Развлечение мир похож на цветной луг. Конспект нод по экологии "мир похож на цветной луг"

Текст для читательского дневника по сказке Островского Снегурочка

В этой пьесе драматург обратился к народным русским мотивам. Главная героиня – та самая Снегурочка, дочь Мороза и Весны. Она прекрасна и добра, но её сердце не знает любви. По своей воле становится она приёмной дочкой у бедных и жадных людей. Ей нравится Лель, но он выбирает страстную Купаву. Её бывший жених влюблён в Снегурочку, добивается её взаимности и… смерти. Так как полюбившая Снегурочка тает. И её жених убивает себя.

Главная мысль пьесы Снегурочка Островского

Пьеса о том, как гордыня и ревность могут пытаться заменить любовь, но терпят поражение перед этим чувством, весной, самой жизнью. Снегурочка с радостью отдаёт жизнь за миг любви.

Читать краткое содержание сказки Островского Снегурочка

У сказочных родителей разные взгляды на воспитание дочери. Мороз считает, что ей лучше в лесу среди птиц и зверей, а вот Весна верит, что дочке нужно к людям. Родители решают отдать девочку в дом на окраине деревни, где парни не смутят её сердце. Снегурочку – уже взрослую девочку – тоже спрашивают, хочет ли она к людям. Отвечает она, что особенно манит её песня пастуха Леля. Наказав ей держаться от него подальше, они отпускают дочь.

Удочерили девочку жители с окраины – Бобыль с Бобылихой. Их надежды разбогатеть, выгодно отдав приемную дочку замуж, не сбываются, так как Снегурочка слишком холодна с женихами. Но однажды Бобыль за деньги пускает переночевать Леля. Тот пытается соблазнить девушку, но, не получив от неё поцелуя, он убегает к более веселым девушкам.

Кстати, Снегурочка становится причиной раздора во многих парах, ведь девушки ревнуют своих женихов к холодной красавице. Только Купава была добра к Снегурочке, но до той поры, когда её жених, приехавший уже свататься, влюбился в ледяную деву.

Приёмные родители заставляют Снегурочку принять богатые дары, хотя она и не хочет обижать подругу – красть её жениха. Тот смеет сказать Купаве, что разлюбил из-за её «излишней» страсти, которая ему кажется предвестием измены грядущей. Оскорбленная и брошенная девушка пытается утопиться, но её спасает Лель.

Ищет защиты Купава у царя Берендея, спрашивая, можно ли верить честному слову. Конечно, владыка отвечает, что только на части людской всё и держится. Тогда она обличает обманщика, требует его наказать.

Чтобы воздать изменщику и порадовать бога Солнца (и по совету прекрасной жены Елены), Берендей объявляет битву с Лелем за сердце Снегурочки. Лель поёт так прекрасно, что побеждает. Он может поцеловать Снегурочку и, вообще, любую. И он отвергает холодную девушку, выбрав Купаву.

Именно Лель объясняет Снегурочке, что она не знает любви, а только гордость, ревность. Однако настоящая любовь убьет Снегурочку… И всё же, несмотря на предупреждение матери Весны, девушка готова отдать жизнь за миг настоящей любви. В итоге, её избранником становится бывший жених Купавы.

Безмерно счастливый он ведёт новую невесту на гору, чтоб со всеми встретить праздник Солнца, не верит он в её страхи. И там Снегурочка тает счастливая. А обманутый жених бросается с холма.

В последних строках говорится, что его гибель не должна печалить, ведь теперь Яриле принесена жертва.

Картинка или рисунок Сказка Снегурочка

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Быков Дожить до рассвета

    Великая Отечественная Война. Зима. Отряд специального назначения под командованием лейтенанта Ивановского отправился на важное задание. За ночь нужно было управиться.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником. Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

5 (100%) 2 votes

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Действующие лица

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги

Краткое содержание


В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Знаменитые арии и номера из оперы:

ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) - слушать

третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) - слушать

хор «Ай, во поле липенька» (III действие) - слушать

дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) - слушать

заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) - слушать

Музыка

С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

История создания

К работе над оперой Николай Андреевич приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.

Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Иносказания в сказке и опере


О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами - и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.


Аллегории в сказке:

  • Мороз – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
  • Когда в конце сказки она просит Мать-Весну даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного жара, это символизирует жертву, которую приносит героиня во имя людей. Она осознанно шла на этот путь. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народу, а сами люди, узрев жертвенность и пламенность ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
  • Показательно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского оно означает «паук», «тарантул». Сам род занятий купца чужд крестьянскому образу жизни, его воспринимают как чужака, несущего смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в слободе взбудоражило селян. И его погибель от тоски по Снегурочке стала символическим искуплением для берендеев.
  • Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо-Лель», «Лада Лель-люли» обращение к нему.
  • Но противники этой версии считают, что Лель (Ляля) – сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине желание материнства. Плодородие для женщины – это возможность родить. По древнеславянскому верованию, заслужить внимание Леля означает получить ребенка. И это для славян - высшее благо.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского, написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.

Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение д/с №40 п.Забойского

муниципального образования

Славянский район.

Конспект

По формированию целостной картины мира

В средне группе

Игра-путешествие

«Мир похож на цветной луг,

если рядом с тобой друг»

Опыт работы воспитателя:

Мезинок Любови Николаевны 2011 год.

Тема:

Игра - путешествие

«Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг».

Программные задачи :

1. Рассказать детям об интересных фактах познавательного цикла.

2. Развивать речевую инициативу и самостоятельность детей в процессе общения и диалогической речи.

3. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний.

4.Учить детей использовать в речи наиболее употребительные прилагательные и глаголы, закрепить правильное произношение гласных и согласных звуков, развивать мелкую моторику рук.

5.Упражнять детей в выразительном проговаривании потешек.

6. Развивать ритмический слух в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах.

7. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений.

8. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего.

О борудование

Мультимедийное оборудование (показ сказок).

Воздушные шары на ленточке.

Игрушки: семья божьих коровок, зайчонок, бумажные цветы, «мусор», пенек, аптечка, рюкзак.

Шумовые инструменты из бросового материала, фонограмма «Звуки леса», веселая музыка.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, хотите отправиться со мной в путешествие? Тогда я возьму с собой рюкзак. В нем все необходимое, все, что может пригодиться в походе.(воспитатель берет шары)

И вот ветрам послушный

Под самою луной

Несется шар воздушный

Высоко над землей

Весь город, как на блюдце,

Раскинулся под ним.

Эй! Маленькие люди!

Садитесь! Полетим!

Дети читают стихотворение: «Сказки гуляют по свету».

Сказки гуляют по свету,

Ночь, запрягая в карету,

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит…

Пусть зло на проделки хитро.

Но все ж побеждает добро!

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся

В окна, как в речки, глядятся

А Золушку выручит Фея,

Не станет Горыныча-змея.

Пусть зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает добро!

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы-

Вмиг Сивка- Бурка приснится.

А месяц засветился ясный

В глазах Василисы Прекрасной…

Пусть зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает добро.

Восп. В сказочной стране несколько избушек: Одна на Курьих ножках. Кто в ней живет? (слайд)

Дети. « Баба Яга».

Восп. А вот домик-ледяной, а этот лубяной (слайд)

Дети: «Заюшкина избушка».

Восп. А в этом домике живет большая и дружная семья (слайд)

Дети : «Теремок».

Восп . А как их зовут?

Дети: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь.

Восп. А вот ложка не простая, а точенная-ручка золоченная. Чья она? (слайд)

Дети: «Жихаркина»

Восп . На пенечке круглый комочек, румяный бочок. Кто это? (слайд)

Дети: «Колобок».

Восп . Посмотрите, вот там девочка в яркой шапочке идет, с корзинкой в руке и весело распевает свою песенку. Как её зовут? (слайд).

Дети: «Красная шапочка».

Восп. Молодцы, ребята! Можно отправляться дальше в путь. Летим? Тогда держитесь крепче. Подлетаем к цветочной поляне. Приземляемся!

Эта поляна зеленого цвета

Значит на ней постоянное лето.

Восп. Что-то шуршит? Послушайте. Кто это может быть? (открывается цветок, в котором сидит семья божьей коровки).

Ой, кто это? (ответы детей). Да их здесь целая семья! Давайте осторожно посадим их к себе на ладошку и рассмотрим их.(дети садят божьих коровок к себе на ладонь) . Ребята, расскажите о божьей коровке, какая она?

Дети: Божья коровка – это симпатичный маленький жучок. Какое выпуклое овальное тело, ярко-красная спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав. А еще она умеет летать даже на большие расстояния. Божьи коровки приносят людям большую пользу, потому что поедают тлю и листоедов. (это такие вредные насекомые).

Восп. Я знаю потешку о божьей коровке:

Божья коровка, полети на небо,

Принеси нам хлеба, черного и белого,

Только не горелого.

Восп. Вам понравилась потешка? Давайте еще раз вместе пропоем её. (хоровое проговаривание потешки). И правда, ребята, если посадить божью коровку на ладонь и пропеть эти слова, она успеет согреться от тепла руки, расправит крылышки и улетит:

Вот ярко-красная божья коровка.

Спинку свою разделив пополам.

Вскинула ловко прозрачные крылья

И полетела по божьим делам.

Восп. Ребята, а вам нравятся божьи коровки? А можно взять с собой хотя бы одну?

Дети: Нет.

Восп. Правильно, ребята, брать их нельзя. Им будет плохо друг без друга: это же семья, они должны быть вместе. А ещё: дома в неволе они погибнут. Давайте посадим божьих коровок на цветочки и проведем физкультминутку.(«Цветы»)

Давайте и мы станем цветочками. Наши руки будут цветами. Выполняйте движения вместе со мной.(проводится игровой тренинг «Цветы».)

Наши желтые цветки распускают лепестки (сложить ладони, соединив пальцы, медленно раскрывают «бутон»)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (шевеление пальчиками)

Наши желтые цветки закрывают лепестки.(соединить пальчики обеих рук)

Головой качают, тихо засыпают.(покачивание кистями рук) .

Восп. Сколько интересного мы узнали на этой цветочной полянке! А теперь отправляемся дальше путешествовать. Полетели? Полетели! Ветерок уносит все дальше и дальше от сказочной поляны. Летим мы над лесом. Посмотрите, какие высокие деревья! Листочки на них зеленые и травушка – муравушка, что растет под ними, зеленая. А небо над нами синее – синее! Вот и опушка леса. Опускаемся. (фонограмма «Звуки леса»: шелест листьев, пение птиц) . Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы: радуются теплу, солнечному свету. Но мне кажется, что я слышу чей-то плач. Кто же это?(зайчонок ). Здравствуй зайчонок, что случилось, почему ты плачешь?

Зайчонок: Захотелось мне на зеленой травке побегать, на солнышке погреться. Пришел на опушку да и поранился.

Восп. Ребята, что мы будим делать? (ответы детей)

Восп. Хорошо, что мы взяли рюкзак: здесь и аптечка есть. Чем мы помажем ранку? (ответы детей, воспитатель совместно с детьми «лечит» зайчонка)

А как вы думаете, почему это лекарство так называется – зеленка?

Восп. Ребята, зайчонку больно, зеленка щипит!(дети дуют на ранку) . А теперь перевяжем бинтом. Вот и полечили.

Восп. Как вы думаете, ребята, почему зайчонок поранил лапку?(ответы детей) . Посмотрите вокруг. Давайте наведем порядок на опушке, чтобы больше никто не пострадал.

Восп. Ребята, а когда вы с родителями отдыхаете на природе, оставляете беспорядок? (ответы детей) . Вот и правильно: природу нельзя загрязнять! (дети собирают мусор в пакет). А вы знаете, что можно сделать из ненужных вещей?(воспитатель достает из рюкзака шумовые инструменты и показывает детям) . Все это может греметь, шуршать, звенеть, тарахтеть, шелестеть. Давайте развеселим зайчонка, сыграем на наших необычных музыкальных инструментах.

Зайчонок: Ой, спасибо, ребята, как вы меня развеселили!

И лапка у меня уже не болит.

А на опушке как чисто стало!

Я с вами буду дружить.

Дети: И мы с тобой, зайчонок, будем дружить. Но сейчас нам пора прощаться. До свидания Зайчишка.

Восп. Далеко мы улетели, всю планету разглядели,

А теперь летим назад в наш любимый детский сад.

(Звучит веселая музыка. Дети и воспитатель «возвращаются» в детский сад)

Восп. Наше путешествие подошло к концу. Где же мы с вами побывали, с кем подружились? (ответы детей). Да, ребята, мы с вами побывали в Стране сказок, помогли сказочным героям, познакомились и подружились с семьей божьей коровки и узнали о ней много интересного, навели порядок на лесной опушке, полечили и подружились с зайчонком.

Игра игрой сменяется, но кончилась игра.

А дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!

Восп. А в память о нашем путешествии я хочу подарить вам воздушные шары, чтобы вы почаще отправлялись путешествовать, познавали мир и встречали новых друзей.

До свидания! До новых встреч!