Занятие что такое хорошо что такое плохо. Открытое занятие «Что такое хорошо и что такое плохо

Агишева Оксана Владимировна педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надым

Цель: учить детей анализировать собственное поведение и поступки других, развивать воображение и логическое мышление и снимать эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии.

Материал: презентация стихотворения Маяковского , краски, карандаши, чистые листы бумаги, круги сини и желтые.

Ход занятия

Р.Д. «Здравствуйте ребята. Совсем скоро вы пойдете в школу. Но, чтобы стать учениками, нужно много знать и уметь. И я вам предлагаю поучаствовать в одном эксперименте и проверить готовы ли вы к поступлению в 1-й класс? Есть у вас желание испытать свои силы? (дети отвечают) тогда приглашаю в свою лабораторию.

Психолог: «Ученики всегда очень доброжелательны и воспитанные. Ну а культурные люди при встрече в первую очередь всегда здороваются. Давайте поприветствуем друг друга при помощи рук и слов. Начинается приветствие по кругу.

А теперь возьмемся за руки и скажем «Всем, всем, добрый день» .

Психолог: «Ребята я сегодня стала свидетелем неприятной сцены, которая заставила меня задуматься над вопросом «Что такое хорошо и что такое плохо?» . А вы когда-нибудь задумывались над этим? Давайте вместе попробуем найти ответ».

В нашей лаборатории есть комната размышления. И я приглашаю вас в нее. Сегодня мы поговорим: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Ребята как мы с вами можем узнать, что такое «хорошо» , а что такое «плохо?

Как вы думаете, какое настроение бывает у человека, если он видит плохой поступок? А когда совершает доброе, правильное дело? (Дети отвечают)

– Подумайте: как нужно относиться к людям, чтобы не причинить им вреда?

Почему люди совершают плохие поступки?

Хочется ли дружить с человеком, который поступает плохо?

Что нам помогает не совершать плохих поступков?

Если человек совершает и хорошие, и плохие поступки, каким его считать – плохим или хорошим?

Сейчас каждый из вас получит по чистому листу бумаги (берут чистые листы бумаги) . Давайте сейчас вспомним какой-нибудь один поступок, который вам не очень нравится, который вы считаете плохим. (дети вспоминают) .

А сейчас представили себе, что лист бумаги – это плохой Ваш поступок сомнем его и выбросим в мусорное ведро (делаем по кругу)

Плохие поступки мы постараемся больше не совершать.

А сейчас мы будем собираться в школу: будем передавать этот портфель по кругу и складывать в него свои хорошие поступки. Для хороших поступков я вам раздам цветные листы бумаги.

Психолог: Я припоминаю стихотворение, которое называется «Что такое хорошо и что такое плохо» (презентация стихотворения)

О каких плохих поступках говорилось в стихотворении? А о хороших?

Психолог: у вас под стульчиками лежат круги возьмите их и встаньте за стульчиками. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо - синий.

- «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)

- «Шла, шла Маша по лесу - деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий)

- «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый)

- «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)

- «Посадил дед репку, выросла репка большая - пребольшая!» (желтый)

- «Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (синий)

- «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый)

- «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (желтый)

Вот мы с вами и определили, какие поступки хорошие а какие плохие, но ведь другие дети не знают этого. Ребята как же нам с вами поступить, как мы сможем им рассказать? (дети предлагают варианты)

Мы с вами можем сделать плакаты или книгу с хорошими и плохими поступками.

Предлагается детям нарисовать плакаты или создать книгу с хорошими и плохими поступками.

Скажите а эти (плакаты, книгу) кому мы можем подарить? Конечно мы её можем отнести малышам.

Ну, что ж, сегодня в нашей лаборатории мы проверили, какими вы выйдете из детского сада и пойдете в школу. Я убедилась, что вы воспитанные, добрые, внимательные, умелые, умные дети. Поэтому по итогам нашей работы я считаю каждого из вас готовыми к школе, эксперимент окончен.

И я вам предлагаю взяться за руки, и дружно скажем фразу: «Мы готовы к школе» сначала шепотом, затем погромче и в последний раз совсем громко. Всем большое спасибо за работу, вы меня сегодня очень порадовали.

Давайте возьмемся дружно за руки и скажем: «Всем, всем до свидания» .

Наталья Волкова
Конспект НОД в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо»

Конспект НОД старшая группа

«Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО »

Цель :

Углубить знания детей о полезных и вредных поступках

Воспитывать отрицательное отношение к вредным поступкам

Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения - побуждать детей к формированию у себя хороших привычек

Форма : игра

Программные задачи :

Воспитывать умение себя вести в соответствии с правилами вежливости

Продолжать развивать представление ребенка о различных качествах личности (правдивость, трусость, доброта, жадность, равнодушие, смелость)

Продолжать обучать быть доброжелательными и терпимыми друг к другу, проявлять внимание, помогать другим, уступать, делиться игрушками)

Материал к занятию : Перчаточная кукла Баба-Яга, перчаточная кукла Фея, красные и синие кружки, разноцветные сердечки.

Ход занятия:

1. Разминка-приветствие

Воспитатель :

– Ребята, мы снова вместе. Я рада вас видеть и предлагаю начать наше занятие с приветствия. (Дети вместе с воспитателем сопровождают слова жестами и движениями)

Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)

– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало светлее . Пусть это светлое, радостное настроение навсегда останется с нами.

Речь на нашем занятии пойдет о хороших и плохих поступках .

2. Сюрпризный момент

(Звучит фонограмма, появляется Баба-Яга)

Воспитатель : А Вы кто такая? Кого-то Вы мне напоминаете…

Баба-Яга : Кто? Я? Да я – корреспондент и пришла брать у ваших детей интервью. Вы хотите знать, что такое интервью ? Ребята, я буду задавать вопросы, а вы отвечать мне.

Ссоритесь ли вы в группе ?

У вас в группе мальчики дерутся ?

Кто из вас жадина?

А ябеды есть?

А есть ли у вас ребятишки, которые не слушаются воспитателей?

Ой, да здесь гости. Они нам помешают. Я терпеть не могу гостей. А вы?

Дети : Мы с Вами не согласны

Звучит фонограмма, появляется Добрая Фея

Фея : Здравствуйте, ребята! А что у вас делает Баба-Яга? И не надоело же тебе гадости разные людям делать. Другие бабушки внуков нянчат, цветочки выращивают на радость людям, а ты до сих пор не можете отличить хорошее от плохого . Давайте сделаем так. Сейчас вместе с детьми мы попытаемся рассказать тебе, что такое хорошо , и что такое плохо .

Баба-Яга : Все и так знают, что надо делать : не гулять на свежем воздухе, ковырять в носу, в зубах, быть трусом, жадиной и вруном.

Фея : Нет, Баба-Яга, надо делать добро, говорить только правду.

Баба-Яга : Постоянно жевать жвачку, грызть ногти, ковырять в носу, рвать и грязнить одежду, обзывать друзей, злиться и кричать на них.

Снегурочка : Быть вежливыми и опрятными, помогать друзьям. Если ты, Баба-Яга, так будешь себя вести, то в трудную минуту без друзей останешься. Мы с ребятами с тобой дружить не будем!

Баба-Яга :

Потому была я злая,

Что живу в лесу одна я.

Пожалейте меня, старую .

Больше вредничать не стану я.

И не буду больше злиться.

Можно с вами подружиться?

Мы тебя, Яга, прощаем.

Проходи к нам, приглашаем.

3. Игра «Хвост Бабы-Яги» (Под музыку дети по очереди цепляются паровозиком за талию друг друга и бегают по залу)

4. Воспитатель читает стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо » . Дети помогают, вставляя слова «Хорошо » , «Плохо » по ходу текста.

Воспитатель : Ну что, уважаемая Баба-Яга, поняла, что такое хорошо , а что такое плохо ?

Баба-Яга : Я вроде поняла и не поняла.

Воспитатель : Тогда я загадаю загадки.

Утром возле скверика

Встретил я Валерика -

Грязного, сердитого,

Лохматого, немытого!

Чуть не умер я от страха!

Вот попался мне неряха!

Я у Нади попросила :

Дай мне куклу поиграть?

Но она не разрешила :

Кукла очень хочет спать!

Всем понятна вам, ребята,

Отговорка Надина

Кукла тут не виновата,

Просто Надя – жадина.

Хнычет без усталости

Из-за каждой малости.

Может, девочка больна?

Нет, вполне здорова.

Отгадайте, кто она?

Ну, конечно, рева.

5. Игра-разминка (физкультминутка) «Потренируем эмоции» :

Воспитатель :

Ребята, давайте изобразим реву. А теперь грусть, обиду, злость, удивление, испуг, радость. Молодцы!

Мы убедились, что грусть, гнев, обида не могут устоять перед улыбкой. А быть в хорошем настроении , улыбаться гораздо приятнее, чем хмуриться и злиться.

Сейчас я вам раздам кружки и мы поиграем : я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете хороший это поступок или плохой : если я называю хороший поступок , то вы показываете красный кружок, если называю плохой поступок , то вы показываете синий кружок.

Сидели близко у телевизора

Говорили правду

Грызли ногти

Выполняли утреннюю гимнастику

Перебивали говорящего

Умывались перед сном

Ругались грубыми словами

Съели на завтрак всю кашу

Подрались с другом

Разбросали по комнате все игрушки и не убрали их за собой

Нагрубили воспитателю

Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

Порвали книжку

Хорошо вели себя на прогулке

6. Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель : Вижу, что на сегодняшнем занятии вы запомнили, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы, ребята, и ты, Баба-Яга, будете совершать только хорошие поступки .

Музыкальная минутка

Песня «Улыбка» В. Шаинского


Цель: развивать у детей представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, навыки дружеских взаимоотношений друг с другом.
Задачи:

1. Развивать навыки социальной перцепции, связанных с эмоциями адекватные формы поведения.

2. Способствовать формированию осознанного отношения к социальным нормам поведения; навыков доброжелательного, бережного отношения между детьми, бесконфликтного поведения в общении друг с другом.

3. Вызывать у детей желание совершать добрые поступки, быть внимательными к внутреннему самочувствию других, понимать их внутренние переживания.

4. Обогащать представления детей об эмоциональном мире человека, различных жизненных явлениях и нравственных ситуациях посредством художественного слова; эмоциональный словарный запас детей.
Мотивация: рассказать гному Антошке о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Целеполагание: рассказать гному о том, что такое хорошо и что такое плохо, поднять ему настроение, чтобы он улыбнулся, и поляна наша вновь стала яркой, радостной и веселой.
Материалы к занятию:

Игрушка гном Антошка в 2 экземплярах – с разными выражениями лица – злым и веселым.

Дидактическое пособие «Поляна настроения группы», цветы разного цвета (желтого, серого).

Два домика разных цветов (теплые и холодные оттенки).

Карточки с разными проблемными ситуациями (ребенок забирает игрушку, дергает за волосы, дерется, дружно играет, прибирает игрушки и т.п.)
Ход занятия:

Добрый день! Давайте возьмемся за руки и скажем вместе друг другу: , Добрый день!, сначала тихо, а затем громче. Молодцы! Мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь, пожалуйста, закройте глаза. Кто услышит свое имя, откроет глазки и сядет на стульчик».

Кто это так неприятно пищит и ворчит у нас в группе? («Не трогайте меня! Не хочу никого видеть и слышать!»)

Ребята, у нас оказывается гость. Кто это? А если гость приходит к нам в группу, что делаем мы, вежливые ребята? (Здороваемся и знакомимся). Давайте скажем дружно «Здравствуй, гномик» (дети здороваются).

Какой он невежливый! Гномик, ты даже не хочешь с нами поздороваться? («Нет, я никогда ни с кем не здороваюсь, зачем. И не приставайте!»)

Хорошо, если ты не хочешь с нами здороваться, скажи хотя бы, как тебя зовут. («Не скажу, ну ладно, я гном Антошка»)

Очень приятно, но как ты здесь оказался? («А мне здесь нравится. Только цветы у вас тут какие – то неправильные были»).

А тебе какие цветы нравятся? («Я вот такие цветы люблю»)

Какие цвета выбрал гном? (ответы детей).

Да, действительно, цветы то ты выбрал хмурые, темные, пасмурные. Ребята, какое настроение у Антошки? (грустное). Как вы думаете, что могло так расстроить Антошу? (Ответы детей). А давайте спросим у него самого, почему ты такой грустный? («Я просто узнал, что у вас есть такая поляна настроения, а у меня в лесу такой нет. Я тоже себе такую хочу!»)

Антошка, это ведь непростая у нас поляна. Она нам очень нужна, чтобы знать какое настроение у каждого из нас в группе: хорошо кому-то или плохо, грустно или весело. И если кому – то из нас грустно, мы сразу видим и стараемся сделать для него что-то такое, чтобы ему стало радостнее и веселее. («А мне об этом никто не рассказывал, ни что такое хорошо, ни что такое плохо, ни что настроение может быть веселым или грустным. Расскажите мне.»)

Как мы можем помочь гному? (Ответы детей).

Давайте расскажем гному, что такое хорошо, а что такое плохо, когда настроение бывает веселым, а когда грустным, постараемся поднять ему настроение, чтобы он улыбнулся, и поляна наша вновь стала яркой, радостной и веселой.
- У нас на поляне есть два волшебных дерева, где живут настроения. На одном дереве - хорошее, веселое настроение.

Какого цвета веточки на этом дереве? (ответы детей) Эти цвета можно назвать яркими, радостными, веселыми.

Какого цвета веточки у этого дерева, где все грустят? (ответы детей). Действительно, это цвета холодные, пасмурные, грустные.

Дидактическая игра «Настроение». (Дети выкладывают на карточки фишки с разными эмоциями на определенный цвет).

Ох, как плачет малыш, что медведь рычит.

А смеется малыш, что ручей журчит.

А уж слезы текут, будто дождик льет.

Улыбается малыш, будто солнышко взойдет.
- Молодцы, ребята, теперь наш гном тоже знает, когда настроение бывает грустным, а когда веселым! Покажите, как мы огорчаемся, как радуемся.

Вот так, Антошка, когда мы смеемся, улыбаемся, настроение наше веселое, а когда плачем, значит нам очень грустно.


- Солнышко тоже нас радует, согревает, помогает создать хорошее настроение всем вокруг. Давайте немного отдохнем, и обратимся к солнышку.

Физ. минутка. "Солнышко".
- Дети в нашей группе, Антошка, стараются всегда поступать хорошо, совершать только добрые дела и поступки, ведь они влияют на настроение окружающих, всех вокруг.

Сейчас мы расскажем гному, как нужно поступать хорошо и как вести себя нельзя. Я прочитаю гному истории, а вы ему покажете, хорошо это или плохо. Если дети поступают хорошо, – вы улыбнетесь, а если плохо – нахмуритесь и погрозите пальчиком. А гном на вас посмотрит.


Дидактическая игра «Хорошо – плохо» (дети действуют по правилам).

  1. Дрался Мишка с Гришкой, замахнулся книжкой,
Дал разок по голове – вместо книжки стало две.

  1. Был вежлив этот мальчик, и право очень мил:
Он, взяв у младших мячик, их благодарил, спасибо говорил.

  1. Что случилось? Что такое? Как на стол взобралась Оля?
На столе стоять нельзя, это точно знаю я!

  1. Мы веселые ребятки, мы играем в жмурки, в прятки,
Мы друг друга догоняем, очень дружно мы играем.

  1. Разбросал игрушки Вова и сломал Камаз,
Он, хотя и маленький, но плохой как раз!

  1. Саша очень любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо!

  1. Ваня наш чернее ночи, грязь лежит на рожице, -
Ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы!

  1. Саша в грязь полез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят: он плохой, неряха!

  1. Даня чистит валенки, моет сам галоши.
Он, хотя и маленький, но вполне хороший.
Молодцы! Вот такие, Антошка, у нас добрые и дружные ребята. И ты теперь знаешь, как поступать хорошо, а как плохо.
- Все ссоры, обиды и грусть проходят, если мы внимательны и добры друг к другу. Поэтому надо быть дружными, добрыми, хорошими.

Антошка, а как ты думаешь дружить – это хорошо? - А у тебя есть друг? («Нет»).

Оставайся в нашей группе и будем с тобой дружить. («А можно? Спасибо».)

Давайте встанем парами и поиграем в нашу игру «Мы любим друг друга». Покажем Антошке, как это приятно, когда тебя кто-то любит, когда у тебя есть друг.


Игра «Мы любим друг друга» (дети в парах показывают).

У меня нос, у тебя нос.

У меня щечки гладки, у тебя щечки гладки.

У меня губки сладки, у тебя губки сладки.

Я твой друг, ты мой друг,

Вместе мы друзья (в конце обнимаются).


- Вот, Антошка, это очень здорово, дружить. И у нас в группе все ребята в группе какие? (дружные, хорошие, добрые, веселые).
- Ребята, посмотрите, наш гномик Антошка стал совсем другим. Что в нем изменилось? (Он стал радостным, веселым, добрым).

Что мы сегодня рассказали гному? Думаю, что мы сегодня научили гнома различать, что такое хорошо и что такое плохо. Он теперь знает, что нельзя забирать игрушки, ломать их, жадничать, а нужно делиться, играть вместе дружно. Тогда у всех будет хорошее настроение. Антошка теперь захочет иметь много друзей.


- Часто дружба начинается с улыбки. Давайте в конце нашего занятия согреем друг друга и нашего гнома Антошку своим теплом и добротой, чтобы каждому из нас стало теплее и радостнее в этот холодный день. Прикоснемся к друг другу ладошками и подарим молча друг другу свою самую добрую и нежную улыбку.

Светлана Дерябина
Открытое занятие «Что такое хорошо и что такое плохо»

Тема : " Что такое хорошо и что такое плохо ?""

Цель : формирование основ духовно-нравственной личности ребенка.

Материал :нарисованный поезд, музыка, копилка с добрыми делами.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята вы любите путешествовать? Тогда поехали (дети поют песню, остановка) . Мы приехали в город вежливых слов. Ребята, а вы знаю одну очень интерестную игру. Хотите в нее поиграть? Я буду читать стихотворения которые нужно закончить подходящими по смыслу вежливыми словами.

1. Приятель встретился тебе на пути

Мимо него не спеши ты пройти.

Не стесняйся и не лукавствуй,

А приветливо скажи ему. (здравствуй) .

2. Не виделись с другом своим много лет

При встрече ему покричи ты. (привет) .

3. Если вам помог кто-либо

Не забудь сказать. (спасибо) .

4. Если просишь что-нибудь

Никогда ты не забудь

Быть воспитанным всегда

И говорить. (пажалуста) .

5. Ты чихнул? Без лишних слов

Скажем дружно. (будь здоров) .

6. Вот наступило время прощанья

Скажем мы громко всем. (до свиданья) .

7. Друга нужно ценить и беречь.

Расставаясь, скажи. (до новых встреч) .

8. Если случайно толкнули соседку

Уронила на пол она сетку.

С ответом долго не тяните

Скажите громко. (извините) .

9. Вечер спать хотим мы очень

Скажем всем. (спокойной ночи) .

Воспитатель. Вежливых слов очень много на свете. Вам нужно запомнить их дети! Давайте их еще раз повторим. (дети повторяют вежливые слова) .

Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. И так ребята наш поезд отправляется дальше. Поехали (дети едут и поют песню, остановка) .

Мы приехали в город хороших манер . В нем живут воспитанные люди. Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе. А вы владеете хорошими манерами ? Сейчас мы это проверим. Поиграем в игру "Хорошо- плохо"" . Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно ответить хорошо это или плохо .

1. Внимательное и вежливое общение с людьми. Это хорошо или плохо ?

2. Привычка очень громко говорить.

3. Неряшливость в одежде.

4. Прикрываем рот рукой,когда кашляешь,чихаешь,зеваешь?

5. Приветствие знакомых людей при встрече.

6. Оскорбление окружающих людей.

7. Неумение сдерживать свое раздражение.

8. Скромное поведение в обществе.

9. Использование вежливых слов при общение с людьми.

10. Отрывание дверей ногой.

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Внимание,внимание! Мы отправляемся в путь (остановка) .

Уважаемые пассажиры наш поезд прибыл в город добрых дел. В нем живут, порядочные, отзывчивые и добрые люди. В их городе повсюду установлены скрытые камеры, которые фиксируют все его действия его жителей. Фотографии хранятся вот этой копилке добрых дел. Но к ним приезжал всем известный Бяка Закаляка и совершил плохой поступок . Он привез с собой фотографии с плохими поступками и опустил в копилку добрых дел. И теперь жители города очень расстроены. Давайте поможем им и разберем все фотографии. Для этого нужно внимательно посмотреть на них и рассказать какое действие совершает. Затем нужно сказать какой это поступок хороший или плохой . Фотографии с добрыми делами мы опустим в копилку добрых дел, а плохие дела выбросим в урну для мусора. Начинаем!

Молодцы! Жители города благодарны за то, что вы им помогли. Выходим из вагона и поиграем в игру.

Ребята, а кто самый лучший и добрый человек, который подарил вам жизнь? (мама) . Давайте поиграем в игру посвященную маме! Игра называется "Моя мама самая", я буду задавать вопросы, а вы должны отвечать полными предложениям, только не забудьте, хорошо ? (дети задаются вопрос какая твоя мама) .

Уважаемые взрослые вам понравилось наше путешествие? Мне тоже понравилось, мы вспомнили о маме, поговорили о вежливых словах, о хороших манерах и добрых делах. Все это должен знать и соблюдать каждый воспитанный,культурный житель России.

До свиданье!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по безопасности жизнедеятельности «Что такое хорошо, что такое плохо?» Дошкольный возраст – это важнейший период, когда.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: Речевое развитие:Развивать связную речь,память,интонационную выразительность речи. Учить детей употреблять в речи сложноподчинненые.

Игра с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Еременко Е. А., воспитатель ГБОУ СОШ №14 СПДС №18.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Воспитатель: Мартыненко Анна Сергеевна Цель.

Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию. Воспитатель: Рамазанова Луиза Абдулагаевна.

Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.

Классный час 1-2 класс на тему: Что такое "хорошо" и что такое "плохо"

Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала: сценарий предназначен для организации классного часа в 1-2 классах. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования.

Тема. Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать мышление, навыки коммуникативного общения; воспитывать доброжелательность.
Ход занятия.
I. Вступительная часть.

- Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»
- Эти строчки стихов В.В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам.
- А вам они известны?
- Ребята, давайте продолжим предложения, которые записаны на доске:

Плохо, когда...
Хорошо, когда...

II. Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».
«Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше...»
- Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ. (Учащиеся приводят различные варианты окончания этого рассказа.)
- Что мы можем сказать об этих мальчиках?
- Встречались ли вы с подобными ситуациями?
- А теперь послушаем продолжение рассказа.
«В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.»

- Почему женщина была возмущена?
- Почему удивились мальчики?
III. Беседа о вежливости и воспитанности.
- Как вы думаете быть вежливым и воспитанным человеком – это «хорошо» или «плохо»?
- Какого человека можно считать вежливым?
- Что может себе позволить вежливый человек и что он себе позволить не может?
- Как стать вежливым человеком?
- А сейчас поиграем. Я буду назвать слово, если оно к вам относится, то вы вставайте, если нет, то сидите. (Во время игры поясняется смысл некоторых слов)
Умные, глупые, злые, добрые, красивые, дружелюбные, жадные, заносчивые, правдивые, хитрые, вруны, отзывчивые, грубые, ласковые, ябеды, насмешники, непоседы.
- А сейчас ребята из 2-го класса расскажут памятку «Если же мы вежливы, то...»
Дети рассказывают стихи.
1. Если я вежлив, то вежлив
Всюду, всегда и везде,
А не только для гостей
И приятелей-друзей.

2. Если грубостью и хамством
Ты доволен очень-очень,
Может так случиться в жизни,
Что друзей надежных, верных
Ты не встретишь никогда.

3. Если ты не виноват,
Лишь другие виноваты.
Ты не жди, что у тебя
Будут верные друзья.

4. Если совершил ошибку
Извинись и сразу легче
Станет вдруг твоей душе.

5. Радуйся чужим успехам,
Благородство проявляй
И тогда счастливым станешь,
Будешь радоваться жизни.

Помните, что ваше поведение – это маленькое зеркало, которое гримасничает или просто оно испачкалось, если вы совершаете плохие поступки.
- Какого человека называют воспитанным? (Который умеет хорошо себя вести.)
- Кого мы считаем воспитанным?
- Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
- Воспитанность человека проявляется в его хороших манерах, они, в свою очередь, проявляются в поступках человека, влияют на его жизнь.
- Если человек грубит, дерется, плохо говорит о других людях, может ли он рассчитывать на то, что у него будут хорошие друзья, спокойно и радостно на сердце.
- Каждый человек, независимо от того, большой он или маленький, живет среди людей и он должен учиться совместному проживанию людей в своем доме, в школе, в стране, в мире.
- Человек, который этому не учится или по каким-то причинам не желает учиться жить среди людей, совершает большую ошибку, за которую ему придется платить одиночеством, скукой, безрадостным и унылым проведением времени.
- Теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос: что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
- Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие?
- Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
- Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Ученик читает стих.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
- Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и дружит с вежливыми словами.
- Сейчас ребята напомнят их.
Ученики читают стихи.
Добрый день.
-Добрый день! – тебе сказали.
_Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Здравствуйте.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз.

Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду –
Простите, я больше не буду.

Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста» -
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь – они и просты, и не новы.
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили.
- От чего зависит их сила? (От того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными».)
IV. Решение коммуникативно-ситуативных задач. (Можно сделать в виде игры «Ромашка»)
1) Встречаются два друга. Кто здоровается первым?
2) Представьте себе, что вы пришли в гости. Там уже собрались приглашенные. Как вы поздороваетесь с ними?
3) В школе вы увидели учительницу. Кто должен поздороваться первым? Как вы это сделаете? А если ваша учительница стоит с другой учительницей, что вы скажете?
4) Ты идешь по улице и через дорогу увидел своего учителя. Как ты будешь его приветствовать? А своего товарища?
5) Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и познакомился с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?
6) На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к своему приветствию?
7) Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам подсказать, что вы рады их видеть?
8) Иногда в качестве приветствия вы используете не словесные средства общения – жесты и мимику. Покажите, какие жесты могут применяться в ситуации приветствия.
- Молодцы. Послушайте стихотворение.
Ученик читает стих.
Надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если станем хоть чуточку добрей!
V. Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»
- Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
- Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
VI. Подведение итогов.
- Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.)
- Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
- О чём мы сегодня вели с вами беседу?
- Каких больше поступков мы должны стараться делать?
- Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим родителям?
- Почему?
- Спасибо всем за участие в беседе?
Стало быть, так выходит:
Всё, что мы делаем - нужно,
Значит, давайте общаться
Честно, усердно и дружно!
- Всего вам доброго!