Учат ребенка игры. Приучаем карапуза к самостоятельным играм

Значимость игры в жизни ребенка переоценить невозможно. Именно через игру малыш получает большую часть информации, важной для дальнейшей жизни.

Но большинство родителей даже понятия не имеют, что игра представляет собой очень сложный вид деятельности, которому тоже необходимо обучать.

Что представляет собой игра ребенка в раннем возрасте

Самые первые проявления игры родители могут заметить у своей крохи уже к двум годам. Но это игрой еще не назовешь. Малыш начинает заменять один предмет на другой (например, кубик может для него превратиться в булочку для игрушечного щенка, а песок заменит кашу в кукольной тарелке). Вся игра сводится к выполнению какого-нибудь одного действия: варит, кормит, укладывает и т.п.

Что требуется от родителей на этом этапе?

Взрослые должны поддерживать интерес малыша к играм других детей

Ребятишки в этом возрасте вместе играть еще не умеют, они просто сидят рядышком, при этом каждый играет своей игрушкой, что абсолютно нормально для этого возраста. Но родители уже в этот период не должны сидеть сложа руки. Задача взрослых - формировать и поддерживать интерес своей крохи к играм других детей. Подведите малыша к играющему ребенку, расскажите о том, что он играет и мешать не стоит, но можно помочь (например, дать свою игрушку на время). Так у малыша будет появляться опыт, который пригодится в более сложных играх.

Не настаивать на соблюдении малышом последовательности действий

Когда ребенок этого возраста играет, то его действия разрознены. О последовательности тоже еще не идет речи. Сначала он может накормить куклу «мороженым», а уж потом будут «котлеты». Да для малыша это и не имеет никакого значения. Взрослые не должны требовать от ребенка последовательности в выполнении действий. Ему эта задача еще не под силу. Что касается родителей, то им следует показывать, как выполняются отдельные действия. Дальше малыш будет справляться сам.

Не волноваться, если ребенок много играет

У некоторых родителей поводом для волнения является то обстоятельство, что малыш слишком много играет и живет в нереальном мире, который придумал сам. Всем понятны страхи этих родителей. Их беспокоит будущее. Но раньше времени не стоит бить тревогу. Присмотритесь внимательнее к игре своего малыша, и поймете, что он логичен и не уходит от действительности. Если сомневаетесь, то можно проверить. Положите два кубика: один большего размера, а другой поменьше. Предложите малышу выбрать, какой кубик будет заменять маму, а какой - ребенка. Он сделает правильный выбор: большой - мама, маленький - ребенок. Как видите, всё полностью соответствует реальности.

Родителям стоит задуматься только в тех случаях, когда:

  • ребенок очень увлечен однообразной игрой;
  • действует алогично и не руководствуется окружающими впечатлениями (вспомните пример с кубиками).

Какие изменения происходят в игре ребенка в возрасте 3-4 лет

Малыш этого возраста переходит на следующую ступень развития игры. Теперь ему становятся интересны взаимоотношения между людьми. На первый план выходит общение. Парикмахер не только стрижет клиента, но и разговаривает с ним, обсуждает прическу; продавец не только продает товар, но и помогает его выбрать (иначе говоря, вступают в отношения).

Появление ролевой игры

Это уже начало ролевой игры. Помощь взрослого тут, безусловно, будет необходима. Теперь малышу уже важно не просто выполнить какое-то действие, а сыграть целую роль. Здесь и нужна помощь взрослого.

Внимательно наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если цепочка действий будет нарушена. Ребенок теперь должен четко придерживаться необходимой последовательности: сначала приготовил, а только потом покормил, но не наоборот. Взрослые должны быть внимательны и подсказывать малышу правильный ход событий.

Развивается сюжетная игра

Если есть роль, то должен быть и сюжет. Так появляются сюжетные игры. Безусловно, первыми будут самые простые сюжеты. Это быт: прогулки, кормление, купание, одевание и т.п. По мере взросления усложняется и содержание игры. Теперь дети увлеченно играют в больницу, стройку, детский сад. К этому присоединяются игры с общественно-политическим содержанием: война, космос.

Развитию сюжета должны помогать родители. Это не составит большого труда. Вашей задачей будет наблюдение: как играет, во что играет, как дело обстоит с сюжетами.

Если видите, что игра не совсем полноценна, обязательно помогите ребенку. Обсудите особенности той профессии, в которую играет малыш; посмотрите иллюстрации или фильмы на эту тему. Можно посоветовать соединить несколько сюжетов. Например, в такой обширный сюжет, каким является путешествие, могут входить более мелкие: прогулка по городу, посещение фермы, поездка на поезде и т.д. Не стесняйтесь, играйте вместе со своим чадом - и игра будет приносить удовольствие и пользу не только ему.

Обратите внимание еще на один момент: как в игре у ребенка складываются отношения со сверстниками. Если видите, что не всё гладко, то найдите причину и поиграйте с ним дома. Возможно, потребуется объяснить, как правильно выбрать сюжет и распределить роли; не лишним будет рассказать о правилах поведения и т.д. Это всё очень индивидуально. Взрослому человеку несложно найти ошибку, которая мешает ребенку играть в коллективе.

Какие игры характерны для детей в возрасте 5-6 лет

Следующая ступень в развитии игры - игра с правилами. Это прятки, салочки, выбивной и т.п. Игры такого уровня готовят ребенка к школе. Те требования, которые следует выполнять во время игры, настраивают будущего школьника на учебную деятельность. Подумайте сами: умение правильно оценивать свои действия, выдержка, самоконтроль, умение подчиняться правилам - полный набор требований для успешной учебы.

P.S. Уверенно двигайтесь со своим ребенком вперед, но ни в коем случае не подгоняйте его: для очередного этапа развития природа каждому отвела свое время. Пропустив очередную ступеньку, вы лишаете ребенка части знаний, от которых зависит успех его дальнейшего развития.

Краткое содержание: Как научить ребенка играть. В какие игры играть с ребенком двух лет. Игры для детей трех лет. Сюжетные и ролевые игры для детей четырех - шести лет. С какими игрушками в какие игры можно играть.

Начиная с полутора-двух лет можно уже разыгрывать с ребенком - и с девочками, и с мальчиками - различные повседневные ситуации, такие как приготовление еды, обед, приход гостей, укладывание спать и так далее. При этом вы можете не только играть с малышом в куклы и мягкие игрушки, но и показывать ему простейший "кукольный театр", т.е. разыгрывать с обычными игрушками сначала очень простые сюжеты (например, как собачка пришла в гости к зайчику, они здороваются, пьют чай, а затем прощаются), а потом все более сложные. Как правило, маленькие дети с удовольствием смотрят такие "представления", а через некоторое время начинают увлеченно показывать их и сами.

Играя с малышом, обязательно дайте ему побывать в роли мамы или папы, вообще - в роли взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нем. Ведь для эмоционального развития ребенка очень важно, чтобы он умел отождествлять себя не только с тем, кого любят и о ком заботятся, но и с теми, кто заботится о других и помогает им.

Начиная лет с трех лет можно попробовать разыгрывать с малышом еще и сюжеты детских книжек и мультиков, в первую очередь тех, которые ему очень нравятся. Сначала можно воспроизводить в игре лишь те события, которые вызвали наиболее яркий эмоциональный отклик у малыша (например, как волк гонится за зайцем и не может его поймать), и постепенно усложнять игру, добавляя новые ситуации и сюжетные ходы.

К пяти-шести годам нормально развивающийся ребенок уже должен хорошо разыгрывать всевозможные бытовые ситуации и сюжеты любимых книжек и мультиков. Время от времени вы можете играть с ним, предлагая новые сюжеты, а если надо - то целенаправленно проигрывать в игре эмоционально сложные или напрягающие ребенка жизненные ситуации.

"Дочки-матери", "муми-тролли" и "супермены": содержание игр

В кого ребенок играет - тому он и подражает. Поэтому содержание сюжетно-ролевых игр - т.е. то, во что играет ваш сын или дочь, - чрезвычайно важно для его или ее личностного становления. От содержания игр, в которые играют наши дети, во многом зависит, что в жизни будет для них ценным, к чему они будут стремиться, с кем будут себя отождествлять, как будут общаться с другими людьми. Чем богаче и разнообразнее содержание игр, в которые играют наши дети, тем богаче будет их внутренний мир. И напротив, если игры ребенка однообразны, его внутренний мир может остаться неразвитым и примитивным.

Чем определяется содержание ролевых игр?

С одной стороны, содержание игр всегда определяется наиболее яркими впечатлениями ребенка, с другой - тем, куда направляют игру взрослые (родители или воспитатели) Родители могут влиять на содержание игр малыша не только во время совместной игры с ним, но еще и покупая ему те или иные игрушки, читая ему определенные книжки и выбирая фильмы и мультфильмы, которые он смотрит. Здесь мы остановимся на том, какие игрушки стоит покупать.

Вот основные классы современных игрушек, с которыми можно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры:

Куклы и все для них (посуда, бытовая техника, дома, мебель и так далее),

Бытовые предметы (рассчитанные на ребенка, а не на кукол): принадлежности для игры в доктора, посуда, игрушечная еда, телефон, печатная машинка, пылесос);

Всевозможные мягкие игрушки (зверята, человечки, фантастические существа);

Строительные наборы и конструкторы;

Всевозможные машины, машинки и мотоциклы, а также все для них: автодороги, гоночные трассы, многоуровневые гаражи;

Транспорт: поезда и железные дороги; самолеты, вертолеты, ракеты; корабли, парусники, морские порты;

Всевозможное оружие, воины и военные игрушки;

Роботы и многообразные трансформеры;

Монстры и чудовища.

Ограничение любым одним классом игрушек приведет к сужению игрового опыта ребенка, поэтому всегда старайтесь, чтобы игрушки вашего малыша или малышки были разнообразными (это не значит, что у ребенка должны быть игрушки всех классов - к монстрам и чудовищам ребенка лучше вообще не приучать).

Куклы и мягкие игрушки очень нужны не только девочкам, но и мальчикам, ибо игры с куклами и игрушечными зверятами помогают осваивать мир взаимоотношений между людьми и проигрывать первые эмоционально сложные и конфликтные ситуации, с которыми будет сталкиваться ваш маленький сын или дочь. Мягкие игрушки хороши еще и тем, что они успокаивают и дают ощущение комфорта, столь необходимое маленькому ребенку. Если малыш принципиально не хочет играть с мягкими игрушками, это наводит на мысль об определенной патологии, и такого ребенка обязательно надо показать специалисту.

С другой стороны, всевозможные машины, поезда, самолеты и другая техника нужны не только мальчикам, но и девочкам, ибо современный мир насквозь пронизан техникой и девочкам тоже лучше начинать её осваивать "с младых ногтей". Если девочка играет только в куклы, это ведет к сужению ее жизненных интересов, к определенным ограничениям развития.

Увлечение одними только военными игрушками, играми в войну и в вооруженное столкновение или противостояние часто приводит к освоению жизненных моделей вражды, агрессии, соперничества и противоборства. Если ваш сын постоянно просит купить или подарить ему игрушки "военной серии", вам стоит присмотреться, как и во что он играет, и попытаться понять, откуда идет это пристрастие. Быть может, он находится в ситуации соперничества в детском саду, и ему надо самоутверждаться с помощью "военных" игрушек. А может, он смотрит слишком много мультиков, в которых все стреляют и борются друг с другом. В любом случае, важно понять, в чем дело, и постараться расширить мир игры вашего ребенка. Ведь даже если он решит стать профессиональным военным, его жизнь не будет исчерпываться одной лишь военной службой, а всесторонность интересов лучше закладывать уже с детства.

Чрезмерное пристрастие к роботам и техническим игрушкам и пренебрежение куклами и мягкими игрушками часто приводит к беспомощности в мире человеческих взаимоотношений, к узости жизненного мира и отчужденности от других людей. Попробуйте поэтапно расширять мир игры такого ребенка, постеленно включая в его "технические" игры кукольных героев и мягкие игрушки.

Если же ваш сын или дочь уже в дошкольном возрасте обнаруживает большую любовь к различным игрушечным монстрам и чудовищам, это может указывать на определенное эмоциональное неблагополучие, и чем скорее вы обратитесь к специалисту, тем больше у вашего ребенка будет шансов вернуться к нормальному пути развития.

Как важно иметь товарищей по играм

Очень важная задача взрослых заключается в том, чтобы найти ребенку товарищей по играм и научить его играть вместе с другими детьми.

Совместные игры учат ребенка согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями другого человека. Если же малыш всегда играет один (или только со взрослым), он действует в игре так, как ему хочется, и не учится считаться и договариваться с другими. Ребенок, который все время играет один, часто обнаруживает замкнутость, а иногда и черты аутизма - даже в том случае, если он ходит в детский сад, но ни с кем не играет там. И в результате, когда он идет в школу, ему бывает трудно наладить хорошие отношения со сверстниками.

Первоначально партнером по игре должен быть взрослый, например мама, папа или бабушка. Он может предложить новые возможности действия, придумать сюжет игры, он готов услышать и развить то, что предлагает малыш и поддержать его. Вообще, для малыша двух - двух с половиной лет практически идеальный партнер - это заинтересованный взрослый.

Но уже в три-четыре года ребенку лучше всего играть вместе с товарищем - однако при участии взрослого , который в этой ситуации может не только предлагать те или иные возможности действия, но и помогать улаживать неизбежные конфликты и столкновения, предлагать компромиссы, вводить норму уступать по очереди и умерять накал страстей.

Если ребенок много общается с другими малышами, но взрослые практически не вмешиваются в их игры, то он может научиться неплохо вступать в контакт и общаться с другими детьми, но довольно примитивно играть с ними: толкаться, беспорядочно бегать, задираться. Такие дети могут привыкнуть командовать или, наоборот, подчиняться и, став постарше, либо часто ссорятся с другими детьми ("командиры"), либо не умеют отстаивать свои интересы ("подчиненные").

В четыре-пять лет двое-трое хорошо знакомых детей (братья и сестры или часто общающиеся друзья) вполне могут увлеченно играть и без взрослого. Ему стоит подключаться лишь временами - либо для того, чтобы разрешить спор или уладить конфликтную ситуацию, либо для того, чтобы внести в игру свежую струю в виде новых идей или нового поворота сюжета, либо для того, чтобы сыграть какую-то особую роль (например, роль чудовища или пирата, которого дети побеждают).

Ребенку, который не ходит в детский сад, в этом возрасте абсолютно необходим товарищ по играм - иначе он не научится вступать в контакт с другими детьми и строить отношения с ними. На этом этапе взрослый может заменить партнера-ребенка лишь отчасти - и потому, что он общается с ребенком не так, как общался бы сверстник, и просто потому, что у взрослых не хватает времени играть достаточно долго.

В зависимости от возраста и игрового опыта детей участие взрослого может быть различным: он может предлагать сюжет игры и помогать распределить роли, может заражать детей своей увлеченностью и вовлекать их в игру эмоционально, поддерживать и подбадривать тех, кто стесняется или не уверен в себе. И обязательно помогать улаживать все конфликтные ситуации, которые возникают по ходу игры. Чего не стоит делать родителям, так это командовать и в приказном порядке навязывать сюжет игры, роли или ход действий. Это вызовет лишь нежелание играть и отчужденное отношение к вам

Какая мама не мечтает о том, чтобы ребенок как можно дольше играл самостоятельно , а мама в это время могла переделать все свои хозяйственный дела и уделить время себе.

Парадокс ситуации заключается в том, что часто мама сама становится причиной того, что ребенок не хочет играть самостоятельно.

Сегодня хочу поговорить с вами о том, что такое самостоятельная игра и как приучить к ней ребенка.

Игры самостоятельно

Для начала, давайте разберемся с тем, когда вообще ребенок может играть самостоятельно .

Возраст

В первую очередь, хочу обратить ваше внимание на возрастные особенности ребенка. Нет никакого смысла требовать от годовалого ребенка самостоятельной игры в какой бы ни было форме больше, чем 3-5 минут. Это норма и ее можно только принять.

В этом возрасте малышу жизненно необходим контакт с мамой, поэтому он будет требовать вашего внимания и не надо расстраиваться из-за того, что ребенок постоянно виснет у вас на руках.

Что тут важно помнить? Что полноценно играть самостоятельно ребенок сможет только на третьем году жизни. До этого возраста мы можем приучать его играть, развивать интерес, но надеяться на полноценную длительную игру – просто нет смысла.

Сколько же может ребенок играть сам в разном возрасте? Ребенок в возрасте 1 года играть самостоятельно может не более 5 минут. Ребенок от года до двух – 15- 20 минут, с трех лет – ребенок может играть сам от 30 минут и более.

Самочувствие

Очевидно, что ребенок не будет играть сам, если он голодный, хочет спать или недомогает. Поэтому, приучать ребенка играть самостоятельно нужно постепенно и только в благоприятных обстоятельствах , когда все физиологические потребности малыша удовлетворены и он находиться в хорошем расположении духа.

Потребность в маме

Это очень важный момент, на котором хотелось бы подробно остановиться.

Очень часто случается так, что ребенок постоянно виснет на маме и не дает ей буквально шагу ступить. Мама лишается всякой свободы, переживает, жутко расстраивается из-за того, что спокойно ни еду не может приготовить, ни постирать, ни чай попить. Знакомо?

Что здесь важно понимать? Важно понимать причину. Причину такого поведения малыша. А причина здесь не в ребенке, а в маме, которая сама того не понимая загоняет себя в угол.

Дело в том, что ребенку в этой ситуации нужна не самостоятельная игра, а мама! И пока он не удовлетворит свою базовую потребность в общении с мамой — ни о какой самостоятельной игре не может быть и речи!

Что нужно сделать маме? Успокоится, выключить телефон, перестать переживать и думать обо всем, кроме ребенка и как минимум 30 минут безраздельно побыть с ребенком, и только с ребенком.

Важно: с выключенным телефоном, без планшета , без желания побыстрее доиграть и побежать на кухню готовить обед или позвонить подруге. Дети очень тонко чувствуют настроение и внутреннее состояние взрослых, и если мама, грубо говоря, ждет как бы поскорее заняться чем-то другим, то ребенок будет и дальше на ней висеть, будет нервным и плаксивым.

Даю вам гарантию, что после того, как вы поиграете с ребенком, вдоволь наобнимаетесь и натискаетесь – малыш спокойно пойдет играть и заниматься своими делами.

Атмосфера

Очень часто мама сама ограничивает ребенка в игре, не давая ему возможности «развернуться» и выйти за рамки. Если мама постоянно говорит ребенку, что делать, как играть, «трусится» над ним и не дает возможности реализовать его внутренний исследовательский потенциал – не ждите, что малыш вдруг станет самостоятельным и будет играть сам.

Всячески поощряйте его инициативу, хвалите за каждый случай самостоятельной игры, радуйтесь бурности его фантазии и не ограничивайте ход его игр. Пусть играет так, как ему хочется и в той форме, в какой ему хочется.

Одиночество и самостоятельность

Важный психологический момент! Следует помнить, что приучая ребенка к самостоятельной игре – главная цель мамы — помочь ребенку стать самостоятельной и независимой личностью, а не развить в нем чувство одиночества.

Если ребенок просит побыть с ним рядом, значит – нужно отложить свои дела и сделать это. Оставляя ребенка играть одного в комнате нужно быть где-то недалеко, не обязательно в этой же комнате, но где-то близко, чтоб он это знал и в случае чего – мог позвать и знать, что мама обязательно к нему придет.

Если вы начинаете игру вместе, а потом под предлогом, например, «попить чай» уходите и говорите, что скоро вернетесь – обязательно возвращайтесь. Это очень важно для формирования психологически здоровой личности.

Старайтесь всегда чувствовать настроение ребенка, понимать его интерес и не принуждать его к игре тогда, когда он этого не хочет.

Самостоятельная игра ребенка — простые хитрости маме в помощь

1. Создайте ребенку пространство для самостоятельных игр. Это не обязательно должна быть детская комната, подойдет любое отведенное для этих целей место. Главное – чтоб ребенок знал, что здесь – он хозяин и может делать, все, что угодно и играть так, как ему хочется.

2. Регулярно подбрасывайте ребенку новые «старые» игрушки . Найдя игрушку, с которой малыш давно не играл – он, на радость маме, обязательно уделит ей пол часа своего времени и даст возможность маме приготовить ужин.

3. Создавайте интерес. Оставляйте в зоне досягаемости малыша, предметы, которые наверняка его заинтересуют и увлекут. Например, сумку с кучей интересных (но безопасных!) предметов, красивую тетрадку и набор карандашей, старые журналы или набор цветных салфеток. Игрушки и развивающие материалы складывайте на нижние полки или специальные стеллажи, чтоб ребенок при желании мог их с легкостью достать.

4. Придумывайте игры с играйте вместе, а потом предупреждайте ребенка, о том, что вам нужно ненадолго отойти и уходите в соседнюю комнату или на кухню.

5. Приобщайте ребенка к своим делам и давайте ему возможность реализоваться в игре. Почти всегда помогая маме, ребенок уходит в «свободное плавание». Например, практически наверняка маленький помощник на кухне с радостью будет как минимум пол часа «варить» суп из кусочков специально выделенной картошки и морковки, а игры с водой способны увлекать малышей часами.

6. Понимайте ребенка . Очень важно понимать своего ребенка и чувствовать его интерес. Если мама «на одной волне» с ребенком, то вопрос, чем его занять и как приучить к самостоятельной игре практически никогда не возникает.

Приятных вам игр с малышами!

А как вы учите деток играть самостоятельно?

Буду рада вашим комментариям. Если есть вопросы – пишите, с радостью, отвечу 😉

С любовью,

Марина Кручинская

Некоторые дети вливаются в социум естественно, а другие изо всех сил пытаются подружиться и присоединиться к групповым играм. Если ваш ребенок попадает под описание второй группы, не раздражайтесь! Игра с другими детьми - это навык, которому нужно время, чтобы развиться. Если ваш ребенок нуждается в помощи, при игре с другими детьми, есть некоторые шаги, делая которые, вы можете облегчить этот процесс для вашего ребенка.

Шаги

Часть 1

Построение социальных навыков вашего ребенка

    Сфокусируйтесь на увеличение уверенности своего ребенка. Если ваш малыш будет чувствовать себя уверенным и в безопасности, то он или она, более вероятно, начнет общаться с более раннего возраста. Дайте вашему малышу почувствовать вашу любовь, привязанность, заботу и внимание и не забывайте хвалить за новые достижения и хорошее поведения.

    • Пусть ваш малыш знает, что вы считаете его или ее, добрым, милым ребенком. Дети переживают даже с младенческих лет, что они могут не понравиться другим детям. Создавайте атмосферу доверия для вашего ребенка, хвалите его или ее за способности, и это поможет вам в решении этой проблемы.
    • Не ругайте малышей слишком сильно. Попытайтесь положиться на естественное стечение обстоятельств и сказать своему ребенку, какого поведения вы от него ожидаете.
  1. Учите великодушию. Дети могут учиться быть щедрыми с раннего возраста. Помогите своему ребенку делать и дарить подарки кому-нибудь и поговорите о результатах: "Посмотри, как счастлива твоя сестра! Ей так нравится эта картина, которую ты раскрасил! Это было так по-доброму и щедро, что ты подарил ей ее".

    Поработайте над тем, чтобы он делился. Научить малышей делиться может быть очень хлопотным заданием. Это абсолютно нормальное, присущее всем малышам, возрастом до двух лет, качество - отказываться делиться со всеми, и даже после этого возраста; научиться делиться может быть постепенным процессом, расстраивающим и вас, и вашего ребенка. Проявив, тем не менее, некоторое внимание, вы можете сделать этот процесс намного легче.

    • Если у вас есть другие дети, поощряйте деление между родными братьями и сестрами. Попросите, чтобы ваш ребенок дал игрушку или поделился угощением с родным братом и похвалите его за любые попытки, сделанные в этом направлении; точно так же попросите, чтобы дети старшего возраста поделились с малышом, а затем упомянули, насколько приятно это делать.
    • Если у вашего ребенка нет родных братьев или сестер, вы можете делиться с ним сами. Практикуйте деление едой, игрушками и другими предметами и хвалите за любые попытки вашего ребенка, сделанные в этом направлении.
  2. Читайте иллюстрированные книги о дружбе. Купите или одолжите некоторые детские книги, в которых рассказывается о том, что нужно делиться, о сотрудничестве и дружбе и читайте их вместе с малышом. Не спешите, разговаривая со своим ребенком о книгах, сравните их с ситуациями, происходившими с вами в детстве.

    Практикуйте социальные ситуации. Если у вашего малыша есть родные братья или сестры, они могут участвовать в "активных играх". Даже если ваш малыш единственный ребенок в семье, вы и ваш партнер можете быть партнерами по игре, моделируя соответствующие способы поведения и общаясь с ребенком, как общались бы с ним другие дети.

    Подчеркните сотрудничество. Даже когда вы вдвоем с ребенком, вы можете изучать основы сотрудничества, показывая, что цените его или ее вклады. Этот процесс поможет развить в малыше социальные навыки.

    • Например, вы можете сделать так, чтобы ваш ребенок помог вам накрывать стол к обеду. Спрашивайте, какие тарелки и столовые приборы нужно поставить, и покажите, как вы цените его или ее мнение. Подчеркните факт, что закончили дело (сервировка стола к обеду) вы, благодаря вашему сотрудничеству.
    • Также вы можете попросить вашего малыша помочь вам в сортировке грязного белья, когда вы стираете, и/или помочь вам свернуть и убрать стирку. Обязательно благодарите ребенка за помощь.
  3. Подавайте хороший пример. Вы для своего ребенка образец для подражания. Игра с другими детьми будет казаться более естественной, если он или она будет видеть, что вы общаетесь с друзьями и родственниками и хорошо относитесь к другим.

    Часть 2

    Подготовка к активным играм
    1. Начните дома. Ваш ребенок будет чувствовать себя наиболее комфортно в знакомом пространстве, поэтому устраивайте его или ее первые игры дома.

      • Это также хорошая возможность учить вашего малыша роли хозяина. Объясните, что важно быть добрым и щедрым к гостям.
    2. Вовлеките своего ребенка в процесс планирования. Говорите со своим ребенком о возможности играть в активные игры с его другом. Спросите, кого он или она хотели бы пригласить, и чем он или она хотели бы заниматься. Обсудите возможные ситуации, которые могли бы произойти, – это спор, например, если другой ребенок отказывается играть, и поговорите о возможных ответах.

      Придерживайтесь общения с одним закадычным другом. В начале, группы могут действовать подавляюще. Начните с приглашения одного друга, предпочтительно того, кого ваш ребенок уже знает и любит, и поощряйте их играть вдвоем. Когда вашему ребенку станет более комфортно в этих ситуациях, то можете расширять его или ее круг общения.

      Выбирайте игрушки заранее. Выбирайте мероприятия, которые будет по душе обоим детям, а затем проверьте, достаточно ли игрушек подходит для этого. Если, например, дети собираются играть в автомобили, у вас должно быть несколько в наличие; еще лучше, если некоторые из них похожи или идентичны. Спор на тему игрушек - это наиболее распространенная проблема для малышей, которые начинают общаться.

      • Постарайтесь убрать любимые игрушки своего ребенка перед началом игр. Для малыша это может быть слишком, и не стоит ожидать, что он вежливо поделится своими любимыми игрушками.
    3. Поощряйте социальные игры. Самые маленькие малыши участвуют в основном в "параллельной игре" – они сидят и играют одни, даже в присутствии других детей. Может потребоваться некая непосредственная помощь и поддержка, чтобы заставить малышей играть вместе. Предложите настольные игры, нацеленные на очень маленьких детей, или социальные игры, основанные на воображаемой игре.

      Принимайте участие. Просто не оставляйте малыша играть одного, особенно если один из них сопротивляется. Играйте с детьми. Ваше присутствие поможет вашему ребенку чувствовать себя более уверенно, и вы сможете смоделировать соответствующие формы общения и совместные игры.

      Играйте в активные игры часто. Как только ваш ребенок начинает воодушевляться от идеи общения с другими детьми, попытайтесь проводить эти игры довольно часто. Со временем вы можете участвовать в них все меньше и меньше, оставляя своего ребенка играть с его друзьями без вас.

    Часть 3

    Помогите своему ребенку общаться на публике

      Введение практики. Ваш ребенок может воинственно вести себя в общественных местах, потому что другие дети для него незнакомцы. Научите самому простому: "Привет меня зовут [как угодно]. Хочешь поиграть вместе?", это будет иметь большое значение.

      Водите своего малыша туда, где будут другие дети. Как только ваш малыш научится играть дома, вы можете начать поощрять общение в таких местах, как парки и детские площадки. Это может быть более болезненно для некоторых детей, тем не менее, позвольте своему малышу приблизиться к группе детей, так скоро, как он сам того захочет.

Как научить ребёнка играть самостоятельно? Вопрос этот волнует многих родителей. Отчасти потому, что когда малыш занят чем-то своим, мама и папа могут посвятить это время домашним хлопотам, заняться каким-нибудь любимым делом, или просто отдохнуть. А отчасти - родители ведь понимают, что развитие у карапуза умения найти для себя интересное занятие и способности некоторое время обходиться без опеки взрослых – это очередной этап взросления крохи. Ещё одна ступенька на пути становления его, как личности. Перешагнуть через которую никак нельзя. И то, насколько быстро ребёнок освоит новый навык, напрямую зависит от того, сколько усилий приложат для этого его родные.

Зачем учить малыша играть самостоятельно?

Так же, как малютка не умеет есть самостоятельно или, например, одеваться, играть один он тоже не сможет до тех пор, пока ему не покажут, как это делается. Мало того, должно пройти некоторое время, чтобы у крохи накопился определённый игровой опыт.

Играть ребёнка нужно учить так же, как и ходить, принимать пищу или одеваться самостоятельно

Играя один, малыш моделирует жизненные ситуации, ищет пути выхода из затруднительных положений, примеряет на себя разные образы, формирует в своём сознании собственное отношение к добру и злу, правде и неправде и др.

Самостоятельная игра развивает в ребёнке:

  • чувство уверенности в себе и своих силах;
  • устную речь и ;
  • воображение и ;
  • инициативу и терпение;
  • настойчивость и умение преодолевать трудности;
  • навыки в поиске альтернативных решений.

Но всё это возможно только при условии, что родители будут периодически направлять игру в нужное русло, и обеспечат ребёнка правильным (с точки зрения смысловой наполненности) и качественным игровым инвентарём.

Карапуза нужно сначала научить играть в разные игры, а потом уже ожидать от него проявления инициативы и какой-то увлечённости игровым процессом.

Организовать игровое пространство для малыша нужно так, чтобы он во время игры ощущал себя максимально комфортно

Игровое пространство

Для начала, продумайте, где и чем будет играть ребёнок, чтобы вы спокойно могли оставить его на некоторое время одного. Кроха должен чувствовать себя комфортно. И находиться в полной безопасности при этом.

Многочисленные запреты помешают карапузу быть самостоятельным и активным. Поэтому лучше предусмотреть все опасности, которые могут подстеречь малютку во время игры, и устранить их заблаговременно.

Не скользкий пол, лёгкие устойчивые стулья, низкие . Всё ценное, бьющееся и потенциально опасное для малыша не должно находиться в пределах его досягаемости.

Со всей серьёзностью подойдите к вопросу . Ребёнку должно быть удобно их доставать и после игры ставить на место. Расставляйте игрушки так, чтобы ими крохе сразу же хотелось поиграть.

Пупса определите в детскую колясочку, вокруг столика с игрушечной посудой рассадите гостей, из конструктора сложите дом, а пластмассовых зверушек расположите соответственно сюжету какой-то знакомой малютке сказки.

Не ограничивайтесь покупкой игрушек в магазине. Предметы домашнего обихода тоже подойдут для самостоятельных игр вашего ребёнка, так как позволят ему имитировать деятельность взрослых

Какие игрушки лучше предложить?

Игрушек в единовременном распоряжении карапуза должно быть немного. Регулярно производите ревизии в малышовом хозяйстве. Прячьте те, к которым на данный момент интерес у ребёнка угас, и выставляйте те, за которыми он уже успел соскучиться.

Благодаря этой хитрости вы всегда сможете увлечь кроху, выставив перед ним мешок позабытых игрушек. К тому же новые покупать можно будет не так уж и часто.

Игрушки для самостоятельных игр

  1. Игрушечные копии предметов домашнего обихода, чтобы малыш мог подражать занятиям взрослых.
  2. Всё, что поможет крохе познавать мир, исследовать свойства, например, воды, песка и т.п.
  3. Любимые игрушечные друзья (плюшевые мишки-зайцы, куклы), с которыми карапуз спит, ест, ходит на прогулки. Которые воспринимаются ребёнком, как живые, и с которыми ему никогда не бывает грустно и скучно.
  4. Укромные убежища (домики, палатки, шалаши). Они могут быть покупными, а можно и самим их строить из подручных материалов (табуретов, столов, подушек).
  5. Коляски, каталки, машинки на радиоуправлении или на верёвочке.
  6. Спортивные игрушки: мячи, гантели, обручи, скакалки.
  7. Игры, в которые малыш уже умеет играть хорошо, но ещё не потерял к ним интерес.
  8. Множество ненужных, с вашей точки зрения, вещей (коробки, лоскутки, болтики, палочки, мешочки, каштаны, камушки и т.п.).

Некоторые игрушки воспринимаются малышом, как живые, они становятся ему друзьями, с которыми не скучно и не страшно. Во время приучения крохи к самостоятельным играм, можно, для начала, разыгрывать сюжеты с ними

Интерактивные игрушки для самостоятельных игр лучше не приобретать. Они не способствуют развитию воображения у ребёнка, ограничивают полёт фантазии рамками написанной программы.

А кроха должен научиться в каждом предмете окружающей его обстановки находить игрушку. У малышей с хорошей фантазией пустая коробочка превращается в автомобиль, носок – в змею, а папин комнатный тапочек – в бригантину.

Карапуз по достоинству оценит яркие и выразительные игрушки, которые можно использовать для разных игр, не ограничивая способы применения и не привязываясь к конкретному сюжету.

Ребёнку 1-2 года: с чего начать?

Стремление к самостоятельности заложено в ребёнке природой. Вам нужно лишь всячески его развивать. В 1-2 года, когда кроха пытается сам ходить, сам есть, сам одеваться, помогать вам по хозяйству, не препятствуйте ему.

Пусть это не всегда удобно для вас. Одевание на прогулку, например, занимает больше времени, или после еды приходится отмывать полкухни. Потерпите совсем немного.

Навыки придут, а с ними и вера в себя, и стремление справляться с поставленными задачами, и умение в некоторых ситуациях (список которых будет со временем расширяться) обходиться без помощи взрослых.

А ещё, для начала, в вашем арсенале должно появиться несколько безобидных хитростей.

Волшебный мешок

Сложите в яркий красочный «бездонный» мешок всякую всячину. Конечно, при выборе этой самой всячины не забывайте о безопасности ребёнка. Это могут быть мелкие игрушки, коробочки, бутылочки, бусики, ракушки и др. Всё, что в понятии вашего малыша является настоящими сокровищами. И невзначай оставьте карапуза наедине с волшебным мешком. Обязательные условия: не забывайте время от времени содержимое мешка обновлять и не давайте его ребёнку слишком часто.

Интересно, надолго ли содержимое шкафа увлечёт карапуза?

Заветный шкаф

В пределах досягаемости крохи «случайно» забудьте закрыть дверцу шкафа, за которую он недавно так настойчиво пытался заглянуть. Предварительно, опять же, проверьте, что там не лежит чего-нибудь ценного да опасного. И выйдите из комнаты. Интересно, занятый исследовательской деятельностью, насколько долго малыш не будет замечать, что вас-то рядом с ним нет.

Мамина сумка

Какой карапуз не мечтает навести порядок в маминой сумке? Так предоставьте своему крохе такую возможность. Правда, сначала сами проведите в ней ревизию и оставьте лишь то, чего вам не жалко и что полностью безопасно для маленького естествоиспытателя. Сумка вряд ли заменит вас полностью, но на некоторое время малыш ею, определённо, удовлетворится.

Не ожидайте мгновенных результатов. Ребёнок, бесспорно, научится играть самостоятельно. Но на это уйдёт некоторое время. У кого-то больше, у кого-то меньше. Это зависит от темперамента малыша. А также от вашей компетентности в данном вопросе и от вашего же терпения.

Вы должны соблюдать некоторые обязательные условия, приучая кроху проводить время без вас.

Во-первых , карапуз во время любого обучающего процесса должен хорошо себя чувствовать и находиться в хорошем расположении духа.

И, во-вторых , игра в одиночестве для крохи не должна стать испытанием – соблюдайте меру, не нужно настаивать, если малышу подобный ход событий не нравится.

В 3-4 года ребёнок начинает играть в ролевые игры, строить более сложные сюжетные линии

Игры для детей 3-4 лет

С накоплением игрового опыта (а это, примерно, годам к трём-четырём) ребёнок готов перейти к новой форме самостоятельной игры – сюжетно-ролевой. Мама-папа при этом могут предлагать новые сюжеты, помогать малышу выстраивать более сложные комбинации.

Во что играют дошколята?

  • С куклами (в дочки-мамы, в семью, в больницу, в магазин, в разные профессии).
  • С машинами (в грузоперевозки, в такси, в автосалон, в парковку).
  • Со зверями (в ферму, в цирк, в зоопарк).
  • Со спортивными игрушками (эстафеты, турниры, тренировки).
  • Обыгрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
  • Любят играть в игры со сменой нарядов.

Родители могут быть партнёрами, советчиками или сторонними наблюдателями, но правила игры всегда должен устанавливать сам малыш. Для игр по правилам наступит ещё своё время

В этом возрасте главное условие для родных – не навязывать своё видение. В 3-4 года не нужно ограничивать фантазию малыша. Вы можете быть партнёром или сторонним наблюдателем, советчиком. Но правила при этом должен устанавливать ребёнок.

И помните, чем больше с крохой играют, тем ярче проявляется у него интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно.

Видео «Как добиться, чтобы ребёнок играл сам?»