Один рассказ е чарушина называется яшка. Вот так птица попугай! Чарушин Е

− Назовите героев рассказа. (Герои: девочка, поросенок и автор.)

− Какими словами начинается рассказ? («Однажды я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросенка говорить».)

− От чьего имени идет повествование? (Повествование идет от лица автора.)

− Какой вы её себе представляете? (Ответы детей.)

− Как девочка обращалась к поросенку? (Она говорила ему: «Поросеночек, скажи, пожалуйста».)

− Объясните, почему она так говорит. (Девочка очень любила поросёнка. Она была доброй и вежливой.)

− Какие слова девочка просила сказать поросенка? («Мама, папа, дерево, цветочек, здравствуйте, до свидания, хрю-хрю».)

− Что отвечал поросенок девочке на её вопросы? (Он отвечал ей: «Хрю-хрю».)

− Что ответил поросенок? (Ответил: «Хрю-хрю».)

− Как отреагировала девочка на его ответ? (Она очень обрадовалась.)

− Что сказала при этом? (Девочка сказала: «Ну вот, наконец-то! научился!»)

− Как вы думаете, научился ли поросенок говорить? (Нет, поросенок говорить не научился.)

Чтение рассказа по ролям. Пересказ в парах.



Чтение отрывка из сказки С. Маршака «Усатый-полосатый».

Жила-была девочка.

Как ее звали?

Кто звал,

Тот и знал.

А вы не знаете,

Сколько ей было лет?

Сколько зим,

Столько лет, –

Сорока еще нет.

А всего четыре года.

И был у нее… Кто у нее был?

Весь полосатый.

Кто это такой? Котёнок…

…………………………….

Стала девочка учить котенка говорить:

– Котик, скажи: мя-чик.

А он говорит: мяу!

– скажи: ло-шадь.

А он горит: мяу!

– Скажи: э-лек-три-че-ство,

А он говорит: мяу-мяу!

Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котёнок!

Стала девочка котенка кормить.

Принесла овсяной кашки –

Отказался он от чашки.

Принесла ему редиски –

Отвернулся он от миски.

Принесла кусочек сала.

Говорит котенок: – Мало!

Вот какой глупый котёнок!

С. Маршак

− Кто такой этот загадочный «усатый-полосатый»? Что вы узнали о девочке из стихотворения «Усатый-полосатый»? (Только то, что ей 4 года.)

− Каким словам она хотела научить котенка? (Мячик, лошадь, электричество.)

− Чего не учла девочка, обучая котенка? (Она не учла повадки котенка. Он спит не на постельке, а на стуле, любит не редиску, а сметанку, умывается не водой, а лапкой, не говорит, а мяукает.)

– Чем похожи два произведения?

IV. Итог урока.

– О чем не знала девочка из рассказа Л. Пантелеева? Чему научил ее автор? (Не требовать от других больше, чем они могут сделать.)

– «Выше головы не прыгнешь» – объясните эту поговорку.

Урок 15
Е. ЧАРУШИН «ЯШКА».
А. КУШНЕР «ЧТО Я УЗНАЛ!»

Цели: расширить читательский кругозор, познакомить с Е. Чарушиным – писателем и художником; с помощью стихотворения А. Кушнера познакомить с жанрами изобразительного искусства: «портрет», «натюрморт», «пейзаж».

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина):

Небылицы

Я купил на птичьем рынке

Говорящего кота,

Но не знал еще, что будет

С ним сплошная маета.

Убежал мой кот из дома

И явился в детский сад.

Пел он песню «Чунга-чанга»

Тридцать три часа подряд.

II. Объявление темы урока.

− Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать? Каких птиц?

− Сегодня мы узнаем, как можно научить говорить птицу, но не попугая. Е. Чарушин написал об этом в рассказе «Яшка».

III. Работа по теме урока.

1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» (учителем или хорошо читающими учениками).

Работа по вопросам учебника.

Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями.

− От чьего имени ведется рассказ? (Рассказ ведется от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.)

− Рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («Удивление», «Неожиданная просьба».)

− Найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (Последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить ее говорить. На иллюстрации мы видим, что автор уже обучает птицу.)

Выборочный пересказ текста.

− Хочется ли вам завести дома птицу и научить ее говорить? Расскажите, как вы справитесь с этим заданием.

− Евгений Иванович Чарушин был не только детским писателем. Он – один из самых любимых детьми художников мира животных. Чарушин был лучшим художником-анималистом.

Учитель обращается к выставке книг, написанных и проиллюстрированных Е. И. Чарушиным.

5. Чтение стихотворения А. Кушнера «Что я видел!».

На доске: детские рисунки, репродукции картин (портреты, пейзажи, натюрморты).

− Рассмотрите картины. Чем они похожи (различаются)?

− Какая картина называется «пейзаж»? Хотите узнать это наверняка? Прочитайте стихотворение А. Кушнера «Что я видел!».

Выборочное чтение стихотворения.

Главная / Библиотека / Чарушин Е. И.

Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных.

Яша

Однажды я пошёл в зоосад. Там я посмотрел всех зверей и всех птиц. Видел слона, павлина, крокодила, разных антилоп.

Но почему-то всех больше мне понравилась простая рыжая кошка. Её звали Маруська. Она забралась в клетку к бобрам и сидела там, будто настоящий дикий зверь. А потом поймала огромную, противную крысу, вышла из клетки и понесла её в зубах мимо всех зверей. Потом эта Маруська встретила служителя зоосада, отдала ему крысу и снова пошла в клетку к бобрам -- ловить крыс.

Я ходил, ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на скамейку. Передо мной была клетка-вольера, в которой жили два больших чёрных ворона -- ворон и ворониха.

Сижу я, отдыхаю, покуриваю. Вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
- Дай Яше горошку!

Я даже сначала испугался и растерялся.
- Чего, -- говорю, -- чего тебе надо?
- Горошку! Горошку! -- закричал снова ворон. -- Дай Яше горошку!

У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку.

Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с нею в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом съел свою половину. Интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать

человеческие слова.

И там же, в зоосаде, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и маленького скворца. Говорить их учат так. Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу -- раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт.

Вот и вся премудрость. Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день ученья, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечьему:
- Дай Яше горошку! Дай Яше горошку! Тут ему горошку и дали:
- Кушай, Яшенька, на здоровье.

Рассказ о птицах для детей. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ о том, что даже ворона можно научить говорить. Не верите? Тогда прочитайте рассказ и всё сразу поймёте.

Евгений Чарушин. Яшка

Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха. Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:

— Дай Яше горошку!

Я даже сначала испугался и растерялся.

— Чего, — говорю, — чего тебе надо?

— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!

У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину.

Какая интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова. И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.

Говорить их учат так.

Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт. Вот и вся премудрость.

Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день учения, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали. — Кушай, Яшенька, на здоровье.

Наверное, очень интересно держать у себя такую говорящую птицу. Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.

Е. ЧАРУШИН «ЯШКА».
А. КУШНЕР «ЧТО Я УЗНАЛ!»

Цели деятельности учителя: способствовать расширению читательского кругозора; создать условия для ознакомления с творчеством писателя и художника Е. Чарушина, жанрами изобразительного искусства: «портрет», «натюрморт», «пейзаж» на основе стихотворения А. Кушнера.

Планируемые результаты образования:

Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать чувства, передавать настроение в стихотворении.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные : общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные : планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Коммуникативные : уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).

Небылицы

Я купил на птичьем рынке

Говорящего кота,

Но не знал ещё, что будет

С ним сплошная маята.

Убежал мой кот из дома

И явился в детский сад.

Пел он песню «Чунга-чанга»

Тридцать три часа подряд.

II. Постановка учебной задачи.

Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать? Каких птиц?

Сегодня мы узнаем, как можно научить говорить птицу, но не попугая. Е. Чарушин написал об этом в рассказе «Яшка».

III. Открытие нового знания.

1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» учителем (или хорошо читающими учениками).

2. Работа по вопросам учебника.

3. Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями.

От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведётся от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.)

Рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («Удивление», «Неожиданная просьба».)

Найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (Последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить её говорить. На иллюстрации автор уже обучает птицу.)

4. Выборочный пересказ текста.

Хочется ли вам завести дома птицу и научить её говорить? Расскажите, как вы справитесь с этим заданием.

Евгений Иванович Чарушин был не только детским писателем. Он – один из самых любимых детьми художников мира животных. Чарушин был лучшим художником-анималистом.

Учитель обращается к выставке книг, написанных и проиллюстрированных Е. И. Чарушиным.

5. Чтение стихотворения А. Кушнера «Что я видел!».

На доске : детские рисунки, репродукции картин (портреты, пейзажи, натюрморты).

Рассмотрите картины. Чем они похожи (различаются)?

Какая картина называется «пейзаж»? Хотите узнать это наверняка? Прочитайте стихотворение А. Кушнера «Что я видел!».

Выборочное чтение стихотворения.

6. Работа по вопросам учебника.

Соотнесение рисунков, репродукций картин на доске с названиями жанров изобразительного искусства.

Ученики прикрепляют таблички со словами «портрет», «натюрморт», «пейзаж» рядом с соответствующей иллюстрацией.

IV. Рефлексия деятельности.

Какие научные знания вы получили на уроке?

Кто помог вам узнать жанры изобразительного искусства?

Кто рассказал, как научить птицу говорить?

Какие ещё открытия вы сделали на уроке?

Интересные истории Евгения Чарушина о животных, о птицах. Рассказы об умном вороне, о волчёнке, о преданном бульдоге.

Рассказы для внеклассного чтения в 1-4 классах.

Евгений Чарушин. Волчишко

Жил в лесу волчишко с матерью.

Вот как-то раз ушла мать на охоту.

А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.

Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел — испугался: человек сидит, на него смотрит.

В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит.

Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно, да не влезть — лежит пустой мешок на полу, как тряпка.

А кот пыжился, пыжился да как зашипит! Прыгнул на стол, блюдце свалил. Разбилось блюдце.

Пёс залаял.

Человек закричал громко: «Ха! Ха! Ха! Ха!»

Забился волчишко под кресло и там стал жить-дрожать.

Кресло посреди комнаты стоит.

Кот со спинки кресла вниз посматривает.

Пёс вокруг кресла бегает.

Человек в кресле сидит — дымит.

А волчишко еле жив под креслом.

Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот зажмурился.

Коты — они не спят, а только дремлют.

Вылез волчишко осмотреться.

Походил, походил, понюхал, а потом сел и завыл.

Пёс залаял.

Кот на стол прыгнул.

Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал. А волчишко опять под кресло залез. Стал тихонечко там жить.

Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.

Вылез из-под кресла волчишко, подполз к двери, а дверь- то открыта!

Из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в поле.

А за полем стоит лес.

А в лесу мать-волчиха.

А теперь волчишко вот каким стал волком.

Евгений Чарушин. Яшка

Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха. Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:

— Дай Яше горошку!

Я даже сначала испугался и растерялся.

— Чего, — говорю, — чего тебе надо?

— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!

У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину.

Какая интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова. И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.

Говорить их учат так.

Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт. Вот и вся премудрость.

Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день учения, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали. — Кушай, Яшенька, на здоровье.

Наверное, очень интересно держать у себя такую говорящую птицу. Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.

Евгений Чарушин. Верный трой

Сговорились мы с приятелем побегать на лыжах. Зашёл я за ним утром. Он в большом доме живёт — на улице Пестеля.

Вошёл я во двор. А он увидел меня из окна и машет рукой с четвёртого этажа.

— Жди, мол, сейчас выйду.

Вот я и жду на дворе, у двери. Вдруг сверху кто-то как загремит по лестнице.

Стук! Гром! Тра-та-та-та-та-та-та-та-та-та! Деревянное что-то стучит-трещит по ступенькам, как трещотка какая.

«Неужели, — думаю, — это приятель мой с лыжами да с палками свалился, ступеньки пересчитывает?»

Я поближе к двери подошёл. Что же там по лестнице катится? Жду.

И вот смотрю: выезжает из дверей пятнистая собака — бульдог. Бульдог на колёсиках.

Туловище у него прибинтовано к игрушечному автомобильчику — грузовичок такой, «газик».

А передними лапами бульдог по земле ступает — бежит и сам себя катит.

Морда курносая, морщинистая. Лапы толстые, широко расставленные. Выехал он из дверей, посмотрел сердито по сторонам. А тут рыжая кошка двор переходила. Как бросится за кошкой бульдог — только колёса подпрыгивают на камнях да ледяшках. Загнал кошку в подвальное окно, а сам ездит по двору — углы обнюхивает.

Тут я вытащил карандаш и записную книжку, уселся на ступеньке и давай его рисовать.

Вышел мой приятель с лыжами, увидел, что я собаку рисую, и говорит:

— Рисуй его, рисуй, — это не простой пёс. Он из-за храбрости своей калекой стал.

— Как так? — спрашиваю.

Погладил мой приятель бульдога по складкам на загривке, конфету ему в зубы дал и говорит мне:

— Пойдём, я тебе по дороге всю историю расскажу. Замечательная история, ты прямо и не поверишь.

— Так вот, — сказал приятель, когда мы вышли за ворота, — слушай.

Зовут его Трой. По-нашему это значит — верный.

И правильно его так назвали.

Ушли мы как-то раз все на службу. У нас в квартире все служат: один учителем в школе, другой на почте телеграфистом, жёны тоже служат, а дети учатся. Ну вот, ушли мы все, а Трой один остался — квартиру сторожить.

Выследил какой-то вор-ворище, что пустая у нас осталась квартира, вывернул замок из двери и давай у нас хозяйничать.

У него с собой мешок был громадный. Хватает он всё, что попало, и суёт в мешок, хватает и суёт. Ружьё моё в мешок попало, сапоги новые, учительские часы, бинокль Цейса, валенки ребячьи.

Штук шесть пиджаков, да френчей, да курток всяких он на себя натянул: в мешке уже места, видно, не было.

А Трой лежит у печки, молчит — вор его не видит.

Такая уж у Троя привычка: впустить он кого угодно впустит, а вот выпустить — так нет.

Ну вот, обобрал вор всех нас дочиста. Самое дорогое, самое лучшее взял. Уходить ему пора. Сунулся он к двери...

А в дверях Трой стоит.

Стоит и молчит.

А морда у Троя — видал какая?

А груд ища-то!

Стоит Трой, насупился, глаза кровью налились, и клык изо рта торчит.

Вор так и прирос к полу. Попробуй уйди!

А Трой ощерился, избочился и боком стал наступать.

Тихонько подступает. Он всегда так врага запугивает — собаку ли, человека ли.

Ворюга, видно, от страха, совсем обалдел, метаться на

чал без толку, а Трой на спину ему прыгнул и все шесть пиджаков на нём разом прокусил.

Ты знаешь, как бульдоги мёртвой хваткой хватают?

Глаза закроют, челюсти захлопнут, как на замок, да так и не разожмут зубов, хоть убей их тут.

Мечется вор, об стены спиной трётся. Цветы в горшках, вазочки, книги с полок сбрасывает. Ничего не помогает. Висит на нём Трой, как гиря какая.

Ну, догадался наконец вор, вывернулся он как-то из своих шести пиджаков и весь этот куль вместе с бульдогом раз за окно!

Это с четвёртого-то этажа!

Полетел бульдог головой вниз во двор.

Жижа в стороны брызнула, картошка гнилая, головы селёдочные, дрянь всякая.

Угодил Трой со всеми нашими пиджаками прямо в помойную яму. До краёв была завалена в этот день наша помойка.

Ведь вот какое счастье! Если бы о камни он брякнулся — все бы косточки переломал и не пикнул бы. Сразу бы ему смерть.

А тут будто кто ему нарочно помойку подставил — всё же помягче падать.

Вынырнул Трой из помойки, выкарабкался — будто целый совсем. И подумай только, успел он ещё вора на лестнице перехватить.

Опять в него вцепился, в ногу на этот раз.

Тут сам вор себя выдал, заорал, завыл.

Сбежались на вой жильцы со всех квартир, и с третьего, и с пятого, и с шестого этажа, со всей чёрной лестницы.

— Собаку держите. О-о-ой! Сам в милицию пойду. Оторвите только чёрта окаянного.

Легко сказать — оторвите.

Два человека тянули бульдога, а он только хвостиком- обрубком помахивал и ещё сильнее челюсти зажимал.

Принесли жильцы из первого этажа кочергу, просунули Трою между зубов. Только таким манером и разжали ему челюсти.

Вышел вор на улицу — бледный, всклокоченный. Трясётся весь, за милиционера держится.

— Ну и собачка, — говорит. — Ну и собачка!

Увели вора в милицию. Там он и рассказал, как дело было.

Прихожу я вечером со службы. Вижу, в дверях замок выворочен. В квартире мешок с добром нашим валяется.

А в уголке, на своём месте, Трой лежит. Весь грязный, вонючий.