Цель методики сесиль лупан краткое. Занятия по методике Сесиль Лупан: инструкция на каждый день

Методика Сесиль Лупан представляет собой всестороннее естественное развитие ребенка с учетом его наклонностей, интересов и индивидуальности с помощью разнообразных средств познания окружающего мира. Взяв за основу методику Глена Домана, актриса упростила ее, добавив больше эмоционального, творческого развития и занимательности.

Методика Сесиль Лупан

Первый год жизни

Период от рождения до года – один из самых значимых в жизни малыша. Методика Сесиль Лупан основана на том, что время, проводимое вместе с ребенком, должно быть насыщено эмоциями и событиями, поэтому уже с самого раннего возраста нужно проводить его с пользой.

Обучение должно быть игрой, которая прекращается до того, как малыш утомится. Лучшими учителями для крохи являются родители, поощряющие его любознательность.

Развиваем слух

В комнате, где находится ребенок, не должно быть ни постоянного шума, ни постоянной тишины: важно знакомить малыша со звуковыми контрастами. Поставленные поочередно ритмичные и медленные мелодии, повышение и понижение голоса при разговоре, демонстрация звуков, издаваемых различными предметами – все это способствует полноценному развитию слуха малыша.

Развиваем зрение

Безопасное детское зеркальце, разноцветные лоскутки ткани, картинки с черно-белыми узорами, карточки с крупными геометрическими фигурами – все это поможет малышу фокусировать взгляд.

Стимулируем осязание

Подбираем разные по фактуре ткани и поочередно вкладываем их в ручку малыша. Также можно сшить тканевые мешочки, наполнив их различным содержимым: крупой, горохом, пуговицами и т.д.

Физическое развитие

Массаж, плавание, динамическая гимнастика и физкультура – залог полноценного интеллектуального развития ребенка.

Следует часто выкладывать кроху на животик, помещая перед ним множество ярких погремушек, качать его на гимнастическом мяче. Стимулируя малыша к ходьбе, нужно ставить рядом с ним стулья для опоры, постепенно отдаляя их друг от друга.

После того, как ребенок научится ходить, Сесиль Лупан рекомендует отказаться от коляски, а гулять только пешком.

Развитие речи

С самого рождения необходимо разговаривать с крохой, следя за правильностью, четкостью и выразительностью собственной речи. Повторение звуков за малышом, проговаривание названий окружающих предметов и процессов позволяет установить диалог и прекрасно стимулирует развитие речи.

Чтение стихов и пение песенок будут способствовать развитию памяти. После двух лет малышу можно показывать коротенькие мультфильмы, комментируя происходящее на экране.

Учимся читать

Малыша до трех лет не стоит учить читать целенаправленно. Занятия должно быть интересными, с использованием красочных материалов, веселых песенок и забавных стишков. Сесиль Лупан предложила вариант карточек с буквами, облегчающих процесс их запоминания, где буква изображается крупно, а рисунок – тонкими красными линиями.

Учимся считать

Данный процесс должен быть наглядным: при любом удобном случае пересчитывайте предметы вместе с малышом, перекладывая их. С трехлетнего возраста ребенок уже в состоянии освоить математические действия, меры объема, длины и времени. Важно, чтобы малыш сперва освоил счет: в этом помогут карточки с изображением цифры и соответствующего количества предметов.

Изучаем иностранный язык

С полутора — двух лет малыша можно начинать знакомить с иностранным языком. Произношение названий предметов, игрушек, процессов, рассматривание словаря с картинками, заучивание коротеньких стишков и песенок – все это будет способствовать запоминанию малышом иностранных слов. Если кроха не хочет повторять, настаивать не стоит – пассивное изучение не менее важно.

Основные плюсы и минусы методики

Как и любая другая, методика Сесиль Лупан имеет как положительные стороны, так и недочеты.

Плюсы методики:

  • одновременное гармоничное физическое, эстетическое и умственное развитие ребенка;
  • наиболее полное развития ребенка через органы чувств;
  • развитие общительности, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Минусы методики:

  • родители довольно много времени должны уделять малышу;
  • необходимость большого терпения, желания, хорошего настроения и общительности родителей для качественных занятий с ребенком;
  • не подходит для вспыльчивых, занятых, авторитарных родителей.

Большой популярностью пользуется книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя «. В ней она дает практические рекомендации по развитию детей, рассказывает о себе и своей семье.

Здравствуйте, дорогие родители!

Продолжаю делиться с вами методиками раннего развития детей. В свое время я изучила многие и старалась применять к своему сыну. Конкретной методики я не придерживаюсь, беру что-то от одной, что-то от другой. Сесиль Лупан методика раннего развития, хочу рассказать сегодня о ней.

Об авторе

По образованию актриса и даже принимала участие в съемках и театральных постановках.

Но пришло время и Сесиль родила двоих девочек погодок и актерская карьера отошла на второстепенный план, а точнее вовсе была заброшена.

Все мысли ее были заняты воспитанием девочек, их образованием и любовью к ним. В общем она посвятила себя им.

Плюсы и минусы методики

Плюсов на самом деле больше, чем минусов. И вообще, мне методика кажется приемлемой. Учитываются эмоциональное состояние ребенка, его желания, что не может положительно не сказаться при формировании личности. Ребенок на занятиях тесно общается с мамой, происходит разноплановое развитие.

К минусам стоит отнести то, что как ни крути, а времени все равно нужно потратить немало для проведения подобных систематических занятий.

Дидактический материал, всевозможные карточки, книги, (чем больше, тем лучше), подготовка мамы к занятиям с малышом, посещение различных секций, если хотите ребенка обучать разным видам спорта. Все это требует немало сил, времени и конечно же денежных вложений.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной!

Развивайтесь и чаще улыбайтесь!

Пишите комментарии и заходите в соц. сети

Рассмотрим идеи домашней педагогики Сесиль Лупан. Найдем ответы на вопрос: Как правильно самостоятельно в домашних условиях заниматься с маленьким ребёнком.

Тот, кто с самого рождения своего младенца смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, много и четко разговаривает с ним, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, — такой человек уже сделал главное. (С. Лупан)

Домашняя педагогика Сесиль Лупан

Книги родителей, рассказывающие о воспитании своих детей, — явление уникальное, хотя и вполне естественное: кто же лучше знает о желаниях и способностях малыша? Что побуждает любящих мам и пап браться за перо, описывая собственные открытия в семейном обучении? Конечно же, любовь ко всем детям, чувство сопереживания с родителями, которые либо испытывают определенные трудности в воспитании, либо сталкиваются с проблемой впервые.

Сегодня таких книг-исповедей написано немало, и лучшие из них стали бестселлерами. В ряду таких изданий и книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».

Молодая мама, используя личный опыт воспитания дочерей, попыталась наилучшим способом развить их интеллект и вместе с тем сделать малышек психологически здоровыми людьми.

Основой индивидуального подхода стала для Сесиль методика американского врача Глена Домана. Однако это не было копирование определенной системы, пусть и очень популярной. Лупан полностью трансформировала методику американского педагога, хотя вначале точно следовала ее принципам.

В отличие от Глена Домана , который наблюдал сразу многих детей и поэтому не мог проникнуть в душевный мир каждого из них, Сесиль Лупан, наблюдая только двух своих дочек, постаралась тонко их почувствовать и дать именно те знания и именно в тот момент, когда они были к этому расположены.

И еще одно отличие: у Домана более четко все расписано по возрастам «среднестатистических детей», у Лупан же программы строго индивидуальны, с учетом наклонностей малышей и их интереса к тому или иному занятию. Домашний педагог гармонично, более индивидуально подбирала и методы обучения. Она составила целые программы по изучению истории, географии, истории искусств, музыки и других областей знаний для малышей и дошкольников.

Основная идея, которую предложила Лупан, заключается в том, что дети требуют не внимания- опеки, а внимания-интереса, который могут дать им только родители. Эта модель воспитания ребенка содержит и определенную жизненную философию.

Она адресована прежде всего тем, кто считает, что богатство человеческой личности должно выражаться не просто в поддержании постоянного и однообразного комфорта, а в том, чтобы «превзойти самих себя».

Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение пяти лет с неизменным успехом выступала на бельгийской сцене. В 1981 году Сесиль уехала с крошечной дочерью к мужу в США, где преподавала актерское мастерство. Побывав однажды на семинаре в Институте развития человеческого потенциала (BBI), Лупан начала заниматься с восьмимесячной дочкой по методике, разработанной Гленом Доманом и его коллегами. Так молодая мать открыла для себя завораживающий мир раннего обучения и развития детей и с тех пор целиком посвятила себя этой деятельности.

Рождение второй дочери выявило, насколько дети бывают не похожи друг на друга и как важно в обучении быть чутким и гибким. На основе личных наблюдений и выводов Сесиль Лупан написала книгу. Вслед за одним из мудрецов она искренне поверила в то, что «ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

Сесиль не ставила экспериментов на детях, не работала в детсадах и медучреждениях, а просто с любовью воспитывала своих дочерей, подвергала осмысленной критике и органично адаптировала существующие методики развития. Не претендовала она и на формирование каких-то идей, не давала советов по взращиванию «гениев» и не представляла никакой школы. Ее книга — это рассказ о жизни, практическое пособие для родителей, которые хотят открыть для своего ребенка мир с самого раннего детства.

По сути, советы Сесиль Лупан — это рекомендации обычной мамы, увлекшейся идеей раннего развития. Однако неожиданно даже для самого автора книга «Практическое руководство "Поверь в свое дитя"» прибрела огромную популярность, и сегодня многие родители и педагоги охотно следуют ее принципам.

Большой интерес вызвала книга и на постсоветском пространстве, ведь у нас, кроме супругов Никитиных и их немногих последователей, почти никто не писал о специфических условиях и возможностях развития детей в семье, а не в детских садах.

В своей книге Сесиль Лупан приходит к парадоксальному выводу: дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты», но учение — это игра, которую следует прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы малыш был в определенном смысле «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще и еще».

В ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах. Именно поэтому в книге постоянно повторяются рекомендации — не форсировать события и заканчивать любой урок с малышом тем упражнением, тем элементом, которые ему хорошо удаются.

Сесиль Лупан уверена, что родители — лучшие учителя для своего малыша: «Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?» По словам Лупан, «главный недостаток книги состоит в том, что она не может воспроизводить веселый детский смех, не может излучать торжествующих и лукавых взглядов».

«Лента времени» и понимание пространства

Большое внимание Сесиль Лупан уделяет музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам и, конечно, истории и географии. История — самый непростой для малышей раздел знаний. Дело в том, что они пока с трудом ориентируются во времени. Для них понятия «сто лет назад», «во II веке до н. э.» и «вчера» значат примерно одно и то же. С учетом такого восприятия Сесиль Лупан разработала свой метод объяснения малышам сложных вещей.

На первом этапе она предлагает изучать «прошлое ребенка», его собственную историю, располагая фотографии событий в хронологическом порядке (вот только родился, вот научился сидеть, пошел и т. д.).

Следующий этап — история родителей, а затем бабушек и дедушек. Когда у малыша сформировано некоторое понятие времени, можно переходить к истории, например к динозаврам. К слову сказать, Лупан очень верно говорит, что «динозавр» для малыша звучит не сложнее, чем «бегемот». Поэтому не стоит бояться сложных названий и терминов. Главное — дать им правильное и понятное объяснение. Ну а дальше можно уже разбираться в мировой истории.

Для этого Лупан сочиняет «исторические» песенки, отображая в каждом куплете какое-то важное событие таким образом, чтобы детям было интересно и весело. Этим советом вполне могут воспользоваться мамы, склонные к творчеству. Ведь для малыша в подобных песенках не важны отточенные рифмы: любые сочинения он воспримет с восторгом, заодно узнавая о тех или иных исторических событиях.

В изучении географии на первый план выступает умение ребенка почувствовать пространство. Здесь можно вовлечь малыша в различные географические игры: составление планов каждой из комнат и квартиры, увлекательное знакомство с картой, «путешествия» по странам и континентам, карты-пазлы и др. Для подобных игр, конечно, понадобится много картинок, изображающих различные страны, горы, моря и другие географические объекты. Они помогут малышу лучше представить то, о чем ему рассказывают.

Сесиль Лупан и здесь предлагает зарифмовать какую-то информацию, например названия столиц тех или иных стран, и даже приводит свои варианты таких стихов.

Индивидуальность прежде всего

Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна обязательная ежедневная программа занятий: если каждый день заниматься всем понемногу, жизнь малыша может превратиться в тяжкую повинность, а желание узнать больше будет пропадать все чаще. Лупан считает, что наиболее подходящим базовым временным периодом для занятий является неделя.

Имеет смысл составить расписание занятий, которые надо проводить с ребенком. Такая программа будет служить определенным эталоном, которого, разумеется, не всегда возможно придерживаться: кому, как не родителям, доподлинно известно, что жизнь с крохой — это сплошные непредвиденные обстоятельства?

Так, если в течение одной недели что-нибудь из задуманного не выполняется, всегда есть возможность сделать это на следующей неделе. Не стоит добиваться эффективности любой ценой и требовать от себя и ребенка непременно использовать каждое мгновение «с максимальной пользой». Если постоянно думать о том, что необходимо заняться с ребенком чем-то развивающим, это может плохо отразиться на отношениях с ним. Моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения и единения, чем периоды напряженного внимания.

Занятия стоит организовывать таким образом, чтобы, не тратя времени на подготовку, иметь возможность проводить «урок» в любых условиях. По мнению Лупан, различные знания, полученная в повседневной жизни информация гораздо эффективнее ежедневных «занятий». Уроком для ребенка будет то время, когда он систематизирует полученные знания или использует их на практике. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, необходимо прекратить уроки на несколько недель или даже месяцев. В этом нет ничего страшного: необходимо время, чтобы знания «отстоялись», считает Лупан. Когда после перерыва занятия возобновятся, ребенок с лихвой восполнит все, что было пропущено.

Принципы Сесиль Лупан

♦ Самые лучшие преподаватели для малыша — его родители.

♦ Если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему.

♦ Не ограничивайте кругозор вашего ребенка.

♦ Обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет.

♦ Никогда не проверяйте своего ребенка.

♦ Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Не забывая о душе

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые, по мнению Сесиль Лупан, забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, на которые в погоне за знаниями просто не остается времени. Помимо объема информации важно, в какой атмосфере проходят занятия. Надо аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству, а в случае неудач сочувствовать и никогда не высказываться неодобрительно о творческих попытках малыша.

У ребенка не должно возникнуть ощущение, будто родителям надоели его «почему» и «отчего». Всем своим поведением мама и папа должны показывать, что им нравится его стремление познать мир. Кроме того, необходимо чаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личного пространства.

Как считает Лупан, очень важно учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого родителям необходимо с пониманием и терпением относиться ко взглядам окружающих, даже если они резко отличаются от их мнения. Поэтому родителям надо внимательно следить за своей речью, не допуская слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии маленького человека. Родители должны открыто выражать свои чувства к ребенку, не бояться лишний раз приголубить, обнять, поцеловать. Дети, уверенные в любви родителей, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир.

Понятно, что не каждый взрослый готов проводить с малышом целый день. Отдавая ребенка в детский сад или поручая заботу о нем няне, помните: ваши взгляды на воспитание и развитие крохи должны совпадать. Иными словами, речь идет не только о воспитании ребенка, но и о педагогическом развитии самих родителей.

В домашнем воспитании, по методике Лупан, родители должны каждую минуту быть готовы целиком и полностью отдаться своему малышу, а не отмахиваться от него игрушками и нянями. Конечно, далеко не все мамы и папы готовы так самоотверженно трудиться на благо своего чада, как это сделала Сесиль Лупан. Тем не менее она преподала хотя бы начальный урок воспитания молодым и будущим мамам, ведь уже давно доказано, что личность формируется еще в утробе матери.

Угасание родительской инициативы — одна из проблем сегодняшнего дня, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей. Она заключается в том, что современные родители в лучшем случае склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка другим людям, пусть и компетентным. Доля времени, посвящаемого семейному общению, слишком мала, из-за чего теряется преемственность традиций домашнего воспитания, а потому вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей.

Сесиль Лупан доказала, что раннее развитие дает положительные результаты не только для ребенка. Молодые мамы тоже могут развивать свои творческие способности, что делает семью семьей в полном смысле этого слова. Лупан и сегодня вдохновляет родителей использовать преимущества домашнего воспитания, обратившись к педагогическому потенциалу семьи.

Сесиль Лупан не просто мать двоих детей, она женщина, которая, написав книгу, открыла новую грань в завораживающем мире детской психологии. Теперь каждая мама может с легкостью и, главное, с удовольствием подготовиться к самому главному в своей жизни — образованию любимого и неповторимого малыша.

Сесиль Лупан - педагог, мать двоих детей. Она стала еще одним доказательством того, что раннее развитие ребенка - это не пустой звук. На примере собственных детей Сесиль доказала, что такое воспитание дает исключительно положительные результаты и влияет не только на умственное и физическое развитие ребенка, но и на отношения между матерью и детьми.

Педагоги-новаторы - в большинстве своем люди по-хорошему одержимые своими идеями. Сесиль Лупан - одна из Них. О своем опыте педагогического новаторства Сесиль написала книгу «Поверь в свое дитя» , ставшую вскоре… нет, не бестселлером. Эта книга стала Эталоном настоящего педагогического откровения. Это огромная (полмиллиона знаков) Исповедь.

С необыкновенной скрупулезностью, чуть ли не по часам Сесиль рассказывает о своем восхождении к простой и великой истине: просвещение детей - это Обязанность, возложенная Создателем на родителей, и - одновременно - дарованное Им высшее родительское Счастье.

Успешная бельгийская актриса Сесиль Бран в 25 выходит замуж и рожает первую дочь. По приглашению американских коллег она с трехмесячной дочкой в «кенгурушке» приезжает в Штаты преподавать актерское мастерство.

Судьба сводит ее с создателем одной из первых систем раннего обучения - она посещает его семинар и проникается его идеями. Приехав домой, пытается учить восьмимесячную дочку «по Доману» и… ничего не получается. Сесиль извлекает уроки из поражения и создает свою собственную систему раннего развития детей, которую успешно испытывает на своих дочерях. Испытания тщательно документируются. Свои дневники, которые Сесиль вела, пока учила дочерей, она позже превратит в книгу.

В своей книге «Поверь в свое дитя», Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна лишняя забота и опека. Развитию малыша и укреплению отношений в семье способствует интерес, заинтересованность родителей в собственном ребенке. Так как только родители способны в полной мере быть заинтересованными в своем чаде, Сесиль утверждает, что именно они должны стать первыми педагогами для своего малыша.

Сущность методики Лупан

За основу своей теории Сесиль Лупан взяла теорию . Однако впоследствии, эта теория несколько видоизменилась.

Основным предложением Сесиль Лупан является отказ от ежедневного расписания . Педагог утверждает, что это ограничивает деятельность ребенка, а значит и негативно влияет на заинтересованность малыша в учебе. Вместо распорядка дня Сесиль предлагает составлять расписание на неделю, в котором будет указано все то, что вы бы хотели успеть за неделю, неважно в какой день конкретно.

Таким образом, вы никогда не забудете о задуманном, но в то же время не будете находиться в рамках распорядка. Вы сможете смело изменять дневной план, заниматься другой деятельностью, а не той, которую запланировали.

Принципы раннего обучения по Сесиль Лупан:

1. Не зацикливайтесь на обучении. Кроме познавательной деятельности день ребенка должен быть полон обычного общения с вами, играми и другой занимательной деятельностью. Самое важно для вас должно быть не умственное развитие малыша, а его отношение к вам.

2. Планируйте занятия. Ребенок не должен сидеть и ждать, пока вы подготовитесь к тому или иному уроку, поэтому каждое занятие должно быть составлено так, чтобы его можно было провести в любом месте и в любое время. Самое главное, чтобы ребенку был интересен урок. Как только вы чувствуете, что этот интерес угасает - прекращайте занятие и заменяйте его на что-то другое.

3. Стимулируйте детские занятия творчеством.

4. Способствуйте любопытству малыша. Очень часто нам надоедает отвечать на бесконечные детские «почему?» и «зачем?». Однако ни в коем случае нельзя игнорировать такие вопросы. Наоборот, любопытство ребенка, его любознательность и стремление разобраться в строении мира, должно быть для вас настоящей радостью.

5. Воспитывайте ребенка толерантным и терпимым человеком. Он должен считаться с мнением других людей и уважать его.

6. Чем бы вы ни занимались - делайте это в форме игры. Обучение чтению, математике и любым другим умениям в игровой форме гораздо веселее и доступнее малышам, чем обычное занятие.

Основная мысль, которую стремиться донести Сесиль Лупан до всех родителей - уделяйте своим детям как можно больше внимания. Ребенок должен чувствовать себя любимым и ни на мгновение не сомневаться в этом. Поэтому не бойтесь переборщить с объятиями и поцелуями, не старайтесь подстроить ребенка под собственные стереотипы. Когда малыш будет чувствовать, что его принимают таким, какой он есть, он будет гораздо быстрее и успешнее обучаться и развиваться.

Методика Сесиль Лупан

методику сесиль лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности. сесиль лупан – в первую очередь, это просто увлеченная мама, любящая своих двух дочерей и желающая дать им с самого раннего возраста - разные средства познания мира. сесиль опробовала методику глена домана на своих детях, но у нее не все получилось.

она отошла от жестких принципов домана и творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность. свои методы гармоничного развития дочек и результаты своих занятий с ними сесиль лупан описала в книге «практическое руководство «поверь в свое дитя»». во франции сесиль лупан основала общество с таким же названием. в настоящее время множество родителей по всему миру придерживаются ее методики.

биография

сесиль лупан (в девичестве браи) родилась в 1955 году в монсе (бельгия). она получила профессию актрисы и в течение пяти лет с большим успехом выступала на бельгийской сцене. но уже тогда сесиль стали занимать вопросы материнства, и она пришла к выводу, что её предназначение - воспитание и развитие своих будущих детей. «мне казалось прекрасным носить ребенка под сердцем, дать ему жизнь, вскормить, ухаживать за ним…», - считала сесиль.

со своим мужем – виктором - сесиль познакомилась в 1979 году, в 1982 году родилась их первая дочка – галя, в 1983 – дочка селина.

в настоящее время сесиль лупан живет в париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле и радиопередачах, воспитывает детей

о методике сесиль лупан

в начале своего материнства лупан заинтересовалась методикой глена домана и даже побывала на его семидневном семинаре в америке. воодушевившись идеями и энтузиазмом глена, сесиль начала заниматься со своей восьмимесячной дочкой галей математическими карточками с точками. но она столкнулась с некоторыми трудностями, и хотя и добилась неких результатов, все равно не смогла добиться заинтересованности своей дочери. вскоре лупан отошла от методики домана, сохранив, однако, основные его принципы, которые посчитала единственно верными:

Самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;

Обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

Не надо проверять своего ребенка;

Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

исходя из этих четырех принципов, а так же используя методики, собранные из различных книг и свою театральную подготовку, лупан постепенно разработала систему упражнений и игр для детей с самого раннего возраста, основанных на раскрытии их потенциала и формировании их личностных качеств.

лупан последовала своей интуиции и пришла к выводу, что "ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь". нужно не «обучать» детей по строгому графику (как это принято у домана), а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме (как это принято у монтессори). и опять же не загружать мозг детей информацией, как советует доман, а учить его эту информацию обрабатывать и обобщать. т.е. не просто говорить ребенку, что это морковь, это свёкла, это картофель, а ненавязчиво в занимательной форме рассказывать и обыгрывать, как выращивать эти овощи, что из них можно делать и т.д.

основной принцип методики сесиль лупан - обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. а учиться детям должно быть легко и интересно.

основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», - считает лупан.

и конечно, в погоне за развитием интеллекта не стоит забывать о чувствах ребенка. нужно дарить ему любовь, поцелуи и объятия. дети, уверенные в любви родителей и получившие положительное представление о себе, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир и прекрасно адаптируются к любой возрастной и социальной группе.

«и не следует забывать, что любовь к малышу – это тяжелый труд, ежедневный, ежесекундный…», - пишет в своей книге сесиль лупан.

рождение второй дочери показало сесиль, насколько дети бывают непохожими друг на друга, и как важно в обучении быть чутким и гибким. ведь то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого. поэтому лупан предупреждает родителей, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные ею.

в книге сесиль лупан приводятся конкретные игры и упражнения по развитию двигательной активности, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам, истории, географии, плаванию и верховой езде.

игры и упражнения в первый год жизни (по книге сесиль лупан «поверь в своё дитя» )

первый год – очень важный этап в жизни человека. в течение этого времени процесс воспитания сосредоточивается на четырех основных задачах:

1. помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения. нужно проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые усилия, сделанные им, радоваться его успехам, не давать малышу плакать

2. стимулировать, насколько это возможно, все его пять чувств. стимуляция органов чувств очень важна в раннем возрасте, ведь именно так малыш получает сведения об окружающем мире.

зрение

состояние высвобожденной двигательной активности . когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.
гримасы. человеческое лицо очень интересует новорожденного. когда вы держите его лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками.
одноцветные предметы. предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. показывайте их ребенку по очереди (сначала можно дать сразу два предмета, потом добавлять по одному)
украшение кроватки. прикрепите к стенкам его кроватки кусочки ткани, бумаги или пластика, так как примерно до шести недель головка малыша всегда повернута вбок - независимо от того, лежит ли он на спине или на животе. как только малыш научится хватать, уберите все, чем он может пораниться, что может проглотить и обо что удариться.
зеркала. поместите зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них будут отражаться его движения, и это расширит его мир.
мобиль. прикрепите мобиль или длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы малыш мог их достать. "шахматная доска". когда ребенок находится на полу или на большом специальном мате, положите перед ним, например, вертикальную дощечку, расчерченную на клетки - черные и белые. это поможет младенцу фокусировать свой взгляд.
иллюстрированные карточки. подготовьте карточки размером 3030 см. на одних карточках нарисуйте кружки, на других - черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п.). разложите их вокруг малыша и периодически их меняйте.

слух

приучайте малыша к звуковым контрастам. вы должны много петь ребенку. подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!
высокие и низкие звуки. заставьте ребенка почувствовать различие между ними. например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь и т.п.
кассеты. ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.

осязание и хватание

заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п.

лоскутное одеяло. сделайте такое одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он "тренировал" свое осязание.
яркие рукавички. чтобы развить хватательный рефлекс, управляемый взглядом, нужно, чтобы малыш понял, что у него есть руки. для этого сшейте яркие рукавички, отличающиеся по цвету от его одежды:
побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней.

вкус и обоняние

запахи растений. сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). затем плотно завяжите мешочки и напишите на них название того вещества, которое в них хранится. дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит.
предметы для жевания. дайте младенцу предметы различной плотности, которые бы он мог грызть или жевать.
использование в качестве игрушек различных вещей. для игры ребенку можно предложить какие-нибудь предметы домашнего обихода - чайную ложку, стаканчик, пустую катушку, старый каталог, носок, шапку и т.п. но не давайте одновременно больше трех-четырех предметов и меняйте их, когда увидите, что они малышу надоели.

3. поощрять ребенка развивать свою двигательную активность.

особое место в развитии ребенка уделяется двигательной активности.

при рождении

кроватка должна быть достаточно большой, чтобы малыш мог там свободно поворачиваться и во сне, и после пробуждения.
положение на животе. в течение дня приучайте младенца лежать на большом матраце или просто на полу. положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования на ковре в окружении своих визуальных стимуляторов (яркие игрушки, кусочки ткани, различные предметы). положение на спине позволяет малышу исследовать свои руки и развивает хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, когда вы хотите с ним поиграть.
наклонная плоскость. это гладкая доска (150100 см), один конец которой на высоту 20 см приподнят от пола. посадите ребенка на высокий край доски и дайте ему съехать вниз. упражнение делается под наблюдением взрослого.

гимнастика:

Скрестите ручки малыша на груди, и слегка потяните за них. повторите упражнение, но теперь та рука, которая находилась снизу, должна быть сверху;

Сделайте то же самое упражнение, но для ног;

Затем скрестите, скажем, левую руку и правую ногу так, чтобы при этом рука была снизу, а нога сверху;

Пощекочите ребенка и опрокиньте (сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее), это укрепляет мускулатуру;

Положите младенца на плечо и покружитесь вместе с ним; держите малыша крепко на руках и заставьте его "поплавать" в воздухе;

Положите младенца животом на большой резиновый шар и, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях, следя за тем, чтобы малыш не ударился обо что-нибудь затылком. желательно надеть на него специальный пенопластовый воротник, обшитый тканью. это предотвратит удар.

в период между первым и четвертым месяцами

манеж препятствует развитию подвижности. рекомендуется не использовать его совсем или применять очень ограниченно. нужно организовать в комнате для малыша большое пространство, где он мог бы, находясь в безопасности, резвиться в свое удовольствие.
равновесие. стенки некоторых детских кроваток имеют сбоку твердую планку. поддерживая малыша, направляйте его, чтобы он сделал (пока инстинктивно) свои первые шаги вдоль этой планки.
положение на четвереньках. когда ребенок пытается встать на коленки, помогите ему, поддерживая его ноги руками.
гимнастика. упражнения носят тот же характер, что и на предыдущем этапе, но по мере того, как ребенок растет и крепнет, усложняются. очень важно следить за ритмом развития двигательной активности малыша. если вы будете форсировать обучение, ребенок испугается и перестанет осваивать новые движения. если же вы, напротив, сможете работать с ним, не спеша, то он, несомненно, захочет показать вам, что его такой темп не устраивает и что ему хочется заниматься еще и еще.

период между четырьмя и двенадцатью месяцами.

положение стоя. поместите в пространство, отведенное для малыша, какие-либо предметы или мебель, это поможет ребенку стоять, опираясь на что-нибудь. нужно, чтобы предметы были достаточно длинными и позволяли ребенку ходить вдоль них. разместите такие предметы на небольшом расстоянии друг от друга, тогда ребенок сможет делать первые шаги, передвигаясь от одного предмета к другому.
свободное перемещение. малыш уже вырос и может сам ходить по дому. подготовьте помещение так, чтобы ему это было удобно. ценные и опасные предметы поставьте вне зоны его досягаемости.
побуждение к ходьбе. во время прогулки заставляйте малыша ходить, держа его за руки. когда он стоит, опираясь на что-нибудь, позовите его к себе так, чтобы он сделал несколько шажков и, пришел к вам в руки.
лестница . если у вас в доме есть лестница, поощряйте ребенка взбираться на нее, конечно, под вашим присмотром.
большие полые кубы можно очень удачно использовать, чтобы стоять, прятаться, ползать и стучать по ним, отбивая ритм, а также убирать в них игрушки.
равновесие - чрезвычайно важный фактор. для выработки равновесия можно купить детское гимнастическое бревно или сделать его самим. не дожидаясь, пока ваш ребенок станет ходить, научите его ставить ножку за ножкой и перемещаться по этой планке вперед.
брахиация - это передвижение вдоль горизонтальной лестницы, укрепленной над головой, с помощью рук. малыш перехватывает одну за другой перекладины лестницы руками, повиснув на них, как обезьянка. упражнение развивает также объем грудной клетки и благоприятно действует на снабжение мозга кислородом. к этому упражнению можно переходить, когда младенец научится висеть на палочке. ребенка нужно крепко держать, пока он хватается за каждую следующую ступеньку.
гимнастика.

Положите малыша на плечо и на внутренний сгиб локтя и покружитесь вместе с ним. меняйте положение: ребенок лежит на локтевом сгибе на спинке, на животе, на боку;

Вместе с кем-нибудь возьмите ребенка за кисти рук и за лодыжки и раскачивайте его;

То же упражнение, но теперь уже держа за одну кисть и одну лодыжку;

Возьмите ребенка за кисти рук лицом вверх и покружите его то в одну, то в другую сторону;


То же упражнение, но держа ребенка за ноги;

То же упражнение, держа малыша сначала за правую руку и правую ногу, а потом за левую руку и левую ногу;

Возьмите ребенка под мышки, подбросьте в воздух и поймайте его.

большой пляжный мяч. положите ребенка животом на мяч, который вы будете катить вперед, не держа малыша при этом. схватите ребенка за ноги, прежде чем его голова коснется земли.
кувырки. научите ребенка втягивать голову и перекатываться вперед. когда малыш к этому привыкнет, положите его на спину, руки прижмите к голове и потяните вверх за ноги, чтобы помочь ему сделать кувырок назад.
ходьба на руках. переверните ребенка вверх ногами и заставьте походить на руках. потом скажите, чтобы он прижал подбородок к груди, и закончите все кувырком.

4. заложить основы языка.

речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. задолго до этого идет длительный процесс,


который вы (своим поведением) можете ускорить или замедлить.

объясните ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п. описанные ниже упражнения нужно начинать с самого рождения и не прекращать даже после года:
части тела. сеансы массажа и тактильной стимуляции - самые подходящие моменты для изучения ребенком частей тела.
знакомые предметы – называйте их и рассказывайте о них.
иллюстрированные карточки для визуального стимулирования – называйте изображенное и рассказывайте о нем.
рассказывайте короткие истории. придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своем носе, из которого течет, как из крана; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов и т. п.
детская речь - взрослая речь (точная и четкая). разговаривая с ребенком, пользуйтесь и той, и другой - по вашему желанию. малышу необходимы оба типа речи.
повторяйте звуки, которые произносит ребенок, которые произносит ваш малыш (включая зевание, чихание, кашель и т.п.), а потом побуждайте его повторять их. таким образом, он интуитивно поймет, что у вас с ним устанавливается диалог.
песенки, считалки, повторяющиеся куплеты. все это нужно бесконечно напевать младенцу, причем не в три года, а с самого рождения: "котя-котенька-коток", "баю-баюшки-баю, не ложися на краю..." и т.п.

в следующей статье будут приведены примеры игр и упражнений сесиль лупан для детей 1-6 лет.

Материал к занятию.