Конспект занятия по познавательному старшей группе. Рабочая программа в старшей группе, область "познавательное развитие"

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Программное 1. Расширять знания детей о различных видах спорта содержание 2. Продолжать формирование у детей познавательную инициативу, умение сравнивать и устанавливать простые связи между видами спорта и сезонными явлениями природы.

3. Учить детей выбирать основание для классификации видов спорта (по сезону и числу участников).

4. Закрепить с детьми знания о значении спорта для здоровья человека, воспитывать желание заниматься спортом, уверенность в своих силах.

5. Активизировать речь детей словами: командный вид спорта, одиночный вид спорта, употреблять в речи придаточные предложения с союзом потому что.

6. Индивидуальная работа с Вовой Ю., Артемом М..- отвечать на вопросы полными предложениями.

Подготовка воспитателя:

1 .Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников.

2. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников по ознакомлению с окружающим. Журнал «Ребенок в детском саду» N 4,5 - 2003г. , N 3,4 - 2002г.

3. Изготовление таблиц – схем по теме «Виды спорта».

4. Подбор иллюстраций о спорте.

Предшествующая работа:

1. Систематические занятия по развитию речи.

2. Беседы с детьми о различных видах спорта.

3. Рассматривание иллюстраций с различными видами спорта.

4. Привлечение детей и родителей к коллекционированию иллюстраций о спорте.

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрация различных видов спорта.

2. Таблицы для классификации иллюстраций.

3. Клей, салфетки, клеенки..

Организация: Дети сидят на стульчиках, в спорт форме.

Ход занятия

Вос-ль Мы все в спортивной форме и давайте сегодня мы поговорим о спорте. Ребята, а для чего люди занимаются спортом?

Дети Люди занимаются спортом, чтобы быть смелыми, сильными, здоровыми.

Вос-ль А знаете ли вы, что такое Олимпийские игры?

Дети Олимпийские игры – это спортивные соревнования.

Вос-ль Правильно. На Олимпийские игры приезжают спортсмены из всех стран мира и соревнуются, выясняют, кто из них самый сильный, ловкий. Ребята, а какое время года сейчас ?

Дети У нас идет зима.

Вос-ль Правильно, зима. Зимой проходит зимняя Олимпиада. Как вы думаете, в каких видах спорта соревнуются спортсмены на зимней Олимпиаде?

Дети Соревнуются в беге на коньках, на лыжах, прыжках с трамплина, фигурное катание.

Вос-ль Вы ответили правильно. А почему зимой занимаются этими видами спорта?

Дети Зимой есть снег для лыж, лед для коньков, а в другое время года снега и льда нет.

Вос-ль Я вам покажу 2 картинки, как их можно назвать?

Дети Назовем эти картинки «Хоккеисты» и «Бег на коньках».

Вос-ль Правильно. А что общего в этих видах спорта?

Дети Спортсмены зимой катаются на коньках.

Вос-ль А в чем отличие у этих картин?

Дети В хоккей играют командой, а в беге на коньках соревнуются по одному человеку, нет большой команды.

Вос-ль Кто победит в соревнованиях по хоккею?

Дети Победит сильная команда.

Вос-ль Как определить победителя в беге на коньках?

Дети Победит тот, кто прибежит первым.

Вос-ль Значит хоккей – это командный вид спорта, а бег на коньках – одиночный вид спорта.

Вос-ль Можно ли заниматься этими видами спорта летом?

Дети Летом нет снега и занимаются летними видами спорта.

Вос-ль Какие вы знаете летние виды спорта?

Дети Прыжки, бег, плавание, велосипедный спорт, гребля.

Физми нутка

Давайте покажем, какими видами спорта можно заниматься летом.

Пантомимой показывают различные виды спорта

Вос-ль Молодцы! А сейчас мы с вами подойдем к столу с иллюстрациями и скажем на какие две большие группы их можно поделить.

Дети В одну стопку положим картинки с летними видами спорта, в другую – с зимними видами спорта.

Вос-ль Как еще можно поделить летние и зимние виды спорта, учитывая количество участников?

Дети На командные и одиночные виды спорта.

Вос-ль Сейчас мы с вами будем делать спортивную газету.

Рассматривается таблица для классификации иллюстраций, уточняется где клеить иллюстрации летнего одиночного вида спорта, летнего командного вида спорта, так же точно про зимние виды спорта. (Дети наклеивают иллюстрации).

Вос-ль Молодцы! Сегодня мы с вами сделаем газету про различные виды спорта, которыми можно заниматься и летом и зимой, командой и одному человеку.

Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Воспитатель вносит искусственные цветы.

— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

— Это живая природа.

Воспитатель:

— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Янгантауский детский сад

Конспект открытого занятия по познавательному развитию

в старшей группе

«Необычное путешествие к самому себе»

Подготовила:

Юсупова.О.А

с. Янгантау

2018год.

Задачи:

Образовательные задачи: Формировать представления о здоровье, здоровом образе жизни и органах чувств; Закреплять представление детей о частях тела человека.

Развивающие задачи: развивать восприятие; развивать произвольное внимание; развивать мыслительные процессы; развивать речь и коммуникативные навыки. Развивать моторику. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих.

Методы и приёмы. Беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”. Оборудование к занятию : Плакат «Тело Человека»,аудиозапись, скелет человека; , шумящее -гремящие предметы -колокольчик, камень, ножницы, бумага, стаканчики с овощами и фруктами; овощи и фрукты на шпажках,; содержание коробки для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, мокрая ткань, лед, соль горячая, мех, параллон ит.д. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: На какое слово похоже слово «здравствуй»? Правильно, когда мы здороваемся мы желаем друг другу «здоровья». А теперь мы скажем утреннее приветствие:

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!(Сдувают свое радостное настроение,гостям)

Воспитатель : Ребята, на мой телефон пришло аудиосообщение и подписано, что старшей группе «Почемучки».Значит оно Вам. Хотите его прослушать? Дети: Да Воспитатель: (Включает аудиосообщение) «Здравствуйте, ребята старшей группы «Почемучки»я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»

Воспитатель: Да, у робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам превратиться в младших научных сотрудников. Воспитатель: Для того чтобы ответить на все вопросы робота, вам нужно сегодня на занятии внимательно слушать, провести эксперименты и изучить несколько научных центров. Вы готовы? Дети: Да

1. Научный центр «Как устроены люди»

Воспитатель: Для того чтобы узнать как устроены люди, вам нужно собрать картинку. Игра: « Сложи человека»(дети складывают человека из отдельных частей).Что у вас получилось? Дети: Человек Воспитатель: -Тело человека.

Из каких частей состоит наше тело? (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Как вы думаете, какая часть самая главная? (голова)

На чем держится голова? (на шее)

Самая большая часть нашего тела? (туловище)

А главные помощники нашего тела, это.? (руки и ноги)

Воспитатель. Ребята, потрогайте ваши руки, лицо. Они твердые или мягкие? Дети. Мягкие.

Воспитатель. Почему же тогда мы стоим, не падаем? Посмотрите, я ставлю мягкую салфетку, и она падает. Кто знает, почему мы не падаем?

Дети. Внутри нас есть кости.

Воспитатель. Правильно. Давайте рассмотрим свои собственные кости т.е скелет. Скелет состоит таких частей как: череп, кости верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, кости нижних конечностей.)

Скелет служит организму не только опорой, но и защитой:

Череп похож на шлем(он защищает мозг).

Грудная клетка похожа на доспехи(она защищает печень…)

На вид скелет хрупкий, но на самом деле очень прочный.

Кости живые, ведь они растут, увеличиваются в длину и толщину. Поэтому кости должны получать питание, а именно, кальций.

Вот мы с вами узнали как устроен человек.

2.Научный центр «Зоркий»

Что изучают в этом центре вы узнаете отгадав загадку

Загадка

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Да, в этом научном центре изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

Ребенок читает стихотворение:

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

(Дети прикрывают глаза ладошками)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.(Мнемотаблица)

Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила.)

1.Нельзя тереть глаза грязными руками.

2.Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3.Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

6.Нужно гулять на свежем воздухе.

Мы дети заботимся о своем зрении, и делаем специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

3. Научный центр Слухачей (включается тихая музыка)

Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну.

Загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше…(ушки)

Воспитатель:
- Да, в этом центре изучают органы слуха.
(Мнемотаблица)

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

А еще, Алтынай знает стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.),

Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Воспитатель: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать,какими предметами и что я буду делать? (камень, тарелка, бумага, ножницы)

4.Научный центр «Долина Запахов»

А сейчас я вас приглашаю в центр в которой изучают…

Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.(Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

(Мнемотаблица)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Упражнение " Ракета" ( Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох, руки в такт выдоху опускаются вниз)

А теперь давайте сыграйте в игру

"Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

5.Научный центр «Море вкусов»

Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя и не нюхая его?

Дети:(На вкус.)

В следующем центре изучают именно этот орган чувств - язык.(Мнемотаблица)

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус(сладкий,горький, кислый, соленный). Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (Ответы детей.)

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка. А как правильно ее выполнять нам покажет Алия Биктимировна –наш логопед.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

(Картотека артикуляционной гимнастики).

Воспитатель: Молодцы дети! А теперь поиграем в игру

"Определи на вкус"

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лукум, лимон, соленый огурец, лук.

6. Научный центр «Волшебство осязания»

Воспитатель: Мы с вами оказались в последнем центре. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

"Замок"

На двери висел замок

Кто его открыть бы смог

Мы замочком постучали,

Мы замочком покрутили,

Мы замочек потянули и открыли!

Воспитатель: Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у меня в этой необычной коробке (дети по 6 человек просовывают руки в коробку берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

Проводится игра: »Что нашел? Назови!»

Воспитатель: Вот и ответили мы на все вопросы робота, теперь и вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа и как устроен человек. (На схеме выставляются органы чувств и тело человека).

Итог: Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие органы чувств есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал. После сна мы с вами еще поиграем в сюжетно-ролевую игру « Поликинника»,и мы попробуем обыграть какую- нибудь ситуацию.А сейчас давайте все вместе сделаем коллективное фото.

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные стёклышки», в ходе которого дети познакомятся со строением микроскопа. Микроскоп и увеличительные стёкла, наряду с другим , вызывают большой интерес у детей. Важно научить детей правильному и безопасному обращению с такими приборами.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Программное содержание: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскоп, лупа, бинокль, объяснить, для чего они нужны человеку; познакомить со строением микроскопа, обогащать словарь детей: окуляр, объектив, зеркало и т.д. пополнить словарь детей глаголами, обозначающими звучание разных предметов.

Материал и оборудование: ребус «Лупа», лупы, микроскопы, листья деревьев, цветной песок, насекомое, вода чистая, вода грязная, листы для зарисовок наблюдений, цветные карандаши, салфетки, пипетка,

Ход образовательной деятельности

Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро, гости, здравствуйте!
Ребята, сегодня нам пришло приглашение, но оно необычное. Здесь загадки и ребусы, попробуем отгадать, (ребус лупа).
Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся, (очки).

Лупа, очки. Странное приглашение? Может нас ждут в лаборатории.Что такое лаборатория? Это место, где ученые изучают свойства разных предметов, воздуха и воды.

Мы с вами ни раз были в лаборатории, изучали, какая бывает вода. Какие свойства воды вы помните? Прозрачная, не имеет вкуса, запаха, растворяет в воде вещества, замерзает, не имеет формы. А еще мы в лаборатории слушали разные звуки. Каждый предмет звучит по разному, как он может звучать: стучит, шумит, шуршит, скрипит, звенит и т.д.

А сегодня в лаборатории мы познакомимся с волшебными стеклышками. Для чего нужны лупа и очки? Правильно, что бы рассмотреть лучше что-то маленькое. Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе, лучше чем видно глазом и люди придумали увеличительные стекла. Сначала появилась лупа. С её помощью ученые смогли рассмотреть строение цветка, усики и глазки насекомых.

Потом появились другие вещи: очки, бинокли, подзорная труба, телескоп, монокль и т.д. Сейчас во всех лабораториях, больницах, школах есть микроскопы. Они нужны для того, чтоб увидеть очень маленькие частички, которые нельзя увидеть глазом: пыль, микробы, которые вызывают болезни. Это нужно, чтоб люди не болели. Ученые могут посмотреть в микроскоп и придумать лекарство. А что ещё нужно, чтобы люди не болели? Правильно питаться, делать зарядку и хорошо умываться.

Физминутка:

Кто зубы не чистит, не моется с мылом.
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули
У них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд.
И вообще никогда не растут!

Слова сопровождаются соответствующими движениями.
Посмотрите, у нас на столе есть микроскопы. Даже маленький микроб знает все про микроскоп.
Давайте и мы посмотрим из каких частей состоит микроскоп.

  • Окуляр — место, в которое нужно смотреть. Как правильно смотреть? Один глаз надо закрыть, а другой плотно прижать к окуляру.
  • Лупа объектива — увеличивает изображение.
  • Зажим — закрепляет слайды.
  • Зеркало — отражатель нужно, чтоб поймать луч света.

Если ученому нужно рассмотреть каплю воды, он берет стеклышко-слайд, капает на него воду, кладет на подставку-зажим, ловит свет и смотрит.
Я предлагаю вам пройти в лабораторию для опытов. Мы будем рассматривать знакомые предметы в увеличительные стекла и микроскоп.

У каждого на дощечке лежит или листик, или цветной песок, лепесток, кора дерева, у нас в коробочке паучок. И все это можно рассмотреть внимательно в лупу. А в микроскоп мы рассмотрим каплю воды и частички пыли. Насекомое: можно хорошо рассмотреть туловище, лапки.

Ребята, я предлагаю нарисовать книгу. Каждый на своем листе зарисует то, что увидел, потом мы сможем её перевязать ленточкой и покажем мамам и папам, что мы видели в волшебное стеклышко.

При рассматривании листа обратить внимание; хорошо видны прожилки, по которым течет влага и наполняет лист жизнью. В коре дерева видны трещинки, в которые маленькие насекомые прячутся зимой. Цветной песок; песчинки круглые, разноцветные. Частички пыли разной формы: продолговатые, круглые и т.д. В воде микробы разной формы.

Какая полезная книга у нас получилась. Теперь мы можем взять лупы и бинокли на улицу и там рассматривать все, что захотим.

Занятие по познавательному развитию может проходить в рамках , а книга пополнит экспериментальный уголок.

Возможно Вас заинтересует календарное планирование в подготовительной группе —