Статья 30 32 закона о страховых пенсиях.

Страховая пенсия представляет собой фиксированную ежемесячную выплату. Федеральный закон 400-ФЗ регулирует данные аспекты. Он указывает, в каких случаях назначаются выплаты, какие основания для этого имеются. Также учитываются правовые стороны возникающих вопросов. Рассчитываются размеры начисляемых выплат.

Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях

Закон о страховых пенсиях под федеральным номером 400 принят в декабре 2013 года. Структурно документ состоит из семи глав, которые в полном объеме освещают данное законоположение. Дополнительно к акту прилагается 5 приложений, которые наглядно показывают коэффициенты и данные при расчетах предлагаемых выплат.

Правовые аспекты, которые регулируется соответствующими главами Федерального закона 400-ФЗ о страховых пенсиях, заключены в следующих моментах:

  • общие положения - включают в себя основу для всего документа, дают определение основным понятиям, обозначают цель и предмет документа, определяют виды выплат и лица, которым они полагаются;
  • условия назначения - здесь в отдельном порядке оговариваются три основных вида выплат и основания для их получения;
  • страховой стаж - что под собой подразумевает, по каким правилам и в каком порядке определяется;
  • размеры выплат - все положения, касающиеся расчетов суммы начисляемых средств;
  • установление и порядок получение выплаты - каким образом она начисляется, сроки, приостановление и возобновление, правовая ответственность;
  • права на досрочное пенсионное обеспечение;
  • заключительные положения по документу;
  • приложения.

Закон о пенсионных выплатах 400-ФЗ устанавливает три вида пенсий:

  • пенсионные выплаты по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.

Каждый из данных видов имеет собственные условия и нюансы. Однако несмотря на различия в условиях, правовое регулирование имеет общую основу.

Изменения на 2018 год

За время существования Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях претерпел ряд поправок и изменений. Последнее из них было внесено 19 декабря 2016. Именно оно определило актуальность документа на начало 2018 года.

Изменения касаются формулировок и отдельных положений данного акта. Все закрепленные здесь нормы сохраняют свою правовую силу. Как и в любом другом законопроекте, все имеющиеся изменения отображаются на официальном информационном сайте по правовым актам РФ.

Федеральный закон о страховой пенсии по старости

Для получения пенсионных выплат по старости имеется ряд условий:


  • возрастной порог составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно;
  • для оформления необходимо обладать трудовым стажем не менее 15 лет - именно данный период считается минимумом в уплате соответствующих взносов;
  • минимальный индивидуальный пенсионный коэффициент должен составлять не менее 30 единиц.

Расчет коэффициента с 2015 года начинается с 6,6 единиц. Далее каждый год он увеличивается на 2,4 пункта. Именно данный показатель определяет пенсионные выплаты по старости.

Закон о страховой пенсии по инвалидности

На получение страховых пенсионных платежей по инвалидности по 400-ФЗ могут рассчитывать инвалид всех трех групп. При этом не имеет значения, какая причина послужила причиной частичной или полной потери трудоспособности. Также не играет роли трудовой стаж соискателя, и когда трудоспособность была потеряна - до, во время или после работы.

Признание статуса инвалида осуществляется в соответствии с 181-ФЗ . Процедура медико-социальной экспертизы осуществляется в стандартном порядке.

Закон о страховой пенсии по случаю потери кормильца

На получение страховых платежей при потере кормильца могут рассчитывать его нетрудоспособные ближайшие родственники. По представленному документу к ним относятся:

  • дети, братья и сестры, внуки, если они не достигли 18 лет или же в возрасте до 23 лет не обучаются на очном отделении вуза, при этом подразумевается отсутствие трудоспособных родителей;
  • родители или супруг, дедушка, бабушка — если они являются инвалидами одной из групп или уже достигли пенсионного возраста.

При этом кормилец, на иждивении которого находятся указанные лица, должен считаться умершим или пропавшим без вести. Последний статус оформляется в соответствии с текущим законодательством.

Закон о страховых пенсиях 400-ФЗ в последней редакции с комментариями

Несмотря на то, что немногочисленные изменения не меняют сути документа, наиболее актуальной версией является редакция на начало 2018 года. Именно в ней вся информация соответствует внесенным на сегодняшний день поправкам и подтверждена комментариями.

Правовое регулирование и порядок начисления пенсий по Федеральному закону 400-ФЗ требует еще внимательного изучения. С момента принятия данного акта прошло сравнительно немного времени, а потому следует понимать, что поправки и изменения продолжат вноситься.

Вторую пенсию вообще надо отменить,ведь доживают до неё очень мало.Из служивших со мной 20 человек офицеров и прапорщиков дожило до второй пенсии всего 2 человека, а остальные умерли так и не дожив до 60 лет.Лучше сделали бы одну достойную пенсию, чтоб можно было жить а не сушествовать.За 20 лет выслуги получаю пенсию меньше прожиточного миниума.Пенсии гражданские стали больше военных пенсий в 2019г.

Пенсию не желает только тот, кто всю жизнь просидел на государственной зарплате и в тихушку имел доход от другой деятельности пользуясь своим гос положением им не выгодно идти на пенсию они и здоровье сохранили и капитал сколотили особенно поддельщики документов в архитектуре, а те кто работал всю жизнь у станка и старшим электриком 6-го разряда, те и до пенсии не дожили, умерли в 49 лет, а мы оставшиеся одни от болезни костей умирают в 60 лет, а те кто в живых остался например я мучаюсь от боли в костях и живу на обезбаливающих препоратах и кальций в таблетках,он может помочь только сосуды засорить и совести хватает оскорблять пенсионеров с нисщенской пенсией, я даже не знаю доживу я до 55 лет, а про ещё 6 месяцев мне и не дороботать придётся расчитываться и полгода придётся сидеть без денег до пенсии, да нам государство дало образование без денег, но лично я и пошла работать по своей специальности и работала хорошо и план перевыполняла, но предприятия то закрыли, а мы оказались на улице без средств к существованию, как кто смог так и стал выживать, когда у меня была хорошая торговля я налог по 200 тысяч рублей платила, а сейчас когда торговлю перебивают сумочники, которые бегают по организациям и делают такие выручки в день,магазин такие выручки и в месяц не может сделать с чего платить налоги

Я родился и живу всё жизнь в Москве.С 1976-79 учился в сгпту 14 получал стипендию 30 руб а при прохождении практики до 75 руб в месяц.С 1979 по 84 работал по профессии электромонтёром с зп 135-150 руб.С 84-90 г работал на высокооплачиваемой работе мотался по командировкам взял справку с работы из архива средняя зп за эти 6 лет 560 руб в месяц это были достаточно большие деньги по той жизни.В данный момент я работаю в гор больнице электромонтёром с 50 процентным увеличением объёма и переработками зп 14200 чистыми это вы считаете нормально. ЖКХ 10000 транспорт 205 руб на 20 дней 4000 в месяц я ещё не на пенсии льгот не имею Для сведения я нашол официальную таблицу пересчёта руб.Один руб 1987 г равен 256 руб 2017 год.А вы пишите такую бредятину.В 1982 г мы с женой купли себе квартиру и сейчас в ней живём жкх стоило 20 руб включая телефон и все остальные блага.Проезд в транспорте 20 коп в день.А теперь делай выводы сам.Большое спасибо президенту России.

С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий - т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель - обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин - 60 лет; для женщин - 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же "нестраховые периоды", что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде - 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.

Механизм индексации пенсий останется прежним.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;

1.1) женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

1.2) женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

2) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

4) инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам, достигшим возраста 45 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

7) мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

2. При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 , и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

3. При определении права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 1 - 2 части 1 настоящей статьи не учитываются дети, в отношении которых застрахованное лицо было лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.


Судебная практика по статье 32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ

    Постановление № 44Г-121/2018 4Г-820/2018 от 8 августа 2018 г. по делу № 2-3074/17

    Верховный Суд Республики Дагестан (Республика Дагестан) - Гражданские и административные

    На страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 этого же Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не...

    Решение № 2-584/2018 2-584/2018~М-459/2018 М-459/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-584/2018

    Сергиевский районный суд (Самарская область) - Гражданские и административные

    Имеющемся специальном стаже работы в МКС - 18 лет 4 месяца 24 дня право на пенсию у Семенова А.П. в соответствии с п. 6 ст. 32 Закона №400-ФЗ наступит в 55 лет. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, в связи со следующим. Истец Семенов ФИО9 родился...

    Решение № 2-604/2018 2-604/2018~М-591/2018 М-591/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-604/2018

    Дюртюлинский районный суд (Республика Башкортостан) - Гражданские и административные

    К следующему. Решением Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ Садертдинову А.К. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 6 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера 7 календарных лет 6 ...

    Решение № 2-570/2018 2-570/2018~М-577/2018 М-577/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-570/2018

    Мостовской районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    По 27.09.1993; - обязать УПФР в Мостовском районе Краснодарского края назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по нормам п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом суммирования периодов работы по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от...

    Решение № 2-1753/2018 2-1753/2018~М-1394/2018 М-1394/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-1753/2018

    Беловский городской суд (Кемеровская область) - Гражданские и административные

    Т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая факт обращения к Ответчику ДД.ММ.ГГГГ за досрочным назначением страховой пенсии по старости, а также руководствуясь пунктом 32 Постановления ПВС № 30, в котором разъяснено, что если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было...

    Решение № 2-4140/2018 2-4140/2018~М-3930/2018 М-3930/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-4140/2018

    Советский районный суд г. Уфы (Республика Башкортостан) - Гражданские и административные

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается ранее достижения возраста мужчинам, достигшим возраста 55 лет если они проработали не менее 15 календарных лет в районах крайнего севера либо...

  • В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года , за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

    Законом 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ("пенсионный кодекс") предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.

    Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

    Страховая пенсия по инвалидности согласно закона 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

    Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

    К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.

    При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

    Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

    Согласно закона размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами);

    параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется:

    При назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

    При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию, с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

    Стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и которая ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ.

    Законом предусмотрено, что размеры трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по инвалидности), установленных до вступления в силу настоящего федерального закона по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим федеральным законом.

    Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет.

    Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

    С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

    Федеральный закон 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступает в силу с 1 января 2015 года. С указанной даты федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.