Лепка рыбки во второй младшей группе. Конспект непосредственно - образовательной деятельности по художественному творчеству для детей второй младшей группы«Пластилиновые рыбки

Теплякова Мария Васильевна
Воспитатель ВКК НДОУ «Детский сад № 197 ОАО «РЖД» г. Красноярск

Материал к занятию: пластилин, стеки, доска для лепки, салфетка, игрушка — рыбка, бусинки, ракушки, готовые трубочки на подставке из пластилина.
Цели и задачи:
1) образовательная: учить передавать отличительные особенности рыбок (туловище, глаза, рот, плавники, чешуя), имеющих одинаковую форму (овальную), но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям (большая и маленькая рыбка).
2)развивающая: закреплять ранее усвоенные приёмы лепки; ; расширять знания детей об аквариумных рыбках;
3)воспитательная: воспитывать творчество, фантазию; учить доводить начатое до конца.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение сказки « Лисичка сестричка и серый волк», изготовление совместно с детьми водорослей из пластилина; рассматривание рыбки в аквариуме.
Ход занятия:
1. Воспитатель собирает детей возле себя, загадывает загадку:
«Вильнёт хвостом
Туда – сюда — «У родителей и деток
И нет её, Вся одежда из монеток».
И нет следа».
Как вы думаете о ком эта загадка?
Правильно, о рыбах.
Сюрпризный момент: Ребята у нас в группе есть необычный аквариум, кто в нём живёт, рыбка. Воспитатель задаёт вопросы детям: (где живут аквариумные рыбки (в аквариуме); что есть у рыбки (у неё есть голова, туловище, плавники, чешуя); в аквариуме есть (камни, водоросли, ракушки); чем питается рыбка (корм для рыбок, червячки…); как рыбки двигаются в воде (хвост, плавники)). Ребята, рыбке очень скучно одной плавать в аквариуме, давайте слепим много разных рыбок, чтобы ей было веселее.
Чтобы лучше ручки работали, мы поиграем в пальчиковую игру:

«Рыбки весело резвятся,
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке».

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Будем рыбок мы считать!
Рыбки плавают по дну,
Не поймаешь ни одну!

2. Дети садятся за столы, во время лепки звучит спокойная музыка …
Ребята, сейчас мы возьмём самый обычный пластилин и начнём лепить. Возьмите кусочек пластилина, с помощью стеки разделите его на 2 неравные части, так чтобы одна часть была большая, а другая маленькая. Из большого кусочка скатаем шар, затем раскатываем слегка короткую колбаску, вытягиваем хвостик, прищипываем верх и низ — получился хвост. Головку вытягиваем, стекой ротик нарисуем, прищепим один плавник на спинке, на брюшке с одной стороны — один и с другой стороны – один. Скатаем маленькие 2 шарика для глаз (можете вместо пластилина использовать бусинки). Поцарапаем стекой чешую. Посмотрите, какая чудесная получилась рыбка. Из второй части (маленькая часть) пластилина, слепим маленькую рыбку. Какие нарядные рыбки у вас, весёлые и все такие разные ни одна не похожа на другую. Рыбку большую прикрепим к длинной трубочке, а маленькую рыбку прикрепим к короткой трубочке. Пришло время заселять жильцов. Воспитатель задаёт вопрос: «Где наши рыбки будут жить?» … Поместим их в аквариум
Кто из детей слепил быстрее всех (предложить слепить камешки для аквариума или водоросли)
Итог занятия: Ребята, какие замечательные рыбки у вас получились. У кого самая большая, большая, самая маленькая, маленькая, смешная, задористая, задиристая, весёлая, красивая… Дети, что мы с вами сегодня лепили? Молодцы, теперь нашей рыбке будет не скучно, у нее появилось много веселых друзей.

Конспект НОД «Рыбки плавают в аквариуме»
Цель: Создание условий для развития умения отщипывать маленький кусочек пластилина скатывать его в шарик и расплющивать на бумаге.
Задачи:
- Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики. Надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе. Углублять знания детей о жизни рыб.
- Развивать память, мышление, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений.
Материалы: пластилин, вырезанные из бумаги рыбки, изображение рыбок в аквариуме.
Интеграция областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие.
Ход НОД
1. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку:
Блещет в реке чистой
Спинкой серебристой.
Кто это? (Рыбки)
- Сейчас давайте поиграем: я буду произносить чистоговорки, а вы будете повторять за мной.
Да-да-да-у рыб в воде беда.
Да-да-да-кит плывет сюда.
(Дети повторяют за воспитателем)
2. Мотивационный момент.
Рассматриваем иллюстрации рыбок,
- Ребята, посмотрите какие части тела есть у рыб и какой формы? (У всех рыбок есть туловище овальной формы, треугольные плавнички и хвост, покрытые чешуйками. глазки, рот).
- А по размеру какие рыбки бывают? (Большие и маленькие) .- Рыбки одинаковые по цвету? (Обращаю внимание на расцветку рыбок: яркую, красивую).
- А в каком направлении они плавают? (Рыбки плавают в разные стороны: вверх, вниз, вправо, влево) .- Ребята, а без чего не может жить рыбка? (Это вода) .- Вы знаете, где живет рыбка? (В речке, в море, в аквариуме) .- Итак, у рыбки есть туловище, хвост, плавники, глазки, рот; она покрыта чешуйками. Рыбки бывают большими и маленькими, разноцветными, пятнистыми, полосатыми. Они плавают в воде в разные стороны: вверх, вниз, вправо, влево.
Еще в аквариуме могут находиться водоросли, камушки, грунт, где может прятаться рыбка.
- А вы хотите создать собственный аквариум и поселить в нем рыбок?
3. Объяснение приемов работы.
У нас на столе лежат разные рыбки. Внимательно посмотрите, чего нет у наших рыбок? Правильно, нет чешуек. Мы вместе украсим наших рыб разноцветными чешуйками. Лепить их будем из соленого теста. Отщипываем маленький кусочек теста от большого куска. Затем скатываем из него шарик. Надавливаем указательным пальцем на шарик, прикрепляем его к рыбке. Получаются чешуйки.
4. Подведение итогов. - Молодцы! Какие же красивые рыбки у вас получились! И сейчас вы поселим их в наш аквариум.


Приложенные файлы

Лепка из теста «Золотая рыбка»

Образовательные: дать представление о красоте и разнообразии водного мира; расширять знания детей о рыбах, их жизни, среде обитания; дать воспитанникам сведения о технологии лепки рыбки; научить придавать изделию законченный вид; формировать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики рук; закреплять навыки лепки: раскатывания «колбасок», «шариков», «капелек»; отщипывание маленьких комочков и скатывание между ладонями; обрезать стекой; вдавливать; бусинкой изображать глаза; передавать характерную форму хвоста, плавников; развивать наблюдательность, произвольное внимание, фантазию; способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей детей.

Воспитательные: воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; воспитывать бережное отношение к живой природе, любовь к родному краю; учить доводить начатое дело до конца.

Материал: тесто, дощечки, стеки, мокрые тряпочки. У воспитателя: игрушки рыбки, на большом картонном листе - озеро, на озере камыши и трава, любитель рыболов.

Предварительная работа. Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

I этап. Определение и цель лепки.

Организационный момент. Воспитатель. На окошке пруд. В нем рыбешки живут.

У стеклянных берегов. Не бывает рыбаков.

Дети: Аквариум.

Воспитатель. А кто живет в аквариуме? Великолепную сказку о рыбке написал сказку Александр Сергеевич Пушкин. Эта сказка так и называется – «Сказка о золотой рыбке». Послушайте отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка.

Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина

В третий раз закинул он невод, -

Пришёл невод с одною рыбкой.

С непростою рыбкой, - золотою.

"Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь".

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

"Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе".

А сейчас поиграем. Выходите на ковер.

Динамическая пауза "Море волнуется"

Море волнуется раз. Море волнуется два,

Море волнуется три. Как рыбки плывут, покажи!

Беседа об услышанном отрывке: Кто такой рыбак? Чем он ловит? А сегодня, ребята: К нам из сказки приплыла. Там царицею была. Рыбка эта не простая. Рыбка эта золотая! Вот сегодня мы будем лепить золотую рыбку, которая исполняет заветные желания. Мы же все с вами умеем!

II этап. Рассматривание игрушки-рыбки, и ее активное восприятие и обследование, уточнение знаний ребят о ее свойствах. Из каких частей состоит тело рыбки? А какая форма у рыбки? Чем покрыто тело у рыбки? Обращаем внимание на то, что тело у рыбки сжато с боков, спереди заостренное, а сзади сужено. Это позволяет рыбке хорошо плавать.

Посмотрите, как рыбка плавает. (Воспитатель показывает рукой движение рыбки). Когда рыбка плавает ее хвостик двигается из стороны в сторону. (Дети тоже показываю как рыбка движется). У золотой рыбки имеется хвостовой плавник. Плавники у рыбки есть и на спинке и на брюшке, на грудке. Как вы думаете рыбка нас видит? Почему?

III этап. Связан с объяснением и уточнением того, как дети должны действовать. Какие технические приемы должны использовать чтобы вылепить предмет. В процессе работы воспитатель помогает запомнить названия способов лепки: скатать, раскатать, растянуть.

Физ. минутка

Рыки плавают, ныряют

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Рыбка плавает в водичке,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница

Я хочу тебя поймать.

1 этап лепки.: А какой формы может быть туловище у рыбки? Как сделать круглое туловище? Как сделать овальное? Закройте глазки и выполните движение руками как будто вы катаете на ладошках шарик, овал…

Основание рыбки туловище. Дети: Скатать шарик и приплюснуть.

2 этап лепки лепка чешуи. И проделать стеком прожилинки.

Самостоятельная работа. Родители наблюдают за действиями детей и если есть желание могут помочь ребенку сделать рыбку. Посмотрите, какие красивые рыбки получились! Ребята, вам нравятся получившиеся рыбки? Теперь нашей рыбке будет не скучно! А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? Дети закрывают глаза, загадывают желания!

Сюрпризный момент. В это время золотая рыбка (воспитатель) дарит детям упаковку печенья в виде рыбок.

Итог занятия. В конце занятия провести анализ работ детей. Дети рассматривают работы. А какие рыбки вам нравятся? Почему? Воспитатель предлагает поиграть детям с вылепленными рыбками. Кого же мы все вместе слепили сегодня?

А теперь давайте поиграем. «Рыбка, рыбка, где живешь? »

Дети передают по кругу мячик (рыбку), у кого в руках оказался на слово «живешь», должен назвать водоем: (в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме).

Цель: Создание из пластилина разноцветных рыбок.

Задачи:

1. Познакомить детей с одним из способов художественного изображения предмета с применением пластилина.

2. Развитие мелкой моторики кистей посредствами лепки из пластилина.

3. Развитие фантазии, воображения.

4. Воспитывать у детей аккуратность.

Ожидаемые результаты : Разноцветные пластилиновые рыбки.

Принципы отбора содержания:

Доступности;

Последовательности;

Интеграции.

Интеграция образовательных областей: речевое и познавательное развитие.

Оборудование: игрушки Нюша и Крош; доски для работы с пластилином, пластилин, стеки, рисунки - изображения разноцветных рыб.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто же это пришли сегодня к нам в гости?

Дети: (ответы детей ) Смешарики, Нюша и Крошу.

Крош: (воспитатель ) Ух, ребята, как здорово, что вы нас узнали. Всем привет!

Нюша: (воспитатель ) Привет, друзья!

Дети: (ответы детей ) Здравствуйте, привет!

Крош: (воспитатель ) Ребята, как красиво у вас в группе, и так ярко светит солнышко. А кто из вас мне скажет в какое время года так ярко светит солнце?

Дети: (ответы детей ) Летом.

Крош: (воспитатель ) Правильно, летом.

Нюша: (воспитатель ) А что вы любите делать летом?

Дети: (ответы детей ) Гулять, отдыхать, загорать, купаться...

Нюша: (воспитатель ) А кто-нибудь из вас любит ловить рыб?

Дети: (ответы детей ) Да!

Крош: (воспитатель ) А каких рыб вы знаете?

Дети: (ответы детей ) Щука, рыба - меч, рыба - пила...

Крош: (воспитатель ) Вы такие молодцы, так много знаете рыб. А мы с Нюшей принесли вам показать рисунки разноцветных рыб. Посмотрите, какие они все разные, красивые (воспитатель показывает рисунок с изображением разноцветных рыб).

Нюша: (воспитатель ) Ребята, а как вы думаете, что у всех рыб есть общего?

Дети: (ответы детей ) Хвост, плавники, жабры, чешуя.

Нюша: (воспитатель ) Совершенно верно. Друзья, а у вас здесь есть где порыбачить, наловить разноцветных рыб?

Дети: (ответы детей ) Нет.

Нюша: (воспитатель ) Ну это не беда мы можем разноцветных рыбок слепить из пластилина.

Воспитатель: А у нас как раз есть пластилин разных цветов.

Нюша: (воспитатель ) Здорово! Ребята, как вы думаете, у нас получится слепить красивых разноцветных рыбок?

Дети: (ответы детей ) Да.

Нюша: (воспитатель ) А мы с Крошем вам в этом поможем.

Крош: (воспитатель ) Скорее за дело, друзья (дети рассаживаются за заранее подготовленные столы).

Крош: (воспитатель ) Ребята, возьмите, пожалуйста, кусок пластилина и хорошо его разомните, чтобы он стал мягкий и теплый. Теперь скатайте из него шарик, полученный шарик чуть вытяните по краям и разомните, чтобы получилась лепешка - тельце рыбы. На какую фигуру похоже тельце рыбы?

Дети: (ответы детей ) На овал.

Нюша: (воспитатель ) Правильно, на овал. Теперь отрежьте стекой кусочек пластилина, разомните и так же скатайте шарик, а затем сделайте лепешку. Разрежьте стекой лепешку по середине и чуть разведите в стороны ее края, - это будет хвост рыбки. Прилепите к тельцу хвост.

Крош: (воспитатель ) Обрежьте стекой два маленьких кусочка и так же сделайте из них лепешки. Соедините к тельцу верхний и нижний плавники. Вот теперь наша рыбка готова. А вам ваша рыбка нравится?

Дети: (ответы детей ) Да.

Нюша: (воспитатель ) Вы молодцы, у вас получились замечательные рыбки. Ну а нам пора с вами прощаться. До свидания!

Крош: (воспитатель ) Пока!

Дети: (ответы детей ) До свидания.

(Нюша и Крош прощаются и уходят. )

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

  • Сформировать у детей общее представление о внешнем виде золотой рыбки. Учить выделять некоторые части тела (хвост, глаза, рот, плавники) .
  • Познакомить с основными особенностями поведения (живёт в воде, плавает, заглатывает корм) .
  • Отрабатывать навык сплошного закрашивания листка бумаги в форме аквариума, путем нанесения размашистых мазков.

Воспитательная:

  • Вызвать интерес к золотой рыбке, желание ухаживать за ней.
  • Создать атмосферу эмоционального благополучия.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивающая:

  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
  • Формировать умение наблюдать за живым объектом.
  • Активизировать словарь детей (блестящая, аквариум, корм, плавники) .

Здоровьесберегающая:

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • аквариум; золотая рыбка; банка с кормом;
  • листы бумаги в форме аквариума с нарисованными восковыми мелками рыбками;
  • магнитофон.

Дети входят в группу. Слышится звук журчания воды.

Ребята, как вы думаете, на что похож звук, который мы слышим? (Ответы детей) Давайте пойдём посмотрим что это журчит.

«По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
Через камешки перешагивают»

(Дети идут по группе к стилизованной реке: голубая ткань изображает воду, на ней располагаются разноцветные бумажные рыбки, на берегу - лягушка. За тканью скрыта баночка с живой рыбкой)

Вот мы и пришли! Перед нами река. Давайте встанем на берегу так, чтобы не промочить ножки. Как здесь красиво! Кто это сидит у воды? (Лягушка) Какая она? (Зеленая) Как она подает голос? (Квакает) А сейчас отгадайте загадку и вы узнаете кто живёт в воде.

«Вильнет хвостом туда-сюда И нет её, и нет следа»

Правильно, это рыба. Посмотрите, как много в реке рыб. Это река необычная, волшебная и живут в ней необычные, очень красивые рыбки. Они разной величины и разного цвета. Поглядите, эта рыбка большая или маленькая? Какого она цвета? (Воспитатель показывает на рыбку и опрашивает детей) Рыбок много, но мы почему-то не слышим как они переговариваются. Это потому, что рыбы не умеют разговаривать, они всегда молчат.

Ребята, а вы хотите чтобы такая рыбка жила у нас в группе? Тогда закройте глаза и произнесите волшебные слова.

«Раз, два, три - рыбка оживи» (Произносит первый раз - воспитатель, Второй раз - дети)

Вот и произошло чудо, рыбка стала живой! (Появляется баночка с рыбкой)

Пригласите её в гости. (Дети приглашают)

Рыбка кивнула головкой. Она согласна побывать у нас в гостях и если ей понравится, то останется жить у нас.

А теперь мы отправляемся в обратный путь, идем вместе с рыбкой в нашу группу.

«По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
Через камешки перешагивают»

Вот мы и пришли. Рассаживайтесь вокруг стола. (На столе стоит аквариум, накрытый салфеткой,) Ребята, рыбка в банке не может жить, ей там тесно. Надо поселить ее в просторный дом. (Воспитатель снимает салфетку с аквариума)

«Посмотрите дом стоит -
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы
Все умелые пловцы»

Этот домик называется аквариум. Повторим вместе. Скажи Саша, как называется домик для рыбки. Аквариум сделан из стекла, на дне насыпаны камушки, растет водяная травка - водоросли. Вода в аквариуме чистая, свежая. Сейчас мы выпустим в него рыбку.

Посмотрите, как обрадовалась рыбка. Она поплыла. Какая она красивая. Какого цвета рыбка? (Красного) На солнышке она светится, сияет. Она блестящая. Какая рыбка? (Красная, блестящая) Называют нашу гостью золотой рыбкой. Вместе повторим.

У рыбки есть голова. Что находится на голове? (Глазки, рот) Вот она смотрит на нас. А хвост есть у рыбки? (Есть) Он длинный, пушистый, волнистый. Посмотрите, как она им двигает. Хвост помогает рыбке плавать. Давайте покажем как она шевелит хвостиком.

Пальчиковая гимнастика.

«Рыбка-малютка по речке плывет,

Рыбка-малютка хвостиком бьет» Что же еще помогает ей плавать? (Воспитатель показывает картинку) Посмотрите, у рыбки на спинке и на животике есть плавники. На спинке плавник большой, а на животике - маленькие. Найдите глазками на золотой рыбке плавники. Что на спинке у рыбки? Что на животике? Для чего нужны плавники?

Ребята, золотая рыбка у нас в гостях, а гостей всегда угощают. Вот и мы сейчас покормим гостью. У меня приготовлена баночка с кормом. Чем будем кормить? (Кормом) .

(Воспитатель насыпает корм в аквариум) . Что делает рыбка? (Ест) Посмотрите, как она ест, она заглатывает корм ротиком. Скажем вместе: «Заглатывает ротиком» . Ребята, давайте не будем мешать золотой рыбке кушать.

«Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело гулять,
Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим с тобой играть» Давайте выйдем из-за стола и поиграем.

Физминутка.

Я предлагаю вам превратиться в рыбок. Для этого сложите ладошки вместе и поплыли. Помните, что рыбы не умеют разговаривать, поэтому плывем молча.

«Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке».

Подплывайте ко мне, рыбки. Руки опустили, опять мы дети. Тихо садимся за рабочие столы.

Ребята, золотой рыбке понравилось у нас, понравился ее домик - аквариум. Она согласилась остаться жить в нашей группе. А для того, чтобы вы всегда помнили о том, как надо о ней заботиться, я принесла каждому из вас аквариум с рыбками. Но посмотрите, в ваших аквариумах нет воды. А могут рыбы жить без воды? (Нет) Я предлагаю срочно наполнить аквариумы водой. Посмотрите, что для этого надо сделать. Я набираю краску на кисточку и закрашиваю аквариум. Кисть веду мягко, не нажимаю, как будто глажу бумагу. Рыбки не боятся воды, поэтому я смело провожу кистью по ним. Надо старательно закрасить весь аквариум, не оставляя белых пятен. Вот я и наполнила свой аквариум водой. Теперь и вы принимайтесь за дело. Возьмите кисточки правильно и начинайте наполнять аквариумы. (Звучит тихая музыка. Дети закончили работу) .

Я вижу все справились, налили чистой воды рыбкам, наполнили аквариумы. Давайте покажем нашей гостье, золотой рыбке, как вы помогли её подружкам. (Дети берут рисунки и встают вокруг аквариума) . Рыбка благодарна вам за заботу о её подружках. Она остается жить в нашей группе, будет радовать нас, а вы будете ухаживать за ней. Положите рисунки на стол. После того как они высохнут, мы вывесим их на выставку.