Что дарят норвежцы в новый год. Паспорт педагогического проекта «Как встречают новый год в Норвегии

Время появления первого зуба тяжело предугадать. У каждого младенца этот процесс индивидуален, причем у мальчиков он прорезывается позже, нежели у девочек.

Почему в 9 месяцев у ребенка нет зубов?

На появление зубов влияют такие факторы:

  • Наследственность. Не стоит ждать первого зубика до 9 месяцев, если в обоих родителей он появился после 1 года.
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности. Если женщина болела в период с 6 по 14 неделю, то это негативно отразится на состоянии зубов младенца.
  • Нездоровый образ жизни матери во время беременности.
  • Тяжелые болезни крохи первые месяцы жизни, например, краснуха, сифилис, нарушение ЖКТ. В этот период формируется эмаль и дентин.
  • Рахит, дефицит витамина А, В, Д, Е, а также недостаток кальция и фтора.
  • Уплотнение десен младенца.
  • Индивидуальные особенности развития крохи.

Редкой, но возможной причиной отсутствия зубов в 9 месяцев может являться анодонтия. Это генетическое заболевание, при котором отсутствуют зубные початки.

Что делать, если в 9 месяцев нет ни одного зуба

Стоит подождать, пока ребенку исполнится 1 год. Часто первый зуб можно обнаружить именно после празднования дня рождения. Симптомы прорезывания такие:

  • малыш капризный и плаксивый, плохо спит ночью;
  • постоянно тянет руки в рот, все кусает;
  • изо рта крохи обильно течет слюна;
  • у ребенка набухшие и красные десна;
  • может повыситься температура тела, появиться понос или рвота.

Если после 1 года зубов нет, а симптомы их появления отсутствуют, тогда покажите ребенка врачу. Проверить наличие зубных початков можно при помощи рентгенологического исследования.

Сколько должно быть зубов у девятимесячного малыша

В среднем в этом возрасте их 5 штук. Появляются верхние и нижние передние резцы, а также один боковой. Но это норма, которой соответствуют далеко не все дети, и переживать из-за этого не стоит.

Чтобы ускорить прорезывание, давайте крохе грызть сухари или морковь.

Твердая пища натирает десна и стимулирует рост зубов. Если боитесь, что кроха может откусить сухарь и подавиться, тогда купите специальные резиновые кольца - прорезыватели, которые продаются в аптеках и детских магазинах.

Ни один ребенок без зубов не остался, поэтому родителям стоит набраться терпения и ждать. Чтобы ускорить процесс прорезывания, необходимо дополнить рацион кальцийсодержащими продуктами.

Первый зубик каждого крохи — радостное событие для всех членов семьи, его ожидают с огромным нетерпением. Многие родители ассоциируют появление зубиков с началом нового этапа в жизни маленького человечка. Бывает, что у малыша пока нет помощников для кусания, а его ровесники «обзавелись» сразу несколькими. Что же делать, если ребенку 9 месяцев и нет зубов? Постараемся ответить на этот вопрос.

Когда и как появляются первые зубки?

По всем существующим правилам, первый молочный зубик вырастает к 6 - 8-месячному возрасту. Довольно часто в одно и то же время прорезываться начинают два передних нижних зубика. Потом идут такие же верхние, и их тоже два. К первому дню рождения карапузы обладают примерно восемью или даже более зубками. Но так бывает далеко не всегда.

Не все детки одинаково развиваются. Совершенно не обязательно, чтобы развитие каждого малыша находилось в соответствии с принятыми нормами либо стандартами.

Если ребенку 9 месяцев и нет зубов, паниковать не нужно. Кто-то из малышей обзаводится зубками в четыре - пять месяцев. Особенно это касается тех, кто находится на искусственном вскармливании. У деток, находящихся на вскармливании грудном, появляются они ближе к годику.

Причины этому разные. К ним относится питание карапуза и наследственная предрасположенность. Например, молочные смеси и каши содержат большое количество витаминов и минералов, комплекс иных жизненно важных элементов для развития детей, что оказывает значительное влияние на рост зубов. Если зубки прорезываются к годику и чуть позже, специалисты ободряюще говорят, что не стоит переживать.

Мнение специалистов

Врачи уверяют, что абсолютно нормальным является тот факт, что зубки у малышей прорезываются примерно в полтора-два года. Причем, далеко не все специалисты придерживаются мнения о том, что более позднее появление зубиков напрямую связано с детским рахитом. Сегодня встречается довольно много малышей с абсолютно нормальным развитием, а вот зубки у них прорезались не так уж и рано.

Чтобы исключить вероятность того, что у малыша в девятимесячном возрасте не появится зубов, мамочкам лучше готовиться к беременности заранее. Им необходимо вылечить имеющиеся у них болезни и позаботиться о том, чтобы во время ожидания малыша не заболеть. Также следует забыть о своих вредных привычках, правильно питаться и соблюдать режим дня.

Зубки с самого рождения

Прежде чем переживать, что в 9 месяцев у ребенка не режутся зубки, следует разобраться, в каком возрасте они обычно появляются. Если ориентироваться на таблицу развития, предлагаемую педиатрами, это происходит примерно в полгода. Хотя отсутствие зубиков в девять месяцев сейчас отнюдь не редкость.

Не стоит впадать в панику, если уже исполнилось ребенку 9 месяцев и нет зубов. У сегодняшних малышей процессы дентации начинаются ориентировочно в восьмимесячном возрасте, а то и позже. Все происходит исключительно индивидуально, поэтому невозможно с точностью определить, когда же ожидать первый зубик.

Кстати, зубки у некоторых деток появляются даже в первые месяцы их жизни. Это, с точки зрения педиатров, не является нарушением. Небольшое количество малышей появляется на свет с уже прорезавшимися в утробе матери зубками. Такие зубки носят название натальных. Если же зубки появились в первый месяц, то их называют неонатальными. И первый, и второй случаи некоим образом не свидетельствуют о каком-то заболевании либо патологии в развитии ребенка.

Что со сроками?

Некоторые родители используют специальную формулу, чтобы определить, какое количество зубов должно быть в девять месяцев. Выглядит она так:

где К будет равно количеству зубов, а М - числу месяцев жизни карапуза.

Но даже если прорезывание начнется только в год, родителям не стоит паниковать. Это тоже норма.

Зубки у деток могут появляться по одному или парно. Причем, таким образом прорезываются не только первые, но и идущие за ними следом. Известны случаи, когда у грудничка одновременно лезут аж четыре зубика. Кстати, массовое прорезывание зубов будет влиять на сроки.

Человеку свойственно сомневаться. Особенно родителям крохи. Часто бывает, что ребенку 9 месяцев и нет зубов. Почему? Если в таком возрасте или даже в год у малыша нет ни одного зубика, стоит обратиться к доктору, чтобы убедиться, что карапуз не болен рахитом или гипотиреозом.

Обычно первые двадцать зубов должны появиться до двух с половиной - трех лет. На каждой челюсти малыша должно располагаться по четыре резца, два клыка (еще их называют глазными) и четыре моляра. У взрослого человека нормальным принято считать наличие двадцати восьми или тридцати двух зубов - на каждой челюсти по 4 резца, два клыка, четыре премоляра и от четырех до шести моляров.

Когда начинают прорезываться молочные зубки, между ними сначала нет щелей. Это нормальное явление. Чуть позже, когда челюсть ребенка подрастет, к четырем годам зубки начинают расходиться, между ними образуются промежутки. Этот процесс необходим для того, чтобы помещались коренные зубки, потому что они намного крупнее молочных. Если же такие щели не появятся, то впоследствии коренные зубки не смогут поместиться и будут расти криво.

Поговорим о причинах запоздалого развития

Итак, одной из проблем для многих родителей считается тот факт, что ребенку 9 месяцев и нет зубов. Причина этому может быть не одна, необходимо учитывать следующие факторы.

1. Мамино здоровье. Во время беременности у женщины могли быть сбои в организме (не хватало минералов, витаминов, был токсикоз, она испытывала стрессы), что и оказало влияние на появление зубиков у карапуза.

2. Фактор наследственности. Может оказаться, что у мамы, папы или даже дальнего родственника достаточно поздно наступил процесс прорезывания зубов.

3. Возраст родителей малыша. Существует мнение, что чем моложе мама и папа, тем позднее появятся зубки у их ребеночка.

4. Половой признак. По многим показателям в развитии мальчики отстают от девочек, поэтому и зубки у них могут начать прорезываться намного позже, чем ожидается.

5. В организме крошки для его полноценного развития и роста недостаточно минеральных компонентов. В частности, фтора, кальция и витаминов А, Е, D, В.

6. Если мама во время ожидания карапуза не отказалась от вредных привычек, это вполне могло сказаться на здоровье малыша, в том числе, и на дентации.

7. Срок появления на свет крошки - бытует мнение, что у недоношенных деток зубки появляются немного позднее.

8. Детские болезни. Нужно установить, чем болел малыш в первые месяцы жизни. Ведь в это время формируется эмаль и дентин, а из-за некоторых болезней может притормозиться их рост.

9. Условия климата. Если малыш растет в мягком теплом климате, это будет способствовать ранней дентации.

10. Если в организме ребенка ярко выражен дефицит кальция, у малыша может начаться рахит. При этой болезни процесс формирования костей нарушается, в них поступает недостаточное количество минеральных веществ.

11. Организм каждого карапуза обладает индивидуальными особенностями.

На каждую из перечисленных причин следует своевременно обращать внимание.

Что говорят специалисты?

Итак, 9 месяцев ребенку и нет зубов. Комаровский, известный большинству мамочек педиатр, дает следующее разъяснение. Он говорит, что абсолютно нормальной считается ситуация, при которой процесс роста зубов задерживается примерно на полгода, ведь нет никаких способов повлиять на появление зубов.

Если ребенку 9 месяцев и нет зубов, что делать? Конечно, прорезыватели помогут на некоторое время устранить боль. Если у малыша пока нет ни одного зубика, ему можно давать бублички или твердую морковку. Если же появился хотя бы один зубик, от них следует отказаться, ведь даже самый маленький кусочек, который малыш сумеет отгрызть, может привести к удушью. Применять обезболивающие средства следует только после консультации с доктором, потому что только он сможет диагностировать, что боль, температура и другие симптомы возникли именно из-за прорезывания зубов. Лучше всего остановить свой выбор на ректальных свечах: они быстро снимают болезненные ощущения, не содержат красителей и не вызывают аллергических реакций.

Отсутствие зубов у ребенка в 9 месяцев должно стать веской причиной для консультации со стоматологом. Особенно, если нет никаких признаков, которые указывают на их появление. Но волноваться родителям пока что не нужно: если доктор не обнаружил патологических проблем, которые влияют на процесс, он может посоветовать подождать примерно три месяца. В этой ситуации врач не в состоянии влиять на скорость прорезывания при помощи медицинских способов.

Выводы

Все мы понимаем, как волнуются мамочки подросших карапузов из-за того, что ребенку 9 месяцев и нет зубов. Ведь принято считать, что в девять месяцев у малышей уже должны прорезаться передние зубки. Что же предпринять в этом случае?

Самое важное в сложившейся ситуации - не сравнивать своего кроху с ребенком подружки или соседки. Все дети разные (об этом часто говорят доктора), поэтому и сроки прорезывания зубов у каждого будут строго индивидуальными. Даже если первый зубик появился в годик, это считается абсолютно нормальным явлением.

Не стоит паниковать, если малышу буквально через пару месяцев праздновать свой первый день рождения, а он пока что сверкает при улыбке розовыми десенками. Детские стоматологи утверждают, что до того, как малышу исполнится полтора года, хотя бы один зубик, но прорежется.

Большая часть крошек появляется на свет без молочных зубов. Правда, их зачатки начинают свое формирование еще в первом триместре беременности мамы. А бывает, что ребенок рождается уже с одним или двумя передними зубками. Но даже в этой ситуации переживать нет необходимости.

Как часто причиной для беспокойства и тревоги молодых родителей становится сравнение своего чада с детьми приятельниц или соседок! У подруги ребёнок уже пошёл, а мой ещё не ползает; у женщины из второго подъезда малыш уже гулит, а мой молчаливый; ну и конечно – у сверстников уже вовсю режутся зубки, а у нашего до сих пор гладкие десны. Что поделаешь, всем родителям хочется, чтобы их малыш был «впереди планеты всей», развивался быстрее и лучше остальных. При этом часто забывается, что у каждого человека, даже у такого маленького, есть свои особенности, свои темпы роста, и оценивать их путём ограниченного сравнения с соседским мальчиком – не лучшая идея.

Если у ребёнка в 9 месяцев нет зубов – это вовсе не повод нервничать или бежать к терапевту. Любой врач подтвердит, что до того, как малышу исполнится полтора года, задержка в появлении зубов не является отклонением. У некоторых детей зубки начинают резаться уже в четыре месяца, у некоторых же – в четырнадцать, и оба случая совершенно нормальны. Не торопите своего ребёнка, без зубов он точно не останется. Очень редки случаи, когда у малыша полностью отсутствуют молочные зубы – такое нарушение легко выявит рентген. Обычно подобные явления обусловлены генетически, и если в вашей семье их не было, то и у малыша молочные зубки прорежутся непременно.

Зачастую «подготовка» к прорезыванию зубов оказывается долгой – десны малыша набухают, краснеют, а зубов всё нет и нет. Родителей это может напугать, да и ребёнку нет никакой радости от ноющих десен. Помочь ему поскорее обзавестись зубами нельзя, а вот облегчить боль – можно и нужно, благо на сегодняшний день существует большое количество специальных гелей, например калгель или дентинокс.

Вообще, если вам кажется, что зубки «запаздывают», выясните у собственных родителей, когда этот процесс начался у вас. Наследственность играет большую роль, и «поздние» зубки у вашего ребёнка могут быть обусловлены тем, что и у вас, и у вашей мамы они так же появлялись поздно.

Единственное, о чём стоит в таком случае побеспокоиться – это о правильном введении прикорма в рацион малыша. Раз уж зубки до сих пор отсутствуют, то ни жевать, ни откусывать у него не получится, а значит, включать в меню твёрдую пищу не стоит. Остановитесь пока на нежных кашках и пюре.

Возможно, у вашего ребёнка в 9 месяцев нет зубов, но вскоре они непременно появятся, а вслед за молочными – и коренные, закладывание которых происходит именно в этом возрасте. Чтобы избежать проблем, убедитесь, что в питании малыша достаточно кальция.

Как правило, зубки начинают появляться по определённой схеме, но если их появление задерживается, схема может быть нарушена. Не стоит удивляться или пугаться, если зубы у малыша начинают резаться в другом порядке – отклонением от нормы это не является. Ранее это считали признаком рахита, но сейчас врачи признали это заблуждением. Так что боятся ничего не стоит.

Новый год в Норвегии отмечается в ночь на 1 января. Его принято встречать в семейном кругу. Днем семьи с детьми отправляются на городские катки и в парки развлечений. Вечером собираются на ужин за праздничным столом, приглашают близких друзей и родственников. Масштабные гуляния на улицах и площадях городов, вечеринки в клубах и ресторанах среди норвежцев менее популярны.

Сердцем зимних праздников является столица королевства - Осло. Фасады зданий и деревья сверкают иллюминацией. Витрины магазинов и кафе украшаются новогодними композициями. Главная елка Осло находится на площади перед зданием городской мэрии. Перед ратушей в новогоднюю ночь проходят массовые мероприятия. За несколько минут до боя курантов король выступает с торжественным обращением. В полночь горожане и туристы с криками «Godt Nyttår!» («С Новым годом!») откупоривают бутылки с шампанским, небо вспыхивает фейерверками.

В канун праздника норвежцы ходят в церковь к священнослужителям, чтобы получить благословение на вступление в следующий год.

Интересная новогодняя традиция в стране - дарить друг другу спички, которые символизируют уют в доме и благополучие в семье.

Норвежские дети ждут подарки от гнома Юлениссена и козы. Чтобы задобрить сказочных персонажей, они оставляют в башмачках овсяные колосья, за что получают скромные подарки (зачастую сладости).

На праздничном столе норвежцев присутствует запеченный гусь с яблоками, бараньи ребрышки, свинина, морепродукты и национальный деликатес лютефиск (сушеная треска). В качестве десерта хозяйки подают печенье с кремом и сливками, рисовый пудинг. В пудинг они кладут косточку миндаля. Считается, кто найдет в своем кусочке миндаль, тот будет богат и успешен весь год.

Города и курорты

Зимние каникулы в Норвегии оставят незабываемые впечатления и ощущение волшебства. Столица королевства встретит гостей праздничной атмосферой и уютом. В новогоднюю ночь гостиницы и бары предложат своим посетителям развлекательные шоу-программы с выступлениями музыкальных коллективов и праздничными салютами. Любители искусства и культурного отдыха смогут побывать на увлекательных экскурсиях. Гордостью столицы являются парк скульптур Вигеланда, Королевский дворец, замок-крепость Акерсхус. В Осло сосредоточено много музеев: музей кораблей викингов, народный музей, национальная галерея искусства. Любители спорта смогут посетить лыжный трамплин в Хольменколлене, который включает стимуляторы прыжков. В здании трамплина расположен музей лыж, а с его верхушки открывается великолепный вид на город.

В северной части страны за полярным кругом расположены фьорды - заливы и озера, окруженные скалами. В фьордах разместились древние города и деревушки. Туристы смогут побаловать себя традиционной кухней и местными сырами. Распространенное развлечение жителей этого края - зимняя рыбалка. Благодаря северному расположению в условиях полярной ночи над фьордами можно любоваться северным сиянием.

Семьям с детьми и романтикам понравится новогодний отдых в Лапландии. Город Тромсе интересен благодаря развлекательному парку - ферме Санта-Клауса. Для туристов организовывается увлекательная культурная программа с элементами этноса: катание на упряжках с оленями и лайками, посиделки в традиционных чумах, бани.

Горнолыжные курорты Норвегии предлагают профессионалам и новичкам катание на лыжах, сноубордах, бобслеях и тюбингах. Туристов приятно удивят комфортабельные пансионаты и отели, лыжные школы, оборудованные трассы и подъемники, развлекательные программы. Наибольшей популярностью пользуются курорты Лиллехаммер, Трюсиль, Яйло и Хемседал.

Александра Орлова
Паспорт педагогического проекта «Как встречают новый год в Норвегии»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«Как »

Участники проекта :

воспитатель Орлова Александра Леонидовна

дети подготовительной группы

родители

Екатеринбург, 2017

Введение

Актуальность

Дошкольный период – это важный этап в развитии детей. В это время у детей формируется сознательное отношение к людям, закладываются основы мировоззрения

Новый год международный праздник, и празднуется он в разных странах по- разному. Изучая особенности традиций другого народа мы интересуемся историей народа, способствуем возникновению уважительного отношения к ним и их культуре. Актуальность Дошкольный период – это важный этап в развитии детей. В это время у детей формируется сознательное отношение к людям, закладываются основы мировоззрения . Гуманизация образования предполагает изучение культур, воспитание уважительного отношения к другим нациям. Только в результате такого подхода можно привить подрастающему поколению подлинную культуру межнационального общения, являющуюся составной частью общей культуры в цивилизованном обществе.

Проблема

Обогащение знаний детей о традициях других стран

Цель проекта создание условий для формирования представлений о Новом годе в Норвегии как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год у ворот » , повышение эффективности детско-родительских отношений.

Формировать навыки поисковой деятельности по изучению истории появления «Нового года» в Норвегии ;

Формирование у детей представления о новогодних обычаях и традициях норвежцев ;

Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении;

Продолжать учить рисовать красками и карандашами;

Научить детей правильно работать с пластилином, развивать аккуратность и собранность, творческие способности;

Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу.

Предполагаемый результат

У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории появления Нового года в Норвегии , о новогодних традициях в Норвегии . Детьми освоены навыки безопасного поведения во время украшения новогодней елки, умеют рисовать, лепить из пластилина, воспитано бережное отношение к ели.

Этапы реализации проекта

1. Организационный этап – включает в себя изучение научно – методической литературы по теме

2. Этап практических действий :

Разработка проекта для подготовительной группы,

Создание предметно – развивающей среды для ознакомления детей с историей возникновения нового года в Норвегии .

Внесение в группу игрушечного Ниссе.

Подбор детской художественной литературы на новогоднюю тематику.

Создание коллекции новогодних открыток

Выполнение работ по изо-деятельности

Разработка перспективного плана, занятий, бесед с детьми

-работа с родителями :шитьё норвежского костюма ;изготовление Ниссе;помощь в подготовке макета "Норвегия "

3. Заключительный этап :

Новогодний карнавал

Презентация проекта .

Условия реализации проекта :

Мотивационные : отсутствие у детей достаточных знаний о праздновании Нового года в Норвегии .

Кадровые : исполнители проекта (воспитатели) для эффективного решения задач должны обладать знаниями о истории возникновения праздника –в Норвегии .

Материально – технические : имеющиеся в наличии ДОУ.

Для реализации проекта был разработан перспективный план по ознакомлению с праздником «Новый год » в Норвегии

Перспективный план

1 Беседа «такие разные Ниссе» Дать понятие, кто такой норвежский Дед Мороз-Ниссе

2 Беседа «Как встречают Новый год в Норвегии » Познакомить детей с обычаями и традициями встречи нового года в Норвегии

3 Д/И Нахождение отличий Ниссе от Деда Мороза Расширять знания детей о родственниках Ниссе, продолжать учить находить отличия Ниссе и Деда Мороза

4 Беседа «Чем опасен сильный мороз» , «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках» Закрепить с детьми правила безопасного поведения в зимнее время года.

5 Беседа «Елочные гирлянды -красиво, но небезопасно Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении

6 Оформление группы в норвежском стиле . Создание новогодней панорамы на окнах, развешивание гирлянды изготовленую детьми Учить детей создавать растяжку-гирлянду в группе в норвежском стиле изготовленную руками детей

7 П/И «Мороз Красный нос» , «Два Мороза» Совершенствовать двигательные умения и навыки,

Развивать ловкость, быстроту реакции

8 «Зимние забавы» : метание снежков в снежную корзину Развивать координацию речи с движением, общие речевые и двигательные навыки

9 Рассматривание иллюстраций о проведении новогодних праздников Развивать коммуникативные навыки детей

10 Пальчиковые игры «На елке» , «Перед нами елочка» , «Дед Мороз» Развивать мелкую моторику и речь детей

13 Сюжетно-ролевая игра «Семья готовится к встрече Нового года » Развивать новые игровые сюжеты : украшение елочки в группе

14 Совершенствовать двигательные умения и навыки,

Развивать ловкость, быстроту реакции Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию

15 Гимнастика для глаз «Елочка» Профилактика близорукости

16 Экспериментирование. Опыт «Что быстрее растает снег или лед» , «Превращение воды в лед» Развивать наблюдательность, умение исследовать объект, находить причинно-следственные связи

17 Рисование «Норвежский Ниссе » Учить детей изображать ниссе с использованием холодной гаммы красок, использовать вспомогательный рисунок, выполняя его сначало простым карандашом, затем раскрашивание цветными. Развивать творчество, замысел.

18 Лепка «Ёлочки и снеговики» Учить детей лепить снеговиков, вырезать стекой по контуру шаблона. Учить детей лепить елочку модульным способом, шарики расплющивать в диски по определенному размеру, накладывать диски поочередно. Добиваться выразительной формы.

19 Изготовление Ниссе родителями с детьми, для групповой поделки изготовление деревьев и Пошив норвежского костюма кукле . Укрепление детско-родительских отношений

20 Чтение сказок «Снежная королева» , «Снегурочка» , «12 месяцев» , «Морозко» , «Госпожа Метелица» , В. Даль «Девочка-снегурочка» Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев

21 Чтение стихов о Новом годе, елке : С. Михалков «В снегу стояла елочка» , Г. Х. Андерсен «Ель» , С. Маршак «песня о елке» , К. Чуковский «Елка» , С. Маршак «12 месяцев» ,Е. Трутнева «С Новым годом , Е. Тараховская «Новый год » , Прейсен Альф «Веселый Новый год » , С. Дрожжин «Дедушка Мороз» , З. Александрова «Дед Мороз» , р. н. сказка «Дети Деда Мороза» .Н. А. Некрасов «Мороз-воевода» , И. Черницкая «Кто такой ДедМороз» , Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения,

Приложения

Такие разные Ниссе.

В нашей культуре новогодние праздники ассоциируются с Дедом Морозом, Снегурочкой, оленями и гномами-помощниками (хотя последние два пункта скорее имеют отношение к Санта-Клаусу) . У норвежцев же есть свои мифические существа, олицетворяющие праздники Рождество и Новый Год - это загадочные ниссе.

В Норвегии очень почитаем этот маленький, невидимый народец, потому для ниссе нашлось немало работы. Разнообразие их обязанностей и легло в основу разделения этих многочисленных существ на разновидности.

Одни заботятся о бескрайних норвежских лесах (лесные ниссе) . Их жилища спрятаны от посторонних глаз в ямках под пнями, между корнями вековых деревьев, в не занятых животными дуплах. Прокормиться лесным ниссе помогают беличьи (и собственные) запасы на зиму из орешков, кореньев, ягод. Отдыхать от тяжелой работы эти хранители леса любят, купаясь в ручьях и нежась в креслах-качалках в тени деревьев. И, конечно, они любят ходить друг к другу в гости. Весь быт лесных ниссе (и других) подробно описан в бесчисленных легендах и сказках норвежцев .

Есть ещё домовые ниссе (те же наши домовые) . Они очень маленькие, но шустрые и большие проказники. Ниссе, живущие в доме, не только помогают по хозяйству (следят, чтобы продукты не испортились и дети не плакали, но и устраивают всевозможные забавы, шалости и проделки. Эти баловники могут сбить время на часах, переставить вазы, кувшины и кружки, спрятать какую-нибудь вещицу на чердаке или в башмаке. Эти два места : пыльный захламленный чердак и растасканные, видавшие виды башмаки - излюбленные, уютные жилища домовых ниссе. Главная забота этих существ - отводить от дома неприятности и приносить счастье, радость, благополучие.

Как встречают Новый год в Норвегии

Новый год в Норвегии отмечается в ночь на 1 января. Его принято встречать в семейном кругу . Днем семьи с детьми отправляются на городские катки и в парки развлечений. Вечером собираются на ужин за праздничным столом, приглашают близких друзей и родственников. Масштабные гуляния на улицах и площадях городов, вечеринки в клубах и ресторанах среди норвежцев менее популярны .

Сердцем зимних праздников является столица королевства – Осло. Фасады зданий и деревья сверкают иллюминацией. Витрины магазинов и кафе украшаются новогодними композициями. Главная елка Осло находится на площади перед зданием городской мэрии. Перед ратушей в новогоднюю ночь проходят массовые мероприятия. За несколько минут до боя курантов король выступает с торжественным обращением. В полночь горожане и туристы с криками «Godt Nyttr!» («С Новым годом ) откупоривают бутылки с шампанским, небо вспыхивает фейерверками.

В канун праздника норвежцы ходят в церковь к священнослужителям, чтобы получить благословение на вступление в следующий год.

Интересная новогодняя традиция в стране – дарить друг другу спички, которые символизируют уют в доме и благополучие в семье.

Норвежские дети ждут подарки от гнома Юлениссена и козы. Чтобы задобрить сказочных персонажей, они оставляют в башмачках овсяные колосья, за что получают скромные подарки (зачастую сладости) .

На праздничном столе норвежцев присутствует запеченный гусь с яблоками, бараньи ребрышки, свинина, морепродукты и национальный деликатес лютефиск (сушеная треска) . В качестве десерта хозяйки подают печенье с кремом и сливками, рисовый пудинг. В пудинг они кладут косточку миндаля. Считается, кто найдет в своем кусочке миндаль, тот будет богат и успешен весь год.

ТЕМА : Чем опасен сильный мороз?

Цель : формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Беседа по теме.

За что вы любите зиму?

В какие игры можно играть только зимой?

Что зимой вызывает неприятные ощущения?

В январе мороз силен-

Заморозил реки он,

Окна все разрисовал,

Птичек певчих напугал.

Третий день мороз под тридцать-

Детям дома не сидится.

Вышла Таня на крыльцо,

Заморозила лицо :

Нос у Тани побелел,

Рот как будто онемел

И бежит мороз по коже,

Что с ним Таня сделать может?

Что случилось с Таней?

Как выглядит человек на морозе?

Как надо вести себя на морозе, чтобы не замерзнуть?

Итак, зимой можно обморозиться. Различают общее и местное обморожения.

Признаки обморожения

Общее обморожение : озноб, очень холодная кожа, бледное лицо, сонливость, нарушение координации движений.

Местное обморожение : кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает. Краснеет, на ней появляются волдыри.

Упражнение дыхательной гимнастики

Сделать вдох носом. На выходе протяжно тянуть звуки «м-м-м» ,

Одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно- глоточный аппарат, но деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Помоги себе сам

При общем обморожение : примите горячую ванну и после нее разотритесь сухим полотенцем;

завернитесь во что- нибудь теплое, а потом разотрите тело сухой шерстяной тканью;

выпейте горячего чаю.

При местном обморожении : не допускайте быстрого нагревания переохлаждённых участков тела;

протрите спиртом отмороженные места, затем разотрите их мягкой сухой тканью до появления красноты и возвращения чувствительности;

смажьте отмороженный участок несоленым жиром.

Игра «Полезно - вредно»

Полезно или вредно в сильный мороз

Тепло одеваться;

Обувать недосушенную (влажную) обувь;

Долго находиться на ветру;

Медленно прогуливаться по улице;

Кататься на лыжах;

Играть в снежки

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

В сильный мороз нежелательно длительное пребывание на воздухе.

Конспект занятия по ОБЖ

«Безопасные зимние забавы»

Цели : Сформировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр;

Научить детей пользоваться лыжами, коньками, санками;

Воспитывать интерес к спортивным играм и отражать это в рисунке;

Продолжать воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу

Материал к занятию : презентация «Зимние забавы»

Ход занятия

Воспитатель спрашивает детей, за что они любят зиму. Предлагает послушать сказку, про ребят с одного маленького двора

Воспитатель : Выпал снег. Дети вышли гулять во двор, обрадовались снегу и начали с ним играть. Походили по снегу, слепили снежки, побросали их, затем построили замок и разошлись по домам. На следующий день снова пришли во двор, но в снежки уже играть не хотелось, играть хочется, а не с чем.

А вы, ребята, знаете, во что можно играть зимой?

Дети : Да, знаем (лыжи, санки, коньки, хоккей, кататься с горы, кататься на ледянке, строить снеговика)

Воспитатель : Да. правильно, но у ребят не было предметов этих, чтобы можно было играть, а только снег! и решили они написать письмо Деду Морозу, попросить его подарить лыжи, коньки, санки для зимних забав, А письмо может отнести Снеговик Почтовик! Дети начали строить Снеговика! Расскажите, как лепили ребята Снеговика.

Дети рассказывают (скатали большой ком, потом поменьше, потом еще меньше)

Воспитатель читает стихотворение :

Раз- рука, два рука

Лепим мы Снеговика

Три – четыре, три – четыре

Нарисуем рот по – шире!

Пять найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз

Шесть наденем шляпу косо

Пусть смеется он у нас!

Семь и восемь, семь и восемь,

Мы сплясать его попросим!

Вдруг произошло чудо – ожил Снеговик! Улыбнулся и спросил у ребят, почему они грустные?

Дети рассказали Снеговику, что горка у них есть, а кататься на ней не на чем и что они написали письмо Деду Морозу с просьбой. И попросили Снеговика это письмо отвести Деду Морозу.

Снеговик отправился к Деду Морозу. Дорогу он знал хорошо, поэтому быстро добрался. Передал ему письмо.

Прочитал Дед Мороз письмо и стал подарки в мешок складывать. Кому лыжи, кому коньки, а кому санки с ледянками, даже сноуборд положил.

Взвалил Снеговик мешок на спину и отправился в обратный путь. А голодные Волк и лиса давно за ним следили. И отняли у Снеговика мешок. Побежали на поляну, по дороге еще Зайца позвали в мешок заглянуть. Открыли, а там не курочка, не кролик и не морковка с конфетами! Что с лыжами делать, лиса не знала. Волк уселся на санки, а Заяц на лыжи встал!Покатились они с горы! Хотели повеселиться, Но веселиться им долго не пришлось, горка закончилась у самой дороги! Волк лапу сломал, заяц лыжами себе шишку набил, а Лиса себе бок ободрала.

И решили звери мешок с вещами Снеговику вернуть. Отправились они в город - нашли Снеговика. И сказали, что эти вещи принесли им только неприятности!

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему так все случилось?

Дети отвечают (потому. что звери не соблюдали правила безопасности и не умеют ими пользоваться)

Воспитатель : Снеговик передал детям мешок. Дети взяли санки, коньки, клюшки, лыжи, а на дне лежало письмо от Деда Мороза.

«Дорогие ребята! Поздравляю вас с зимой! Передаю вам подарки! Напоминаю вам, что нельзя кататься с высокой горы, рядом с проезжей частью . Кататься на лыжах можно только в специальных местах, где есть тропинки. Кататься на коньках можно только на катке, не толкаться - чтобы не было падений. Играть в снежки аккуратно, не бросая их в лицо»

Воспитатель : Ребята, давайте научим зверей правилам пользования коньками, лыжами и санками.

Дети показывают и рассказывают, как правильно пользоваться спортивными снаряжениями.

Беседа о правилах безопасности в Новый год

Задача : познакомить с возможными источниками опасности : хлопушками, салютами, бенгальскими огнями, развивать у детей навыки осторожного пользования ими, воспитывать любовь к празднику.

Оборудование : иллюстрации с изображением новогодней ёлки.

Рассматривание иллюстраций с новогодней ёлкой.

– Посмотрите, вот она – красавица – ёлка. Какие на ней украшения? (Бусы, гирлянда, елочные игрушки, звезда) .

– А вы знаете, что если повесить на елку игрушки из бумаги, дерева, пласт-массы, зажечь гирлянду и оставить её без присмотра, то может случиться пожар?

Почему это может произойти? (Предположения детей)

А произойти это может потому, что бумага, пластмасс легко могут загореться, а от них может вспыхнуть не только елка, но и вся квартира. Поэтому, если вы с родителями зажгли гирлянду, то не уходите из дома и следите, чтобы не произошло возгорания.

– Ребята, кто наш самый долгожданный гость в Новый год ? (Дед Мороз)

– Почему? (Потому что он приносит нам подарки) . Какие подарки может принести Дед Мороз? (Сладости, игрушки) .

– А вы любите в этот праздник жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушки (Ответы детей)

– Да, ребята, все : и взрослые и дети любят жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушки. Это очень красиво. Но при неправильном обращении с ними мы можем попасть в беду.

Как вы думаете, что может произойти, если не соблюдать правила осторожности? (Предположения детей)

Если зажигать бенгальские огни самостоятельно, то можно обжечь себе пальцы или поджечь одежду. Поэтому их можно жечь лишь под присмотром родителей.

– Где надо зажигать бенгальские огни? (На улице) .

Дома их жечь запрещено, потому что даже маленькая искорка может стать причиной пожара.

– Салюты могут поджигать только взрослые. Детям подходить к ним запрещено. Когда мы смотрим на салют, то видим как красиво разрываются разноцветные шары в воздухе. Поджигать их рядом с домами и деревьями нельзя, так как от салюта могут загореться деревья и даже дома находящиеся рядом. Хлопушки мы тоже можем взрывать вместе с родителями, чтобы избежать травм.

Во время прогулок по улице вы должны обязательно держать родителей за руку. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей)

– Ребята, сегодня мы с вами говорили о безопасности во время встречи Нового года . Давайте повторим еще раз все.

Какую опасность таят в себе бенгальские огни и фейерверки? Как надо поступать, чтобы праздник не принес никакой беды? Молодцы, теперь вы знаете важные правила, которые нужно помнить при встрече Нового года

Подвижная игра «Мороз Красный нос»

Цель : Воспитывать быстроту и ловкость

Ход : На противоположной стороне площадки обозначены два дома, играющие располагаются

В одном из домов. Водящий – Мороз Красный нос становится посередине площадки лицом к играющим и произносит :

Я Мороз Красный нос.

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Играющие отвечают хором :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова «мороза» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой, «заморозить» . «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с Морозом подсчитывают количество «замороженных» . После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.

Пальчиковая гимнастика "Ёлочка"

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад :

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

Гимнастика для глаз

«Елока»

Вот стоит большая елка, (Выполняют круговые движения глазами.)

Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)

Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)

Экспериментальная деятельность «Что быстрее растает - снег или лёд?»

Цели :

Знакомить детей с агрегатными состояниями воды;

Закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда;

Развивать у детей наблюдательность и мыслительную деятельность;

Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.

Материал для проведения опыта – эксперимента :

Снег на блюдце;

Кусочки льда на блюдце.

Описание опыта – эксперимента.

Рассматриваем с ребятами снег и лёд. Объясняю ребятам, что и снег, и лёд – агрегатные состояния воды. Лёд и снег – это замёрзшая вода. Ребята рассказывают о свойствах снега и льда (снег белый и рыхлый, а лёд бесцветный и твёрдый) .

Перед ребятами ставится проблемная задача : «Что быстрее растает снег или лёд?»

Ребята сразу же отмечают то, что и снег, и лёд в группе растают, потому что в помещении группы тепло.

Рассуждают о том, что же растает быстрее.

Предлагаю ребятам понаблюдать.

Ребята на протяжении длительного времени следят за состоянием снега и льда. С удивлением обращают внимание на то, как постепенно уменьшается горка снега на блюдце, и уменьшаются кусочки льда.

Через некоторое время ребята отмечают, что весь снег растаял, превратившись в воду, а кусочки льда уменьшились в размерах, но ещё не совсем растаяли.

В тепле и снег, и лёд тают, превращаясь в воду. Снег тает быстрее, потому что он рыхлый. Лёд тает медленнее, так как он более твёрдый.

Сколько же было у детей радости и восторга, когда им разрешили взять в руки, не растаявшие кусочки льда!

Ребята обратили внимание и на то, что в воде от растаявшего снега видна грязь. Значит снег грязный, хотя кажется белым и чистым.

Вода от растаявшего льда – чистая, так мы замораживали чистую воду из водопроводного крана.