Уголки краеведения в младших группах детского сада. Дети старше - задачи сложнее

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Россия - Родина моя»
Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края
2. Закрепить название «Россия»
3. Закрепить знания о флаге России. Дать представление о российском триколоре.
4. Развивать диалогическую речь, память, мышление.
5. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать уважительное отношение к Российской геральдике.
Пособия и материалы: картинки с изображением солдата, Российского флага, цветные карандаши, контур флага; картинки с изображением растений, животных и птиц, флага.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят в круг:
«Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.».
2.Основная часть.
- Ребята, на земле много разных стран. Как называется страна, в которой мы живём?Россия.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России, по нашей Родине на поезде.
Вы любите путешествовать?
(Дети садятся на стулья, стоящие друг за другом.)
- Отправляемся. Счастливого пути! Звук поезда
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.

«Так, так-так, так-так, так»
- Остановка. Наша первая остановка называется «Лесная». Какие деревья растут в лесах нашей Родины?
(дети рассматривают картинки деревьев)
Какие птицы живут на территории России? (картинки птиц)
Какие животные обитают в лесах нашей Родины? (картинки животных)
- Молодцы. Поехали дальше. Звук поезда
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Останавливаемся. Станция называется «Сказочная». Назовите русские народные сказки (иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди»).
- Молодцы, ребята. Поехали дальше. Звук поезда
- Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Остановка «Военная».
Дети выходят из поезда, слышится марш.
- Какая это музыка? (ответы детей). Кто под неё марширует (солдаты). Звучит марш на военных парадах (звучит запись). Под эту музыку маршируют солдаты.
- Посмотрите, ребята, на этой картинке кто-то изображён. Кто это? (солдат)..
В: А, как вы догадались, что это солдат? Да, он одет в форму и у него в руках оружие.
В: Правильно! Молодцы! Когда много солдат, то получается целая армия! Как вы думаете, ребята, для чего же нужна армия?
- Да, ребята, чтобы защищать людей нашей огромной Родины от тех, кто захочет напасть на неё, т. е. от врагов.
Для того, чтобы защищать нашу Родину солдаты много тренируются, чтобы стать сильными, храбрыми. А мы хотим стать такими как они? (ответы детей). Для этого нам надо тоже потренироваться.
Физкультминутка.
1,2- стоит ракета, 3,4 - самолёт.
1,2- хлопок в ладоши, а потом на каждый счёт.
1,2,3,4- руки выше, плечи шире.
1, 2, 3,4 - и на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой - раз, правой - два,
Посмотрите все на нас!
3.Практическая часть.
- Ребята, давайте пройдём к столам.
Дети садятся за столы.
- Посмотрите, как вы думаете, что это? (на доске картинка с изображением флага)
- Ребята, это флаг нашей Родины. Давайте посмотрим: какие цвета есть у нашего флага.
Я - белый цвет - свобода, гордость, слава.
Я - синий цвет - покров родной страны.
Я - красный цвет - могучая держава.
Все вместе мы - едины и сильны!
Посмотрите, ребята, у меня есть три полоски цветной бумаги. Сейчас мы с вами будем учить расположение цветов на флаге России. И будем делать флаг своими руками
Показ воспитателем порядка выполнения работы.
У вас на столе лежат цветные полоски, и мы приклеим их в нужном порядке на бумагу.
- Молодцы, ребята. Закончилось наше путешествие по нашей Родине.
4.Итог
. О чём мы сегодня говорили? Что мы увидели? Что научились делать? А вам понравилось наше путешествие?
- В конце нашего путешествия послушайте стихотворение «Наша Родина»
- Родина
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
А теперь садимся опять в поезд и возвращаемся в детский сад.

Юлия Сафарова

В рамках празднования дня семьи, любви и верности мы изготовили макет «Уголок родного края » .Делать этот макет мы начали с детьми , а закончили совместно с родителями на празднике.

Изначально мы определили что в нашем макете будет иметь место . И решили что это обязательно будут березки, так как березка символизирует страну в которой мы живем - РОССИЯ. Ромашки символизируют российский праздник семьи, любви и верности. Ну и без хоровода девушек вокруг березки нам не обойтись.

Фон - основу я изготовила сама , а вот все остальное это наше совместное творчество. Ромашки сделали по принципу гармошки, дети справляются с этой работой без затруднения.


так как макет не большого размера , то и ромашки должны быть небольшие. Для этих целей мы использовали фигурный дырокол.


Облачка сделали в технике скомканных салфеток.


Березки делали торцеванием.



Вот такие чудесные березки у нас получились.


Дополнили кустиками ромашек.


Солнышко сделали методом жгутиков.


Дальнейшую работу мы оставили для совместной деятельности с родителями.

Мамы с дочками делали девочек, все по тому же методу гармошки.


А папа с сыновьями торцевание делали березки.


Потом все поместили на макет .


В дальнейшем планируем использовать его для игр.

Публикации по теме:

У нас проходит областной конкурс по мотивам русских народных сказок "Старая, старая сказка". Мы тоже решили принять участие в конкурсе,.

Уже с раннего детства воспитатели прививают своих воспитанников уважению к национальным традициям своего народа, толерантности, бережного.

Мастер-класс игрового макета "Ферма" рассчитан на педагогов, родителей. Назначение- знакомство малышей с домашними животными, средой обитания.

В ходе проекта «Насекомые луга родного края» нами был изготовлен макет луга. Макет мы использовали на итоговом мероприятии «Пчелка Жужа.

Мы с детьми приняли участие в конкурсе творческих работ по изобразительному искусству " С любовью к Отечеству". И вот картина, которую мы.

Мастер - класс: макет "Мир динозавров". Хочу рассказать вам историю создания в моей группе макета "Мир динозавров".Ребята у меня уже.

«Краеведение учит любить не только свои родные места,

но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством,

литературой, повышать свой культурный уровень».

Академик Д. С. Лихачёв.

Идея создания Центра краеведения в нашем ДОУ обусловлена современными тенденциями в образовании и предстоящим юбилеем 280 лет родного города Орска.

Одна из приоритетных задач, стоящих перед современными образовательными организациями, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего.

Цель оформления центра краеведения «Оренбуржье-Родина моя» - создание условий для изучения природных, социокультурных и экономических особенностей региона в соответствии с ФГОС.

Приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

Содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности.

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю.

Созданный нами Центр краеведения «Оренбуржье - Родина моя» включает следующие разделы:

1. Под собственным флагом;

2. Город и люди;

3. Орск - город трудовой славы;

4. Орск - город боевой славы;

5. Чем знаменит край Оренбургский;

6. Природа нашего края;

7. Дидактические игры по краеведению.

В разделе «Под собственным флагом» содержатся флаг г. Орска, изображение герба города, фото художника – автора-разработчика герба г. Орска, альбом с изображением города в прошлом и настоящем, альбом «Известные люди города: имена и судьбы». Размещен макет улицы, на которой находится наш детский сад, изготовленный родителями и воспитанниками ДОУ.

Раздел «Город и люди» содержит фотографии, предметы, информирующие о быте Орчан прошлого времени (предметы посуды, письма, старый патефон, вышивки, монеты и др.), Данный раздел интересен своими редкими экспонатами, собранными силами сотрудников нашего ДОУ и родителями воспитанников (фото).

В разделе Орск - город трудовой славы размещены экспонаты, информирующие о трудовой деятельности людей прошлого и настоящего (фото, грамоты, дипломы, медали трудовой славы, газетные статьи и т.п.) (фото).


Информация о людях-участниках боевых действий разного периода помещена в раздел «Орск-город боевой славы» (фото): фотографии, альбомы Орчан – участников гражданской войны, Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне, открытки с изображением мемориала Славы, памятников воинам г. Орска.


В разделе «Чем славен город Орск» размещены изделия из некогда славившейся «Орской» яшмы, известный всем оренбургский пуховый платок, фотоальбом с изображением последовательности работы над пухом (фото).


Материалы Центра краеведения постоянно пополняются новыми экспонатами, в зависимости от образовательных целей и задач.

Результатом функционирования Центра краеведения «Оренбуржье-Родина моя» в нашей группе является следующее:

  • Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае.
  • Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы материалами по краеведению:
  • Дидактические игры (приложение 1);
  • Подбор познавательных статей о родном городе;
  • Создание альбомов с видами города и его достопримечательными местами;
  • Сбор материалов об истории, культуре, событиях, известных людях города в прошлом и настоящем;
  • Создание макетов; коллажей о родном городе;
  • Разработка конспектов занятий для детей старшей группы по теме «Наш город», «Наш край» «Интерактивная прогулка по родному городу Орску»;
  • Оформление карты «Достопримечательные места моего родного города».

Приложение 1

Дидактические игры по краеведению

Дидактическая игра «Замочная скважина»

Цель: формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры.

Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть ребенок картинку может через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Ребенку предлагают определить, что это за место в городе.

Дидактическая игра «Составь из частей»

Цель: закрепить знания детей о геральдике города Орска

Материал: фотографии с изображением герба, флага города

Ход игры.

Ведущий предлагает собрать изображение герба Орска и флага города Орска из 4-5 частей и рассказать, что символизируют собой изображения на них.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине - городе Орске через игровую мотивацию.

Материал: фотографии с видами достопримечательностей города. Картинки с изображением транспорта.

Ход игры.

Ведущий предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

1. Какого здания нет в городе Орске? цирк, дворец спорта, театр, вокзал.

2. Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе? Автобус, троллейбус, трамвай, такси

3. Какое дерево весной, засыпает наш город «снегом»? Береза, тополь, клен, рябина.

4. На какой улице находится наш детский сад? Комсомольская площадь, Сорокина, Шевченко. Ленинского Комсомола.

Дидактическая игра «Путешествие»

Цель: закрепить знания и представления детей о городе Орске, развивать речь, память, внимание, мышление; воспитывать интерес к родному городу.

Материал: игровое поле с изображением цифр от 1 до 24, кубик, фишки, фотографии различных мест города Орска

Ход игры.

Ребенок кидает кубик и перемещается по игровому полю. Если попадает на синий круг - выбирает карточку с данной цифрой, называет изображенный объект. Если попадает на красный круг - педагог задает вопросы о ближайшем окружении ребенка:

Назови улицу, на которой ты живешь.

Назови номер детского сада, в который ты ходишь. Как он называется?

Назови свой адрес.

Как называется город, в котором ты живешь?

На каком предприятии города работают твои родители и т.п.

Побеждает ребенок, первым добравшийся до финиша.

Утверждено на педагогическом

совете №___ от ______________ года

Заведующая МКДОУ д/с № 2

__________(Е. А. Шевченко)

Положение о проведении смотра-конкурса уголков краеведения и патриотического воспитания в ДОУ

«Уголок России – Отчий дом»

Смотр уголков краеведения и патриотического вос­питания по группам проводится в со­ответствии с годовым планом работы ДОУ в целях реализации задачи по совершенствованию системы патрио­тического воспитания в ДОУ.

В младших группах такие уголки будут носить условное название «Уго­лок социально-нравственного воспи­тания».

Цель конкурса: Создание условий для приобщения детей и педагогов к изучению истории родного поселка, края, создание оптимальных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию. Способствовать обновлению и отбору наиболее интересного и доступного для детей материала. Активизация деятельности воспита­телей по патриотическому воспитанию дошкольников. Пополнение в группах предметно-развивающей среды по данному разделу

Задачи смотра-конкурса:

1. Знакомство с историей поселка и родного края.

2. Содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности.

3. Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране.

4. Побудить педагогов - участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музея, в которых представлены яркие страницы истории нашего города.

5. Выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков по краеведению, при использовании новых форм работы с дошкольниками.

Организация и порядок проведения смотра – конкурса:

1. Сроки проведения конкурса – с 10.03.2014 по 05.03. 2014 года

2. Конкурс проводится на уровне детского сада, в соответствии с настоящим положением.

3. Участниками смотра являются все возрастные группы детского сада, начиная с младшего возраста.

4. Руководство смотром-конкурсом и подведение итогов возлагается на комиссию в составе:

· Е. А. Шевченко – заведующий ДОУ.

· Л. И. Чигрова - старший воспитатель.

· Т. А. Саморукова – воспитатель.

· М. В. Челяева - муз. руководитель.

Подведение итогов смотра - конкурса:

1. Все номинации оцениваются по 5-ти балльной системе.

2. Комиссия подводит итоги и определяет три призовых места.

Награждение победителей:

1. Результаты смотра доводятся до педагогов на педагогическом часе, с предоставлением итоговой справки.

2. Победители награждаются грамотой администрации МКДОУ д/с №2 п. Бреды.

Приложение 1

Младший дошкольный возраст
Цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление детей с ближайшим окружением.

1. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспи­танию:

    взрослые люди - родовые характери­стики, профессии, действия, внешний
    вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры; семья - подбор иллюстраций, те­матических папок, изображающих
    семью, членов семьи в отдельности; показывающих взаимоотношение членов семьи - заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы;
    дом, в котором ты живёшь, - фотографии, иллюстрации архитектурных строений, раза размеру, внешнему виду, материалу, назначению; ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях - девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются; эмоциональные состояния - тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей; поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо - плохо», «так можно делать, а так - нельзя», этикет

2. Материал для знакомства детей «малой родиной» (детским садом, ближайшими улицами, родным поселком) - фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты – группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен сад.

3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
предметы старины, русские игрушки (различные куклы - закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т д.: куклы из деревянных чурбачков, обереги), предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки)

Приложение 2

Средний дошкольный возраст

"Работа ведется по направлениям: семья, мой детский сад, мой поселок, достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

1. В уголке пополняется материал по социально - нравственному воспитанию:
семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной
тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).

2. Материал для знакомства детей с малой родиной» - детским садом,
близлежащими улицами, родным поселком, знаменитыми жителями,
природой, транспортом, архитектурой, профессиями. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, набор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада, улицы или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории поселка.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры -
предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты (крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

4. Художественная литература по фольклору - сказки, песенки, посло­вицы, поговорки и т. д.

5. Элементы государственной сим­волики - флаг, герб.

6. Элементы краевой символи­ки - флаг, герб.

7. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор
иллюстраций, тематические папки.

Приложение 3

Старший дошкольный возраст
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, орга­низация жизни детей по народному календарю.

Моя семья - семейные фото­альбомы, самодельные книги на тему
«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево». Родной край - иллюстрации, фотоматериалы, тематические пап­ки на темы «История возникновения поселка», «Зна­менитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о крае, карта края, символика края (флаг, герб). Макеты (микрорай­он, улица, архитектурные сооружения поселка). Родная страна - карта России
(хорошо, если это будет детская карта) России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные до­стопримечательности); природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство); символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности горо­дов, архитектура и т п.). Защитники Отечества - иллю­страции, тематические папки на тему
«Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная
война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники во­инской славы». Художественная лите­ратура и дидактические игры по теме,
макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры - иллюстрации и
тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины»,
«Из истории русского народного ко­стюма», «Народные праздники и гуля­нья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. Духовно-нравственное воспита­ние - материал, дающий детям перво­начальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитек­турных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия). Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники - портреты, художественная литература,
рассказывающая о великих соотече­ственниках, прославивших Россию. Наша планета Земля - глобус, детская карта мира. Художественная
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей
в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных
для той или иной страны.

Дата проведения: 28.10.2013

Смотр-конкурс уголков нравственно-патриотического воспитания

В детском саду прошёл смотр-конкурс уголков нравственно-патриотического воспитания.

Цель конкурса: создать оптимальные условия для воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию. Способствовать обновлению и отбору наиболее интересного и доступного для детей материала.

Критерии конкурса: разнообразие; доступность расположения; соответствие возрасту; эстетичность; степень участия родителей; оригинальность.

В каждой группе уголки выполнены по-разному, с творческим подходом, эстетическим вкусом в соответствие с возрастом детей. Представлены тематические папки « Моя семья», «Дом, в котором ты живёшь», «Ребёнок и его сверстники», «Прошлое и настоящее родного города». Материал для ознакомления детей с малой родиной, по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, росписи, вышивка, резьба по дереву); куклы в национальных костюмах. Художественная литература (сказки, былины, предания, произведения малых форм фольклора. В уголках представлены элементы государственной символики Российской Федерации, элементы муниципальной символики, карта России, глобус. Воспитателями и родителями собран и бережно хранится богатый материал о защитниках Отечества.

Весь собранный материал хранится в доступных местах, дети проявляют интерес к данной теме, имеют необходимые знания, участвуют в викторинах, занятиях, праздниках, досугах.

По итогам конкурса лучшие результаты показали:

Группа № 8. Воспитатели: Побирей Елена Николаевна, Стригун Валентина Владимировна.

Группа № 10. Воспитатели: Тарло Екатерина Михайловна, .

Группа № 11. Воспитатель: Анютина Елена Алексеевна.

Группа № 12. Воспитатели: Коломыцына Виктория Александровна, .

Группа № 13. Воспитатели: , Фатеенкова Ольга Викторовна.

Группа № 14. Воспитатель Кондратьева Людмила Алексеевна