Дом творчества созвездие. Творческое объединение «Экологическое краеведение»

Адрес: Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5
Дата постройки: 1798 год
Основные достопримечательности: храм Живоначальной Троицы, Парадный двор, Дворец, Парк
Координаты: 55°49"29.8"N 37°36"53.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Формирование архитектурного комплекса «Останкино» происходило на протяжении 4-х веков. Первые упоминания о нем как о селе Осташкино встречаются в исторических летописях XVI столетия (1558 г.). Владельцем этой местности в северной части Москвы тогда был Щелкалов Василий, который построил на территории своей усадьбы деревянную Троицкую церковь. С наступлением Смутного времени село было разорено, а церковь – сожжена.

Усадьба Останкино c высоты птичьего полёта

Впоследствии имение перешло во владение к Черкасскому Ивану Борисовичу, по указанию которого здание святыни было возведено заново. Работы по ее строительству велись на протяжении 2-х лет – с 1625 по 1627 годы. Но и этот храм со временем сгорел, а его место заняла 5-главая красная кирпичная церковь, отделанная белым резным камнем и декорированная полихромными изразцами. Тут она стоит и поныне. Внутри храма расположен резной 9-ярусный иконостас, 2 яруса которого сохранились со времен постройки здания, а остальные были пристроены уже в XVIII веке.

Усадьба Останкино с большим барским домом, садом и необычным храмом была настолько хороша, что сама императрица Анна Ивановна в 1730 году пожаловала на ее территорию. В 1732 году сюда 4 раза приезжала другая императрица – Елизавета Петровна. Здесь же проходила и церемония бракосочетания Варвары Черкасской (дочери хозяина) с графом Шереметевым Петром Борисовичем. Со смертью хозяина Черкасского усадьба перешла во владение к Шереметевым и пробыла их собственностью с 1743 по 1917 гг.

Вид на усадьбу с противоположной стороны Останкинского пруда

В 1767 году по решению Шереметева П.Б. здание церкви было дополнено колокольней, однако самые серьезные изменения, связанные с обустройством усадебного участка, произошли при Николае Петровиче – другом члене семьи Шереметевых. Он затеял строительство дворца и разбитие парка. Со смертью Николая Петровича усадьба обрела нового хозяина – в 1809 г. им стал его 6-летний сын Дмитрий, поэтому на протяжении последующих нескольких лет дворец был далек от светской жизни.

Начало 30-х годов XIX века знаменуется для усадьбы наступлением нового периода – ее парк превращается в излюбленное место гуляний москвичей независимо от их сословий. А со 2-й половины этого же столетия дворец вновь оживает и оказывается в центре внимания. С конца XIX века имение превратилось для хозяев в хороший источник дохода – они построили здесь летние дачи и сдавали их в аренду для отдыха.

В 1917 г. хозяин усадьбы Шереметев Александр Дмитриевич покинул Россию , и весь Останкинский комплекс стал собственностью государства – заботу о нем на себя взяла Комиссия по охране искусства и старины Моссовета.

Дворец усадьбы Останкино

Описание дворца Останкинского комплекса

Над разработкой проекта дворца трудились лучшие зодчие того времени: Старов, Кампорези и Бренна. Строительные работы велись на протяжении 6 лет (1792 – 1798 гг.) Мироновым и Аргуновым – крепостными архитекторами Шереметева. Результатом их труда стал деревянный дворец с оштукатуренными стенами, которые на первый взгляд кажутся каменными. Фасад, выкрашенный в бледно-розовый цвет, имел необычное название «цвет нимфы во время зари». За счет нежности цвета и белизны колонн вся конструкция передавала необычайное ощущение чистоты. В целом дворцовое здание стало воплощением стиля Классицизм. Украшением его главного фасада служит шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на выступе нижнего этажа. А украшением фасада, обращенного к парковой зоне, является 10-колонная лоджия ионического ордера. На наружных стенах дворца находятся барельефы – работы знаменитых скульпторов Замараева и Гордеева. Главной частью дворца считается театральный зал, который через закрытые галереи соединяется с павильонами – Египетским и Итальянским.

Храм Живоначальной Троицы

Внутреннее убранство усадебного дворца поражает простотой и нарядностью. Большая часть декора изготовлена из дерева, но оно имитирует разнообразные дорогостоящие материалы. При отделке залов применялась только золоченая резьба. За все резные работы отвечал резчик Споль. В Итальянском павильоне резной декор необычаен и красив – узорчатый паркет в нем настелен из редчайших пород дерева, а его стены обиты бархатом и атласной тканью. Во всех парадных залах стоит золоченая мебель, изготовленная русскими и европейским мастерами в XVIII – начале XIX столетий. Все виды украшений и светильники в свое время были изготовлены специально для дворца усадьбы Останкино.

Во дворце старинного Останкинского комплекса находится коллекция портретов – это работы известных мастеров XVIII – XIX ст., и уникальные полотна художников, чьи имена остались неизвестными. Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено. И сегодня посетители дворца могут увидеть только пять из них. Среди фарфоровых изделий встречаются предметы, входившие в коллекцию семейства Черкасских. Всё это древние изделия из китайского и японского фарфора. Привлекает взор посетителей и коллекция вееров, собранная коллекционером Вишневским Ф.Е.

Парк усадьбы с видом на беседку "Миловзор" и декоративные скульптуры

Театр усадьбы Останкино – место развлечения москвичей

В XVIII веке посещение театра считалось модным мероприятием. Театральным искусством увлекался и Николай Петрович Шереметев. Желая превратить свой дворец в Пантеон искусств, он открыл собственный театр. Основой для первой постановки послужила опера Козловского «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». Театральная труппа состояла из пары сотен актеров, музыкантов и певцов, а их репертуар составляли оперы, комедии и балет. На сцене Останкинского театра Москвы зрители видели постановки произведений русских и зарубежных композиторов.

В помещении театра граф Шереметев любил устраивать праздники в честь знатных особ, прибывающих в усадьбу. В этих случаях в постановках участвовали самые талантливые актеры. Театральной звездой того времени была крепостная актриса и певица Прасковья Жемчугова. Проводился праздник и в честь приезда Александра I, но он был уже последним. В начале XIX века владельцы усадьбы распустили театр и покинули дворец. На сегодняшний день театральный зал сохранил свой «бальный» вид, и в нем все так же звучат камерные оркестры и воплощаются постановки старинных опер. Вместительным назвать его сложно, ведь полюбоваться театральным мастерством актеров здесь могут не более 250 человек, но зато он является лучшим во всей столице в плане акустики. Хорошая акустика здесь достигается за счет формы, в которой выстроен зал – по виду это подкова. Цветовое оформление театрального зала представлено голубыми и розовыми тонами.

Мемориал Добровольцам 13-ой и 6-ой дивизий народного ополчения оборонявших Москву в парке усадьбы

Приусадебный парк Останкино

Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком, разбитым во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк. Однако первый, регулярный парк, составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка. Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием. Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника – настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клёны и лещина, калина и жимолость. Парковый участок дополняли 5 искусственных прудов. Вдоль Ботанической улицы по задумке хозяина был размещен Парк скульптур. Помимо цветников, статуй и беседок с колоннами здесь имеются открытая галерея и эстрада.

Покатать в Ботаническом саду на велосипеде мне хотелось давно, но сам сад находится на границе моей комфортной зоны -- добираться до него ровно час, поэтому поездка постоянно откладывалась.

В то утро мне надо было навести справки по поводу экскурсии на Останкинскую телебашню, а раз уж ехать в тот район, то и велосипед с собой захватил, чтобы прокатать по местности.

Особенности парковой зоны таковы, что она представляет собой совместную территорию Останкинского парка, ВДНХ и главного ботанического сада города. Огромное зеленое пространство посреди спального района.

Я выгрузился возле телецентра Останкино и медленно покатил вокруг пруда.
Вдоль набережной установлена скамейка:

Но я и представить не мог ее истинных размеров. Такой длинной лавочки еще не встречал:

Все немногочисленные визитеры останкинского пруда делали такую фотографию. Я тоже не устоял:

Мгновения спустя я уже въехал на территорию парка:

Более ухоженной природной зоны даже в Москве сложно сыскать: никаких лишних веток и мусора, вся трава подстрижена.

Время, опять же, всегда можно узнать.

Хотя, нет, не всегда =)
Часы врут, если что...
Я не настолько упорот =)))

Не смог проехать мимо: детские площадки - моя слабость. Сказывается их явный недостаток в моем босоногом детстве:

На озере строили сцену для празднования очередного дня рождения ВДНХ. Да-да, прямо посреди озера:

Удобные гамаки-гнезда для расслабона с книжкой. Они постоянно заняты, и мне потребовалось несколько раз сюда вернуться, чтобы застать их свободными:

Оглянувшись назад, можно увидеть башню.
Ее тут практически с любого места лицезреть можно, главное - в правильную сторону смотреть.

А вот это была настоящая находка: аутентичная советская танцплощадка, которую можно сейчас увидеть лишь в старых советских фильмах.

Бросаете один окурок под левую ногу, второй под правую и начинаете их активно тушить....
Буги-вуги, твист, все дела...

На площадке каждый вечер происходят какие-то мероприятия, причем все бесплатно!
Жаль, живу далеко, яп на Карибские танцы записался бы...

Это тоже привет из далекого советского прошлого. Павильон отлично реставрирован и кажется, что вот-вот услышишь звуки духового оркестра. Но нет, так рано никто не играет.

В стороне от амфитеатра находится станция юных натуралистов. Видели когда-нибудь такие клумбы?

Где-то здесь проходит невидимая глазу граница между Останкинским парком и ВДНХ. Вот, например, совсем недавно достроенный Москвариум. Я пока там еще не был. По заверениям организаторов это -- самый большой океанариум Европы.

Это гигантская улитка. Порождение фантазии какого-то европейского дизайнера:

Но мы катим вперед и въезжаем в Ботанический сад. В саду все очень круто и ухожено, есть лишь только одно "но": обратите внимание на ширину велодорожки =).

Утром ехать не мешает, но по заверениям завсегдаев, вечером катать становиться довольно опасно, поскольку прохожие считают себя МакЛаудами и без зазрений совести и, самое главное, инстинкта самосохранения гуляют именно по велодорожке, а не по тропинке для пешеходов.

Но по утрам тут тишина и спокойствие:

Доехал до живописного озера - болотца:

Появились неасфальтированные дорожки:

Но все они являются лишь "телепортами" между основными садовыми трассами:

Это мы уже в районе Японского сада. Он как раз справа находится.

Сад камней перед главными воротами японского сада:

Японский сад маленький, но разок туда весной сходить можно. Правда, в основном, за идеей.
Как бы объяснить...
Например, есть идея "полюбоваться цветением сакуры". Ты берешь подружку, говоришь ей об этом (идея-то довольно романтичная, согласитесь), вы едете к ботаническому саду, далее пешком (довольно долго) до ворот японского сада, платите рублей 150-200 и попадаете на территорию. Там отыскиваете 2-3 цветущие сакуры и... казалось бы, любуйся... но, любования не получается, поскольку 2-3 молодые сакуры не способны усластить взор наблюдателя своим цветением, для этого нужна целая аллея старых деревьев.

Но как идея "мы любовались цветением сакуры" - это вполне прокатывает =)

Мост через озеро в японском саду:

Обязательное озерцо с островом, на котором стоит фонарик:

Встречаем по пути вполне русское озерцо без острова и тем более без фонарика. Но, оно ничем не хуже своего "японского" собрата, скажу я вам:

Пейзажи вокруг озерца:

Лавочек действительно много. Есть где отдохнуть.

О, а этот экзот из мира растений уже в парке Останкино.
Ореховое дерево.

Орехов очень много!

Доехали до каскада прудов:

На берегах уже довольно много загарающих. Рыбаки также встречаются.

Особенно рыбаки полюбили подобные мостики:

Ну а мы уже на самом выезде из парка.

Что радует: в парках год от года все больше бегунов, велосипедистов, турникменов.
Люди, получив удобные места для занятий спортом, стали активно их осваивать.

И да, забавно писать про лето, когда на дворе уже снег идет =)

Первое упоминание Останкино (старорусск. останье - "околица, окраина, стан, изгорода"; останковый - "остаточный, наилучший") относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу, устраивается пруд и закладывает деревянную церковь.

Ансамбль складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Николае Петровиче Шереметеве на рубеже XVIII-XIX веков, который затеял в 1791-1799 годах строительство великолепного дворца-театра. Интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец - практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.

Останкинский пруд ещё называют Дворцовым, так как располагается он напротив Останкинского дворца - главного дома существовавшей здесь усадьбы Останкино. Сам пруд обустроен в начале XVII века.

Добираться до Останкинского парка удобно на трамвае (на разворотном кольце сохранилась старенькая диспетчерская станция) или на современном монорельсе.

В 1812 году наполеоновские войска под командованием маршала Нея добрались до Останкина. Летний дворец не годился для постоя войск в холодную зиму, тогда мародёры решили поживиться коллекцией живописных полотен графа Шереметева и похитили 117 из 135 картин. Их дальнейшая судьба неизвестна, то ли осели в частных коллекциях в Европе, то ли погибли при отступлении французов. Ещё одной утратой времён Отечественной войны стали уникальные театральные декорации, костюмы и нотная библиотека, сгоревшие во время пожара в театральном сарае. Собственно дворец не пострадал и является единственным зданием в черте нынешней Москвы, полностью сохранившимся с тех военных времён.

С 1918 графский дворец становится Музеем творчества крепостных, первые посетители побывали в нём 1 мая 1919 года. Тематика музея не случайна: удивительно, но архитекторами (Аргунов, Миронов) и строителями усадьбы, артистами театра, художниками стал крепостной люд. Примой Останкинского театра была дочь кузнеца Прасковья Жемчугова, с которой граф тайно обвенчался. Впрочем, Николая Шереметева нельзя назвать добреньким меценатом. В этой связи вспоминается история из более поздней эпохи - про немецкого промышленника Оскара Шиндлера, который наживался на труде евреев из гетто, но затем спас их от смерти в немецких концлагерях. Шереметев хотя и обучал крепостных театральному искусству, но вольную мало кому давал. Посетители музея вспоминают, что самое сильное впечатление на них произвели не предметы искусства (коих в музейной экспозиции представлено свыше 20 000), а орудия пыток в подвалах.

В последние годы дворец находился в аварийном состоянии. 13 июля 2010 года здесь состоялось последнее публичное мероприятие - финиш ралли ретроавтомобилей "Золотое кольцо" - и вскоре музей закрыли на реконструкцию. Первым этапом работ стало строительство подземного фондохранилища музея, затем произойдёт замена коммуникаций, реставрация стен и потолка.

В 1793 году производится перепланировка парка под руководством крепостного архитектора А. Миронова. Парк площадью 11 гектаров, охватывающий дворец со всех сторон, назывался увеселительным садом и состоял из парадного двора, регулярного парка, английского сада и партера.

Зимой 2011 года из-за обильных снегопадов возникла угроза обрушения кровли, рабочие интенсивно поработали лопатами, чтобы очистить крышу от снега.

В усадьбе Шереметева планируется восстановить несохранившиеся исторические постройки: садовый флигель, кофейную, библиотеку, оранжереи, конюшенный двор, воссоздать парковый ландшафт. На реставрацию Останкинского парка и дворца из городского бюджета выделено 2,5 миллиарда рублей, срок проведения работ - до 2015 года.

Храм Живоначальной Троицы в Останкино - одно из старейших зданий сохранившихся в усадьбе. В сентябре 1678 году, по челобитной князя Михаила Черкасского, патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, чуть в стороне от старой церкви, чтобы не затронуть находящегося вокруг нее кладбища.

18 декабря 2010 года горожане, придерживающиеся националистических взглядов, сначала митинговали возле телецентра, а затем отправились на вечернюю прогулку с файерами в парк Останкино. Променад был прерван появлением омоновцев, которые задержали самых активных участников, а прочих рассеяли по территории парка.

Аполитичные граждане проводят досуг с большей пользой для здоровья - катаются на лыжах и коньках.

А это шансонье Вилли Токарев в Останкинском парке:

Парк Дзержинского в 1953 году:

В 1970-е годы в парке ещё сохранялось несколько скульптур на пруду, Феликс Дзержинский стоял на входе в парк, Ленин - возле аттракционов.

Главный сад ботанических растений Москвы входит в число крупнейших ботсадов Европы. В его структуре находятся многочисленные лаборатории и научные отделы, филиал в Чебоксарах, ряд других значимых подразделений. Это учреждение без преувеличения можно назвать неповторимым и уникальнейшим местом, здесь собрана одна из богатейших коллекций растений, которая представляет флору всего Земного шара.

Ботанический сад занимает территорию Ерденьевской рощи, включает в себя Останкинскую дубраву и тенистый Леоновский лес. Когда-то давно эти угодья были собственностью князей Черкасских. В этих живописных местах любил охотиться отец самого Петра I - Алексей Михайлович. Со временем угодья перешли к новому хозяину – графу Шереметьеву , который распорядился часть рощи превратить в Английский парк. В этом месте появились прекрасные пруды, питавшиеся водами из реки Каменки. В парке росли липа, клен и дуб, а также многочисленные кустарники – жимолость, калина и лещина.

В 1945 году известным архитектором Петровым И.И. были разработаны новые эскизы парка, согласно которым в территорию обновленного Ботанического сада включалась земля Всесоюзной сельхозвыставки , а также усадьбы Останкинского парка и частично Леоновкий лес. Официально датой создания Главного ботсада Москвы принято считать 14 апреля 1945 года. Новый проект учреждения был разработан на протяжении 1948-1950 годов. Розенберг Л.Е., выдающийся архитектор ландшафтов, представил свой проект дендрария, который включал в себя почти две тысячи различных видов растений, собранных по всей планете.

Начиная с 1950 года, за двадцать лет в парке удалось построить все самые основные растительные экспозиции, среди них и известный «Розарий», в котором собраны лучшие сорта роз. Прекрасная Фондовая оранжерея радует своих посетителей одной из крупнейших европейских коллекцией субтропической и тропической флоры – здесь собрано примерно шесть с половиной тысяч ее форм и видов.

Весь ландшафтный дизайн Московского ботанического сада выполнен в подлинных традициях отечественной парковой архитектуры, это место можно назвать настоящим музеем живой природы. Коллекции этого ботсада являются не только безусловным национальным достоянием, но и мировым наследием. Здесь собраны самые редкие виды растений, многие из которых давно находятся на грани исчезновения.

К самым популярным экспозициям ботанического сада можно отнести «Сад непрерывного цветения», в котором собраны растения, не прекращающие цвести до самой глубокой осени. Экспозиция флоры «Теневой сад» собрала целую коллекцию теневыносливых и тенелюбивых растений. Экспозиция «Рокарий» создавалась 1990 году и представляет собой не что иное, как экзотический скальный сад. К самым молодым относится «Японский сад» - единственная на территории России экспозиция, демонстрирующая традиционное японское садово-парковое искусство.

Зимой Московский ботсад закрыт для посетителей. В остальное время он принимает всех желающих. Существуют некоторые правила: здесь разрешено передвигаться лишь по грунтовым или асфальтовым дорожкам, нельзя собирать гербарии, ягоды и грибы. Посетители могут стать участниками занимательной экскурсии по дендрарию и осмотреть все самые интересные экспозиции мировой флоры под руководством гида.