Праздник и карнавал в изобразительном искусстве карандашом. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (7класс)

Сколько городов в Бразилии, столько и карнавалов – и ни один не похож на другой. В Рио он давно уже перестал быть просто феерическим праздником и превратился в своего рода чемпионат по веселью. Участвуют в нем школы самбы, представляющие разные районы города. Жюри определяет, у какой наряд самый красочный, а танец самый зажигательный. Победители не получают ничего. Зато почетом их окружают таким, какого не купишь ни за какие деньги.

Конец февраля в католических странах - пора карнавала… Самыми известными и красочными карнавалами в мире считаются венецианский и бразильский. Но если в Венеции главная примета такого праздника - маска, уравнивающая между собой людей разных званий и сословий, то участников бразильской феерии объединяет безудержное, не оставляющее места условностям веселье. Собственно карнавал - это не что иное, как масленичное гулянье, череда праздничных дней накануне Великого поста. Само это слово происходит от латинского выражения «карне вале» - то есть «прощай, мясо».

Карнавальная традиция берет начало в Средневековье. Тогда в праздниках такого рода участвовали целые ремесленные цеха. Сапожники, оружейники, золотых дел мастера на несколько дней превращались в детей, словно задавшихся целью перещеголять друг друга в умении дурачиться. Карнавал в современной Бразилии - это тоже своего рода соревнование: здесь состязаются школы национального танца самбы, объединяющие жителей одного района или небольшого города.

Участники школы «Аллегриа да Зона Сул» - ее название переводится как «Радость южной зоны», то есть самого престижного квартала Рио-де-Жанейро, допустили меня в святая святых - место, где они репетируют и готовят к карнавалу реквизит. В заброшенном ангаре, который подарил школе муниципалитет, ее участники своими руками создают фантастические, украшенные целыми скульптурными композициями движущиеся платформы - непременный атрибут карнавального шествия. Скульптуры столь велики, что в ворота ангара они явно не пройдут. Но решение проблемы уже найдено - когда придет время вывозить платформу, высоту ворот увеличат, благо стены ангара сделаны из тонкого металлического листа.

Оформление платформы и костюмы танцоров у каждой школы самбы свои, причем до самого карнавала все это держится в строжайшем секрете. Главного художника школы называют «карнавалеску». Повозка и наряды «Аллегриа да Зона Сул» сделаны по эскизам карнавалеску Освальду Вис. Он же поставил танцы, подобрал для них музыку… Сюжетную основу своего карнавального шоу школы каждый год меняют. Это может быть историческое событие, подвиг легендарного героя, а то и вообще что-то неожиданное… В этом году участники школы самбы «Аллегриа да Зона Сул» будут танцевать под написанную Доривалом Каином музыку, в костюмах, стилизованных под традиционные наряды жителей штата Баия, откуда композитор родом. Даже гигантские скульптуры нарядят соответствующим образом.

Наряды, в которых предстоит выступать танцорам, шьют здесь же, на антресолях ангара. Они должны сверкать и переливаться - после карнавала с улиц Рио-де-Жанейро убирают несколько тонн осыпавшейся с костюмов мишуры. Карнавальные костюмы - это не реквизит из театральной костюмерной, который долгие годы пылится на вешалках и подновляется к очередному спектаклю. Их скорее можно сравнить со свадебным платьем - шьются индивидуально для каждой девушки и надеваются раз в жизни.

Чтобы достойно выступить на самбодроме, танцорам приходится долго практиковаться… Впрочем, делают они это с неизменным удовольствием. Тем более что главное место репетиций - набережная, протянувшаяся вдоль пляжа Копакабана, самого живописного и самого известного в Рио. На танцорах нет пышных нарядов - ведь они, так сказать, одноразовые и надеваются только в день прохождения по самбодрому… Но самба от этого не становится менее зажигательной. Репетиции проходят по будням, после конца рабочего дня и продолжаются до самой ночи… Помешать им не может ничто, даже дождь, если это, конечно, не тропический ливень. Репетиции начинаются задолго до карнавала - собственно, почти сразу же после окончания предыдущего. И хотя танцевать самбу бразильцы умеют с детства, не ударить в грязь лицом на глазах взыскательной публики девушкам будет нелегко.

Одна из главных особенностей карнавала в Рио-де-Жанейро, отличающая его от карнавалов в других бразильских городах, заключается в том, что в нем праздник и соревнование в какой-то степени разделены. Праздничное шествие, пройдя по улицам, вступает в напоминающее стадион сооружение. Оно называется самбодромом и предназначено специально для соревнований школ самбы - ничего подобного нет нигде, кроме Рио. Трибуны заполнят 70 000 зрителей. А на арену, равную по площади нескольким футбольным полям, выйдут главные герои праздника. Жюри располагается здесь же, на трибуне. Ему задача выбрать лучшую в городе школу. И хотя материальной выгоды победители не получают, престиж состязания столь высок, что состав жюри до последнего момента держится в строжайшем секрете.

Салвадоре - самый африканский город страны, и карнавальная толпа здесь, пожалуй, даже импульсивнее и раскованнее, чем в Рио, хотя там трудно было представить, что такое возможно. Здесь особенно заметно, что пришедший из католической Европы карнавал в Бразилии приобрел много африканских черт. Ведь самба хоть родилась в Бразилии, восходит к ритмам, попавшими в Новый Свет вместе с африканскими невольниками… Стражи порядка приглядывают за разгулявшейся толпой, но без крайней нужды активности не проявляют. Они бы и сами с удовольствием приняли участие в общем веселье, на что поделаешь, если дежурство выпало именно на праздник. Карнавал, кажется, способен и мертвого расшевелить, а уж инвалиды вообще забывают и про свою коляску, и про свои недуги. Большинству участников карнавала дела нет до того, что их снимают. Разве что трансвеститы с удовольствием позируют перед камерой.

«Карнавал - кариока, банда Ипанема!»- это своего рода лозунг карнавала в Рио. Кариока - так называют себя жители города, чтобы их не дай бог не смешали с остальными бразильцами. Каждый кариока стремится показать себя на карнавале во всей красе. Самое экзотичное здесь зрелище - процессия разряженных трансвеститов. Даже в пестрой карнавальной толпе эти любители покрасоваться на публике заметно выделяются - и нарядами, и гримом, и ужимками… Смотрят на них без всякого осуждения. Бразильцы вообще отличаются терпимостью. И в праздники, и в повседневной жизни они руководствуются принципом «Живи сам и не мешай жить другим». То что у тех же американцев, вызвало бы бурное возмущение, у бразильца вызовет разве что улыбку. Здесь никого не волнует кто ты. Сходи с ума как тебе нравиться - только помни, что вокруг тебя тоже люди.

Все три дня карнавала гулянье продолжается круглые сутки. Но далеко за полночь часть народа все-таки расходится по домам, и тут наконец уборщики получают возможность смести с улиц мусор. Вообще-то в праздники они работают в три смены двадцать четыре часа в сутки - иначе по городу просто нельзя было бы ходить. Но в разгар гулянья в толпу с метлой не больно сунешься. Что и неплохо - в ожидании, когда народу поубавиться, можно принять участие в общем веселье: выпить, потанцевать… Но все когда-нибудь заканчивается. В том числе и главное ежегодное событие в жизни страны. Как поется в бразильской песне, многие здесь до старости живут только карнавалом, с нетерпением считая дни до его начала. А когда приходит пора умирать, жалеют не об упущенных возможностях, а о пропущенных карнавалах

Цели урока : формирование умения передавать настроение праздника средствами изобразительного искусства.

Задачи: Обучающая - формировать навыки сознательного применения средств изобразительного искусства в технике «коллажа».

Развивающая - способствовать развитию мыслительных процессов учащихся

Воспитывающая - воспитывать художественный вкус, ознакомление с произведениями мастеров искусства, раскрывающими в своих произведениях тему праздника.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация "Венецианский карнавал" и "Праздник в творчестве мастеров искусства".

Творческое задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника, карнавала (работа по группам).

Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, гелевые ручки.

Музыкальный ряд: песня Игоря Саруханова “Маскарад”, Роберт Шуман «Эвсебий»,

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, смена видов деятельности.

Ход урока:

Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку

2.Беседа «Как передать настроение праздника?».

Учитель. Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно назвать противоположностью будней?

Ученик. Праздник.

Учитель. Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

Ученик. Украсить место проведения праздника; праздничные костюмы; атрибуты праздника; музыка; продумать действие; создать настроение.

Учитель. Праздник - яркое проявление народного духа, национального характера. ("Толковый словарь русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова).

Какие ассоциации вызывает у нас само это слово -«праздник»? А если не просто праздник, а карнавал?

Ученик. Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Суета. Яркие краски. Нарядные люди. Маски.

Кто из вас не мечтал побывать на настоящем карнавале - шумном, весёлом празднике, облачившись в яркий костюм и скрыв своё лицо под причудливой маской?

Учитель. Вывешивает на доске таблички с надписями: «Веселье», «Шум», «Музыка», «Движение».

Карнавалы - любимые праздники многих народов. Может быть, по-этому слово «карнавал» на всех языках звучит одинаково? Произошло оно от латинского слова « carrus navalis», что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий.

Но существует и другое мнение. Некоторые, например, считают, что оно восходит к такому странному словосочетанию, как «carne vale», то есть «прощай, мясо!» и связано со временем наступающего Великого Поста в странах Западной Европы.

Происхождение карнавалов в странах Западной Европы чаще всего связывают со средними веками, так как именно в то время они получили необычайно шумное и яркое выражение. В эпоху Возрождения карнавал превратился в настоящее роскошное торжество, во время которого замирала вся деловая жизнь города. Жители высыпали на улицы и веселились круглые сутки. Всюду разъезжали красивые повозки с ряжеными, которые изображали времена года, героев античной мифологии, купцов, торговцев и дикарей. Были здесь и шуты, заигрывающие с прохожими.

Родиной карнавала по праву считается Италия.

Главным героем итальянских карнавалов становился «король», чинно восседающий на повозке. Особенно прославились венецианские карнавалы, первое упоминание о которых относится к концу XI века. Но наибольшего расцвета они достигли в XVI веке, с тех пор венецианские карнавалы - неотъемлемый народный праздник жителей этого города. «Весь мир устремляется в Венецию, чтобы созерцать всё неистовство и безумие карнавала», - писал один англичанин ещё в 1640 году.

Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь - связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты». По всему городу устраивают весёлые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски венецианского карнавала - это настоящие произведения искусства. Идёт показ презентации «Венецианский карнавал».

А кто знает, какому русскому празднику соответствует карнавал? Какой праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю?

Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, переодеванием

Масленица была предшественницей маскарада.

Физминутка

В середине урока, когда учащиеся начинают утомляться, проводится физминутка сидя.

1. Вращение головой влево, вправо, вперед, назад. Повторить 3-4 раза. 2. Закрыть глаза ладонями рук, глаза при этом открыты. Провести глазами линию по углам квадрата в одном и в обратном направлении, поморгать. Начертить глазами змейку, поморгать(под музыку «Маски»).

Практическая

А теперь давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства? (Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета).

Давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства?(Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета).

Посмотрите, какие цвета из предложенных вы выбрали бы для композиции на тему праздника.

(Ученики показывают выбранные ими образцы бумаги).

И какие же это цвета?

Учитель: А как они выглядят рядом друг с другом? Можно ли сказать, что это цвета близкие, похожие?

Нет. Цвета контрастные.

Учитель: Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

На доске выставляются таблички: "Цвет", "яркие цвета", "контраст". Затем выстраиваются в ряд силуэты из цветной бумаги.

Такая композиция передает ощущение праздника? Нет? Почему?

Силуэты просто выстроены в один ряд. Такая композиция статична, она не передает движения.

Учитель: Давайте попробуем передать ощущение движения, праздничной суеты.

Ученики на доске составляют из готовых цветовых пятен и силуэтов композицию, передающую праздничное настроение.

Учитель: Получилась композиция, передающая движение? Какие средства выразительности мы использовали для этого?

Ученики с помощью учителя перечисляют средства выразительности, а учитель выставляет на доске таблички: "КОМПОЗИЦИЯ", "динамика", "ритм", " акценты", "пластика".

Учитель предлагает ученикам вырезанные из бумаги маски, силуэты музыкальных инструментов, элементы украшения и так далее.

Ученики отбирают из предложенных атрибутов соответствующие теме.

Учитель. Почему выбраны именно эти предметы? Ученики обосновывают свой выбор.

Учитель. Итак, выбраны предметы, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом. На доску помещается табличка: ОТБОР ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Учитель. Вот мы и нашли средства, с помощью которых можем создать праздничную композицию. Давайте посмотрим, как использовали эти средства выразительности мастера искусства, как они передавали атмосферу праздника в своих произведениях.

Показ презентации «Праздник в творчестве мастеров искусства». В презентации используются репродукции произведений Ф. Малявина, Б. Кустодиева, К. Сомова, А. Ватто, О. Ренуара и другие.

III. Практическая работа. Создание коллажа «Карнавал». Учитель. Попробуем создать композицию «Карнавал» в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили. Ученики создают коллаж «Карнавал», работая группами по 3-4 человека.

IV. Итог урока. Проводится просмотр работ

Рефлексия Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка . Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Тема:

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Урок изобразительного искусства для 7 класса

Цель урока:

формирование умения передавать настроение праздника средствами изобразительного искусства

Задачи урока:

  • формирование навыков сознательного применения средств изобразительного искусства в связи с поставленной задачей
  • формирование навыков работы в технике коллажа
  • ознакомление с произведениями мастеров искусства, раскрывающими тему праздника

Зрительный ряд: презентация «Венецианский карнавал», презентация «Праздник в творчестве мастеров искусства»

Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника, карнавала (работа по группам)

Материалы:

цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, гелевые ручки

Ход урока

Учитель.

Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней. А что можно назвать противоположностью будней?

Ученики.

Праздник.

Учитель.

Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

Ученики.

Украсить место проведения праздника. Праздничные костюмы. Атрибуты праздника. Музыка. Продумать действие. Создать настроение .

Учитель.

Какие ассоциации вызывает у нас само это слово «праздник»? А если это не просто праздник, а карнавал?

Ученики.

Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Суета. Яркие краски. Нарядные люди. Маски

Учитель выстраивает на доске таблички с надписями «Веселье», «Шум», «Музыка», «Движение» и т.д.

Учитель.

Есть разные версии происхождения самого слова «карнавал». Я познакомлю вас с одной из них.

В Древней Греции проходили шумные и веселые праздники в честь бога Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. Во время шествий впереди находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называют «carrus navalis» т.е. «морская колесница». На нем, как правило, располагалась костюмированная группа.

А кто знает, какому русскому празднику соответствует карнавал? Какой праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю?

Ученики.

Масленица

Учитель.

А какие знаменитые карнавалы вам известны? Где они проходят?

Ученики.

Венецианский, бразильский

Учитель.

Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый знаменитый во всем мире, начиная со средних веков и до нынешнего времени.

Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты».

По всему городу устраивают веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски венецианского карнавала – это настоящие произведения искусства.

Идет показ презентации «Венецианский карнавал».

А теперь давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства?

Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета.

Посмотрите, какие цвета из предложенных вы бы выбрали для композиции на тему праздника.

Ученики выстраивают на доске выбранные ими образцы бумаги.

И какие же это цвета?

Ученики.

Яркие

Учитель.

А как они выглядят рядом друг с другом? Можно ли сказать, что это цвета близкие, похожие?

Ученики.

Нет. Цвета контрастные.

Учитель.

Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

На доске выстраиваются таблички:

ЦВЕТ яркие цвета

Контраст

Теперь на доске выстраиваются в ряд силуэты из цветной бумаги.

Посмотрите, такая композиция передает ощущение праздника? Нет? А почему?

Ученики.

Силуэты просто выстроены в один ряд. Такая композиция статична, она не передает движения.

Учитель.

Так давайте попробуем передать ощущение движения, праздничной суеты.

Ученики на доске составляют из готовых цветовых пятен, силуэтов композицию, передающую праздничное настроение.

А теперь получилась композиция, передающая движение? Какие средства выразительности мы использовали для этого?

Ученики с помощью учителя перечисляют средства выразительности, а учитель выстраивает на доске таблички:

КОМПОЗИЦИЯ динамика

Ритм

Акценты

Пластика

А что еще можно добавить в нашу композицию, чтобы показать, что это карнавал?

Учитель предлагает ученикам вырезанные из бумаги маски, силуэты музыкальных инструментов, элементы украшения и т.д. Ученики отбирают из предложенных атрибутов соответствующие теме.

Почему выбраны именно эти предметы?

Ученики обосновывают свой выбор.

Итак, выбраны предметы, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом.

На доску помещается табличка:

ОТБОР ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Вот мы и нашли средства, с помощью которых можем создать праздничную композицию.

Давайте посмотрим, как использовали эти средства выразительности мастера искусства, как они передавали атмосферу праздника в своих произведениях.

Идет показ презентации «Праздник в творчестве мастеров искусства». В презентации используются репродукции произведений Ф. Малявина, Б. Кустодиева,

К. Сомова, А. Ватто, О. Ренуара и др.

А теперь давайте попробуем создать композицию «Карнавал» в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили.

Ученики создают коллаж «Карнавал», работая группами по 3-4 человека. В конце урока проводится просмотр и обсуждение работ.


Презентацию можно использовать на уроке ИЗО в 7 классе. В работе рассказано о происхождении карнавала, о веницианском празднике, который превратился в настоящее роскошное торжество, во время которого замирает вся деловая жизнь города.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Праздник и карнавал (урок 2) Цель урока: познакомиться с карнавалами народов мира План урока: Беседа «Карнавал» Закрепление изученного материала. Объяснение творческого задания Выполнение задания. Выставка работ и обсуждение. Информация о домашнем задании. Итог урока 04/21/17 03:47

Ах, карнавал! Удивительный мир… Кто из вас не мечтал побывать на настоящем карнавале - шумном, весёлом празднике, облачившись в яркий костюм и скрыв своё лицо под причудливой маской?! Давайте посмотрим это замечательное зрелище. Франция

Карнавалы - любимые праздники многих народов. Может быть, по­этому слово «карнавал» на всех языках звучит одинаково? Произошло оно от латинского слова « carrus navalis », что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий.

Но существует и другое мнение. Некоторые, например, считают, что оно восходит к такому странному словосочетанию, как « carne vale », то есть « прощай, мясо! » и связано со временем наступающего Великого Поста в странах Западной Европы. Германия Бельгия. Бинш

Происхождение карнавалов в странах Западной Европы чаще всего связывают со средними веками, так как именно в то время они получили необычайно шумное и яркое выражение.

В эпоху Возрождения карнавал превратился в настоящее роскошное торжество, во время которого замирала вся деловая жизнь города. Жители высыпали на улицы и веселились круглые сутки. Всюду разъезжали красивые повозки с ряжеными, которые изображали времена года, героев античной мифологии, купцов, торговцев и дикарей. Были здесь и шуты, заигрывающие с прохожими. Кёльнский карнавал

Родиной карнавала по праву считается Италия. Главным героем итальянских карнавалов становился «король», чинно восседающий на повозке.

заносчивый врун и трус Капитан, простодушные Влюблённые, глупый и скупой купец Панталоне, плут и весельчак Бригелла, кокетливая Коломбина, неуемный Пульчинелла и многие другие. Короля окружали популярные в народе персонажи - герои итальянской комедии масок дель арте: любимец публики Арлекин,

Особенно прославились венецианские карнавалы, первое упоминание о которых относится к концу XI века. Но наибольшего расцвета они достигли в XVI веке, с тех пор венецианские карнавалы - неотъемлемый народный праздник жителей этого города. «Весь мир устремляется в Венецию, чтобы созерцать всё неистовство и безумие карнавала», - писал один англичанин ещё в 1640 году.

И сейчас в Венеции происходят настоящие чудеса. Набережная лагуны, как в зеркале, отражает всё многоцветие и пышность венецианского карнавала. Множество туристов съезжается сюда в последние дни февраля, чтобы посмотреть и принять участие в этом удивительном зрелище.

Здесь неожиданно можно встретить солидного сеньора Казанову, прогуливающегося с изящной тросточкой и старинным моноклем. Можно побеседовать и прогуляться под руку с грустным и задумчивым Пьеро.

Сколько здесь необычных, экстравагантных и экзотичных костюмов, масок, за которыми очень трудно угадать истинное лицо!

Раньше традиционной одеждой участников карнавала были лишь шёлковая накидка с капюшоном и чёрная маска. Сегодня костюмы шьют из самых дорогих тканей: шёлка, атласа, гипюра и бархата. Они украшаются золотым и серебряным шитьём, бисером и кружевами.

У вас нет костюма - не огорчайтесь! Вам достаточно заглянуть на карнавальный рынок, и здесь за ширмами в окружении многочисленных зеркал вам предложат примерить самые разнообразные костюмы и атрибуты к ним: от шляпы в виде дракона до облачения морского разбойника-пирата. А уличный художник запросто предложит вам нарисовать на щеке яркий цветок или пёструю бабочку.

С наступлением сумерек начинается главное карнавальное шествие. Герои в костюмах спускаются с ярко освещенных лестниц и торжественно замирают в картинных позах.

Сотни людей в неописуемых нарядах и загадочных масках проходят по набережным Венеции и собираются на площади Сан-Марко, где смешиваются с толпой зрителей и туристов.

Все участвуют в играх, розыгрышах, поют и танцуют под гремящие звуки взрывающихся петард, ослепительных фейерверков, под торжественный звон колоколов венецианских церквей и монастырей. Поистине необыкновенное, удивительное зрелище, которое всё-таки лучше увидеть собственными глазами!


Урок 6 класс
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
(тема праздника в бытовом жанре)
Цели: рассказать учащимся о сюжете праздника в бытовом жанре; привести конкретные примеры произведений искусства; развивать творческие способности учеников.
Материалы: репродукции картин известных художников (В.Е.Маковский «Молебен на Пасху», С.Л.Кожин «Иван Купала. Гадание на венках», Б.М.Кустодиев «Масленица»); гуашь, акварель, кисти, бумага. Использование ЭОР «Русские народные праздники обряды и обычаи», ООО «Юрфорт», 2003-2005.

Ход уроков
I.Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
II.Слово учителя
Всем известно, что праздник – наиболее верно проявление народного духа и самосознания. В былые времена люди так же, как и сейчас много работали, но и отдыхали. Благодаря великим художникам мы можем узнать не только о буднях прошлых столетий, но и о праздничных днях. Праздник в прошлых веках – это игра, танцы, песни.
Праздник – это в первую очередь яркое действо. Не зря в разные времена у каждого народа были свои праздничные костюмы, обычаи и традиции. Это и есть лучшее проявление национального самосознания. На Руси одним из любимых праздников была Масленица. С историей этого торжества мы знакомились с вами на уроках в 5 классе.
- Скажите, при помощи чего наиболее точно художник может передать настроение праздника? (При помощи красок.)
Художник использует, как правило, контрастные цвета для передачи живой атмосферы. Посмотрите на первую представленную вам картину Б.Кустодиева «Масленица».

Художник изображает русский народный праздник – множество веселого люда, лошадей, саней создаёт ощущение настоящего праздника, народного отдыха.
Однако уже следующая картина создаёт совсем иное впечатление. Произведение художника С.Кожина «Ивана Купала. Гадание на венках» олицетворяет собой спокойствие, тихий отдых девушек.

В которой отражены исконные русские традиции, человеческая вера в Бога, почитание высшей силы. В изображении такого праздника есть веяния покоя, глубокой веры русского народа.
III.Творческое задание
Изобразите (сначала при помощи карандаша) русский праздник – день Ивана Купала. Старайтесь наиболее детально отобразить людей, их наряды, атмосферу. В конце придайте своей работе цвет.
IV.Подведение итогов уроков
(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
Во все времена люди любили отдыхать и делали это с душой. Я надеюсь, что и в наш век старые добрые традиции проводить праздники вместе не забудутся.


Приложенные файлы