих. Психологическое состояние, возникающее в результате разочарования, неосуществления какой н. значимой для человека цели, потребности и проявляющееся в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ФРУСТРАЦИЯ - [лат. frustratio обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror обманываю, делаю тщетным, расстраиваю], психологич. состояние гнетущего напряжении, тревожности, чувства безысходности и отчаяния;… … Философская энциклопедия

    ФРУСТРАЦИЯ - [лат. frustratio обман, неудача] 1) расстройство, срыв, крушение планов, намерений, надежд и т. п.; 2) психол. душевный дискомфорт из за несоответствия внутренней и внешней картины мира; состояние, возникающее при разочаровании, неосуществлении… … Словарь иностранных слов русского языка

    фрустрация - состояние, тревожность, подавленность, безысходность Словарь русских синонимов. фрустрация сущ., кол во синонимов: 10 безысходность (13) … Словарь синонимов

    Фрустрация - Фрустрация ♦ Frustration Отсутствие чего либо при неспособности его получить или отказаться от желания его иметь. Тем самым отличается от надежды (которая может быть удовлетворена), траура (отказа от бытия) и удовольствия (каковое и есть… … Философский словарь Спонвиля

    ФРУСТРАЦИЯ - (от латинского frustratio обман, неудача), психологическое состояние. Возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности.… … Современная энциклопедия

    ФРУСТРАЦИЯ - (от лат. frustratio обман неудача), психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией … Большой Энциклопедический словарь

    Фрустрация - (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец,… … Психологический словарь

    ФРУСТРАЦИЯ - (от лат. frusratio самообман, неудача, гпщгтмая надежда) англ. frustration; нем. Frustration. 1. Состояние психической дезорганизации, возникающее у человека в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей и… … Энциклопедия социологии

    ФРУСТРАЦИЯ - (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство). Психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению целей,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Современная жизнь часто «радует» большими разочарованиями и крахом надежд. Многие люди, сталкиваясь с неожиданными проблемами, осознавая, что все их желания становятся недостижимыми, впадают в определенное психическое состояние — фрустрацию. Состояние фрустрации - что это такое, опасно ли оно и чем чревато для личности? Давайте, поговорим о хитростях человеческой души.

Фрустрация — негативное психическое состояние

В переводе с латинского слово «фрустрация» обозначает «тщетное ожидание». Такое состояние появляется, когда личность на пути к осуществлению драгоценных желаний, сталкивается с непреодолимыми препятствиями и понимает, что достижимое вдруг становится недостижимым.

Фрустрация может развиться при столкновении как с внешними барьерами, так и при возникновении внутриличностного конфликта.

Вред фрустрации

Находясь в состоянии фрустрации, человек переживает практически все негативные эмоции, присущие личности: злость, раздражение, отчаяние, бессилие, обиду. Чувство фрустрации отличается продолжительностью. Длительное ощущение подобных эмоций неблагоприятно сказывается на человеке и может привести к следующим состояниям:

  • дезорганизация личность;
  • повышение агрессивности и враждебности;
  • появления стойкого чувства неполноценности;
  • формирования серьезных психических нарушений;
  • развитие апатичного состояния с утратой интереса к жизни.

Этот феномен является травмирующим для человека. Состояние, при котором личность сталкивается с несоответствием желаемого и достижимого, вызывает у нее сильное психическое напряжение.


Фрустрация негативно сказывается на личности и ее окружении

Стремясь восстановить внутреннюю гармонию, баланс, человек решается на порой легкомысленные и опасные поступки.

Польза фрустрации

Но фрустрировать – это не всегда плохо и разрушающе для личности. Все зависит от природного склада характера. Этот феномен может приносить и пользу. Испытывая фрустрацию, сильный духом человек внутренне организуется и меняется в лучшую сторону. Злость, появляющаяся при неудачах, становится мотивирующей, дающей дополнительные силы для решения проблем.

Понятие фрустрации в психологии неразрывно связано с появлением мощных возможностей для прогресса личности.

Такое испытание формирует волю, воспитывает решительность и стойкость. Страх потерять что-либо становится яркой силой – пусковым крючком к возможности человека самореализовываться и достигать новые цели.


Фрустрация может приносить и пользу

Умение справиться с фрустрацией и победить ее – важное человеческое качество. Оно необходимо, чтобы человек умел оставаться позитивным (а значит и сильным) в любых жизненных передрягах.

Поведенческие модели при фрустрации

Психолог из США Сол Розенцвейг, долгое время изучавший феномен и давший подробное определение фрустрации, считал, что фрустрирующая ситуация имеет следующие типы поведения:

Экстрапунитивное . Развивается, когда фрустрирующая личность начинает обвинять в неудачах окружающих людей либо внешние обстоятельства. Поведение личности становится агрессивным и примитивным. В человеке просыпается стойкое, озлобленное упрямство, и он стремится добиться желаемого любыми целями.


Виды воздействия фрустрации на личность

Интрапунитивное . Эта разновидность феномена формирует развитие у личности аутоагрессии (самобичевание). Человек во всех бедах винит себя и очень страдает, проявляя подавленность и повышенную тревожность.

Интрапунитивная фрустрация опасна, она способна вызвать серьезный психологический диссонанс и привести к развитию стойких депрессий . Человек становится молчаливым, уходит в себя, ограничивается в общении.

Импунитивное . Наиболее щадящее проявление феномена. Импунитивная личность никого не обвиняет в неудачах. С присущим таким людям оптимизмом фрустрация воспринимается как незначительное и малозаметное событие.

Особенности реакций

Каждая личность индивидуальна. Люди отзываются на фрустрационные события совершенно по-разному. Их модели поведения зависят от возраста, присущего характера и тяжести самого события (виновника феномена). Психологи, изучая человеческие реакции, выделили следующее поведенческие реакции:

  1. Агрессивность. Наиболее распространенный отзыв человеческой психики. Агрессивные проявления могут быть направлены на людей или на окружающие вещи (ссора, конфликты, битье посуды).
  2. Взвинченность. Фрустриующий человек может прийти в состояние повышенного двигательного возбуждения. Человек совершает бессмысленные действия (крутит и дергает волосы, машет руками, бесцельно ходит по квартире).
  3. Безучастность. Часто бывает так, что взвинченное состояние провоцирует противоположную реакцию – апатичность. Личность становится вялой, такой человек может сутками лежать на диване, чувствуя себя полностью опустошенным.
  4. Бегство от реальности. Фрустрация, особенно у психологически слабой и мнительной личности, способна сформировать своеобразную защитную реакцию психики. Человек бежит от реальности, отказываясь воспринимать информацию, которая когда-то спровоцировала у него расстройство.
  5. Зацикленность. Такое проявление также зависит от врожденного упрямства и неспособности принимать неудачи. Человек зацикливается на чем-то. После проигрыша в лотерею покупает билеты снова и снова или многократно поступает в ВУЗ, где его не приняли. Даже после понимания, что эта профессия ему не так уж и нужна.
  6. Соматические нарушения. Сильный стресс, возникающий при фрустрации, провоцирует различные соматические нарушения со стороны вегетативной системы: головокружение, тошноту, головную боль. В серьезных случаях к человеку может прийти гипертонический криз, инфаркт, развиться язва.
  7. Саморазрушение. Фрустрация при неблагоприятном исходе может вызвать не только длительную депрессию, но и стать причиной увлечения алкоголем, наркотиками. Заставить человека слишком много есть или полностью отказаться от пищи. Личность, не в силах справиться с ситуацией, ищет утешение в ином. Итогом становится наркомания, алкоголизм, булимия, анорексия.

Причины фрустрации

К данному феномену причастен ряд следующих причин (их можно объединить в четыре крупные группы):

  1. Лишения. Они могут быть внутренними (нехватка знаний, опыта, мастерства) и внешними (безденежье).
  2. Потери. Такие причины также могут влиять на личность внешне (смерть близкого, финансовое разорение) и внутренне (инвалидность, тяжелое заболевание).
  3. Конфликты. Велик риск развития опасного феномена, когда личность испытывает некую длительную борьбу с самим собой либо с кем-то из людей, окружающих человека (соперничество, разность взглядов).
  4. Препятствия. Они становятся провоцирующими факторами, когда вызывают резкое несоответствие между ожидаемым и получаемым. Когда человек ощущает некую блокировку по причине рамок собственной морали, совести, существующих законов и социальных табу.

На развитие этого феномена непосредственно влияет и характер ситуации, важность того, что человеку получить не удается.


Причины фрустрации

Чем значимее и сильнее потребность и получение чего-то недостижимого, тем больше вероятность того, что личность столкнется с фрустрацией . По мнению психологов, фрустрация развивается особенно сильно, когда она блокирует потребность личности в самоуважении.

Фрустрацию могут спровоцировать даже незначительные ситуации и события. Для мнительных, вечно сомневающихся людей достаточно резкого негативного замечания от посторонних, отказ друга помочь в чем-то. Даже не вовремя ушедший автобус, на который опоздал человек, приводит к появлению фрустрационного поведения.

Любовная фрустрация

Одними из причин развития фрустрационной ситуации являются неудачи на любовном фронте. Ее отличительной чертой является наличие конструктивного эффекта (целенаправленные попытки изменения ситуации). Человек, страдающий от любовной фрустрации, ощущает усиленную тягу к отвергнувшему его объекту.


Эмоции личности при фрустрации

Любовная фрустрация – это эмоциональное состояние, характеризующееся как некая зависимость от лица противоположного пола, с которым разрушились отношения . Действия личности чаще проявляются в крайне неадекватных поступках, появляется агрессивность, озлобленность, раздражительность. Человек становится зависимым от своего состояния, у него нарастает ощущение тревоги. Многие люди, обладающие силой воли, духовной зрелостью, справляются с этой ситуацией. Иные совершают противоправные действия, приводящие к преступлениям. Ломается жизнь обоих.

Диагностика проблемы

Чтобы распознать наличие у человека данного расстройства, психологи используют специально разработанные тесты. Тестирование также помогает определить способность человека противостоять стрессовым ситуациям и манеру его ответных реакций.

Главная задача психолога – не только помочь осознать пациенту, что у него развилась фрустрация, но и найти самые успешные пути выхода из такого состояния.

Как работает психолог . Специалист предлагает пациенту внимательно рассмотреть и проанализировать различные варианты ситуаций, которые могут произойти в жизни и дать им собственную оценку. Врач, внимательно следя за эмоциями и откликом человека, оценивает его внутреннее состояние. Одновременно понимая, как именно будет реагировать личность на фрустрацию.


Тесты, используемые психологом для определения фрустрации

Такие состояния – обыденные явления, с которым сталкивается каждый человек в жизни. Чтобы справиться с фрустрацией, следует воспринимать ее, как нечто неизбежное, как саму непредсказуемую жизнь. Что помогает в развитии таких способностей?

Борьба с фрустрацией

Если к человеку, испытывающему такое явление, подключаются тревожные симптомы: страх, депрессии, раздражительность, подавленность, к борьбе за гармоничное состояние подключаются медикаменты:

  • ноотропные препараты;
  • щадящие антидепрессанты;
  • растительные успокоительные средства.

Медикаменты могут помочь купировать лишь внешние проявления расстройства, но полностью избавить от проблемы не в силах. Фрустрация лечится с применением психотерапевтических методов.

Что такое фрустрация – это напряженное и длительное состояние эмоционального напряжения. Чтобы справиться с проблемой, следует обучиться справляться с самим собой: изменить мышление, скорректировать поведение и восприятие негативных ситуаций . Работа психолога направлена на:

  1. Улучшение внутреннего эмоционального состояния.
  2. Борьбу с возникающими психологическими зажимами.
  3. Развитие социальных навыков во взаимодействии с окружающими.

Можно ли самостоятельно выработать у себя такие качества? Напомним, что к фрустрации склонны люди с изначально слабым характером, мнительные и подверженные сомнениям. Своими силами воспитать у себя волевые качества и наладить жизнь способны лишь единицы.

При работе с проявлениями фрустрационного поведения лучше обратиться за помощью к опытному психологу. Специалист поможет человеку разобраться в истинных причинах появления психического синдрома и подберет оптимальный путь преодоления проблемной ситуации.

Асоциальное поведение).

Дословно фрустрация переводится как «обман, ложное ожидание». Это негативное состояние, вызванное невозможностью удовлетворения актуальных потребностей. Переживание и поведение человека определено и вызвано трудностями, которые он не может преодолеть на пути к цели или в процессе решения задач.

Проявления фрустрации носят индивидуальный характер. В число самых популярных реакций входят:

  • разочарование,
  • досада,
  • негодование,
  • отчаяние.

Ситуации, вызывающие состояние фрустрации, называют фрустрационными. Препятствия, затрудняющие достижение цели и вызывающие состояние фрустрации, называют фрустраторами или фрустрационными воздействиями. Эффект, который испытывает личность, пытаясь адаптироваться к фрустрационным условиям, принято называть фрустрационной напряженностью. Чем выше напряженность, тем сильнее активируются функции нейрогуморальной системы. Таким образом, чем больше напряжение (личности сложно адаптироваться), тем на больших мощностях работают психофизиологические резервы организма. Он постепенно истощается.

Теории фрустрации

Вопрос фрустрации до сих пор изучен не до конца. Предлагаю ознакомиться с наиболее популярными теориями, называющими основную защитную реакцию, сопровождающую фрустрацию.

Фрустрация – агрессия

Теория Д. Долларда. Согласно автору, если человек проявляет агрессию, то можно предположить о его фрустрации. Чем сильнее стремление к недостижимой цели, тем сильнее . Фрустрация тем сильнее, чем чаще повторяется и чем ниже толерантность к ней.

Фрустрация – регрессия

Теория К. Левина, Р. Баркера и Т. Дембо. Основной – регрессия, то есть личность воспроизводит ранее усвоенные модели поведения (откат к предшествующим возрастным периодам). Часто этот механизм сочетается с другими.

Фрустрация – фиксация

Теория Н. Майера. Активность человека теряет цель. Поведение становится бесцельным и повторяющимся. То есть человек фиксирует внимание на чем-то узком и не относящемся к цели, зацикливается на не относящихся к фрустрации вещах.

Виды фрустрирующих ситуаций

С. Розенцвейг выделил 3 типа фрустрирующих ситуаций: привационные, депривационные и конфликтные:

  1. Привационные ситуации предполагают невозможность овладения объектом потребности.
  2. Депривационные предполагают утрату объекта потребности.
  3. Конфликтные ситуации подразумевают влияние фрустраторов в виде внешних или внутренних .

Причины фрустрации

Состояние фрустрации вызывают препятствия, мешающие активности, необходимой для достижения цели. Речь идет о запретах, физических и моральных препятствиях, противоречиях. Препятствия бывают:

  • физическими (арест);
  • биологическими (старение, болезнь);
  • психологическими ( , недостаток знаний);
  • социально-культурными (нормы, табу общества).

Преодоление фрустрации

  1. Чтобы адекватно пережить состояние фрустрации, нужно особое внимание уделить ему вначале, когда фрустрация только-только стала заметна. Именно в этот момент человек совершает необдуманные, хаотичные, бессмысленные поступки – как направленные на достижение первичной цели, так и далекие от нее. Главное, пережить агрессию и депрессию, унять эти настроения в себе. Для этого подойдут техники .
  2. Второй шаг – замена первичной цели на альтернативную, но более доступную. Или рассмотрение причин неудачи и составление плана по их преодолению. Лучше сначала провести анализ ситуации. Если выясняется, что преодолеть трудность действительно нельзя (слишком много объективных факторов, не зависящих от личности), то рекомендуется выбрать другую цель или отсрочить достижение прежней, если внешние условия могут измениться со временем.

Состояние фрустрации заставляет чувствовать себя неполноценным. В ответ на это человек, как правило, реагирует защитными механизмами или чрезмерной активностью (гиперкомпенсация). Возможен и третий вариант – сознательное преодоление .

Особенности фрустрационного поведения описываются через мотивосообразность и организованность. Первый фактор предполагает осмысленную и перспективную связь поведения и мотива (потребности), провоцирующего фрустрацию. Организованность поведения предполагает наделение его хоть какой-то целью, не обязательно ведущей к удовлетворению первичного мотива, вызвавшего фрустрационную ситуацию. Сочетание этих параметров и обуславливает характер поведения. Например, оно может быть мотивосообразным и организованным или мотивосообразным, но не организованным и так далее.

Состояние фрустрации время от времени испытывает каждый человек. Однако лечения оно требует лишь в том случае, когда личность не в состоянии сама справиться с возникшей ситуацией.

Что такое фрустрация? Терминология

Фрустрация - это в психологии такое состояние психики человека, при котором его желания не соответствуют действительности - на пути к ним стоят непреодолимые преграды, либо возможности не покрывают всех стремлений. Термин, близкий к английскому слову «разочарование» и происходящий от латинского «неудача», «обман».

Каждый из этих переводов присутствует в изначальном определении термина "фрустрация". Это эмоциональное состояние, наступающее после разрушения всяческих надежд. Можно подобрать несколько различных определений, чтобы описать, что такое фрустрация, и всегда будет оставаться несколько нюансов. Предлагается рассмотреть важнейшие из них.

В чем различие фрустрации и разочарования?

Фрустрация - это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, - разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.

Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях - даже сильнее.

Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика - уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.

Фрустрация и депривация

Разочарование, в свою очередь, не единственное, с чем связывают фрустрацию. Столь же часто в разговорах о том, что такое фрустрация, вспоминается депривация и агрессия - самостоятельные термины, образующие все вместе причинно-следственную связь.

Депривация - психическое состояние, основанное на факте отсутствия чего-либо, обычно обстоятельств, к которым человек был привычен длительный период времени. Она может проявляться как отдельным состоянием, так и предпосылкой к фрустрации при наличии определенного развития событий.

Фрустрация и агрессия

Агрессия также является или симптомом, или последствием многих психических состояний, но ее взаимосвязь конкретно с фрустрацией имеет свойство видоизменяться и являться неизменной даже при отсутствии внешних проявлений. Достоверно известно, что агрессия - объективный результат фрустрации. Л. Берковиц, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что, несмотря на факт возможности изменения вероятности проявления агрессии, одно то, что именно агрессивные действия становятся объектом внимания психолога, означает, что агрессия - основное последствие ограничения человека.

Симптоматика фрустрации. Последствия

В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение - лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:

    Эмоциональная агрессия. Даже при распределении моделей поведения такое последствие самое распространенное.


состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.

Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).

По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).

Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.

Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.

На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».

Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».

В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».

Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

ФРУСТРАЦИЯ

психологическая боль") - блокирование целенаправленного поведения; - 1) обман, введение в заблуждение; 2) напрасная надежда, неудача: в политической психологии - ситуация дискомфорта из-за несоответствия внешней и внутренней картин общественно-политической действительности. (Словарь, с. 304)

ФРУСТРАЦИЯ

frustration) Состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочаровании. Фрустрацию и ДЕПРИВАЦИЮ часто путают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении, что депривация ведет к фрустрации, фрустрация ведет к АГРЕССИИ, агрессия ведет к ТРЕВОГЕ, тревога ведет к ЗАЩИТАМ…

Несмотря на распространенное мнение, что психоанализ убежден во вреде фрустрации, это не совсем так, ибо психоанализ считает, что РАЗВИТИЕ Я начинается с фрустрации. Фактически фрустрационные теории невроза предполагают, что как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении определенного порога интенсивности (ста. ПОРОГ).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

ФРУСТРАЦИЯ

Конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

В связи с фрустрацией различаются:

1) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;

2) ситуация фрустрационная;

3) реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит:

1) от силы, интенсивности фрустратора;

2) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;

3) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Важное понятие при изучении фрустрация - толерантность фрустрационная - устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится (В.С. Мерлин).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, неудача) - одна из форм психологического стресса, возникающего в ситуации разочарования и проявляющегося гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины. Ф. вызывают объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности.

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого "чувства крушения", когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности. См. Аффект неадекватности, Гипотеза фрустрации-агрессии.

Фрустрация

Frustration). Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным.

Фрустрация

Frustration). Отсутствие удовлетворения потребности или желания со стороны материнской фигуры. Также возникает при блокировании достижения личных целей.

Эго (Ego). В теории психоанализа - аспект личностной структуры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

ФРУСТРАЦИЯ

Специальное использование в психологии обычно ограничивается двумя значениями: 1. Действие – прекращение, вмешательство или прерывание поведения, – которое направлено на какую-то цель. Это операциональное определение; под поведением может пониматься почти все: от явного, физического движения до скрытого, когнитивного процесса. 2. Эмоциональное состояние, которое, как считается, возникает в результате действия в значении 1. Обычно считается, что это эмоциональное состояние имеет мотивационные свойства, которые вызывают поведение, разработанное, чтобы обойти или преодолеть препятствие.

Фрустрация

Негативное эмоциональное состояние, которое тяжело переживается человеком, порой дезорганизует его жизнь и деятельность, превращаясь во внутриличностный конфликт. Фрустрация возникает, если потребности и желания личности не могут быть удовлетворены вследствие кажущихся непреодолимых препятствий, ограничений и запретов.

Фрустрация

психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется отрицательными переживаниями (тревога, гнев и т. п.).

Фрустрация

психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.

Фрустрация

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности индивида, вызванное столкновением с объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми как таковые трудностями, препятствующими удовлетворению потребности, достижению цели или выполнению поставленной задачи; переживание неудачи, сопровождающееся разочарованием, раздражением, отчаянием, тревогой.

Фрустрация

от frustration) вынужденный отказ, особое состояние или внутренний психический конфликт, возникающий при столкновении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3.Фрейдом).

Фрустрация

необходимый компонент гештальт-психотерапии, а также фактор необходимый для созревания личности (см. зрелость). По словам Перлза, гештальт-терапевт - это искусный фрустратор. Клиент проецирует (см. проекция) на терапевта способность сделать за него то, что он сам не готов сделать в своей жизни, и пытается добиться этого с помощью манипуляций (см. манипуляция). «Гештальттерапия исходит из предположения, что пациенту не хватает способности опираться на себя, и что терапевт символизирует эту неполноту «я» пациента» [Перлз (17), с. 136]. Фрустрация проявляется в том, что психотерапевт не поддерживает манипулятивное поведение клиента, а побуждает последнего мобилизовывать собственные ресурсы для удовлетворения потребностей. Важно учитывать, что фрустрация не должна быть чрезмерной - терапевт должен соблюдать баланс фрустрации и поддержки. Лаура Перлз так сформулировала этот принцип: терапевт должен оказывать такую поддержку, которая необходима, но она должна быть наименьшей из всех возможных. Литература:

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов), 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов] - психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул - реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой - как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация - агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация - В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «...ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.

Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х - 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «...наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.

Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. ... Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.

Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.

В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «...о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.

Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.

Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.

О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.

Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.