Как звали братьев Гримм? Их литературная и научная деятельность. Краткая биография для школьников
Основные даты жизни братьев Гримм
1791 - Переезд из Ханау в Штайнау.
1796 - Умер отец братьев Гримм.
1798 - Начало учебы в Касселе.
1802 - Якоб поступает в Марбургский университет.
1803 - Вильгельм поступает в Марбургский университет.
1805 - Первое путешествие Якоба в Париж. Матушка Гримм переезжает в Кассель.
1806 - Якоб - секретарь гессенской военной коллегии. Вильгельм сдает экзамен по юриспруденции.
1807 - Якоб уходит из военной коллегии.
1808 - Смерть матушки Гримм. Якоб работает библиотекарем в Касселе у Жерома.
1809 - Якоб - аудитор Государственного совета. Путешествия Вильгельма в Галле, Берлин, Веймар.
1813 - Якоб - секретарь гессенской дипломатической миссии.
1814 - Путешествие Якоба в Париж и Вену. Вильгельм - секретарь библиотеки в Касселе.
1815 - Якоб участвует в работе Венского конгресса, а также выполняет поручения в Париже. Путешествие Вильгельма по Рейну.
1816 - Якоб - библиотекарь в Касселе.
1819 - Якоб и Вильгельм - почетные доктора Марбургского университета.
1822 - Сестра Лотта выходит замуж за Г. Д. Л. Хассенпфлуга.
1825 - Вильгельм вступает в брак с Дортхен Вильд.
1826 - Смерть новорожденных детей Лотты и Вильгельма.
1828 - Рождение сына Вильгельма - Германа.
1829 - Братьев приглашают в Геттинген.
1830 - Якоб становится профессором, а Вильгельм - библиотекарем в Геттингене.
1831 - Вильгельм становится экстраординарным профессором.
1833 - Смерть Лотты Гримм.
1835 - Вильгельм становится штатным профессором.
1837 - Протест «геттингенской семерки». Братьев увольняют с государственной службы. Якоб уезжает в Кассель.
1838 - Путешествие Якоба во Франконию и Саксонию. Возвращение Вильгельма в Кассель.
1840 - Братьев приглашают в Берлин.
1841 - Братья переезжают в Берлин. Первые лекции в Берлине.
1843 - Путешествие Якоба в Италию.
1844 - Путешествие Якоба в Швецию.
1846 - Якоб руководит работой первого конгресса германистов во Франкфурте.
1847 - Якоб руководит работой второго конгресса германистов в Любеке.
1848 - Якоб участвует в работе франкфуртского парламента. Якоб отходит от преподавательской деятельности, чтобы посвятить себя исследовательской работе.
1852 - Вильгельм прекращает преподавательскую деятельность и, как и его брат, занимается только исследованиями.
Из книги Бах автора Морозов Сергей АлександровичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ 1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тюрингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха. 1693-1695 – Обучение в школе. 1694 – Смерть матери, Элизабет, урожденной Леммерхирт.
Из книги Ельцин. Кремль. История болезни автора Хинштейн Александр ЕвсеевичОсновные даты жизни Б. Н. Ельцина 1 февраля 1931 – родился в с. Бутка Талицкого района Пермской (с 1934 г. – Свердловской) области.1950 – поступил на строительный факультет Уральского политехнического института.1955 – окончание института. Работа в тресте «Уралтяжтрубстрой».1957 –
Из книги Кампанелла автораОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ КАМПАНЕЛЛЫ 1568, 5 сентября - родился Кампанелла. 1581 - первые стихи. 1582 - вступление в монастырь. 1585 - приезд в Никастро. 1587 - первое знакомство с работами Телезия. 1588 - элегия на смерть Телезия. 1589, январь - август - работа над
Из книги Ду Фу автора Бежин Леонид ЕвгеньевичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУ ФУ 712 - рождение.730 - неудачная попытка совершить путешествие на север. Ду Фу пересек Хуанхэ, но был остановлен наводнениями рек До и Чань.731 - начало юношеских странствий. Ду Фу достиг крайнего юго-востока империи - областей Сучжоу,
Из книги История группы «Звуки Му» автора Гурьев СергейXXII. ГОД БРАТЬЕВ ГРИММ В 2005 году выходят очередные чисто мамоновские «Звуки Му» – альбом «Сказки братьев Гримм». Углубленной почти до неузнаваемости мамонизации здесь подверглись восемь сказок реальных братьев Гримм, включая такие бестселлеры, как «Мальчик-с-пальчик»,
Из книги Бенкендорф автора Олейников Дмитрий ИвановичОсновные даты жизни 1782, 23 июня - родился в семье премьер-майора Христофора Ивановича Бенкендорфа и Анны Юлианы, урождённой баронессы Шиллинг фон Канштадт. 1793–1795- воспитывался в пансионе в Байрейте (Бавария).1796–1798 - воспитывался в пансионе аббата Николя в Петербурге.1797,
Из книги Братья Стругацкие автора Володихин ДмитрийОсновные даты жизни и творчества братьев Стругацких 1925, 28 августа - рождение Аркадия Натановича Стругацкого в городе Батум (Батуми) в семье Натана Залмановича Стругацкого, красного командира, члена партии большевиков с 1917 года, и Александры Ивановны Литвинчевой,
Из книги Черты из моей жизни автора Циолковский Константин ЭдуардовичОсновные даты жизни и деятельности 1857 г. - 17(5) сентября в селе Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского и его жены Марии Ивановны Циолковской, урожденной Юмашевой, родился сын - Константин Эдуардович
Из книги Цезарь [С иллюстрациями] автора Этьен РоберОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ ЦЕЗАРЯ 101, 13 июля - родился в патрицианской семье.85 - обручение с Коссуцией и расторжение помолвки.84 - женитьба на Корнелии, дочери Л. Корнелия Цинны (умерла в 69 году).82 - отказ подчиниться Сулле прогнать свою супругу Корнелию.80 - начало военной службы
Из книги Магеллан автора Кунин Константин ИльичОсновные даты жизни Магеллана 1480 г. (предположительно) - рождение.1505 г., 25 марта - отплытие в Индию.1505 г., 27 августа - прибытие в Индию.1509 г., 2 и 3 февраля - участие в битве при Диу.1509 г., 19 августа - отплытие на Восток вместе с Секейрой.1509 г., 11 сентября - прибытие эскадры
Из книги Екатерина Великая автора Елисеева Ольга ИгоревнаОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ ЕКАТЕРИНЫ II 1729, 21 апреля - в семье штеттинского коменданта родилась дочь, принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.1744, 28 июня - наша героиня приняла православие и получила новое имя - Екатерина.1745, 21 августа - венчание с великим князем
Из книги Галилей автора Штекли Альфред ЭнгельбертовичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ ГАЛИЛЕЯ 1564, 15 февраля - родился в Пизе Галилео Галилей.1581, 5 сентября - поступление в Пизанский университет.1585 - возвращение во Флоренцию.1586 - работы Галилея о гидростатических весах и центре тяжести твердых тел.1587 - первая поездка в Рим.1589, 12 ноября
Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторовОсновные даты жизни и деятельности 1772 г. Родился в Лондоне1814 г. Стал крупным землевладельцем, приобретя поместье Гэткум-парк в Глостершире1817 г. Опубликовал свой главный труд «О принципах политической экономии и налогообложения», ставший «экономической библией
Из книги автораОсновные даты жизни и деятельности 1795 г. Родился в Денвере1807 г. Начал работать в магазине брата1812 г. Участвовал в Англо-американской войне1814 г. Переехал в Балтимор1827 г. Впервые посетил Англию для решения торговых вопросов1829 г. Стал главным старшим партнером фирмы Peabody,
Из книги автораОсновные даты жизни и деятельности 1818 г. Родился в Трире1830 г. Поступил в гимназию1835 г. Поступил в университет1842 г. Начал сотрудничать с «Рейнской газетой»1843 г. Женился на Женни фон Вестфален1844 г. Переехал в Париж, где познакомился с Фридрихом Энгельсом1845 г. Организовал
Из книги автораОсновные даты жизни и деятельности 1837 г. Родился в Хартфорде1862 г. Учредил в Нью-Йорке банк J. P. Morgan & Cо1869 г. Стал вице-президентом железной дороги Olbany & Sascuehanna1878 г. Банк Джон Моргана финансировал проект Томаса Эдисона1892 г. Основал General Electric1901 г. Приобрел Carnegie Steel у
Соц.сети
Экс-солист группы “Братья Грим” Борис Бурдаев появился перед многотысячной аудиторией своих соцсетей в женской одежде. На днях СМИ сообщили о его желании сменить пол, и артист срочно озаботился поиском подходящих ему платьев и обуви.
Российский ответ зарубежной Кейтлин Дженнер Борис Бурдаев опубликовал в соцсетях (в одном только Instagram у него более 20 тысяч человек) свой необычный портрет. Мужчина запечатлен в женском наряде. Эпатажный певец одет в стильное дамское платье в горошек с белым воротничком. Отредактированное в фотошопе лицо звезды выглядит нежным и гладким, как у юной девы. Глазастые подписчики приметили на губах исполнителя розовую помаду.
Свой наряд Борис объяснил “многобуквенным” сообщением, из которого становится понятно, что в суд на репортеров, сообщивших о его нетрадиционной сексуальной ориентации, подавать он не намерен. Более того, теперь Бурдаев уже без утайки может искать себе туфли на шпильках, юбки, блузки, платья и прочие женские радости.
“И все таки кино - это действительно важнейшее из искусств. Порой оно тесно переплетается с реальностью и все вокруг начинает играть по его правилам. Сейчас моя жизнь мне напоминает какое-то французскую сюрреалистическую комедию, где каждый день приходится удивляться, тому, что происходит вокруг. Многие скорее всего знают, что вот уже несколько лет мне больше интересно заниматься независимой музыкой и другими достойными видами деятельности, чем бороздить просторы поп-мэйнстрима, на территорию которого так неосторожно в свое время зашла моя группа (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены. - Прим. ред.)”, - начал издалека Борис.
В свое время он покинул популярную группу “Братья Грим” и попытался сам достичь успеха. “К сожалению, а может и к счастью, шлейф того времени до сих пор преследует меня по пятам, и полтора года назад я решил вновь собрать команду и посмотреть что из этого получится. Вспомнив старые мелодии, мы успешно проехались сначала с туром по США и потом уже и по всей матушке России, причем последнее случилось благодаря хорошей работе моего менеджера Андрея, (в силу своего возраста и амбиций он любит называть себя продюсером, с чем я не очень согласен), но дело не в этом…С самого начала я обнаружил интересный нюанс, оказалось, что большинство СМИ сегодня в нашей стране - это либо кукольный театр с прописанным сценарием и цензурой, либо примитивное бульварное чтиво, для людей с пониженным уровнем интеллекта. Приличных изданий и порталов раз, два и обчелся, да и то большинство из них спокойно живут в интернете во своим отдельным сегментом аудитории”, - посетовал музыкант.
Читать еще
Однажды он решил, что обманывать акул пера - очень весело. “Мы не нашли ничего более для себя интересного, как просто глумиться над этими ребятами. Что мы только не делали: и инсценировали автомобильную аварию, и драку с Андреем, и черт его знает еще что…короче ржали, как могли. Но в этот раз даже инсценировать ничего не пришлось. Эти “гуси” прилетели ко мне в июне на день рождения и к концу вечеринки взяли у меня интервью, в результате сегодня мы имеем шикарную новость. Браво российские СМИ!!! Я рад, что у тех, кто не слушает мои пластинки есть прекрасная возможность поговорить о моей половой самоидентификации. Да и зачем подавать в суд и тд., пускай всем будет весело, а тем у кого нет здравого смысла будет весело вдвойне”, - заявил миролюбивый шутник.
В конце своей пламенной речи Борис снова попросил у своих фанатов помощи. “В продолжении этой истории я объявляю конкурс на мой лучший женский образ. Давайте пофантазируем на тему, какое вечернее платье, бижутерия и туфли мне подойдут. Не забудем и про макияж, - призвал подписчиков Бурдаев. - Короче у вас есть огромное пространство для фантазии. Лучшая идея получит ценный приз лично от меня!!!”
Напомним, Борис давно уже рассказал о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, а теперь, по сообщениям вездесущих папарацци, задумался о смене пола. Продюсер Бурдаева Андрей Бородин подчеркнул: если его подопечный воплотит эту идею в жизнь, их сотрудничество прекратится. “Если он это сделает, я перестану с ним работать. Он гей, а это и так отклонение. Если он станет еще и женщиной, то будет просить называть его не Борей, а какой-нибудь Натали… Публика перестанет его воспринимать”, - переживает Бородин.
Он признался, что Борис нередко во время гастролей сидит на сайтах для геев и постоянно срывает работу своими выходками, смешивая личную жизнь и карьеру. Когда журналисты добрались до самого Бурдаева, чтобы прояснить ситуацию, тот ответил весьма расплывчато. Директор певца Дмитрий в беседе с корреспондентом Дней.Ру не подтвердил, но и не опроверг информацию. “История, конечно, нашумевшая, резонансная. Мы даже не знаем, что теперь с этим делать. Пока этот момент мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть”, - сказал он.
Откровенно говоря, испытываю непередаваемую никакими, пусть даже самыми лестными эпитетами, найденными в толковых словарях, симпатию к Хиту Леджеру и Мэтту Дэймону. Настолько огромную в своей безграничности, что пропустить этот фильм мимо, было бы, по меньшей мере, нелогично. Правда, для осознания этого факта мне понадобилось чуть больше полгода, но это уже детали.
Искренне полюбив и поняв, наконец, Гиллиама по другим картинам, настал черёд и этой. Признаться, именно «понять» Терри дело не одного дня и не одной картины. Но, неизменно, каждый раз, он дарит мне некую, пусть и иллюзию, забытья пышного, прекрасного, пахнущего чем-то приятным и неизменно возвращающим в старое доброе прошлое. Именно доброе. Увы, иллюзия исчезает, но её волнующий аромат ещё долго будоражит сердце, где-то способен зацепить и разум. Но, самое главное, пожалуй, не оставляет равнодушным.
Что да Хита и Мэтта и тот, и другой виртуозы перевоплощения. Они за имеющийся достаточно богатый «послужной» список каждого не боялись изменяться, выглядеть нестандартно и где-то необычно для размеренности кадра. Чудаками Земля полнится. И именно из таких харизматичных, многогранных и непогожих не на кого другого чудаков и складывает кадр за кадром Гиллиам.
Атмосфера фильма сказочная, с неким до неприличности лёгким налётом мистики и экшена, который представляют живые деревья, старая бабка с тяжёлым дыханием и всякие разные штуки вроде летающих существ с выпученными глазами. Не страшно, но забавно. А аппарату для пыток, успешно использованному наполеоновскими властями для запугивания «затейников», я даже поверила. Но получается так, что для взрослых эти приёмы нестрашны, а для детей сам сюжет маловразумителен. Так что категория зрителей здесь точно не установлена, она весьма и весьма прозрачна.
И вот во всей этой атмосфере благополучия и неуязвимости авантюристов тонко прослеживается вполне объяснимое для жанра сказка желание режиссёра сделать счастливый конец. Но для него необходимо, чтобы на протяжении почти двух часов (быстро пролетели при просмотре, я и не заметила) герои страдали. Страдали убедительно. Ну а причины многовариантны: неразделённая и необъяснимо нахлынувшая любовь, непонимание родного брата, давние поступки, характеризующие тебя не так уж и умно. Мало ли что может терзать двух взрослых мужчин?
Умышленно два брата были воссозданы с совершенно противоположными характерами, просто абсолютно. Да и внешне не скажешь так сразу, что эти молодые люди братья. Первых минут пятнадцать пришлось привыкать. Но точное попадание как во внешнее, так и во внутренне представление каждого есть.
Уилл рационалист. Закоренелый. Он занимается, по сути, делом обманным, но это нисколько его не заботит. Он хочет вкусно есть, сладко пить, любить противоположный пол без всяких последствий и особо не заморачивается по каким-либо поводам. Этот парень не стремится изменить мир, справедливо полагая, что на его век хватит и простаков, способных верить в «слёзы младенца», и в нечисть и прочее мракобесие. И ему не понять своего брата. Более того он совершенно не по-рыцарски любит напоминать Якобу о его детской ошибке, результатом которой стала трагическая развязка. Так что назвать этого брата героем того времени просто несправедливо. Именно необходимый к действию толчок, импульс, дал ему младший, забитый и в чём-то «не от мира сего» брат.
Якоб тот самый мечтатель. Образ молодого парня с книжкой сказок наперевес, в жутко небрутальных очках и с довольно-таки рассеянным взглядом вначале заставляет улыбаться, и только. Его загнанность и зажатость позволяют сочувствовать. Да и Уилл, висящий над ним, точно мраморная плита, злит. Якоб то вовсе неплохой парень, разве что стеснительный и робкий. Чёртовы бобы!
Я не случайно затронула сходство внешнее и внутреннее. Уилл сытый, с надменной ухмылкой, и будто бы чуточку напомаженный больше, чем позволительно мужчине того времени. Франт. А Якоб скромняга-парень, в довольно-таки обычном сюртуке. Искатель.
И вот во всём этом противоборстве характеров приходится оправдывать своё призвание. Призвание охотников за нечистью, что сложновато, признаться, ведь и тот, и другой мошенники. Но, хочешь жить умей вертеться. Очевидно, вспомнив этот постулат, братья отправляются в чрезвычайно опасную экспедицию. Что дальше? Множество собранных сказочных персонажей в одном фильме, органично сочетающихся, как ни странно. Погони, интриги, стресс, борьба вот это только малая толика того, что пришлось пережить главным героям.
Ну а в конце, как водится, щедрое вознаграждение судьбы. Законы сказки, кто осмелиться их нарушать? Да и дело в общем-то даже не в смелости разве приятно видеть толпы рыдающих детей, выходящий из кинотеатра, и слегка ошарашенных, точь-в-точь похожих этим на Якоба, взрослых? Нет, оттого всё и заканчивается на позитиве.
Я за сказки. В жизни и в кино. Ведь, по сути, задача этого жанра с головой нас окунуть в те далёкие времена, перенести на некоторое время и благополучно вернуть назад. Жит в сказке явный перебор, но ненадолго побывать в неё отчего нет?
Далеко не последним фактором для меня стало и участие в картине Моники Беллуччи. Образ яркой соблазнительницы, на коварно закинутую удочку которой попадётся каждый первый парень и нашего времени, разыгран филигранно. Роковая соблазнительница, идеальная женщина в волшебном зеркале и полная развалина в реальном мире. Что остаётся для спасения собственного бессмертия? Только и подторговывать собственной красотой.
На самом деле очень яркий образ.
Ничего шокирующего, ничего за гранью реальности, но и ничего Наскучившего. Это некий свежий взгляд на экранизацию сказок, где, конечно, можно надуть губы и демонстративно отвернуться от экрана, а где можно и два часа вполне комфортно провести время. Терри вовсе не покушался на какие-то высокие материи и глобальные жизненные ценности, но он не снял и бездумное «развлекалово». В добром и простом есть мораль. И не одна.
Хит и Мэтт на высоте. Отличный уровень актёрской игры, подпитанный искренностью.
Написано меньше суток до «Оскара» с пожеланием Хиту стать победителем. Посмертно.
Как, порой, хочется отправиться обратно в детство. Чтобы беззаботно играть на улице с друзьями, лазать по деревьям, рассказывать страшные истории, спрятавшись в чулане, и читать любимые детские произведения. Однако для того, чтобы читать сказки необязательно отматывать время. Данный жанр произведений любят как взрослые, так и дети. Особое место среди писателей-сказочников занимают знаменитые братья Гримм. Биография писателей-ученых, в отличие от их творений, не может похвастаться неожиданными поворотами.
Детские годы
Биография братьев Гримм берет свое начало в Германии, в городе Ханау-на-Майне. Первым из дуэта появился на свет Якоб. Его день рождения датируется 4.01.1785 г. Через год, месяц и двадцать дней в мир пришел его брат - Вильгельм. Можно сказать, что с того времени мальчики стали неразлучными: их дружба была непрерывной до самой смерти. Семья братьев относилась к средней прослойке Их отец служил адвокатом. Стоит отметить, что братья дополняли другу друга: Якоб был сильным, мужественным и очень выносливым. В то время как Вильгельм не отличался крепким здоровьем.
Через 10 лет после рождения второго брата их отец скончался, оставив свою жену и детей в весьма тяжелом финансовом положении. Выжить и получить образование им помогла тетушка с материнской стороны. Студенческая биография братьев Гримм представляет собой описание блестящих успехов юношей в учебном процессе. Они были лучшими в Кассельском лицее. После его окончания братья были приняты в Марбургский университет. Там они планировали пройти обучение по юридическим наукам, дабы затем следовать по стопам своего отца. Параллельно с занятиями в университете ребята на досуге взахлеб зачитывались литературой: немецкой и зарубежной.
Литература в жизни братьев Гримм
В 1803 году биография братьев Гримм меняет ход своего повествования. Переломным моментом служит издание «Песен миннезингеров» популярного в то время романтика Тика. Предисловием к данному творению служила волшебным образом повлиявшая на сознание юношей информация о фольклоре Германии. Братья Гримм сразу же поняли свое истинное предназначение - они были присланы в этот мир, дабы посвятить себя литературе и науке.
Первый и последний раз братья расстались в 1805 году, когда Якобу с научным визитом пришлось посетить Париж. После этого они всегда были вместе: делили и кров, и пищу. С 1805 по 1809 год старший из братьев работал в Вильгельмсгеге библиотекарем и статсаудитором. Вскоре после окончания войны с Францией Якобу было поручено съездить в Париж, дабы вернуть экземпляры книг, увезенных французами.
В 1812 году они издают сборник «Детские и семейные сказки», благодаря которым их имя стало известно миллионам детей и взрослых во всем мире. Якобу пророчили дипломатическую карьеру, но это не вызывало ни у одного из братьев даже толики энтузиазма. Они выбирают службу в библиотеке Касселя, и в 1816 году Якоб присоединяется с Вильгельму, который уже работал в библиотеке на протяжении двух лет.
Следующие четыре года они посвятили научным исследованиям. В 1825 году биография братьев Гримм пополняет свои страницы описанием важного в жизни Вильгельма событием: он женится.
Дальнейшая жизнь
Через четыре года в библиотеке Касселя меняется начальство. Несогласные с кадровыми перестановками Якоб и Вильгельм уходят в отставку. К тому времени они обрели широкую известность в научном мире благодаря своим трудам. Якоба приглашают профессором по немецкой литературе и старшим библиотекарем в Геттингенский университет. Вильгельм также устраивается в данное заведение.
Через некоторое время оба брата были уволены из-за политических обвинений в адрес нового Ганноверского короля. Они вернулись обратно в Кассель. Данное событие произошло в 1837 году. Еще через три года взошедший на немецкий престол Фридрих-Вильгельм Прусский избрал братьев Гримм в члены знаменитой Берлинской Академии Наук. Это дало им возможность проводить лекции в лучшем учебном заведении страны - Берлинском университете. В они и прожили остаток своей жизни. Вильгельм умер в 1859 году 16 декабря. Его старший брат прожил на четыре года больше и скончался 20 сентября 1863 года.
Многочисленные работы, посвященные филологии, более двухсот сказок и огромная роль в исследованиях немецкого фольклора - достояние, которое оставили после себя талантливые братья Гримм. Биография - краткая или же долгая история их жизнеописания - не может полностью отразить тех усилий, которые приложили Якоб и Вильгельм, чтобы их в веках запомнили как «родоначальников немецкой литературы», авторов Белоснежки, Золушки, Рапунцель и многих других потрясающих историй.
Братья Гримм, Якоб (1785—1863) и Вильгельм (1786—1859), известны как основоположники германистики — науки об истории, культуре и языке Германии. Их многолетними трудами составлен фундаментальный «Немецкий словарь» (последний том — 1861), написана «История немецкого языка» (1848). Всемирную славу не только в ученом мире, но и среди детей принесли братьям Гримм «Детские и семейные сказки» (1812 — 1815), собранные и обработанные ими. Два тома содержат двести сказок — так называемый «сказочный канон».
Якоб и Вильгельм Гримм жили в эпоху зарождения и расцвета романтизма, как важного направления мировой культуры рубежа XVIII—XIX веков. Одним из его проявлений было стремление лучше узнать собственный народ, возрождение интереса к фольклору, народному языку, культуре. Большая часть сказочных сюжетов была собрана братьями Гримм, профессорами-филологами, в ходе их многочисленных экспедиций по сельской Германии, записана со слов сказителей, крестьян, горожан. При этом Якоб, более академичный и педантично-строгий собиратель, настаивал на доскональном сохранении устного текста, а Вильгельм, более склонный к поэзии, предлагал подвергать записи художественной обработке. В итоге их споров родился особый стиль литературной обработки устной народной сказки, который называют гриммовским. Гриммовский стиль стал первым примером для сказочников следующих поколений. Сохранив особенности языка, композиции, общего эмоционально-идейного содержания, братья Гримм передали свойства немецких фольклорных сказок, вместе с тем сообщили им черты художественной литературы, пересказав по-своему.
В обработанном братьями Гримм виде они стали важной частью детского чтения во многих странах мира.
Сказки, написанные для малышей: «Бабушка вьюга», «Белоснежка и семь гномов», «Беляночка и Розочка», «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Золотой гусь», «Король дроздобород», «Мальчик-с-пальчик», «Семеро храбрецов»; «Умная Эльза», «Удалой портняжка».
Сказки братьев Гримм имеют некоторые общие композиционные и стилистические приметы, которые не позволяют спутать их с какими-либо иными. Сказочники достаточно редко используют традиционные зачины («жили-были...», «в некотором царстве, в некотором государстве...») и дидактические, морализаторские концовки. Герои их бытовых сказок чаще всего простые люди — крестьяне, мастеровые, ремесленники, солдаты. Они оказываются в ситуациях, которые легко можно представить. Граница между сказкой и жизнью легко преодолевается читателем, и он способен сам сделать выводы, руководствуясь здравым смыслом и чувством. В сказках о животных и волшебных сказках действуют те же народные правила нравственной оценки героев. Доброта, трудолюбие, ум, сметливость, храбрость, самоотверженность оказываются основаниями для преодоления невзгод, несправедливости, злобы в сказках «Храбрый портняжка», «Золушка», «Горшок каши», «Бабушка Метелица», «Братец и сестрица», «Умная Эльза». Пословицы, поговорки, присказки используются братьями Гримм с большим тактом, органически входят в речь героев, делая повествование увлекательнее, ярче, но не перегружая его. Простота, прозрачность сюжетного действия и глубина морально-этического содержания, пожалуй, — главные отличительные особенности сказок Гримм. Их «Бременские музыканты» продолжают свое путешествие по временам и странам.
В немецких вариантах таких сказок, как «Волк и семеро козлят», «Золушка», «Красная Шапочка», «Мальчик-с-пальчик», читатель найдет немало общего с русскими, болгарскими, французскими сказочными сюжетами.
Сборник братьев Гримм послужил богатым источником сюжетов для писателей-сказочников. На русский язык сказки стали переводить в середине 1820-х годов сначала с французского перевода, а затем уже с оригинала.