Русская пасха в году какого. Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни? Когда празднуется Пасха

Дату празднования христианской Пасхи высчитывают по солнечно-лунному календарю. Именно поэтому каждый год ее отмечают в разные числа. Однако праздник всегда приходится на воскресенье. Православная и католическая Пасха наступают в разные дни, так как их даты высчитывают по разным календарным системам. Но в этом году и католики и православные верующие будут встречать Пасху в один день - 16 апреля, сообщает сайт therussiantimes.com. Пacxa в 2017 гoду: иcтopия пpaздникa Пять тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху как праздник отела скота и сбора урожая. Позднее ее начали связывать с освобождением еврейского народа и выходом из египетского рабства. Пасха в переводе означает «избавление» и служит напоминанием о том, как Моисей вывел евреев из Египта и они обрели землю обетованную. Ветхозаветная иудейская Пасха празднуется перед новозаветной христианской. Дело в том, что Христа распяли в тот вечер, когда евреи по традиции закалывали к Пасхе ягненка. А воскрес Спаситель уже после наступления праздника. Отмечая христианскую или Новозаветную пасху, верующие радуются воскресению сына Божьего, победе добра над злом. Православные празднуют Пасху в воскресенье, как символ того, что именно в этот день воскрес Спаситель. Ha Pуcи Отмечать православную Пасху на Руси начали после крещения. В те времена празднование больше походило на языческие гуляния, так как в это же время славяне привыкли чествовать Царь-Девицу. Пacxa в 2017 гoду: нapoдныe тpaдиции Постепенно у православных славян родились новые ритуалы, поверья и обычаи. Многие из них связаны со Страстной неделей, которая предшествует Воскресению Христову. Так, в Чистый четверг было принято до восхода окунаться в прорубь или мыться с бане. В этот день причащались, прибирались в избе, белили печи, ремонтировали колодцы. На Севере и в Средней полосе России появилась традиция окуривать жилье и хлева ветвями можжевельника. По верованиям, данный ритуал должен был защитить людей и скот от болезней и сглаза. Также в Чистый четверг освящали соль, пекли куличи, пряники, готовили пасхальную бабу и кисель, привечая весну. Главными символами Пасхи являются раскрашенные яйца и куличи (они символизируют саму жизнь), пасхальные ручьи (вода) и Благодатный Огонь. В пасхальную ночь жители всех российский городов и сел собирались в церквях, чтобы послушать богослужение, освятить воду, яйца и куличи. Затем миряне шли домой, накрывали праздничный стол и могли, наконец, разговеться после строгого 48-дневного поста. По традиции, первым нужно было съесть яйцо и кулич. После это разрешалось приступить к другим блюдам. Еще одна российская традиция - битва яиц. Соперники брали раскрашенные пасхальные яйца и били их друг о друга. Побеждал тот, чье яйцо оставалось целым или давало меньше трещин. Taкжe нa Пасху было принято «христосоваться»: встретив знакомого верующие трижды его целовали и говори «Христос воскресе!» В ответ они всегда слышали «Воистину воскресе!» Пacxa в 2017 гoду: пoвepья и пpимeты С Пасхой связано множество примет, поверий и обрядов. Например, люди были уверены, что в этот праздничный день со звоном колоколов все бесы и черти проваливаются сквозь землю. И в то же время в церкви во время богослужения верующие надеялись увидеть колдуна с рожками и ведьму с хвостом. В Пасху позволялось попросить у Бога всего, что угодно: успехов в делах, хорошего урожая, доброго жениха и тому подобное. В пасхальную ночь, чтобы приманить счастье и благополучие, верующие брали воду из родника или колодца, приносили домой и окропляли избы и хлева. Причем проводить ритуал требовалось в полном молчании. Считалось, что если на Пасху съесть яйца, которые куры снесли в Страстной четверг, можно оградить себя от недугов. А чтобы защитить скот от падежа, нужно было закопать скорлупу в землю на пастбище. С давних времен сохранились такие пасхальные приметы: - ктo пepвый войдет в дом после цepкoвнoй cлужбы, тому вecь гoд будeт сопутствовать удача; - чтобы привлечь богатство и успех, нужно окунуть в вoду c ocвящeнным яйцoм зoлoтыe укpaшeния; - защитит маленького ребенка можно, прокатив пacxaльнoe яйцo по его личику; - на Пасху нельзя заниматься делами в доме, чтобы из него не упорхнуло счастье. В России Пасху любят отмечать даже не верующие люди. Ведь это светлый семейный праздник, посвященный, в первую очередь, весне, жизни, любви и прощении. Кроме того, Пасха - отличный повод собраться вместе с родными и близкими за одним столом. Фото с сайта therussiantimes.com

Великдень – одне з найдавніших і дуже важливих церковних свят. Воскресіння Христове відзначають як православні, так і католики. Великдень – то не просто свято, це величне і радісне подія – світлий день, що несе в собі надію на щасливе майбутнє, любов до життя і перемогу над смертю.

Щоб насолодитися цим святом і відчути його чари, необов"язково бути віруючим. В цей день церква відкриває ворота і зустрічає всіх бажаючих освятити різні страви (яйця, паски, солодощі). За традицією родичі (рідні та близькі люди) зустрічаються за святковим столом – разом діляться хорошими моментами і насолоджуються життям.

Якого числа Пасха в 2017 році?

Коли Великдень у 2017 році, якого числа – це питання хвилює дуже багатьох. Її відзначають щороку в неділю, але дата змінюється. У 2017 році її святкуватимуть 16 квітня. Розрахувати дату можна і самостійно за допомогою спеціальних таблиць – пасхалії.

Слід зазначити, що дата Великодня у 2017 році у католиків і православних збігається. Однак так відбувається досить рідко - це пояснюється тим, що конфесії розраховують подібні дати за різними календарними системами для визначення числа даного торжества.

Існують правила, за якими визначають дату Пасхи:

  • Її будуть відзначати навесні після дня рівнодення.
  • Християнська Пасха слід завжди після Великодня іудеїв.
  • Відзначати його будуть у перший день «тижня».
  • Святкування відбудеться після першого повного місяця, який слідує за днем рівнодення.
  • Підготовка

    Протягом семи тижнів (Великий піст) віруючі готуються до важливого і радісного дня – очищають тіло і душу. Харчуються тільки рослинною їжею, лише зрідка дозволяють собі рибу. Постячись, люди очищають своє тіло і розум від поганих думок і бажань.

    Готуватися до свята починають за тиждень до воскресіння Христа:

  • продумують святкове меню;
  • наводять в будинку порядок і чистоту.
  • До «чистого» четверга все повинно бути готове - необхідно звільнити час для роздумів та молитов.

    Як святкують православні?

    Основними символами Великодня є Благодатний Вогонь, Вода і Життя. У святкову ніч християни відправляються до церкви на службу. Важливу роль у цьому святі грає Великодній Вогонь – він є символом Світла Божого. Перед початком служби люди чекають Благодатного вогню (у великих містах). Якщо його привезли з Єрусалиму, і священики розносять його по всіх наявних церков у місті. Віруючі запалюють від цього вогню свічки.

    Світять принесені страви і воду. По закінченню служби віруючі прямують додому, щоб накрити стіл і розговітися. Багато забирають лампаду з вогнем додому, намагаючись зберегти її світіння протягом усього року. Цей день особливо значимий для тих, хто дотримувався посту. Приступаючи до трапези, починають ласувати спочатку яйцями, а потім паскою. Далі приступають до інших святкових частувань.

    В цей день у віруючих є одна цікава забава – битва яєць. Щоб взяти участь у цій грі, потрібно святковим яйцем вдарити пліч яйця суперника. Переможець той, чиє яйце, вірніше шкаралупа, залишиться цілим. При зустрічі у святкові дні зі знайомими та близькими прийнято говорити «Христос Воскрес!», а відповідають: «Воістину Воскрес».

    Прикмети та обряди:

  • Якщо прокатати крашанкою по личку дитини, то вважається, що чадо захищено від лихого ока.
  • Перший, хто переступить поріг власного будинку після служб, буде щасливий цілий рік.
  • Для залучення успіху і благополуччя слід занурити золоті прикраси в освітлену воду з яйцем.
  • У православних слов"ян великодні яйця асоціюються з весняним відродженням весни і родючістю.
  • Легенди: чому стали фарбувати яйця

    №1

    Коли народився Марк Аврелій, одна з курок належить його матері, знесла яйце, на якому були видні червоні цяточки. Це витлумачили як народження великого імператора. Римляни стали один одному дарувати на свята пофарбовані яйця. Християни таке явище витлумачили інакше: великоднє яйце, пофарбоване в червоний колір символізує кров Христа.

    №2

    Ще одна легенда, чому стали на Великдень фарбувати яйця, свідчить, що після смерті Ісуса Христа 7 іудеїв зібралися разом за столом, на якому були варені яйця і смажена курка.

    Один з присутніх згадав про казненном Христа і заявив, що Ісус воскресне на третій день. Власник будинку на це відповів, що він воскресне, якщо курка, що лежить на столі оживе, а яйця почервоніють. Так і сталося - курка ожила, а яйця змінили колір.

    №3

    Щоб розважити маленького Ісуса, Діва Марія разукрашивала яйця.

    Якого числа Пасха в 2017 році у католиків

    Серед католиків Великодній заєць є популярним істотою. Згідно з повір"ям, він ходить по домівках і кладе в святкові кошики частування. Пасхального зайця випікають і друкують на листівках, сувеніри з даним персонажем також в цей день дуже затребувані.

    Ще одним символом цього свята у католиків є теж барвисті яйця. У різних країнах їх прикрашають по-різному. Наприклад, в Центральній Європі їх розписують візерунками, квітами і орнаментами. Західноєвропейські католики розфарбовують яйця в червоний колір, при цьому ніяких додаткових елементів прикраси не використовують.

    Служба розпочинається у Великий Четвер і триває до Великого Неділі. У цей період люди згадують всі муки, які переніс Христос, його смерть і воскресіння.

    Ввечері у Велику суботу проводять Літургію Світла (Навечір"я). Поблизу церкви священики розпалюють багаття і беруть іскру, щоб запалити свічку з якої потім відправляються в темний храм і вимовляють гімн. Від запаленого Пасхала люди запалюють вже свої свічки. Потім слід Літургія Слова, а після Літургія Хрещення.

    У ніч перед торжеством хрестять дорослих людей - віруючі вважають, що цей обряд зробить їх щасливішими. Після хрещення починається Євхаристійна Літургія, а потім, після її закінчення, вимовляють «Христос воскрес». Знаходяться в храмі відповідають «Воістину воскрес» і починається хода навколо храму. По приходу додому накривають стіл (випічка, солодощі, м"ясо), прикрашають його великодніх декором і скликають всіх рідних і близьких.

    Тепер, коли відомо, коли Великдень у 2017 році, можна заздалегідь до неї підготуватися і провести свято у відповідності з усіма традиціями.

    Каждый год все православные с нетерпением ждут праздника Воскресенья Христова. Пасха – это один из самых важных, светлых и добрый церковных праздников. В этот день принято устраивать народные гулянья, готовить вкусные угощения и приветствовать всех встречных фразой «Христос воскрес». Даже те из нас, кто не посещает церковь, в этот день чувствуют особую радость и хорошее настроение. Когда же наступит Пасха 2017, какого числа в грядущем году мы будем отмечать этот праздник?

    Всем нам известно, что в этот день мы празднуем событие, которое стало поворотным в истории человечества. Вознесение Иисуса Христа ознаменовало победу над предательством и злобой, над тьмой и смертью. Особым символами праздника являются благодатный огонь, святая вода, куличи и расписные яйца, которые необходимо освятить в церкви и угощать ими всех своих родных и знакомых.

    С чего начинается Пасха? Уже накануне праздника в церквях можно увидеть тысячи людей, которые выстраиваются в огромные очереди в ожидании ночной службы. Именно ночью перед Пасхой начинается настоящий праздник. Церковь в этот день особенно красива. Нарядные убранства, праздничные рясы священников и сотни свечей, дарят особую атмосферу.

    Все в эту ночь чувствуют на себе благодать, которая спускается на каждого, присутствующего в храме.

    По поверью благодатный огонь в эту ночь, от которого зажигается каждая свеча, способен исцелять физические и душевные недуги, а святая вода становится чудотворной. Освященные продукты также обладают чудесными свойствами. Люди верят, что они могут вылечить даже тяжелобольного человека.

    Православная Пасха – это праздник продолжения жизни, даже после смерти.

    Когда празднуется

    Православный праздник Воскресения Христова каждый год празднуется в разные даты. Однако есть одно правило – праздник всегда приходит в воскресенье. Рассчитывается дата православной Пасхи по солнечно-лунному календарю и наступает сразу после страстной субботы Великого Поста. Православная Пасха в 2017 наступит 16 апреля. В этот день православные люди закончат поститься и будут праздновать один из самых великих и почитаемых православных праздников.

    Какого числа празднуется католическая пасха в 2017 году? Католический календарь церковных праздников обычно не совпадает с православным. Это происходит по причине того, что католики пользуются другой календарной системой для расчета церковных дат. Однако Пасха в 2017 у католиков выпадает на то же число, что и у православных. Это поистине чудесный день. Явление это очень редкое, а потому особо почитаемое у представителей обеих конфессий.

    Обряды и традиции

    Итак, церковный календарь гласит, что пасха в 2017 году наступит в воскресенье 16 апреля. На протяжении многих веков у православных верующих сформировались особые традиции, связанные с празднованием Пасхи. Одной из самых любимых нами является обязательное присутствие на пасхальном столе крашеных яиц, которые символизируют жизнь.

    Именно крашеные яйца нужно отведать в первую очередь, садясь за праздничный стол. После яиц нужно скушать кулич, а уж потом можно отведать и остальные яства. Эта дата особенно радостна для тех, кто держал перед Пасхой Великий пост.

    Дети и взрослые в этот день устраивают настоящие битвы крашеными яйцами. Ими, конечно, не принято кидать друг друга, суть битвы заключается в другом. Два борца берут в руки по одному цветному яйцу. Один соперник стукает своим яйцом в биток другого бойца. Победителем оказывается тот, у кого яйцо уцелело, он же должен забрать себе разбитое угощение. Некоторые на Пасху умудряются выигрывать десятки яиц, которые потом принято раздавать всем встречным.

    Жители России особенно любят традицию целоваться на Пасху. По данному обряду все встречающиеся друг другу люди должны поцеловаться три раза и сказать «Христос воскрес» — «Воистину воскрес».

    Также для жителей России, причем порой даже для тех, кто считает себя атеистом, очень важна традиция, которая запрещает трудиться на Пасху. В этот день редко можно увидеть кого-то за работой, ведь народная мудрость гласит, что даже домашние заботы нужно отложить до следующего дня.

    Календарь народных примет

    Не обходится празднование Пасхи и без народных примет, которые пришли к нам из глубины веков, и сопровождают нас, по сей день.

    Как привлечь деньги на Пасху? Очень просто! Есть поверье, что если в этот великий православный праздник положить в чашу с водой и пасхальным яйцом (обязательно освященным) свои золотые украшения, деньги будут водиться у вас в течение всего года.

    Также Пасха в 2017 может стать отличным поводом защитить своих детей от сглаза и порчи. Для этого нужно взять яйцо, принесенное из церкви и прокатить его по лицу малыша. Этот оберег часто использовали ведуньи в деревнях, чтобы уберечь детей от злых людей.

    А чтобы привлечь удачу в делах, народный календарь примет гласит, нужно успеть первому войти в дом после посещения церкви. Именно первому, кто войдет в двери, фортуна будет улыбаться весь год, а любые начинания будут успешными и прибыльными.

    Пасхальные запреты

    Многие люди, по незнанию пасхальных традиций едут в этот великий день на кладбища, помянуть умерших родственников и друзей. Как заявляет церковь, делать этого категорически нельзя. Для посещения усопших родных в церковном календаре определен специальный день, эта дата наступает сразу, когда кончается Пасха. В народе этот день называют Родительским.

    К примеру, если вы работаете посменно, и ваша смена выпадает как раз на Пасху, ничего страшного, не нужно переделывать рабочий календарь, особенно когда вы своим трудом приносите пользу людям и обществу.

    Нельзя и венчаться или выходить замуж на Пасху. Православная церковь объясняет этот запрет тем, что Пасха – это праздник очищения души и тела, а не день плотских утех. Венчания запрещены и в Великий Пост перед Пасхой, свадьбы в церкви возобновляются после Родительского дня.

    Что нужно знать перед походом в храм

    Многие, собираясь на Пасху в церковь впервые, расценивают этот поход как экскурсию. Однако законы церкви несколько строги и не позволяют определенных вольностей. Конечно, сегодня церковь более лояльна, чем раньше. Однако собираясь в храм нужно знать основные правила, без соблюдения которых вы можете оскорбить чувства других верующих. Так, женщинам нужно обязательно покрыть голову платком. Нельзя в храм идти в вызывающих и открытых одеждах. Плечи и руки должны быть прикрыты.

    Нельзя в церковь идти в нетрезвом состоянии или распивать спиртные напитки во время службы. Нельзя шуметь и вести себя вызывающе. Если вам сделали замечание, не нужно устраивать ссоры, в этот день нельзя ругаться и сквернословить.

    Все мы, покупая календарь на новый год, сразу смотрим праздничные даты. Пасха в грядущем году будет в апреле месяце, 16 числа. Для того чтобы отпраздновать эту дату не обязательно быть верующим и жить по церковным законам. Можно просто радоваться жизни, дарить друг другу хорошее настроение и верить в лучшее. А для тех, кто еще ни разу не праздновал Пасху по церковному календарю, это прекрасный повод познакомиться с великими многовековыми православными традициями.

    Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).

    Даты пасхального воскресенья:

    Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля

    Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.

    Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

    Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

    Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

    «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »

    После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

    Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).

    Пасхальный агнец

    В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.

    Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).

    Пасха в Новом Завете

    Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

    Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

    Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

    Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

    «…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

    Прекращение ветхозаветных жертв

    После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.

    Раннее христианство

    После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.

    В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.

    В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

    В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.

    Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.

    Первый Вселенский собор

    Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

    «Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »

    Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:

    «Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

    Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

    Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:

    «Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.

    Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

    Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

    Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

    Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

    Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.

    Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».

    Средние века и Новое время

    В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:

    «Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

    В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

    «Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»

    В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

    Современность

    В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

    В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

    Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

    На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

    Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.

    Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

    Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.

    В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

    Общее правило для расчёта даты Пасхи:

    «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

    Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

    Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

    Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

    Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

    Установленный день празднования - воскресенье;

    Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

    В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.

    G = (остаток от Y/19)+1;

    Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

    Основание = остаток от (11·G)/30 .

    Новолуние = 30 - Основание;

    Полнолуние = Новолуние + 14;

    Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

    Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

    Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

    В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

    Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

    Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник

    Пасха в церковном году

    К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:

    Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:

    По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);

    Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:

    Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

    Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

    Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

    Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;

    Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

    Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

    Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)

    Пасха - Светлое Христово Воскресение:

    Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

    Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:

    Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

    Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);

    Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:

    На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;

    Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):

    На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

    Пасхальные традиции

    Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

    Пасхальное богослужение

    В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

    В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

    Пасхальное приветствие

    Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

    Пасхальный огонь

    Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

    Пасхал

    В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

    В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

    Пасхальная трапеза

    В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.

    Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

    Пасхальные яйца. Творожные пасхи

    В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

    Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

    Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

    В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

    Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

    Пасхальный крестный ход

    Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

    В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

    Пасхальный звон

    В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

    В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

    Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.


    Как правило, католики и православные отмечают Пасху в разное время. В основном это связано с тем, что католики живут по григорианскому календарю, а православные по юлианскому. Разница между этими календарями 13 дней. Однако, дата Пасхи определяется ещё и фазами солнца и луны, поэтому расхождения бывают разными: и неделя, и две.
    А иногда, и это не так уж редко бывает как кажется, православная и католическая Пасхи отмечаются в один и тот же день. В 2017 году произойдёт именно так. Будем верить, что это добрый знак. В следующий раз совместного праздника нужно будет ждать в 2025 и 2028 году. В среднем такое событие происходит 2-3 раза за десятилетие.

    Ночной крестный ход, радостное пение, колокольный перезвон, ароматные куличи, пахнущие ванилью сладкие пасхи и яркие крашеные яйца на столе – вот то, что первым приходит на сердце, когда мы слышим слово «Пасха». Но это, конечно, только внешние её атрибуты. Огромная душевная работа, спасение души – вот истинный смысл Воскресения Господня. «Празднику праздник и торжеству из торжеств» предшествует длительная и сосредоточенная подготовка – Великий пост.

    Для некоторых это новость, но сам праздник заканчивается не в этот же день и даже не с окончанием Светлой Седмицы, но ещё 40 дней, до самого Вознесения Господня, ликует в сердцах православных Пасха. Начинается этот праздник Великопостной полунощницей, продолжающий её крестный ход символизирует жен-мироносиц, пришедших к гробу Иисуса Христа, а заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма – мы помним камень, закрывающий вход в пещеру, а священник символизирует ангела, отверзающего её.

    Подвижные и неподвижные праздники

    Церковный год – это цикл, или, если угодно, круг праздников и богослужений. Начинается он 1 сентября (или 14 по старому стилю). Каждый шаг жизненного пути человека церковь ведёт таинством и молитвой. Все церковные праздники делятся на подвижные (или переходящие) и неподвижные. То есть, те праздники, даты которых меняются из года в год, и те, даты которых остаются неизменными. Даты подвижных праздников зависят от дня Пасхи, а он в свою очередь определяется по солнечному и лунному календарям. Неподвижные же праздники закреплены за каким-то определённым днём.
    Двунадесятые праздники – от слова «двенадцать» – это 12 самых важных после Пасхи праздников. Посвящены они событиям земной жизни Богородицы и Иисуса Христа.

    Церковные двунадесятые праздники в 2017 году

    Двунадесятые неподвижные праздники, их даты постоянны:
    Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
    Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
    Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
    Рождество Христово – 7 января
    Богоявление или Крещение Господне – 19 января
    Сретение Господне – 15 февраля
    Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
    Преображение Господне – 19 августа
    Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

    Двунадесятые переходящие праздники в 2017 году отмечаются в следующие дни:

    Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим или Вербное воскресенье отмечается ровно за неделю до Пасхи – 9 апреля
    Вознесение Господне происходит на 40-й день после Пасхи – 25 мая
    День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи (этот праздник называется ещё Пятидесятница) – 4 июня.

    Великие недвунадесятые праздники в 2017 году:

    Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – 14 января
    Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля (ровно за полгода до Рождества Христова)
    День святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
    Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
    Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября

    Церковные многодневные посты в 2017 году

    Для воцерковленного человека год идёт не по датам календаря, а от праздника к празднику. А к самым главным праздникам православный христианин готовится многодневным постом и молитвой. Всего в году 4 многодневных поста.
    Рождественский пост или Филиппов пост длится с 28 ноября 2016 года до 6 января 2017 года. Он предваряет светлый праздник Рождества.
    Великий пост начинается 27 февраля и длится до 15 апреля. Пасха – венец этого поста.
    Петров пост или Апостольский пост: 12 июня – 11 июля. До самого дня апостолов Петра и Павла.
    Успенский пост длится с 14 по 27 августа и предваряет собой праздник Успения Пресвятой Богородицы.
    И снова Рождественский пост, который начнётся 28 ноября 2017 года, а закончится 6 января 2018.

    Круг замкнулся и начался сызнова – бесконечный и вечный путь к Богу.
    «Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)