Дети дошкольного возраста и компьютерные игры. О влиянии компьютерных игр на психику человека

В школе, в обществе и семьях нередко возникают дискуссии о том, чего больше в компьютерных играх: вреда или пользы? Сегодня многие дети увлечены компьютерами и особенно компьютерными играми: в игре они перестают быть пассивными наблюдателями, и получают возможность активно влиять на события виртуального мира. К сожалению, родители не совсем понимают, что в этой проблеме есть и их собственная вина. Однако вернуть на землю заблудившегося в Сети ребенка их долг.

В компьютерные игры любят играть многие, даже дети, начиная с 4-5 лет и старше. Мальчики любят играть в различные «стрелялки», содержащие сцены убийств, кровь, драки, сопровождающиеся звуковыми эффектами в виде истерических криков, воплей и т.д. Компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, чёрствым, жестоким и эгоистичным.

Дети начинают вести себя так на улице, ночами им снятся кошмары, пытаются повторить движения. Это особая степень концентрации на каком-либо объекте внутреннего или внешнего мира. В компьютерных играх внимание концентрируется на повторяющихся, стереотипных действиях (бежит - стреляет), происходящих на экране. Теряется ощущение реального времени, ребенок погружается в своеобразный транс. Если часто и подолгу используются игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, а в роли жертв выступают люди, то постепенно закладывается и закрепляется на бессознательном уровне информация о том, что можно убить и не понести за это наказания. Такое бессознательное отношение к насилию может резко снизить психологический барьер на подобные поступки в реальной жизни.

Существует проблема «зависания» в виртуальном мире, когда ребенок по нескольку часов не может оторваться от экрана. При этом ограничивается взаимодействие ребенка с людьми, теряются навыки общения, необходимые ребенку для нормального психического и социального развития.

При длительной работе перед монитором происходит переутомление, и даже истощение нервной системы. Поэтому обязательно должны соблюдаться санитарные нормы. Особое внимание нужно обратить на детей с минимальными органическими поражениями нервной системы (связанными с патологическим течением беременности и родов у матери или инфекциями у ребенка в первые месяцы жизни). Такие дети невнимательны, гиперактивны или, наоборот, медлительны и вялы. Их нервная система испытывает повышенную потребность в защитной реакции - трансе. Процессы бессознательного запечатления информации и развития компьютерной зависимости проходят у них быстрее.

Но кроме физического здоровья детей, важно задумываться и об их психическом здоровье.

Ученые доказали, что в больших дозах компьютерные игры приводят к накоплению хронического стресса со всеми негативными для организма ребенка последствиями.
Как же влияют компьютерные игры («игрушки») на психическое развитие и личность ребенка? Могут ли они способствовать его эмоциональному развитию, вызывать отклонения в его поведении, агрессивность и жестокость? Существует немало коммерческих компьютерных игр познавательной и развивающей направленности. Они расширяют кругозор и общую осведомленность, развивают логическое мышление ребенка, глазомер, быстроту реакций, формируют у ребенка навыки планировать умственные действия. Но наряду с ними, существует также немало «игрушек», которые классифицируются на «леталки», «стрелялки», «боевики», «гонки», «стратегии». Они также способствуют развитию отдельных способностей игрока, но одновременно негативно влияют на психику ребенка. Несмотря на это, большинство детей любят их гораздо больше, чем не агрессивные познавательные и развивающие игры. Еще бы, играя, ребенок чувствует себя «крутым» всесильным супергероем.

Почти все эти игры имеют ограничения по возрасту, которое указывается на обложке. Но кто это учитывает? А родители вообще не задумываются над этими вопросами. Разве может какая-то компьютерная игрушка нанести вред? Оказывается, может, да еще и немалый. Психологические исследования, в частности отечественных ученых, свидетельствуют, что коммерческие компьютерные игры западного производства, которые доминируют сегодня на рынке, воспитывают в ребёнке агрессивно-индивидуалистическую мораль. Вживаясь в роль главного персонажа, управляя героем или размещенным на нижней панели дисплея оружием, ребенок имеет возможность беспрепятственно и безнаказанно расправляться с виртуальными жертвами. Зачастую в таких играх именно число «убитых» и «раненых» является количественным показателем уровня достижений игрока: чем больше число жертв, тем больше очков начислит машина, следовательно, тем больше ребенок будет доволен собой. Всё это очень быстро сказывается на его сознании, затем у него формируются ложные установки: «Я против всех!», «Чем больше я «убью», тем лучше!» Многие игр пропагандируют насилие, грубую речь.

Некоторые исследователи считают, что игра в агрессивные «игрушки» дает ребенку возможность освободиться от негативных эмоций, которые привычно сдерживаются, и воспитать в себе отвращение к насилию и жестокости. Однако нередко дети при сюжетно-ролевых подвижных играх со сверстниками или в серьезных жизненных ситуациях имитируют насилие, примеры которого они видели по телевидению или «отрабатывали» сами во время компьютерной игры. Как правило, агрессивные реакции наиболее выражены у подростков, но закладываются и закрепляются они в раннем детстве. Уже младшие школьники склонны к подражанию так называемых асоциальных героев из кино- и телепередач, видео- и телефильмов, компьютерных героев, чья агрессия, как правило, вознаграждается и предстает в выигрышном свете. Дети склонны не только отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами, но и переносить эти роли в реальные ситуации. Кроме того, ребенок может стать нечувствительным к грубости и жестокости после просмотра большого количества сцен насилия. И, наконец, дети, особенно младшие, могут на основании увиденного начать считать насилие допустимой моделью поведения и даже способом решения своих проблем.

Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь определенную часть детского мозга, поэтому дети должны больше читать, писать и заниматься математикой. К тому же, детям полезно играть на улице и как можно больше общаться с другими детьми. Вместо того, чтобы «традиционно» заниматься спортом, например, футболом, предпочтение отдается симулятору «FIFA». Так что проблема есть. Общество не обращает на это должное внимание. А компьютер продолжает вовлекать в виртуальный мир всё больше и больше людей, делая их зависимыми.
Как же помочь ребенку выбраться из «плена»?
Нужно ограничивать время работы за компьютером и игр на нем, ведь длительное пребывание перед экраном монитора может негативно сказаться на физическом самочувствии ребенка. Это проблемы со зрением, с позвоночником, руками, психикой и сном, а также информационные перегрузки. Электромагнитная вибрация и ионизирующее излучение даже наиболее защищенных современных мониторов - большая нагрузка на зрение и осанку еще формирующегося детского организма. Учитывая это санитарно-гигиенические требования достаточно категоричны: не более 30 - 40 минут в сутки для детей младшего школьного возраста и не более часа - для подростков и юношей.

В заключение можно сказать следующее. Так же как родители заботятся о качестве и достаточном количестве питания для ребенка, им следует позаботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком компьютерной продукции, заинтересовать ребенка обучающими и развивающими играми, не допускать использования низкопробных игр и следить за временем, которое ребенок проводит за компьютером.

Компьютерные игры - неотъемлемая часть современного мира. Кто-то «за», кто-то «против» них. Хотя порой и те, кто осуждает компьютерные игры, садятся за компьютер, ведь это способ отвлечься и занять себя на какое-то время. Конечно, покупка компьютера для ребенка облегчает жизнь родителям. Теперь не надо тратить времени и сил на то, чтобы поиграть с ним и развлечь. Но проходит какое-то время, и мама с папой осознают, что их ребенок готов днями напролет сидеть за компьютерными игрушками, позабыв про еду, реальных друзей, сон. Но так ли опасны компьютерные игры?

Ответ непрост. Пожалуй, главное правило: соблюдать во всем меру, придерживаться золотой середины. Оно касается и компьютерных игр.

При правильном выборе игр можно раскрыть в сыне (или дочурке) таланты, воображения, дать новые знания и умения. Можно помочь подготовиться к школе. Для этого выпускаются специальные обучающие игры. Не стоит отгораживать ребенка от компьютера из-за страха, что его потом «не отклеить» от монитора. Умение обращаться с компьютером необходимо и оно, несомненно, пригодится. Нужно только направить воздействие компьютерных программ в правильную сторону. А именно: на развитие умственных способностей. Например, игры-головоломки или различные стратегии повышают интеллектуальный уровень, учат логично рассуждать и принимать решения.

Однако, есть игры, которые, наоборот, плохо воздействуют на интеллект и психику, например, стрелялки с реками крови. Хотя даже спокойные компьютерные игры могут затормозить развитие ребенка. Это происходит тогда, когда реальный мир подменяется виртуальным, когда человек не может оторваться от компьютера. Это уже зависимость. И, если взрослые, в основном, контролируют себя, то ребенку сложнее справиться с ней. Иногда не обойтись без помощи психолога.

Чтобы не допустить этого, придерживайтесь золотой середины, следите, сколько времени ребенок проводит за игрой и за какой именно игрой. Ведь для чего вы решили приобрести компьютер? Конечно, для того, чтобы ваше любимое чадо росло умным, чтобы он научился обращаться с этой умной техникой.

Почему же так получается, что ребенок, вместо того чтобы развиваться, часами играет в агрессивную стрелялку? Тем более, что дошкольнику нельзя сидеть за компьютером даже 30 минут. Но кто расскажет ребенку, что вредно, а что нет, кроме вас?

Поэтому, купив компьютер, вы должны объяснить, как пользоваться этой техникой. Объяснять придется все. Как правильно сидеть за компьютером, как ухаживать за ним (протирать пыль, не пить перед экраном, потому что можно пролить воду на клавиатуру). А также помогите ребенку определять, какие компьютерные программы могут быть не только интересны, но и полезны для него, а какие, наоборот, будут плохо влиять.

Дошкольники могут путать воображаемый мир с реальным. Поэтому обязательно разъясните ребенку, что на мониторе - выдуманный мир, которого больше нигде нет. И что всегда нужно помнить, что в настоящем мире жить интереснее и лучше, ведь там есть друзья, любящие мама с папой. А эта игра - это только придуманная история. Нужно, что ребенок разделял границы между виртуальной жизнью и реальной и понимал, что правильно выбранная игра - помощник, но не больше того.

Те родители, которые считали, что смогут сэкономить таким образом свое время, оказываются неправы. Потому что его придется потратить на объяснение правил сидения за компьютером. Ребенку нужно помочь вначале и потом время от времени контролировать, как идет процесс. Нужно привить интерес к обучающим играм, которые сполна отвечают вашим целям - развитие и раскрытие внутреннего потенциала.

Хотя далеко не каждому понравится сидеть за обучающей программой. Хочется чего-то более яркого, где разворачиваются масштабные действия. Мальчики обожают играть в войну, и это было бы неплохо, не будь такие игрушки слишком кровавыми и жестокими. К сожалению, именно такие сцены привлекают внимание мальчиков. Какова задача заботливых родителей? Правильно, отвлечь от агрессивных и негативно влияющих на психику ребенка игр и найти вместо них такие компьютерные игры, которые будут одновременно и увлекательны, и познавательны. За какими играми ваш ребенок будет проводить минуты, решать только вам. Не забудьте только, что нужно ограничивать время, о чем сообщить ребенку. При нарушении договора применять меры. Нет, кричать на ребенка не нужно, это не поможет. Лучше сесть рядом с ним и в который раз рассказать, что компьютерный мир это лишь подражание настоящему, что намного приятнее гулять на улице.

Почему компьютерные игры увлекают не только детей, но и взрослых? Потому что это способ отгородиться от внешних обстоятельств, способ расслабления. Но во всём нужно чувство меры. Если её не знать, то любая привычка может стать пагубной. Это касается и тех, кто любит поесть, и тех, кто чрезмерно выпивает, и тех, кто тратит время попусту за компьютером. Чтобы ребенок не стал зависим от компьютера, старайтесь проводить с ним больше времени.

А компьютерные игры, если уж и стали обыденностью, то пусть приносят только пользу. Игры должны приносить радость и при этом развивать. И пусть с помощью них в каждом ребенке проснется гений!

Мне часто задают вопрос о том, как сетевые развлечения, длительный просмотр телевизора и компьютерные игры влияют на мозг ребенка. Тема очень актуальная и сложная, поэтому я постаралась дать развернутый ответ. Что вам нужно знать про мозг своего ребенка и компьютерные игры?

Видео игры были впервые предложены рынку потребителей в 1972 году. На сегодняшний день индустрия компьютерных и видеоигр только в США превышает 19 млрд. долларов в год.

Современный ребенок до 21 года в среднем за свою жизнь накапливает 10,000 игровых часов.

Это примерно столько же времени, сколько дети проводят в средней и старшей школе при условии идеальной посещаемости. Это равноценно работе на полную занятость более 40 часов в неделю.

Согласно концепции нейропластичности , подтвержденной учеными-нейрофизиологами в середине XX века, мозг формируется под воздействием любого опыта и часто повторяемых видов деятельности.

По мнению Дениела Сигела , профессора психиатрии медицинской школы Univesity of California, всемирно известного специалиста в области детской, подростковой и взрослой психоневрологии, (автора бестселлера «Воспитание с умом: 12 революционных стратегий развития мозга вашего ребенка»),

все, что происходит с ребенком, воздействует на то, как развивается его мозг.

Существует обширное поле научных данных о нейропластичности, поддерживающие ту точку зрения, что родители могут напрямую формировать мозг своего ребенка в процессе его роста и развития, предлагая соответствующий опыт переживаний. Например,

время, проведенное за экраном - компьютерными играми, телевизором и в социальных сетях - заставит мозг «монтироваться» определенным образом .

Развивающие занятия, спорт и музыка обеспечат другую схему «монтирования». Время, проведенное в кругу семьи, с друзьями, в изучении человеческих отношений в процессе личного (а не виртуального) общения, также будет формировать мозг особым образом.

Все, что происходит с нами, воздействует на наш мозг. Этот процесс «монтажа и перемонтажа» и является сутью «гармоничного развития» ребенка:

необходимо обеспечить детям тот опыт переживаний, который позволит создать связи между различными отделами мозга.

Когда эти отделы работают согласованно, они создают и укрепляют соединительное волокно, связывающее различные отделы мозга. В результате между ними возникают более прочные связи, и они могут еще более гармонично работать вместе.

Суть «воспитания с умом» заключается в том, чтобы помочь мозгу ребенка гармонично развиваться в соответствии с его возрастными потребностями

и стать более интегрированным, чтобы дети могли использовать свои умственные и психологические ресурсы на полную мощность.

Предлагаю посмотреть на влияние видеоигр сквозь призму нейропластичности, то есть тех навыков, умений и качеств, которые мы можем развить в ребенке при помощи технологий.

Существует 7 типов компьютерных игр:

1. Игры-стрелялки

Цель игры - убить или покалечить как можно больше живых существ. Тренируется быстрота реакции, но на смысловом уровне нивелируется ценность жизни. Примеры влияния такого рода игр на психику ребенка - массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999 году в Колорадо.

2. Игры-стратегии

Из положительных эффектов - такие игры воздействуют на зоны мозга, связанные с логическим мышлением и планированием событий. Из отрицательных - часто построены на принципах войны, захвата и рабства.

3. Спортивные игры, гонки

В принципе бесполезны, поскольку развиваемые в процессе этих игр навыки никак не применимы в реальности. Может казаться, что эти видеоигры могут улучшать навык быстрой переработки информации, которая поступает из окружающей среды.

Например, если вы играете в игру «бой самолетов», то вам нужно быстро оценить количество противников, чтобы вас не убили. Этот навык может быть ценным для конкретной видеоигры, но он совершенно бесполезен в учебной деятельности и на работе (исследования Christakis 2004; Landhuis 2007) .

Если говорить о координации и моторных навыках, которые важны для летчиков и профессиональных гонщиков, то важно помнить, что только высококачественные симуляторы могут обеспечить приобретение хороших моторных навыков. Обычные спортивные компьютерные игры в сочетании монитор - мышка, могут лишь научить ребенка быстро нажимать на кнопки и познакомить с общими правилами игры.

4. Игры-развлекалки

Это, к примеру, всем известный кот, который копирует голос, или Angry Birds. Простые убийцы времени, не развивающие ровным счетом никаких навыков, но формирующие зависимость ребенка от гаджета с помощью регулярного «вброса» в мозг нейромедиатора дофамина. Подробнее об этом нижe.

5. Игры-бродилки

Это виртуальная реальность, которая уводит ребенка далеко от его собственной жизни и развития. Ребенок потратит огромное количество времени, чтобы пройти игру и получит сомнительные навыки и познания.

Эти игры занимают мозг ребенка и не приносят никакого полезного опыта для реальной жизни.

Отдельно хочу добавить несколько слов о супер-популярной среди современных детей игре-бродилке Mine Craft, Mine Craft Creative и тд.

Когда мой 9-летний сын год назад радостно сообщил мне, что они на школьной площадке во время обязательной прогулки играют в «Mine Craft в реальности», я чуть не потеряла дар речи. Воистину детская находчивость и креативность не знает границ!

Игра Mine Craft настолько увлекательна, что способна надолго засосать даже взрослых. Видя ее красочность и фантастические возможности для «строительного творчества»

Создается ощущение, что игра развивает креативность и растит целое поколение юных мега-архитекторов. Это заблуждение .

Ребенок не способен стать архитектором без развития пространственных представлений на совершенно другом уровне, связанном с ощущением своего места в пространстве (языком нейропсихологии - соматогнозиса).

Многие сегодняшние 8-летние игроки в Mine Craft нередко не могут выполнить простую инструкцию: «Дотронься указательным пальцем на левой руке к своей правой брови», не умеют скакать на одной ноге и прыгать на скакалке.

Проблема в том, что чтение, счет и письмо, которым учат в школе, напрямую связаны с соматогнозисом.

По мере того, как наше поколение во время каникул и после школы безвылазно играло во дворе в мяч, резинку, жмурки, лазило по деревьям и шаловливо воровало яблоки во фруктовых садах, в нашей префронтальной коре развивалась основа эмоционально-волевой зрелости, саморегуляции и успешного усвоения школьного материала. Чего не скажешь про «юных архитекторов MineCraft».

Родителям важно знать, что в раннем детстве мозг развивается через координацию движений тела .

По законам нейропсихологии, слишком раннее овладение навыками более высокого порядка, такими как чтение, письмо и счет, может тормозить развитие мышления и эмоционально-волевой регуляции, в результате нивелируя сомнительные плоды «раннего развития» . У каждого возраста и стадии развития свои биологические и психологические потребности, всему свое время!

6. Обучающие игры

Одним из последних трендов, связанных с играми, является геймификация образования и создание образовательных игр . Существует большое многообразие обучающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры, c помощью которых можно научить детей многим полезным навыкам, включая чтение, письмо, логику, азы иностранного языка.

Но реальная польза от таких игр возможна только в случае системного, методологически правильного подхода. То есть

при регулярной тренировке на протяжении определенного количества времени с учетом постановки целей и контролем за их достижением со стороны подготовленного взрослого .

Иначе под видом развивающих игр можно встретить и обычных убийц свободного времени, которые только расходуют ценные ресурсы времени и не приносят ребенку ровным счетом никакой пользы.

7. Развивающие игры, основанные на принципе биологической обратной связи и нейробиоуправлении

Это истинная новация в мире медицины и образования. Через использование технологии биологической обратной связи человек может значительно развить свой потенциал. Принцип работы этой технологии сродни «физиологическому зеркалу».

Вначале определяется проблема или навык, который необходимо натренировать. Например, развить навык диафрагмального дыхания (полезно для детей с различными нарушениями дыхательной системы, частыми ОРВИ), способность к лучшей концентрации внимания (полезно для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) или быстрому расслаблению (полезно для быстро утомляемых и тревожных детей).

С помощью датчиков измерения различных физиологических параметров (электрическая активность мозга (ЭЭГ), рекурсия дыхания, кожная проводимость, частота сердечных сокращений, температура и тд, взрослый или ребенок подключается к небольшому блоку, соединенному с компьютером, на который установлено специальное программное обеспечение.

Программа диагностирует текущий статус навыка и автоматически задает цель немного улучшить его в течение 20-30 минутного тренинга.

В процессе тренинга ребенок получает инструкцию и видит игру или мультфильм, которым может управлять с помощью «правильного» дыхания, хорошей концентрации или глубокого расслабления .

Например, если ребенок дышит «правильно», то есть диафрагмой и в заданном темпе, то изображения и звуковое сопровождение мультика чистое, его приятно смотреть, а если нет, то ребенок видит аудиальные и визуальные помехи и инстинктивно пытается адаптировать свое дыхание под «нужный» режим. С помощью серии таких тренингов у ребенка новый навык доводится до автоматизма , который он потом в любое время может при необходимости «включить».

С помощью температурных датчиков, которые устанавливаются на кончики пальцев, можно даже обучить человека, страдающего вегетососудистой дистонией, силой мысли поднимать температуру в конечностях и самостоятельно греться.

Метод эффективен, безопасен, практически не имеет противопоказаний, может применяться начиная с 7 лет (единственное условие - способность понять и выполнить инструкцию). Как и в случае обучающих игр, необходимо сопровождение подготовленного специалиста - врача или психолога.

Через установление с мозгом биологической обратной связи с помощью современного медицинского диагностического оборудования можно быстро и эффективно обучиться многому из того, чему учит йога и восточные созерцательные практики. Звучит как чудо, но эта современная технология подтверждена тысячами научных исследований и широко используется в Германии, США, Канаде и в России в медицинских, профилактических и образовательных целях.

Несколько слов о нейрофизиологической природе игр и почему они так нравятся детям и взрослым.

Разработчики компьютерных игр активно эксплуатируют два принципа, хорошо известных в научной психологии: принцип дофаминовой зависимости и принцип лучшего запоминания незавершенных действий (эффект «Зейгарник» ), связанный с незавершенным гештальтом.

1. Дофамин

Который вырабатывается в человеческом организме естественным образом и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия, чем влияет на процессы мотивации и обучения.

Именно благодаря дофамину для незрелого мозга ребенка нет ничего слаще, чем компьютерная игра.

Это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения - получение нового уровня, бейджей или трофеев. Это очень радует детей.

Прилив дофамина сам по себе не вызывает счастья - скорее просто возбуждает. Мы резвы, бодры и увлечены. Мы чуем возможность удовольствия и готовы усердно трудиться, чтобы его достичь.

С притоком дофамина этот новый объект желания кажется критически необходимым, чтобы выжить .

Когда дофамин завладевает нашим вниманием, мозг приказывает нам достать объект или повторять то, что нас привлекло.

Таким образом, дофамин, заставляя нас чувствовать себя хорошо, может спровоцировать зависимость.

Чем больше мы играем, тем лучше мы себя чувствуем .

В одном исследовании обнаружилось, что видеоигра вызывает всплеск дофамина, сопоставимый с использованием амфетамина: дофаминовая лихорадка сопутствует как игровой, так и наркотической зависимостям. Ребенок не может предсказать, когда получит баллы или перейдет на другой уровень, поэтому его дофаминергические нейроны продолжают выстреливать, а он прилипаете к стулу. В случае детей, даже при строгом дозировании, мы все равно получаем зависимость. Даже если ребенок слишком много не играет, но он все равно «мысленно» остается в игре, во сне они видит игровые образы, в таком состоянии ему в целом сложно сфокусироваться на учебе.

2. Эффект Зейгарник

Психологический «Эффект Зейгарник» получил имя основательницы отечественной патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейграрник. Благодаря исследованиям Зейгарник и Курта Левина в середине XX века было доказано, что

незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

В их экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело. В среднем незавершённые действия у здоровых детей вспоминались на 90 % лучше, чем завершённые.

Можно легко провести параллели с прохождением бесчисленных уровней - во всех видеоиграх происходит манипуляция с принципом незавершенности.

Похожим образом влечение к видеоиграм можно объяснить »законом незавершенного гештальта». Гештальт-терапия - направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт - целостный образ какой-либо ситуации.

Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт - это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением». У человека есть природная внутренняя потребность «завершить гештальт», то есть охватить целостный образ.

Никогда не завершающийся гештальт в виде нереализуемой эфемерной цели стать эльфом 80-го уровня крайне разрушительно влияет на психику ребенка, его способность ставить перед собой цели и достигать их в реальной жизни.

Катерина Ясько, психолог, эдуколог

Проснулась ночью и увидела приглушенный свет в детской комнате. Испугалась конечно, на часах 3 часа ночи, сердце чуть ли не выскакивает и ноги ватные. Тихонько встаю, захожу в комнату, а это Аленка, лежит у себя в кроватке и на планшете играет. Кто-то в садике ей вчера показал новую игру в динозавриков, от нее сейчас все дети в восторге, вот и она оторваться не может. Но не ночью же играть.

Вообщем, сильно ругаться я не стала, чтобы не испугать ребенка, ночь все-таки, и решила оставить разговор про влияние компьютерных игр на детей до утра. Да и какой смысл ругаться… Ведь, если бы у меня в детстве были такие игры, я бы наверняка тоже не смогла остановиться.

Положительное влияние компьютерных игр на детей

На самом деле надо признать, что компьютеры, планшеты и смартфоны, уже непросто вошли в нашу жизнь, они стали ее неотъемлемой частью. А дети играли, играют и будут играть. Просто раньше это были прятки и догонялки, потом появились компьютерные приставки, и нет ничего удивительного в том, что наши дети сейчас не могут оторваться от планшета. И не нужно ограждать их от этого, нужно лишь помочь им найти ту грань, которая разделяет эти два мира, виртуальный и реальный. Да, это нелегко объяснить ребенку, а порой и взрослому, но в этом то и состоит родительская задача.

Бессмысленно отрицать влияние компьютерных игр на детей, оно разумеется колоссальное. Но справедливости ради надо заметить, что влияние это не только отрицательное, в нем немало и положительных моментов.

Развитие компьютерных технологий не стоит на месте. И если вы начнете присматриваться, то быстро поймете, что компьютерные игры это не только безжалостные, кровавые стрелялки. Это огромный виртуальный мир, покрывающий абсолютно все воображаемые и не воображаемые интересы детей. Существует множество развивающих компьютерных игр, раскрасок стратегий итд. Просто помогите ребенку научиться ориентироваться в этом мире и делать правильный выбор.

Контролируйте содержание игры. Разумеется, пока ребенок слишком мал и не может сделать правильный выбор самостоятельно, вы, как любой заботливый родитель, должны взять на себя эту зону ответственности и фильтровать весь тот контент, который просматривается вашим ребенком, будь то мультфильм или компьютерная игра. Вы же не разрешите пятилетнему ребенку гулять, переходить улицу, и ходить в магазин самостоятельно? Виртуальный мир не менее опасен, и ваш контроль здесь не менее важен.

Ограничьте время. Чтобы не испортить малышу здоровье и зрение, очень важно ограничивать его во времени пребывания, как за компьютером, так и у экрана телевизора. Для ребенка 5-7 лет время игры на компьютере не должно превышать 10 минут в день. Но это в идеале. В жизни же не стоит быть таким категоричным, ведь некоторым детям и получасовая игра не принесет никакого вреда, тогда, как гипперактивному ребенку будет лучше вообще обойтись без нее.

Если все делать правильно, то ваш малыш вырастит всесторонне развитой личностью, и вы никогда не столкнётесь с такой проблемой, как игровая зависимость. А полное ограничение и запрет не приведет ни к чему хорошему. Сделать это, пока ребенок маленький, вам конечно, будет под сил, но он быстро подрастет, и удержать его тогда станет невозможно. А, как всем известно, - запретный плод сладок.

Многие родители стали обращать внимание, что компьютерные игры отрицательно воздействуют на детей, ведь в их разговорной речи стали чаще появляться такие фразы: "я убит" или "меня убили" и т.д. Было замечено это после того, как дети поиграют в игры-стрелялки на компьютере.

А ведь всем известно, что в большинстве компьютерных игр основной задачей является убийство. Компьютерная сфера деятельности растет, и игры становятся похожими больше на реальность, убийство стало происходить реалистичнее, люди, которых убивают в игре, падают, как настоящие.

Те, кто разрабатывают эти компьютерные игры, прекрасно знают о том, как влияют компьютерных игр на детскую психику. Для этого вводятся ограничения, к примеру, во время убийства не показывать кровь. Но этого мало. Есть страны, где проводят заседания о запрете определённых компьютерных игр. Однако эти запреты мало что меняют. Разработчики выпускают всё новые хиты.

Влияние компьютерных игр на детей: мнение психологов

Психологами было замечено, что чем больше проблем у ребёнка в жизни, тем с большей охотой он играет в виртуальные игры. В большей степени это относится к мальчикам. Уже сам этот факт доказывает влияние компьютера на ребенка.

В виртуальную реальность погружаются в основном люди с тонкой структурой психики. Возможно, в настоящей жизни у них не ладится с друзьями, а, включив компьютер с любимой игрой, все проблемы отходят на второй план.

Здесь можно без проблем стать настоящим героем и друзья не предадут. Вне игры таким детям с трудом всё даётся, ведь возникает необходимость преодолевать сложные жизненные препятствия. В компьютерной игре же всё предельно просто и ясно, нажал кнопочку – проблема решилась.

Дети отвыкают от чтения книг. К тому же из-за частого мелькания экрана монитора нарушаются ритмы головного мозга. Возбуждение определённых структур в мозге доставляет удовольствие, расслабляет и оказывает влияние как наркотик на детей. Компьютерные игры, такие, как бродилки и стрелялки, приводят ребёнка к технологическому мышлению, а не творческому.

Многочисленные психологические тесты показали, что большинство компьютерных игр делают ребёнка эгоистичным, безнравственным и жестоким. Однако не все игры оказывают отрицательное воздействие на детей. Есть также развивающие игры, но и в них четырёхлетнему ребёнку можно играть не более 20 минут.

Как уменьшить негативное влияние компьютерных игр на детей

Из-за большой популярности, полностью исключить компьютерные игры с элементами насилия из жизни ребенка вряд ли получится. Но можно уменьшить негативное воздействие, оказываемое ими на вашего ребенка. Вот несколько советов:

  • Ознакомьтесь, во что именно играет ваш ребенок.
  • Не следует в подарки подросткам преподносить игру, даже если они вас об этом попросят.
  • Не устанавливайте игровой компьютер в спальне ребенка.
  • Нормируйте время, проводимое ребенком за игрой, введите ограничения по времени и частоте.
  • Следите за всеми каналами информации, которыми пользуется ваш ребенок, в том числе телевидение, кино и интернет.
  • Контролируйте Интернет - там много бесплатных игровых сайтов онлайн.

Как отучить ребенка от компьютера

1. Почему он все время у компьютера? Ответ прост: ему там хорошо. Виртуальная жизнь освобождает его от бремени ответственности за свое поведение, никто не читает нотаций, а игры снимают стресс. Друзей тоже проще заводить в интернете, особенно, если в реальной жизни отношения со сверстниками не клеятся.

2. Не запрещайте подростку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

3. Станьте другом вашего ребенка, не отмахивайтесь от его проблем. Пусть он рассказывает вам, а не виртуальным собеседникам о том, что происходит в его жизни. Возможно, в суете повседневных забот вы сильно отдалились, пока не поздно, стоит наверстать упущенное.

4. Вызовите подростка на откровенный разговор. Скажите, что волнуетесь за его здоровье, что постоянное бдение за компьютером все равно не спасает от тягот реальной жизни, как бы ему этого не хотелось. Дайте ему понять, что считаете его вполне взрослым человеком, которому никто ничего не собирается запрещать, но ведь есть столько разных способов проживать жизнь интересно.

5. Проводите больше времени вместе. Покажите ребенку, что вокруг существует огромный мир, который ждет, когда он его освоит. В выходные вытаскивайте его за город, на природу. Замечательно, если есть возможность выбраться в турпоход, сходить на концерт.

6. Подарите подростку абонемент в фитнес-клуб. Не настаивайте на том, чтобы он непременно посещал все занятия. Но все же, раз деньги уплачены, может быть, он сходит хотя бы на пробные тренировки? Не требуйте, чтобы спорт полностью вытеснил из его жизни виртуальную составляющую, объясните, что просто хотите видеть его здоровым и сильным.

7. Если ребенок проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на ваши замечания, обратитесь за помощью к психологу. Возможно, речь идет о серьезной зависимости, которую не снимешь уговорами. Вместе со специалистом вы преодолеете этот непростой период в жизни подростка.

Видео-материалы по теме статьи

Как происходит разрушение психики у ребенка:

Интересное видео о детской психике:

Как оттащить ребенка от компьютера:

Советует доктор Комаровский: