Подготовка малыша к детскому саду. Закаливание перед садиком

Перед каждой семьей, воспитывающей малышей, рано или поздно встает вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду. Многие родители с волнением ждут этого момента и начинают готовиться заранее к непростому периоду в жизни своего чада. Это очень хорошее стремление, однако не всегда оно осуществляется должным образом. Зачастую в семье начинают рассказывать ребенку, который идёт в детсад, "страшилки", призывая его к послушанию: "Вот в детском саду тебя научат, как правильно надо убирать игрушки (одеваться, держать ложку и т. д.)". Или начинают подсказывать, как строить взаимоотношения со сверстниками: "Если тебя обидят, сразу жалуйся воспитательнице!" Получается, что у малыша уже изначально складывается негативное отношение к такому важному моменту, как переход в новые социальные условия. Между тем, педагоги и психологи рекомендуют родителям основательно познакомиться с тем, какой должна быть готовность ребенка к детскому саду. На эту тему написано много статей, но каждому родителю нужно подойти ко всем рекомендациям вдумчиво, принимая во внимание индивидуальные особенности своего чада.

Готовимся к детскому саду заранее!

Специалисты постоянно твердят о необходимости готовить малыша к саду заранее, но уточняют, что лучше будет, если взрослые начнут предварительную подготовку именно с себя. Что это означает?

Трудности адаптационного периода

Главное, на что нужно обратить внимание родителей, адаптационный период (то есть период привыкания к новым условиям), проходит у всех деток по-разному. Это может зависеть от разных условий:

  • уклада семьи , в которой растет ребенок (если родственники постоянно опекают кроху, выполняя за него элементарные действия по самообслуживанию, малыш и в детсадовской группе будет ждать помощи от окружающих, чувствовать себя некомфортно среди сверстников);
  • индивидуальных психологических особенностей (дети обладают различным темпераментом, могут по-разному выражать свои стремления, например, поиграть с игрушкой и уступить ее другому, помочь сверстнику застегнуть туфельки, пригласить в свою игру; или, наоборот, отнять игрушку, вступить в конфликт, не выполнить требования воспитателя);
  • пробелов в воспитании (близкие балуют малыша, потакают всем его капризам; кроха не привык к отказам, ему неизвестно слово "нельзя". А в детсаду нужно выполнять определенные требования, связанные с режимом дня, образовательными процессами, общением с взрослыми и другими детьми).

Такие характерные условия существенно влияют на продолжительность адаптационного периода. По мнению специалистов, можно выделить три степени детского привыкания:

  • , которая характеризуется быстрым и достаточно безболезненным привыканием крохи к новым условиям, как правило, проходит в течение недели. Малыш быстро вливается в коллектив сверстников, привыкает к незнакомым взрослым, не конфликтует с окружающими, принимает все установленные требования.
  • Средняя адаптация проявляется чаще всего в детской среде и характеризуется более длительным привыканием к новым условиям. Ребенок может скучать по маме, негативно переживать разлуку с ней, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Возможны появление частых простудных заболеваний, обострение хронических.
  • Тяжелая степень адаптации наблюдается значительно реже, проявляется бурными эмоциями, угнетенным состоянием крохи, стрессами. Специалисты обращают внимание родителей, что при длительном стрессе у малыша возможны нарушения сна, потеря аппетита, психологические отклонения в поведении (плаксивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, неподчинение взрослым).

Как подготовить ребенка к детскому саду: "подстелим соломки" нашим малышам!

Чтобы дошколенок был максимально готов к переходу на новый социальный этап, взрослым необходимо помочь ему ! Для этого надо знать, что должен уметь ребенок перед детским садом. Педагоги напоминают родителям, что основными составляющими готовности дошколят к саду являются психологическая и физическая подготовка.

Психологическая готовность ребенка

Позитивный настрой. Положительное отношение крохи к детсаду - один из главных аспектов психологической готовности. Такой настрой надо вырабатывать задолго до того, как родители решатся отдать ребенка в детский сад. По мнению специалистов, дошколенок должен быть уверен в том, что посещение детсада - это не желание близких отправить его в чужие руки, а такая же необходимость, как и у родителей, которые ходят на работу. Главное - сформировать у крохи важность его действий (семейный девиз: помогаем друг другу! ). Осознавая, что он помогает маме и папе, малыш будет положительно настроен на посещение детсада, и период адаптации будет идти менее болезненно. При этом он должен знать, что родители обязательно заберут его домой в определенное время, и они все вместе будут обсуждать интересные события, которые произошли в детском саду.

Важно: правильно подобранные слова и позитивные действия близких окажут неоценимую услугу для малыша в подготовке к детскому саду. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору средств, которые подскажут, как правильно подготовить ребенка к детскому саду! Это могут быть совместные сюжетные игры в детсад, чтение детских книжек на соответствующие темы, рассказы старших ребятишек о веселых событиях в детсаду, восхищение всех близких ребенком, какой он стал большой, постоянные воспоминания мамы и папы о своем детстве.

В помощь родителям для наблюдений за своим чадом и определения готовности малыша к посещению детского сада специалисты предлагают простой тест, в котором нужно адекватно ответить на вопросы самому себе:

  1. как часто болеет ребенок?
  2. когда болел в последний раз (месяц, две недели, неделю назад)?
  3. все ли прививки имеются у крохи?
  4. одевается и раздевается самостоятельно?
  5. умеет самостоятельно мыть руки и вытирать их полотенцем?
  6. как пользуется горшком и туалетной бумагой?
  7. имеются навыки самостоятельной игры?
  8. как часто требует к себе повышенного внимания?
  9. может остаться на несколько часов с другими взрослыми?
  10. умеет общаться с другими детьми?

Положительные ответы на восемь вопросов из десяти могут хотя бы частично успокоить родителей в волнующих сомнениях: готов ли ребенок к детскому саду!

Отпуск по уходу за ребенком – счастливое время, когда мама может целиком и полностью посвятить свое время заботам о малыше. Но, к сожалению, это время заканчивается, маме приходится выходить на работу и позаботиться о том, чтобы правильно подготовить ребенка к детскому саду.

1. Плюсы и минусы

Посещение садика в первые несколько недель – это всегда дискомфорт для ребенка. Он привык проводить свое время с мамой и близкими, а там совершенно иная обстановка, незнакомые люди, другие дети. В детском возрасте привыкание к новым условиям пребывания, новым людям, новой атмосфере проходит гораздо сложнее, чем у взрослых людей. Длительный стресс может негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии малыша и даже привести к проблемам со здоровьем. Поэтому привыкание к новым условиям должно проходить постепенно. Но в то же время детский сад играет важную роль в социализации ребенка, ведь именно там малыш начинает понимать, что такое коллектив, зачем нужны друзья, учится отвечать за свои поступки.

2. Психологическая подготовка к детскому саду

Чтобы процесс адаптации малыша происходил постепенно и максимально безболезненно, родители должны заблаговременно позаботиться о подготовке своего чада.

3. Подготовка иммунитета и физическая подготовка к детскому саду

Готовить малыша к детскому садику нужно не только морально, но и физически. Приучать его к двигательной активности, например: выполнять зарядку по утрам. Физические упражнения влияют на работу всех органов и систем. Выполнение зарядки улучшают обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышает иммунитет, развивает разные группы мышц, силу и выносливость, координацию движений, ловкость, дыхание.

На первых порах зарядку лучше делать с ребенком, разнообразить ее различными веселыми играми, спортивным инвентарем. Главное, чтобы ребенку было интересно, и он старался каждый день заниматься зарядкой. Когда малыш овладеет движениями, то можно предоставить ему возможность выполнять зарядку самостоятельно.

Огромное значение имеет закаливание. Ежедневное проветривание детской, сон с открытой форточной даже в морозную погоду (до -15), обливание прохладной водой после теплой ванны, — всё это поможет укрепить иммунитет малыша и избежать частых простуд, которые так часто сопровождают детей в детском саду.

4. Важные моменты

Важно помнить, что и родителям, и ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к пребыванию в детскому саду. Как правило, на это требуется около 2-3 месяцев.

Чтобы снизить стресс при привыкании к детскому саду, время пребывания в нем желательно прибавлять постепенно, начиная с 20-30 минут и увеличивая это время до нескольких часов в день.

Лучший возраст для поступления в детский сад — 2,5-3 года. В этом возрасте малыши уже пытаются разговаривать, а некоторые даже отлично говорят, они более самостоятельны, нежели малыши 1,5-2х лет. К тому же они начинают отличать детей и взрослых, воспринимают авторитет, прислушиваются к старшим. Адаптация в этом возрасте проходит легче и проще.

Абсолютное нормальное поведение в первые несколько дней пребывания в детсаду – слезы на глазах ребенка. Конечно, малышу непривычно, он в новой обстановке, с новыми людьми. Нужно попытаться донести до ребенка, что в группе его ждут новые друзья, разнообразные игрушки и много интересного и познавательного.

Практически все дети рано или поздно взрослеют и начинают посещать детский садик. От родителей зависит, насколько процесс адаптации будет быстрым, легким и безболезненным.

В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад

Психологи и педагоги в большинстве случаев не дают четких ответов на вопрос, обязательно ли отдавать малыша в детский сад.

Они утверждают:

  • решение о посещении дошкольного учреждения должно приниматься родителями, основываясь на обстоятельствах, индивидуальных особенностях характера ребенка и необходимости;
  • при походе в детский сад необходимо опираться на понимание готовности малыша к таким изменениям в жизни;
  • трезво оценивать все за и против, выбрать тот вариант, который подходит. Психологи и педагоги четко разграничивают временные рамки для начала посещения дошкольного учреждения.

Если нет острой необходимости, то отдавать ребенка в ДОУ в 1,5-2 года нежелательно. Малыш еще не созрел для общения с внешним миром без близких людей, ему еще не интересно общение о сверстниками, а долгая разлука с мамой может стать причиной стресса, которая оставит отпечаток на всю жизнь.

К 2,5-3,5 годам в детский сад можно отдавать детей, которые имеют уравновешенный характер и стремятся общаться. В этом возрасте малыши еще недостаточно заинтересованы в совместной деятельности с другими детьми, поэтому крохам с неуравновешенным типом личности (холерикам и меланхоликам) по возможности лучше быть дома до 3,5-4 лет.

Дети 4-6 лет, по мнению психологов и педагогов, должны посещать детский сад в том случае, если родители не могут обеспечить им должного обучения в домашних условиях, дать возможность общаться со сверстниками и другими детьми ежедневно, привить необходимые навыки режима и самообслуживания. Специалисты в области психологии говорят, что если родители сомневаются в необходимости посещения ребенком детского сада, то, вероятнее всего, на подсознательном уровне они чувствуют неготовность крохи.

Немалую роль играет и психологическая готовность родителей к таким переменам. Мама или другой взрослый должны избегать излишней тревожности и психологически готовиться к этому шагу.

Как правильно подготовить ребенка к посещению детского сада

Подготовка ребенка к детскому саду должна начинаться минимум за месяц до первого посещения.

Для минимизации первоначального стресса лучше всего:

Постепенно рассказывая, показывая и обучая малыша необходимым навыкам, вы сможете безболезненно подойти к важному в жизни малыша событию - походу в детский сад.

Адаптация ребенка в детском садике

Знакомить малыша с детским садом нужно постепенно. Первоначально приведя его в группу, чтобы познакомиться с воспитателями и детьми, показать игрушки и общую атмосферу. На следующий день можно побыть с ребенком в группе чуть больше, дать ему возможность поиграть. Постепенно увеличивая время нахождения малыша в ДОУ, внимательно изучая его реакцию, понемногу необходимо довести пребывание до целого дня.

Важно: в период адаптации нельзя пропускать дни и оставаться дома. Не показывайте малышу, что есть такой вариант. При малейшем затруднении он будет требовать от вас всеми возможными способами оставить его дома. Лучше избегать такой ситуации. Сразу четко дать понять, что изменения в его жизни уже произошли.

Процесс адаптации у всех проходит по-разному. Это зависит от возраста ребенка, его характера, эмоциональной готовности и психологического состояния матери. У детей, которых отдают в сад до 3,5 лет возможны кризисные явления. Дело в том, что дети в этом возрасте еще не созрели для игры со сверстниками. Взрослый воспринимается как объект для подражания, напарник для игр и постоянный зритель. Другие дети сами нуждаются во внимании. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте протекает в активной форме.

Еще одним фактором, влияющим на адаптацию детей к детскому саду, является боязнь взрослых и новых незнакомых ситуаций. Привыкание к детскому саду – стресс. Малыш может становиться возбужденным, обидчивым, даже закатывать истерику. Доказано, что некоторые дети на фоне стресса от привыкания к детскому саду могут чаще болеть. При этом мальчики сложнее переносят этот период, чем девочки. Это обусловлено привязанностью к матери. Но не стоит настраиваться негативно.

В большинстве случаев период адаптации протекает у детей:

  • 1-3 года – 7-10 дней;
  • 3-4 года − 2-3 недели;
  • 4-6 лет – 1 месяц.

В случае, если этот процесс затягивается, то нужно обратить внимание на собственное отношение к ребенку, часто причиной сложности в привыкании является негативное отношение матери.

Излишняя тревога, беспокойное поведение, которое видит малыш вызывает у него ощущение, что в саду с ним может что-то случиться. Понятно, что избежать волнения не удастся, но следует не показывать этого ребенку. Сохранять веселый настрой и подбадривать кроху. Если процесс адаптации не проходит в течение года, то нужно обратиться к неврологу, чтобы исключить невроз. В такой ситуации посещение детского сада нужно будет отложить.

Отдельной категорией, имеющей сложности с адаптацией, являются единственные в семье дети. Привыкшие к полноценному вниманию, выполнению требований и постоянной поддержке со стороны матери, они могут сложно реагировать на смену обстановки, выражая это бурными протестами и истериками. В таком случае лучше набраться терпения. Попробовать поговорить с малышом, узнать, что ему не нравится и объяснить, в чем прелесть нового в его жизни дела.

Важно понимать, что если вы заметили сложности в адаптации ребенка к детскому саду, то нужно в первую очередь переговорить с воспитателем, спросить ее мнения по этому вопросу. Она видит, как он реагирует на группу, ведет себя в ваше отсутствие и сможет, исходя из своего опыта, предложить наиболее подходящий вариант.

Основные правила для родителей начинающих воспитанников детского сада:

  1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, запомните их имена, пообщайтесь. Расскажите о вашем ребенке, его особенностях и привычках. Будьте вежливы и доброжелательны. Старайтесь находить общий язык и поддерживать инициативы людей, которые будут заниматься воспитанием вашего малыша.
  2. Обязательно, если есть аллергическая реакция, расскажите об этом в саду. Напишите список лекарств и продуктов, которые вызывают у него нежелательные осложнения.
  3. Проверьте, чтобы у воспитателя были все ваши номера для связи.
  4. Не рассказывайте ребенку о негативном опыте в детстве, связанным с садиком.
  5. Пусть у него сложится впечатление о ДОУ, как об интересном месте, где с ним ничего не произойдет.
  6. Будьте оптимистичны и помогайте пройти сложности адаптации. Проявите терпение при проявлении агрессии, истерии. Не срывайтесь на крохе, поддержите его. Постарайтесь уделить ему больше времени.
  7. Старайтесь предусмотреть различные ситуации. Подготовьте второй комплект одежды, в который можно переодеть малыша. Для детей, не приученных к горшку, обязательно позаботьтесь о подгузниках. Старайтесь запоминать важную информацию, которую вам говорит воспитатель.
  8. Если ребенок негативно отзывается о воспитателе в течение нескольких дней, то стоит к нему прислушаться.

Поговорите с другими родителями. Возможно стоит поменять группу или садик. Но не стоит часто менять ДОУ, малыш должен привыкать к различным ситуациям, справляться с ними при вашей поддержке.

Дошкольная подготовка ребенка в детском саду

Чаще всего родителей малышей волнует вопрос сможет ли воспитатель в детском саду обучить малыша всем необходимым навыкам и знаниям.

Вопрос дошкольной подготовки остро стоит по ряду причин:

    • Нехватка высокопрофессиональных кадров в ДОУ. Чтобы найти хорошего воспитателя, родителям нужно постараться;
    • Сложности восприятия материала в коллективе. Не все дети легко понимают предложенные знания и могут концентрироваться в шумной среде. В зависимости от темперамента, особенностей восприятия и состояния здоровья дети по-разному справляются с заданиями. В такой ситуации необходима дополнительная работа дома;
    • При посещении детского сада в первые 2 года некоторые дети часто болеют, привыкая к микроклимату группы. Вынужденно пропуская занятия, не всегда могут догнать сверстников без дополнительной поддержки.

Что же делать родителям? Как не упустить важных моментов в дошкольном обучении?

Решение этих вопросов:

  • Знать базовый набор , идущего в школу;
  • Ежегодно проводить ;
  • Играть с ребенком в развивающие и обучающие игры;
  • Ежедневно интересоваться, чем малыш занимался в саду;
  • Изучать план занятий на неделю в ДОУ.

Не стоит думать, если вы отдали кроху в детский сад, то его образование полностью находится в руках воспитателей. Работники ДОУ одновременно обучают большие группы детей и физически не успеют уделить каждому ребенку большое количество времени. В ваших интересах помочь малышу, если у него возникнут сложности с постижением новых умений и знаний.

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ.

Многих родителей мысль о том, что рано или поздно надо будет отдать ребенка с садик, приводит в волнение, вызывает переживание: «А как все сложится?». Не надо переживать, надо действовать. Ведь именно от того, как родители подготовят малыша к новому для него периоду жизни, во многом зависит, как сложится эта жизнь.

Детский сад - это новые условия, новое окружение, новые люди, это первый серьезный опыт социализации ребенка. Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям принято называть адаптацией. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе в отсутствии матери. Из привычного мира семьи ребенок попадает в совершенно новые условия многоликой детской среды и то, как будет проходить привыкание ребенка к новым для него условиям, во многом зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

По многочисленным исследованиям ученых, самым критическим возрастом для адаптации является возраст от 7-ми месяцев до 1 года 6 месяцев. Длительная разлука с матерью в этот период несет непопровимый вред психике ребенка. На вопрос родителей, в каком же возрасте лучше отдать ребенка в садик, большая часть психологов ответит, что возраст после 2-х лет 2-х месяцев допустим, а лучше - ближе к 3- 3,5 годам.

Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трехгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается легко. В то же время на консультацию к психологу приводят детей, которые не могут адаптироваться к садику и в четыре - пять лет.

Ребенок в период адаптации - живая модель стрессового состояния. Стресс - это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты - изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. Ослабевает иммунная система организма.

На уровне поведения ребенка родители могут наблюдать следующие проявления:

1) Нарушается сон, даже дома ребенок не может уснуть, а уснув, спит беспокойно, может просыпаться ночью с плачем и т. п.

2) Нарушаться аппетит. Ребенок может отказываться от пищи в садике и компенсировать это дома.

3) Меняется эмоциональное состояние ребенка. Дома ребенок не отпускает от себя мать, становится более плаксивым, пугливым или агрессивным. Как следствие этого могут возникнуть временные невротические проявления: сосание пальцев, энурез (недержание мочи), тики, страхи, запинки в речи, может меняться терморегуляция.

4) Ребенок чаще бегает в туалет, может происходить обезвоживание организма, если ребенка не поить, кожа становится более сухой, может появиться синюшность под глазами.

5) Наблюдается временный регресс в игровой деятельности - ребенок, который хорошо играл дома до поступления в садик, становится пассивным, либо игра его становится примитивной; могут временно утрачиваться какие - то навыки, например, до поступления в садик ребенок хорошо рисовал, а теперь еле держит карандаш в руках.

6) Меняется общая активность: одни дети становятся вялыми и заторможенными, другие - гиперактивными, это зависит от типа нервной системы ребенка.

Адаптационный период условно делят на три этапа.

1. Подготовительный . Задача этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему максимально безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Подготовительный этап следует начинать примерно 1-2 месяца до предполагаемого приема ребенка в садик.

Готовя ребенка к посещению садика, родителям необходимо проанализировать, насколько стереотипы поведения ребенка дома соответствуют стереотипам поведения, которые приняты и существуют в детском дошкольном учреждении. Прежде всего, речь идет о следующих важных моментах:

1) Способ кормления. В детском саду ребенку придется есть самостоятельно. Он должен уметь пользоваться ложкой, есть ложкой жидкую пищу, пить из кружки. Воспитатель будет докармливать ребенка лишь в случае острой необходимости.

Если ваш ребенок пьет только из бутылочки или кружки-непроливайки, не умеет использовать ложку по ее назначению, не ест сам, то обучению ребенка способам самостоятельного приема пищи необходимо заняться в подготовительный период.

2) Рацион питания. В детском саду детям предлагают каши, супы, запеканки, суфле, биточки, рагу, кисели, компоты и т. д. Ребенку должны быть знакомы эти блюда. Достаточно часто дети отказываются есть в детском саду, т. к. воспринимают предлагаемую пищу как абсолютно незнакомую. Знакомым для них оказывается только хлеб!

3) Способ засыпания. Предполагается, что ребенок должен самостоятельно засыпать, лежа в кроватке.

Ребенку будет трудно привыкать, если домашний стереотип засыпания сильно отличается от требуемого в садике. Например, дома ребенок засыпает у вас на руках, вы укачиваете его в коляске, засыпает под определенную музыку.

4) Навыки самостоятельности. Чем большим количеством навыков самообслуживания владеет ребенок, тем лучше. Научите ребенка мыть руки и вытирать их полотенцем, пользоваться салфеткой и носовым платком, частично раздеться и одеться, снять и надеть обувь.

5) Навыки гигиены. К моменту поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок умел пользоваться горшком.

6) Навыки общения. К моменту поступления в садик хорошо, если ребенок будет владеть элементарными навыками общения с взрослыми и детьми, привыкнет что-то делать вместе.

2. Основной этап. Начало систематического посещения детского сада.

Главная задача - создание положительного образа воспитателя. Постарайтесь установить с воспитателем доброжелательные отношения. Расскажите воспитателю о вашем ребенке, что он любит, как его легче успокоить, на что он реагирует особо болезненно.

Если есть возможность, то, в первые дни, лучше приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни, стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Ребенка сразу следует познакомить со всеми помещениями группы. Рассказать ему для чего они предназначены, когда ими пользуются, можно ли входить туда самостоятельно или только с разрешения взрослых.

В уставах большей части детских садов прописано, что родители имеют право присутствовать с ребенком в группе, правда с оговоркой «если это не нарушает режима». К сожалению, в большинстве случаев присутствие родителей в группе не одобряется, а практически запрещается. Максимум, что предлагается родителям после отправления ребенка в групповое помещение, - сидеть в коридоре, привлекая тем самым внимание ребенка к входной двери.

В первые дни время пребывания ребенка в детском саду должно быть сокращено до нескольких часов. Не следует оставлять ребенка на дневной сон, если он еще не привык к группе. Постепенно время пребывания в группе увеличивайте на 1 - 2 часа в день.

3. Заключительный этап. Ребенок остается в садике один на 2-4 часа, затем остается на сон.

В процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие, затем - аппетит, в последнюю очередь - сон.

Принято различать легкую, среднюю и тяжелую адаптацию.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного - 10-15 дней):

Временное нарушение сна (нормализуется а течение 7-10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней,

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние, и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней,

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не меняются,

Функциональные нарушения практически не выражены, заболеваний не возникает.

Нормативно основные симптомы исчезают в течение 2-3 недель.

Средняя адаптация (этап растягивается до 40 дней). Все нарушения выражены более ярко и длительно:

Сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,

Речевая активность в течение 30-40 дней.

Эмоциональное состояние - 30 дней,

Двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней,

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается,

Функциональные нарушения отчетливо выражены, ребенок заболевает (например, ОРВИ).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 10-15% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении или полный отказ от пищи), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени. Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

1. Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть ребенок помашет вам рукой из окна, или по очереди из нескольких окон. Придумайте секретный пароль и повторяйте его, оставляя ребенка и возвращаясь за ним вечером. И скажите, что всегда думаете о нем, даже в разлуке.

2. У ребенка увеличивается потребность в тепле, нежности, любви, уделите ему больше внимания, меньше критикуйте его и «воспитывайте».

3. В присутствии ребенка изготовьте маленькую вещицу-амулет, которая всегда будет при ребенке в садике. Это может быть маленькая куколка из ткани или какое-то существо на веревочке, чтобы ребенок мог носить поделку на шее. Скажите ребенку, что эта куколка напомнит ему маму, когда ему будет грустно, и ему станет легче.

4. Для снятия психо-эмоционального напряжения после возвращения из садика способствуйте игре ребенка с неструктурированными материалами: водой, песком, пластилином, глиной (поставьте в ванной комнате таз с водой, мойте игрушки, запускайте кораблики, переливайте воду леечкой). Постарайтесь, чтобы ребенок больше двигался. Перед сном сделайте ребенку расслабляющий массаж в виде поглаживания.

5. В период адаптации нельзя разрушать любые привычки, в том числе вредные (например, сосание пальца), займетесь этим после того, как ребенок адаптируется.

6. Посоветуйтесь с врачом и применяйте адаптогены и седативные средства с целью уравновешивания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ГОТОВЯЩИМ РЕБЕНКА К ДДУ.

· Настрой семьи, родителей.

При подготовке ребенка к садику очень важен ваш личный настрой и отношение семьи к этому факту. Многие родители, осознавая необходимость и неизбежность этого события, боятся его, внутренне не готовы расстаться с ребенком. Это может быть связано с рядом причин: личный негативный опыт родителей, связанный с их детством и воспоминаниями о детском саде, высокая личностная тревожность родителей и т.д.

Ваш эмоциональный настрой легко может передаться ребенку, обычно дети очень чувствительны и легко «считывают» тревогу родителей. Постарайтесь не обсуждать при ребенке, в том числе в телефонных разговорах, ваши переживания и опасения относительно детского сада, предполагаемые трудности ребенка в период адаптации. Будьте уверенны, ребенок не только внимает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовится что-то неприятное.

· Создание позитивного, но и правдоподобного образа детского сада у ребенка.

Постарайтесь создать у ребенка чувство определенности относительно детского сада. Расскажите ему, что это за место, почему детей отводят в детский сад, что дети там делают. Постарайтесь назвать какие-то привлекательные моменты в посещении детского сада, значимые именно для вашего ребенка (новые игрушки, научиться чему-то новому, найти друга, стать самостоятельным и т. д.). Покажите ребенку здание детского сада, погуляйте на участке, при возможности - зайдите внутрь, загляните в группу. Постарайтесь не идеализировать садик, но и не пугать им.

Хорошо если вы поиграете в детский сад с ребенком, используя имеющиеся дома игрушки. Мелкие куклы или мягкие игрушки могут быть детьми, игрушки покрупнее - воспитателем или няней. Поиграйте в то, как родители приводят детей в садик и передают их воспитателю, как дети играют, моют руки, садятся есть, просятся в туалет и т. д., покажите ребенку все основные режимные моменты садика. Закончите игру приходом в садик родителей, которые забирают своих малышей, хвалят их, ведут домой.

Полезно будет рассказать ребенку историю - сказку про детский сад, где главный герой отправляется первый раз в садик с некоторым опасением, но опасения не оправдываются, он знакомится с ребятами, играет, гордится перед мамой, когда она его забирает, что стал таким самостоятельным, отпустил маму на работу.

· Тренируйте адаптивные механизмы вашего ребенка.

Адаптивные возможности людей могут очень отличаться друг от друга. Одни дети легко и просто привыкают ко всему новому, другим, для того, что бы привыкнуть, надо достаточно много времени. Наблюдая за своим ребенком в различных жизненных ситуациях, родители имеют представление о его адаптивных возможностях. Детский сад, зачастую, становится первым серьезным испытанием адаптационных возможностей ребенка. Задолго до садика начинайте тренировать адаптационные возможности своего ребенка. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно надо ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

· Тренируйте навыки общения ребенка с взрослыми и детьми.

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными, однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка - ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребёнок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнёт к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети у которых уже имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребёнок познаёт окружающих, узнаёт, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнаёт себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее.

Навык общения, как и любой другой навык, требует тренировки. Для расширения навыка общения с взрослыми используйте обычные бытовые ситуации. Например, войдя в транспорт, поручите ребенку обратиться к кондуктору и попросить билет, в магазине пусть ребенок попросит продавца что-то взвесить. Стимулируйте ребенка самостоятельно обращаться к взрослым, когда вы находитесь в гостях, на детской площадке. Поиграйте в детский сад, пусть вы или другой взрослый изобразит воспитателя, а ребенок попросит у воспитателя попить, скажет, что хочет в туалет и т. д.

Общаться с детьми ребенок научается постепенно, осваивая элементарные навыки, такие как: умение спросить имя, назвать свое имя, попросить игрушку, предложить свою игрушку в обмен на желаемую, просто играть рядом, не опасаясь другого ребенка. Для освоения таких навыков ребенок время от времени должен находиться рядом с другими детьми. Хороши для решения таких задач адаптационные группы, где вместе находятся несколько детей с мамами.

· Формируйте у ребенка навыки самостоятельности.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности у ребенка. Ребенок умеющий есть, раздеваться, одеваться, пользоваться горшком, мыть и вытирать руки, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

· Приближайте стереотипы поведения дома, к принятым в садике.

Постарайтесь приблизить режимные моменты, существующие в вашей семье к ритму жизни садика. Это касается утреннего пробуждения, дневного сна, приема пищи, прогулок. Можно говорить ребенку: «А сейчас детки в детском саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать). Помните, чем больше расхождений, тем труднее будет ребенку привыкать к новому режиму.

Готовя ребенка к садику, особое внимание уделите рациону питания малыша. Приучите есть каши, разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле, пить компоты и кисели. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным.

Большое значение имеют и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать.

· Для детского сада нужна удобная одежда и обувь. Возьмите ребенка с собой за покупками вещей. Выбирайте вещи максимально простые и удобные, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома, без спешки.

Детский сад - серьезный вызов в жизни ребенка, большое испытание для малыша. А любое испытание - или ломает, или закаляет, делает сильнее, продвигает вперед в развитии - или отбрасывает назад. Способность ребенка адаптироваться не только в детском саду - но и в любом социуме - в большой степени зависит от психологической установки его родителей: понимают ли они, признают ли, что малыш - отдельное существо, призванное прожить свою особую жизнь, в которой ему самому придется искать себя и свой путь. Конечно в сопровождении мудрого и любящего взрослого. Удачи вам!

В жизни каждой семьи наступает момент, когда приходится малыша отдавать в детский садик. Тогда, особенно у молодых родителей, сразу возникает много вопросов. В каком возрасте это сделать? Какое дошкольное учреждение лучше выбрать? Как обеспечить крохе комфортный адаптационный период? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Рано или поздно каждый ребенок вынужден будет сталкиваться с адаптацией в детском коллективе

Первый этап адаптации

К данному этапу необходимо начать подготавливаться заранее, примерно за два месяца до начала зачисления в детский сад. Задачей подготовительного этапа является формирование умений и навыков в поведении ребенка, благодаря которым процесс адаптации у него к неизвестным условиям будет проходить проще и быстрее.

Собираем информацию

Во-первых, необходимо попытаться собрать как можно больше сведений о дошкольных учреждениях, расположенных в вашем районе. Для полноты информации старайтесь использовать несколько источников. Воспользовавшись интернетом, можете зайти на сайт каждого из дошкольных учреждений.

Стоит наведаться в понравившийся вам садик: можете посетить с ребенком детский праздник, сходить на консультацию к психологу, побывать на дне открытых дверей, посоветоваться с другими родителями, воспитателями и заведующей. В первую очередь от них и будет зависеть, насколько вашему крохе понравится ходить в детсад.

Определяемся с оптимальным возрастом

По мнению психологов, лучше всего отдавать кроху в детский садик, когда ему исполнится 3-4 года. В таком возрасте дети намного проще приспосабливаются к неизвестной обстановке в отличие от двухлетних малышей. Это происходит благодаря тому, что они уже научились разговаривать, умеют немного сами себя обслуживать, набрались опыта общения со взрослыми. Также в этом возрасте у малышей появляется потребность общения со сверстниками, они ведут себя спокойнее когда мама отсутствует достаточно долгое время.


Возраст 3 года отлично подходит для начала посещения дошкольного учреждения

Оцениваем степень готовности всех членов семьи

Конечно, нельзя точно сказать, в каком возрасте лучше всего отдать вашего малыша в детский сад - сначала решите для себя, действительно ли в настоящий момент вы не можете обойтись без детского сада. Дети хорошо чувствуют сомнение взрослых в необходимости данного воспитания. Процесс привыкания проходит легче у тех детей, семья которых не имеет другого выбора. Помните, что после первого посещения ребенком детского сада, ближайшие 2-3 месяца у вас должен быть большой запас свободного времени, так как необходимо будет подстраиваться под комфортный для него режим посещения. Есть дети, которые с самого начала хорошо себя ощущают в дошкольном учреждении, а некоторые не могут привыкнуть длительное время - в таком случае не стоит торопить события, необходимо дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к неизвестной обстановке.

Часто в садах создаются группы кратковременного пребывания, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к группе полного дня. Если такая возможность есть, не упускайте ее. Дети, посещающие подобные группы, намного проще приспосабливаются к неизвестным условиям.

В том случае, если вы планируете в ближайшее время взять отпуск и поехать отдыхать всей семьей на 2-3 недели, лучше отложить посещение детского сада. Нервная система ребенка подвергнется серьезному испытанию, так как ему снова придется приспосабливаться к неизвестной обстановке.


Чтобы ребенок не успел сильно затосковать, в первые недели лучше оставлять его в садике не на целый день

Проходим физподготовку

Перед тем как кроха проведет свой первый день в детском саду, ему необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Не стоит думать, что если вы получили от педиатра заключение о готовности вашего чада к посещению детсада, болезни ему не страшны. Тем не менее, вашего кроху смогут обойти стороной большинство простудных заболеваний, если правильно его. Данные процедуры необходимо начать проводить заранее, хотя бы за 3 месяца до зачисления в дошкольное учреждение. Воспитатели детских садов уже достаточно давно прибегают к такой методике во время летней оздоровительной работы.

Отличное настроение – постоянный спутник процедуры закаливания. Процедура не должна продолжаться больше 5 минут. Неплохо будет, если ваш малыш сможет регулярно ходить в бассейн или лучше всего отдадите предпочтение детскому садику с бассейном.

Начинаем жить по расписанию

Предварительно уточните, какой распорядок дня действует в дошкольном учреждении, которое вы выбрали: время прихода детей, кормления, дневной сон. Придется пересмотреть режим и дома. Корректировкой нужно заниматься за 2-3 месяца до того, как дитя пойдет в садик. Вам потребуется большое терпение и выдержка: одного желания не достаточно, чтобы кроха поменял свое расписание, так как он подвержен динамическому стереотипу. Этот вопрос требует серьезного, последовательного и систематического решения.

Необходимо разработать определенный режим и придерживаться его каждый день (каждый член семьи должен его соблюдать). Для начала надо организовать ранний подъем для крохи таким образом, чтобы он ощущал в этом необходимость: «Идем скорее гулять в парк, иначе твои любимые качели будут заняты» и т. п.


Чем раньше ребенок привыкнет к «садиковскому» расписанию, тем проще ему будет адаптироваться

Только не подавайте виду, что эти меры направлены на подготовку к детсаду, иначе у ребенка раньше времени выработается неприязнь к этому заведению. В процессе укладывания нужно использовать действия, которые нравятся карапузу: почитать книгу, послушать спокойную музыку. Дети отдают предпочтение постоянству: так они ощущают себя более комфортно и быстрее засыпают. Когда кроха пропускает дневной сон, старайтесь после обеда его просто уложить и почитать ему книжку. Если карапуз привык спать больше 3-х часов после обеда, пытайтесь сократить время сна до 2 часов.

Все сам!

Старайтесь обучать чадо самостоятельности в самообслуживании, игре, общении со взрослыми и сверстниками. Если к моменту зачисления в детский садик ребенок научится сам , пользоваться ложкой, ходить в горшок, одеваться, он будет ощущать себя в группе более комфортно.

Старайтесь . Можете дать ему в руки ложку и объяснить, для чего она предназначена. Давайте крохе возможность одеться самому. Покажите ему, как надо правильно надевать одежду и обувь. Как только малыш проявит самостоятельность, обязательно поощрите его. Помогайте лишь в случае, если это действительно необходимо. Развитие происходит благодаря преодолению трудностей. Разделите вместе с чадом радость за его успехи. Старайтесь научить кроху играть самостоятельно: кормить куклу, строить домик, управлять машинкой и т. д. Сначала примите участие в игре вместе с ним, покажите, как правильно это делать, а потом наблюдайте за игрой чада со стороны. В первое время как раз благодаря игрушке может быть налажен контакт крохи с педагогами. Игрушка станет хорошим поводом для общения с ребенком и поможет заполучить его доверие.


Самостоятельным детям в садике проще, ведь они меньше зависят от воспитателей

Чтобы у крохи появилось желание ходить в садик, нужно настроить его на правильный лад. Дайте ему понять, что он уже достаточно вырос для посещения сада. Пусть кроха думает, что это вознаграждение за его старания. Расскажите ему о своем положительном опыте. Пусть он посмотрит ваши фотографии в детском саду со сверстниками. Объясните, насколько интересно в детском саду: можно играть с друзьями, гулять, вместе кушать. Ни в коем случае не надо преувеличивать и лгать ребенку, он должен получить достоверную информацию. Выдумайте сказку, где герои вместе ходят в детский сад. Если в семье есть старший ребенок, которому нравится посещать садик, попросите, чтобы он рассказал малышу, как там хорошо.

Проводим время с другими детьми

До зачисления в детский сад кроха должен усвоить, как правильно вести себя в обществе. Его нужно научить понимать запреты, слушаться взрослых, общаться со сверстниками, не обижать других детей. Этому способствует частое времяпрепровождение на детской площадке, походы в гости к друзьям с маленькими детьми. Зовите их тоже в гости как можно чаще. Предоставьте крохе возможность общения! Опыт «песочницы» безусловно важен для всех детей - благодаря общению с другими малыш выделяет себя и раскрывает свои индивидуальные особенности.

Играя на детской площадке, расскажите ему, как правильно попросить игрушку, поменяться или предложить вместе поиграть со сверстниками. Чтобы малыш освоил навыки знакомства, сначала вы должны сами спросить, как зовут других деток, представить им своего кроху. Чадо будет подражать вам и со временем научится делать это сам.


Опыт взаимодействия с другими детьми нарабатывается еще в песочнице, поэтому мамочка должна своевременно объяснять малышу тонкости общения

Мама, не уходи!

По мнению многих психологов, то, как долго и насколько болезненно ваша кровинка будет приспосабливаться к детскому саду, зависит от отношений между детьми и родителями. Крохе будет намного проще, если до зачисления в садик он уже имел опыт расставания с мамой. Карапузу важно знать, что мама за ним обязательно вернется. Практикуйте иногда расставание с крохой, со временем увеличивая расстояние между вами. На начальном этапе можете постоять с ним песочнице, потом удалиться от него на метр, затем еще подальше, но чтобы он вас видел. Не стоит ругать дитя и торопить события, так вы можете спровоцировать еще большую тревогу.

Если есть возможность, оставляйте карапуза с родственниками или близкой подругой (кому вы полностью доверяете): вначале ненадолго, потом постепенно увеличивайте время расставания с ним на 2-3 часа, затем до восьми-девяти. До момента посещения крохой садика вам нужно постараться, чтобы он чувствовал необходимость общения с другими и активных самостоятельных действий.

Каждый раз говорите своей кровинке, во сколько вы его заберете - приходите вовремя. Если ребенок усвоит этот момент, он не станет волноваться в саду, что вы не заберете его.

Второй этап адаптации

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Если на этапе подготовки вы сделали все правильно, то к моменту зачисления в детский сад кроха будет уже знать, для чего туда идет. Тем не менее, периода адаптации не избежать. Чтобы свести к минимуму возможные проблемы в это время, постарайтесь сделать следующее:

  1. Подумайте, действительно ли вы не можете обойтись без детского сада? Если у вас есть сомнения, вероятнее всего, процесс адаптации будет протекать трудно.
  2. Наберитесь терпения! В этот непростой период крохе свойственно плакать.
  3. Постарайтесь наладить контакт с воспитателями и другими родителями в группе.
  4. При входе в раздевалку всегда здоровайтесь со всеми, кто там присутствует: другими детьми, их родителями, воспитателями. Малыш почувствует, что здесь безопасно.

Мама должна всячески подчеркивать, что воспитатель и другие детки - это друзья, с которыми крохе будет интересно и безопасно
  • Некоторые считают, что первый день в детском саду целесообразно провести вместе с крохой, однако делать этого не стоит: расставания все равно не избежать, а другим детям может показаться обидным, что их мамы рядом нет.
  • Не стоит долго прощаться - уходя, лишний раз обнимите и приласкайте свое чадо, помашите ему в окошко рукой. Если карапузу тяжело с вами расставаться, кроху может отправить в садик папа или бабушка. На первых порах не оставляйте дитя надолго и оговорите с воспитателями время, в которое будете его забирать.
  • Не забывайте похвалить ребенка за успехи в саду. Пусть он вам расскажет, как провел день. Не ленитесь как можно чаще обнять и приласкать свою кровинку.
  • Можете вместе с крохой нарисовать на бумаге дом, детский сад, работу, магазин и т. д. С помощью стрелок нарисуйте маршрут и расскажите малышу, как вы отведете его в садик, сходите на работу, зайдете в магазин, а потом обязательно заберете его домой.
  • Никогда не лгите крохе, говорите лишь правду. Проявляйте дома терпение к поведению своего чада в период акклиматизации, так как сначала в дошкольном учреждении он будет себя чувствовать неуверенно.

Детский сад безусловно необходим для полноценного воспитания и развития ребенка, так как для человека очень важно находиться в коллективе. Через процесс адаптации предстоит пройти каждому малышу, достигшему 2-х или 3-х лет. Комаровский дает несколько рекомендаций, чтобы этот процесс прошел менее болезненно.