Триз в детском саду. триз-технологии в детском саду

В контексте реализации ФГОС ДОУ, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.

На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Методы ТРИЗ-технологии я начала вводить с младшей группы. В первую очередь детей нужно познакомить с именами признаков. Для этого мы создали универсальные пособия, рекомендованные в методическом комплексе «Я познаю Мир». Для мобильности и удобства мы их изготовили, как отдельные фигуры на стойках. Например, пособие «Дерево Имен признаков». Признаки мы поместили на яблоню. Сами яблоки сшиты из фетра, к ним пришит прозрачный кармашек, куда помещается значок Имени признака. Крепятся яблоки к кроне дерева на липучки. В нужный момент яблоко легко снимается, а карточку с обозначением Имени признака можно при необходимости обновить или достать из кармашка. По такому же принципу создано пособие «Полянка Вопросов».

Для того чтобы освоение технологи ОТСМ ТРИЗ РТВ было успешным, в предметно-развивающей среде так же появились игры для младшего возраста.

Вот несколько примеров использования игр с элементами ТРИЗ в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Игра «Карусель признаков»

Цель: закрепление имен признаков.

Ход: Пособие представляет собой круг из ткани, на котором расположены по краю круги для значков признаков и в центре 1 круг для объекта.

Воспитатель предлагает 5-6 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1, 2, 3 - беги (дети бегут по кругу, вокруг пособия.) Воспитатель: 1, 2, 3 - замри (дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка-значок признака (выкладывается столько значков, сколько дети знают). По очереди дети называют значок признака и характеризуют по нему выбранный объект.

Игра «Составь вопрос»

Цель: упражнять в умении задавать вопросы различной направленности. Учить использовать в вопросе имя признака.


Игра «Напиши письмо»

Цель: обучать детей составлению сравнений.

Ход игры

Дети выбирают кляксы различных цветов. Далее выбирают стрелочку нужного цвета и объекты, соответствующие цвету кляксы.

Например:

Клякса по цвету красная, такая же, как красная ягода, такая, же как красная футболка…

Примечание: следить за четким проговариванием слов.

Игра: «Найди свой домик»

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с различными объектами; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Игра «Что изменилось?»

Цель: закреплять знания детей о признаках объектов, умение находить отличия

Материал : карточки с изображением объектов и признаков, по которым объект изменился, картинки объектов.

Правила игры: дети выбирают планшетку с изображением объекта и схемой изменения, нужно подобрать картинки в соответствии с преобразованием признаков.

Например:

Игра «Тактильные дощечки»

Цель: развитие восприятия окружающего мира, воображения, фантазии; развитие речи, умение выразить словами свои ощущения от прикосновения.

Результаты педагогической диагностики и наблюдения за воспитанниками показывают: развивающая работа с использованием игр технологии ТРИЗ является эффективным средством развития познавательной активности. Проводимая совместная образовательная деятельность с использованием игр технологии ТРИЗ, помогает добиться позитивной динамики в развитии познавательных способностей, поверить в свои силы и активизировать познавательный интерес.


Материал подготовила
воспитатель Никитина Е. С.

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!






В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях!!!


Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.


Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.


Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.




2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо». 3 этап – разрешение противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»


4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например: придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.


6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.


1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.


Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.


Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развивает потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.


1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо. Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.


1. Принцип свободы выбора в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. 2. Принцип открытости нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.


3. Принцип обратной связи воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 4. Принцип идеальности творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.


6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип деятельности в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.


«Поиск аналогов» необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины). «Поиск противоположного объекта» необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег шерсть (холодный теплая), уголь (белый черный), металл (легкий тяжелый), камень (мягкий твердый).


«Хорошо–плохо» берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. «Выбери троих» из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.


«Поиск общих признаков» берутся два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков. «Да–Нет» игроки разгадывают тайну, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить Да или Нет. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.




« 4 – й лишний». Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. « Что бывает…» Что бывает (зелёным, желтым, красным, соленым, мокрым, круглым,…)? «Чем может быть?» Воспитатель называет предмет, а ребенок продолжает называть его свойства.


«Польза - вред» Воспитатель называет предмет, а дети, в зависимости от свойства предмета, объясняют его пользу и вред. «Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся лепестки? «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша.


Активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико- грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.


У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Наталья Богачкова
ТРИЗ технологиии в детском саду

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства .

На протяжении длительного периода воспитание в ДОУ ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании» , является одной из социально значимых задач современного общества.

Современные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.

Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место, на мой взгляд, занимает технология Г . С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ ) . Созданная в 1946г., эта теория дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий , связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. С другой стороны, не все педагоги понимают значимость воспитательно - образовательной работы в этом направлении. Я попыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ .

Теоретическое обоснование опыта :

Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач. В основу моего опыта легли разработки О. Дыбиной, Л. Белоусовой, З. Шустермана, С. Гин и д. р., которые адаптировали технологию для дошкольников , в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии : метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т. д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. В связи с этим новизна моей работы заключается в том, что :

Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, которая воплощается в реальных условиях.

Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности ребенка.

ТРИЗ -педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

ТРИЗ -педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Практическая значимость опыта :

1. Комбинация методов и приёмов технологий ТРИЗ имеет развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

2. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы как в ДОУ, так и в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

Методику ТРИЗ называют школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей . Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя : и воспитателю, и родителям, и детям.

Цель опыта - изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ , обосновать значение ТРИЗ в формировании и развитии творческих способностей ребенка-дошкольника.

В соответствии с целью были определены следующие задачи :

Изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.

Обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.

Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям :

1. Работа с детьми - использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала

2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ .

Описание опыта

Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы

1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

2. Учим детей фантазировать, изобретать.

3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ .

4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми :

· Мозговой штурм

· Метод фокальных объектов

· Морфологический анализ

· Метод эмпатии

· Метод проб и ошибок

· Тризовские игры и т . д.

Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта : что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно. Здесь можно использовать игры : «Хорошо-плохо» , «Черное –белое» , «Вперед- назад» «Паучок плетет паутину» .

Игра «Хорошо-плохо» - мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эти игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни.

В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?» ).

Игра- ТРИЗ «Чёрное и белое»

Детям предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. (Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др.) . А кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.) . Затем детям предлагается проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?

Игра «Четвертый лишний» - научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. На карточке – изображение четырех предметов одной классификационной группы. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Игра «Мир вокруг нас» - совершенствовать умения детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные. Дети определяют, в какую часть их надо сложить.

Игра- ТРИЗ «Сбежавшие числа» - находить место цифры в своем домике по возрастающей величине - от меньшего домика к большему.

Воспитатель сначала выкладывает домики по порядку и смешивает цифры, а дети находят каждой цифре свое место. Затем ставит цифры не в те домики, а дети находят для них правильное место или детям предлагаются неполные цифры, а они зрительно представляют, какая это цифра.

В игре «Лестница противоположностей» хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции) .

Большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений : «Дорисуй» , «Какая игрушка?» , «Перевёртыши» . Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.

Также использую метод «эмпатии» . Его суть в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т. д. Потом предлагаю взять образ животного, цветка и т. д. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость) . Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить.

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (М. М. Ч.) .М. М. Ч. - практическое воплощение идей Г. С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М. Ч. начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом : на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко второму этапу работы по ТРИЗ . Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос «Как спасти колобка?» -«Убить лису» . Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы : убить, поломать, выгнать и т. д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса : «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?»

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.) . Работу по М. Ф. О. можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи :

· придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

· познакомить детей с новым объектом;

· создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

· проанализировать художественное произведение.

Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены. Дети учатся находить ответы с помощью алгоритма, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами. «Загадочный поясок» , «Числовая да-нет-ка» , «Предметная да-нет-ка» - морфологический анализ. Дети учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных. Загадывается предмет, ребёнок по наводящим вопросам пытается отгадать его. Отвечать можно только словами да-нет.

Игра "Волшебные очки» формирует умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Дети одевают очки разного цвета (формы, и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы) . Например : [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака. Можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д.

Далее в работе с детьми я попробовала применить метод «Мозговой штурм» . Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки : «Сказки по схемам ТРИЗ » , «Путешествие по сказочной стране» . Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Они учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.

Игра «Теремок» - типовые приёмы фантазирования. Детям раздаются различные предметы. Воспитатель исполняет роль ведущего. Сидит в «теремке» . Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Применяю методики ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах : в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

Нельзя не отметить важность вовлечения семьи в реализацию данной проблемы. Родители - помощники в течение всего времени. Они активно участвовали в проведении конкурсов рисунков, поделок из природного материала, в праздниках, развлечениях. Я знакомила их с играми, которые они потом могли использовать в общении с детьми, предлагала различные домашние задания : составить рассказ о любимом животном, сочинить и проиллюстрировать рисунками сказку. Составить рассказ о своей семье и т. д.

Как результат проводимой нашей работы, дети в нашей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера» . У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.

Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер -родом из Баку изобретатель и писатель-фантаст. Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности

  • В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. В детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка» .

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ

  • Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. Есть много методов у данной технологии -

Методы и приёмы ТРИЗ.

Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО) .

”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце,

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные) . Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям

Работу по М.Ф. О можно начинать во 2 младшей группе. При этом решаются следующие задачи:

  1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект.
  2. Познакомить детей с новым объектом.
  3. Создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.
  4. Проанализировать художественное произведение.

Рассмотрим это на примере.

Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил:

  1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку. Количество выбранных предметов может быть неограниченным, но для удобства в работе лучше отобрать 2 – 3 объекта.
  2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать) . Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.
  3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они) Например, выбрано слово «пингвин» . Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке) , плавающий, смеющийся, заботливый.
  4. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.
  5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.

«Летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать

веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура – оно легкое.

«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.

«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.

И «летающие» , и «смеющиеся» , и «бегущие» яблоки растут на дереве. Их надо собирать. Как? Только притронешься к «смеющемуся яблоку» - оно так расхохочется, что может лопнуть от смеха. Ему сначала нужно рассказать что–нибудь грустное, а потом срывать. Или «срывалка» должна быть темной: яблоко решит, что наступила ночь, и заснет. С «летающими» и «прыгающими» яблоками труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или улетело. Как быть? Схватить за хвост (черенок) , набросить сетку, заранее привязать тонкую нитку и держать за нее…

Фантазии детей в процессе придумывании таких рассказов, как правило, нет предела.

У детей дошкольного возраста этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения можно предложить детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.

На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети старшего дошкольного возраста с интересом могут играть в игру «Изобретатели» , в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание.

Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева...

В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи.

Морфологический анализ

Морфологический анализ - пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Обычно для морфологического анализа строят морфологический ящик, то есть многомерную таблицу. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.

Например, нам нужно придумать новую игру с мячом. Это можно сделать при помощи морфологического ящика. Сначала определим основные характеристики компонентов и их возможные варианты:

А – какой частью тела можно играть с мячом

1А - рукой

2А - головой

3А – ногой

4А - туловищем

В – каким может быть мяч

1В – резиновый

2В – пластмассовый

3В – деревянный

4В - воздушный шарик

С – чем можно бить по мячу

1С - клюшкой

2С - палкой

3С - ракеткой

4С – частью тела

Затем необходимо построить морфологический ящик:

1А, 2А, 3А, 4А

1В, 2В, 3В, 4В

1С, 2С, 3С, 4С

Из построенного ящика извлекают сочетания элементов.

Например: 1А, 1В, 1С;

1А, 1В, 3С и т.д.

В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком. Так, например, при работе по развитию творческого воображения дошкольников используют игру «Фантастическое животное» , в основе которой лежит принцип действия с морфологическим ящиком. Строится таблица, где по вертикали расположены части тела одного животного (голова, туловище, конечности, хвост) , а по горизонтали выстраиваются одноименные части тела разных птиц, рыб и зверей. Например: на первой горизонтальной строке будут располагаться голова попугая, лошади, рыбы, обезьяны. На второй – туловище попугая, лошади, рыбы, обезьяны. На третьей – конечности всех 15 этих животных. А на четвертой – их хвосты. Части тела не рисуются, а уже готовые выставляются на большой фланелеграф в заданном порядке. Детям предлагается выбрать сначала голову животного, затем туловище … (Две части тела от одного животного брать нельзя) .

«Фантастическое» животное выстраивается на отдельном маленьком фланелеграфе. После того, как животное «построено» , нужно дать ему название, подумать, какова будет среда его обитания, как оно будет питаться, двигаться, растить детей и т.д. Закончив занятие по развитию речи, можно предложить детям данное животное нарисовать, слепить, поиграть в него.

Вот некоторые из возможных животных: тюлехрюшка, птицелев, слонопрыг и т.п.

«Кольца Луллия»

В качестве варианта можно использовать, помимо таблиц и «морфологических ящиков» , так называемые «Круги Луллия» (кольца Луллия) . Данный метод используется в работе с дошкольниками и является очень эффективным.

Основоположником этого метода был Раймунд Луллий (1235-1315 гг.) - поэт, философ, миссионер;

Эти круги очень несложно сделать самим. Из картона или плотной бумаги вырезаются несколько кругов разного диаметра, например, четыре. Все круги делятся на 6 секторов (количество секторов может меняться, но на всех кругах их количество должно быть одинаковым) . В соответствии с поставленной задачей, например, придумать новые виды курток, заполняются сектора на каждом круге. На самом большом круге каждый сектор обозначает определенный цвет: белый, черный, зеленый, розовый, синий, желтый. На втором круге, поменьше, также по секторам обозначается назначение куртки: рабочая, спортивная, для прогулок, выходная, девичья, мальчиковая. На третьем круге, еще меньшем, проставляется в каждом секторе величина, размер, форма куртки: широкая, длинная, узкая, короткая, тонкая, толстая. На четвертом круге, самом маленьком, обозначается материал, из которого можно сшить куртку: хлопок, мех, болонья, клеенка, брезент, капрон. Круги нанизываются на стержень (булавку, гвоздик) . Для удобства пользования на эту же ось наглухо крепится стрелка – указатель. Круги поворачиваются вокруг оси поочередно, начиная либо с самого большого, либо с самого маленького. Стрелка указывает на возможные варианты.

«Кольца Луллия» можно использовать в любой организованной совместной деятельности педагога с детьми, интегрируя с другими областями.

Например: образовательная область «Коммуникация» - используются круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками (в конце, середине, начале слов) .

Область «Познание» - круги для игр с экологическим содержанием (животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т.д.) , а также круги с изображением предметов разных размеров (больше – меньше и т.д.) , с цифрами (состав числа) .

Область «Чтение художественной литературы» - круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов.

Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.

Нельзя не отметить универсальность пособия «Кольца Луллия» , используя лишь несколько колец можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к использованной игре.

Эффект игры огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления и воображения, обогащение словарного запаса, и многое другое.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК.

«А что, если...» - эта фраза очень часто звучит у детей, когда они хотят что-то решить, т. е. идёт перебор вариантов решения – одни варианты более успешные, другие менее. Иногда даже можно решить проблему с их помощью. Это и есть метод проб и ошибок. (МПиО) .

На занятиях дети понимают, что высказать можно любые, даже самые невообразимые, предположения. Ребята начинают фантазировать вовсю. При этом довольно часто они в своих предположениях уходят от самой проблемы. Но для малышей это не преграда. Пользуясь МПиО можно выйти на компромиссный вариант решения проблемы.

Общаясь с детьми постоянно приходится экспериментировать: не получилось, пробуем по- другому. И часто фраза «А если...» сопровождает нас как верная помощница.

МПиО существует очень давно, он превосходит возраст человечества. Даже природа в своём развитии уже давно использует его. С помощью этого метода сделано множество открытий, но на это было затрачено множество средств и времени.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР.

ЦЕЛЬ МЕТОДА: Развитие системного мышления.

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость) . Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор “размер”, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить. В сказке про Золушку меняется оператор “стоимость”.

Системный оператор даёт:

  1. Наиболее полное представление о рассматриваемых предметах.
  2. Развивает воображение и фантазию.
  3. Позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.

Моделирование маленькими человечками.

ЦЕЛЬ МЕТОДА: Знакомство с внутренним строением вещества

Именно ТРИЗ помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень - твердый, а вода - жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Есть в технологии ТРИЗ еще один метод - это метод МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМ ЧЕЛОВЕЧКАМИ. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых - это молекулы (вы, конечно, все помните это из курса школьной химии) . Помня о том, что все вокруг состоит из молекул - мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п. - всё то, что в совокупности составляет творческие способности.

Светлана Юркова

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ .

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию . Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях , согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады .

Дошкольный возраст уникален , поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни » и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание .

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий .

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Самуиловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах . Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией . Адаптированная к дошкольному возрасту , технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём» .

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения . Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения .

ТРИЗ для дошкольников :

Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко , с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология , как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной , так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника . Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения , стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста . В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение , речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод «Системный анализ» . Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов , удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения , фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта .

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка» . Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) . моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное ) .

Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ) . Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства : увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени , оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся , как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Для того, чтобы начать работу по овладению технологией , требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения , научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ , которая заставляет человека по- новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.

Что же необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ (к вопросу как, когда и где)

Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества «За мир через культуру» .

Будьте хозяином своей судьбы.

Достигайте успеха в том, что Вы любите.

Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.

Стройте свои отношения с людьми на доверии.

Развивайте свои творческие способности.

Культивируйте в себе смелость.

Заботьтесь о своем здоровье

Не теряйте веру в себя.

Старайтесь мыслить позитивно.

Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.

Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем : в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.

Четвертое.

Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные приемы.

Игры- каждый день! А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособием А. М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.

Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

Беседы с детьми на исторические темы : история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и. т. д. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать- значит решать противоречия.

Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и. т. д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания. Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей .

Наступает вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей встречей со сказкой.

Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?

Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе , развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.

«Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, у воспитанников от пребывания в группе детского сада . Легче добиться хорошего результата. Заставит задуматься о стиле жизни.

Предлагается тренинг на сплочённость коллектива.

Делимся на две команды. «Я беру с собой…» (каждый называет, что берёт с собой, а следующий должен назвать все предыдущие)

Встань по росту, по цвету волос и т. д. без слов и движения.

В зал залетает письмо, читаем. «Здравствуйте, мои маленькие друзья, я лесная фея. В нашем лесу случилась беда, все лесные жители пропали, их заколдовало лесное чудище. Я знаю, что вы очень добрые и храбрые дети. Поэтому обращаюсь именно к вам . Помогите пожалуйста вернуть моих лесных друзей. Ведь без них очень тихо и скучно в нашем лесу. В помощь вам я отправляю своих волшебников. Удачи вам мои маленькие друзья.»

Ребята, поможем? (ДА) –А кто же такие лесные жители? (Ответы детей)

Ребята, как вы думаете, почему злое чудище заколдовало лесных жителей?

(Мозговой штурм)

Я думаю нам нужно отправиться в этот лес и расколдовать лесных жителей. Готовы? Тогда в путь. (Под музыку идут по дорожкам)

А теперь остановись и вокруг себя оглянись, с помощью больших чудес мы попали в тёмный лес. (на проекторе изображение тёмного леса )

Ребята вот мы с вами и пришли заколдованный лес. И мы совсем незнаем, что нас здесь ждёт. Ведь лес может быть добрым и злым, приносить пользу и наоборот навредить. Я предлагаю вам с помощью волшебных шляп подумать и рассказать, что в лесу хорошо, а что плохо. Игра : «Хорошо-плохо»

А вот и первый волшебник. (находят первого волшебника «Я ощущаю руками» ) Он предлагает нам на ощупь определить какие животные заколдованы (тактильные ощущения) Расколдовать не получается.

Ребята, я предлагаю вам поиграть с волшебными кругами, может быть они нам помогут. «Мы с кругами поиграем много нового узнаем. Чтоб в игру скорей начать, надо место занимать» (Используются круги Луллия с реальными задачами и фантастическими) «Найди детёныша» «Собери слово» «Подбери слово к схеме» и тд. (Не расколдовали)

Встречают волшебника «Объединяйка» Предлагает объединить лесные картинки и объяснить почему.

Ребята, а вы знаете, что все животные очень любят, когда про них составляют загадки. Давайте вместе попробуем, а поможет нам в этом схема.

КАКОЙ? КТО ТАКОЙ ЖЕ?

Составляют загадки. Например, Ёжик. (Круглый, но не клубок.

Колючий, как игла. Пыхтящий, как пароходная труба. Хищный, но не волк.

(Расколдовать не получается)

Предлагает составить сказку о животных используя карты Проппа. (Составляют сказку)

Обращает внимание на проектор, где появились животные.

Ребята, посмотрите, у нас получилось расколдовать лесных жителей. (На проекторе голоса животных с их изображением ) Вместе с ними мы расколдовали волшебника «Я всё слышу» , который очень любит гулять по лесу и слушать лесные звуки. Что же он там услышал? А услышал он, как белочка огорчилась, что про всех животных составили загадки, а про неё нет. Наверно вы ничего не знаете о ней. Волшебник успокойся, сейчас ребята всё расскажут про белочку, а поможет им в этом системный оператор (Волшебный экран)

Ребята, а какие ещё звуки можно услышать в лесу? А хотите услышать о чём говорят лесные жители в лесу.

Волшебник предлагает нам войти в картину, выбрать себе объект и провести диалог от его лица. (Метод синектики)

А ещё волшебники очень любят добавлять в картину различные объекты, чтобы картина стала более интересной. Посмотрите, чтобы это значило? (добавляет в картину фрагменты, выслушивает рассуждения детей)

Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, Лесная Фея прислала нам волшебника настроения, он хочет с нами поиграть. (Маски настроения)

РЕФЛЕКСИЯ. Какие мы с вами молодцы. Помогли расколдовать всех животных. А что мы можем сделать чтобы этого больше не повторилось? (Рассуждения) Я предлагаю вам придумать необычное животное, которое сможет охранять лесных жителей от лесного чудовища. (Из частей животных составляют и называют животное) (Морфологический ящик)

С помощью волшебных слов возвращаются в д/с «Вокруг себя ты повернись и в д/с очутись»

Рефлексия с использованием шляп де Боно. Предлагает рисование животных на цветной соли.