Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости. Ребенок сидит за компьютером: компьютерная зависимость у детей

Читайте на этой странице:

Как оградить ребенка от алкогольной зависимости

Многие родители не осознают, что именно они, формируют привычки своих детей, как хорошие, так и плохие. Ребенок — это зеркальное отражение взрослых, которые его окружают, поэтому всегда стоит осознавать последствия своих действий. Если в семье существует “культ алкоголя”, скорее всего дети тоже станут употреблять спиртное. Каким образом выпивающие родители могут изменить ситуацию, расскажет опытный нарколог Николай Полосухин.

С чего начинается пьянство

Нарколог-психотерапевт Николай Полосухин воспитывает трехлетнюю дочь. В связи с этим, он признается, что контакты с детьми дошкольного возраста стали привычным явлением. Доктор поделился личными наблюдениями за детскими играми в неформальной обстановке. Часто малыши изображают праздничное застолье и пытаются подражать действиям своих родителей. Они разливают воображаемый алкоголь и чокаются игрушечными стаканами.

Безусловно факт употребления алкоголя в семье формирует у детей лояльность по отношению к спиртному. Примерно половина подростков впервые пробует алкоголь в окружении своей семьи. Нередко это происходит в возрасте до 10 лет. Полосухин отмечает, что неоднократно проводил беседы с родителями, которые сами предлагали детям выпить бокал шампанского в честь праздника. Основным мотивом подобного поведения они называют желание оградить ребенка от недоразумений, которые могут произойти с подростком за пределами дома. Абсолютная трезвость и отказ от алкоголя родители не рассматривают даже теоретически. Мнение об исключительной алкоголизированности россиян — раздутый миф. В европейских странах дело обстоит примерно так же. Нарколог Николай Полосухин, все же не отрицает, что в действиях таких родителей есть определенный резон. Существуют научные подтверждения того, что самостоятельное начало употребления алкоголя влияет на психику ребенка более разрушительно, чем проба под надзором родителей.

Доктор отметил, что неоднократно интересовался у родителей, в каком возрасте они планируют приобщить подростка к распитию спиртных напитков. Какие выгоды они видят в этих действиях? С научной стороны абсолютно точно развенчана легенда, что небольшие дозы алкоголя благотворно влияют на здоровье. Это неправда. Он не приносит пользы ни для сердца, ни для нервной системы, и разумеется, не решает проблем. К тому же, медики опровергли предположение о существовании безопасной дозы. Любое количество алкоголя приносит вред организму. По мнению психотерапевта Николая Полосухина, столь тесное присутствие алкоголя в быту россиян — это влияние национальной культуры. В нашей стране пьянство существует с давних времен и воспринимается людьми, как часть повседневной жизни. Глубинные причины скрываются в этом. Сам по себе алкоголь не имеет никакой ценности для организма.

Родители обязаны защитить ребенка от пьянства

Нейтрализовать вред от принятия спиртных напитков можно, пересмотрев некоторые семейных традиции, связанные с распитием хмельных напитков. Врачи называют множество причин, толкающих на первый опыт распития спиртного. Это может быть это может быть обычное любопытство, влияние извне, подражание, стрессовые ситуации, культурные нормы, получение нового опыта. Но существуют и другие причины, которые провоцируют ребенка на принятие алкоголя, например, жажда экспериментов или протест. Для подростков это очень свойственно. Подобные желания родители могут удовлетворять с помощью развлечений, которые дарят приятные ощущения без употребления наркотических веществ и алкоголя, например, спорт или популярные среди молодежи квесты.

По глубокому убеждению доктора Полосухина, тема абсолютной трезвости может быть сформирована в голове ребенка, благодаря коррекции методов воспитания. Родители должны понимать, что главной целью употребления алкоголя является состояние опьянения, то есть биохимическое воздействие на нервную систему, которое дарит ощущение счастья. На самом деле, алкоголь не имеет никаких достоинств и полезных воздействий. Хмельные напитки не решают никаких человеческих проблем, а только создают иллюзию беззаботности. На утро нерешенные проблемы возвращаются, копятся, и ко всему этому добавляется похмелье. Николай рассказывает, что в его практике встречались люди, которые осознали для себя основную причину пьянства. Когда до пациентов доходит, что алкоголь не приносит ничего хорошего, кроме кратковременного опьянения, они полностью пересматривают свое отношение к выпивке.

Из-за алкоголя родители губят детей

Ученые из Великобритании выяснили, что 37% детской смертности и травматизации, связаны с безответственностью пьющих родителей. Причиной служит буйное поведение взрослых в пьяном угаре или низкая концентрация внимания по той же причине. Другие исследования показали, что дети чувствует ослабление интереса со стороны родителей, чаще всего в тех семьях, где взрослые считают нормой пить на глазах своих детей. Подобное явление формирует в детях острый комплекс неполноценности и желание подстраиваться под настроение окружающих.

Дети 11-12 лет описывают спиртное, как “сладости для взрослых” и напиток “решающий проблемы”. Разумеется, такое представление плохо сказывается на восприятии окружающего мира. Нарколог Николай Полосухин рассказывает, что существует общество под названием “Взрослые дети алкоголиков”. Там люди пытаются избавиться от внутренних проблем, которые появились в результате травмирующего общения с нетрезвыми родителями. В 2009 году профессор Лайм Дональдсон, который занимал статус главы медицинской службы Великобритании, сделал заявление. По мнению ученого, главной причиной алкоголизации британского населения становится проведение вечеринок с распитием спиртного в присутствии малолетних детей.

Советы, которые помогут спасти детей от пьянства

Если родители хотят для своих детей светлого будущего без алкогольной зависимости, им необходимо полностью отказаться от распития спиртных напитков. Это решение не имеет отрицательных последствий, напротив, только положительные. Но даже пьющие родители могут изменить ситуацию в лучшую сторону. Нарколог-психотерапевт Николай Полосухин дает несколько рекомендаций, которые помогут сформировать здоровые привычки в семьях, где родители уже употребляют алкоголь:

  • Проводите поочередно домашние праздники с распитием алкоголя и без. Покажите своему ребенку, что для душевного веселья вовсе не обязательно выпивать.
  • Заранее оповестите приглашенных гостей, что распитие спиртного не предвидится. Придумайте альтернативу. Сделайте акцент на экзотических блюдах и безалкогольных напитках, придумайте конкурсы, неожиданные сюрпризы и сценарий праздника.
  • На застольях с распитием алкоголя, откажитесь от тостов, не делайте это одновременно и не привлекайте внимания. Устраните всевозможные ритуалы, связанные с выпивкой, отодвиньте ее на задний план.
  • Не пейте допьяна при детях. Постарайтесь, чтобы они не видели вас в таком состоянии.
  • Расскажите детям, что мечтаете избавиться от вредной привычки, как с ней тяжело жить и какую вину вы испытываете.
  • Проводите с ребенком больше времени, приобщайте его к спорту и искусству.
  • Постоянно подчеркивайте плюсы трезвой жизни. Ставьте ребенку в пример знаменитых и богатых людей, которые пропагандируют здоровый образ жизни и негативно относятся к алкоголю.
  • Обговорите с ребенком его первый опыт распития алкоголя. Определите подходящий для этого возраст и договоритесь с ребенком, что он не притронется к спиртному до того момента. Дайте установку, что это должно произойти дома в присутствии взрослых. Расскажите истории, в которых первый опыт принятия алкоголя обернулся для подростка бедой.
  • Не подчеркивайте ценность алкоголя в присутствии детей, не хвалите напитки, не превозносите их достоинств и не коллекционируйте.
  • Если общение с ребенком выстраивается трудно и возникают проблемы, лучше сразу обратиться к специалистам.

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости и справиться с ней.

10 правил для родителей.

Компьютерная зависимость - э та новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии.

Термин «интернет-зависимость» был предложен в 1996 году доктором Айвеном Голдбергом. Первый и важный признак начинающегося заболевания — чрезмерное увлечение Интернетом. Ребенок заходит на все сайты подряд, машинально, играет в онлайн-игры постоянно, не «вылазит» из социальных сетей.

Какие дети, прежде всего попадают в компьютерную зависимость? Многие считают, что это дети из неблагополучных семей, но как ни странно компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей, умных, развитых, с хорошей успеваемостью, до того как компьютер начинает затягивать детей все больше. Родители таких детей очень обеспокоены, как правило, родители работают, заняты на работе и делают успешную карьеру, в целом это нормальные семьи, где не наблюдается неблагополучия.

Факторы риска компьютерной зависимости:

Недостаток времени родителей на разговоры, на игры, на занятия;

Не умение ясно и чётко устанавливать запреты, правила и ограничения для ребёнка, не только устанавливать, но и доносить какие будут последствия. В каких случаях компьютерная зависимость у ребёнка наиболее вероятна;

Когда ребёнок начинает использовать компьютер в раннем детстве (6 и младше), не спешите, чем позже ребёнок узнает, что такое компьютер, тем лучше для него;

Дети подвержены риску компьютерной зависимости, у которых уровень интеллекта выше среднего;

У детей, у которых много свободного времени, не занятого кружками и секциями. Дети, которые вовлечены в клубы, в студии, занимаются различными видами спорта у них не так много времени, чтобы находиться за компьютером, у этих детей снижается риск компьютерной зависимости;

Когда у ребёнка есть неограниченный доступ к компьютеру, планшету, айфону т.д. Часто все эти приспособления находятся в комнате ребёнка и дети могут в свободном доступе включать и даже играть ночами. Поэтому необходимо изымать все эти приспособления из комнаты ребёнка, чтоб контролировать время игры или ставить специальные программы -ограничители времени игры ребёнка за компьютером;

Следующий фактор, это когда родители сами много времени проводят за компьютером, выступая для ребёнка ролевыми моделями, если родитель часто играет, или просто бродит по интернету, то сложно ожидать от ребёнка другого поведения;

Когда у ребёнка не очень хорошо складываются отношения со сверстниками или когда у него нет друзей Если ребёнок не ходит в гости к друзьям, не общается с ними по телефону, не приглашает их к себе, то ребёнок начинает с головой уходить в компьютер, нужно понимать, что вопрос его взаимоотношения со сверстниками ни как не решается, наоборот ухудшается. Ребёнок не тренируется, не получает новый опыт;

Далее когда дети из состоятельных семей, с уровнем дохода выше среднего и высоким, у таких детей родители могут позволить купить ребёнку новые гаджиты, дорогие приставки, оплачивать онлай игры. Иногда это служит замещение родительского внимания, любви.

В больший риск компьютерной зависимости у мальчиков, юношей, мужчин - они находятся в большей зоне риска. Как правило любой вид зависимости формируется у ребёнка на фоне отсутствия или не достатка общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родителям из - за забот не хватает времени для искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуется состояние душевного мира ребёнка, его мыслях, его чувствах. Не знают как включаться в мир ребёнка, родители не всегда слышат своего ребёнка. Если ребёнку не хватает в семье тепла, ласки, то высок уровень формирования любой зависимости. И ребёнок часто уходит в компьютерную зависимость, и родителям это удобно, никто не мешает, не дёргает, не беспокоит. Родители часто полагаются на игру, как на источник радости и удовольствия для ребёнка, и если это растягивается на часы то у ребёнка формируется компьютерная зависимость.

Признаки компьютерной зависимости у ребёнка.
1) Постоянное и выраженное желание ребенка находится у
включенного компьютера, неудержимая тяга к компьютеру, азартное
стремление непременно увеличить время «общения» с компьютером.

2) Родителям и самому ребенку сложно или невозможно
контролировать свое поведение в области «общения» с компьютером.
3) Ребенок испытывает явный душевный дискомфорт, у него
серьезно портится настроение, когда родители ограничивают или лишают его контактов с компьютером.
4) Контакт или даже перспектива контакта с компьютером улучшает
настроение ребенка. Большей частью или всегда, только с помощью компьютера легко удается контролировать поведение ребенка (сделать уроки, убраться в комнате и т.д)
5) У ребенка постепенно сужаются или совсем пропадают сферы
других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги,
хобби т.д.).

6)Нарушение режима сна и бодрствования, игнорирование физических нагрузок, правильного питания и личной гигиены. Физическое ухудшение здоровья - утомляемость, истощаемость,ожирение или потеря веса, головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, боли в спине, сердце, нарушение зрения, конъюнктивиты и т.д.

7)Большинство мыслей и желаний, свободные деньги и незанятое время
посвящается компьютеру.
8) Развивается социальная дезадаптация - ухудшается поведение и
познавательная деятельность в школе и дома, нарастает агрессия,
развивается непослушание и безответственность, нарушаются правила и
запреты взрослых, ухудшаются коммуникативные способности и т.д.
9)Резко увеличивается неискренность и количество вранья в общении с
родителями, учителями и другими взрослыми, особенно в области того, что
касается компьютера.
Чем позже Вы познакомите ребёнка с компьютером - тем лучше. Ребёнок мгновенно научиться им пользоваться, и все нагонит, когда придет время..

Как объяснить ребёнку, что играть вредно?
Моя рекомендация - сохраните ваше время и энергию. Не нужно убеждать
Вашего ребёнка в том, что играть вредно или что у него проблемы. Нет
практически таких слов, фраз и аргументов, которые убедят вашего ребёнка.
Дети, у которых уже сформировалась зависимость, будут особенно всячески
отрицать вред компьютерных игр и занятий и недооценивать последствия.
Заполните свободное время ребёнка :

Для маленьких:
- Игры на логику память и внимание, Игры: «Эрудит», «Морской бой»
- Разные настольные игры.
- Наборы для творчества.
- Организуйте поездки в музеи, театры, кино.
- Предложите ребёнку приглашать в гости друзей.
- Актёрское мастерство, рисование, айкидо и другие кружки.
Для более старших детей:
- Цифровая фотография.
- Актёрское мастерство.
- Туристические секции.
- Спорт: футбол, плавание, скалолазание.
- Программирование, web-дизайн.
- Разные виды единоборств.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Картинг, стрельба, пэйнбол.

10 золотых правил для родителей.
1) Всегда ежедневно находите время для того, чтобы провести время с
вашим ребёнком, поговорить с ним «по душам», быть в курсе того, что его
беспокоит и волнует. Вникайте в его душевный и эмоциональный мир. Старайтесь его понять. Будьте не только воспитателем и учителем, но и другом. Самое ценное, что Вы можете подарить вашему ребёнку - это ваше время.

2) Будьте уверены, что свободное время вашего ребёнка заполнено
кружками, секциями и разными интересными занятиями.

3) Включайте Вашего ребёнка в семейные дела. Давайте ему поручения,
просите о помощи по дому. Советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение.
Ребенку важно чувствовать себя частью семейной системы, чувствовать себя
причастным, чувствовать, что он тоже принимает участие в жизни семьи.

4) Чётко сформулируйте правила использования компьютера для ребёнка: по
каким дням, в какое время, сколько по времени он может использовать
компьютер. Запишите эти правила.

5) Сформулируйте негативные последствия, с которыми столкнётся ребёнок,
если будет нарушать эти правила. Они должны быть чёткими и конкретными.

6) Обсудите эти правила со всеми членами семьи, которые принимают
участие в воспитании ребёнка. Заручитесь их поддержкой. Распечатайте для
них копию этих правил.

7)Установите на компьютере программы, позволяющие осуществлять
родительский контроль и ограничения использования компьютера и
интернета.

8) Обязательно следите за выполнением тех правил, о которых вы
договорились. Будьте уверены, что у ребёнка нет свободного доступа к
компьютеру тогда, когда Вас нет дома и так же ночью.

9) Поговорите с ребёнком и подробно расскажите ему о правилах
использования компьютера. Будьте уверены, что обсудили с ним каждый
пункт. Уточните, всё ли ему понятно.

10) Всегда будьте в курсе того, чем занимается за компьютером ваш ребёнок
и, если Вы считаете какие-то игры или сайты неприемлемыми и
вредоносными, запретите или блокируйте их.

Болезнь лучше предупредить, чем лечить. Будьте внимательны к ребенку, к любым изменениям в его поведении и тогда вовремя сможете заметить проблему и решить ее на начальной стадии.

Помните свое детство? В какие игры дети только не играли: Прятки, догонялки, «казаки-разбойники», городки. Раньше для того, чтобы устроить «войнушку» достаточно было нескольких корявых палок. Выходя гулять, дети просили кого-нибудь скинуть из окна воды попить. Потому что нельзя было заходить домой, а то мама загонит и больше не выпустит. Позже стали появляться приставки к телевизору. Но играть долго в нее тоже нельзя было — «кинескоп посадишь». Далее прогресс стал идти семимильными шагами и поэтому у многих дома стали появляться компьютеры, дальше – больше — интернет. Дети стали реже видеться во дворе и некогда популярные качели, на которых можно было сделать «солнышко», начали пустовать. Однако, не это — главная проблема, потому что наравне с сигаретами или алкоголем появилась совершенно новая зависимость, которая чаще всего диагностировалась именно у детей и подростков — компьютерная, а сейчас к ней добавилась интернет-зависимость. Но почему дети стали все чаще променивать живое общение и активные игры, на социальные сети и «стрелялки» в экране? Как понять, что у ребенка появилась компьютерная зависимость и самое главное — как от нее избавиться?

Для современного подростка компьютер — это повседневный атрибут, от которого не уйти. Таким же был телевизор для его родителей, а еще раньше — радио для бабушек и дедушек. Социальные сети также сейчас являются важной частью социализации молодого человека в обществе. Но тут, в первую очередь для родителей, важно понимать и видеть, что есть умеренное пользование, а есть бесконтрольная тяга. Почему появляется второе?

Самое главное — быть своему ребенку примером, поэтому если вы сами сидите вечером после работы в компьютере или телефоне, то и ребенок непроизвольно будет проецировать на себя ваш образ жизни. Поэтому первое, что необходимо делать, чтобы предотвратить проблему – показывать ему все плюсы активной жизни. Однако не надо навязывать ваши пристрастия — старайтесь показать малышу как можно больше вариантов занятий и присмотритесь, что ему понравилось больше. И ни в коем случае не отправляйте ребенка смотреть мультики или играть в компьютер, когда вам некогда с ним позаниматься. Ограничивайте время, которое ребенок может провести за экраном монитора, особенно в вечернее время — лучше выключать компьютер за два
часа до сна.

Но как понять, что ребенок уже стал зависим?

Он становится более агрессивным, когда вы его отвлекаете от компьютера.
Он становится ассоциален.
Забывает о домашних делах, стараясь скорее сесть перед монитором.
ребенок начинает обманывать и пропускать занятия в школе.
Обсуждает со всеми компьютерные игры.

Что делать если у ребенка появилась зависимость?

Не надо сразу категорически запрещать «сидение» за компьютером — это приведет к еще большей озлобленности и скрытности, поскольку «запретный плод сладок».
Попробуйте перевести его зависимость в пользу — как говорится, любишь кататься — люби и саночки возить. Занимайте ребенка делами: перепечатать текст, найти какую-то определенную информацию в интернете.
Старайтесь не просто ограничивать ребенка, а объяснять свой выбор.
Помогайте ребенку выбрать кружок дополнительного образования.
На летнее время можно отправить его лагерь.

Желая избавить от зависимости ребенка, важно не забывать меняться самому, поскольку именно от вашего поведения зависит воспитание ребенка.

Цели: проинформировать родителей о существовании проблем, связанных с повышенным интересом детей к общению в Интернете, социальных сетях; побудить родителей к полноценному общению со своими детьми, к совместному проведению свободного времени.

Вопросы для обсуждения:

  1. Приветствие.
  2. Информационный блок.
  3. Компьютер – друг или враг?
  4. Признаки зависимости.
    1. Подведение итогов.

Ход родительского собрания

  1. Приветствие.

«Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей сегодняшней встречи - дети и компьютерная зависимость».

  1. Информационный блок.
  2. Компьютер - друг или враг?

Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер - наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важней­ших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский ин­теллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, при­обретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким обра­зом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества ин­теллектуальных навыков.

Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

В Европе все чаще говорят о негативном воздействии компью­терных игр на психику ребенка. Бесконтрольное пользование Интер­нетом и чрезмерное увлечение компьютерными играми может при­вести к компьютерной и игровой зависимости, полному нарушению социальных связей, которое выражается в том, что дети не умеют и боятся общаться друг с другом, они отделяют себя от реального мира и уходят в свой - виртуальный. В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже… С одной стороны, виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.

Но, информационное воздействие Интернета может нанести не­поправимый вред ребенку, т. к. в компьютерной сети невозможно отследить качество и содержание информации, поступающей и об­новляющейся ежесекундно. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсужде­нию действий тех или иных наркотиков. Статистика говорит, что 9 из 10 детей в возрасте до 15 лет столкнулись с порнографией в сети, око­ло 17% регулярно заглядывают на запретные сайты, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь, 4,8% в сети познакомились с сектантским проповедничеством, мистическими и изотерически­ми практиками, магией и шаманством. Доверчивые, со слабой психикой и высокой внушаемостью, не чувст­вующие никакой опасности, дети подвергаются угрозе социальной и личностной дезадаптации.

Современные дети часто посещают нежелательные сайты, ввя­зываются в общение с незнакомыми людьми, когда пользуются ком­пьютером дома в отсутствие родителей.

Особенно если отношения с родителями отчужденные, и ребенок чувствует себя одиноким, он, не задумываясь, доверяется любому злоумышленнику, представляющемуся ему благосклонным и симпа­тизирующим собеседником. К сожалению, реальная встреча с таким «доброжела­телем» может закончиться трагедией.

С другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего подвержены этому недугу именно подростки. Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. А в России врачи занимаются игроманами последние 7-8 лет. И с каждым годом проблема становится острее. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают интернет-кафе и игровые клубы. Производство игр для компьютеров и телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

  1. Почему формируется компьютерная зависимость?

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру… В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.

Но, возникает вполне адекватный вопрос: Почему одни становятся игроманами, а другие – нет? И ответ заключается в том, что нет одинаковых людей.

Всё за­висит от особенностей характера человека. Психологи вы­деляют два типа людей: экстерналов и интерналов.

Экстерналы - фаталисты, они считают, что в жизни от них ничего не зависит, всем управляет судьба, в их неудачах виноваты обстоятельства или другие люди. Интерналы склонны действовать, они более оптимистичны, решительны, трудолюбивы. Развитию компью­терной зависимости подвержены экстерналы и подростки с заниженной самооценкой, которые с помощью игры стремят­ся самоутвердиться.

Подумайте, кого ваш ребенок обвиняет в неудачах?

Высокая степень внушаемости подростка, его готовность подчиниться чужой воле. Обычно в сети компьютерных «стре­лялок» попадают подростки, которым не хватает самостоятель­ности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться сильному лидеру. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд. Это лучшая профилак­тика игровой зависимости.

Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.

Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.

Все мы, наверное, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие – нет? Во многом это зависит от особенностей характера человека.

В группу риска попадают:

1.Подростки, полагающие, что от них мало, что зависит в жизни. В неудачах они винят других или коварное стечение обстоятельств. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.

2.Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться: либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег. Повышайте самооценку ребенка, чаще его хвалите, помогите быть успешным.

3.Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критичность к рекламе, поощряйте инициативу.

4.Если ребенок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным. Таким детям необходима помощь в налаживании реальных отношений.

5.Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно необходимо помочь реализовать их потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.

Давайте рассмотрим симптомы зависимости.

  1. Признаки зависимости.

«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», — говорит психиатр.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

ü увеличение интервала времени, проводимого за компьютером;

ü потеря интереса к происходящему вокруг,

ü нарушения сна,

ü часты резкие перепады настроения,

ü неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер - вплоть до скандала,

ü у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

ü он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;

ü расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;

ü ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;

ü во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;

ü ребенок становится более агрессивным;

ü трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер;

ü обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми.

  1. Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?

Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.

Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.

1. Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.

2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета. Нужно самим показать ребенку все возможности сети - и не только игры и социальные сети.

3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за под-ростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме ком­пьютерных. Секция или студия может быть любой направлен­ности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-нибудь интерес. Обязательно заботьтесь о том, чтобы зарядить ребенка хорошими новыми впечатлениями, запастись приятными вос­поминаниями о путешествии или походе в театр, на природу.

  1. Заключительное слово по информационному блоку.

Чтобы ваш ребёнок не стал зависим от Интернета, прежде всего, следует обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка.

Из-за чрезмерных требований, больших нагрузок или в силу иных внешних причин может нарушаться так называемая адаптация ребенка в обществе. А социально дезадаптированные дети более склонны к Интернет-зависимости.

Виртуальный мир более богат возможностями для общения, чем реальный, где часто приходится идти на компромисс. В сети же можно выстроить свой собственный мир, где не нужно будет приспосабливаться и который будет максимально интересен конкретному ребенку. Для застенчивых детей это может стать мостом на пути повышения их самооценки, раскрепощения. Поэтому, если ваш ребенок замкнут, плохо идет на контакт с другими людьми, меланхоличен, то следует внимательно следить за «дозировкой» Интернета, чтобы последний из средства становления и развития личности не превратился в манию.

Симптомы Интернет -зависимости проявляются в том, что ребенок ведет себя тихо в ожидании подключения к сети, его тяжело заставить отойти от компьютера, он раздражается, если в связи с какими-либо причинами подключиться к Интернету нельзя, даже может впадать по этому поводу в депрессию. Для таких детей, в отличие от Интернет-независимых, стираются границы реального и виртуального миров, при чем последний становится более важным. Дети, не страдающие Интернет -зависимостью, легко могут отвлекаться на другие дела или по просьбе отойти от экрана монитора.

Все познается в сравнении. Поэтому задайтесь такими вопросами, как время, проведенное в Интернете, влияет на успехи в учебе, взаимоотношения со сверстниками и родными, сколько времени ребенок тратит на Сеть.

Ведь навязчивое желание использовать Интернет для общения или иной самореализации, может быть отголоском других проблем: заниженная самооценка, депрессия. Разобравшись с причинами, вызывающими зависимость и решив их, сама зависимость может сойти на нет.

Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Запретный плод – сладок. Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является неотъемлемой и важной частью как нашей общественной жизни, так и ребенка. Зато можно и нужно установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз.

Главное – это равновесие. Поощряйте ребенка на общение с другими детьми на улице, принимайте участие в организации его досуга. Даже если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Предложите посещать кружки и секции. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык.

Осуществляйте негласный контроль за своими детьми. Есть, конечно, специальные программы, которые ограничивают доступ к сети Интернет. Но сообразительный ребенок может и догадаться, как отключить эту службу. Поэтому лучше всего развивать в ребенке чувство ответственности, самоконтроль, дисциплину. Пусть это станет вашей конечной целью. Тем более, что подобные качества часто выступают серьезными помощниками во взрослой жизни.

Следите за соблюдением баланса между временем, проводимым в сети и вне ее.

В современном мире с компьютером связано очень многое. Поэтому, подросток, не знакомый с компьютерными технологиями, легко может стать среди сверстников настоящим изгоем. Поэтому родителям в своем отношении к компьютерным увлечениям их детей необходимо найти «золотую середину».

И помните, что Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым.

  1. Практическая часть собрания. Игра «Корзина мнений».

А теперь давайте узнаем о влиянии интернета больше. Ведь у каждой проблемы есть две стороны: как положительная, так и отрицательная. У меня есть 9 вопросов и по 9 положительных и отрицательных ответов, отражающих влияние интернета на нашу жизнь. Предлагаю Вам игру, которая называется «Корзина мнений».

Родители работают по группам.

«Корзина мнений». Правила работы родителей в группах.

Из «корзины мнений» родители достают поочерёдно листок с вопросом, обсуждают его в группах. Высказывают свои мнения по данному вопросу. После обсуждения разных точек зрения зачитываются приготовленные заранее ответы, где описывается как положительное, так и отрицательное влияние интернета на личность человека.

Вопросы и ответы приведены в приложении №1.

Подведение итогов практической части родительского собрания.

Итак, вопросы заданы, ответы получены. Хочется надеяться, что полученная информация поможет Вам сделать правильный выбор. А ваш правильный выбор - это наше будущее завтра.

И в конце, позвольте, дать всем несколько рекомендаций:

Постарайтесь убедить своих детей подумать, зачем им нужны 9 электронных адресов и 150 виртуальных друзей.

Убедите их в том, что необходимо написать бабушке хотя бы одно бумажное письмо в месяц.

Убеждайте своих детей в том, что общаться с людьми в оф-лайне гораздо интереснее.

  1. Полезные интернет - адреса для родителей и их детей.

В заключение нашей встречи предлагаю Вам сайты, которые позволят Вам и вашим детям познать радость общения в глобальной сети.

Сайты для подростков, которые уже научены премудростям компьютерной коммуникации и теперь ищут что-то новое в общении с друзьями:

HTTP://KINDER-ONLINE.RU/ – сайт для детей от 10 до 16 лет, которые интересуются субкультурами и стремятся быть самостоятельными. В киндер-онлайн.ру дети общаются друг с другом открыто, делятся впечатлениями и фотками.

HTTP://WEBDETI.NET/ – неограниченный запас статей, инструкций, вспомогательных материалов. Даже взрослым будет полезно почитать некоторые разделы.

Для родителей, которые хотят путешествовать по Сети вместе с детьми, тоже есть особые сайты:

HTTP://WWW.DETSKIY-MIR.NET/ – ребенок найдет здесь мультики и игры, а мамы и папы узнают мнения ведущих ученых, психологов и врачей-педиатров.

WWW.SOLNET.EE – сайт предоставляет кучу самоучителей и учебников для дошкольного и школьного возраста. Так что родители могут смело открывать сайт и прямо с монитора учиться быть для своего дитя лучшим педагогом в мире.

HTTP://FAMILY.BOOKNIK.RU/ – если ребенок любит читать, это ваш сайт! «Букник» вобрал в себя огромное количество текстов, увлекательных историй, которые по-настоящему понравятся юному энциклопедисту.

  1. Подведение итогов.

Благодарю всех за участие, откровенность и прошу на листка закончить предложения.

«Для меня было новым …»

«Я задумался сегодня о …»

«Я бы провёл собрание на тему …»

В конце собрания родителям раздаются буклеты.

Приложение №1

  1. Как взаимозависимы интернет и учащиеся?

«+» Интернет является идеальным исследовательским инструментом. К тому же благодаря интернету можно выбрать институт, факультет. Получать задания и выполнять их.

«-» У учащихся появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовке к экзаменам. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети, и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернете.

  1. Влияет ли Интернет на личные отношения?

«+» Много возможностей познакомиться с невероятным количеством интересных людей, имеющими те же интересы, что и у вас. Отношения завязываются легко и быстро, обращение на ты считается нормой, виртуальное общение гораздо менее формализовано, чем контакты «в реале».

«-» Время, проведенное с реальными людьми, зачастую становится меньше времени, проведенного в обществе компьютера. Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, подстригание газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Эти повседневные заботы игнорируются точно так же, как и забота о детях. Например, одна мать забыла забрать ребенка из школы после окончания занятий, приготовить ему обед и уложить его спать из-за того, что все ее время было занято Интернетом. Все это рано или поздно подрывает близкие отношения в семье или между друзьями. Зависимые пользователи продолжают уже эмоционально разрывать свои отношения с реальными людьми и сознательно, все больше и больше, погружаться в виртуальный мир.

  1. Влияет ли работа на компьютере на состояние здоровья?

«+» Физический вред здоровью от интернет зависимости не столь очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или высокая вероятность удара при использовании кокаина. Риск для здоровья при использовании Интернета минимален.

«-» Обычно зависимые люди стараются пользоваться Интернетом откуда угодно при малейшей возможности, причем отдельные сеансы могут достигать пятнадцати часов. Попытки реализовать свое влечение в условиях ограничений по времени приводят к возникновению тенденции засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех или четырех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Такие бессонные ночи способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека, после чего резко повышается вероятность заболевания. Вдобавок, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз.

И них также отмечены сухой кератит, запястный сухожильный синдром и периодически повторяющиеся нарушения подвижности рук и пальцев.

  1. Возможно ли близким людям (семье, родным) определить зависимость от интернета?

«+» Это заметить невозможно, человек, часто «зависающий» в интернете ничем не отличается от других.

« – » Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета. Например, следуют такие стандартные фразы, как "У меня нет проблем" или "Я просто отдыхаю, не мешай мне" – это все является признаком установившейся зависимости. Ну и, наконец, подобно алкоголикам, которые скрывают свою потребность в алкоголе, люди начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернет.

  1. Можно ли оказаться в финансовой зависимости из-за пользования интернетом?

«+» Нет, человек пользуется интернетом ровно столько, насколько у него хватает средств. В финансовую зависимость от интернета попасть невозможно.

«-» У зависимых людей возникают финансовые проблемы. Вместо того чтобы уменьшить количество времени, проведенного в Сети, чтобы избежать дополнительных расходов, люди не останавливаются до тех пор, пока на счету не закончатся все деньги. Однако на сегодня эта проблема отходит на второй план. Т. к. часто провайдеры предоставляют неограниченный доступ или низкую абонентную плату. Следовательно, снижение цен ведет к возрастанию времени, проведенного в Интернете, потому, что люди больше не должны платить за каждую минуту.

  1. Могут ли возникнуть проблемы на работе из-за пользования интернетом?

«+» Нет, интернет не может является источником проблем на работе. К тому же благодаря интернету можно познакомиться со многими вакансиями и найти достойную работу. Интернет позволяет профессионалам в самых разных областях поддерживать между собой контакты, рекомендовать друг друга потенциальным работодателям, обмениваться опытом, а также находить новые способы приложения собственных сил.

«-» Не всегда информация о той или иной работе реальная. Часто работодатели не дают честную информацию, а преувеличивают или преуменьшают ее.

  1. Влияет интернет зависимость на чувство времени?

«+» Нет, человек воспринимает время точно так же как любой другой.

«-» Психологи Константин Блохин и Александр Кроник доказали, что для зависимых людей время течет быстрее: при субъективном хронометрировании (без часов) отрезок времени, который кажется им минутой, равен в среднем 46 секундам, что на четверть меньше, чем у здоровых людей.

  1. Как электромагнитное излучение компьютера влияет на организм человека?

«+» Никакого вредного влияния быть не может, это фобии, сложившиеся в обществе. ЭМИ используется в физиотерапии для лечения многих заболеваний, оно может ускорять заживление тканей и оказывать противовоспалительный эффект.

«-» Российские ученые установили, что более всего подвержены влиянию растущие ткани, эмбрионы. Электромагнитные поля влияют на нервную и мышечную ткани, могут провоцировать неврологические нарушения, бессонницу, сбои в работе желудочно-кишечного тракта, меняют и частоту сердечных сокращений, и артериальное давление.

  1. Влияет ли интернет переписка и переписка на мобильном телефоне на уровень интеллекта?

«+» Нет, интеллект человека зависит от других факторов, и не зависит от интернет переписки.

«-» Не увлекайтесь электронной перепиской в период ответственной работы или подготовки к экзаменам. Постоянный обмен SMS или е-mail сообщениями временно снижает уровень коэффициента интеллекта (IQ) на 10 пунктов. Так утверждают психологи Лондонского университета. Причина проста: частые мобильные контакты отвлекают внимание. Психолог Гленн Уилсон (Glenn Wilson) утверждает, что при этом урон, наносимый умственным способностям, сравним с падением IQ из-за курения марихуаны.

Ж. В. Клюшина, МБОУ СОШ №37, г. Шахты, Ростовская область